что такое оптимизация учебного процесса и в чем она заключается

Оптимизация образовательного процесса. Условия, формы и методы оптимизации

Оптимизация образовательного процесса позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать собственные гипотезы, манипулировать, поднимать вопросы.

Формы, методы и средства оптимизации процесса обучения становятся, как никогда, актуальны, когда речь заходит об увеличении интереса и способностей учащихся к получению знаний. Существующие современные образовательные технологии преподавания помогают объяснить сложные темы, используя при этом мультимедийные презентации. Автор Ю.К. Бабанский испытал и разработал уникальный творческий подход к исследованию более подходящих методик педагогики.

что такое оптимизация учебного процесса и в чем она заключается. Смотреть фото что такое оптимизация учебного процесса и в чем она заключается. Смотреть картинку что такое оптимизация учебного процесса и в чем она заключается. Картинка про что такое оптимизация учебного процесса и в чем она заключается. Фото что такое оптимизация учебного процесса и в чем она заключается

В настоящее время сетевые ресурсы постепенно проникают в сферу оптимизации процесса обучения. Технические условия обмена обратной связи и взаимодействия в реальном времени могут быть реализованы с применением современных образовательных технологий и мультимедийной сети.

Оптимизация процесса образования эволюционировала от традиционного класса, ассоциирующегося с доской и мелом, до современного стиля мультимедийного сетевого преподавания.

Большой сдвиг от статического к динамическому

Методика, которую в свое время предложил Бабанский, оптимизация процесса обучения приносит живость и обмен в реальном времени в полную игру. Как результат, это имеет большое значение и ценность для применения и оптимизирует возможность внедрения современных образовательных технологий в условиях мультимедийной сети в преподавании.

Современное образование, основанное на новейших технологиях, развивается из отсталой методики на более успешное самостоятельное и групповые занятия студентов. Традиционное образование следует парадигме, в которой учащиеся читают отрывок из учебника, смотрят презентации и слушают скучные лекции преподавателей, читают снова и снова, делают заметки, а затем завершают процесс тестом. Такая модель обучения менее эффективна, дорогостоящая и не интегрирует потенциал, который современные образовательные технологии, основанные на сетевых технологиях, могут предложить.

Автор Бабанский проанализировал текущую ситуацию с использованием индивидуализированных образовательных технологий в первую очередь, при условии, что теоретические основы для применения будут оставлены, а во-вторых, будут доработаны с учетом практики преподавания.

Характеристики оптимизации процесса обучения

Совместное использование ресурсов

Все виды обработки информации и функции взаимодействия студента и преподавателя.

В процессе преподавательской практики студенты получают учебную информацию в доступной форме.

Персонализированный подход

Студенты должны выбирать, когда и где учиться, и сколько они собираются получить информации. В то же время результат совместного получения информации не только индивидуализирован, но и гибок. Заинтересованность учащимися и творчество на уроке приветствуются.

Своевременный мониторинг успешности обучения

Степень, в которой ученики получают необходимую и своевременную оценку, — это стандартное измерение средства оптимизации процесса обучения. Своевременность можно рассматривать как взаимодействие между результатами каждого в отдельности и обзор учителей, оба из которых, как ожидается, будут влиять на эффективность учебного процесса. Все последствия оценки своевременности преподавания имеют большое значение.

Конструктивизм в обучении

Конструктивизм — это искусство педагогики, основанного на предварительном условии, что учащиеся совершенствуют свое понимание мира, в котором они живут, оглядываясь на собственный опыт. Студенты могут генерировать собственные «ментальные модели» и «правила», которые они используют, чтобы понять, что они уже знают и как пополнить свой запас знаний.

На заметку! Таким образом, обучение — это просто процесс адаптации умственных моделей к поглощению новых. А конструктивизм — это некое мнение о педагогике, основанном на той мысли, что знание не является чем-то, что может быть предоставлено учителем лишь в основной части класса. Скорее, знания строятся учениками через энергичный, умственный путь развития, тогда как учащиеся — это сами конструкторы и создатели знаний и смысла.

В процессе получения информации, учащиеся находятся в центре внимания интерактивного класса, а учитель, в свою очередь, продвигает процесс, который позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать гипотезу, манипулировать, поднимать вопросы, объекты.

Контраст между традиционным подходом и методикой Бабанского

Традиционные методики преподавания ставят акцент на преподавании учителей. Сознательно или бессознательно многие учителя доминируют над всем классом.В результате научный характер учебников погружен в «воду», а энтузиазм и желание учиться у студентов стираются. В то же время учащиеся оказываются в состоянии так называемого недоедания как результат отсутствия визуальных пособий и соответствующей литературы.

Современная образовательная технология принесла надежду на упомянутый выше факт. Бабанский Ю.К. оптимизация процесса обучения заключается в сочетании наглядных пособий, изобразительного искусства, изображений, музыки, психологии, педагогики, искусственного интеллекта. Эти составляющие учебного процесса мобилизуют слуховые и визуальные функции слушателей в полной мере. Интерес студентов может быть стимулирован, а эффективность памяти значительно улучшается.

Применение полученной информации

Оптимизация образовательной деятельности включает в себя презентацию получаемой информации через несколько учебных процессов, включая, но тем не менее не ограничиваясь одним лишь текстом, аудио, иллюстрациями, карточками, графикой и видео.

Важно! Условия оптимизации процесса обучения устанавливаются в соответствии с требованиями различных классов для проведения урока.

Некоторые студенты ошибочно представляют обучение как неправильную перспективу, рассматривая урок как вынужденную меру. Подключение доски и мела может быть довольно увлекающим занятием, вне зависимости от того, занимаются ли студенты предметом, вопросами, текстами, словарями и предложениями или нет. Цель оптимизации образовательного процесса — помочь обучению.

Источник

Оптимизация процесса обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое оптимизация процесса обучения

Вообще в науке под понятием «оптимизация» понимают отбор наиболее благоприятного варианта из множества возможных. В контексте процесса обучения под оптимизацией понимают подбор такой методики, которая позволит добиться наилучших результатов и при этом затратить минимум времени, сил педагога, учеников в имеющихся условиях.

Особый вклад в развитие вопросов оптимизации процессов обучения внес ученый Ю. К. Бабанский, который опубликовал свою научную работу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» в 80- ых годах 20 века.

Теория оптимизация имеет яркий гуманистический уклон. Оптимизация определяет условия, которые необходимы для обучения и воспитания школьников.

В педагогике выделяют два основных подхода к оптимизации процесса обучения:

Оптимизация представляет собой не один метод, а совокупность методов, это процесс, который позволяет оптимальным образом достичь главных целей образования.

Критерии оптимизации процесса обучения

Для того что бы определить является ли методика процесса обучения оптимальной необходимо выявить у нее четыре основных критерия оптимальности. Эти четыре критерии были разработаны такими известными педагогами как Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник. К этим критериям относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Суммируя все вышенаписанное, можно сделать вывод, что оптимальной методика преподавания считается в том случае если, она позволяет достигнуть высоких результатов, используя минимальное количество усилий педагога и ученика за определенный промежуток времени.

Способы оптимизации процесса обучения

Ученые выделяют восемь основных способов оптимизации образовательного процесса:

Планирование и конкретизация задач образования, обучения, воспитания и развития учащегося является первым способом поэтизации образовательного процесса. В том случае если все задачи обучения четко и конкретно продуманы заранее процесс обучения будут проходить быстрее и сбудет более успешным. В том случае если определён весь комплекс образовательных задач решение их может осуществляется одновременно, а не по отдельности, что в значительной степени экономит время.

Кроме того, в процессе обучения для осуществления оптимизации педагогу необходимо сформировать комплекс задач руководствуясь особенностями учеников и особенностями условий в которых проходит обучение. В этом случае педагог должен выбрать из большого количество задач те, которые являются наиболее актуальными.

Второй способ оптимизации связан с обоснованием соответствия содержания задачам обучения, с вычленением в содержании урока основного необходимого материала. Иными словами, в течении урока ученики должны быть сконцентрированы на главной информации, которую преподносит педагог. Несоблюдение этого критерия может привести к переутомлению детей и ухудшению усвоения материала учениками. Поэтому весьма немаловажно, чтобы в ходе процесса обучения ученики овладевали и необходимой информацией, и учились осуществлять самоконтроль и самоуправление.

Педагог, выбирая наиболее приемлемую структуру занятия, осуществляет третий способ оптимизации процесса обучения. Проводя занятие, учитель должен учесть следующие важные элементы урока:

Следующий способ оптимизации состоит в необходимости выбирать более подходящие методы и средств обучения для достижения задач обучения. В связи с этим педагог долен владеть информацией чем одни методы отличаются от других. То же самое можно сказать и о средствах обучения.

Пятый способ заключается в сочетании дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Если педагог соблюдает этот принцип, то в его работе должным образом сочетаются общеклассные, групповые и индивидуальные подходы к обучению. Дифференциация учеников необходима в связи с тем, что каждый из них обладает своими определенным личностными качествами, задатками, типом мышления и памяти.

Немаловажным в процессе оптимизации обучения является и создание соответствующих учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических условия для обучения школьников. Этот принцип следует из закономерности эффективного обучения.

Следующий способ оптимизации процесса обучения предполагает поиск способов, которые позволят экономить время педагогов и учеников, поиск благоприятного типа обучения. Этому помогают ранее описанные способы оптимизации, оснащение школьных кабинетов, автоматизированное оборудования, разнообразные методические и учебные материалы, планирование школьной деятельности.

Последний способ процесса оптимизации в рамках процесса обучения заключается в анализированные итогов обучения и временных затрат педагогов и учащихся в соответствии с основными вышеперечисленными критериями оптимизации. Анализ ситуации сводит к соотнесению соответствия между конечными результатами процесса обучения, воспитания и развития, реальными возможностями учеников и временными затратами их самих и педагогов.

Формы и методики оптимизации процесса обучения

В процессе оптимизации обучения немаловажную роль играют формы и методы обучения. На сегодняшний день не существует форм и методов, которые удовлетворяли бы полностью критериям оптимизации: некоторые методы и формы эффективны в одних видах деятельности другие в других.

Ю.К. Бабанский считал, что словесные методы обучения в большей степени разрешают задачи по усвоению теоретический и фактических знаний, но эти методы не решают практических задач, не формируют навыки и умения в должной степен, но плюсом является быстрый темп обучения при использовании этих методик и форм.

Дискуссии способны формировать набор теоретических знаний, логическое мышление, речь, побуждают интерес, развивают волю, но их темп не удовлетворяет временных требований оптимизации.

Поэтому, когда преподаватель готорится к своему урок,у он должен выбрать методику, которая будет соответствовать критериям оптимизации исходя из целей и задач конкретного этого урока.

Источник

Что такое оптимизация учебного процесса и в чем она заключается

Перейдите по следующей ссылке,

чтобы оказаться на основном сайте:

Оптимизация учебного процесса

Оптимизация учебного процесса и его связь с развивающим обучением.

Стимулировать познавательный интерес учащихся можно, акцентировав внимание на потенциале личности ученика и его раскрытии во время учебной деятельности, когда ребенок становится ее субъектом, а также сосредоточив силы поиска такой стимуляции в организации познавательной деятельности.

Это задача из задач, которая может быть решена учителями, находящимися в постоянном поиске различных подходов и средств, помогающим им достичь этой цели. Одним из таких подходов и является оптимизация педагогического процесса.

Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник подразумевают под оптимизацией учебно-воспитательного процесса «выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителей и учащихся». [4, 12].

Таким образом, оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой целенаправленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом.

Критериями оптимизации являются:

— максимально возможные результаты в формировании знаний, умений, навыков;

— минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение намеченные результатов;

— допустимые затраты усилий школьников и учителей на достижение намеченных результатов за отведенное время;

— меньшие по сравнению с типичными затраты на достижение намеченных результатов. [4].

Самым близким к оптимизации следует считать понятие эффективности. Но эффективность, то есть повышение результативности учебно-воспитательного процесса, можно достичь самыми разными способами, в том числе интенсификацией труда или увеличением времени на решение какой-либо задачи.

Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник подчеркивают, что «оптимизация – это повышение эффективности не любыми средствами, а наиболее выгодными для конкретной ситуации». [4, 20].

Оптимизация связана также с научной организацией труда. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник указывают на то, что научная организация труда «предполагает перспективное и текущее планирование, рациональное распределение функций, умелое стимулирование труда, создание необходимых условий для успеха работы, хорошо продуманные учет, контроль и анализ результатов». [4, 22].

Принцип оптимизации является одним из важнейших в научной организации труда.

Существует несколько конкретных способов оптимизации обучения. Все они предполагают ряд взаимосвязанных действий учителя:

— комплексное планирование задач;

— конкретизацию задач обучения на основе изучения реальных возможностей школьников;

— выделение главного в содержании обучения;

— выбор оптимальной структуры урока;

— выбор наиболее рациональных методов и средств преподавания, стимулирования и контроля;

— выбор наиболее рационального сочетания общеклассных групп, индивидуальных форм обучения;

— выбор наиболее наиболее рационального темпа обучения;

— создание благоприятных условий для обучения;

— выявления соответствия результатов реальным возможностям учеников. [4].

Как можно видеть при перечислении этих способов огромное значение для оптимизации имеет конкретизация задач обучения на основе изучения реальных возможностей учеников, а также соответствия результатов обучения реальным возможностям учеников. Таким образом для успеха оптимизации необходимо установить эти реальные возможности учащихся, то есть изучить личность школьника для того, чтобы опереться на нее в учебном процессе и развить ее способности. Это, как мы видим, напрямую связано с лично-ориентированным и развивающим обучением.

Успешность учебной деятельности школьника зависит от его восприимчивости к обучению, внутренней позиции личности в учении. [4, 69].

Реальные возможности учеников – еще одно довольно сложное понятие, которое пытаются расшифровать Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник. «Оно охватывает – пишут они в своей работе – не только внутренние по отношению к ученику факторы (обучаемость личности, развитость основных процессов и свойств мышления, запоминания, специфику общеучебного знания, навыки, умения, физическое развитие, работоспособность, отношение к учению, элементы воспитанности, влияющие на учебу и др.), но и внешние обстоятельства (влияние семьи, учителей, ученического коллектива, групп по месту жительства, учебно-материальной базы школы и др.)». [4, 69].

При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:

— определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями по теме;

— ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике;

— обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний;

— конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме;

— определить тематику каждого занятия, урока;

— конкретизировать задачи данного урока;

— отобрать наиболее рациональное содержание обучения;

— избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения;

— выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;

— определить оптимальный темп обучения на уроке;

— определить содержание и методы домашней работы учеников. [1, 292-293].

Одной из существенных проблем оптимизации является выбор оптимального сочетания методов обучения. Он определяется по Ю.К. Бабанскому:

— закономерностями и принципами обучения;

— целями и задачами обучения;

— содержанием и методами данной науки и данного предмета;

— учебными возможностями школьников;

б) уровнем подготовленности;

в) особенностями классного коллектива;

— особенностями внешних условий;

— возможностями самих учителей. [1, 293].

Под методами обучения Ю.К. Бабанский понимает: «способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение определенных задач образования, воспитания и развития учащихся». [1, 283]. Так как здесь ключевым словом является деятельность имеется все основания выделить в ней три важнейших компонента: организационно-действенный, стимулирующий и контрольно-оценочный. В связи с этим можно выделить, как указывает Ю.К. Бабанский, и три большие группы методов:

— методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (см. приложение №1);

— методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (см. приложение №2);

— методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (см. приложение №3).

Какие же методы являются наиболее оптимальными в современной школе? Н.А. Менчинская пишет: «У одних учащихся было обнаружено органическое объединение теоретических знаний и практических действий, в то время как у других наблюдалась разобщенность между ними. Наиболее успешно справлялись с решением конструкционно-технических задач те учащиеся старших классов, у которых теоретический анализ проблемы сочетался с поисковыми практическими действиями. Худшие результаты наблюдались у тех, кто слишком долго обдумывал ход решения, не приступая к практическому действию, а также у тех, кто, наоборот, начинал с практического манипулирования и приходил к некоторой общей руководящей идее только после многочисленных многочисленных пробных практических действий». [29, 37-38].

Из этого высказывания явствует, что наиболее эффективными являются поисковые методы обучения, которые в наибольшей степени востребованы в концепциях личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Источник

Статья «Оптимизация современного урока»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Оптимизация современного урока

величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае

оно совершенно бесполезно”

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Каждому учителю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности (в частности и урока). Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации. Использование современных информационных технологий и является тем средством, которое помогает о птимизи ровать учебный процесс.

В настоящее время в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в оптимизации учебного процесса с применением эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.
В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю. К. Бабанский издал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в которой выделил следующие критерии оптимизации:

• Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.

• Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

• Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитательных целей.

Оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

Оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии любой науки, которой предполагает поиск целостной системы мер по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, развития ученика и коллектива.

Каждый учитель на уроках стремится получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся. Это является сутью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Итак, для того чтобы, преодолеть неуспеваемость, мотивировать учеников к изучению иностранного языка, устранить какие-либо методические недостатки педагогу необходимо постоянно стремиться к оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.

Оптимизация учебного процесса:

• помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников;

• формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;

• учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;

• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;

• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам;

• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;

• соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их перегрузки;

• открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.

Оптимизация не является особым методом или приёмом обучения. Это целенаправленный отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.

возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.

ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;

большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.

оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Для развития познавательных интересов учащихся и оптимизации учебной деятельности используется технология проблемного обучения. Это организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. Методические приемы создания проблемных ситуаций:
• учитель предлагает учащимся задания проблемного характера, решение которых учащиеся должны найти самостоятельно;
• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос (софизмы);
• ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными фактами, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками…).
Варианты проблемного обучения – поисковые и исследовательские методы.

Важную роль принадлежит здоровьесберегающим технологиям, внедрение которых позволяет добиваться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии обязательно применяются на каждом уроке в виде упражнений на снятия напряжения с глаз

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении. Необходимо сформировать знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, усовершенствовать процесс обучения и, используя дифференцированный подход, осуществлять развитие:

Одним из важных условий здоровьесберегающей технологии является рациональная организация урока.

От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Учитывая то, как утомление и стресс действуют на растущий организм, можно рассматривать профилактику утомляемости и стресса как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе. Перечислим кратко, на что мы в этом аспекте обращаем внимание во время урока :

Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, аудирование, рассказ, рассматривание наглядных пособий. Норма — 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех.

Чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10–15 минут.

Наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие.

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого упражнения.

Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток.

Другим существенным условием здоровьесберегающей технологии является дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга и типами восприятия информации

Традиционные формы контроля знаний в некоторых случаях недостаточно действенны, что отражается на качестве обучения.

Субъективизм, используемый в традиционном контроле, сплошь и рядом приводит к расхождению представлений преподавателя и ученика об оцениваемом объекте. Расхождение в случае неудовлетворительных оценок, как правило, сопровождается конфронтацией, которая изначально снимает возможность сотрудничества преподавателя и ученика в процессе контроля. В этой связи приходится искать новые возможности повышения эффективности проверки качества знаний.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Основными достоинствами тестовой формы контроля знаний являются:

учет индивидуальных особенностей учащихся;

контроль качества усвоения не только практического, но и теоретического учебного материала;

возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;

осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;

экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;

разнообразие форм контроля.

На практике наибольшее распространение получили следующие формы тестовых заданий:

закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных)

полузакрытые тестовые задания (ответ известен только обработчику),

открытые тестовые задания (ответ не задан),

задания на установление соответствия,

задания на установление правильной последовательности.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются не только его экономией, но также более высокими результатами обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *