что такое опи в беларуси

Отдел принудительного исполнения

что такое опи в беларуси. Смотреть фото что такое опи в беларуси. Смотреть картинку что такое опи в беларуси. Картинка про что такое опи в беларуси. Фото что такое опи в беларуси

С 1 января 2014 года в Беларуси создана и начала функционировать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, в которую вошли судебные исполнители общих и хозяйственных судов. Судебные исполнители не только обрели самостоятельность, значительно расширились их полномочия.

– Указом Президента №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» создана единая система органов принудительного исполнения(далее – ОПИ) судебных постановлений и иных исполнительных документов. Эта служба сформирована на базе структурных подразделений Министерства юстиции, Высшего Хозяйственного Суда, а в областях – на базе главных управлений юстиции с включением в ее состав судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иных работников аппаратов общих и хозяйственных судов.

В систему органов принудительного исполнения вошли Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции и территориальные органы в областях: это управление принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в районах – отделы принудительного исполнения. До этого года судебные исполнители были в штатах судов.

Учитывая требование Президента Республики Беларусь так же была произведена реорганизация численности состава и подразделений ОПИ, а по факту – уволено до 40% численности инспекторов, но обо всём по порядку.

Из диспозиции ч.З ст.24.10 КоАП Республики Беларусь усматривается, что данная статья применима только к должнику и административный процесс может быть начат только по заявлению взыскателя. При таких обстоятельствах, административный процесс ОПИ в отношении взыскателя не может быть начат.

Однако, заведующая сектором отдела принудительного исполнения принудительно вызывает взыскателя для составления административного протокола, в связи с чем, в рамках закона об обращении граждан и юридических лиц была оформлена соответствующая жалоба.

В соответствии с определёнными требованиями ст.14,18 Закона «Об обращении граждан и юридических лиц», указывается, что письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы. Они должны быть обоснованными и мотивированными, содержать конкретные формулировки или подтверждающие или опровергающие доводы заявителя. В письменных ответах на жалобы должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия) должностных лиц, информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.

Однако, в место проведении соответствующей проверки начальником ОПИ и принятии мер была оформлена «отписка» – нарушений нет.

По данному факту была оформлена аналогичная жалоба в вышестоящее – главное управление юстиции облисполкома, где данная жалоба пересылается в тот же государственный орган, действия(бездействия) которого обжалуются.

По данному факту была оформлена аналогичная жалоба в вышестоящее – Министерство Юстиции Республики Беларусь, где так же была дана «отписка» – нарушений нет.

Ранее среди судебных исполнителей проводилась учёба на предмет применения норм законодательства начальником ОПИ. Таким образом, свои юридические знания показали не только специалисты в региональных подразделениях, но и в Министерстве Юстиции Республики Беларусь.

Для дачи правовой оценки всех ответов был направлен соответствующий запрос в Прокуратуру, где было выявлено нарушение.

По данному факту все ответы были направлены к Министру Юстиции Республики Беларусь, где был дан соответствующий ответ.

Если есть Прокуратура – компетентный государственный орган в юридических вопросах, зачем Государству второй?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как работают с должниками сотрудники отдела принудительного исполнения

Принудительное исполнение

У индейцев есть обычай: если кто–нибудь берет деньги в долг, то в залог оставляет свое имя. И пока человек кому–то должен, к нему обращаются только нечленораздельными звуками и подзывают жестами. Должнику, конечно, неприятно, зато стимулирует к порядочности. Да и окружающим проще: видно, с кем следует быть осторожнее. Тысячи белорусов ежегодно пятнают свое имя невозвратными долгами самого разного происхождения. Но вот дилемма: суммы в исполнительных листах иногда просто космические, при этом сам должник гол как сокол! Как же взыскивать? За ответом корреспонденты «СБ» отправились в отдел принудительного исполнения Московского района Минска.

— Судебных исполнителей иногда сопровождают сотрудники охраны или РУВД, но часто приходится ходить одним, — поясняет Алена, у которой 390 совершенно непредсказуемых «подопечных». Ее специализация — долги родителей, чьих детей содержит и воспитывает государство. В особых случаях судебных исполнителей бесплатно сопровождают сотрудники РУВД.

что такое опи в беларуси. Смотреть фото что такое опи в беларуси. Смотреть картинку что такое опи в беларуси. Картинка про что такое опи в беларуси. Фото что такое опи в беларуси

Возле подъезда к нам присоединяются два сотрудника фирмы–конфиската, которой предстоит реализовать б/у имущество. Вопреки ожиданиям квартира вороватого директора не удивляла роскошью. К тому же положить глаз на все более–менее ценное тоже не представлялось возможным: часть имущества уже была поделена и принадлежала супруге. От простенькой посуды, убитой мелкой бытовой техники и древнего телевизора (где только взяли?), заблаговременно выставленных на пол, Ирина сразу же отказалась. С большой натяжкой товарный вид имели электрочайник и соковыжималка. Они были оценены на 50 тысяч рублей каждый. Из мебели покрывать хозяйские долги ушли 2 деревянные газетницы (по 100 тысяч рублей) и деревянная стенка с комодом и зеркалом (700 тысяч рублей). Последними из квартиры вынесли три межкомнатные двери — каждая по 300 тысяч. «И это только начальная цена! Не будет продаваться — придется скидывать. » — пояснил сотрудник конфиската. Во дворе хозяин простился со старенькой, 1996 года выпуска, «Хондой–Цивик». Она, в лучшем случае, закроет долг на 24 миллиона 286 тысяч 800 рублей. А остальное?

В подъезд многоквартирного дома по проспекту Газеты «Звязда» мы попали без особых сложностей. На нужном этаже густой запах аммиака застревал в горле и резал глаза. Дверь (где вместо ручки — грязный шарф) в квартиру Ольги У. и ее дочери Елены была распахнута настежь, там — исчадие ада. На так называемых хозяйках в общей сложности висят 17 исполнительных производств. За долги им давно отключили все что только было возможно. Везде мусор, разбитое стекло, окурки, ободранные стены, а вместо унитаза — тазики с нечистотами, расставленные по всей однушке.

Следующий персонаж проживал в многоэтажке неподалеку. 27–летний неработающий минчанин должен 79 миллионов банку и 30 тысяч долларов физлицу. Только вот квартирку он. уже продал! За 42 тысячи долларов, как пояснили новые хозяева. При этом не попытался закрыть даже часть долга. Теперь ловкач будет объявлен в розыск.

— Инна недавно освободилась из ЛТП, где лечилась от алкогольной зависимости и принудительно работала, тогда кое–что в бюджет еще отчислялось, — говорит Алена. — Но теперь заявила, что больше работать не намерена, мол, устала и смысла не видит, когда 75% зарплаты все равно забирают в пользу детей.

Источник

Главное управление принудительного исполнения

Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее – Соглашение), подписанное 03.03.2015 и вступившее в силу 31.12.2015, которое предусматривает исполнение на территории Российской Федерации исполнительных документов о взыскании алиментов, выданных судами Республики Беларусь, в упрощенном порядке (без прохождения процедуры признания).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения исполнительный документ и приложенные к нему документы на основании заявления взыскателя о направлении исполнительного документа направляются для исполнения через уполномоченные органы Республики Беларусь по месту исполнения исполнительного производства (по месту жительства, месту пребывания должника или местонахождению его имущества) в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов России.

В соответствии со статьей 6 Соглашения уполномоченными органами со стороны Республики Беларусь являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов.

Таким образом, для соблюдения предусмотренных Соглашением условий с соответствующим заявлением и приложенными документами Вам необходимо обратиться в управление принудительного исполнения главного управления юстиции Витебского областного исполнительного комитета для дальнейшего направления документов уполномоченному органу Федеральной службы судебных приставов России.

При этом согласно части шестой указанной правовой нормы заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписаны электронной цифровой подписью.

Следует отметить, что понятие «электронное обращение» не равнозначно понятию «электронный документ».

Определение понятия «электронное обращение» дано в абзаце шестом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях). Так, электронное обращение – это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. Требования, которым должно соответствовать электронное обращение, изложены в пункте 2 статьи 25 Закона об обращениях, при этом в их числе нет требования о наличии в обращении подписи.

В то же время, исходя из положений абзаца девятого статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» возможность использования электронного документа определяется таким обязательным условием, как наличие в нем действительной электронной цифровой подписи.

Как установлено в части второй пункта 33 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, если заявление, ходатайство участника исполнительного производства не соответствуют требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве, судебный исполнитель оставляет их без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя с указанием недостатков, подлежащих устранению.

Таким образом, если ходатайство, поданное по электронной почте, не подписано электронной цифровой подписью, оно не соответствует требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Поэтому имеются основания для оставления его без рассмотрения.

Оборот по реализации имущества, арестованного у должника, при обращении взыскания на данное имущество признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) у должника, т.е. плательщика, являющегося собственником имущества, в общеустановленном порядке, за исключением случаев, установленных подпунктом 2.14 пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 103 НК сумма НДС исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке, предъявляется плательщиком при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном статьей 105 НК.
Необходимо отметить, что положения НК не предусматривают необходимости и возможности выделения и предъявления судебным исполнителем покупателю арестованного имущества суммы НДС, подлежащей исчислению и уплате в бюджет должником (собственником имущества).
Нормы налогового законодательства не регулируют вопросы проведения оценки арестованного имущества должников, в связи с чем, представляется возможным исчисление налога должником исходя из налоговой базы, являющейся ценой реализации.

В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии.
Данная норма предполагает, что сторона исполнительного производства вправе снимать копии материалов исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, как своими техническими средствами (фотоаппарат, мобильный телефон и др.), так и обратиться с ходатайством о предоставлении копий документов из материалов исполнительного производства при условии уплаты государственной пошлины согласно приложению 16-1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 34 Закона исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений или являющиеся судебными постановлениями, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу или со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления.
Если на момент вступления в силу Закона истек шестимесячный срок для предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного до 16 мая 2017 г. судом, рассматривающим экономические дела, то на основании абзаца шестого части первой статьи 44 Закона, это является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства по причине истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, поскольку право на совершение соответствующего процессуального действия в данном случае погашено.
Вместе с тем статьей 333 ХПК, а также статьей 36 Закона предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
В случае, если срок предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного до 16 мая 2017 г. судом, рассматривающим экономические дела, на указанную дату не истек, то подлежит применению срок, установленный статьей 34 Закона.

Получить информацию о возбуждении исполнительного производства можно посредством банка данных исполнительных производств, размещенного на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России (http://fssprus.ru).

С помощью указанного банка данных заинтересованное лицо, в том числе взыскатель, являющийся гражданином иностранного государства, может получить следующие сведения:

о наименовании должника (для граждан – фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения; для организаций – наименование и юридический адрес);

об исполнительном документе, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

о дате возбуждения и номере исполнительного производства;

о предмете исполнения и сумме непогашенной задолженности;

о наименовании и адресе подразделения судебных приставов, в котором возбуждено исполнительное производство, о фамилии и телефоне судебного-пристава-исполнителя;

о возвращении исполнительного документа взыскателю, в случае если невозможно установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств, или об окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации или признания должника-организации банкротом.

Получение стороной исполнительного производства более подробной информации о процессуальных решениях, принятых в рамках исполнения на территории Российской Федерации исполнительного документа, возможно с использованием такого информационного ресурса, как Единый портал государственных и муниципальных услуг в рамках государственных услуг ФССП России «Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица».

Предоставление данной услуги иностранным гражданам возможно при наличии у них страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС), действующего на территории Российской Федерации.

Также для получения сведений о принятых судебным приставом-исполнителем мерах в ходе исполнительного производства Вы вправе написать электронное обращение в Федеральную службу судебных приставов России, в том числе в ее территориальные органы, через официальный сайт Федеральной службы судебных приставов России (http://fssprus.ru) в разделе «Обращения»/сервис «Интернет-приемная».

Порядок принудительного исполнения исполнительных документов органами принудительного исполнения регулируется нормами Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), а также Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 «Об утверждении инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь».
В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь имущественные права (требования) относятся к имуществу.
В соответствии со статьей 76 Закона имущество должника, являющееся предметом залога, на которое обращено взыскание, реализуется в порядке, установленном Законом.
В соответствии с абзацем пятым части третьей статьи 123 Закона не подлежат распределению денежные средства, полученные от реализации имущества должника, являющегося предметом залога, и оставшиеся после взыскания (удержания) расходов по исполнению исполнительного документа, штрафов, наложенных на должника в процессе исполнения исполнительного документа, и удовлетворения требований, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой статьи 122 Закона, а также принудительного сбора.

Статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» установлена обязанность сторон исполнительного производства предоставлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем исполнения.
Форма, в которой должна быть предоставлена информация, и виды предоставляемых документов законодательством не установлены.
Вместе с тем обращаем внимание, что информация о полном или частичном исполнении требований исполнительного документа приобщается к материалам исполнительного производства, в связи с чем должна предоставляться в орган принудительного исполнения в письменной форме или в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 года № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей» удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с сумм заработка и (или) иного дохода, причитающегося лицу, уплачивающему алименты – после удержания (уплаты) из этого заработка и (или) иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В соответствии с частью четвертой статьи 110 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) задолженность по алиментам определяется исходя из заработка и (или) иного дохода, полученного должником за время, в течение которого не производилось взыскание.
В соответствии с частью второй статьи 92 КоБС минимальный размер алиментов в месяц для трудоспособных родителей должен составлять не менее 50 процентов на одного ребенка, 75 процентов – на двух детей, 100 процентов – на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Источник

Система органов принудительного исполнения: что изменилось за 5 лет

что такое опи в беларуси. Смотреть фото что такое опи в беларуси. Смотреть картинку что такое опи в беларуси. Картинка про что такое опи в беларуси. Фото что такое опи в беларуси

Как и когда отделились судебные исполнители

В соответствии с Указом Президента Беларуси от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», с 1 января 2014 года была создана единая система органов принудительного исполнения (далее — система органов принудительного исполнения), сформированная на базе соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции, Высшего Хозяйственного Суда и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов. В ее состав были включены судебные исполнители общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иные работников аппаратов общих и хозяйственных судов, в т.ч. те, кто осуществлял техническое обслуживание, работники главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, обеспечивающих деятельность по исполнению исполнительных документов.

Во исполнение Указа № 530 Совет Министров Беларуси принял постановление от 31.12.2013 № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530». Постановлением утверждены Положение об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов и Положение о порядке использования принудительного сбора. Данное Постановление вынесено на переходном этапе создания и функционирования системы органов принудительного исполнения, когда еще не было единых правовых актов, регулирующих деятельность новой системы.

Новая структура: где и как сейчас найти судебного исполнителя

Ранее судебные исполнители входили в систему общих судов и в систему хозяйственных судов с применением норм гражданско-процессуального законодательства и хозяйственно-процессуального законодательства соответственно.

Теперь же функционирует единая система органов принудительного исполнения, которая руководствуется в своей деятельности едиными нормативными актами, в том числе Законом об исполнительном производстве, Законом о судебных исполнителях и Инструкцией по исполнительному производству.

В систему органов принудительного исполнения входят:

Территориальными органами принудительного исполнения являются:

Координацию и контроль за их деятельностью осуществляет Министерство юстиции.

Ранее судебные исполнители находились при общих и хозяйственных судах, которые осуществляли контроль за деятельностью судебных исполнителей. Теперь же отделы принудительного исполнения находятся в отдельных зданиях.

Деятельность органов принудительного исполнения регламентируют следующие основные нормативные правовые акты:

Какие сложности возникли у исполнителей в период формирования новой системы

На переходном этапе новая система испытывала много сложностей, в том числе и в том, что ранее действовали различные нормы законодательства у судебных исполнителей общих судов и судебных исполнителей хозяйственных судов. У каждой службы ранее была своя инструкция, судебные исполнители общих судов руководствовались нормами ГПК Республики Беларусь, а судебные исполнители хозяйственных судов – ХПК Республики Беларусь.

Возникали сложности при работе у судебных исполнителей по одному и тому же должнику, но по разным исполнительным документам. Часто судебные исполнители разных судов могли в отношении одного и того же должника совершать одинаковые процессуальные действия. Например, должник – частное предприятие «А», в отношении него имеются исполнительные производства, одновременно находящиеся на исполнении в суде Борисовского района и в хозяйственном суде Минской области. Судебные исполнители каждого из перечисленных судов выезжали к должнику с целью проверки имущественного положения и наложения ареста на имущество. Кроме того, на основании предписаний судебных исполнителей были наложены запреты на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником.

Теперь же введено понятие «сводное исполнительное производство» (ст.47 Закона № 439-З). И даже если исполнительные действия в отношении одного должника, но по разным исполнительным документам совершаются разными отделами принудительного исполнения, то эти действия согласованы и ведется сводное исполнительное производство.

Сложности возникали в переходный период и у судебных исполнителей общих судов. Большая часть действующих норм в области исполнительного производства, в том числе действующая Инструкция по исполнительному производству, перешли из норм хозяйственно-процессуального права, которое имело свои особенности по сравнению с нормами гражданско-процессуального права. И у судебных исполнителей общих судов возникали сложности в их понимании и исполнении. Данную проблему, полагаем, призвано устранить время.

Кроме того, расширен перечень полномочий судебного исполнителя, они могут выносить больше постановлений, что также облегчает процесс исполнения.

Наиболее важные изменения в НПА, внесенные за время работы системы органов принудительного исполнения

За период с 1.01.2014 г. в законодательстве, касающемся этой сферы, произошел ряд важных изменений.

Теперь срок предъявления исполнительного документа к исполнению в соответствии с нормами ст.34 Закона об исполнительном производстве составляет три года, тогда как ранее по исполнительным документам хозяйственных судов он составлял 6 месяцев.

Исполнительные документы о взыскании периодических платежей могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Удостоверения комиссий по трудовым спорам могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Изменился и размер денежных средств, взыскиваемых с должника при принудительном исполнении исполнительного документа.

Ранее по имущественным взысканиям этот размер составлял 5% от принудительно взысканной суммы (ст.486 ГПК Республики Беларусь и ст.402 ХПК Республики Беларусь), а по неимущественным исполнительным документам взыскание принудительного сбора не было предусмотрено.

Важным изменением в законодательстве по исполнительному производству является и то, что в соответствии с нормами ст.6 Закона № 439-З помимо судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения Минюста Беларуси и судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения функции по исполнению исполнительных документов могут возлагаться на иных работников соответствующих органов принудительного исполнения, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность.

Также ст.8 Закона № 439-З предусмотрено создание банка данных исполнительных производств. В настоящее время в районных отделах принудительного исполнения работает автоматизированная информационная система (ресурсов) органов принудительного исполнения АИС ПРИС, дорабатывается в областных отделах органов принудительно исполнения система АИС СХС, планируется их объединение. Кроме того, планируется, что при наличии доступа стороны исполнительного производства смогут с помощью единой автоматизированной информационной системы узнать, какие действия совершены судебным исполнителем в рамках исполнительного производства.

Помимо этого, в 2016 г. создано Республиканское унитарное предприятие по оказанию услуг «БелЮрОбеспечение», которое осуществляет оценку, хранение и реализацию арестованного имущества в рамках исполнительных производств, в том числе на электронной площадке. Предприятие функционирует в Минске, в областных городах работают его филиалы. Ранее эти функции осуществлял ряд различных организаций (организации по оценке имущества, реализующие организации).

Еще один плюс: установлен размер вознаграждения. Теперь он в соответствии с п.116 Инструкции по исполнительному производству для субъекта торговли, специализированной организации устанавливается в соответствии с гражданско-правовым договором и не может превышать 10% стоимости реализованного имущества. Размер вознаграждения зависит от стоимости реализованного имущества (позиции, лота) и зависит от стоимости реализуемого имущества в базовых величинах. Например, размер вознаграждения составляет 10% при реализации имущества стоимостью до 1 000 БВ, 5 % – при реализации имущества стоимостью от 5 000 до 7 000 БВ, 1% – при реализации имущества стоимостью свыше 30 000 БВ.

Действующим законодательством изменен порядок обжалования действий судебного исполнителя. Ранее его действия обжаловались в суд, при котором состоит судебный исполнитель.

Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь могут быть обжалованы (опротестованы) непосредственно в суд.

Конкретизирован порядок взыскания задолженности в валюте, когда взыскателю денежные средства могут по его заявлению перечисляться в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на день перечисления, если иное не установлено исполнительным документом или актом законодательства. При наличии согласия должника и взыскателя, выраженного в письменной форме, денежные средства могут перечисляться взыскателю по иному курсу, если иное не установлено исполнительным документом или актом законодательства.

Законом № 439-З расширен перечень требований, предъявляемых к содержанию исполнительных документов (ст.11); предусмотрена подача заявлений, ходатайств в рамках исполнительных производств в электронном виде с соблюдением установленных требований (ст.14).

Статьей 16 Закона № 439-З определен перечень участников исполнительного производства:

Тогда как ранее действующее законодательство делало акцент на определение понятия «стороны исполнительного производства». Теперь более детально расписан порядок участия переводчика, понятых, специалиста.

Кроме того, в соответствии со ст.18 Закона № 439-З на взыскателя и должника возложены дополнительные обязанности. Так, они обязаны:

— представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения;

— представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее трех дней со дня изменения.

Раньше на практике часто возникали ситуации, когда взыскатель не сообщал о полном или частичном исполнении требований исполнительного документа (это было его право), теперь он обязан об этом уведомлять.

Ст.24 Закона № 439-З, касающаяся полномочий представителей сторон исполнительного производства, предусматривает выдачу доверенности представителю стороны исполнительного производства, в которой должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение определенных действий.

Важные изменения касаются исполнения в части направления исполнительного документа по месту работы должника.

Также если в отношении должника ведется исполнительное производство и исполнительный документ уже направлен по месту получения им заработной платы и приравненных к ней доходов, то в случае установления имущества должника, на которое можно обратить взыскание, судебный исполнитель обращает в том числе взыскание и на такое имущество.

То есть обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы осуществляется одновременно с проверкой имущественного положения должника.

Кроме того, если должник получает заработную плату из нескольких источников, то исполнительный документ (п.82 Инструкции: судебный исполнитель вправе вынести постановление об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, которое является исполнительным документом) направляется по каждому из установленных мест работы должника.

Ранее исполнительный документ (на основании которого было возбуждено исполнительное производство, т.к. иные постановления судебного исполнителя исполнительными документами не являлись) мог направляться только по одному месту работы должника.

Помимо этого, в соответствии с п.81 Инструкции обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника-гражданина, в том числе ИП, по возбужденному исполнительному производству производится судебным исполнителем без проведения проверки его имущественного положения в случаях:

В иных случаях обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы осуществляется одновременно с проверкой имущественного положения должника.

В соответствии с п.90 Инструкции судебный исполнитель осуществляет систематический контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе ИП, и перечисления (выдачи) удержанных сумм взыскателю, в том числе при направлении исполнительного документа нанимателю в соответствии с ч.3 ст. 41 Закона № 439-З, расходов по исполнению исполнительного документа и принудительного сбора на счет органа принудительного исполнения.

Наниматель обязан не реже одного раза в квартал, а по исполнительным документам о взыскании расходов по содержанию детей – не реже одного раза в месяц предоставлять судебному исполнителю информацию о произведенных удержаниях и сроках перечисления денежных средств. Судебный исполнитель не реже одного раза в полугодие анализирует получаемую информацию о произведенных удержаниях и при необходимости инициирует проведение проверки правильности и своевременности удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов.

Ранее эти сроки были больше.

Также ст. 42 Закона № 439-З предусматривает перенаправление ошибочно направленного не в тот отдел принудительного исполнения исполнительного документа и заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства в орган принудительного исполнения, который осуществляет исполнение в отношении должника. Тогда как ранее такое заявление взыскателя возвращалось ему обратно с пометкой куда нужно направлять исполнительный документ для возбуждения исполнительного производства. Указанная норма упрощает работу взыскателю, который зачастую не знает какой отдел принудительного исполнения осуществляет взыскание в отношении должника.

Судебный исполнитель по ходатайству должника вправе продлить ему предоставленный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (раньше такого не было).

Однако срок для добровольного исполнения исполнительного документа не предоставляется, если:

В настоящее время в соответствии с нормами ст.51 Закона № 439-З вопросы о приостановлении, возобновлении исполнительного производства рассматриваются без вызова сторон. Вопросы о прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю также рассматриваются судебным исполнителем без вызова сторон исполнительного производства (ст.54 Закона). Ранее судебный исполнитель обязан был уведомлять стороны о приостановлении исполнительного производства, о прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю.

Расширен перечень оснований для прекращения исполнительного производства (ст.52), в том числе:

У судебных исполнителей появилось больше полномочий. Так, судебный исполнитель имеет право (ст.63):

Важным изменением является передача полномочий по замене стороны в рамках исполнительного производства судебному исполнителю. Так, в соответствии ст.19 Закона № 439-З, судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит замену выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником, о чем выносит соответствующее постановление. Ранее это полномочие относилось к компетенции суда.

Значимым изменением является и то, что в соответствии с нормами п.51 Инструкции о применении меры по обеспечению исполнения исполнительного документа может быть заявлено только в отдельном ходатайстве взыскателя, поданном после возбуждения исполнительного производства. Раньше на практике взыскатели часто ходатайствовали о принятии обеспечительных мер при подаче заявления о возбуждении исполнительного производства.

Также изменения затронули порядок проведения электронных торгов, в том числе продлен их срок.

Кроме того, в соответствии со ст.91 Закона № 439-З арестованное имущество должника, реализация которого является экономически нецелесообразной (в случае, когда расходы на его реализацию превышают его стоимость, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства), не подлежит реализации и взыскателю предоставляется право оставить такое имущество за собой.

Действующим законодательством расширен перечень расходов по исполнению исполнительного документа (ст.119 Закона № 439-З).

Очень важным является изменение очередности удовлетворения требований кредиторов (ст.122). Особенно оно затронуло исполнительные документы по взысканию сумм до 100 БВ, по которым ранее осуществлялось внеочередное взыскание, а теперь они относятся к требованиям четвертой очереди.

Также в соответствии с п.36 Инструкции к каждому исполнительному документу прилагается отдельное заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства. Ранее взыскатели часто направляли одно заявление о возбуждении исполнительных производств по нескольким исполнительным документам. Теперь эта процедура упростилась: один исполнительный документ – одно заявление о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с п.196-203 Инструкции изменен и дополнен порядок обращения взыскания на имущество должника, принадлежащее ему на праве общей собственности (долевая собственность, совместная собственность), а также доли в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.

Также в п.280 Инструкции предусмотрено, что подтверждением факта исполнения должником исполнительного документа являются:

То есть расширен перечень способов подтверждения факта исполнения должником исполнительного документа (в частности, предоставление копии платежного документа, а не только оригинала).

Таким образом, можно отметить, что в целях максимального обеспечения прав и свобод граждан, а также субъектов хозяйствования по принудительному исполнению судебных постановлений, и иных исполнительных документов, повышения качества исполнения за пять лет проделана огромная работа как с точки зрения совершенствования законодательства, так и внутри работы системы, каждым ее специалистом.

Прежде всего устранено множество пробелов в работе системы, налажен более четкий механизм, в том числе по работе с жалобами участников исполнительного производства, усовершенствовано и приведено к единообразию законодательство Республики Беларусь в области исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Автор публикации: Эвелина ДУБОВИК, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности юридического факультета БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *