что такое опыление 3 класс
Презентация по окружающему миру на тему: «Опыление» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Размножение и развитие растений Опыление Леонтьева Д. Б. МОУ СОШ № 33 Г. о. Подольск
Основными опылителями цветковых растений являются бабочки, пчелы, шмели. Перелетая с цветка на цветок они переносят на своем теле пыльцу-опыляют растения.
Молодцы! Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Номер материала: ДБ-807969
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 9. Мир растений.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Пыльца – мельчайшие зёрнышки в цветках.
Ботаника – наука о растениях.
Опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой.
Насекомые опылители – насекомые, которые опыляют цветы.
Нектар – сладкий цветочный сок.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Группы растений; виды растений; наука о растениях, дыхание и питание; опыление; развитие растений из семян; факторы отрицательного воздействия человека; меры охраны; правила поведения в природе.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне.
Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле.
Кроме того, что человек, и животные употребляют растения в пищу, они вырабатывают необходимый для всего живого кислород. Давайте узнаем, почему говорят, что растения – зелёная одежда Земли.
Царство растений очень обширно.
Их можно встретить не только в реках, озёрах и океанах, но и в горах, пустынях, если там есть хоть капля влаги.
Эти растения разнообразны по величине и форме: одни из них так малы, что можно увидеть их только в микроскоп, а другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Наиболее известные представители этой группы: ламинария, хламидомонада.
Водоросли обогащают водоемы кислородом. Они богаты питательными веществами и йодом.
Вторую группу составляют мхи – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу.
Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Яркими представителями этой группы являются: сфагнум и кукушкин лён.
Давно, когда на нашей планете был теплый климат, появились папоротники.
Их можно включить в третью группу. Они достигали в высоту 45 метров, образовывая целые леса.
Потом леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы из этих залежей деревьев образовался каменный уголь, который используется как топливо.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Помимо листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков и семян у них не бывает.
Четвёртую группу составляют хвойные растения – это деревья и кустарники.
К ним относятся сосна, пихта, ель, кедр, можжевельник. Хвоинки – это их листья! Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.
Пятая группа цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев, у них есть цветок.
Цветок – главный признак цветковых растений, из которого развивается плод с семенами. В каждой группе много видов растений.
Учёным известно около пятисот тысяч видов растений. Самая многочисленная группа – цветковые растения.
На свете около двадцати семи тысяч мхов, более десяти тысяч видов папоротников. А вот хвойных растений в разы меньше. Всего шестисот видов.
А как же питаются растения? Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?
Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ они поглощают из воздуха. Для работы этой чудесной кухни нужен солнечный свет. Он несёт с собой энергию, ведь для работы любой машины и жизни любого существа нужна энергия. Люди и животные не смогли бы жить без растений, потому что употребляют их в пищу, используют в лечебных целях. Растения образуют кислород необходимый для дыхания живых организмов.
А вы знаете, что такое опыление? У цветов есть пестик и тычинки
На тычинках есть пыльца. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца попала в пестик. Когда пчела садиться на цветок пыльца остается на мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, пчела переносит, пыльцу опыляя его. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.
Из опыленного цветка развивается плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.
Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Настоящими путешественниками являются плоды растений. Приглядевшись к ним можно догадаться, как они путешествуют.
Плоды некоторых деревьев путешествуют с помощью ветра, например, плоды клёна, липы, берёзы имеют специальные крылышки, а плоды одуванчика – парашютики. У плодов репейника имеются небольшие крючки, а у череды – острые зубчики. С помощью
крючков и зубчиков плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.
Для прорастания и развития семян нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени?
Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляется цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.
Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте лесов люди строят заводы или роют карьеры. Много растений при этом погибает.
Зачастую не подозревая люди, вытаптывают растения. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.
Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов. Большое количество растений внесены в Красную книгу России, например, подснежник, ятрышник, водяной орех. Гораздо реже, чем раньше попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле крупных городов осталось мало ландышей,
колокольчиков. Все перечисленные растения нуждаются в охране. Особую ценность природы представляют лекарственные растения. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются. Соблюдая простые правила поведения в природе, мы можем сохранить растения. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения надо только в тех местах, где их много. В лесу ходите по тропинкам, для того чтобы растения не погибли от вытаптывания. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Они находятся под особой защитой в заповедниках,
национальных парках. Большое количество растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
В природе всё взаимосвязано. Берегите природу!
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса: О какой группе растений идёт речь?
Древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу.
Правильный вариант ответа: мхи.
Разбор типового тренировочного задания
Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.
А. …… обогащают водоемы кислородом. (Водоросли, папоротники, мхи).
В. Наука о растениях называется ………..( биологией, микологией, ботаникой).
Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 1 часть стр 83
👉 Ответы к странице 83. Окружающий мир 3 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: опыление.
Опыление – это процесс переноса пыльцы с одного растения на другое, как результат – завязывается плод.
Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.
Зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений можно увидеть на земле. Эти плоды покрывают снег под растениями и могут пролежать так всю зиму. Их также могут утащить птицы или грызуны.
Приготовь рассказ о том, как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).
Многие животные помогают растениям размножаться. Например, насекомые, птицы, собаки, белки и другие животные.
Например, если у растения есть колючка её с легкостью может подцепить собака на шерсть и унести плод на дальнее расстояние.
Рассмотри семена овощных растений. Сравни семена по размеру, форме, цвету.
Как мы видим, семена овощных растений имеют разную форму, цвет и форму. Например, у свёклы и редиса семена маленькие, круглые, коричневого цвета. А у патиссона самые крупные семена из всех представленных на фото.
С помощью взрослых освойте действия по выращиванию декоративных цветочных растений и овощных культур.
Летом, мы с бабушкой на даче цветочки под названием гавриш. Для этого нужно сначала посадить в землю семена гавриша на расстоянии примерно 1 сантиметра друг от друга и полить землю. В скором времени из семени появится корешок, а затем стебель и листочки.
Стр 81 учебник Окружающий мир 3 класс 1 часть Плешаков
№1. Как происходит опыление у растений?
В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок.
№2. Что образуется на месте цветков после опыления?
Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет.
№3. Как распространяются плоды растений?
С помощью ветра, животных, людей.
№4. Какие условия нужны для прорастания семян?
Тепло, вода и воздух.
№5. Как развивается растение из семени?
Сначала появляется корешок, далее стебель и листья.
Ответы на задания для домашней работы
№1. Запиши в словарик: опыление.
Опыление — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика (у покрытосеменных) или на семяпочку (у голосеменных).
№2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.
Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые крылышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра. У плодиков репейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчиками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.
№3. Приготовь рассказ о том, как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).
Без опыления цветков не смогут завязаться плоды, а, значит, растение не даст семян. Некоторые цветки опыляются с помощью ветра, но большинству растений помогают пчёлы, шмели, бабочки. Цветки своим ароматом приглашают насекомых полакомиться нектаром. У некоторых цветков лепестки служат удобными посадочными площадками. Цветок старается как можно сильнее испачкать насекомое пыльцой. Она бывает клейкая или имеет крохотные крючочки, поэтому удерживается на теле опылителя.
В жарких странах некоторые растения опыляют крохотные колибри, нектарницы, маленькие попугайчики и даже летучие мыши.
Распространять семена растениям помогают птицы и животные. Сойки, мыши и белки на зиму заполняют свои кладовки запасами.
Часть семян теряется по дороге, а бывает и так, что хозяева забывают, где устроили кладовку. Весной все эти семена и орехи прорастают.
Плоды некоторых растений цепляются маленькими крючками к шерсти животных и путешествуют вместе с ними.
Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения.
Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.
Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России?
Подснежник, ятрышник, водяной орех.
Какие растения вашего края нуждаются в охране?
Некоторые цветы в Московской области которые занесены в Красную книгу:
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Размножение растений стр. 78 – 81
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, как происходит размножение растений.
Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.
На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной!
Выскажи предположение, почему это произошло.
Пчёлы питаются нектаром, но одновременно являются насекомыми-опылителями. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Если опыления нет, то на растении не появляются плоды.
Практическая работа «Плоды путешествуют»
1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?
Мы видим, что плоды клёна, берёзы или липы напоминают маленькие самолётики, они очень лёгкие и разлетаются на большие расстояния. Так эти деревья приспособились для распространения семян.
Плоды череды и репейника распространяются иначе. Они имеют колючки-крючочки, которыми цепляются за шерсть животных и одежду человека. И животные или человек, переносит эти плоды.
Плоды одуванчика тоже очень лёгкие, похожие на парашютики. Их разносит ветер, но по форме они отличаются от плодов деревьев. Ведь одуванчик трава и растёт у самой земли. Поэтому чтобы его семена могли путешествовать, они должны взлетать. Вот у них и выработалось такое приспособление к полёту.
2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.
Плоды должны путешествовать потому, что растениям нужно расселяться на новых территориях. Там, где они растут, уже мало места для молодой поросли, ведь ей нужно открытое пространство. Чтобы добраться до него, плодам приходится путешествовать.
Как развивается растение из семени?
Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.
Изготовим модель, показывающую процесс развития из семени растения. Это можно сделать с помощью рисунка.
Модель, показывающая развитие растения для 3 класса
Сперва покажем простое семя, помещённое в землю. Над землёй можно нарисовать солнечные лучи и струи воды, имитирующие полив.
На следующей картинке покажем, как у семени появляется корешок.
Затем над поверхностью почвы появится росток, маленький, зелёный, с ещё не сформировавшимися листьями
Затем у ростка появляются листья.
И на последнем рисунке можно показать взрослое растение.
Обсудим!
1. Семя — это живое или неживое тело?
Семя — это живое тело, прежде всего потому что является одним из этапов развития растения, живого объекта. Семя дышит, ему нужно тепло и вода. И мы должны помнить, что в природе никогда не происходит превращения неживого в живое, а из семени появляется живое растение.
2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?
Для прорастания семян требуется несколько условий: тепло, вода, воздух. В пакетике есть только тепло, но одного тепла недостаточно для того, чтобы семя начало прорастать.
3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?
Пчёлы являются насекомыми-опылителями, они помогают образоваться плодам. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.
Проверь себя
1. Как происходит опыление у растений?
Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой.
2. Что образуется на месте цветков после опыления?
На месте цветков после проведения опыления образуется плод.
3. Как распространяются плоды растений?
Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.
4. Какие условия нужны для прорастания семян?
Для прорастания семян нужны тепло, почва, свет, вода, воздух.
5. Как развивается растение из семени?
Сперва образуется корешок, потом появляется росток, распускаются листья. А потом росток превращается во взрослое растение.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: опыление.
Опыление — процесс переноса пыльцы, в результате которого завязывается плод.
2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.
Зимой плоды многих деревьев и кустарников можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их часто растаскивают грызуны и птицы.
Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.
А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.
3. Приготовь рассказ о том, как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).
Рассказ «Как животные помогают растениям осуществлять размножение» для 3 класса
Многие животные помогают распространяться растениям.
Происходит это по-разному.
Например, насекомые опыляют цветки и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.
Многие плоды имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.
А также помогают распространяться семенам птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.
А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.
Участвуют в распространении семян и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю, орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.
Смотри также:
На следующем уроке
Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?
Без растений невозможна жизнь, потому что они выделяют кислород, который нужен для дыхания. Также они образуют органические вещества из воды и углекислого газа, служащие пищей всем животным.
В Красную книгу внесены многие виды растительного мира, например, ландышей, тюльпанов, маков, безвременник. Многие деревья также внесены в Красную книгу.
В Московской области нуждаются в охране: ветреница лесная и дубравная, княженика, клюква, морошка, адонис весенний, медвежье ушко, толокнянка и многие другие.