что такое notch на гитаре
Товар может быть оформлен под заказ. Свяжитесь с менеджером по телефону или e-mail
Особенности:
Классическая форма с вырезом
Верхняя дека из ели
Нижняя дека и обечайки из красного дерева
Гриф из палисандра
Notch Filter: Нотч (режекторный) фильтр – отдельный специальный жёстко предустановленный эквалайзер, он даёт крайне узкий и глубокий вырез звукового диапазона частот. ТК-4N имеет «настраиваемый» нотч-фильтр, который вооружает пользователя возможностью выбрать конкретный диапазон частот который подлежит вырезу. Пользуясь этим перестраиваемым режекторным фильтром, пользователь может «хирургически» удалить проблемные частоты обратной связи (заводки), возникающие в связи с естественными резонансами гитары и в следствие взаимодействия с оборудованием.
Notch-регулятор обеспечивает изменение настройки частоты узкополосного режекторного нотч-эффекта. Когда уровни мониторов на сцене слишком высокие, и пользователь слышит, что гитара начинает заводиться, музыкант может задействовать цепь подавления, нажав кнопку «IN / OUT» под регулятором «Notch Filter», и легко «подкрутить» фильтр (таким образом меняя центральную частоту нотча), медленно вращая регулятор, пока заводка не будет устранена.
Кнопка Mid Contour: переключает область действия среднего ползунка эквалайзера, при нажатии (активации) кнопки Mid Contour, фейдер MIDDLE будет изменять «тёплую середину» (400 Гц). При отжатии кнопки Mid Contour, фейдер MIDDLE будет изменять «холодную середину» (800 Гц). Мы рекомендуем поэкспериментировать с этой кнопкой и определиться со своими предпочтениями регулировки середины. В некоторых случаях её можно использовать как своеобразный переключатель тембра, когда движок MIDDLE находится не в нейтральном положении (может пригодиться, например, при переходе с ритма на соло и т. д.).
Гитары Takamine G-серии изготавливаются по самым высоким стандартам, но всегда по доступной цене.
Широкий выбор форм корпуса и вариации отделки предлагают каждому музыканту идеальный инструмент именно для него.
\n \n Notch Frequency and Phase Button
\n I have an Ibanez acoustic electric and it has a knob labeled Notch frequency and a Phase button. can anyone explain what those two things really do?
\n \n\n \n Check out my stuff and my covers if you’d like. I finally added a few new songs after many years of nothing.
\n The guitar has an internal resonance called a helmholtz resonance. The this resonance is a slightly different frequency from one guitar to the next. When an amplified note is played that is the same frequency as the guitar’s helmholtz frequency it is often times much louder than the other notes on the guitar so often people use the notch filter to zero in on this frequency and reduce it. Because the guitar will resonate the helmhotz frequency in sympathy with any note played it is easy to get a feedback loop. So the notch filter can help stop this type of feedback as well as balance out tone.
When you pluck a note on your guitar the vibration is detected by your pickup which is run to your amp and then played back much louder. If you turn your amp up too loud then the vibration from your amp is sensed by your pickup and fed through to your amp again. This process is what results in feedback. The phase button inverts the soundwave. That means that a wave would go from something like this /\\/\\/\\/\\ to this \\/\\/\\/\\/ They sound exactly the same but because they mirror each other they don’t loop and cause feedback. Unfortunately the phase button doesn’t always usefully kill feedback loops because the shape of the room and speaker placement can change the phase of the sound waves too.
\n \n\n \n Check out my stuff and my covers if you’d like. I finally added a few new songs after many years of nothing.
I don’t think a \»notch filter\», would have done anything to help you anyway. Those types of filters are \»high pass\», and only modify frequencies BELOW, about 300Hz.
The high e-1’s fundamental frequency is well above 300Hz, thus it doesn’t enter into the realm of \»Helmholtz resonance\», at all.
You would have used the high frequency controls of a multi-band equalizer to have any chance of taming that. As you likely know, that’s what the adjustable pole pieces on electric guitar pickups are desined to combat.
\n ^^^^^ It might have been a bad piezo element, or bad piezo pickup seating. I’ve spent many a happy hour balancing output in USTs.
Also Helmoltz refers to the air resonance frequency, which is only one of the resonant frequencies in a guitar.
Right but, Helmholtz resonance is directly linked to chamber volume. Thus, an LF \»notch filter\» only addresses itself to that specific issue, which is, well below e-1.
I have a 12 string with a B-Band onboard preamp. That has an extra, \»presence\» (*) slider, which would be more likely to effect HF issues.
(*) This in addition to the normal low, mid, and high controls.
I don’t know if this has been covered yet but, I think you can use the phase swap to cure issues with phase cancellation between the guitar and an amp also. One position should give you slightly better bottom end if you’re in proximity to the amp. (Don’t quote me on that though. it’s sort of a hunch).
\n A phase switch is often used when there is more than one pickup in an acoustic guitar, and it switches the phase between the two pickups. I installed one in one of my guitars between the piezo and magnetic pickups. Surprising to me, it doesn’t have much effect on tone, but it is supposed to be one method that can be used to peliminate feedback at specific frequencies. I don’t know how else it is used, but I can see that such a switch could be used between pickup and amp.
The Maton AP5 preamp has a nice arrangement. High and low sliders, plus two knobs, one that controls midrange peak and the other for cut-to-boost. The mdrange control gives a good range of tones, especially noticeable when strumming. Your \»presence\» control is probably in the 5KHz range, well out of the feedback area.
Just remembered. The Baggs Mixpro, a universal preamp-mixer, had a phase switch between the two pickup inputs. I used it for combining magnetic and piezo, though it also had phantom power capability for a microphone.
Yes, as do two out of three of my Crafter 12 strings. Actually when you put two pickups out of phase, the LF notes cancel one another out, hence eliminating some of the feedback potential. This is something which ties into home stereo speaker setup. In phase, the two cones move in and out together in sync with the signal. If the two speakers are \»out of phase\», the two cones travel in opposite directions to the same signal, and effectively suck the bass out of each other. In a laboratory controlled environment, total silence can be produced at the exact midpoint between two out of phase transducers. A bit more difficult to pull off, is creating total darkness between two out of phase light sources, but it is still theoretically possible
Indeed it is. I think the range it controls is somewhere between 2K & 5K Hz. While the e-1’s frequency certainly isn’t that high, its upper harmonics can extend into that range, and a presence control will \»take the edge of\», a particularly spitty high end. That’s why I offered that as a suggestion for the \»too hot e-1\», rather than the mid sweep, which may or may not, go high enough to make a difference. Cutting the presence a bit, would also tame some of that mythical \»piezo quack\».
Anyhow, Ibanez’ \»Shape Shifter Preamp\» is quite a nice device. It has that contour control & phase switch, but it also runs on just two AA batteries! (3 volts instead of those damned expensive 9 volt PiTAs). Ibanez acoustics tend to sound very good plugged in. Unplugged, you ask? That’s quite a different story.
So we’re clear here for perhaps for our less experienced electronically newer members, when pickups are \»out of phase\», one is generating a positive electrical signal, while the other is generating a negative signal. \»In phase\», they both go positive or negative, together, in sync.
Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации
Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.
EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:
Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.
При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.
А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.
Типы эквалайзеров и их свойства
Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.
Lowpass и Highpass фильтры
Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.
Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком. Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.
Notch фильтры
Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.
Параметрический (Parametric) EQ
Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric.
Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.
Группы частот, которые нужно знать
Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.
Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить
На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.
Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ
Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.
Практические рекомендации
Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.
А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.
Чтобы научиться хорошо и быстро накручивать нужный вам звук при игре в группе или в одиночку вам нужно как можно больше в этом практиковаться. Всегда слушайте как звучит ваш инструмент и пытайтесь мысленно представить частоты, которые нужно подправить для получения того или иного звука. По возможности, пробуйте сразу вносить необходимые изменения в АЧХ и слушайте результат. Удачи!
Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.
Как читать табы для гитары: руководство новичкам
Что такое табы, или табулатура, для гитары? Это схематическое расположение звуков мелодии, аккордов на грифе. Принципиально отличается от нотной записи, так как не использует звуковысотную систему, а представляет собой обозначение в виде аппликатуры.
Гитарные табы состоят из следующих элементов:
Табы на гитаре подойдут для записи любого музыкального произведения в любом стиле. Будь то классика, хард-рок, блюз, кантри, панк-рок, дэт-метал, джаз – соло, аккорды, риффы при должном умении можно положить на 6 линий табулатуры, так чтобы их смогли прочитать, сыграть и другие музыканты.
Табы помогают отыскать нужные звуки гитаристам, которые плохо ориентируются в нотах. И являются хорошей альтернативой для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Однако ошибочно предполагать то, что гитарную табулутуру применяют исключительно в таких целях (только тем, кто с нотами на ВЫ, для новичков).
Ещё табы указывают точную аппликатуру – в какой позиции нужно взять аккорд, сыграть пассаж, мелодию. Что порой очень важно, особенно, при разучивании сложных произведений, соло. Ведь в силу специфики инструмента одни и те же звуки можно взять на разных струнах и, соответственно, на разных ладах. И если на руках только ноты – аппликатуру нужно продумывать самостоятельно, и не всегда это просто, однозначно. Возникают определённые сложности. Но с табами, при условии того, что они составлены корректно, такой проблемы уже не будет. Другими словами, по аппликатуре они являются «точным путеводителем».
История
Табные системы для записи музыкальных произведений – древнейшая «технология». Первые табулатуры были изобретены для органа примерно в 1300 году. Около 1470 года появилась немецкая система табов для лютни. С годами музыканты совершенствовали этот способ записи музыки.
Есть рукопись табов по итальянской системе, которая датируется 1517 годом.
А испанская табулатура 1536 года выглядит немного иначе.
Взглянув на фото древних манускриптов, можно заметить, что итальянская и испанская системы очень похожи на современную версию гитарных табов.
Разновидности гитарных табулатур
Есть три распространённых типа записи табов:
Ноты + табы. Музыка записана одновременно в двух системах: вверху нотный стан (ноты) – пять линеек, а внизу «TAB» (табулатура) – шесть линеек. Цифры в табах (на каком ладу) размещены параллельно нотам – строго соответствуют.
В такой комплексной системе множество преимуществ: наличие аппликатуры к нотной записи, есть возможность проверить свой навык чтения нот, «подсмотреть» в табулатуре, если сложно прочесть (есть сомнения – проверил по табам, эта нота или нет), гитарист получает максимум информации о том, как играть музыкальное произведение.
Табы с длительностями нот. В записи это нечто среднее между табами и нотами, если хотите «табаноты». Над цифрами указываются штили длительностей согласно нотной записи – четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д. Также как и в нотах, группы звуков объединяются рёбрами. То есть по длительностям, ритму, размерам – как в нотной записи, а по звукам – табы (на каком ладу, струне взять ноту).
Оптимально для тех, кто знает, что такое размер, такт, длительности, доли, ритмическая пульсация, но не хочет «бегать глазами» по нотному стану. И ещё такой формат определённо компактней – не нужно дублировать запись в нотах и табах. Всё по ритму и звукам вмещается на 6 линиях.
Символьные табы. Упрощённый вариант табулатуры без графических элементов – всё оформляется символами, которые можно набрать с клавиатуры компьютера. Часто используется в чатах, в сборниках табов на веб-страницах. Символьные табы сгодятся и когда произведение на слуху у исполнителя или же есть аудиозапись, которую можно прослушивать в процессе разбора табов.
Преимущество формата – для прочтения, составления не требуется специальных программ и 100%-ная независимость от нотной записи. Но есть и существенный недостаток – нет обозначения ритма, длительностей. Зачастую ориентир музыкального времени отображается только границами тактов. С обозначениями тоже бывают сложности – лиги, тэппинг, глиссандо и прочие приёмы тоже указываются буквами, символами, которые «сливаются» с цифрами, есть разные варианты записи одного и того же обозначения.
Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
Как научиться читать табы? Ничего сложного нет, если вы уже разобрались с линейками и цифрами на соответствие ладам и струнам, осталось дело только за обозначениями. Не пугайтесь их количества. Список внушительный только с виду. Во-первых, вы будете изучать постепенно: читаете, смотрите, запоминаете на практике, когда разбираете табулатуру. Во-вторых, есть обозначения, которые редко используются и знать их назубок не обязательно; в крайнем случае, можно ещё раз ознакомиться (в помощь вам эта статья из закладок в браузере, либо какой другой источник).
По списку далее: как правильно читать обозначения и играть согласно указанным приёмам. Приводятся примеры и варианты записи для различных версий гитарной табулатуры с пояснениями для начинающих.
Расположение цифр на линиях
Если цифры вертикально, столбцом на линиях – значит, указанные звуки извлекаются одновременно щипком пальцами, ударом по струнам (медиатором, пальцем).
Так записываются аккорды на гитаре:
И интервалы:
Также в табах с аккордами наряду с их названиями ещё добавляются и гитарные сетки (схема аппликатуры, постановки пальцев на грифе).
К столбцу цифр, когда одновременно извлекать звуки, ещё добавляются обозначения – как это делать.
Стрелочки вверх и вниз, где указаны аккорды для гитары – штрих – направление ударов по струнам медиатором или пальцем.
Вниз – от басовых к первой струне, вверх – от первой струны в направлении к басовым.
Если цифры последовательно на линиях табулатуры – значит нужно играть поочерёдно звуки, согласно указанному порядку.
И также для каждого звука может указываться медиаторный штрих: «скобка» – вниз, «галочка» – вверх.
Иногда переборы с описанием – «let ring»: струны не приглушиваются и продолжают звучать, когда извлекается последующая нота. Но способ звукоизвлечения распространяется только на звуки, обозначенные пунктиром «let ring».
Легато: хаммер-он/пул-офф
Хаммер и пул в символьной версии выписывается буквами – соответственно «h» и «p».
Одна и та же нота повторяется, соединена лигой – звук продолжает звучать, согласно указанной длительности. Иногда залигованная следующая такая же нота указывается в скобках. Или цифра залигованной ноты не указывается.
Тэппинг
Обычно тэппинг в связке с приёмом хаммер/пул (H/P).
Глиссандо (скольжение)
Ноты (цифры) соединены линией – глиссандо, или скольжение, слайд. После извлечения первого звука палец не отрывается от грифа, а скользит по ладам ко второй ноте, и затем извлекается вторая нота (щипком или медиатором). Есть нисходящее и восходящее глиссандо: от высокой ноты к более низкой и наоборот.
В символьной системе – скольжение обозначается знаком «\»:
Внимательно смотрите гитарную табулатуру – с какой стороны косая черта. Слева от цифры – глиссандо перед тем как взять ноту, а если справа – то после того как нота прозвучит. То есть обозначения похожи символьно, но звучание принципиально отличается. Не перепутайте.
P.M. (palm muting)
В табах без нотного стана с длительностями:
В табулатуру символьного формата тоже добавляется обозначение «P.M»:
Стаккато
Обратите внимание, как правильно записывается обозначение. Стаккато – когда точка над или под нотой, цифрой в табах. А если точка справа – то это указывает на увеличение длительности ноты. То есть это совсем другое обозначение.
Акцент
Приглушенные струны
И если добавляются ноты для гитары, тоже обозначение дублируется и на нотном стане.
«x» обозначается и скребок по приглушенным струнам – приём рейк (rake):
Мёртвая нота (нота-призрак)
Бенды (подтяжки струны)
Выгнутая стрелочка/стрелочки – бенд – подтяжка струны пальцем. Дополнительно указывается насколько нужно подтянуть струну, повысить ноту.
Как читать и играть бенды по табам?
«full» или «1т.» – на тон. Если, например, бенд указан от 7 лада, то струну нужно подтянуть, чтобы звучала нота, которая находится на 9 ладу. От ре бенд до ми (на тон вверх).
Если указано «1/2 т.», значит на полтона – подтянуть струну до звука соседнего лада. От ре (7 лад 3 струна) к ре# (8 лад 3 струна).
Бенды могут быть и на 1 ½ тона, 2 тона, и микробенды на ¼, 1/8 тона.
Если нужно вернуть струну к исходному звуку после подтяжки – добавляется ещё стрелочка. Стрелочка вверх (подтяжка) и стрелочка вниз (струна опускается на ладу) – бенд с возвратом (или bend/release).
Стрелочка перпендикулярно от цифры (ноты) – пребенд или обратный бенд. Струна сначала подтягивается до указанного тона (на 1 т. или ½ т.), заранее, потом извлекается звук и струна опускается.
В символьной табулатуре бенд обозначается значком «^»:
Или буквой «b»:
Вибрато
В символах вибрато обозначается «тильдой» – «
Трюки рычагом
Флажолеты
В символах для натуральных флажолетов используется – «NH»:
Или просто добавляется название «natural harmonics»:
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «AH» – искусственные флажолеты (artificial harmonics). Цифра – лад, на котором прижимает струну палец левой руки, цифра в скобках – лад, над которым указательный палец правой руки слегка касается струны и в это время большой палец правой руки защипывает струну.
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «PH», или цифры в ромбе – медиаторный флажолет. По принципу искусственного флажолета, но звук извлекается медиатором и боковая часть фаланги большого пальца правой руки касается слегка струны. Звук извлекается, в промежутке струны над звукоснимателями (не над ладами). В скобках « » фактическое звучание ноты (лад) – высота флажолета.
Например, на 2 ладу прижимаем 6 струну, а медиаторный флажолет – на две октавы выше. Значит, извлекаем звук приёмом «PH »условно в районе 26 лада (если бы он был на грифе), то есть примерно над первым звукоснимателем, недалеко от последнего лада.
Пик-скрейп
На линии «x» + волнистая линия вверх или вниз с обозначением P.S. – пик-скрейп – скольжение по басовым струнам ребром медиатора в восходящем или нисходящем направлении (в зависимости от того как расположена волнистая линия в табах).
Мелодические украшения
Тремоло
Редакторы для составления, чтения табов
Рассмотрим наиболее распространённое ПО для составления и просмотра гитарной табулатуры:
Guitar Pro – платный редактор, огромное количество функций. Можно подключить банк звуков, чтобы инструментальные партии воспроизводились более реалистично. Для гитарных дорожек предусмотренны всевозможные эффекты и обработки – эквалайзеры, дисторшн, овердрайв и пр. Можно выбрать тип гитары – электро-, акустика со стальными, нейлоновыми струнами и т.д.
Essy Guitar Tab – бесплатный веб-сервис. Всего лишь нужно зарегистрироваться. Панель инструментов в левой части (длительности, обозначения, штрих, размер и т.д.).
В правой части верхней панели кнопки для экспортирования табулатуры в разных форматах. Есть возможности отправить гитарную партию на указанный email.
Finale – платный профессиональный нотный редактор. Подойдёт тем, кто составляет партии и для других инструментов кроме гитары.
Завершаем обзор. Теперь вы имеете представление, как записывается гитарная партия в табах, как её читать и сыграть, используя все указанные приёмы. Чем больше будете пользоваться табами – как для разучивания произведений, так и для записи своей музыки – тем быстрей их освоите. В общем, как и навык чтения. Создавайте собственную коллекцию гитарных табов, нот – обязательно пригодится!