что такое охрана труда определение кратко ржд
Охрана труда на ЖД транспорте: правила перевозок опасных грузов
Каждое предприятие обязано следить за безопасностью и здоровьем своих сотрудников. Это входит в комплекс работ по профилактике и предотвращению травматизма, смертельных случаев и профзаболеваний. Еще 10 лет назад было трудно представить, что социальная политика и охрана труда на ЖД транспорте станут неотъемлемой частью миссии каждой компании, которая предоставляет услуги по грузовым или пассажирским железнодорожным перевозкам.
Основные задачи охраны труда на железнодорожном транспорте
Охрана труда на железнодорожном транспорте выстраивается из комплекса задач, которые реализуются за счет мероприятий и отдельных инструментов на местах.
В случае транспортной отрасли задачи строятся от глобальных к реальным и приближенным к рабочим местам.
Задачи охраны труда
Важно! Благодаря глобальным стратегиям железнодорожные компании могут активно внедрять комплекс мер по улучшению качества трудового процесса.
Общие требования охраны труда на ЖД транспорте
Железнодорожная сфера включает в себя разные виды работ от начальника поезда и машиниста до прокладчика путей. Тем не менее, ко всем применяются общий список требований по охране труда.
Что требуется от работников
Требования охраны труда для работников на ЖД путях и станциях:
Все правила направлены на максимальное удаление работников от локомотивов и составов во время работы. Изменение инструкций может быть только от руководства железнодорожных компаний.
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам
К опасным грузам классификатор причисляет: легковоспламеняемые, радиоактивные, инфекционные, газовые, взрывчатые, органические, ядовитые и другие грузы, которые могут причинить вред человеку и экологии. Перевозить опасные грузы можно только соблюдая строгие правила. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам регламентированы нормами Ростехнадзора.
Правила перевозки опасных грузов
К правилам перевозки опасных грузов ЖД транспортом можно отнести:
Важно! Перевезти опасные грузы можно только в строгом соответствии с правилами, которые регламентируют виды документов, упаковку, возможность сопровождения и охрану окружающей среды.
Мероприятия по охране труда на ЖД предприятии
Транспортные корпорации используют различные виды мероприятий в сфере охраны труда и промышленной безопасности.
Главное, с чем предстоит работать в сфере безопасности на транспортном предприятии, – это система управления охраной труда (СУОТ) – комплекс мероприятий, в том числе автоматизация процессов для эффективной работы на железнодорожном транспорте. К мероприятиям СУОТ можно отнести:
Одно из главных мероприятий – это специальная оценка условий труда (СОУТ) каждого рабочего места. Благодаря этой процедуре будут установлены все опасные производственные факторы, которые влияют на состояние здоровья, а также на уровень травматизма.
Виды опасных производственных факторов на ЖД транспорте:
После определения всех классов вредностей работодатель обязан предоставить средства индивидуальной защиты (СИЗ), которые смогут обезопасить работника во время трудового дня. За неиспользование СИЗ работодателю грозят серьезные штрафы.
Что должен выполнить работодатель
Культура безопасного поведения – одно из основных направлений работы службы ОТ в мире и в России. К мероприятиям относятся мотивация, различные тренинги и мастер-классы для предупреждения травматизма. Главная цель направления – изменить не только отношение к работе, но и к жизни, думая о личной безопасности.
Важно! По статистике, основная причина смертности на локомотивном производстве и работе на жд путях – это личное нарушение техники безопасности.
Виды контроля по охране труда на ЖД
Все взаимоотношения в сфере охраны труда регламентирует Министерство труда и социальной защиты, а также отраслевое Минстерство транспорта. Ведомства часто проводят совместные мероприятия, направленные на стимулирование улучшения условий труда.
Контроль за охраной труда совмещают в себе несколько ведомств – Роструд, Ростехнадзор, ФСС и Роспотребнадзор. Они осуществляют контроль и надзор за объектами в соответствии с установленным законодательством.
Роструд контролирует отношения между работодателем и работниками. Работник может анонимно написать жалобу на работодателя, ведомство будет обязано отреагировать, приехать с проверкой и составить протокол. Ростехнадзор контролирует техническое состояние, промышленную безопасность, в том числе перевозку опасных грузов.
На предприятии безопасность сотрудников контролирует профсоюзная организация, департамент по охране труда и промышленной безопасности, медицинская служба. Руководитель по охране труда имеет личную, административную и уголовную ответственность. Сведения о нарушениях должны поступать лично руководителю предприятия.
Важно! За требованиями безопасности лично следит начальник или руководитель производственной бригады во время рабочего времени. В случае возникновения травмы, ЧП или ЧС начальник звена обязан срочно сообщить о случившемся специалисту по охране труда, руководителю, а также медицинской службе.
Охрана труда на железной дороге – это комплекс работ, мероприятий и личная ответственность каждого сотрудника. От приверженности к безопасности зависит не только здоровье сотрудников, но и безопасность предприятия, окружающей среды и населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости к путям.
1.7 Вопросы охраны и безопасности труда и окружающей среды на железнодорожном транспорте
Охрана труда — это система законодательных социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих безопасность, здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Безопасность труда — система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов, которые в определенных условиях приводят к травме или другому ухудшению здоровья.
Условия труда на железнодорожном транспорте связаны с воздействием на работников опасных и вредных производственных факторов, основными из которых являются:
Для снижения воздействия опасных и вредных производственных факторов при проектировании и эксплуатации железнодорожных объектов проводят всесторонний анализ условий труда — производственного оборудования, технологического процесса, трудовых операций и санитарно-гигиенической производственной обстановки. При анализе оборудования исследуются прочность сооружений и надежность оборудования, наличие опасных зон, соответствие оградительных устройств требованиям техники безопасности, эффективность и надежность действия предохранительных, блокировочных и специальных устройств, устройств сигнализации, герметичность оборудования, возможные источники шума, вибрации, излучения и др.
Безопасность технологических процессов подразумевает гарантию безопасности работающих при нормальной эксплуатации оборудования и организации работ, а также при возможных нарушениях. Для обеспечения безаварийной и надежной работы оборудования правила и нормы охраны труда предусматривают проведение приемосдаточных и периодических испытаний, осмотров, расчетов на прочность и устойчивость сооружений и устройств. Исходя из анализа условий труда вырабатываются рекомендации по рациональной планировке территории, зданий предприятий и цехов, конструкции оборудования, организации труда, технологических процессов, обучению персонала, контролю на рабочих местах.
Работа железнодорожного транспорта сопряжена с повышенной опасностью, поэтому к персоналу, связанному с движением поездов, предъявляются особые требования и проводятся специальные организационные мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов. При приеме на работу, связанную с движением поездов, в соответствии с приказом МПС каждый работник должен пройти медицинский (ведомственный) профессиональный отбор в железнодорожных поликлиниках. При этом предъявляются жесткие требования к органам зрения, слуха, нервно-физиологическому состоянию и др. В процессе работы лица, связанные с движением поездов, периодически подвергаются медицинскому переосвидетельствованию. Несовершеннолетние к самостоятельным работам, связанным с движением поездов, не допускаются. После положительных результатов медицинского освидетельствования каждый вновь принятый перед изданием приказа о зачислении должен изучить вводную инструкцию.
Каждый работник, связанный с движением поездов, должен хорошо знать и уметь применять на практике ПТЭ, инструкцию по сигнализации и по движению поездов, должностную инструкцию и другие документы, устанавливающие его обязанности, а также правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии.
Решающее значение в организации безопасности движения поездов имеет технологическая и трудовая дисциплина работников железнодорожного транспорта: порядок приема и сдачи дежурств, допуск и отстранение от работы с оформлением соответствующих документов, регламент телефонных переговоров, проверки исполнения распоряжений, приказов и др. Экология — наука, изучающая среду обитания живых существ, соотношение их между собой и окружающей природной средой. Инженерная экология занимается разработкой норм и нормативов допустимого воздействия на природные комплексы технических, технологических, организационных, экономических, санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению загрязнения природной среды, методов и средств контроля состояния природных комплексов, методов и средств управления экологическими системами и отдельными природными комплексами. К нарушению экологического равновесия и экологической безопасности могут приводить катастрофы на транспорте, воздействие на природу мощной промышленной и транспортной инфраструктуры и др. Поддержание экологической безопасности на заданном уровне достигается охраной окружающей среды, которая осуществляется органами управления и базируется на законодательных актах и утвержденных нормативах.
Охрана окружающей среды — это система мер, направленных на поддержание взаимодействия между деятельностью человека и средой обитания, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждение прямого и косвенного влияния результатов деятельности общества на природу и здоровье людей. Ввод в эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта допускается при выполнении всех экологических требований, определяемых нормативно-технической документацией и правовыми актами, при оснащении их средствами охраны природы, после проведения экологической экспертизы по оценке воздействия объектов на окружающую среду.
При эксплуатации объектов железнодорожного транспорта должны соблюдаться установленные местными властями нормы потребления природных ресурсов, предельно допустимые воздействия на природные комплексы, установленные нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), физических излучений (ПДУ).
Безопасность объекта железных дорог — свойство сохранять безопасное состояние при выполнении заданных функций в определенных условиях в течение установленного времени. Основными понятиями безопасности являются авария, катастрофа, чрезвычайная (аварийная) ситуация. Авария — непредвиденный выход из строя, повреждение, разрушение или крушение какого-либо механизма, устройства, машины и т.п. во время работы, движения, эксплуатации. Катастрофа — авария с трагическими последствиями.
Чрезвычайные ситуации в мирное время, возникающие в результате различных факторов, классифицируются следующим образом:
В связи с этим обеспечение безопасности в практических условиях осуществляется по двум направлениям:
Человеческий фактор играет важную роль в обеспечении безопасности движения поездов и безаварийной работы объектов железнодорожного транспорта. Более 50 % аварий происходит вследствие ошибочных решений или действий людей, т.е. человеческий фактор может существенным образом воздействовать на увеличение степени риска и соответственно на снижение безопасности технической системы. Ошибки человека в ходе выполнения своих служебных обязанностей зачастую в условиях возникновения непредвиденной обстановки и дефицита времени становятся практически неизбежным. Поэтому в техничских средствах предусматривают такую защиту, которая позволила бы исключить результаты ошибочных действий людей, сдемпфировала бы неверные действия человека и его поведение в системе человек — машина.
Охрана труда РЖД на железной дороге
Правоотношения в области безопасности на транспорте требуют соблюдения особого режима производства и соблюдения правил охраны труда. Особенно это касается железнодорожного транспорта, деятельность которого постоянно связана с опасностью получения травм и иного вреда жизни и здоровью служащих.
Основные задачи охраны труда в РЖД
Трудовая деятельность в области железнодорожного транспорта регламентируется как федеральными законодательными актами, так и внутренними регламентами и производственными инструкциями. Такая область трудовых отношений сопряжена с повышенным риском нештатных ситуаций, чрезвычайных происшествий, именно поэтому все сотрудники и штатные подразделения компании обязаны соблюдать технику безопасности РЖД в повседневной деятельности.
Иллюстрация соблюдения мер безопасности при осуществлении трудовой деятельности на железнодорожном транспорте
Эти правила разработаны под воздействием особенностей деятельности компании и касаются всех служб и структурных подразделений, будь то бригада, проводник, путеец, монтер или иной служащий подразделения. Главными задачами со стороны руководства в плане обеспечения охраны труда на ЖД являются:
Важно! В системе РЖД, учитывая большой штат сотрудников, предусмотрены штатные подразделения по соблюдению порядка производственной деятельности, которые в обязательно осуществляют внутренний надзор за соблюдением правил трудовой деятельности. Кроме того, надзор в данной сфере осуществляют также и государственные органы России, которые имеют право на наложение административных штрафов в случае обнаружения нарушений.
Иллюстрированный стенд с правилами поведения во время рабочего процесса на железной дороге
Основные разделы и содержание инструкции по ОТ на железной дороге
Для корректного исполнения требований законодательства в данной сфере, а также внутренних локальных предписаний на железной дороге, предусмотрены различные регламенты по охране труда. Такие инструкции содержат различные разделы в зависимости от вида деятельности штатных подразделений.
Основные требования
К основным требованиям безопасности относится неукоснительное соблюдение инструкций на производстве вне зависимости от сферы деятельности в ОАО. Это относится как к служащим, осуществляющим железнодорожный ремонт, инструктаж работникам, которые обслуживают непосредственно вокзал и станцию, а также иному персоналу. Особенно требования охраны труда РЖД должны соблюдаться работниками локомотивных депо, которые непосредственно связаны с поездами, и обслуживанием путей и прилегающих территорий.
Перед началом работы
Перед началом любой работы персонал обязан пройти инструктаж на знание норм и правил техники безопасности. Такую процедуру осуществляет специалист по охране труда, в соответствии со специально разработанной инструкцией. Кроме того, после его прохождения рабочие отмечаются в специальном журнале учета видов инструктажа, который является документом строгой отчетности.
Правила безопасности и наличие различных угроз во время работы на РЖД
Во время работы
Во время рабочего процесса работники обязаны соблюдать регламент по охране труда и безопасности деятельности. Также они должны использовать средства первичной защиты и соблюдать правила обращения с рабочей техникой на предприятии.
При аварийных ситуациях
При возникновении аварийных или нештатных ситуаций также используется специальная инструкция, которая характеризует порядок действия отдельных подразделений и должностей в зависимости от специфики их работы. Такие сотрудники должны строго придерживаться последовательности действий, которая обеспечивает безопасность и локализацию нештатной ситуации.
По окончанию работы
После окончания производственной деятельности рабочие обязаны проверить состояние оборудования, сдать все необходимые документы и отметиться у руководителя штатного подразделения об окончании работ и отсутствии негативных последствий.
Перечень должностных инструкций по ОТ в РЖД
В такой крупной компании, как РЖД, существует определенный перечень специальных инструкций для различных видов деятельности, которые разрабатывает специальный составитель:
Специальный кабинет по проведению обучающих мероприятий на железной дороге
Система управления охраной труда в РЖД
В компании организована стройная и четкая система контроля деятельности сотрудников по соблюдению норм охраны труда. За ее осуществление ответственны специалисты по охране труда и непосредственные руководители работ.
Важно! Локомотивный транспорт, как и обычный поезд, представляет собой технику повышенной опасности, соответственно компании требуется строгая охрана труда РЖД для обеспечения безопасности жизнедеятельности персонала и граждан, использующих услуги компании.
Область применения
Область применения мер по обеспечению безопасной деятельности распространяется на непосредственное осуществление сотрудниками различных подразделений своих трудовых функций, обязанностей по ремонту, профилактике оборудования, и обслуживанию населения.
Термины, определения и сокращения
Специфика деятельности на железнодорожном транспорте требует наличия определенных терминов и сокращений, которые используются в профессиональной среде:
Общие положения
Положения об осуществлении контроля и надзора за состоянием техники, путей, профилактикой возникновения опасных ситуаций и соблюдением персоналом правил охраны труда регламентированы внутренними инструкциями и самой системой по обеспечению контроля на производстве внутри корпорации. Такие виды актов соответствуют нормам федерального законодательства.
Специальный кабинет по охране труда на предприятии
Внутренний аудит
Внутренняя проверка осуществляется штатными специалистами по охране труда на производстве. Такой вид деятельности осуществляется посредством графика и проходит на плановой основе.
Комплексные проверки
Комплексный аудит проводится силами подразделения по охране труда дирекции в отношении отдельных штатных единиц при возникновении нештатной или опасной ситуации на производстве.
Целевые проверки
Целевая проверка осуществляется в отношении отдельного специалиста или штатного подразделения либо при возникновении опасной ситуации, либо в случае проведения работ не связанных со спецификой деятельности данной структуры.
Оперативные проверки
Оперативный контроль осуществляется выборочно штатными подразделениями по соблюдению безопасности производственного процесса в отношении персонала при реализации комплексных мер повышения эффективности системы безопасности на предприятии.
Трехступенчатый контроль
В компании предусмотрена многоуровневая система обеспечения безопасности работ, которая позволяет значительно минимизировать риски возникновения нештатных ситуаций или чрезвычайных происшествий. Такая система осуществляется руководителями различных уровней по ходу осуществления трудовой деятельности подразделениями.
Первая ступень контроля
Первая стадия осуществления контроля производится ответственным за конкретный участок работ. Такой специалист следит за непосредственным осуществлением работы на месте.
Вторая ступень контроля
Вторая стадия производится непосредственным руководителем работы на месте или посредством передачи документации в случае отсутствия доступа к самим работам.
Третья ступень контроля
Третья ступень осуществления контроля происходит непосредственным начальником крупного обособленного подразделения в структуре станции или дирекции. Это финальный этап контроля и проверки соответствия выполняемых работ законодательству и внутренним положениям.
Иллюстрированный перечень мероприятий по безопасности трудового процесса
В итоге осуществление жесткого контроля со стороны контролирующих органов позволяет минимизировать вероятность происшествия, несчастного случая или иных негативных последствий.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
[ГОСТ Р 12.0.002-2014, статья 2.2.47]
3.1.2 безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.3 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.4 микротравма: Незначительная травма, практически не требующая медицинского вмешательства или требующая такого вмешательства в минимальной форме, и потому не сказывающаяся на трудоспособности пострадавшего.
[ГОСТ Р 12.0.002-2014, статья 2.2.19]
[ГОСТ Р 12.0.002-2014, статья 2.2.51]
3.1.6 опасность: Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека.
[ГОСТ 12.0.230-2007, пункт 2.8]
3.1.7 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.8 организация работ по охране труда: Система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.
3.1.9 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.10 проверка состояния охраны труда: Систематический, независимый (внутренний или внешний) и оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных о соблюдении установленных требований охраны труда.
3.1.11 производственная деятельность: Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.12 опасное происшествие: Происшествие, которое создало опасную ситуацию, которая могла завершиться, но не завершилась несчастным случаем или аварией.
[ГОСТ 12.0.002-2014, статья 2.2.44]
3.1.13 профессиональный риск: Вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.14 рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.15 система управления охраной труда: Комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.16 специальная оценка условий труда: Единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
[Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», статья 3, пункт 1]
3.1.17 средства индивидуальной и коллективной защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.18 стандарты безопасности труда: Правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.19 травма производственная: Травма, полученная пострадавшим работником при несчастном случае на производстве.
[ГОСТ 12.0.002-2014, статья 2.2.20]
3.1.20 требования безопасности труда (требования безопасности): Требования, установленные законодательными актами, техническими регламентами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, техническими требованиями, техническими заданиями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работника.
3.1.21 требования охраны труда: Государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.22 управление профессиональными рисками: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.23 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
[Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, статья 209]
3.1.24 человеческий фактор: Совокупность личностных характеристик и поведения работающего, вызывающая в процессе трудовой деятельности преднамеренные или непреднамеренные, но неверные, действия различного характера, в итоге приводящие к опасным происшествиям и ситуациям, инцидентам, авариям, несчастным случаям, производственно-обусловленным и профессиональным заболеваниям.
[ГОСТ 12.0.002-2014, статья 2.2.66]
3.1.25 структурное подразделение: Подразделение региональных дирекций, центров и других региональных подразделений филиалов ОАО «РЖД» (депо, центр организации работы железнодорожных станций, дистанция, железнодорожный вокзал, путевая машинная станция, региональный центр связи и другие подразделения линейного уровня).
3.1.26 производственное подразделение: Цех, участок, линейный участок, железнодорожная станция, входящая в центр организации работы железнодорожных станций, отдел, лаборатория, пункт технического обслуживания и другие подразделения структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД».
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения: