Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры
Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры
Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.
Уровни хозяйствования:
Понятие хозяйственного механизма организаций культуры
Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.
Употребляемые в научной и учебной литературе понятия производственно-финансовый механизм, организационно-экономический механизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры.
Хозяйственный механизм организаций культуры представляет собой совокупность целей и методов деятельности.
Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры
Общие черты
Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы управления. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.
Специфические черты
Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость
и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения
Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от культурных процессов, их качественной, «неизмеримой» стороны.
Ключевые требования к хозяйственному механизму организаций культуры
В сфере культуры экономический интерес — составная часть многогранных интересов коллектива организации, проявляющихся прежде всего в его потребности в творческом развитии.
Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механизму — максимально возможное согласование творческих и экономических интересов организаций культуры.
Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.
Механизм хозяйствования призван служить средством согласования экономических интересов государства, коллектива организации культуры и отдельного работника.
Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры
Важнейший признак экономической деятельности организаций культуры
Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов, то есть измерение ресурсов и результатов.
К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.
К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:
отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;
позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.
Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:
— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Все это делает правомерным вопрос о непосредственном измере
нии и возмещении, окупаемости затрат организаций культуры.
С точки зрения возмещения затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.
На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).
Методы управления экономической деятельностью организаций культуры
Методы — это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Существует 3 вида методов управления экономической деятельностью:
Административные методы
Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.) Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.
Экономические методы
Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.
Социально-психологические методы
Социально-психологические методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.
Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.
Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры
Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:
Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные системы хозяйствования.
Планирование
Финансирование
По типу финансирования выделяют:
Ценообразование
Стимулирование
Этапы развития системы хозяйствования организаций культуры
Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства.
Важнейшая черта хозяйственного механизма — степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.
В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления.
Годы военного коммунизма <1917-1921гг.) — попытка огосударствления культуры и искусства. Начинается формирование системы прямого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.
Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля за творческой деятельностью.
Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.
Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.
Конец 80-х — 90-е годов XX века — попытка перехода к экономическим методам управления.
С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Появление и развитие независимых частных организаций культуры.
Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия ГК РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), введения в действие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Государственные и муниципальные учреждения культуры как проводники культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную «несвободу».
Реструктуризация бюджетного сектора в Российской Федерации
Основные направления реформирования в данной сфере:
Отсутствие адекватных форм государственной поддержки независимых некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки:
Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры
Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:
Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество
вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системыхозяйствования.
Планирование.
— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.
По типу финансирования выделяют:
— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются засчет средств соответствующего бюджета);
— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников);
— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счёт собственных источников).
Цены на услуги культуры могут быть:
— материальное и моральное;
— индивидуальное и коллективное и т. д.
9.6. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры.
Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением политической, экономической и социально-культурной ситуации страны, а также общего и специального законодательства.
Важнейшая черта хозяйственного механизма— степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.
В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления.
Годы военного коммунизма (1917—1921)— начало огосударствления культуры и искусства, формирования системы прямого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.
Годы нэпа (1922—1927)— разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности.
Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление иутверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческой и производственно-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.
Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — «глоток свободы», попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968), о парке культуры иотдыха (1972). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. Приэтом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности (экстенсивный путь).
Конец 80-х — 90-е годы XX века — стремление к переходу на экономические методы управления.
1987—1988 годы— театральный эксперимент как полигон для отработки новых экономических инструментов управления.
С 1989 года — перевод государственных организации культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах всей страны.
Разработка отдельных документов для театров, концертных организаций,
культурно-просветительных учреждений, Появление частных организаций культуры.
Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение финансово-хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия нового Гражданского кодекса РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), а также Налогового кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.). Введение в действие Бюджетного кодекса РФ (с 2000 г.). Государственные и муниципальных учреждения культуры рассматривают как проводников культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Им предоставляется гарантированное бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические в обмен на хозяйственную «несвободу».
Вторая половина первого десятилетия 2000-х годов — сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным «поставщиком» услуг культуры. Происходит дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений в свете внесения поправок в БК РФ (апрель 2007г.).
Предпринимаются попытки насаждения рынка «сверху» путем проведения бюджетной реформы. Принятие ФЗ «Об автономных учреждениях» (2006 г.), и соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, предусматривающие перевод значительной части учреждений в статус автономных. Предоставление автономным учреждениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности, при отмене субсидиарной ответственности собственников по их обязательствам.
Причины, сдерживающие переход бюджетных учреждений культуры в автономные:
— дефицит бюджетов подавляющего большинства территорий;
— слабость материально-технической базы учреждений культуры;
— недостаточность управленческой компетентности руководящих кадров;
— неразработанность нормативных правовых актов, необходимых для перехода на региональном и муниципальном уровнях, а также соответствующих экономических инструментов управления (плановых заданий, нормативов финансирования и др.);
— недоверие к органам власти, проявляющееся в ожидании уменьшения или снятия бюджетного финансирования АУ.
Следующим шагом становится принятие ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (2010). Согласно этому закону БУ, не перешедшие с статус АУ, становятся либо казёнными, либо бюджетными учреждениями нового типа. Таким образом, условия функционирования БУ культуры изменяются в обязательном порядке. По многим характеристикам БУ нового типа сходны с АУ.
Внедрение новых типов государственных (муниципальных) учреждений культуры не означает формирование полноценного рынка культурных услуг в России. Сохраняется слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственным (муниципальным) учреждениям.
Отсутствуют адекватные формы поддержки частных некоммерческих организаций культуры со стороны органов власти.
Возможные формы подобной поддержки:
— выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;
— целевое бюджетное финансирование проектов;
— расширение налоговых и иных экономических льгот;
— предоставление льготных кредитов;
— оказание помощи в подготовке кадров;
— обеспечение доступа к соответствующей информации и др.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 749 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 2807 ; Нарушение авторских прав
7.2.7. Общие черты.
Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.
7.2.2. Специфические черты.
Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).
Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от творческой стороны деятельности.
7.2.3. Ключевые требования к хозяйственному механизму организаций культуры.
В сфере культуры экономический интерес — составная часть многогранных интересов коллектива организации, проявляющихся, прежде всего, в его потребности в творческом развитии.
Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механизму— максимально возможное согласование творческих и экономических интересов организаций культуры.
Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.
Механизм хозяйствования призван служить средством согласования экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника.
7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
7.3.7. Важнейший признак экономической деятельности организаций культуры.
Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.
К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.
К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:
— отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;
— позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.
7.3.2. Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:
— процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;
— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получаемых результатов;
— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Необходимость количественного измерения результатов деятельности организаций культуры.
При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социальные показатели.
С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.
На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).
7.4. Методы управления экономической деятельностью организаций культуры.
Методы — это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Существует три вида методов управления экономической деятельностью:
7.4.1.Административные методы.
Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.
7.4.2.Экономические методы.
Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.
7.^.3. Социально-психологические методы.
Социально-психологические методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.
Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на
партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.
7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:
Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системы хозяйствования.
7.5.1.Планирование. Планы могут:
— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.
7.5.2. Финансирование.
По типу финансирования выделяют:
— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);
— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников);
— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).
7.5.5. Ценообразование.
Цены на услуги культуры могут быть:
— регулируемыми органами власти;
7.5.^. Стимулирование. Стимулирование бывает:
— материальное и моральное;
— индивидуальное и коллективное и т.д.
ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ
Понятие планирования.
Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения.
Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:
философия планирования — основное содержание и направленность плановых документов;
— технология планирования — принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.
При этом технология планирования определяется его философией.
Виды планов.
А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.
Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.
Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.
В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др.
Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).
Д) Различают также стратегические и тактические планы.’ 9 Выработка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование стратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические планы определяют содержание тактических, а последние, в свою очередь, обеспечивают организацию их выполнения.
Принципы планирования.
Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.
Перспективный подход — постановка целей; ведущая роль перспективных планов. Комплексность:
— учет социально-экономической ситуации;
— преодоление ведомственного подхода к планированию;
— взаимосвязь всех аспектов развития культуры. Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов
и пропорций планов.
Федерализм — сочетание разработки федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций.
Непрерывность планирования — планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.
Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.
Этапы развития и методы планирования.
Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с изменением его «философии»:
— традиционное (директивное) планирование;
Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу №3)
Таблица№3 Этапы и методы планирования
Этапы планирования | Методы планирования | Период наибольшего |
Традиционное (директивное) планирование | Экстраполяция | До начала 80-х годов XX |
Нормативно-целевое планирование | Нормативный | 80-е годы XX века |
Программно-целевое планирование | Программный | С начала 90-х годов XX века по настоящее время |
Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.
Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламентирующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом— совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)
Программный— разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.
Технологические этапы планирования.
Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.
А) Организационно-подготовительный этап:
— определение круга исполнителей;
— определение сроков разработки;
Б) Этап разработки проекта плана:
— определение целей и задач на планируемый период;
— выбор круга показателей и нахождение их конкретных значений;
— обоснование механизма реализации плана;
— оформление проекта плана;
В) Этап согласования и утверждения плана:
Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:
— информирование общественности о содержании планов (с использованием СМИ, различных технологий РиЬНс Ке1а1ю№з);
— организация контроля исполнения плана.
Директивное планирование.
Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автоматически.
Данный подход отличает:
— неразработанность целевых параметров, слабая целевая ориентация планов;
— установление плановых заданий «сверху», регламентация всех сторон деятельности;
— слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспечением;
— игнорирование специфики и реальных потребностей территорий;
— недостаточная обоснованность планов;
— отсутствие комплексности планов, которые составлялись по отдельным ведомствам, а внутри системы Минкультуры — по подотраслям.
В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись.
Нормативно-целевое планирование.
Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формировании целевых установок на длительную перспективу.
Достоинства нормативно-целевого подхода:
— усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целевые параметры;
— разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;
— сократилось число централизованно устанавливаемых показателей, появилась самостоятельность в планировании регионов и конкретных организаций;
— повысилась обоснованность планов, так как они стали базироваться на нормах и нормативах;
— предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на народнохозяйственном уровне в плане создан раздел «Культура и средства массовой информации»);
— усилилась территориальная дифференциация планов.
Недостатки нормативно-целевого подхода:
— считалось, что стратегическую цель можно количественно измерить, причем при помощи какого-то одного показателя;
— предплановый, анализ велся традиционным способом, по подотраслям культуры. Подмена культурных процессов учреждениями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации;
— число централизованно устанавливаемых показателей сократилось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению;
— система норм и нормативов так и не была внедрена на практике. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы культуры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, невозможностью гарантировать их стабильность в условиях инфляции;
— ведомственный подход к культуре по существу не был преодолен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственного плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;
— культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании «сверху»;
— недостаточно прорабатывался механизм реализации планов.
В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.
Программно-целевое планирование.
Основной формой планирования должны стать программы культурного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам.
Внедрение программного метода сдерживалось:
— трудностями экономического характера: недостатком финансовых средств, нерегулярностью их поступления;
— инерционностью мышления руководителей органов управления и организаций культуры, недооценкой роли программ;
— отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ. Дальнейшее развитие программно-целевых методов бюджетного
планирования — основное направление реформирования бюджетного процесса.
Программно-целевое планирование.
На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений).
Перспективное планированиеосуществляется путем разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из миссии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.
Текущее планированиеосуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц).
Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития организации.
Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат текущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).
К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы.
Инвестиционный план отражает объемы и направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры.
Смета — план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность в течение текущего года.