Что такое хранить обет молчания
Обет молчания
Обет молчания — один из священных обетов, распространённый во многих религиях и религиозных течениях мира. Обет молчания может различаться по продолжительности и ритуальной значимости. Обет молчания может длиться от нескольких минут (например, во время чтения молитвы или занятия йогой) до нескольких десятилетий. Основная цель обета — самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм, отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий). Обет молчания не всегда понимается в буквальном смысле, иногда он всего лишь означает что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет.
Содержание
Мировые религии
Обет молчания является распространённой практикой при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов мира. К примеру, русская православная подвижница Вера Молчальница (? — 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. Обет также широко распространён среди монахов в таких религиях как буддизм, синтоизм, индуизм. В последнем он непременно сопровождает занятия йогой. Одной из разновидностей обета молчания является исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.
Секты и верования
Многие колдуны, вещуньи, гадалки и др. после инициации или самостоятельного посвящения в чёрную или серую магию дают себе обет молчания. Обет молчания в этом и других случаях не всегда означает что человек должен всё время молчать в буквальном смысле этого слова. Колдуны могут рассказывать самые разные вещи, не нарушая своей клятвы затрагивать определённые темы. Основная цель обета молчания — так называемая «конфирмация», которая выражается в постоянном обращении к Богу, различным духам и их многочисленным лика для подтверждения своей веры в них. Обет молчания принимают также многие сектанты. К примеру, Пензенские затворники, ожидавшие «конца света» в выкопанной ими землянке близ села Никольское Бековского района Пензенской области, долгое время держали обет молчания, но нарушили его, попросив у спасателей передать им воду.
В психологии и обществе
В психологии, отказ говорить называется мутизм. Обычно имеет причиной психотравмы, но может иметь и морально-религиозные идейные причины: позорность личного события, принятие решения что жизнь является греховной, классовые различия (подобно существующим в некоторых сектах или кастах Индии).
Может перетекать в логофобию (которая может быть избирательной, например: свободное общение с друзьями или соратниками по религиозной общине, но с другими людьми человек говорить не может). В религии обычно тоже обращается на это внимание — пришёл человек к религии по вере и убеждениям, или сбежал от мира из-за социофобии и т. п. проблем.
В обществе отказ социума контактировать с каким-либо частным или юридическим лицом, или отказ этого этого лица контактировать с социумом, называется бойкот. Что тоже может иметь морально-религиозные причины, как например в иудаизме — херем.
Обет молчания, как одно из многочисленных священных действий, распространен во многих религиях и религиозных течениях. Его продолжительность и ритуальная значимость могут быть различны, поэтому не всегда он выполняется в буквальном смысле слова.
Обет молчания – что это?
Чтобы отречься от повседневной суеты, стать ближе к Богу и подтвердить свою веру с помощью реального действия, дают себе обещание или клятву не разговаривать совсем или не касаться какой-либо определенной темы. Обет молчания – это некая присяга, основной целью которой является «конфирмация», выражаемая в постоянном общении с Богом и духовными силами, обращение к ним для подтверждения своей веры в них. Такая практика была распространена среди пифагорейцев, а в истории православной церкви известность получила Вера Молчальница, которая хранила обет 23 года.
Обет молчания – христианство
Первым этот обет выполнил Захария, которому ангел возвестил о рождении Иоанна – крестителя Христа. Захария не поверил ангелу и за это Бог наложил на него данное обязательство, которое длилось до момента, пока младенец не появился на свет. Обет молчания в православии имеет большое значение. Преподобный Иссаак Сирин говорит о том, что слова являются сутью орудия мира сего, а молчание выступает тайной будущего века. И хотя язык и речь являются средством общения с Богом и миром, в них же сконцентрированы шум греховных страстей, мирской суеты, которые отдаляют человека от Бога.
Вот почему многие православные подвижники уходили в леса и пустыни для стяжания тишины, ведь только так можно прислушаться к Божьему ответу. По мере того, как человек приближается к познанию истины, его подверженность действию чувств уменьшается, а движение к рассудительному молчанию растет. Жизнь человека с Богом становится полной. Современные монахи-трапписты строго чтут устав преп. Бенедикта Нурсийского, дают обет молчания, который прерывается только на общих Богослужениях.
Обет молчания в буддизме
Мауна – практика молчания в иудаизме, преследующая цель устранить пустые разговоры и необдуманные слова, познать свое истинное «Я». Махатма Ганди практиковал однодневную мауну каждую неделю, размышляя, созерцая и записывая свои мысли. В Индии и Таиланде дали зарок хранить обет молчания жители местных монастырей – ретриты. Сегодня многие современники отправляются на паломничество в эти места и получают возможность на себе испытать действие этой практики и обрести ответы на мучившие их вопросы.
Обет молчания – польза
Не зря говорят: «Слово – серебро, а молчание – золото». В мире информационной шелухи, негатива и тревоги трудно достичь гармонии с самим собой, понять, для чего ты приходишь в этот мир и какова твоя задача. Чтобы стать более спокойным, набраться мудрости и проникнуть в суть вещей, требуется принять обет молчания. Недаром на иконе «Спас Благое Молчание» Ангел Великого Совета изображен облаченным в далматик ангела. Это знак того, что Бог готов идти нам навстречу и ждет ответных шагов как готовности ступить в его Царство, где царят светлое молчание и полнота бытия.
Обет молчания – правила
Существуют самые разные практики со своими законами и принципами.
Как принять обет молчания?
Рассматривая такую клятву с позиции духовного самосовершенствования, лучше предварительно посоветоваться со своим духовником или учителем, вместе подобрать способ, который подойдет вам и поможет стать ближе к Богу, почувствовать его благодать. Дать обет молчания легко, гораздо труднее его выполнить, поэтому лучше заранее взвесить все за и против, чтобы потом не корить себя за то, что не получилось и не чувствовать вину перед всевышним.
Обет молчания
Мы живем в мире, в котором не бывает тишины. Все вокруг говорят, и никто никого не слушает. Более того, люди зачастую не слышат сами себя, свои мысли. Между тем, наш Бог — Слово, и в Евангелии сказано “От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”. Мы же безрассудно треплем языками, не прекращаем мысленную брань, не останавливаемся ни на секунду. Наш Бог, Иисус Христос, назван Начальником тишины. В Его силах даровать покой нашим душам, и многие православные подвижники избрали молчание ради обожения — соединения с Богом.
Спас Благое молчание
Обет молчания — это распространенная духовная практика во многих религиях, так как молчание — способ духовного развития, самопознания и созерцания.
В западной традиции обет непрерывного молчания (кроме исповеди) практикуют целые монашеские общины, например, монастыри ордена картезианцев, или монастырь молчальников в Иерусалиме ордена траппистов.
Молчальники, прославленные в Церкви
В Церкви несть числа подвижникам, избравшим затвор и молчание. Не все из них прославлены в лике святых, не о всех есть сведения.
Преподобные, прославившиеся подвигом молчания:
Преподобный Сергий Радонежский после долгих лет многотрудных подвигов благословил на игуменство преподобного Никона, а сам до кончины пребывал в безмолвном уединении.
Киево-печерские безмолвники
В пещерах Киево-Печерской Лавры можно увидеть замурованные окошки, а рядом с ними надпись — Преподобный Имярек, Затворник.
Лаврские пещеры
Основатель Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний, любил безмолвие. Постриг он принял в одном из афонских монастырей, и первое время подвизался на Афоне. Стремясь исполнить волю Божию, направился на Русь, по пути основывая монастыри (Лядовский Усекновенский мужской монастырь). Остановившись на берегу Днепра в Варяжской пустыни, преподобный положил начало общежительному монастырю. Передав настоятельство игумену Варлааму, преподобный ушел в затвор, где и преставился.
О Киево-печерском святом Онуфрие Молчаливом известно, что подвизался он в 12 веке в Ближних пещерах.
Немного больше известно об Афанасие Затворнике. Этот киево-печерский преподобный был монахом строгой жизни. Случилось так, что он заболел и умер, а как был беден, его не похоронили в тот же день, оставив тело в келье. Игумену приснился обличительный сон, строгий голос спрашивал игумена, как ты можешь веселиться, если человек Божий лежит второй день непогребенный. Игумен с братией вошли в келью Афанасия, и увидели его живым и плачущим. Воскресший монах ни о чем не рассказывал братии, лишь наставил их, чтобы каялись, молились и просили Господа, Пресвятую Богородицу и преподобных Антония и Феодосия Печерских, чтобы быть похороненными в пещерах. После этих слов Афанасий стал затворником, жил еще 12 лет, через день вкушая понемногу хлеба и воды, и непрестанно молясь Богу. После смерти прославился как чудотворец, о чем есть рассказ в Патерике.
Вместе с Онуфрием Молчаливым и Афанасием вспоминают и Феодора Молчаливого Печерского, избравшего подвиг молчания, чтобы не согрешить словом и пребывать в Богомыслии. Феодор Молчаливый прославился чудотворениями.
Преподобный Иоанн Молчальник (Безмолвник)
Иоанн Молчальник родился в середине 5 века, по происхождению армянин. Он с юности полюбил молитвенное уединение. С 18 лет подвизался в молитве и посте. Двадцати восьми лет его рукоположили по просьбе жителей города Колонии, был посвящен в епископы. Избегая мирских неурядиц, бесконечной брани и многих попечений, святитель Иоанн тайно прибыл в Иерусалим. По его молитве Господь указал новое место подвига — монастырь Саввы Освященного. Никому не открывшись, святитель стал подвизаться вместе с отцами-савваитами. Чтобы поощрить усердного монаха, игумен Савва решил рукоположить его. Избегая земной славы, святитель Иоанн открылся патриарху Иерусалимскому Илии, и первоиерарх благословил его на подвиг молчания. Так Иоанн молчал четыре года, пребывая в затворе. Вскоре Господь открыл святому Савве, что Иоанн — епископ Церкви Христовой, после чего Иоанн Молчальник скрылся в пустыне.
После смерти святого Саввы, Иоанн много потрудился на благо Церкви, боролся с ересью оригенитов и утешал скорбящих, изгонял бесов, исцелял, прозревал мысли людей, как свои.
Многие святые, стремившиеся к тишине и безмолвию, прославлены за другие подвиги.
Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец
Вскоре умер архиепископ Иоанн, и Сбор стал решать, кого избрать на епископскую кафедру. Одному из епископов Собора было видение, в котором указан был Божий избранник — молодой священник Николай. Возлюбивший безмолвие в Боге, святитель Николай явил собой образец кротости, любви и смирения — Правило веры и образ кротости, воздержания учитель, как поется в тропаре святому.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Один из трех великих учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст, родился в Антиохии. Святитель изучал риторику и философию, но еще в молодости осознал суетность мирской учености, углубился в изучение Священного Писания и молитву. Монашеский постриг принял после смерти матери.
Предполагалось, что Иоанн или его друг Василий (будущий святитель Василий Великий) займут епископскую кафедру. Друзья избрали отшельничество, избегая высокого сана. Иоанн тайно способствовал посвящению Василия, сам же оставался в пустыне и два года хранил полное молчание. По состоянию здоровья Иоанн возвратился в Антиохию, был рукоположен в диаконы, а затем и в пресвитеры. Кроме того, на Иоанна была возложена обязанность проповедовать Евангелие. За необыкновенный Божий дар проповедника паства нарекла Иоанна “Златоустым”. В 397 году Иоанн был поставлен на Константинопольскую кафедру.
Исихазм
В жизнеописаниях святых нередко встречаются слова: “пребывал в безмолвии и молитве”. Целью христианских подвижников было пребывание в Боге, в молитвенном единстве с Творцом. Инструменты достижения единения с Господом — безмолвие и молитва. В Православии многие подвижники выбирали молчание, причем молчание совершенное, — не только уст, но и ума, и сердца. Это мистическое движение называется исихазм и учит оно “умному деланию” — Иисусовой молитве, совершаемой в тишине сердца.
Высшая цель отцов-исихастов — обожение человека и созерцание Божественных энергий — Нетварного света.
Исихасты проходят сложный путь духовной и телесной аскезы, непрестанно произнося Иисусову молитву, и постепенно молитва становится самодвижной, то есть, совершается без усилий подвижника.
Учителя исихазма
Об исихазме писал Григорий Двоеслов (Палама), это наиболее известный теоретик исихазма.
Русские исихасты — Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Максим Грек, Андрей Рублев. Отцы-исихасты 19 века — преподобный Паисий Величковский, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон Задонский, преподобный Сергий Радонежский.
Один из представителей отцов-исихастов 20 века — афонский старец Иосиф Исихаст. О жизни подвижника написана прекрасная книга “Моя жизнь со старцем Иосифом”. Автор — отец Ефрем Филофейский.
Еще одна хорошая книга для общего развития об исихазме — “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”.
Следует понимать, что исихазм — это наука высшего порядка, не высшая математика и не философия, это духовная мистическая практика. Для ее освоения написаны книги, такие, например, как “Добротолюбие”, или “Лествица”. Автор “Лествицы”, Иоанн Лествичник, предупреждает об опасности занятий делом, которое под силу опытным монахам: “Глубина догматов неисследима, уму безмолвника не безбедно в нее пускаться”.
Обет молчания
Когда принцу Махавире исполнилось двадцать восемь лет, умерли один за другим его родители. Они умерли не от несчастного случая или болезни, а от голода.
И дело не в том, что царю с царицей было нечего есть. Они намеренно уморили себя голодом.
Царь Шрейяма и царица Трисала, которые были очень религиозны, морили себя голодом, чтобы умереть святой смертью.
Потеря родителей так опечалила принца Махавиру, что он пошел к своему старшему брату, который стал царем Могадаха, и сказал ему:
«Брат, в знак траура по нашим родителям я хочу дать обет, что на протяжении двенадцати лет я не буду заботиться о своем теле, страдать от бед, исходящих от божественных сил, людей или животных».
Но старший брат стал просить его:
Принц Махавира согласился оставаться дома еще два года. Но по окончании этого срока он ушел из дома и города Вайшали.
На окраине города он переоделся в лохмотья нищенствующего монаха. И дал обет молчания:
«С этого момента я не произнесу ни единого слова в течение двенадцати лет!»
И стал скитаться по стране, подобно многочисленным монахам в Индии.
Проходя через города и деревни, Махавира протягивал свою кружку, чтобы добрые люди положили в нее какой-нибудь пищи. А живя в лесах, питался дикими плодами и ягодами.
Большую часть времени он проводил в лесах или горах, сидя в одиночестве и размышляя об учениях своей религии.
Так он скитался на протяжении двенадцати лет и не промолвил ни единого слова. Однако при этом он очень много думал. И чем больше он задумывался о своей религии – индуизме, тем больше понимал, что многое в этом учении ошибочно и надо искать возможность изменить и улучшить религию своего народа.
Однажды во время своих скитаний Махавира пришел на пастбище у деревни, где пастух пас небольшую отару овец.
«Если ты приглядишь за моей отарой, пока я сбегаю в деревню за едой, – сказал пастух Махавире, – я и тебе принесу поесть».
Махавира согласно кивнул, и пастух ушел.
Вскоре после его ухода из леса вышел волк и, прежде чем Махавира смог отогнать его, загрыз и унес ягненка. Вернувшись, пастух обнаружил, что одного ягненка не хватает, и потребовал объяснений. Но Махавира хранил молчание.
«Что? Ты не скажешь мне, что случилось с моим ягненком, вор?» – закричал пастух и ударил Махавиру по голове своим посохом.
Махавира мог бы объяснить, что произошло с ягненком, но не хотел нарушать данный им обет молчания. Кроме того, он был гораздо сильнее пастуха и мог бы защищаться, но ранее дал обет не защищаться от любого зла, которое может с ним приключиться.
Пастух избивал Махавиру до тех пор, пока у того не пошла кровь, потом вдруг перестал и посмотрел на истекающего кровью монаха со страхом в глазах.
«Ты первый человек в моей жизни, – сказал он дрожащим голосом, – который не стал защищаться или убегать. Должно быть, ты святой!»
Махавира не ответил, а повернулся и пошел.
Пастух побежал за ним и стал просить прощения. Махавира кивнул в знак прощения и пошел дальше.
Пастух посмотрел, как монах исчезает за холмом, и пробормотал:
«Этот монах преподал мне большой урок: молчание сильнее слов!»
Махавира брел дальше, размышляя:
«Этот случай стал мне большим уроком: смирение лучше, чем спесь, а спокойствие сильнее гнева».
По окончании двенадцатилетнего срока Махавира не возвратился домой к своей семье в Вайшали, а пошел по стране, распространяя идеи, которые он терпеливо обдумывал в течение долгих лет молчания.
Он проповедовал всем, кто хотел слушать его. Многие его идеи были не новы, поскольку являлись частью религии или проповедовались другими реформаторами до Махавиры. Тем не менее некоторые идеи Махавиры были совершенно новыми.
«Махавира великий оратор, – говорили люди друг другу. – Он глаголет истину».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Сладчайшие плоды молчания
Сладчайшие плоды молчания Вы устыдились и испугались речения, но если это неправда, то докажите, что я ошибаюсь, – и я умолкну. А если нет, берегитесь. Почему, наоборот, каждый из вас не предпочитает проводить воздержанную жизнь в молчании, ограничиваясь только ответами на
2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни А я растерялся в догадках: что бы такое было? А вот что! Бабушка немножко болела. Ну, бабушка — победоносное слово. Для внучек нет теплее места, как у бабушек, нет и для
765. По случаю долгого молчания
Обет молчания
Обет молчания Возвратившись в «дальнюю пустыньку», преподобный Серафим не изменил прежнего уклада жизни. По смерти настоятеля и своего духовного руководителя иеромонаха Исаии он принял обет молчания, сравнивая его с крестом, «на котором человек должен распять себя со
6. Обет
6. Обет «Все, исповедующие себя последователями Христа, совершая этот шаг [крещение], обязуются жить так, как Он жил. Однако путь, которым идут многие, претендующие на это высокое исповедание, далек от того, чтобы находиться в согласии с великим Эталоном. Они избирают путь
7.50 В одеянии молчания
7.50 В одеянии молчания Прошли недели, потом месяцы, а рабби Мендл не давал никому из своих учеников разрешения оставить на время Коцк. Ученики напрягали свой мозг, свое сердце, чтобы постичь Творца: «В Коцке нет часов, в Коцке есть душа». Душа, жаждущая слиться со своим
Обет молчания
Обет молчания Когда принцу Махавире исполнилось двадцать восемь лет, умерли один за другим его родители. Они умерли не от несчастного случая или болезни, а от голода.И дело не в том, что царю с царицей было нечего есть. Они намеренно уморили себя голодом.В те времена в Индии
II. У ВРАТ МОЛЧАНИЯ
II. У ВРАТ МОЛЧАНИЯ Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до
18-22. Обет Иакова.
18-22. Обет Иакова. 18. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.Под впечатлением видения, Иаков, во-первых, ставит камень, служивший ему возглавием, памятником (mazzebah) и возливает на него елей.
Обет назорейства
Обет назорейства Господь велел Моисею 2 дать сынам Израилевым такое указание: «Когда мужчина какой или женщина решат дать обет назорейства, обет посвящения себя Господу, 3 то по обету сему должны они воздерживаться от вина и крепких напитков; нельзя им употреблять уксуса,
Гл. XV. Сказание Молчания о происхождении двадцати четырех стихий
Гл. XV. Сказание Молчания о происхождении двадцати четырех стихий 1. Всемудрое Молчание возвестило ему о происхождении двадцати четырех стихий в таком виде: с единичностью сосуществовало единство; от них, как было сказано прежде, два произведения: единица и единое, по
Глава 6. Годы молчания
Глава 6. Годы молчания Проходили лучшие годы жизни — Павел жил между горами Тавра и морем.Это было тяжким испытанием — глубоко затаить в себе то, что должны были слышать все вокруг, великую весть, в которую должны уверовать все народы. Павлу скоро исполнялось сорок лет —
Ангел благого молчания Молитва
Ангел благого молчания Молитва Ангел благого молчания, Властно уста загради В час, когда силой страдания Сердце трепещет в груди! Ангел благого молчания, Радостным быть помоги В час, когда шум ликования К небу возносят враги! Ангел благого молчания, Гордость в душе
Что такое хранить обет молчания
Высоким подвигом, которым спасались не только монахи, но и многие подвижники, в миру, является молчание, но подвиг молчания такого рода, что делает внешнюю жизнь подвижника мало замечательною и не привлекает на него постороннего взора, оттого о молчальниках меньше сведений, чем о всех других святых.
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).
Для человека, предающегося болтовне и злословию, было бы Покаянием, если бы он заставил себя помолчать какое-то время (несколько недель, месяцев…), и это настолько благотворно повлияло бы на его духовную природу, что вознаградило бы его с избытком за принесенный им ущерб.
Молчальник – человек, принявший обет молчания.
Обет молчания — один из священных обетов, распространённый во многих религиях и религиозных течениях мира. Обет молчания может различаться по продолжительности и ритуальной значимости. Обет молчания может длиться от нескольких минут (например, во время чтения молитвы или занятия йогой) до нескольких десятилетий.
Основная цель обета — самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм, отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий).
Обет молчания не всегда понимается в буквальном смысле, иногда он всего лишь означает, что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет. Обет молчания является распространённой практикой при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов мира.
К примеру, русская православная подвижница Вера Молчальница (? — 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. Обет также широко распространён среди монахов в таких религиях как буддизм, синтоизм, индуизм. В последнем он непременно сопровождает занятия йогой. Одной из разновидностей обета молчания является исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.
Хотел бы к душам прикоснуться в тишине
Чтоб ожил разум, дремлющий во мне
Чтоб догмами других не обмануться
В обитель вечную хотел бы окунуться.
От хрипов городских, от паутины быта
Уйти стремлюсь, моя мораль проста.
Средь говора людского только ложь зарыта
Что не приемлет чистого листа.
Ученье то, что дарит мне природа
Я с жадность внимаю не стыдясь
В потоках откровенья не ищу я брода
А в глубину ныряю, с бездною мирясь.
Тут души тех, кто в полной мере
Испил с источника наш бренный мир любя,
Создателю покорны в своей вере
Обет молчания избравши для себя.
Не в силах то молчание нарушить
Я ритмы мира научился слушать
Без слов я научился понимать
Что этот свет мне может рассказать.
И чтобы ложь не проникала в речь мою
То пенье душ в безмолвии заточу.
И разве, что у бездны на краю
Пусть голос мой заполнит пустоту.
Одним из символов молчания является рыба
Один отшельник хотел подвизаться в молчании, но, не доверяя себе, он терпеливо и накрепко завязал себерот. Однажды он увидел на краю утеса ребенка, но не успел снять свою сложную повязку, чтобы предупредить об опасности. Когда он развязал свой рот, ребенок уже был унесен потоком.
Иван Молчальник
День Мировой Немоты и Тишины
16 декабря – один из самых «молчаливых» дней в природе. Народное название – Иван Молчальник.
Тихо в опустевшем зимнем лесу, только деревья от мороза потрескивают. Охотники определяют, продолжительно ли будет зимнее спокойное время, по тому, как рано бурундук начал собирать орех, высоко ли белка прячет на деревьях свой грибной запас.
В старину считалось, что в этот день следует постараться меньше говорить. Считалось, что тот, кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет. В старину примечали: «Иван молчит, добрая молва дело растит», «От одного слова, да навек ссора», «Слово — закон».
Молчание полезно для души,
В молчании проблемы можно всякие решить,
В своей душе немного разобраться,
Покаяться в грехах с молитвой постараться.
Все схимники живут в молчанье,
Но то не значит,что они в печали,
В молчании душа вся радости полна,
В покое и в смиренье,очищается она.
И молча Православные у икон стоят,
Молитву Православную,душой своей творят,
Господь все слышит,и молча помогает,
Всех страждущих от хворей исцеляет,
И если искренна молитва,Господь грехи прощает.
© Copyright: Инесса Белобородько, 2011
В народе говорили: «Кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет». Молчание — возможность побыть наедине с самим собой, с собственными мыслями, почувствовать своё Единство с Божим Миром.
На Ивана Молчальника и писали мало. Считалось, что в этот день лучше лишних слов не говорить, а побыть наедине с собой и сосредоточиться, припасая красноречие для будущего года. Но всё-таки этот день кое-что оставил в истории русской словесности. 16 декабря 1869 года увидело свет первое издание романа «Война и мир» Льва Толстого, а два стиха, появившиеся на Ивана Молчальника – два голоса с вечных полюсов российского общества: лирических мечтаний одних и предчувствия бури других.
Преподобный Иоанн Молчальник
Православные 16-го декабря чтят память Преподобного Иоанна Молчальника.
Преподобный Иоанн Молчальник родился около 454 года в городе Никополе Армянском. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. После смерти богатых родителей Иоанн часть своего богатства раздал бедным, часть — употребил на постройку храмов и удалился в монастырь. С 18 лет Иоанн жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский назначил 28-летнего Иоанна епископом Колонийской Церкви.
На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник. Новый правитель стал вмешиваться в духовные и церковные дела. Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Иоанн прибыл в Лавру преподобного Саввы. Скрывший свое епископское достоинство, он был принят в число братии простым послушником и выполнял самые тяжелые работы. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счёл его достойным рукоположения во пресвитера. По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве.
Святой игумен Савва уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн — епископ.
Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. По его молитве совершались многие чудеса, тайные мысли людей были для святителя явными, он исцелял больных, из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.
Наши предки верили, что молчание в этот день не только избавит от несчастий, но и привлечет удачу.
В день Ивана Молчальника не пели и не кричали. Потому что боялись: как бы нечистая сила не утащила голос. И даже семейный обед проходил в полной тишине.
Икона «Иоанн Богослов в молчании». Палехские письма, нач. XX в.
В этот день верующие молча стояли перед иконой Иоанна Безмолвного или перед иконой «Иоанн Богослов в молчании».
Молитвы к нему исцеляют душевнобольных.
Молчаливый колокол
Собор Иоанна, Варшава, Польша
«Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику?» (Бэкон).
«Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен» (Сенека).
«Молчи или говори что-нибудь получше молчания» (Пифагор).