Что такое хорни поведение

Социокультурная теория личности (К. Хорни)

Содержание:

Предмет:Психология
Тип работы:Доклад
Язык:Русский
Дата добавления:23.03.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведениеПосмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В своей работе Хорни подчеркивала важность культурного и социального влияния на человека. Хотя ее теория в основном относится к пациентам с неврозом, чем к здоровым людям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Карен Хорни Биография

Карен Хорни родилась в Германии, недалеко от Гамбурга, в 1885 году. Большую часть своего детства и юности Хорни мучили сомнения по поводу его заслуг, усугубленные ощущением внешней непривлекательности. Она компенсировала свое чувство ценности, став отличником.

В 14 лет Хорни решил стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила во Фрайбургский университет и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение на изучение медицины. Там она познакомилась с Оскаром Хорни, студентом-политологом, и вышла за него замуж в 1910 году. В 1915 году Карен получила медицинскую степень в Берлинском университете. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переехал в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Два года спустя она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Растущее противоречие ее взглядов с фрейдовской доктриной заставило Институт дисквалифицировать ее как преподавателя психоанализа в 1941 году. Вскоре после этого она стала основателем Американского института психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой смерти от рака в 1952 году.

Личность

Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение

Социокультурная теория: основные понятия и принципы

Формирование социокультурного взгляда на личность началось под влиянием трех основных соображений Хорни. Во-первых, она отвергла замечания Фрейда о женщинах, в частности тот факт, что их биологическая природа предопределяет «зависть к пенису». Это было первым шагом в ее несогласии с позицией православного Фрейда. Во-вторых, во время своего пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она общалась и обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливан. Благодаря этим людям ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование личности, укрепилась. В-третьих, клинические наблюдения пациентов, которые она проводила в Европе и Соединенных Штатах, показали непредвиденные различия в динамике их личности, что подтвердило влияние культурных факторов. Все это привело ее к выводу, что основанием для нарушений функционирования личности являются уникальные стили межличностных отношений.

Личное развитие

Хорни поделился мнением Фрейда о важности детского опыта для формирования структуры и функционирования личности взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, мнения ученых разошлись, когда встал вопрос об особенностях формирования личности. Хорни отверг утверждения Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенное направление в дальнейшем развитии личности. По ее мнению, основным фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Хорни также подчеркнул важность культурного фона. Она была одной из первых, кто осознал важность общих социокультурных условий для развития личности и ее неврозов.

Невротические потребности: стратегии компенсации основного беспокойства

Чтобы справиться с чувством незащищенности, беспомощности и враждебности, присущим основной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к различным защитным стратегиям. Хорни описал десять таких стратегий, называемых невротическими потребностями или невротическими тенденциями (Horney, 1942). Они представлены в таблице вместе со своими стилями поведения.

Хорни сказал, что у всех людей есть эти потребности. Они способствуют борьбе с чувствами неприятия, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, не использует их рационально. Он насильно полагается только на одну из всех возможных потребностей. Хорни объясняет, что невротик, в отличие от здорового человека, выбирает одну конкретную потребность и использует ее без разбора во всех социальных взаимодействиях. Здоровый человек, наоборот, легко заменяет одну потребность другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Три категории межличностных отношений

В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни сгруппировала список из десяти потребностей в три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающей среде. Другими словами, их действие заключается в уменьшении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждая стратегия имеет определенную базовую направленность в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: соответствует

Ориентация на людей предполагает стиль взаимодействия, который характеризуется зависимостью, нерешительностью и беспомощностью. Человек, которого Хорни относится к послушному типу, руководствуется иррациональным убеждением: «Если я сдаюсь, я не буду тронут» (Horney, 1937, p. 97).

Ориентация от людей: изолированный тип

Ориентация на людей как стратегия оптимизации межличностных отношений встречается у тех людей, которые придерживаются защитного отношения: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни называет отдельным типом, руководствуются ошибочной верой: «Если я отступлю, у меня все будет хорошо» (Horney, 1937, p. 99).

Ориентация против людей: враждебный тип

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий служит для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальным влиянием в детстве. С точки зрения Хорни, каждый из нас применяет эти фундаментальные стратегии в межличностных отношениях. Более того, по словам Хорни, все эти три стратегии противоречат друг другу как у здоровых, так и у невротических личностей. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет такого глубокого эмоционального заряда, как у пациентов с неврозом. Здоровый человек обладает большой гибкостью, он способен менять стратегии в зависимости от обстоятельств. И невротик не способен сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает вопросы, которые возникают перед ним, или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий преодоления, независимо от того, подходит ли она в этом случае или нет. Исходя из этого, невротик по сравнению со здоровым человеком ведет себя менее гибко и не столь эффективен в решении жизненных проблем.

Женская психология

Как упоминалось ранее, Хорни не согласился со многими заявлениями Фрейда о женщинах (Horney, 1926). Она не полностью поддержала его точку зрения, согласно которой женщины завидуют мужскому члену и упрекают своих матерей за то, что они лишены этого тела. Более того, она не согласилась с мнением Фрейда, который утверждал, что женщина бессознательно стремится родить сына и тем самым символически найти пенис. Хорни протестовала против такого уничижительного взгляда на женщин в своей речи, что мужчины завидуют матке, что выражает бессознательную зависть мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Как первая крупная феминистка, она сделала больше, чем просто критиковала Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщин, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни упорно утверждал, что женщины часто чувствуют себя хуже мужчин, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. На протяжении веков с женщинами обращались как с людьми второго сорта, они не признавали равенство своих прав и получали образование, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы с мужским доминированием заставляют женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни настаивал на том, что многие женщины стремятся стать более мужественными, но не из-за «зависти к пенису». Она рассматривала «переоценку» мужественных женщин скорее как стремление к власти и привилегиям.

«Желание быть мужчиной может выражать желание обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает мужскими, такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера» (Horney, 1939, p. 108).

Хорни также сосредоточился на ролях, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, особенно подчеркивая контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор профессии или другие цели. Она считала, что этот ролевый контраст объясняет невротические потребности, которые мы можем видеть в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие важность культуры и гендерных ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением. Хорни поддерживал быстрые изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, которые наблюдаются в современном обществе. Ее многочисленные статьи по психологии женщин часто цитируются современными учеными.

Вывод:

Теория Хорни в значительной степени основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение невроза как проявления нарушенных отношений, сопровождаемое описанием клинических случаев, считается наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям невроза, к патологии значительно сокращает область ее теории. Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии невроза. Ее идеи также чувствуют оптимистический взгляд на человечество, основанное на убеждении, что каждый человек обладает способностью к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе по экспериментальным исследованиям нет ни прямых доказательств его концепций, ни опровержений. Но это не помешало ее теоретическим и клиническим идеям получить огромный спрос. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги сегодня очень популярны. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведениеЧто такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Поведенческие стратегии и типы личности. Теория Карен Хорни

Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение

Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение

Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение

Следующая классификация, которую мы рассмотрим, – это классификация психологических типов личности в зависимости от отношения к общению с другими людьми, предложенная психоаналитиком Карен Хорни. В каждом из этих типов базовое отношение к другим людям порождает развитие определенных потребностей, качеств, внутренних запретов, тревог, особенностей восприимчивости и определенной системы ценностей.

К. Хорни описывает базальную тревогу как чувство «собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире». Ребенок слаб и хочет, чтобы его защищали, заботились о нем, чтобы другие приняли на себя всю ответственность за него. С другой стороны, его естественная подозрительность к окружающим делает доверие к ним практически невозможным. Стремясь справиться с угрозой, исходящей от враждебного ему мира, человек вырабатывает одну из трех защитных стратегий.

Стратегия «от людей»: индивид не желает ни принадлежать другим, ни соперничать с ними и сохраняет отстраненную позицию. Стратегия «против людей»: индивид допускает и считает не требующей доказательств враждебность окружающих и делает выбор в пользу борьбы с ними. Стратегия «к людям»: индивид принимает свою беспомощность и полностью полагается на других. В каждой из перечисленных установок делается акцент на один из компонентов базальной тревоги: изоляцию, враждебность или беспомощность.

Соответственно выделяются и три типа личности, которые ради простоты определяются как отстраненный, агрессивный и уступающий. В книге «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к людям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой;

2) пытающаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

Отстраненный тип личности. Первым типом базального конфликта является потребность в отстранении, «движение от людей». Наиболее очевидная особенность людей этого типа – общее отчуждение от людей. Другой специфической чертой является отчуждение от себя, то есть нечувствительность к эмоциональным переживаниям, неопределенность в том, кто он такой, что он любит или ненавидит, чего хочет и опасается, на что надеется и негодует, во что верит. Общее, что объединяет всех людей отстраненного типа, – их способность смотреть на себя с неким объективным интересом, как если бы человек смотрел на какое-либо произведение искусства.

Ключевым моментом является их внутренняя потребность устанавливать эмоциональную дистанцию, отделяющую их от других людей, точнее, сознательная и бессознательная решимость никоим образом не допустить эмоциональной вовлеченности в дела других людей, касается ли это любви, борьбы, сотрудничества или соревнования с ними. Все те потребности и качества, которые они приобретают, поставлены на службу этой главной потребности – избежать вовлеченности. Наиболее характерной из них является потребность в самодостаточности. Ее самым позитивным выражением является изобретательность. Более рискованный способ сохранения самодостаточности состоит в сознательном или бессознательном ограничении своих потребностей.

Другой ярко выраженной потребностью представителя отстраненного типа является его потребность в уединении.

И самодостаточность, и уединение служат обеспечению его наиболее насущной потребности – потребности в полной независимости. В своей независимости он видит позитивную ценность. Необходимость подчиняться принятым правилам поведения или традиционным ценностям вызывает у него отвращение. Он будет соблюдать их, чтобы избегать трений, но в своей душе он упрямо отвергает все общепринятые правила и стандарты. Наконец, совет воспринимается им как давление на него и вызывает сопротивление, даже если он совпадает с его собственными желаниями.

Что такое хорни поведение. Смотреть фото Что такое хорни поведение. Смотреть картинку Что такое хорни поведение. Картинка про Что такое хорни поведение. Фото Что такое хорни поведение

В случае человека отстраненного типа потребность в превосходстве имеет определенные специфические черты. Питая отвращение к соперничеству и борьбе, он не хочет реального превосходства, достигаемого посредством соответствующих усилий. Скорее он полагает, что сокровища, заключенные в нем самом, должны получить признание без какого-либо усилия с его стороны. Другой формой выражения чувства собственного превосходства является ощущение своей уникальности. Это прямой результат его стремления чувствовать себя отдельно от других и не таким, как другие. Имеет место общая тенденция подавлять всякое чувство, даже отрицать его существование. Отбрасывание чувств относится главным образом к чувствам, питаемым к другим людям, и распространяется как на любовь, так и на ненависть. Это является логическим следствием потребности сохранять эмоциональную дистанцию по отношению к другим, так как сильная любовь или ненависть, переживаемые на сознательном уровне, приводят либо к близкому контакту с другими людьми, либо к конфликту с ними.

Чем больше сдерживаются эмоции, тем вероятнее, что основной упор будет сделан на интеллект. Человек рассчитывает решать проблемы исключительно силой разума.

Характерной чертой отстраненного типа является потрясающая сила, с которой человек защищает свою отстраненность, когда она подвергается нападкам.

Агрессивный тип личности демонстрирует тенденции двигаться «против людей». Он принимает как само собой разумеющееся, что все люди настроены враждебно, и отказывается признавать, что это не так. Жизнь для него – это борьба всех против всех.

В основе его потребности лежит ощущение мира как арены, где выживают лишь наиболее приспособленные, а сильные уничтожают слабых. Отсюда главной потребностью становится потребность управлять другими.

Вместе с тем он нуждается в ощущении превосходства, в успехе, престиже или любой иной форме признания. Стремления такого рода часто ориентированы на власть, в той мере, в какой успех и престиж дают человеку власть в обществе, основанном на соперничестве. Но они также придают субъективное чувство силы, возникающее в результате получения подтверждения извне, внешних знаков признания и самого факта превосходства. Признание не только обещает ему утверждение себя, в котором он нуждается, но и открывает перед ним дополнительный соблазн быть любимым другими и быть способным в свою очередь любить их. Поскольку ему кажется, что признание таким образом несет решение его конфликтов, оно становится тем спасительным миражом, за которым он устремляется.

Сильно выраженная потребность эксплуатировать других, стремление перехитрить кого-то и использовать в своих целях составляют часть общей картины. Любая ситуация или любые отношения рассматриваются с точки зрения «что я могу от этого получить» – относится ли она к деньгам, престижу, контактам или идеям. Сам человек сознательно или полуосознанно убежден, что все действуют подобным образом, и потому единственное, что имеет значение, – делать это успешнее остальных.

Поскольку им постоянно движет стремление к утверждению себя как самого сильного, самого проницательного или пользующегося всеобщей любовью человека, он пытается развить в себе необходимые для этого умения и изобретательность.

Агрессивный тип производит впечатление человека, полностью лишенного внутренних запретов. Он может добиваться удовлетворения своих желаний, отдавать приказания, выражать гнев, защищать себя. Но в действительности у него ничуть не меньше внутренних запретов, чем у уступчивого типа.

Для агрессивного типа любое чувство симпатии, или обязанность быть «хорошим», или покорность кому-то были бы в принципе несовместимы со структурой той жизни, которую он построил, и могли бы подорвать ее основы.

Уступающий тип личности обнаруживает все те черты, которые соответствуют «движению к людям». Данный тип демонстрирует заметно выраженную потребность в любви и одобрении и особую потребность в партнере. Хотя по форме своего выражения эти потребности могут быть различны, все они сосредоточены вокруг желания человеческой близости, желания «кому-то принадлежать».

Желание удовлетворить эту острую потребность столь непреодолимо, что все, что он делает, направлено на ее осуществление. В этом процессе он развивает в себе определенные качества и отношения, которые и формируют его характер. Он становится уступчивым, предупредительным, заботливым (в границах возможного для него), сверхпризнательным, чрезмерно благодарным, щедрым.

Этим характерным признакам сопутствует, частично перекрывая их, стремление избежать недобрых взглядов, ссор, соперничества. Такой человек склонен подчиняться другим, занимать второстепенное положение, оставляя свет рампы для других: он обычно настроен на покладистый, примирительный лад и, по крайней мере на сознательном уровне, не выражает никакого недоброжелательства. Всякое желание мести или победы над другими столь глубоко вытеснено, что он сам часто удивляется тому, как легко он мирится с другими и что он никогда долго не питает чувства обиды. В этом контексте важна его тенденция автоматически брать на себя вину.

От такого рода отношений существует незаметный переход к определенным внутренним запретам. Вследствие того, что на любой форме агрессивного поведения лежит табу, мы находим здесь внутренние запреты на то, чтобы проявлять напористость, критический настрой, требовательность, отдавать приказания, стараться произвести впечатление, преследовать честолюбивые цели. Кроме того, поскольку его жизнь всецело ориентирована на других, внутренние запреты часто не дают ему возможности что-либо делать для себя или самому получать удовольствие. Это может достигать такой степени, что любое впечатление, не разделяемое с кем-либо еще, от еды ли, представления, музыки или природы, теряет для него свой смысл. Нет надобности говорить, что такое жесткое ограничение в удовольствиях не только обедняет его жизнь, но значительно усиливает его зависимость от других.

Кроме идеализации только что перечисленных качеств, этому типу свойственны определенные особенности отношения к себе. Одной из них является всепроникающее чувство собственной слабости и беспомощности, вторая характерная черта вытекает из его наклонности подчинять себя другим. Он принимает как само собой разумеющееся, что любой человек превосходит его, что остальные люди привлекательнее, умнее, образованнее и достойнее его. Третью типическую черту составляет один из аспектов его общей зависимости от других людей. Это бессознательная тенденция оценивать себя по тому, что о нем думают другие. Его самоуважение растет вместе с их одобрением или осуждением, с их расположением и любовью.

Все это накладывает отпечаток на его особую систему ценностей. Их прочность соответствует общей зрелости личности, а сами эти ценности более или менее ясны. Они тяготеют к добродетельности, сочувствию, любви, щедрости, отсутствию эгоизма, смирению. Эгоизм, честолюбие, нечуткость, неразборчивость в средствах, обладание властью вызывают у человека уступающего типа отвращение, хотя в то же самое время эти качества могут тайно его восхищать, потому что они олицетворяют «силу».

Большая часть характерных черт уступчивого типа имеет двойную мотивацию. Например, когда он подчиняется, он делает это, чтобы избежать трений и таким образом достичь гармонии с другими; но подчинение может также быть средством полного устранения всех следов его потребности превосходить других. Когда он дозволяет другим использовать его, это выражает уступчивость и «доброту», но это может быть также попыткой уйти от своего собственного желания эксплуатировать других людей.

В свете его противоположно направленных тенденций любовь действительно является единственным путем, посредством которого могут быть осуществлены все невротические потребности. Она обещает удовлетворить потребность быть любимым одновременно с потребностью в доминировании (через любовь), потребность быть на вторых ролях одновременно с потребностью превосходить других (посредством безраздельной заботы о нем партнера).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *