Что такое художественное чтение стихотворения
Искусство чтеца для поэтов
Я с недавних пор часто слушаю поэтов, выступающих со своими стихами, или читающих стихи знаменитых предшественников, любимых авторов.
Иногда это интересно и оригинально, а иногда — совершенно невыносимо. И как же редко бывает, чтобы все совпало: и сами стихи и их подача выступающим.
Бывает, конечно, и вполне профессиональное чтение, то есть такое исполнение, когда забываешь, что это озвучивают текст. Когда каждое слово, каждая мысль, произнесенные вслух, находят отклик у слушающих. Но для этого нужно много работать именно над художественным словом, а это и наличие определенных способностей(дикция, тембр и сила голоса) и кропотливая работа над текстом. Может быть, поэту, читающему свои произведения это и не нужно?
Недавно слушала вроде профессионала. Молодой парень читал с листа незнакомые ему стихи перед подготовленной аудиторией. Слушатели увидели и услышали чтеца с прекрасной дикцией, актерской внешностью, приятным тембром голоса, способного к перевоплощению. Но сами великолепные стихи почти пропали от старания чтеца показать свои актерские возможности. А нужно было просто ненавязчиво озвучить предложенное, соблюдая знаки препинания, начало и конец строки, строф. И лишь чуть-чуть дать себе — любимому возможность отойти от обыденной речи, все-таки стихи.Чтобы уже слушатели сами воссоздавали в своем мозгу то, что написано автором произведения. Чтобы было так, будто вся аудитория просто читает глазами новый для себя текст.
Потом выступала молодая поэтесса. Энергичная, с высоким красивым голосом, она сначала захватила внимание. Но заунывность и навязчивые повторы интонации « в стиле Беллы Ахмадулиной», повышенная громкость, быстро надоели. Что не позволило даже вообще задуматься о содержании стихов. Осталось впечатление лишь о бьющей по ушам силе звука и форме подачи, не самой приятной.
Три способа чтения стихов с эстрады:
Главная ошибка — заунывность и подвывание. Или оглушающая громкость звучания.
2. Чтецкое (декламатарское).
Размеренное ритмичное проговаривание по строкам, с точным учетом всех знаков препинания и выделением последнего слова. Но при этом декламатор знает о чем говорит и видит все, о чем сказал поэт, а значит, мысленно «передает картинку» слушателям. И не только картинку, но и авторское настроение. Чтец на первый план ставит произведение, с которым хочет познакомить слушателей. Он относится к нему бережно, раскрывает постепенно, хотя знает о читаемом произведении почти все возможное. Чтец отделен от того, что читает, он рассказывает о том, что пережил и почувствовал автор, когда писал.
Главная ошибка декламации. Конечно, декламатор знает неизмеримо больше о читаемом произведении, чем неискушенный слушатель. Но профессиональный чтец стоит между автором и слушателем, а потому нарушает прямой контакт между произведением и чувствами зрителей. Восприятие слушающих искажается под воздействием представлений декламатора. Ведь если бы слушающий просто читал с листа, у него возникли бы совершенно иные, собственные душевные отклики, образы и мысли.
Как правило, актер играет здесь и сейчас. Он, читая чужой текст, перевоплощается в литературного героя, от лица которого написано произведение. Но актерская индивидуальность такова, что в отличие от декламатора, чтец-актер будет говорить со слушателями от своего собственного лица. А оно, это самое лицо, будет наверняка не тем, что задумывал поэт. То есть, основные мысли останутся те же, но актер так их оживит и раскрасит, чтобы возбудить интерес у публики, в том числе, к собственной персоне, что слушающие могут вообще забыть о начальных замыслах автора литературного произведения.
Заканчивая свои изыскания, думаю, поэтам следует в первую очередь использовать для выступлений первый, иногда второй способ и в очень редких случаях третий.
Что такое художественное чтение стихотворения
Техника речи и постановка дыхания
«Искусству пения, как и всякому другому искусству должно предшествовать известное механическое умение».
Обучение чтению стихов сродни обучению пению. Главный инструменты, как певца, так и чтеца – это голос и дыхание.
Декламируемое стихотворение, должно быть хорошо слышимо. Поэтому, чтецу, как и певцу необходим хорошо поставленный голос. Немало важно работать над дикцией – ясным и отчетливым произношением. Речь чтеца должна соответствовать нормам литературного языка – орфоэпии.
Работа над техникой чтения проводится по четырем основным направлениям: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.
Поговорим о дыхании. С одной стороны, дыхание – это рефлекторный процесс. Мы не обращаем внимания на то, как мы дышим. Но с другой стороны, правильное дыхание необходимо не только при декламации, но и для общего состояния нашего здоровья.
В процессе дыхания участвуют различные группы мышц.
При поверхностном или верхнем дыхании, вдох и выдох происходит за счет сокращения верхних мышц грудной клетки. При таком дыхании задействованы только верхушки наших легких.
Грудное дыхание происходит за счет сокращения межреберных мышц. При таком дыхании, главная дыхательная мышца – диафрагма, остается малоподвижной.
Для декламации стихотворений, или произнесения проповеди, обычного физиологического дыхания недостаточно.
Необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
Упражнения для тренировки речевого дыхания:
упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.
Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.
Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6… 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.
Источник: Университет Риторики и Ораторского искусства.
«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Горгий
Что такое художественное чтение? Это публичное исполнение стихов, прозы, публицистики, отрывков из драматургии. К художественному чтению можно отнести и проповедь.
Я бы определила чтение вслух, как отдельный жанр искусства, наравне с музыкой или рисованием.
Художественное чтение известно с античных времен. Древняя Греция славилась декламацией поэтических произведений поэтами импровизаторами.
В древней Руси художественным чтением занимались сказочники, скоморохи. Но особую популярность публичное исполнение художественного слова приобрело в девятнадцатом веке. Широко известны авторские чтения тех времен. Очень хорошо читали стихи Пушкин, Гоголь, Островский, Есенин, Маяковский.
Основоположником профессионального художественного чтения в России, является Щепкин, организовавший литературные вечера. На знаменитых вечерах Щепкина, актеры декламировали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко.
В более поздний, советский период, художественное чтение оформилось в самостоятельный эстрадный вид искусства. Хорошо известен с тех времен театр одного актера, основанный Яхонтовым.
К сожалению, в современных школах нет отдельного предмета по художественному чтению. Детей учат выразительно читать, на уроках литературы.
Но, почти в каждой школе проводятся конкурсы чтецов. Можно ли научиться декламировать стихи? С одной стороны, нужен дар декламатора, актера, оратора.
С другой стороны – даже имея дар, но, не упражняясь, не развиваясь, не достигнешь желаемого.
Вернемся к древней Греции. Какими методами пользовались древние греки, обучаясь декламации? Учитель произносил предложенный ученику текст, подчеркивая мелодичность и ритм, ученик же должен был повторить за учителем.
Но при обучении декламации, учитывалась не только мелодичность стихотворения и его ритмика, но и смысл. Чтец должен научиться, произнося слова, раскрывать их внутреннее содержание, используя интонацию. Вот, такая непростая задача.
Как, и какими методами достигается красота звучания декламируемого слова, мы рассмотрим в следующий раз.
С любовью к читателям. Поэтические странички.
Что такое художественное чтение стихотворения
Шутка сказать — прочесть стихи! Выходите, охотники: кто умеет?
Актёр Сергей Безруков читает стихотворение Лермонтова «Валери́к»
Иосиф Бродский читает своё стихотворение «Письма римскому другу»
Найдутся любители и той и другой манеры, которые сойдутся на том, что это дело вкуса. Многие современные молодые авторы сами тяготеют к эмоциональному, «актёрскому» чтению. Авторы недавно вышедшей увесистой, но спорной книги «Поэзия. Учебник» (М.: ОГИ, 2016), говоря о способах чтения стихов вслух, не отдают предпочтения какому-либо из них, ограничиваясь замечанием, что сами поэты часто недовольны актёрским чтением.
Между тем, поднявший эту проблему на теоретическом уровне ещё в 1923 году Б. Н. Эйхенбаум настаивал на невозможности компромисса, сглаживания противоречия между двумя указанными способами чтения. Он пишет о своём впечатлении от декламации Блока в 1910 году:
«Стиховая пауза в конце каждого стиха не похожа ни на один вид паузы, известный прозе. Она и не синтаксическая, которая членит поток речи на отдельные группы (синтагмы), отделяя, например, главное предложение от придаточных; не экспрессивная, выражающая эмоцию (Он сыграл этот прелюд. великолепно!), и не пауза хезитации (колебания), когда говорящий делает остановку, подыскивая нужное слово (хотя она и совпадает часто то с одной, то с другой). В стихах пауза на конце строк иррациональна, она не связана ни со смыслом, ни с грамматикой фразы. Она — сама по себе — бессмысленна. Это — асемантическая пауза. Особенно это очевидно в случае анжамбемана, переноса, когда нарушается логико-синтаксическое единство фразы 1 «.
Фрагмент лекции «Что делать и кто виноват. Разговор о театре». Телеканал «Дождь». 2016.
«Актёрское» чтение кроме того отличается чрезмерной эмоциональностью, «переживанием», звукоподражанием:
«Я помню несколько актерских чтений. Один, читая пушкинских “Бесов” (“Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вот — теперь в овраг толкает Одичалого коня. ”), надувал щеки, пыхтел и чуть ли не плевался; другой читал мандельштамовские стихи “Мне Тифлис горбатый снится. ” с кавказским акцентом, изображая подвыпившего грузина; в стихах “За гремучую доблесть грядущих веков” — так гремел, исходя гражданским гневом, что казалось, вот-вот закачаются люстры в зале филармонии, где это происходило, а в словах: “Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первозданной красе” — смаковал глухие согласные (“песцы”) таким шипящим, свистящим шепотом, с такой осязаемой чувственностью, как будто ощупывал мех в комиссионной лавке».
При этом, если ритм может где-то соблюдаться, где-то нет, в зависимости от того, как на него ложится актёрская (смысловая, психологическая) интерпретация стихотворения (т. е. про ритм актёр в принципе знает, о чём и говорит Богомолов), то особая стиховая интонация, не речевая, не повествовательная, а напевная, монотонная, неадресованная, не считается чем-то неотъемлемым от стихотворения, воспринимается всего лишь как «авторская» манера чтения, не более. Между тем, «парадокс заключается в том, что мы слышим наполненную сложным смыслом воображаемую интонацию, инспирированную душевным движением, только тогда, когда читаем текст монотонно, невыразительно, то есть приглушая или вовсе отставляя интонацию фразовую» (Е. Невзглядова).
Для слушателя с развитым поэтическим слухом «актёрское» чтение (подобное приведённому выше исполнению С. Безрукова) невыносимо, и представление о равноправии «манер» чтения является серьёзным заблуждением. Это очень убедительно показывают и указанные выше авторы. Б. Эйхенбаум приходит к выводу, что чтец не должен никого «изображать», отдаваться эмоциям, что «фразировка стихотворения должна быть в полном соответствии с его ритмико-мелодической основой». Е. Невзглядова заключает, что «непреложное правило чтения — ритмическая монотония», а подлинный поэтический смысл может быть услышан только в противостоящих друг другу звучаниях — естественно-речевом и стиховом.
Это отнюдь не означает, что «авторское» (монотонно-ритмическое) чтение всегда хорошо, а актёру некуда приложить свои способности при чтении поэзии. «Многие авторские исполнения разочаровывают. Пастернак читает, по-детски выделяя логический смысл и по-московски слишком растягивая открытые гласные звуки. Ахматова читает слишком торжественно-многозначительно» (Е. Невзглядова).
Борис Пастернак читает своё стихотворение «Синий цвет»
Как научиться красиво и выразительно читать стихи
Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!
Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.
Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.
Что такое художественное чтение стихотворения
Чтение стихов
* ( Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 45.)
Какое стихотворение взять для группового занятия? Надо начинать не с сюжетных стихов, где так же, как в прозаическом произведении, следует рассказывать о событиях, повествовать о развитии действия. Лучше обратиться к чисто лирическому стихотворению: на нем резче чувствуется разница между чтением стихов и чтением прозаического произведения или басни. Лирическое стихотворение требует умения максимально сосредоточиться, быть захваченным каким-то одним чувством, которое дает целую гамму оттенков и даже нередко переходит в свою противоположность (грусть может замениться радостной надеждой), но в общем всегда ощущается как доминанта.
После такого вступления стихотворение читается студентами про себя, или его вслух читает преподаватель. (Каждый студент должен иметь переписанный текст стихотворения, его можно продиктовать на занятии.) Чем сильнее по подготовке группа, чем больше в ней ощущаются творческие задатки, тем меньше необходимости читать преподавателю. Определив, что стихотворение имеет две части, студенты говорят о тех мыслях и чувствах, которые объединяют обе части: мысль о несправедливости, жестокости по отношению к тому, кто, не имея ничего, просит самую малость, протест против этой несправедливости.
В каждой части есть, кроме того, свои мысли и чувства, рисуются другие образы. Теперь, выяснив самое основное в стихотворении, можно читать его вслух, попутно уточняя логические ударения, точнее обрисовывая уже возникшие в воображении образы. Можно поступить и по-другому: все разобрать подробно, а потом уж читать вслух.
Поэтическое содержание стихотворения раскрывается примерно таким образом. Поэт рисует образ бедняка, «чуть живого от глада, жажды и страданья». Мы представляем себе старика в рубище, он болен и слаб, он едва стоит, его незрячие глаза слезятся, одной рукой он опирается на посох, другая, дрожащая старческая рука протянута за милостыней. Он стоит у «врат обители святой».
Величественный собор возносит к небу свои купола, широко открыты ворота монастыря для всех несчастных. Сюда идут, чтобы снять с себя грехи, здесь говорят о милости к страдающим, о том, что голодного надо накормить, страдающего утешить. И вот здесь совершается поступок, противоречащий всем заповедям божьим, законам человеческим. Просящему хлеба подают камень! Велика вина так поступившего человека. На каких словах сосредоточивается мысль поэта? «Обители святой», «бедняк иссохший», «хлеба», «муку», «камень». Если мы будем отбирать самые главные, то это будут: «бедняк», «хлеба», «камень».
* ( Об этом см. в кн.: Иванова Т. Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. М., 1950.)
Стихотворение понято, прочувствовано. Теперь подумаем о расширительном смысле этого стихотворения. Оставляя в воображении всю ту картину, которую мы нарисовали, вспомним о других случаях несправедливости, обмане, свидетелем которых вы были.
Обманутое доверие в дружбе, любви. Можно вспомнить и лично пережитую обиду, но здесь есть опасность слишком личностного чтения, что нежелательно вообще. В процессе чтения укажем на необходимость паузы после третьей строки в первой строфе:
Эта пауза при наличии переноса дает возможность особо подчеркнуть страдание старика.
Мы говорили о том, как «наполнить» читающего теми чувствами, которыми проникнуто данное стихотворение. Но мы ничего еще не сказали, в каких взаимоотношениях будет находиться читающий это стихотворение со слушателями. Ведь здесь, в этом стихотворении, есть конкретные картины, и чтец должен показывать их слушателям, рассказывать о том, что произошло. Все это при чтении басен и прозы происходит в прямом общении со слушателями. Однако при чтении стихотворения «Нищий» мы не будем требовать от читающего прямого обращения к нам, точного описания картины, так как главное в этом произведении не рассказ о несчастном старике, а размышление о том, как могла произойти такая несправедливость.
По-разному читают это стихотворение студенты. Одни бесконечно жалеют этого старика. В их чтении оживали черты старика и виделись его согбенная фигура, морщинистое лицо, по-особенному звучали слова «иссохший, чуть живой». Другие почти на монотоне давали описание старика, вообще всю первую строфу, но воспроизводили вдруг резко, с большой экспрессией слова «камень положил». Третьи читали все стихотворение как философское рассуждение о несправедливости, полное горечи, но какой-то уже теперь далекой, охладившей душу. Все три чтеца, каждый по-своему, были правы в своем толковании стихотворения. Их чтение показало, что разбор произведения на занятии помог слушателям глубоко вдуматься и прочувствовать его, не предписывая трафаретов, не ограничивая их инициативу.
Мы начинали это занятие с рассказа о творческой истории стихотворения. Но можно строить работу совсем по-другому. Возьмем небольшое лирическое стихотворение Лермонтова «Кто видел Кремль. «. Оно просто по своей форме, ясно по содержанию, а потому не представит особых трудностей, которые сильно осложнили бы его восприятие студентами.
Когда чтец готовит к исполнению литературное произведение, он изучает, как известно, не только сам текст, но и все, что может помочь ему понять произведение во всей его глубине, проникнуться им. На занятии, на котором читали стихотворение «Нищий», мы так и поступили, рассказав его творческую историю.
Однако, прежде чем мы приступаем к изучению произведения, мы уже получаем первое впечатление от чтения его про себя. Оно нас захватило при первом чтении, и нам захотелось поделиться своими впечатлениями с нашими друзьями, нашими слушателями. Вот это первое впечатление чрезвычайно важно для всякого чтеца. Оно может не исчерпывать содержания произведения, быть весьма неполным, но оно ценно своей непосредственностью.
Преподаватель, ничего предварительно не рассказывая (в зависимости от уровня группы, оттого, насколько он уверен, представляют ли студенты общий вид Московского Кремля, может быть сказано несколько слов о Кремле или показаны фотографии), предложит студентам на занятиях прочитать четверостишие Лермонтова про себя и обдумать. «Прочтем это лирическое стихотворение Лермонтова, всматриваясь и вслушиваясь в ту жизнь, которой дышит это маленькое поэтическое произведение».
О чем сказал Лермонтов в этом стихотворении?
О красоте Кремля, башне Ивана Великого, о своем восторге от этой красоты. Попробуйте подробнее рассказать, что видел Лермонтов и что вместе с ним видели мы. За немногими словами поэта скрыта широкая картина.
«Ранним утром, после теплой ночи, весь город и Кремль затянуты пеленой тумана. Но это не густой туман, сквозь него просвечивают контуры стен Кремля, зданий. Вот эти зубчатые красные стены, а над ними возвышаются башни угловые. Но вот блеснул луч солнца, и пелена тумана превратилась в золотистую прозрачную дымку. и т. д.»
Так рождается эта картина. Если это москвичи или хорошо знающие Москву, можно помочь воображению, установив, откуда мы смотрим. Из Замоскворечья? С той стороны Москвы-реки. Это довольно близкое расстояние. А может быть, с Краснохолмского моста? Тогда весь Кремль видится издали.
Мы видим сами эту картину, но мы ведь хотим, чтобы эту красоту увидели и другие. Посмотрите, как он хорош! Читайте, не торопитесь, все время держа перед своим внутренним взором картину Кремля, города.
Остановимся. Перед нами спокойная, тихая картина, прекрасная в своей безмятежности, беззвучности. Но наше желание насытиться красотой еще не полностью удовлетворено. К чему-то еще устремляется наш взор, мысль, чувство. Чего-то еще недостает в этой картине города и Кремля, спящих в пелене золотистого тумана. Башня Ивана Великого! Она выделяется из всего окружающего. Прекрасная в своей белоснежной простоте, вознесла она свои круглые стены над златоглавыми храмами. Читайте эти строки.
Где же в этих четырех строках центр, куда тянется наша мысль и на что направлено наше чувство? Какое слово самое главное? Башня. Подчеркнем это слово двумя чертами. Мы насытились красотой картины и показали ее слушателям. Но для чего это мы делаем? Чтобы наши слушатели хорошо представили эту красоту? Если только для этого, так не лучше ли показать слушателям фотографии Кремля? Что мы сами думаем, когда произносим эти поэтические строки. Каков подтекст их, т. е. каковы наши собственные мысли, чувства? Студенты сами формулируют возможные подтексты, им помогает преподаватель.
Как хорош Кремль, башня Ивана Великого, особенно сейчас, в это золотистое утро. Как хорошо, что мы видим, ощущаем эту красоту.
Посмотрите на Кремль, на башню, оглянитесь вокруг. Как хорошо, сколько красоты и жизни во всем.
Великан-башня! Какой замечательный символ нашей могучей Родины, Московский Кремль, древняя столица Руси, величием веет от твоих стен.
Вы помните славную историю на шей Родины? Мы гордимся ею.
После произнесения каждого подтекста и соответственно исполнительской задачи стихотворение Лермонтова читается тем студентом, который предложил данный подтекст, а если он сформулирован преподавателем, то чтение передается тому студенту, который, по мнению руководителя, наиболее легко может увлечься данным подтекстом, почувствовать его.
Но вот прочитано стихотворение уже несколько раз, и больше нельзя его читать, чтобы не превысить норму эстетического восприятия.
* ( Очень интересный анализ стихов Лермонтова, посвященных этой теме, находим в кн.: Архипов В. Л. М. Лермонтов, 1965.)
«Поле Бородино». 1830-1831 годы. Это стихотворение послужило основой для написанного позже знаменитого «Бородино». Основная мысль его: верность родине, ее заветам.
Так, в 1830-1831 годах в художественном сознании Лермонтова все время живет образ высокой башни средь храмов золотых в Кремле, символизируя собой дорогую ему Родину.
А в 1835-1837 годах Лермонтов в поэме «Сашка» говорит о своей любви к Москве, русской столице.
Слушателям предлагается дома еще подумать над стихотворением «Кто видел Кремль. «. В процессе самостоятельного обдумывания, закрепления в своем воображении живой картины, нарисованной поэтом, соотнесения чувств и стремлений поэта с тем, что чувствуем и хотим мы, люди советской эпохи, я лично, созерцая величие и красоту старинного Кремля, в процессе всей этой творческой работы студентами решается еще раз подтекст и исполнительская задача. Уточняются все логические ударения и паузы. На занятии было указано только одно слово с логическим ударением в этом четверостишии, тот главный центр, к которому тянется мысль и чувство автора с первой строки.
На следующем занятии студенты, читая стихотворение, воплощают в меру своих возможностей в звучащем слове все, что ими продумано и прочувствовано. Студенты с помощью преподавателя обсуждают чтение. Причем следует решать не только, насколько интересно, хорошо было чтение, но и насколько чтецу удалось осуществить то, что он задумал. Это важный момент. Расхождение исполнения с задуманным обозначает не столько отсутствие мастерства, сколько формальное отношение к подтексту и исполнительской задаче.
Лирическое стихотворение прозвучало на занятиях, студенты ощутили разницу между чтецом-рассказчиком и чтецом-исполнителем лирики: читая эпическое произведение, мы рассказываем о чем-либо, выражая при этом свое отношение, свои чувства; читая лирику, мы выражаем чувства автора и свои чувства, опираясь на те обстоятельства, которые вызвали их.
* ( Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969, с. 519.)
Характерные особенности стихотворной речи, о которых известно из лекции преподавателя или из специальной литературы, теперь реализуются студентами в звучании, прочувствованы ими в мелодике речи.
В работе над этим разделом надо сочетать чтение преподавателя и чтение студентов. Положение о строке как о ритмической единице, о взаимосвязи между строкой и эмоциональным настроем стихотворения лучше раскрываются в чтении преподавателя. Прочитаем стихотворение Пушкина «Туча» в ритме, заданном поэтом, а потом изменим длину строки. Студенты сразу уловят изменения в ритме и влияние этого изменения на эмоциональное содержание стихотворения. Ставя следующие вопросы, можно привести студентов к определенным выводам: 1) В каком варианте чтения больше звучат отзвуки пронесшейся бури, тревоги? (Тревожного воспоминания о буре больше во втором варианте, чувствуется какая-то напряженность, в то время как в первом варианте больше созерцательности, покоя.) 2) Как изменяется отношение автора к туче при чтении по второму варианту? (Во втором варианте слышатся упреки, укоры и т. п.).
Примеры на исполнение в чтении других особенностей стихотворной речи могут читать сами студенты под контролем преподавателя. Однако в слабых группах лучше давать образцы в чтении преподавателя: ведь целью является отработка некоторых технических навыков (плавное произношение стихотворных строк, соблюдение цезуры, поэтического синтаксиса и т. д.). Полезно давать студентам решение различных задач по чтению стихов. Например, можно предложить студентам прочитать несколько строк из поэмы «Руслан и Людмила».
За временем произнесения следят по секундной стрелке два-три студента, которым это специально поручено. Остальные слушают и оценивают чтение в обоих вариантах с точки зрения оправданности трактовки.
* ( Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1941, с. 475.)
** ( См.: Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. М., 1959.)
* ( О рифме и ее роли в искусстве чтения см. в кн.: Выразительное чтение. Изд. 2-е. М., 1972.)
Очень важно научить делать переносы, раскрывая их значение в каждом случае, поручить студентам найти стихотворения, в которых есть переносы, объяснить их и исполнить в своем чтении. Во всех этих упражнениях в целях экономии времени не надо брать стихотворения целиком. Но необходимо, чтобы выполнение ритмической задачи было связано с выявлением образно-эмоционального содержания всего произведения.
* ( Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т., т. 3, 1955, с. 124.)
Знакомство с особенностями чтения стиха не следует концентрировать на одном занятии, чтобы оно не превратилось в простое перечисление различных особенностей стиха. Раскрытие и усвоение особенностей чтения стиха может продолжаться несколько занятий, перемежаясь с чтением стихотворений, разобранных на групповом занятии и самостоятельно выбранных и подготовленных студентами.
* ( См.: Шервинский С. Художественное чтение. М., 1935.)
** ( См.: Коган Ф. И. Художественное чтение. Исполнение стихов. М., 1940.)
***** ( См.: Эфрос Н. О чтении стихов.- В кн.: Звучащее слово. Сост. О. М. Итина. М., 1969, с. 83-111.)
******* ( Коган Ф. И. Художественное чтение. Исполнение стихов. М., 1940, с. 9.)
Михайловское, печальное одиночество, тревога о будущем, обида за прошлое, заточение в снегах далекой глуши. Мы знаем, что в памяти Пушкина жило и другое Михайловское, полное радости, творчества, веселья, милых встреч и т. д. Но когда мы читаем строчки стихотворения, то, конечно, вспоминаем не это, а тоску Пушкина и его восторг, когда он услышал колокольчик и увидел своего друга. Читая эти четыре строчки, мы погружаемся в воспоминания поэта, проникаемся ими, но лишь на мгновение, так как совсем другое ждет нас в следующих строчках.
* ( Тушнова В. Сто часов счастья. М., 1965, с. 11.)
Мы уже говорили о том, как важно воспитывать у чтеца умение общаться со слушателями, желание и уменье воздействовать на них. Именно это обстоятельство было одной из важных причин, заставивших начинать с чтения басен, где прямое общение совершенно очевидно и чтецу не так трудно установить его со слушателями. Чтение лирических стихотворений требует преимущественно косвенного общения. Но это косвенное общение имеет разные формы: выражение чувств, которые как бы непроизвольно выливаются в слове без какой бы то ни было цели, просто от потребности получить какое-то выражение вовне: высказывание мыслей и чувств для вынесения каких-то решений, как бы разговор с самим собой, обращение к воображаемому объекту.
Первой формой косвенного общения студенты обычно владеют непроизвольно. Но «разговор с самим собой» и особенно обращение к воображаемому объекту требует обучения. Конечно, из-за недостатка времени невозможно всем этим формам обучить всех студентов. Надо выделить такие стихи из выбранных студентами для индивидуальной работы, на которых можно показать разные формы общения и продемонстрировать работу над ними: «разговор с самим собой» обычно хорошо получается, если продуман весь ход мыслей. Обычно это стихи философского характера, которые требуют максимального интеллектуального напряжения.
Чтец должен создать в своем воображении конкретный образ, к которому он будет обращаться. Однако тут же надо добавить, что это обращение должно носить условный характер, иначе получится та ошибка, о которой говорил С. В. Шервинский. Режиссер рассказал об артистке, которая, читая «Я вас любил» Пушкина, обращалась к креслу, видимо, своим актерским воображением посадив на него объекта своею высказывания. Чтение производило комическое впечатление.
Для индивидуальной работы мы предоставляем студентам полную свободу в выборе произведения. Однако некоторые стихотворения рекомендуем, но не настаиваем на них. Очень важно, чтобы студент ощущал бы в себе желание и силы переживать и выражать в чтении именно данные эмоции. Конечно, неплохо, чтобы в числе выбранных стихотворений было бы больше из числа тех, которые находятся в программе средней школы. Однако обучать чтению продуктивнее на свежем материале, так как трудно преодолевать уже сложившиеся штампы, которые могли образоваться в школе. Студенты несут в аудиторию самый разнообразный материал. Над стихотворениями, которые чем-либо особенно интересны, мы будем работать глубже, детальнее, чаще будем обращаться к группе с вопросами или с указаниями. Другим стихотворениям не будем уделять так много внимания, иногда, может быть, со студентами, выбравшими эти стихи, поговорим во внеаудиторное время.
Безусловно, постараемся привлечь внимание группы к стихам Маяковского. Покажем особенности его чтения на примере работы со студентом, выбравшим его стихи для индивидуальной работы. Можно взять стихотворение «Разговор с товарищем Лениным». Это произведение высокого гражданского звучания. Стихотворения подобного рода требуют сильного волевого накала, так как выражающиеся в них взгляды на общественный порядок часто выливаются в форму призыва, обличения, клятвы. Порою у неопытных чтецов наблюдается стремление использовать форму стихотворения, не наполнив ее достаточным содержанием, в результате получается крикливость, ложный пафос. Сплетение в стихотворении «Разговор с товарищем Лениным» элементов разговора один на один, почти исповеди, с торжественным обещанием, клятвой, рапортом о сделанном, заставляет быть очень осторожным в использовании силы голоса, соблюдать точную меру в выражении чувств.
* ( Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. М., 1959, с. 126.)
Задание: 1. Продумав стихотворение, решите, какова основная исполнительская задача при чтении данного стихотворения. 2. Определите размер стиха, отметьте случаи пиррихия и другие особенности метра. 3. Отметьте слова, несущие главные логические ударения. 4. Читая стихотворение вполголоса, вслушайтесь в звучание и определите его ритм.
Не обязательно требовать письменных ответов и полностью анализировать стихотворение на занятии. Важно, чтобы студенты прочитали стихотворение, выявляя его ритмическую структуру. В момент чтения можно немного подсказывать (тихонько произносить одновременно с ним первую-вторую строки), помочь движением руки, как бы задать ритм.
В стихотворении Л. Мартынова «Костер» отчетливо слышится бег человека. «В углу дивана» Блока завораживающее звучание первой, третьей и т. д. строк заканчивается как будто падением капли во второй, четвертой и т. д.
Здесь важно точно сохранить межстрочную паузу и остро, почти стаккато давать ударение в четных строках. Ключевые строки этого стихотворения:
Интересно также предложить студентам определить музыкальный строй стиха и суметь его передать. Предлагаем следующие вопросы: 1. Какова основная исполнительская задача при чтении данного стихотворения? 2. Читая, определите, нет ли в стихах преимущественного звучания каких-либо звуков, подумайте, какое это имеет значение. 3. Прислушайтесь к звучанию стихотворения, нет ли в нем моментов звукоподражания. 4. Постарайтесь выявить при чтении особенности музыкального строя стихотворения.
Предлагается стихотворение Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла. «. Это одно из многих стихотворений, переложенных на музыку. Мягкое певучее звучание «м», «н». «л», открытые слоги рифмы «мгла», «светла», «мною», «тобою», повторение слов
* ( Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5. М., 1954, с. 10.)