Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры. Смотреть фото Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры. Смотреть картинку Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры. Картинка про Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры. Фото Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры

Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры

Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры

Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

Уровни хозяйствования:

Понятие хозяйственного механизма организаций куль­туры

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.

Употребляемые в научной и учебной литературе понятия произ­водственно-финансовый механизм, организационно-экономический ме­ханизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры.

Хозяйственный механизм организаций культуры представляет со­бой совокупность целей и методов деятельности.

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры

Общие черты

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы управления. Это определяет его природу, тенден­ции изменения и принципы совершенствования.

Специфические черты

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость

и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от культурных процессов, их качественной, «неизмеримой» стороны.

Ключевые требования к хозяйственному механизму ор­ганизаций культуры

В сфере культуры экономический интерес — составная часть мно­гогранных интересов коллектива организации, проявляющихся прежде всего в его потребности в творческом развитии.

Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механиз­мумаксимально возможное согласование творческих и экономиче­ских интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономиче­ских интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие ме­жду указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое тре­бование к хозяйственному механизму.

Механизм хозяйствования призван служить средством согласова­ния экономических интересов государства, коллектива организации культуры и отдельного работника.

Важнейший признак и составные компоненты экономиче­ской деятельности организаций культуры

Важнейший признак экономической деятельности орга­низаций культуры

Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов, то есть измерение ресурсов и результатов.

К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

К экономическим результатам относятся такие результаты преоб­разования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;

позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.

Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.

В экономической деятельности организаций культуры можно вы­делить три основных компонента:

— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Все это делает правомерным вопрос о непосредственном измере­
нии и возмещении, окупаемости затрат организаций культуры.

С точки зрения возмещения затрат можно выделить два типа хо­зяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и не­коммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и неком­мерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).

Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры

Методыэто способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует 3 вида методов управления экономической деятельно­стью:

Административные методы

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.) Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

Экономические методы

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

Социально-психологические методы

Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.

Основные подсистемы хозяйственного механизма организа­ций культуры

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные системы хозяйствования.

Планирование

Финансирование

По типу финансирования выделяют:

Ценообразование

Стимулирование

Этапы развития системы хозяйствования организаций куль­туры

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тес­но связано с изменением общего и специального законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма — степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организа­ций культуры и вышестоящих органов управления.

Годы военного коммунизма <1917-1921гг.) — попытка огосударст­вления культуры и искусства. Начинается формирование системы пря­мого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.

Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Пере­вод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Уси­ление политико-идеологического контроля за творческой деятельно­стью.

Конец 20-хсередина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и фи­нансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.

Середина 60-хконец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положе­ние о социалистическом государственном театрально-зрелищном пред­приятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются пра­ва руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.

Конец 80-х90-е годов XX века — попытка перехода к эконо­мическим методам управления.

С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяй­ствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Появление и развитие независимых частных орга­низаций культуры.

Конец 90-х годов XX веканачало XXI века — сужение хозяйст­венной самостоятельности государственных и муниципальных учреж­дений культуры в свете принятия ГК РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), вве­дения в действие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Государст­венные и муниципальные учреждения культуры как проводники куль­турной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную «несвободу».

Реструктуризация бюджетного сектора в Российской Федерации

Основные направления реформирования в данной сфере:

Отсутствие адекватных форм государственной поддержки незави­симых некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки:

Источник

Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры

Основными подсистемами хозяйственного механизма организа­ций культуры являются:

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество

вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системыхозяйствования.

Планирование.

— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;

— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

По типу финансирования выделяют:

— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются засчет средств соответствующего бюджета);

— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собствен­ных источников);

— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счёт собственных источников).

Цены на услуги культуры могут быть:

— материальное и моральное;

— индивидуальное и коллективное и т. д.

9.6. Эволюция системы хозяйствования организаций куль­туры.

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением политической, экономической и соци­ально-культурной ситуации страны, а также общего и специально­го законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма— степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного меха­низма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления.

Годы военного коммунизма (1917—1921)— начало огосударст­вления культуры и искусства, формирования системы прямого го­сударственного руководства, централизованного управления орга­низациями культуры.

Годы нэпа (1922—1927)— разгосударствление, децентрализа­ция системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупае­мость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности.

Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление иутверждение системы централизованного управления. Идеологиче­ский диктат. Железная регламентация творческой и производствен­но-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры пар­тийно-государственным аппаратом.

Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — «глоток свободы», попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968), о парке культуры иотдыха (1972). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. Приэтом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ста­вится рост количественных показателей деятельности (экстенсив­ный путь).

Конец 80-х — 90-е годы XX века — стремление к переходу на экономические методы управления.

1987—1988 годы— театральный эксперимент как полигон для отработки новых экономических инструментов управления.

С 1989 года — перевод государственных организации культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах всей страны.

Разработка отдельных документов для театров, концертных организаций,

культурно-просветительных учреждений, Появление частных организаций культуры.

Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение финансово-хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия нового Гражданского кодекса РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), а также Налогового кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.). Введение в действие Бюджетного кодекса РФ (с 2000 г.). Государственные и муниципальных учреждения культуры рассматривают как проводников культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Им предоставляется гарантированное бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические в обмен на хозяйственную «несвободу».

Вторая половина первого десятилетия 2000-х годов — сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным «поставщиком» услуг культуры. Происходит дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений в свете внесения поправок в БК РФ (апрель 2007г.).

Предпринимаются попытки насаждения рынка «сверху» путем проведения бюджетной реформы. Принятие ФЗ «Об автономных учреждениях» (2006 г.), и соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, предусматривающие перевод значительной части учреждений в статус автономных. Предоставление автономным учреждениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности, при отмене субсидиарной ответственности собственников по их обязательствам.

Причины, сдерживающие переход бюджетных учреждений культуры в автономные:

— дефицит бюджетов подавляющего большинства территорий;

— слабость материально-технической базы учреждений культуры;

— недостаточность управленческой компетентности руководящих кадров;

— неразработанность нормативных правовых актов, необходи­мых для перехода на региональном и муниципальном уровнях, а также соответствующих экономических инструментов управления (плановых заданий, нормативов финансирования и др.);

— недоверие к органам власти, проявляющееся в ожидании уменьшения или снятия бюджетного финансирования АУ.

Следующим шагом становится принятие ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (2010). Согласно этому закону БУ, не перешедшие с статус АУ, становятся либо казёнными, либо бюджетными учреждениями нового типа. Таким образом, условия функционирования БУ культуры изменяются в обязательном порядке. По многим характеристикам БУ нового типа сходны с АУ.

Внедрение новых типов государственных (муниципальных) учреждений культуры не означает формирование полноценного рынка культурных услуг в России. Сохраняется слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственным (муниципальным) учреждениям.

Отсутствуют адекватные формы поддержки частных некоммерческих организаций культуры со стороны органов власти.

Возможные формы подобной поддержки:

— выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;

— целевое бюджетное финансирование проектов;

— расширение налоговых и иных экономических льгот;

— предоставление льготных кредитов;

— оказание помощи в подготовке кадров;

— обеспечение доступа к соответствующей информации и др.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 749 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 2807 ; Нарушение авторских прав

7.2.7. Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.

7.2.2. Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хо­тя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей ре­шения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от творческой стороны деятельности.

7.2.3. Ключевые требования к хозяйственному механизму орга­низаций культуры.

В сфере культуры экономический интерес — составная часть мно­гогранных интересов коллектива организации, проявляющихся, прежде всего, в его потребности в творческом развитии.

Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механиз­му— максимально возможное согласование творческих и экономиче­ских интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом слу­чае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.

Механизм хозяйствования призван служить средством согласова­ния экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника.

7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономиче­ской деятельности организаций культуры.

7.3.7. Важнейший признак экономической деятельности орга­низаций культуры.

Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.

К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

К экономическим результатам относятся такие результаты преоб­разования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

— отражающих потребности общества в получении соответствую­щих культурных благ;

— позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведен­ными затратами.

7.3.2. Составные компоненты экономической деятельности ор­ганизаций культуры.

В экономической деятельности организаций культуры можно вы­делить три основных компонента:

— процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;

— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получае­мых результатов;

— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.

Необходимость количественного измерения результатов деятель­ности организаций культуры.

При этом чисто экономические показатели являются вспомогатель­ными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социаль­ные показатели.

С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерче­ский и некоммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и неком­мерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).

7.4. Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры.

Методыэто способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятель­ностью:

7.4.1.Административные методы.

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

7.4.2.Экономические методы.

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

7.^.3. Социально-психологические методы.

Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их зна­чение больше, чем в других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам. Это означает учет экономиче­ских интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на

партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на не­экономических интересах.

7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма органи­заций культуры.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации систе­мы хозяйствования.

7.5.1.Планирование. Планы могут:

— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;

— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

7.5.2. Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);

— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных ис­точников);

— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).

7.5.5. Ценообразование.

Цены на услуги культуры могут быть:

— регулируемыми органами власти;

7.5.^. Стимулирование. Стимулирование бывает:

— материальное и моральное;

— индивидуальное и коллективное и т.д.

ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ

Понятие планирования.

Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствова­ния, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выпол­нения.

Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:

философия планирования — основное содержание и направлен­ность плановых документов;

технология планирования — принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.

При этом технология планирования определяется его философией.

Виды планов.

А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы феде­ральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные пла­ны.

Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосроч­ные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) пла­ны.

Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, сред­несрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, кратко­срочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месяч­ные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на де­каду, неделю, день.

В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др.

Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировоч­ные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содер­жащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обя­зательному выполнению).

Д) Различают также стратегические и тактические планы.’ 9 Вы­работка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование стратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические планы определяют содержание тактических, а последние, в свою оче­редь, обеспечивают организацию их выполнения.

Принципы планирования.

Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.

Перспективный подход — постановка целей; ведущая роль пер­спективных планов. Комплексность:

учет социально-экономической ситуации;

— преодоление ведомственного подхода к планированию;

— взаимосвязь всех аспектов развития культуры. Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов

и пропорций планов.

Федерализм — сочетание разработки федеральных планов с само­стоятельным планированием регионов и организаций.

Непрерывность планирования — планы больших временных гори­зонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.

Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помо­щью наиболее адекватных методов планирования.

Этапы развития и методы планирования.

Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с из­менением его «философии»:

— традиционное (директивное) планирование;

Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу №3)

Таблица№3 Этапы и методы планирования

Этапы планированияМетоды планированияПериод наибольшего
Традиционное (дирек­тивное) планированиеЭкстраполяцияДо начала 80-х годов XX
Нормативно-целевое планированиеНормативный80-е годы XX века
Программно-целевое планированиеПрограммныйС начала 90-х годов XX века по настоящее время

Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявле­ние тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тен­денции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламенти­рующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом— совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на еди­ницу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)

Программный— разработка программ культурного развития (фе­деральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

Технологические этапы планирования.

Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

А) Организационно-подготовительный этап:

определение круга исполнителей;

— определение сроков разработки;

Б) Этап разработки проекта плана:

определение целей и задач на планируемый период;

— выбор круга показателей и нахождение их конкретных значе­ний;

— обоснование механизма реализации плана;

— оформление проекта плана;

В) Этап согласования и утверждения плана:

Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:

информирование общественности о содержании планов (с ис­пользованием СМИ, различных технологий РиЬНс Ке1а1ю№з);

— организация контроля исполнения плана.

Директивное планирование.

Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автома­тически.

Данный подход отличает:

— неразработанность целевых параметров, слабая целевая ориен­тация планов;

— установление плановых заданий «сверху», регламентация всех сторон деятельности;

— слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспе­чением;

— игнорирование специфики и реальных потребностей террито­рий;

— недостаточная обоснованность планов;

— отсутствие комплексности планов, которые составлялись по отдельным ведомствам, а внутри системы Минкультуры — по подотраслям.

В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись.

Нормативно-целевое планирование.

Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формиро­вании целевых установок на длительную перспективу.

Достоинства нормативно-целевого подхода:

усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целе­вые параметры;

— разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;

— сократилось число централизованно устанавливаемых показа­телей, появилась самостоятельность в планировании регионов и конкретных организаций;

— повысилась обоснованность планов, так как они стали базиро­ваться на нормах и нормативах;

— предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на народнохозяйственном уровне в плане создан раздел «Культура и средства массовой информации»);

— усилилась территориальная дифференциация планов.

Недостатки нормативно-целевого подхода:

— считалось, что стратегическую цель можно количественно из­мерить, причем при помощи какого-то одного показателя;

— предплановый, анализ велся традиционным способом, по под­отраслям культуры. Подмена культурных процессов учрежде­ниями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации;

— число централизованно устанавливаемых показателей сократи­лось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению;

— система норм и нормативов так и не была внедрена на практи­ке. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы куль­туры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, не­возможностью гарантировать их стабильность в условиях ин­фляции;

— ведомственный подход к культуре по существу не был преодо­лен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственно­го плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;

— культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании «сверху»;

— недостаточно прорабатывался механизм реализации планов.

В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.

Программно-целевое планирование.

Основной формой планирования должны стать программы куль­турного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам.

Внедрение программного метода сдерживалось:

— трудностями экономического характера: недостатком финансо­вых средств, нерегулярностью их поступления;

— инерционностью мышления руководителей органов управле­ния и организаций культуры, недооценкой роли программ;

— отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ. Дальнейшее развитие программно-целевых методов бюджетного

планирования — основное направление реформирования бюджетного процесса.

Программно-целевое планирование.

На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабаты­вают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений).

Перспективное планированиеосуществляется путем разработки це­левых программ. Перспективы развития определяются исходя из мис­сии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.

Текущее планированиеосуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных пла­нов (на год, квартал, месяц).

Творческие, экономические, социальные и прочие планы опреде­ляют соответствующие стороны развития организации.

Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат те­кущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).

К планам экономической деятельности можно отнести инвестици­онные планы и сметы.

Инвестиционный план отражает объемы и направления капиталь­ных вложений на строительство, реконструкцию или техническое пере­вооружение объектов культуры.

Смета — план доходов и расходов организации. Она является ос­новным документом, определяющим финансово-хозяйственную дея­тельность в течение текущего года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *