что такое оперное пение
Что такое оперное пение
Один из жанров вокального искусства (наряду с камерным вокалом), объединяющий в себе пение с драматическим действием и театральным представлением. Как и в вокальном искусстве в целом, в оперном вокале различают три основных типа (и, соответственнно, манеры исполнения) — певучий стиль (кантилена), декламационный, близкий к интонациям речи (см. речитатив), и колоратурное пение (см. колоратура). По существу, все развитие оперного жанра (см. опера), его национальные, исторические и стилистические разновидности, во многом характеризуются именно соотношением этих 3-х типов пения. Так, например, в итальянской оперной школе 18 в. очевидно господство колоратурного стиля, дальнейшее развитие бельканто в 19 в. характеризуется более гармоничным сочетанием певучего, кантиленного пения с колоратурой. Последующее развитие оперного искусства привело к усилению декламационно-речитативного начала в опере, хотя это и происходило в разных национальных школах по совершенно различным причинам и приводило к разному результату. Еще одним важным аспектом оперного вокала является развитие профессионализма в певческом искусстве, приведшего к формированию в 18 в. национальных вокальных школ. Именно жанр оперы, как сугубо светский жанр музыкального искусства, способствовал появлению профессионального певца, «имеющего имя» в отличие от «безымянного» участника религиозно-литургического действа. Здесь певческое искусство не является исключением в ряду других искусств (живописи, архитектуры и т. п.). Проследить со всей полнотой и глубиной историю развития оперного вокала трудно, поскольку, как и все другие исполнительские искусства, пение не оставляет в истории (как та же архитектура) памятников. Лишь после изобретения звукозаписи (в начале 20 в.) положение кардинально изменилось, и потомки уже смогут узнать, как в действительности пели выдающиеся мастера вокала начала 20 столетия.
Ведущей вокальной школой в течение четырех веков была итальянская. Ее развитие неотделимо от эволюции искусства оперы, родоначальницей которой также является Италия. Первые оперы (начиная с «Дафны» Пери, 1597) ставились в интимной, камерной атмосфере, зачастую в их постановке и исполнении участвовали сами авторы (например, Каччини, см. Флорентийская камерата), а также певцы-любители. В начале 18 в. сложился ряд вокальных школ, среди них наиболее значительны: неаполитанская, болонская, венецианская, которыми руководили известные композиторы и вокалисты: Н. Порпора (1686-1768), Ф. Пистокки (1659-1726), Ф. Гаспарини (1668-1727) и др. В эту эпоху в Италии господствовали певцы-кастраты, они исполняли мужские партии, а зачастую и женские. Наибольшую известность получили А. Бернакки (1685-1756), Сенезино, Г. Кафарелли (1710-1783), Г. Пакьяротти (1740-1821), Фаринелли и др. Среди других крупных мастеров — исполнители опер-сериа певицы Бордони, Куццони, Тези, певцы А. Амореволи (1716-1798), Джакомо Давид (глава семейства певцов), среди ведущих исполнителей опер-буффа М. Аллегранти (1750-1802), Стораче. В начале 19 в. кастраты постепенно уступают место тенорам, что явилось подлинной революцией в оперном пении. Важнейшую роль в этом процессе сыграли крупный испанский певец и педагог М. Гарсиа-старший и великий Россини. С тех пор тенор становится ведущим голосом на итальянской сцене. История итальянского оперного вокала 19 в. богата выдающимися именами: певицы Альбони, Д. Грассини (1773-1850), сестры Гризи, Каталани, Кольбран, Б. Маркизио, Патти, Паста, Э. Фреццолини (1818-1884) и ряд др., певцы Баттистини, Джованни Давид, Котоньи, Лаблаш, Марио, Ноццари, Рубини, Станьо, Таманьо, Тамберлик, Тамбурини и многие др. В 20 в. Италия дала миру таких прославленных мастеров оперной сцены, как Гобби, Дель Монако, Ди Стефано, Карузо, Корелли, Паваротти, Скипа, Сьепи и др., среди выдающихся певиц Беллинчони, Галли-Курчи, Канилья, Даль Монте, Оливеро, Скотто, Симионато, Тебальди, Френи и мн. др. В последнее время выдвинулись молодые исполнители, среди них Бартоли (меццо-сопрано), Газдиа (сопрано), Бартолини (тенор), Пратико (бас-баритон), М. Пертуси (бас).
Остальные европейские школы пения сформировались несколько позднее, чем итальянская, и под ее влиянием, хотя, безусловно, обладают национальным своеобразием. Так, французская школа, в отличие от итальянской (с ее опорой на традиции бельканто), более тяготеет к декламационной манере. Немецкая традиция сильнее связана, с одной стороны, с камерным пением, очень развитым в Германии (о чем говорят знаменитые немецкие Lieder), с др. стороны, на нее оказало огромное влияние творчество Вагнера. Английская оперно-вокальная традиция характеризуется повышенным вниманием к драматической выразительности пения, что естественно для страны, где театральное искусство и литература являются ведущими в ряду др. искусств. Эти страны дали миру ряд выдающихся певцов. Во Франции это: М. С. Арну (1740-1802) — блестящая исполнительница партий в операх Глюка; Ж.-Б. Мартен (1768-1837), много лет певший в «Опера Комик»; ведущие певцы 19 в. — Нурри, Дюпре, Малибран, Виардо-Гарсиа, Галли-Марье, П. Плансон (1854-1914); 20 в. — Журне, Я. Понс, Тиль, Дюваль, Блан, Креспен и др. Среди немецких оперных вокалистов 19 в. такие выдающиеся певцы, как Шрёдер-Девриент, Зонтаг, исполнители вагнеровского репертуара Ф. Бец(1835-1900) и А. Ниман (1831-1917); 20 в. — П. Гофман, Шварцкопф, Неман, Фишер-Дискау, Виндгассен, Людвиг; среди певцов более молодого поколения: Ерузалем, Брендль, Мейер и многие др. Зарождение английской национальной вокальной школы относится ко 2-й половине 18 в. Ее ведущими представителями являлись певица Э. Биллингтон (1765-1818), певцы Ч. Инклдон (1763-1826), Д. Брагам (1774-1856). В 19 в. на оперной сцене блистали М. Пептон (1802-1864), которая была 1-й исполнителем в Англии партий Сюзанны, Реции в Обероне Вебера; Новелла, Ч. Сэнтли (1834-1922); в 20 в. — певицы А. Николе (1877-1959), Тернер, Вивиен, Джонс. М. Прайс, Ферриер, Бейкер; певцы Пирс, Тир, Эванс и др.
Кроме вышеупомянутых крупнейших школ, в других странах Европы и в США также постепенно сформировались свои традиции в развитии оперного пения. Так, Испания дала миру таких, выдающихся оперных артистов, как семейство Гарсии, Кольбран, Супервиа, Лос-Анхелес, Кабалье, Доминго, Каррерас и ряд др.; Греция — Каллас, Бальтса; Швеция — Ж. Линд, Б. Нильсон, Ю. Бьёрлинга, Гедду. В 20 в. большую популярность приобрела опера в США. Достаточно сказать, что в послевоенные годы в Америке по радио каждое воскресенье транслировались спектакли из Метрополитен Опера. Этот театр стал одним из самых престижных в мире. Такое отношение к опере давало свои плоды. В Америке появилась целая плеяда замечательных оперных певцов, как уроженцев самих США, так и выходцев из других стран. Достаточно назвать имена певиц — М. Андерсон, Бамбри, Норман, Л. Прайс, Хорн, фон Штаде; певцов — Меррилл, Тиббет, Такер, Милнс, Рэми, чтобы стали ясны масштабы американской школы. В последние годы на американском небосклоне появились новые звезды: певицы Д. Андерсон, Флеминг, Грейвз, певцы Лейке, Хэмпсон и др.
География оперного вокала очень широка. В ряде стран Восточной Европы в 20 в. появились крупные мастера оперной сцены. Это Даркле, Варади в Румынии; Христов, Гяуров, Кабаиванска, Димитрова, Казарова в Болгарии; Ифогюн, Мартон в Венгрии; Дермота, Миланова, Липовшек в Югославии. Нельзя не упомянуть о выдающейся польской семье певцов Решке (кон. 19-нач. 20 в.), их соотечественнице Зембрих; о чешских мастерах сцены Дестиновой, Бенячковой, Дворском, о финской школе басов (Борг, Тальвела, Салминен), датских певцах Мельхиоре, Росвенге. Крупные мастера оперного пения появились в Австралии и Новой Зеландии (Мелба, Сазерленд, Те Канава), Южной Америке (например, бразильянка Б. Сайян, перуанец Альва, аргентинец X. Кура), Азии (турчанка Генчер, кореянка Йо), Африке (Й. Бота из ЮАР) и многие др.
В России отечественная школа оперного вокала начала складываться во 2-й половине 18 в.. После появления при дворе Анны Иоановны первой итальянской оперной труппы п/у Apaйи (1735) и приглашения в Россию крупных итальянских композиторов Галуппи, Паизиелло, искусство оперы стало завоевывать популярность у публики. Важной вехой стало появление отечественных трупп и постановка оперы «Цефал и Прокрис» на русский текст А. Сумарокова в 1775. Первыми оперными певцами были М. Полторацкий, Г. Марцинкевич, Е. Белоградская и др. В 1780 в Москве появляется 1-й платный публичный Петровский театр, в Петербурге с 1783 начинаются регулярные представления в помещении Большого театра (здесь были поставлены первые русские оперы, пели выдающиеся певцы Воробьев, Злов, Сандунова). Возникают также частные антрепризы и крепостные театры (графа Н. П. Шереметева и др.), откуда вышел ряд талантливых крепостных артистов, в т.ч. знаменитая Жемчугова. Дальнейшее развитие русской школы оперного вокала связано преимущественно с Большим театром в Москве и Мариинским театром в Петербурге. Среди наиболее выдающихся певцов 19 в.: О. Петров, Бантышев, П. А. и П. П. Булаховы, Леонова, Н. К. Иванов, Ф. Стравинский, Платонова, Хохлов, М. и Н. Фигнер, Славина и др. В начале 20 в. русская оперная школа получила мировую известность во многом благодаря «Русским сезонам». Выдающимися певцами этого периода были Ершов, Нежданова, Собинов, Липковская, Черкасская и, наконец, гениальный Шаляпин. Ряд известных певцов выступали в Московской частной русской опере, оперном театре Зимина.
В советскую эпоху замечательные традиции русского вокала были с успехом продолжены в творчестве Барсовой, Лемешева, Держинской, М. Степановой, Козловского, И. Петрова, Рейзена, А. Пирогова и ряда др. В послевоенные годы выдвинулись Вишневская, Архипова, Олейниченко, Образцова, Нестеренко, Мазурок, Милашкина, Атлантов, Касрашвили и др. Среди блиставших на отечественной оперной сцене в те годы артистов были также представители бывших советских республик, в т. ч. Грузии (Анджапаридзе, Соткилава), Литвы (Норейка), Эстонии (Отс), Молдавии (Биешу), Украины (Гмыря, Руденко) и т. д. И сегодня на сценах ведущих театров (Большой театр, Мариинский театр) поет много талантливых мастеров. В Большом театре — Таращенко, Маторин; в Мариинском театре — Горчакова, Галузин, Путилин. Многие представители советской школы вокала работают с успехом за рубежом в ведущих оперных театрах Европы, Америки. Среди них: Шемчук, Калинина, Раутио, Гулегина, Ларин, Лейферкус, Хворостовский, Чернов, Бурчуладзе, Я. Тамар и др.
«Надо прийти в оперу с пониманием, что вас будут обманывать всеми возможными средствами». Рассказываем, как понять и полюбить этот вид искусства
А также 10 самых популярных опер, с которых стоит начать знакомство
Оперу часто воспринимают как элитарное искусство, в котором разбираются только богатые интеллектуалы солидного возраста. С такой постановкой вопроса категорически не согласен главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев. В подкасте про современный театр «Как посмотреть» Ярослав рассказал, с чего начать знакомство с оперой и как полюбить ее навеки. Специально для «Цеха» он также описал краткую историю этого вида искусства и посоветовал 10 самых популярных опер.
Мифы об опере
В разговорах об опере постоянно звучат слова «надо знать», «надо уметь», «надо разбираться». Такая постановка вопроса кажется мне вредной и уводящей не в ту сторону. В прекрасной опере прошлого такой вопрос точно не стоял. Любовь к какому-либо явлению вообще несовместима с формулой «надо». Представьте, что мы посадим сюда молодого человека и проведем с ним беседу о том, как ему полюбить футбол. Скажем: «Для начала вам нужно выучить имена всех футболистов, отработать финты, затем можете уже начинать болеть».
Если вы послушаете рассказы деятелей или фанатов оперного театра, чаще всего вы услышите: «Меня привели в театр, когда мне было шесть лет». Соответственно, никакого «высокого порога входа в оперу» не было, как не было и багажа знаний. Но человек получил инъекцию, которая с ним осталась на всю жизнь. Нужно ли знать имя композитора? Ну давайте представим, что мы его не знаем. Нужно ли знать, как устроен оркестр? Тоже не так важно. Кто режиссер? Не суть. Знать сюжет? Даже если вы совсем его не знаете, вы все поймете, потому что в опере сложных сюжетов не бывает, — максимум, может быть трудновато запомнить, «кто кому тетя».
В общем, можно ничего этого не знать, но прийти в оперу и испытать катарсис. Как это сделать? Во-первых, мне кажется, нужно открыться. Убрать все защитные шлюзы, которые сформировались из нашего «постороннего» знания об опере. Открыться — значит заранее понять, что ты попадаешь в дурдом, в состояние измененного сознания. От оперы не нужно ждать никакого реализма, никакой правды. «Эта певица не похожа на Виолетту», — таких мыслей не должно быть. Как известно, в опере множество составляющих театрального целого. Все они, кроме одной, — врут. Нам показывают ходульное действо, в которое невозможно поверить; актеры что-то неестественно изображают, декорации не похожи на настоящий мир.
Надо прийти в оперу с пониманием, что вас будут обманывать всеми возможными средствами — ради того, чтобы в вас вошел один поток — звуковой. Когда собачке ветеринар колет обезболивающее, она дергается, потому что воспринимает все первично. А вы терпите, зная, ради чего это делается. Приходя в оперу, стоит отдаться этим врачам, позволить им делать вам больно — то есть показывать неправду, потому что вы знаете, что все это ради вашего блага, ради того, чтобы магия музыки начала действовать.
Опера — это Голливуд
Большую часть своей истории опера была мейнстримом. Она действовала по законам, аналогичным голливудским. Был институт звезд. Например, в XVIII веке это были кастраты — специально обученные и замученные люди, которые ничем другим кроме пения не могли заниматься, потому что в 6 лет им сделали операцию. Но это были властители сердец, едва ли не самые популярные люди Европы. Каждая аристократка пыталась затащить кастрата на ужин, а потом и в постель, потому что от него нельзя было забеременеть. Они были желанны во всех смыслах.
Ходили, чтобы выгулять свои бриллианты, и далее по списку. Мировая опера сознавала себя как главное на свете искусство. И это в ней очень слышно.
Сейчас с оперой происходят безумно интересные и странные вещи. Многие удивляются, почему она умирает, а меня поражает, насколько же она живуча. Оперное пение среднестатистическому современному человеку эстетически не близко. Мы выросли в другой звуковой среде. Наши бабушки и дедушки еще воспринимали этот звук, потому что оперные арии круглосуточно крутили на радио, — и они приходили в оперу с совершенно другим бэкграундом. Но все-таки, несмотря на это расхождение между современным человеком и оперой, она живет. Почему?
Отчасти это накопленная инерция мейнстрима — поэтому первые лица до сих пор ходят в оперу, поэтому опера остается самым дорогим из всех перформативных искусств. Бюджет Большого театра гораздо больше бюджета любого другого театра. Штат Большого театра — это 3-4 тысячи человек, что тоже несопоставимо с драматическими театрами.
А еще, мне кажется, опера выживает за счет своей синтетической природы. Если представить ситуацию очень упрощенно, то музыкальная, композиторская составляющая оперы умерла. Конечно, пишутся неплохие оперы, но они не остаются в репертуаре, не находят дороги даже к тем 2% населения, которые ходят в оперные театры. Возьмем исполнительскую часть, дирижеров и вокалистов: сейчас тоже есть большие имена и молодые «звездочки», но, если сравнивать с пафосом, с той славой, которые были у Караяна, у Марии Каллас, у Лучано Паваротти, все это детский сад. Композиторская составляющая умерла, очень условно, в начале ХХ века, на середину ХХ века пришелся расцвет исполнительской, а сейчас происходит бум режиссерской оперы. Он дал совершенно новое дыхание оперному жанру. Более того, кажется, что опера начала жить именно сейчас, в эту режиссерскую эру. Я говорил, что опера по своей природе — обман. Раньше люди старались поверить, что перед ними настоящий Риголетто, и ждали от него реализма. Теперь от этого оторвались. Почти все по-настоящему хорошие режиссеры переосмысляют оперный текст и не стремятся к реалистичности.
Очень краткая история оперы
Опера появилась примерно в 1600 году — на стыке Ренессанса и барокко. Тогда произошел резкий слом, вся старая музыка — ученая, церковная, полифоническая — была отринута, вместо нее появилась драматически выпуклая музыка «новой практики». Пришли композиторы-революционеры, которые сбросили все с корабля современности. Самый великий из них — Клаудио Монтеверди. Он написал всего 3 оперы, но каждая из них — абсолютный шедевр.
В XIX веке в Италии был создан стиль belcanto, в переводе — прекрасное пение. Композиторы (в первую очередь, Россини, Беллини и Доницетти) и вокалисты нашли эстетический идеал, который стал почти универсальной планкой. Можно сказать, что это был золотой век оперного пения.
Потом опера пошла в сторону драмы, страстей и правды жизни. Бельканто стало меняться вместе с ней и даже деформироваться — в сторону, например, вагнеровской театральной драмы, где нужны стенобитные голоса. Про такое пение говорят: «На автостоянке за театром сигнализация должна сработать». В ХХ веке появилось множество альтернативных стилей оперного пения, кроме того, была реконструирована барочная вокализация. Сегодня все эти стили мирно сосуществуют.
Как понять, хорош ли оперный певец?
В опере не бывает, что какой-то совсем бесталанный выскочка покорил мировую сцену, потому что костяк оперной публики — это люди, которые хорошо разбираются в предмете своей любви, они не пропустят самозванцев. Если вам нужен ориентир, просто откройте список 30 самых популярных оперных исполнителей нашего времени — вы можете на него положиться, там не будет плохих артистов. Можете начать с Йонаса Кауфмана, Анны Нетребко, Брина Терфеля или Чечилии Бартоли. А дальше вы все почувствуете сами, потому что у первоклассных оперных артистов голос неотделим от человеческого, от харизмы. И не нужно мучить себя вопросами: он сейчас сфальшивил или мне показалось? Главное, чтобы артист вас зажег, чтобы вы внешне или внутренне заплакали.
10 самых популярных опер, с которых можно начать погружение
«Как посмотреть» — подкаст о том, как полюбить театр и разобраться, что в нем происходит. Каждую неделю журналистка Саша Зеркалева и писательница Лиза Каменская пытаются понять, как устроен современный театр. В этом им помогают известные актеры, режиссеры, художники, драматурги, продюсеры и театральные критики. В эпизодах появляются артисты театра и кино Светлана Немоляева, Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Варвара Шмыкова, драматурги Иван Вырыпаев и Михаил Дурненков, режиссеры Дмитрий Волкострелов и Евгений Каменькович, театроведы Алексей Бартошевич и Павел Руднев, художники Зиновий Марголин и Ксения Перетрухина и другие.
Как ставить пьесу, если в ней нет слов? Почему герои Шекспира на сцене выглядят и говорят, как наши современники? Должны ли актеры играть правдоподобно и считается ли спектакль спектаклем, если актеров в нем вообще нет? Подкаст выходит при поддержке театральной премии «Золотая Маска».
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram
Виды и техники оперного пения
Вокал в оперном жанре – это подвид вокального искусства, который отличается от других стилей исполнения широтой диапазона. Иногда его называют классическим или академическим. Дело в том, что академическое пение используется преимущественно с классической музыкой, которая является неизменной частью оперетт, романсов и мюзиклов. Например, в эстрадном исполнении, голос певца поддерживает аппаратура, его обрабатывают и усиливают, а вот в академическом пении исполнителю приходиться звучать на весь зал только лишь за счёт собственного голоса. Это целое искусство, в котором задействовано буквально всё тело.
Виды оперного пения
Манеры исполнения подразделяются на: певучий стиль, декламационный и колоратурное пение.
Певучий стиль или кантилена
Данный тип исполнения отличается мелодичностью. Звуки в нём тянутся, что добавляет мягкости и плавности. Именно кантилена позволяет певцу полностью раскрыть выразительное звучание своего голоса.
Декламационный или речитатив
Уже исходя из названия можно предположить, что речитатив включает в себе элементы разговора. Это симбиоз речи и песни. Исполнитель читает нараспев, но вместе с тем, сохраняется интонация: вопросительные ноты, побудительные, восклицательные. Обычно такую манеру используют в промежутках между ариями, как переходный элемент.
Речитатив под аккомпанемент только клавесина, называют «секко» (дословно, сухой). А вот сопровождение чтение оркестром гораздо мощнее и звучит богаче.
Колоратурное
Исполнение, требующее от исполнителя великолепного технического овладения высокими нотами. Это пении наполнено сложными приемами. Голос певца во всех регистрах звучит мягко и одновременно мощно, переходы плавные, что создаёт впечатление легкости исполнения. Колоратура, это сложная мелодия, но и здесь есть категории для разных голосов. Так лирические колоратуры пишутся для лёгких голосов, а драматические – более крупных. Отнесение к той или иной категории зависит от диапазона голоса, его цвета.
Типы голосов в опере
Существует множество классификаций оперных голосов. Однако чаще всего все категории сгруппированы в 7 типов и делятся они по полу и высотности.
Женский оперный вокал:
Мужское оперное пение:
В оперном пении по вокальным номерам выделяют следующие формы: сольные и коллективные. К первым относится ария – монолог певца или певицы, которые выражает его душевное состояние. Это целое отдельное и законченное произведение.
А вот ансамбль и хор исполняются более чем одним лицом. В ансамбле могут петь двое (дуэт), трое (трио) и так далее. Хор же в отличие от других форм пения используется для создания нужной атмосферы, например, стихийных бедствий или битв. В оперном пении у коллективного характера есть своя мощь. Хор нередко становится даже главным действующем лицом всего представления.
История и развитие
Жанр оперного пения появился относительно недавно – пятьсот лет назад между XVI-XVII вв. Родиной оперы считается Италия. В то время были популярны театральные постановки, где музыка являлась фоном. Первые авторы, которые сделали попытку создать новый жанр, поначалу называли его «drama per musica» (драмой на музыке). Коллективное стремление композиторов возродить древнегреческую трагедию, привело к тому, что они сами того не зная стали основоположниками совершенно нового вида искусства, пусть первоначально их пьесы значительно отличались от классической оперы.
Видные деятели в оперном искусстве
В 1607 году опера «Эвридика» Мантуе К. Монтверди была наполнена драматизмом и художественностью. А уже в 1639 был введен новый термин «опера».
С того момента как зародилась классическая опера, она постоянно видоизменялась. Разные итальянские школы меняли звучание, устанавливали новые правила и формы. Происходило разделение вокальных номеров. Наиболее значимые изменения в опере принадлежат К. Глюку, где он сумел в своих трагедиях («Альцеста», «Орфей и Эвридика» и др.) соединить лучшие достижения итальянской оперы.
Нельзя не отметить влияние В. Моцарта, который создал уникальные произведения, наполненные выразительными образами и яркими эмоциями. Ему удалось вобрать лучшее от итальянских школ разных эпох и создать сложные и многогранные образы, конфликты и трагедии в своих произведениях.
Романтизм XIX века принёс в оперу новые взаимоотношения с другими жанрами, что было популярно в то время. Именно тогда огромное влияние на её развитие оказали: Дж. Верди, Р. Вагнер, М. Глинка, М. Мусоргский.
В наши дни понятие оперы в её традиционном понимание устаревает. Сегодня наряду с оркестром, режиссеры добавляют современные звучания, например, электронную музыку, накладывают городские звуки или переносят действия классических опер в нынешнюю эпоху. Опера, как и когда-то, является синтезом, музыки и театрального представления. Нельзя сказать, что изменения коснулись современного пения – оперные исполнители стали значительно моложе, однако техники и методики их обучения, правила постановки голоса и его звучания остались неизменными даже спустя пятьсот лет.
Как научиться оперу — необходимые основы
Невозможно дать однозначный ответ на вопрос, как правильно научиться за короткий срок пению в оперном жанре.
Академический вокал, это искусство оперного пения, которое требует отточенного мастерства и упорства. Певцы годами отрабатывали технику владения своим голосом, добиваясь чистого и мощного звучания. Самостоятельно обучиться технике можно, однако без опытного педагога есть риск уже с самого начала сформировать неправильную привычку, от которой в будущем будет сложно избавиться.
Опытные преподаватели оперного вокала утверждают, что научиться петь можно всем и в любом возрасте. Бывают психологический проблемы, если человек не уверен в себе или же какие-то физиологически особенности, которые могут мешать. В остальных случаях всё зависит от стараний и усилий.
Развитие голоса и слуха идут рука об руку. Без одного невозможно другое. Основы вокала укладываются обычно до года максимум. В отдельных случаях человек может начинает петь даже на втором индивидуальном уроке вокала с педагогом, потому что интуитивно чувствует голос, понимает, как дышать.
Важно помнить, что для того чтобы просто красиво петь, понадобиться пару месяцев. Для развития профессионального оперного вокала этого недостаточно. Опытные певцы посвящают ежедневным практикам не один год, чтобы добиться мастерства в своём деле. Уникальные вокальные данные это редкое стечение. У всех индивидуальные особенности артикуляции, выносливости связок, силы мышц, а также слуха и чувства ритма.
Особенности классического вокала включают в себя:
Первое, на чём базируется весь вокал, это: правильное дыхание, артикуляция и резонаторы.
Дыхание
База, с которой начинает любой педагог. Правильное дыхание во время пения, это основа. Нужно учиться дышать животом. Благодаря способности певца опускать диафрагму ниже, становится возможно взять большой объём воздуха. А чтобы он резко не закончился нужно контролировать его выдыхание. Вот несколько упражнений, для того чтобы научиться правильно дышать животом:
«Книга»
Необходимо лечь на спину. После нескольких глубоких вдохов-выдохов, положить книгу потяжелее на живот и стараться с дыханием опускать и поднимать её.
«Свеча»
В этом упражнение можно научиться контролировать выдох. Нужно сесть перед горящей свечой и, сделав вдох животом, медленно дуть на неё, но при этом не тушить. Чем дольше пламя будет дрожать, тем лучше.
Правильное дыхание помогает не только в вокале. Речь людей, регулярно занимающихся такими упражнениями, становится мелодичнее. Они хорошо контролируют свой голос и умеют расходовать воздух при разговоре.
ВНИМАНИЕ! С осторожностью делать упражнения на дыхание особенно в начале обучения. Не допускать головокружения.
Опора
Данный термин означает устойчивый звук и в пении и голосообразование. Опертый голос округлый, чистый и свободный. Это характеристика очень важна при постановке голоса для пения.
Следующее упражнение поможет с развитие опоры. Оно одно из самых эффективных, несмотря на сложность.
Ноги необходимо расставить широко. Корпус наклонить вперед и свесить руки. Затем втянуть воздух животом и медленно выдыхать, при этом опуская руки вниз. Выдох должен быть бесшумным.
А ещё можно 30 раз посвистеть. Для этого нужно набрать воздух и непрерывно выдыхать звуком «с». Когда весь воздух кончиться, повторить заново.
Резонаторы
Это полости, которые находятся чуть ниже голосовых связок. Их функция – усиливать звук. Считается, что существует два вида резонаторов: головной (высокие звуки отражаются в голове) и грудной (звуки резонируют в трахее и бронхах).
ВНИМАНИЕ! Не путать голосовой регистр и резонатор! Первое, это отрезок диапазона голоса, и он позволяет петь выше или ниже. Второе – пустоты в теле, что ощущаются физически. Именно за счёт отражения звука и происходит его усиление.
К работе с регистрами следует обращаться после того как человек научился дышать животом и опускать диафрагму.
Для усиления голоса нужно обращать внимание на гортань. Она должна быть свободной. Мужчины при этом опускают кадык, а женщины делают это мысленно. Голос будет максимально звонким если резонанс пойдет через голову. Нужно представить, как поток попадет туда.
Наилучшее упражнение — это «мычание». При этом необходимо слушать и постараться уловить чувство, когда в голове проявится это самое «мычание», тогда и будет верный резонанс.
Гортань
Многие замечают, что певцы и певицы при исполнении опускают гортань. У мужчин это больше заметно из-за кадыка. Это хорошо ощущается при зевке. Задача вокалистов сделать так, чтобы звук шел не за счёт широкого открытия рта, а опускания гортани. Причём, чтобы это происходило естественно, а не насильно, иначе звук будет блеклым и невыразительным.
Чтобы опустить гортань необходимо делать следующее:
ВНИМАНИЕ! Гортань, как и всё горло, должна во время пения быть максимально расслабленной.
Артикуляция
Разговор и опера, это совершенно разные вещи по артикуляции. Когда певец расслабляет горло, опускает гортань, звуки, которые он начинает издавать должны быть разборчивыми. Для этого необходимо тренировать артикуляцию. На помощь придут скороговорки, гимнастика, а также старое упражнение с использованием постороннего предмета во рту, как тренируются дикторы.
Кстати именно поэтому у многих возникает вопрос, почему во время пения певцы и певицы странно артикулируют, будто гримасничают. Это потому, что артикуляция при разговоре и пении совершенно разные. Исполнители уделяют большое внимание правильной работе рта и голосовых связок, чтобы звук был не только чистым и мощным, но и зритель понимал текст.
Распевка
Распевки очень важны для того, чтобы подготовить голос к усиленным нагрузкам. Начинающим певцам курса обучения вокалу взрослых советуют петь с закрытым ртом. Нужно использовать только звук «хм». Челюсти должны быть разжаты. Исполнив таким образом пару нот, нужно продолжать упражнение, но уже с открытым ртом, используя звуки «ма» «мо», «му» и тд. Достигнув максимальной высоты, постепенно опускаться назад.