Что такое хозяйственное право

Тема 1. Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

Оглавление

1.1. Понятие, метод, принципы, источники хозяйственного права

Предпринимательство является одной из форм профессиональной деятельности человека. В процессе затрат физического и духовного потенциала работника воспроизводятся материальные духовные блага.

Современные рыночные реформы в России предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, укрепление и расширение сферы хозяйственной деятельности. Главными участниками в экономике страны становятся предприниматели, хозяйствующие субъекты.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ст.2 определяет предпринимательскую деятельность как: самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Основой рыночной экономики является свобода предпринимательства, частная ответственность, конкуренция.

Хозяйственные отношения – это общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Они делятся на две группы (табл. 1):

Горизонтальные хозяйственные отношения

Вертикальные хозяйственные отношения

Имущественные отношения, собственно предпринимательские между:

Некоммерческие отношения между:

Основа отношений – юридическое равенство сторон

Основа отношений – обязательность исполнения управленческих актов

Права и обязанности сторон возникают из договоров

Отношения возникают из государственного регулирования экономики, поддержки конкуренции, ограничения монопольной деятельности, лицензирования

Вывод: обе группы составляют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот

Предпринимательство является разновидностью экономической деятельности (ч. 2 ст. 34) Конституции РФ. Любой субъект, владея определенным имуществом, может быть участником хозяйственной деятельности, отношения которой регулируются нормами хозяйственного права. К ним относятся: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Основным участником хозяйственных отношений является «хозяйствующий субъект», то есть лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что понятие «предприниматель» более узкое, так как последний не всегда обладает полномочиями хозяйствующего субъекта.

Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию экономики для обеспечения интересов государства и общества.

Предмет правового регулирования – это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует, то есть это совокупность юридических приемов.

Методом правового регулирования хозяйственной деятельности является совокупность способов и приемов регулирования отношений между участниками, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. К ним относятся (табл. 2):

Наименование метода

Содержание метода

Метод автономных решений и согласований

Каждый участник данного правоотношения самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение он согласовывает их с другими сторонами

Метод обязательных предписаний

Одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, обязательное для выполнения

Одна сторона правоотношения дает другой стороне рекомендации о порядке ведения хозяйственной деятельности

Устанавливается запрет на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами

Указанные методы позволяют обеспечивать:

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях.

Принципы хозяйственного права – основополагающие начала, обеспечивающие регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Принципы хозяйственного права и их содержание

Экономическая свобода хозяйствующих субъектов.

Свобода в выборе направлений и методов деятельности самостоятельности в применении решений

Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрение предприимчивости

Налоговых льгот и другие системы налогов и налоговых мер

Государственное воздействие на отношения в хозяйственной сфере

Государственные органы вправе пресекать нарушения закона в предпринимательской деятельности, давать обязательные предписания и привлекать нарушителей к различным видам ответственности

Конкуренция и защита от монополизма и недобросовестной конкуренции

Принятие нормативных актов по антимонопольной деятельности, осуществление контроля со стороны государства, установление тарифов, ставок

Каждый участник хозяйственной деятельности должен опираться на действующее законодательство, соблюдать права, интересы других лиц

Источники хозяйственного права. Источником права является государственная воля, которая выражена в акте компетентного государственного органа. Юридическая сила нормативного акта зависит от того, каким органом он был принят.

Законодательство в сфере хозяйственного права включает:

Следует обратить внимание на то, что в правовой системе действует принцип непротиворечивости, то есть правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Источниками хозяйственного права наряду с внутренними законами являются нормы международного права, международные договоры России, которые применяются в случае, если международный договор РФ установил иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добровольного выполнения международных обязательств.

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества в области экономики.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов. Например, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.10.03 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия дает разъяснение по различным вопросам, связанным с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.

Нормативные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, разделяются на группы, указанные в табл. 4.

Наименование нормативных актов

Источник

Хозяйственное право: понятие и предмет

Существует несколько подходов к понятию «хозяйственное право».

1. Хозяйственное право – не отрасль права, а комплексное законодательство, включающее нормы гражданского и административного права.

2. Хозяйственное право (предпринимательское право) – самостоятельная отрасль права, имеющая своим предметом регулирования правоотношения с участием профессионального предпринимателя.

3. Хозяйственное право – комплексная отрасль, предметом которой являются разнообразные отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (собственность, статус коммерческих юридических лиц, договоры), государственное управление хозяйственной деятельностью, финансовые и налоговые отношения, а также порядок разрешения споров в процессе хозяйственной деятельности (вопросы гражданского процесса).

Хозяйственная деятельность, хозяйствование – «один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами» (Е.П. Губин, П.Г. Лахно).

Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности. Согласно ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Основные принципы предпринимательской деятельности:

а) свобода (свобода в выборе форм деятельности, гарантированность государством ее осуществления);
б) законность (осуществление в установленном порядке);
в) государственное регулирование;
г) свобода договора;
д) защита прав предпринимателя.

Таким образом, хозяйственное право представляет собой определенную совокупность норм и институтов различных отраслей права, которые функционально взаимодействуют в регулировании хозяйственной деятельности.

Метод правового регулирования – совокупность способов и приемов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата. Методы правового регулирования хозяйственных отношений:

1) административно-правовой: обязательные предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2) гражданско-правовой: сторонам законом предоставляется возможность выбора варианта поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях.

Некоторые авторы (Е.П. Губин, П.Г. Лахно) выделяют метод автономных решений для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители.

Источник

Хозяйственное право

Термин «Хозяйственное право» применялся как единый во времена СССР, в настоящий момент нередко данная отрасль правового регулирования, особенно в Российской Федерации, именуется как Предпринимательское право.

В 1920-50-х годах в СССР предпринимались попытки принятия Хозяйственного кодекса, который бы действовал наряду с Гражданским кодексом.

Данное направление кодификации реализовано на Украине, где в 2003 году был принят и вступил в силу с 1 января 2004 года Хозяйственный кодекс Украины.

Содержание

Развитие хозяйственного права в советский период

С 1921 г. на факультете советского права МГУ было начато преподавание хозяйственного права наряду с гражданским, трудовым и римским частным правом, а в 1925 году было создано хозяйственно-правовое отделение. Хозяйственно — правовое отделение готовило юрисконсультов для хозяйственных предприятий. На всех отделениях курс хозяйственного права читал известнейший юрист того времени, профессор И. С. Перетерский.

Огромный вклад в становление советского Хозяйственного права внесли В. А. Краснокутский, И. Б. Новицкий, П. И. Стучка, М. М. Агарков, А. Г. Гойхбарг, Д. И. Курский. Благодаря их усилиям в 20-е годы были приняты Гражданский и Земельный кодексы, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного кодексов.

Появление и столь бурное развитие Хозяйственного права связывали со смешанным характером советской экономики и индустриализацией гражданского права (Л. Таль), необходимостью исследовать «реальное взаимодействие экономики и права» (М. Агарков). Были и другие позиции сформированные впоследствии Г. К. Гинсом: «В отличие от гражданского права, которое основано на сознании личной свободы, хозяйственное право опирается на сознательную солидарность, необходимость соглашения и соподчинения». Идея Хозяйственного права во многом перекликалось с социалистической психологией и идеей общего блага.

Большой вклад в развитие дискуссии о сферах регулирования Гражданского и Хозяйственного права внес профессор юридического факультета Московского Университета А. В. Карасс в трудах «Правовые формы организации государственной промышленности в условиях новой экономической политики» (1923), «Советское промышленное право» (1925), «Государственные предприятия и учреждения», «Аренда государственных предприятий» и другие.

Объективными предпосылками возникновения советского Хозяйственного права (как отрасли и науки) в 20-е годы явились укрепление социалистического сектора экономики и укрепление плановых начал в народном хозяйстве страны. Правоведы, исследовавшие проблемы в области Хозяйственного права, стремились создать некий компромисс публичного и частного права, приспособленный к новым экономическим условиям. Острые дискуссии разгорелись по вопросам о сущности и пределах Хозяйственного права, о его отличии от смежных отраслей права и т. д.

Одним из основополагающих трудов того времени в области Хозяйственного права стало «Советское хозяйственное право» профессора В. Н. Шретера. Данный научный труд был посвящен проблеме научной систематики советского Хозяйственного права как комплексной отрасли права, где весь законодательный материал, за исключением Гражданского Кодекса, распылен в массе отдельных постановлений. Также следует отметить труд «Методические разработки по хозяйственному праву» (1925) Ф. И. Вольфсона.

Развитие науки и возрождение преподавания Хозяйственного права связано с принятым в 1964 году постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова Хозяйственное право читалось на IV курсе дневного отделения, V курсе вечернего отделения для студентов всех специализаций с 1966 учебного года в рамках кафедры Гражданского права.

Первый учебник по Хозяйственному праву, после его возрождения в учебных планах юридических факультетов и вузов был подготовлен авторским коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора В. В. Лаптева («Хозяйственное право». М., Юридическая литература, 1967 г.). Во втором издании этого учебника вышедшем в 1970 году в том же издательстве в качестве автора принимал участие, читавший лекции по Хозяйственному праву на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Корнеев С. М.

В 1975 году Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». Признание Хозяйственного права самостоятельной отраслью советского права было построено на том, что им регулировались социалистические хозяйственные отношения, но не все, а только возникающие в процессе осуществления экономической деятельности или руководства ею, и не в полном объёме, а лишь в меру участия на обеих сторонах социалистических хозорганов (предприятий, организаций, органов управления, планирования и т. д.).

Окончательное выражение концепция Хозяйственного права получила в подготовленном и изданном авторским коллективом кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и кафедры гражданского права Свердловского юридического института учебном пособии «Хозяйственное право», под редакцией доктора юридических наук, профессора В. П. Грибанова и заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора О. А. Красавчикова с грифом Министерства высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Правоведение». В нём отмечалось, что хозяйственное законодательство можно признать комплексным образованием, являющимся внешним проявлением, формой сложного взаимодействия норм различных отраслей социалистического права в регулировании разных сторон хозяйственной деятельности.

Наиболее видным критиком «теории хозяйственного права» был О. С. Иоффе. [4]

Современное хозяйственное право

При этом хозяйственная деятельность как предмет регулирования хозяйственного права выделяется своей сложностью, многоэтапностью, профессиональным и систематическим характером, отличающим эту деятельность от потребительских отношений, где всецело действуют нормы гражданского права.

Концепция хозяйственного права основана на согласовании частно-правовых (горизонтальных) и публично-правовых (вертикальных) отношений в сфере хозяйствования, что предполагает формирование соответствующих правовых норм на основе сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений и государственного регулирования макроэкономических процессов.

Считается, что вне такого согласования частно-правовые и публично-правовые отношения в сфере хозяйствования развиваются разнонаправленно, противоречат друг другу, сдерживая развитие экономических отношений и создавая коллизии в их правовом регулировании.

Хозяйственное право позволяет охватить единством регулирования не только коммерческие, но и некоммерческие отношения в сфере хозяйствования. Это позволяет говорить о большей инструментальной ценности концепции хозяйственного права, чем концепции предпринимательского права.

В Российской Федерации позиции сторонников концепции хозяйственного права не так сильны, как на Украине, где принят и действует самостоятельный Хозяйственный кодекс. Среди современных российских юристов-хозяйственников выделяются В. С. Мартемьянов, В. В. Лаптев, И. В. Дойников, И. В. Ершова, О. М. Олейник и др.

В ведущих украинских высших учебных заведениях, готовящих юристов, функционируют кафедры хозяйственного права: в Киевском Национальном университете им. Т. Шевченко, Национальном университете «Одесская юридическая академия», Национальном университете «Юридическая академия имени Ярослава Мудрого», Донецком национальном университете и т. д.

По специальности 12.00.04 «хозяйственное право; хозяйственно-процессуальное право» на Украине осуществляется защита кандидатских и докторских диссертаций.

Источник

Хозяйственное право: понятие, предмет, метод, принципы, структура

Понятие и предмет хозяйственного права (в качестве отрасли права) является совокупностью норм, которые регулируют предпринимательские отношения с другими, тесно связанными с ними, включая некоммерческую деятельность и отношения государственного регулирования экономики для обеспечения интересов государства и общественности.

Группы отношений в хозяйственном праве

В предмете хозяйственного права выделяют 3 группы отношений:

Хозяйственную деятельность можно осуществлять не только во время того, как товары производятся (выполняются работы или оказываются услуги). Для начала производства необходимо приобретение или постройка производственных помещений, закупка оборудования, сырья, топлива. Как результат завершения производственного цикла могут возникать отношения, связанные с реализацией товаров, их доставки, хранения и другие вопросы.

Хозяйственный оборот — неотъемлемая часть предпринимательской деятельности. Данные отношения — центральные и входят в первую группу предмета и метода хозяйственного права.

Методы регулирования отношений

Метод регулирования отношений, который применяется в хозяйственном праве, можно охарактеризовать сложным сочетанием из нескольких способов его воздействия на поведение субъектов.

Так, появляется основание для утверждения, что в хозяйственном праве есть не один, а некоторое количество методов правового регулирования.

По мере того, как реализуются директивные акты, к каждому применяется директивное предписание (например, предписание антимонопольного органа). Как результат перехода к экономическому методу регулирования экономики, в некоторых случаях происходит трансформация властных предписаний в диспозитивные или рекомендательные, а также те, которые реализуются на основе договоров. Помимо этого, предписание, которое является властным, но некомпетентным, можно оспорить в хозяйственном суде.

На рынке поведение каждого из участников может регулироваться посредством того, что каждому субъекту будут предоставлены права на самостоятельное определение взаимоотношений с другими субъектами, принимающими участие в экономическом обороте, использование производственных фондов, осуществление хозяйственной деятельности. В результате усиления самостоятельности субъектов народного хозяйства повысились объемы того, как применяются данные способы регулирования. На сегодняшний день недопустимо вмешиваться в хозяйственную или другого рода деятельность организации, которая ранее занимала в хозяйствовании ведущее место в работе вышестоящих органов. Исключением является контроль, который предусмотрен на уровне законодательства для защиты публичных интересов общества.

Способы регулирования, которые применяются в экономической сфере, связаны между собой и являются нерасторжимым единством. Даже если одна из черт усиливается за счет второй, это не может его разрушить.

То, что самостоятельность действий хозяйствующих субъектов сейчас дозволена, является результатом включения мелочной регламентации и применения диспозитивного начала во время выбора поведения, что не может устранить властные импульсы государства в областях, где за счет публичного интереса обеспечивается властное воздействие.

Права и свободы тех, кто участвует в хозяйственном обороте, являются сопряженными, поэтому в определенных случаях должны быть выдержаны квоты, взяты лицензии для осуществления определенного вида деятельности и не допущена монополистическая деятельность. То, как взаимосвязана свобода во время осуществления частных интересов под воздействием государственной власти (в случаях, где это продиктовано интересами государства и общества), в целом является характерной чертой хозяйственно-правового метода регулирования. Для того, чтобы охарактеризовать метод хозяйственного права, называют рекомендации в случае воздействия на поведение субъектов и случаи необходимости согласования определенных действия в процессе реализации прав.

Данные способы не являются самостоятельными чертами метода хозяйственного права, а занимают позицию промежуточных (среди двух взаимосвязанных сторон одного метода) и могут быть объяснены сложной связью хозяйственных отношений, в регулировании которых соотношения обязательного и автономного могут отличаться. Основополагающими началами хозяйственного права и его принципами обеспечивается целенаправленное регулирование хоз. деятельности на любом уровне.

Принципы хозяйственных отношений

Первым принципом хозяйственного права является принцип экономической свободы, защиты интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании. Экономическое положение страны на протяжении долгого времени было стиснуто в жестких рамках директивного руководства на уровне ведения хозяйства. Именно поэтому устранялись стимулы для эффективного выполнения работы. При осуществлении перехода к рынку, необходимо возрождение стимулов высокопроизводительного труда, которые нацелены на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательством была выдвинута и приведена в работу идея по созданию свободных условий для данной трудовой деятельности. Как принцип работы каждого из субъектов хозяйственной деятельности, сформировались задачи об отсутствии обязательности навязывания решений от высших инстанций всем участникам хоз. деятельности, исключая минимальный набор хозяйственных правил, которые с помощью экономических мер устанавливают заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ или услуг.

Свобода предпринимательской деятельности не является абсолютной и ограничивается на уровне законодательства в интересах общественности. Как пример данного ограничения можно привести необходимость получения лицензий на отдельные виды деятельности, используемых в качестве форм предварительного контроля хозяйственной деятельности.

С помощью системы налогов и налоговых льгот происходит защита экономических интересов хозяйствующих субъектов. Организации и предприниматели, которые расширяют собственное производство и осуществляют его техническое обслуживание, вводят новые устройства, повышающие мощность производства, развивают социальную инфраструктуру, вкладываются в охрану природы, могут рассчитывать на получение налоговых льгот. То, что хозяйствующие субъекты являются самостоятельными и предприимчивыми, обусловлено широтой компетенции и имущественного права.

Проявления данных принципиальных исходных положений может происходить на любом из уровней и для любых субъектов, имеющих определенные особенности.

Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве

Построен на основе применения экономических мер и методов. Взамен директивного метода управления внедряется переход экономического состояния страны к экономическим методам, основанным на мерах заинтересованности организаций и конкретных физических (юридических) лиц к увеличению объемов производства, расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ и услуг. В данный перечень перемен можно отнести внедрение единых налоговых норм (исключая избирательные нормативы, оказывающие негативное влияние на отлаженную работу организаций), так как при их использовании было возможно отбирать средства у высокорентабельных предприятий в пользу менее рентабельных.

В случаях, когда ведение производства связано с использованием различного рода открытий, изобретений, рационализаторских предложений, возможно также создание льгот в налогообложении.

Тем не менее, данный принцип должен строиться при наличии заинтересованности в росте и развитии производства и производственных мощностей, но при этом без допущения чрезмерного направления дохода в потребительские фонды. Государство строит отношения с субъектами хозяйствования на основании применения экономических мер, которые обеспечивают эффективность принятых решений.

Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма

В рыночной экономике право на получение преимуществ экономического и социального развития есть только у тех, кто занимается производством высококачественных конкурентоспособных товаров, работ или услуг с минимальными издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики в государстве. Он способен стимулировать тех, кто является конкурентоспособным, и устранять с рынка неудовлетворительно-работающих субъектов, подлежащих реорганизации или ликвидации в качестве банкротов из-за убыточности и неплатежеспособности.

У закона есть возможность защиты только добросовестной конкуренции: но он также не может допустить злоупотребления, которые подрывают предпринимательскую деятельность, подавляя конкуренцию с помощью владения доминирующим положением на рынке и злоупотребления им.

В данном случае может быть учреждено применение ценовых санкций, принудительного разделения субъектов хозяйствования и понесения ими имущественной ответственности за причиненные убытки.

Принцип законности

Это общеотраслевой принцип и может приобретать в условиях перехода к рынку в сфере экономики специфическое выражение. Организации, физические или юридические лица (во время хозяйствования) имеют право на осуществление любых видов деятельности, которые не запрещены на основании закона. Таким образом, можно сказать, что основой для оценки законности деятельности является эффективное на экономическом уровне хозяйствование, а не следование регламентации. Предприятие, которое действовало эффективно для государства и не нарушало каких-либо законов, не является нарушителем законов. В противном случае (если предприятие не смогло достичь каких-либо результатов), деятельность хозяйствования государственных или муниципальных образований может считаться противоправной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *