что такое офорты в живописи

ОФО́РТ

Том 24. Москва, 2014, стр. 715

Скопировать библиографическую ссылку:

ОФО́РТ (от франц. eau-forte, букв. – креп­кая во­да; азот­ная ки­сло­та), вид гра­вю­ры на ме­тал­ле. В тех­ни­ке О. хи­мич. про­цесс трав­ле­ния за­ме­ня­ет ме­ха­нич. спо­соб об­ра­бот­ки дос­ки гра­ви­ро­валь­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми. Глад­кую ме­тал­лич. дос­ку (ча­ще все­го мед­ную, так­же цин­ко­вую), тща­тель­но от­по­ли­ро­вав, по­кры­ва­ют сло­ем ки­сло­то­упор­но­го грун­та («ла­ка»), в со­став ко­то­ро­го вхо­дят ас­фальт, воск и мас­ти­ка. На этот слой на­но­сит­ся ри­су­нок при по­мо­щи спец. гра­ви­ро­валь­ных игл. Ли­нии-штри­хи про­ца­ра­пы­ва­ют­ся та­ким об­ра­зом, что­бы об­на­жить по­верх­ность дос­ки. За­тем дос­ка под­вер­га­ет­ся трав­ле­нию ки­сло­той, ко­то­рая про­еда­ет ме­талл лишь в тех мес­тах, где лак был счи­щен (про­ца­ра­пан). По окон­ча­нии это­го про­цес­са дос­ка про­мы­ва­ет­ся во­дой, а лак счи­ща­ет­ся при по­мо­щи ски­пи­да­ра или спир­та. В ре­зуль­та­те по­лу­ча­ет­ся дос­ка с ри­сун­ком, ли­нии ко­то­ро­го уг­луб­ле­ны в по­верх­ность ме­тал­ла бла­го­да­ря трав­ле­нию. На дос­ку на­но­сит­ся ти­по­граф­ская крас­ка, ко­то­рая за­би­ва­ет­ся в ли­нии ри­сун­ка, а с ос­таль­ной по­верх­но­сти уда­ля­ет­ся при по­мо­щи там­по­на-губ­ки; по­сле это­го дос­ка го­то­ва к пе­ча­ти. В за­ви­си­мо­сти от плот­но­сти ме­тал­ла мож­но по­лу­чить боль­ше или мень­ше хо­ро­ших от­тис­ков с од­ной дос­ки; мед­ные дос­ки из­на­ши­ва­ют­ся бы­ст­рее из-за мяг­ко­сти ме­тал­ла.

Источник

Офорт — вид гравюры и печатной техники

Офорт — разновидность металлической гравюры, старинная техника глубокой печати с использованием метода травления кислотами печатных форм. Название «офорт» дословно переводится с французского «Eau forte» как «крепкая вода». Техника офорта позволяет получать с травленых досок большое количество качественных оттисков (эстампов) на бумаге.

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

Отличительные особенности и краткая история офорта

Офорт возник в начале XVI века в Германии как альтернативная техника изготовления печатных форм. При традиционном способе обработки доски мастеру приходилось сильно нажимать резцом на металл, чтобы получить детализированное изображение.

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

Офорт выполняют с использованием предварительной обработки доски кислотоупорным лаком. Это значительно упрощает процесс создания рисунка. Гравер с минимальными физическими усилиями обрабатывает слой лака режущим инструментом, а затем кислота протравливает металл на нужную глубину.

Благодаря использованию новой техники мастера смогли создавать более выразительные изображения на твердом металле. Это позволило передавать различные оттенки тона на печатном оттиске.

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

Первые художественные офорты, изготовленные в Аугсбурге Даниэлем Хопфером (Daniel Hopfer), датируются 1501 годом. Чуть позже новым видом печатной графики увлекся выдающийся живописец эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Он создал множество великолепных гравюр на стальных и медных досках.

Но наибольшей популярности искусство офорта достигло в XVII веке в Голландии. Большой вклад в развитие этого вида графики внес Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt). Во Франции около 1500 гравюр создал Жак Калло (Jacques Callot), в Италии творили известные мастера офорта Гвидо Рени (Guido Reni) и Хосе Рибера (José Ribera).

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

На рубеже XVIII-XIX веков несколько серий знаменитых гравюр выполнил Франциско Гойя (Francisco Goya). В дальнейшем к этой технике графики часто обращались в своем творчестве известные импрессионисты:

В ХХ веке с развитием химической промышленности появилась возможность заменить токсичные компоненты на менее вредные для здоровья человека травящие вещества: полотерный воск и акрилаты.

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

На портале Very Important Lot можно принять участие в аукционах, чтобы приобрести на торгах гравюры, картины и предметы антиквариата. Здесь коллекционеры также покупают напрямую у современных художников их работы.

Источник

Офорт

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи
Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи
И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте «Римские элегии». Цветной офорт. 1933.

Литература: П. Е. Корнилов, Офорт в России XVII-XX вв., М., 1953; Б. Р. Виппер, Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; В. М. Звонцов, В. И. Шистко, Офорт, (М., 1971); Terrapon M., L’eau-forte, Gen., 1975.

(от франц. eau-forte – азотная кислота), разновидность гравюры на металле, в которой углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Изобретён в нач. 16 в. гравёрами Д. Хопфером (Германия) и У. Графом (Швейцария). Техника офорта не требовала от художника такой длительной и точной работы, как в применявшейся до этого резцовой гравюре на металле. Подогретую металлическую доску покрывают слоем кислотоупорного лака, поверх которого наносится рисунок иглой. Эта техника допускает возможность исправлений – достаточно стереть тонкий слой лака и затем нанести его снова. Когда рисунок готов, доска погружается в раствор кислоты. Кислота протравливает (разъедает, углубляет) те части доски, которые не защищены лаком, то есть линии рисунка. Затем лак с доски смывают, тампоном наносят типографскую краску, которая забивается во все углубления. Офорт печатают на бумаге с помощью специального пресса. В 16 в. для создания офортов применяли железные доски; в 17–18 вв. – медные, в 19 в. – цинковые.

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи
Дж. Б. Тьеполо. «Весёлый сатир с семьёй». Офорт. 1735—40 гг.

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи
И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Ок. 1727—29 гг.

Линии в офорте получаются гибкими, разнообразными, с их помощью можно передавать тончайшие оттенки и самые сложные эффекты светотени. Блестящими мастерами офорта были в 16 в. А. Дюрер (Германия), в 17 в. – Рембрандт (Голландия), А. Ван Дейк (Фландрия), Ж. Калло (Франция); в 18 в. – Дж. Б. Тьеполо, Каналетто, Дж. Б. Пиранези (Италия); А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Ф. Буше (Франция); Ф. Гойя (Испания); в 19–20 вв. – Ж. Ф. Милле, К. Коро, Э. Манэ, П. Пикассо (Франция); Дж. Моранди (Италия); А. Менцель, К. Кольвиц (Германия); Дж. М. Уистлер (США); И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский (Россия).
ПА́ГОДА (португ. pagoda, от санскр. бхагават – священный; кит. бао-та – башня сокровищ), буддийская культовая постройка, имеющая вид павильона или многоярусной башни. Пагоды, предназначенные для хранения священных реликвий или обозначавшие места, связанные с деяниями Будды, возводили в странах Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) и Индии. Строительным материалом для культовых сооружений служили дерево, камень, кирпич, железо.

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи
Пагода Даянта. 652–704 гг. Сиань

Тип пагоды сложился в первые века н. э. в Китае (кирпичная пагода Сунъюэсы в провинции Хэнань, 520 г.). В Индии пагоды имели вид ступ, в которых, как правило, хранились части нетленных мощей Будды. В Японии пятиэтажные башни строились из дерева, деревянные балки скреплялись вместе практически без гвоздей, выступы устанавливались в пазы, каждый следующий этаж был чуть меньше предыдущего. Сложные шарнирные крепления и прочная колонна («симбасира»), находившаяся в центре, удерживали пагоду в вертикальном положении при сильных землетрясениях (пагоды храмов Якусидзи в Хэйдзё, ныне Нара, 8 в., и Кё-о Гококудзи (Тодзи) в Киото, 15 в.).

Источник

Офорт

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte ) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

Содержание

История

Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501—1507 годам — работы мастера из Аугсбурга Даниэля Хопфера. Приблизительно в это же время швейцарским резчиком и гравёром У. Графом было исполнено несколько офортов, самый известный из которых относится к 1513 году. В 1515—1518 годах Альбрехт Дюрер создал шесть офортов на стальных досках, в числе которых и его знаменитая «Большая пушка».

Техника

Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.

Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона.

Мастера офорта

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

что такое офорты в живописи. Смотреть фото что такое офорты в живописи. Смотреть картинку что такое офорты в живописи. Картинка про что такое офорты в живописи. Фото что такое офорты в живописи

См. также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Офорт» в других словарях:

ОФОРТ — (фр. eau forte). Оттиск гравюры с доски, на которой рисунок вытравлен острой водкой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОФОРТ гравюра, отпечатанная таким образом: на металлич. доске, покрытой особой… … Словарь иностранных слов русского языка

офорт — а, м. eau forte f. азотная кислота. 1. Специальная кислота, применяемая при гравировании. Лучинский 1879. 2. Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами. БАС 1. Маковский в то время как раз увлекался… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

офорт — гравюра, аквафорте Словарь русских синонимов. офорт сущ., кол во синонимов: 2 • аквафорте (2) • грав … Словарь синонимов

Офорт — (от фр. eau forte азотная кислота) гравюра на металле, изготовленная посредством травления участков поверхности, на которой отсутствует защитный слой лака. Офорт … Реклама и полиграфия

ОФОРТ — (французское eau forte азотная кислота), вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углублённое… … Современная энциклопедия

ОФОРТ — (от франц. eau forte азотная кислота) вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение… … Большой Энциклопедический словарь

ОФОРТ — ОФОРТ, офорта, муж. (франц. eau forte букв. азотная кислота) (иск.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

ОФОРТ — ОФОРТ, а, муж. Гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Выставка офортов. | прил. офортный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Офорт — (фр. eau forte – азотная кислота) – вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные листы протравливают кислотой, а полученное углубленное изображение… … Энциклопедия культурологии

Источник

ОФОРТ

В технике Офорта химический процесс травления заменяет механический способ обработки доски гравировальными инструментами. Гладкую металлическую доску (чаще всего медную, также цинковую), тщательно отполировав, покрывают слоем кислотоупорного грунта («лака»), в состав которого входят асфальт, воск и мастика. На этот слой наносится рисунок при помощи специальных гравировальных игл. Линии-штрихи процарапываются таким образом, чтобы обнажить поверхность доски. Затем доска подвергается травлению кислотой, которая проедает металл лишь в тех местах, где лак был счищен (процарапан). По окончании этого процесса доска промывается водой, а лак счищается при помощи скипидара или спирта. В результате получается доска с рисунком, линии которого углублены в поверхность металла благодаря травлению. На доску наносится типографская краска, которая забивается в линии рисунка, а с остальной поверхности удаляется при помощи тампона-губки; после этого доска готова к печати. В зависимости от плотности металла можно получить больше или меньше хороших оттисков с одной доски; медные доски изнашиваются быстрее из-за мягкости металла.

По всей видимости, первыми применять офорт стали немецкие художники Д. Хопфер, Х. Бургкмайр, швейцарсий мастер У. Граф Старший. Одним из первых мастеров, экспериментировавших с техникой Офорта, был А. Дюрер, создавший 6 офортов. В XVI веке Офорт использовали в Нидерландах (Лука Лейденский) и в Италии (Ф. Пармиджанино). Французские художники обратились к Офорту под влиянием итальянских мастеров, работавших при дворе короля Франциска I в Фонтенбло, но до начала XVII века их опыты носили полулюбительский характер вследствие отсутствия хороших печатных прессов, необходимых для гравюры на металле. Периодом подлинного расцвета Офорта стал XVII век.

Гравюры, созданные в Офорте или офортных техниках, как правило, выдерживают не слишком большой тираж, поскольку металлические доски, на которых они выполнялись, довольно быстро стирались. По этой причине хорошие оттиски Офортов известных мастеров достаточно редки и ценятся особенно высоко. Вплоть до наших дней Офорт остаётся одной из главных техник гравюры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *