Что такое храм кратко
Что такое храм кратко
Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.
В иудаизме может быть только один Иерусалимский Храм на всем земном шаре. Сегодня у иудеев официально нет храма, а синагога в иудаизме не является храмом и во многом сходна по культовым функциям с христианской часовней.
В исламе традиционно отсутствует храм, а мусульманская мечеть во многом схожа по культовым функциям с иудейской синагогой и с христианской часовней.
Содержание
Функции храмов
Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер.
Архитектура
Типы храмов и история их развития обусловлены, кроме обрядовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура храмов (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистской синагоги, буддийского храма) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие.
Во многих странах мира здания храмов, являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.
Архитектура древнейших храмов
Религиозные течения, отрицающие необходимость храмов
Некоторые противники традиционных религиозных течений отрицают необходимость особых обрядовых сооружений (храмов, домов молитвы, мечетей).
Язычество
Как поэтическое воззрение на мир, обоготворяющее природное естество сути всех вещей, с которыми так или иначе связан человек.
Христианство
Те христианские течения, которые основывают свое вероучение на Библии, аргументируют свою позицию цитатой из Нового Завета: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деяния 7:48). К ним относятся в частности:
В то же время в Новом Завете написано:
«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего.» (Ин. 2:19-21)
В раннем христианстве в эпоху гонений не было храмов. Самая ранная сохранившаяся церковь — в Дура Европос в Месопотамии 30-х гг. III в. Апокалипсис утверждает, что в будущем Царстве Божием, Святом Иерусалиме храмов не будет: «Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр.21:22).
Ислам
Буддизм
Наиболее известные храмы
Древнего мира
Средних веков
Нового времени
XX век
XXI век
См. также
Библиография
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Храм» в других словарях:
храм — храм, а … Русский орфографический словарь
храм — храм/ … Морфемно-орфографический словарь
ХРАМ — муж., ·стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи. стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух… … Толковый словарь Даля
храм — а; м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям). 2. кого чего. Высок … Энциклопедический словарь
храм — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? храма, чему? храму, (вижу) что? храм, чем? храмом, о чём? о храме; мн. что? храмы, (нет) чего? храмов, чему? храмам, (вижу) что? храмы, чем? храмами, о чём? о храмах 1. Храм это здание, которое… … Толковый словарь Дмитриева
ХРАМ — ХРАМ, храма, муж. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем нибудь (ритор.). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ХРАМ — ХРАМ, а, муж. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. • Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу. | прил. храмный, ая, ое (к 1 знач … Толковый словарь Ожегова
Храм — культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически… … Художественная энциклопедия
ХРАМ — Божий. Жарг. шк. Шутл. ирон. Учительская. (Запись 2003 г.). Храм Спаса на картошке. Разг. Ирон. Собор Воскресения Христова, или Храм на крови (Спас на крови) в Ленинграде, который в советское время использовался как овощехранилище. Синдаловский,… … Большой словарь русских поговорок
Что такое храм кратко
Храм – 1) особое строение (или место, например, зал, пещера), предназначенное для совершения богослужений и таинств, а также других действий, связанных со служением Богу и богопочитанием; место особого Божьего присутствия, «Небо на земле». 2) В Ветхом Завете — Иерусалимский Храм.
Протоиерей Федор Бородин: Храм — это место, где душа встречается со Христом. А священник — тот, кто этой встрече служит.
Существует несколько наиболее распространенных форм храма: вытянутая, наподобие корабля, – означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь; крестообразная (четырехугольная) – означающая, что Крест Христов является основанием и силой Церкви; круглая форма означает вечность Святой Церкви; восьмиугольная, в виде звезды, – символически указывает, что Церковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.
Храм всегда венчается куполом с крестом и обычно имеет колокольню.
Внутри храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор. При входе обычно устраивается паперть. Некоторые храмы имеют еще внутренний притвор, называемый трапезою, т.к. в этой части храма в прежние времена совершалась трапеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы. При этом, когда основной, центральный, алтарь с храмовой частью отделен от приделов сплошной стеной (с вратами), то в нем, как в более просторном, обычно совершаются службы летом и он называется летним храмом (приделом). А другой придел (приделы), меньший по объему и потому легче отапливаемый, называется зимним – в нем совершаются службы зимой.
Каждый храм освящен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спасителя, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или в честь великого праздника) и носит соответствующее имя (Троицкий, Покровский и т.д.) Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный престол. Храм называется еще церковью и собором.
Церковного канона в архитектуре не существует, в отличие, скажем, от иконописи, где каноны были сформированы и, хотя в деталях не прописаны, остаются незыблемыми в своей основе и по сей день. Ни решения Вселенских Соборов, ни Поместных русских Соборов не содержат никаких конкретных указаний о том, какова должна быть архитектура храма. Даже в “Стоглаве”, сборнике правил и законов церковной жизни, не были подняты подобные вопросы, тогда как догматические основы иконописания там глубоко рассмотрены. Единственное правило, имеющееся в “Стоглаве” относительно архитектуры, касается формы крестов на главах.
Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Все это оболочка, а сущность Церкви — благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле.
ахимандрит Рафаил Карелин
Почему в Православной Церкви такие сложно-украшенные храмы. Не проще ли как в протестантских собраниях использовать пустые помещения с белыми стенами?
Им нечего сказать, они бедны духовно, исторически и богословски. Они заимствовали у Церкви лишь Библию и ту без инструкции по её прочтению — Священного Предания.
М. С. Красовицкая
Есть некоторая культура выражения, уважения друг другу. В присутствии женщин, вообще говоря, принято вставать – хотя, кажется, уже сейчас этого никто не помнит. Если мы здороваемся друг с другом, тоже принято вставать. Если вдруг входит большой начальник или человек, которого ты уважаешь, скорее всего, ты тоже не будешь сидеть на диване нога на ногу. Поэтому для христиан встать – это способ выразить уважение к Богу.
священник Антоний
Храм, собор, церковь, часовня — в чем разница?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Пошел в церковь, а попал в храм. Как попасть туда, куда собирался, — в наших суперполезных «Слайдах». Больше не ошибетесь.
Храм
Храм — строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых — литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых и совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило — с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домóвый храм). В древности храмы могли находиться под землей или в пещерах, где жили подвижники. Такие храмы называются пещерными.
Церковь
Церковь — у этого слова несколько значений. Первое — это собрание верующих людей, во главе которых находится Христос. Второе — это сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. В самом узком смысле слова церковь — это синоним слова «храм» (смотрите слайд № 1).
Собор
Собор — главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным — то есть там находится епископская кафедра. Кафедрой иногда называют возвышение в центре храма, на котором стоит епископ, но на самом деле кафедра — это большое кресло, которое стоит в алтаре за престолом, с греческого καθέδρα (кафедра) — сиденье, седалище. Там епископ сидит в определенные моменты богослужений.
Часовня
Часовня — малый храм без алтаря, в котором не служат литургию (поэтому и алтаря нет). Но в часовне можно совершать другие богослужения, например, молебны, панихиды, часы (короткая служба-воспоминание страдания и смерти Христа). Отсюда и название.
Базилика
Базилика — изначально прямоугольное античное здание, поделенное на несколько частей (нефов) колоннами. В Римской империи это была постройка, предназначенная для общественных собраний. Впервые слово «базилика» (имея в виду храм) упоминает церковный историк IV века Евсевий Кесарийский — к этому времени уже появились христианские храмы такой архитектурной формы.
Баптистерий
Баптистерий — круглое помещение с небольшим бассейном внутри для крещения взрослых людей. Иногда в баптистериях были алтари, и в таком случае это был полноценный храм для крещения. Чаще всего баптистерий является пристройкой к основному храму или располагается рядом, а иногда — в подвале.
Вера-это слово исконно русское,ве-ведать,ра-солнце или божественный свет
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Что такое храм?
Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи, В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.
Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию — Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.
Сионская горница — прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, Богообщения, совершения Таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.
Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.
Христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях — базилики.
Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.
Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях — базилики. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви.
Вот так выглядела базилика
Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, — полукруглая ниша отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила алтарем (на картинке выше она выделена красными прямоугольниками).
Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений. Строить большие здания больше не было возможности, поэтому христианские общины были вынуждены уйти в катакомбы.
Катакомбы — обширные подземелья в древнем Риме — стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства.
Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями.
Существовало три основных категории катакомбных помещений: кубикулы, крипты и капеллы.
Кубикулы — помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.
Крипты — использовались не только для захоронений, но и служили для управления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек.
Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.
Капеллы — храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений.
Деталь, присущая только катакомбным храмам — это так называемые люминарии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.
Катакомбы имели большое значение для формирования дальнейшей храмовой традиции. Более подробно мы к этому вернёмся, когда будем изучать внутреннее устройство храма.
Теперь же поговорим о более привычной для нас храмовой архитектуре.
Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения.
Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.
Храмы в форме креста строились в знак того,что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.
Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:
Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.
Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Например, по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.
Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.
Трапезный храм СТСЛ. Вид снаружи
Яйцевидный купол, достаточно редкий для русских храмов
Конусовидный (конический) купол армяно-грузинского типа
Форма купола также имеет символическое значение:
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
Храм Василия Блаженного
Количество и цвет куполов на храмах тоже символичны:
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая
Храм Преображения Господня, Екатеринбург
Но если цветовая традиция не всегда соблюдается, как мы можем с точностью определить, какому празднику или святому посвящён храм? Об этом и многом другом расскажу вам в посте о внутреннем устройстве храма