что такое led оптика на авто
Светодиодные фары | Плюсы и минусы
Вопрос от читателя.
«Доброго дня этому сайту, автору и читателям. Замечательный сайт просто автовикипедия. Сейчас подбираю для себя новый автомобиль, и попутно возникает много вопросов. Сегодня задам один из них вам и вашим читателям. В доп.оборудовании многих автомобилей сейчас идет такая строчка как светодиодные фары! Причем машина с ними стоит дороже, чем с обычными фарами! Если смысл переплачивать за светодиодные (LED) фары? Как вы думаете? С наилучшими пожеланиями развития сайта, Вадим.»
Интересный вопрос Вадим, читайте ответ ниже…
Светодиоды это новая технология, причем, сейчас она применяется повсеместно не только в автомобилях, но и в домах, различных электронных устройствах, начиная от сотового телефона, заканчивая LED телевизорами. Лично я думаю будущее именно за светодиодами.
Светодиоды подразделяются на обычные, берут очень и очень мало электроэнергии, но и светят не так ярко.
И сверхяркие – новое поколение светодиодов, потребление энергии чуть выше, но и световой поток выше в разы. Превосходят обычные лампы накаливания.
В машинах светодиоды сейчас также применяются. Есть два назначения.
1) Это ходовые огни. Причем есть как спереди, так и сзади полностью светодиодные. А есть только спереди светодиодные, а сзади обычные лампы накаливания.
2) Это основное освещение. То есть помимо ходовых огней, это ближний и дальний свет. Как например, у KIA Quoris, у нее не только ходовые огни но и фары полностью светодиодные (или LED).
Плюсов у светодиодных фар много
Первое это конечно энергопотребление. Если равнять с обычными лампами накаливания, то разница может достигать десятки раз. Причем сила светового потока будет намного выше, чем у обычных ламп накаливания, (сверхяркие светодиоды). Если потребления электричества меньше, то соответственно нагрузка на генератор также ниже. А это позволит экономить в топливе. Однако не стоит ожидать, что экономия будет составлять «литры» топлива, скорее всего это десятки – сотни граммов.
Второе. Это срок службы. Светодиоды служат намного дольше, чем обычные лампы накаливания. А это значит можно надолго забыть об их замене.
Третье. Светодиоды намного эстетичнее, чем обычные лампы. Светодиоды могут иметь форму ленты, и из них можно составлять различные геометрические объекты. Что сейчас и делают многие производители автомобилей. В основном это светодиодные реснички фар (как у AUDI A4 или Hyundai Solaris нового поколения).
Но минусы светодиодных фар также существенны
Первый минус это – конечно же цена. Светодиоды предлагают как доп. оборудование. Причем не дешевое доп.оборудование.
Второе – если светодиоды перегорят, а такое тоже бывает, то ремонт такой фары будет стоить намного дороже.
Теперь отвечу на ваш вопрос Вадим. Брать светодиодные фары, как «допы», сейчас особого смысла нет. Экономия топлива с такими фарами будет минимальной (порядка 100 мл. топлива на 100 км), а вот стоять, я уверен они будут дорого. Это лично мое мнение. Так как, современный мир не стоит на месте и развивается быстрыми темпами. То светодиодные фары, скоро станут нормой для всех производителей. Но пока, доплачивать за них рано.
Светодиоды в машине: плюсы и минусы LED-оптики
Автомобильная LED-оптика становится все популярней. И если раньше светодиоды были признаком некой эксклюзивности автомобиля, то теперь их все чаще можно увидеть даже на относительно бюджетных машинах
Сегодня светодиоды – это не только дополнительные или основные стоп-сигналы, но и габаритные огни, указатели поворотов, дневные ходовые огни и даже основной головной свет. Светодиоды стали не просто украшением автомобиля, они стали реально работающей светотехникой, которая по своим показателям многократно превосходит не только обычные лампы накаливания, но и ксеноновые, где роль источника света играет электрическая дуга. Однако, как и любой другой предмет, светодиоды имеют как свои плюсы, так и свои минусы, особенно когда речь идет о применении их на автомобиле.
Для начала плюсы:
1. Незначительные размеры светодиодов существенно расширяют возможности по дизайну автомобиля. Светящийся элемент или даже направленный источник света, такой как фара, можно разместить где угодно и в любом количестве – места они занимают не много.
2. По той же причине LED-оптика предоставляет больше возможностей по проектированию активных фар ближнего и дальнего света. Освещение того или иного участка дороги осуществляется не за счет применение сервоприводов, меняющих направление пучка света от ксеноновой или галогеновой лампы, а подачей напряжения на тот или иной светодиод, которых вкупе с линзами в блоке множество.
В результате нужная часть дороги высвечивается ярче, а требующая затемнения – меньше или не освещается совсем. Так, к примеру, происходит при разъезде со встречным автомобилем, когда луч света как бы огибает встречную машину, не слепя ее водителя, но при этом продолжает довольно качественно освещать все, что находится дальше и на обочине.
3. Светодиоды способны излучать больше света на один ватт энергии по сравнению с другими источниками света. Это, в свою очередь, позволяет снизить энергозатраты при включенных габаритных огнях и головном свете и, как результат, получить довольно неплохую экономию топлива.
4. Светодиодные фары рабочего света не так сильно греются, как галогеновые лампы, в связи с чем их можно использовать в больших количествах в небольших объемах.
5. Светодиоды имеют чистый белый свет, что положительно сказывается на восприятии высвечиваемой ими «картинки» – она практически не имеет искажений.
6. По сравнению с другими источниками света, светодиоды имеют довольно большой срок службы, что позволяет рассчитывать на то, что их работа при отсутствии брака или механического повреждения будет сопоставима со сроком службы автомобиля. То есть отпадает необходимость замены, что довольно часто происходит с лампами накаливания и, хоть и реже, с ксеноновыми лампами.
7. Как правило, LED-оптика выполнена в едином герметичном блоке, не подразумевающем его разборки, что позволяет таким фарам лучше сопротивляться влаге и вибрациям, что также добавляет им надежности.
8. Светодиодам требуется меньше времени на включение, к тому же им не нужно время на разогрев, в связи с чем максимальное количество света доступно сразу после включения, что также положительным образом сказывается на безопасности дорожного движения.
А теперь минусы:
1. Цена оригинальной светодиодной оптики, устанавливаемой на автомобили серийно, несмотря на всеобщую доступность светодиодов, все же довольно высока. Объясняется это тем, что производство такой светотехники требует огромного количества дорогостоящего оборудования и материалов. К примеру, опциональные светодиодные фары на Audi Q7 стоят порядка 67 000 рублей, вдвое дороже обычных.
2. Как уже говорилось, светодиодная оптика, как правило, имеет монолитную конструкцию, в связи с чем не подлежит ремонту, и уж если фара пострадала в аварии или попросту попался бракованный экземпляр, а срок гарантии уже кончился, придется раскошеливаться на довольно внушительную сумму.
3. Светодиодные лампы в фары практически не греются со стороны излучателя света, поэтому снег и наледь в зимнее время суток не тают на включенных фарах, а это существенно ухудшает их светоотдачу при ледяном дожде или сильном снегопаде. Останавливаться, чтобы очистить их от наледи и снега, придется значительно чаще, чем с обычными фарами.
4. Несмотря на свой довольно продолжительный срок службы, светодиодные фары со временем все же начинают выгорать, и яркость их начинает падать. Процесс этот длительный и практически незаметный, но если сравнить мощность света новой фары с такой же, но уже отсветившей часть своего ресурса, разница будет заметна.
Светлое будущее: преимущества светодиодной оптики
Для большинства современных моделей ŠKODA уже в стандартном оснащении предлагаются светодиодные фары — альтернатива галогенной оптике. Расскажем, чем источники света со встроенными светодиодами лучше привычных.
В феврале 1907 года редакция нью-йоркского журнала Electrical World получила письмо британского инженера Генри Раунда. Исследователь описывал странное явление: свечение кристалла карбида кремния при подаче на него небольшого напряжения — в пределах 10 В. Ученый обнаружил эффект случайно и через издание интересовался у коллег: нет ли у них соображений по данному вопросу? Может, кто из них встречал нечто подобное в практике экспериментов?
Никто не откликнулся, что неудивительно: Раунд первым в мире зафиксировал излучение света полупроводником — так называемым твердотельным диодом. Он обнаружил, что при воздействии на некоторые полупроводники постоянным током возникает явление электролюминесценции: появляются фотоны, элементарные частицы света.
Дело Раунда продолжил в 1923 году советский физик Олег Лосев. Экспериментируя в сфере радиосвязи, двадцатилетний ученый проводил опыты с карборундом и тоже отметил слабое свечение при подаче небольшого, менее 10 В, напряжения. Лосев, предвидя полезность открытия в будущем, успел получить авторское свидетельство на так называемое световое реле. Правда, он также не развил дальше эту идею из-за недостаточного уровня науки на тот момент и раннего ухода из жизни.
Отцом современного светодиода принято считать американца украинского происхождения Ника Холоньяка — профессора Иллинойского университета. В 1962 году ему удалось разработать для компании General Electric первый в мире промышленный полупроводниковый светодиод, то есть более или менее готовое к производству устройство с видимым спектром излучения. Технология получила название LED — light-emitting diode, «светоиспускающий диод», если дословно.
В середине XX века светодиоды были дорогой экзотикой. Перспективы их массового применения в быту и промышленности оставались туманными. Однако работа над совершенствованием технологии не прекращалась. Шли годы, светодиоды дешевели, а палитра их свечения расширялась. Выяснилось, например, что галлия фосфид-арсенид дает оранжевое излучение, индия-галлия нитрид — зеленое. Иными словами, цвет зависит от кристалла полупроводника. Но поскольку светоотдача LED-источников той поры была низка, их использовали преимущественно для вспомогательных целей: подсветить кнопки телефона, табло калькулятора, передать сигнал от телевизионного пульта. Светили, может, и не очень ярко, зато долго и стабильно.
Очередной прорыв случился лишь в начале 1990-х годов, когда японцы Исама Акасаки, Хироси Имано и американец японского происхождения Судзи Накамура смогли получить недорогой и яркий синий диод. Без такого изобретения невозможно было сделать простой белый LED-светильник. Дело в том, что в природе «белых» кристаллов пока не открыто, поэтому «дневной» свет приходится синтезировать — либо RGB-способом, то есть соединяя в одном корпусе красный, зеленый и синий светодиоды, либо покрывая последний люминофором — веществом, «перерабатывающим» поступившую энергию в излучение нужного спектра.
С тех пор оптика и приборы с пометкой LED начали стремительно распространяться по миру, найдя применение во множестве областей: от светофоров до карманных фонариков. За это открытие глобального масштаба троицу ученых в 2014 году наградили Нобелевской премией в области физики.
Автомобильные компании не могли пропустить появление нового источника света. ŠKODA, как и большинство других марок, пошла по пути «от простого к сложному». Сначала светодиоды закрепились в интерьере. Подсветка приборов и кнопок, фоновое освещение, сигнальные индикаторы и так далее вплоть до потолочных плафонов стали выполнять на основе современных полупроводников. Затем светодиодам доверили вспомогательные функции в фарах и фонарях. Так, лампочки накаливания стали исчезать из указателей поворота, габаритов, стоп-сигналов и дневных ходовых огней. Но только в наши годы на основе LED-технологии начали выполнять самые ответственные модули — ближнего и дальнего света.
Светодиодная оптика оказывает дополнительную помощь водителю при управлении автомобилем в разных дорожных и погодных условиях. Это особенно важно в осенне-зимний период: короткий световой день, дожди, туманы и снег ведут к возрастанию количества дорожно-транспортных происшествий. Яркий и моментально срабатывающий свет значительно способствует повышению безопасности на дороге.
Базовое оснащение практически всех современных моделей ŠKODA – OCTAVIA, RAPID, SUPERB и обновленного KODIAQ – предусматривает светодиодные фары (в большинстве случаев cо светодиодным ближним и дальним светом, дневными ходовыми и габаритными огнями) и задние фонари уже в стандартной комплектации. Дополняемые динамическим указателем поворота опционально или в старшей комплектации фонари придают OCTAVIA, SUPERB и KODIAQ еще более эффектный вид и одновременно делает их более заметными для других участников движения, что также увеличивает уровень безопасности.
Светодиоды против ксенона
Газоразрядные фары набирают свечение постепенно, разгораясь, как пламя. Галогенная лампочка включается намного быстрее, но светодиоды еще расторопнее, вспыхивая сразу, за миллисекунду — в 250 раз быстрее лампы накаливания. Например, вы едете по загородной трассе со скоростью 90 км/ч. Включили дальний. Светодиодная фара уже будет гореть на полную мощность, в то время как «галогенке» потребуется дополнительная четверть секунды. За это время автомобиль проедет около шести метров.
Именно поэтому применение LED в автомобильной оптике началось со стоп-сигналов, для которых промедление неприемлемо (первым делом светодиоды «прописались» в верхнем, третьем стоп-сигнале).
Ну а для фар быстрое срабатывание тоже важно: оперативно переключиться на дальний, моментально подсветить определенную область на дороге — все это светодиоды делают очень проворно.
В автомобильной оптике светодиодов, как правило, несколько. На OCTAVIA, к примеру, фары уже в стандартном исполнении используют их для ближнего и дальнего света, а также имеют светодиодные дневные ходовые огни. Задние фонари, стоп-сигналы и противотуманные фары – также светодиодные.
Кристаллические элементы в оформлении современных фар с выразительными полосами светодиодных дневных ходовых огней являются характерными элементами дизайна моделей ŠKODA, напоминая о традициях производства знаменитого богемского хрусталя и подчеркивая таким образом тесную связь марки со своей историей и традициями.
Старшие комплектации моделей ŠKODA предлагают еще более широкий перечень функций. Так, на всех автомобилях противотуманные фары обладают функцией освещения поворотов Corner, которая облегчает движение с малой, до 40 км/ч, скоростью в темное время суток, подсвечивая в поворотах пространство справа и слева от автомобиля за счет включения соответствующей направлению маневра противотуманки. Помимо этого, водители могут воспользоваться функцией адаптивного освещения AFS, с которой, например, на KAROQ, поставляются полностью светодиодные фары для наилучшей видимости при любых дорожных условиях.
Светодиоды надежны, не боятся тряски и вибраций: там, где качество дорог «не очень», это важный аргумент. Они служат на порядок дольше галогенных или газоразрядных фар, ведь в них нет истощающейся нити или горящей электродуги. Примерный срок жизни галогенной лампы — 1000 часов, ксеноновой — в пределах 3 000. На их фоне светодиодный источник почти вечен — 40 000–50 000 часов. Даже если за среднюю скорость автомобиля взять очень скромные 25 км/ч, хватит как минимум на 1 000 000 км пробега.
Стеклянные колбы галогенных ксеноновых ламп со временем темнеют в результате происходящих внутри процессов (в частности, переноса частиц металла спирали на стекло), LED-источники остаются чистыми. Кроме того, светодиоды спокойно выносят бесконечные включения-выключения, а для ламп накаливания и ксенона каждый цикл включения-выключения — стресс.
Но самое главное — LED-фары светят намного лучше всех тех, что были до них. Если световой поток «галогенки» — около 1 500 люменов, ксенона — около 3 000, то у полупроводников этот показатель достигает 4 000 люменов и выше. А электричества при этом они потребляют меньше, чем обычные фары, — минимум на четверть.
Плюс к тому, инженеры имеют возможность подобрать оттенок свечения, предельно близкий по спектру к дневному, то есть естественному. Желтоватый «теплый» оттенок добавляет уюта дома, а на дороге практичней более «синий» свет — и видно лучше, и глаза меньше устают. Причем корректировать цветовую температуру LED-источников можно без фильтров — за счет подбора материала кристаллов.
По-другому в светодиодных фарах работает и система адаптивного освещения AFS. Если раньше, на моделях ŠKODA с ксеноновыми фарами, для изменения светового пучка в зависимости от скорости, погоды, окружающих условий требовались сложные поворотные модули и линзы, то теперь электроника по сегментам регулирует интенсивность свечения светодиодов и порядок их включения. Механические детали оказались просто лишними.
Во время разработки обновленного флагмана SUPERB инженеры марки уделили особое внимание инновационной технологии освещения — впервые на серийной модели ŠKODA стали доступны полностью светодиодные матричные фары. С тех пор чешский бренд стал применять матричную оптику и на других моделях. Ей оснастили четвертое поколение OCTAVIA, а теперь и обновленный KODIAQ.
В чем инновация? Такие фары состоят из светодиодных модулей для ближнего света, матричных модулей для дальнего света и еще трех дополнительных светодиодных модулей, которые также используются для дальнего света. Компьютер, получающий данные с камеры, установленной под ветровым стеклом, может управлять каждым отдельным светодиодом — благодаря этому получается световой поток, состоящий из нескольких сегментов с различной яркостью. В итоге режим освещения подстраивается под конкретную дорожную ситуацию.
Система позволяет водителю оставить включенным дальний свет, не ослепляя при этом других участников дорожного движения. Камера также дает команду не светить слишком сильно на дорожные знаки в темноте, чтобы не слепить отражением самого водителя. На работу интеллектуальной технологии освещения не влияют дорожные или погодные условия, будь то город, шоссе или дождь. Таким образом, водитель всегда видит настолько хорошо, насколько это возможно.
Еще одной особенностью такой оптики является анимированная функция Coming/Leaving Home, которая автоматически включает и выключает части фар и задних фонарей при запирании и отпирании автомобиля. Она доступна на всех моделях с полностью светодиодными матричными фарами.
На SUPERB полностью светодиодные фары с матричной технологией входят в стандартную комплектацию Style и версии Sportline и L&K, а также предлагаются опционально для комплектации Ambition. ŠKODA OCTAVIA опционально оснащается этой технологией в старшей комплектации. Корпусы полностью светодиодных матричных фар отличаются особым дизайном со множеством кристаллических элементов. На представленном этой осенью в России обновленном KODIAQ матричные фары доступны уже с комплектации Ambition и входят в стандартное оснащение Style, а также версий Sportline и L&K. В этой модели они снабжены особым режимом для плохой погоды, который еще лучше освещает дорогу в условиях недостаточной видимости. Функция активируется при выдвижении переключателя света фар.
Тест светодиодных фар (LED) против биксенона (HID): есть ли смысл доплачивать?
Многие автовладельцы наверняка видели новости о том, что очередная новая модель отныне будет штатно или в качестве опции оснащаться светодиодными фарами. Покупателям современных иномарок в автосалоне обязательно предложат комплектацию с альтернативой обычным «галогенкам» — либо LED-оптику, либо биксенон. То, что такие фары светят лучше и выглядят круче, излучая приятный белый свет, знают все. А что в реальности: стоит ли продвинутый свет своих денег и, главное, насколько светодиоды лучше биксенона? Сравниваем две модели Skoda с разной оптикой.
Итак, в нашем распоряжении оказалось два новых автомобиля Skoda в топовых исполнениях: популярная Octavia со светодиодными фарами и флагман модельного ряда Superb, оснащенный биксеноновым светом.
Почему мы не взяли две одинаковые модели? Все просто: более современная Octavia, представленная весной 2017 года, имеет в арсенале в качестве дополнения только LED-оптику. А ожидающий обновления Superb, несмотря на то что выше классом, пока оснащается только биксеноном. В целом же, учитывая одного и того же производителя, а также сопоставимые технические нюансы и габариты автомобилей, можно с большой долей объективности судить о качестве освещения.
И в том и в другом случае за улучшенный свет придется доплачивать, но вполне разумные деньги. Для Skoda Superb адаптивный биксенон обойдется в 56 000 рублей, светодиодные фары для Octavia дешевле — 49 900 рублей.
Кстати, посмотрели мы и цены на оптику в качестве запасных частей, в том случае если ее придется менять: одна ксеноновая блок-фара на «Суперб» обойдется в 44 855 рублей, светодиодная на «Октавию» снова дешевле — чуть менее 41 000 рублей
Немного о конструкции
HID (High Intensity Discharge), то есть газоразрядные или, проще говоря, ксеноновые фары на автомобилях впервые серийно появились в далеком 1991 году на флагмане BMW 7 Series (E32) и произвели настоящую революцию в освещении.
Светили такие фары в несколько раз лучше галогеновых (3200 К), особенно в сложных условиях (например, в дождь), а по температуре спектра (4300 К) приближались к дневному свету (6500 К), более привычному человеческому глазу. Кроме того, такие фары потребляли заметно меньше энергии, а служили при этом многократно дольше.
В основу таких фар положен принцип световой дуги. В колбе с газом (собственно, ксеноном) находятся два электрода, между которыми проходит высоковольтный разряд. Именно он и вызывает яркое свечение газовой смеси.
Технически конструкция очень надежная, но довольно сложная и дорогая, поскольку требует высокого напряжения и поддержки переменного тока, для чего используется преобразователь энергии.
Управлять направлением сверхъяркого света научились не сразу, а потому дальний свет, чтобы не слепить встречных водителей, делали обычным, галогеновым.
Чуть позже в фаре стали предусматривать специальную шторку, отсекающую «лишний» свет, или использовать две колбы под разный режим освещения. А затем с помочью электромагнита колбу в фаре научились двигать, изменяя дальность свечения. Так появились различные варианты устройства биксеноновых фар.
Последним этапом развития стало появление технологии AFS (позже AFL), то есть Adaptive Front Lighting System, или адаптивного головного освещения, которое в народе называют «поворотными фарами».
LED (Light—emitting diode), светоизлучающий диод, или светодиодные фары
Светодиоды в быту человек использует довольно давно, однако из-за не самого яркого света в автомобиль их устанавливать не решались. Однако собранные в пучок светодиоды оказались вполне пригодны для освещения дороги. Сначала их использовали в задних фонарях и стоп-сигналах. А в 2008 году появился первый серийный автомобиль, головная оптика которого была полностью светодиодной, — Lexus LS.
Такие фары стали новой ступенью развития автомобильного света, поскольку серьезно превосходили параметры ксенона, не говоря о галогеновом свете. Так, светодиоды с температурой 5000 К практически вплотную приблизились к натуральному дневному свету, а энергии они потребляют в разы меньше ксеноновых фар и на полтора-два порядка меньше галогеновых. Причем по своему устройству фары проще и еще надежнее ксеноновых, а возможность их адаптации под условия движения авто почти не знает границ. Главный недостаток — обильное выделение тепла, для компенсации которого светодиодной фаре требуется дорогое автономное охлаждение.
Светодиодная фара состоит из платы светодиодов, каждый из которых отвечает за освещение своего участка дороги, фокусирующей линзы, собирающей свет в один луч, и отражателей или распределяющей линзы, которые выводят свет в нужном направлении.
В зависимости от условий движения управляющая электроника зажигает определенное количество светодиодов, свет от которых, преломляясь через линзу, освещает только тот участок, который необходим в данный момент движения.
Последним уровнем развития светодиодной оптики являются матричные фары, принцип работы которых такой же, как и обычных, с поправкой на то, что светодиоды объединены в соты, а их в одной фаре может быть несколько десятков! Причем каждый из диодов можно не только включать и выключать, но и менять его яркость. С помощью таких фар можно создать практически любой рисунок освещения.
И ксеноновые, и светодиодные фары «Шкоде» поставляет немецкая компания Hella, один из мировых лидеров автомобильного света
Испытания
Для замеров мы отправились на автодром «Санкт-Петербург», где в качестве полигона использовали главную разгонную прямую.
Длина отмеренного участка — 100 метров с контрольными конусами на 25 и 50 метрах. Кроме того, в качестве ориентиров дальности освещения на расстоянии 300 метров находилась еще одна группа конусов и два дорожных знака с отражающей поверхностью.
Подсвечивающиеся штрихи в фарах обоих «Шкод» — не более чем дизайнерская «фишка», никакой практической нагрузки они не несут. Кроме того, раздвоенная оптика «Октавии» тоже фикция: фара на самом деле одна, разделенная тонкой перегородкой бампера
Все, кто покупает ксенон ради эстетического удовольствия, в надежде на белый или голубовато-белый свет, могут быть удивлены: свет у стандартных ксеноновых фар на самом деле светло-желтый. В потоке автомобилей с галогеновыми фарами он резко выделяется своим белесым оттенком, а вот в «лабораторных» условиях при наглядном сравнении со светодиодными фарами все становится на свои места. Разница, как говорилось выше, в световой температуре, которая у светодиодов номинально выше, чем у ксенона, хотя и последний можно нагреть до более высоких значений.
Обе модели оснащены светодиодными ходовыми огнями. Сделаны они исключительно для идентификации самого автомобиля и на дорогу почти не светят. Кроме того, с большого расстояния лучше видны все-таки единые ленты «Суперба», чем разделенные черточки «Октавии»
Итак, Skoda Superb с биксеноном. Функцию адаптации в нем выполняют поворотная платформа системы AFS и «шторка», которая имеет сразу три режима отсечения «лишнего» света в зависимости от условий движения. Кроме того, при повороте руля включается в помощь соответствующая противотуманная фара, подсвечивая ближайшую к машине обочину.
У светодиодной Skoda Octavia фары фиксированные, а функция боковой подсветки осуществляется путем направления пучка в боковой отражатель. «Противотуманки», так же, как и у Superb, включаются с разных сторон вслед за поворотом руля.
И ксеноновые, и светодиодные фары в обязательном порядке штатно оснащаются автокорректором и омывателем фар. Без этих двух опций эксплуатация автомобиля с таким светом считается незаконной
Ближний свет
Площадь освещения территории ближним светом показывает, что ксеноновые фары очень эффективны: основное полотно дороги подсвечено идеально на расстоянии порядка 30 метров, а хорошая видимость наблюдается вплоть до второго конуса (50 метров). При этом светотеневая граница проходит немногим дальше.
Освещение по сторонам умеренное по площади и яркости. От основного коридора вправо и влево свет распространяется метра на три-четыре, не дотягивая до забора справа и лишь маленьким пятнышком попадая на встречную дорогу, уходящую влево и целиком находящуюся в тени. Оба конуса по правой стороне находятся в тени, хотя и видны благодаря светоотражателям.
На том же самом участке ближний свет Skoda Octavia даже визуально сильно ярче, а площадь освещения чуть ни вдвое больше. Дальность четкой видимости уходит на 60 метров, причем правая обочина почти целиком находится в свете на указанном расстоянии. Левая сторона также полностью освещена в пределах 25 метров в длину, да так что свет попадает на всю ближайшую полосу уходящей влево дороги.
Видимость с места водителя идущего по правой обочине человека, одетого во все темное, в Skoda Superb с ксеноном средняя. Понятно, что с 25 метров его видно отчетливо, а вот на расстоянии 50 метров, где человек попадает ровно на светотеневую границу, понадобится хорошее зрение шофера. На 100 метрах от машины человек исчезает из виду.
В Skoda Octavia со светодиодными фарами на расстоянии 25 метров можно даже определить цвет одежды пешехода, на 50 метрах — отчетливо различить его контуры, а самое интересное, если у водителя хорошее зрение, разглядеть его даже на расстоянии 100 метров.
Дальний свет
Включение дальнего света ситуацию, конечно, заметно исправляет, учитывая, что оба автомобиля оснащены автоматической регулировкой светового потока и режимом переключения, и не слепят встречных водителей.
Ксеноновый Superb способен полностью подсветить пешехода на расстоянии 25 метров, так что человека можно узнать в лицо. На расстоянии 50 метров — определить, какая рука находится в кармане, а на100 метрах легко определить пешехода по контурам.
Включение дальнего света тут же определяется высвечиванием и самых дальних конусов и знаков, находящихся на расстоянии 300 метров. Определить можно не только их наличие и положение, но даже и то, что конусов три. Правда, все это только благодаря светоотражающим секторам.
Светодиодные фары Skoda Octavia дальним светом высвечивают область чуть не до видимого горизонта. Если хорошо всмотреться, то увидеть, что пешеход в синих джинсах, можно даже на 100-метровой отметке, не говоря уже про засечки на 25 и 50 метрах. Само собой, отчетливо видны и все дальние знаки, причем можно определить не только количество конусов, но даже и то, какой из них находится ближе, а какой дальше.
Каков итог?
Конечно, было бы здорово проверить на ходу еще и функцию адаптивности светового пучка, но и текущих замеров достаточно, чтобы прийти к однозначному выводу: светодиодные фары реально на уровень лучше биксеноновых. Последние, хотя и прекрасно справляются со своими обязанностями, а во время эксплуатации у нас не возникло — что в городе, что на трассе — ни одной претензии к освещению, не смогли превзойти по своим характеристикам светодиодный свет ни в одном из замеров.
Если учесть, что как опция и те и другие стоят сопоставимых денег, мы однозначно советуем при наличии выбора отдавать предпочтение светодиодам. Да и в любом другом случае при покупке нового автомобиля не жалеть денег на продвинутую оптику, которая на порядок улучшает не только безопасность, но и комфорт передвижения.
Редакция журнала «Движок» выражает благодарность компании «Пулково Авто», официальному дилеру Skoda в Санкт-Петербурге, и российскому представительству Skoda Auto за предоставленные автомобили, а также автодрому «Санкт-Петербург» за помощь в подготовке материала.