Что такое хлестаковщина в комедии ревизор кратко
Хлестаковщина – это что, определение и объяснение термина
Содержание:
Если говорить о том, что такое хлестаковщина, кратко — термин характеризует фантастическую, виртуозную ложь. Понятие также используется для определения беспочвенного хвастовства. Человек – хлестак – тот, кто старается предстать перед окружающими не тем, кем является на самом деле. Хлестаковщина – это слово, образованное от фамилии главного героя пьесы «Ревизор». Гоголь написал произведение в 1836 году.
Сегодня люди продолжают использовать это определение. Оно помогает охарактеризовать негативную часть жизни человека, преувеличивающего свое значение. Такие люди восхищаются собой, их распирает гордость, самовлюбленность. Меняется образ, речь, круг общения индивида.
Со временем человек начинает сам верить в собственные фантазии. Воображение играет с ним злую шутку. Он восхищается иллюзорным миром, в котором является великим, богатым, сильным. Связь с реальность постепенно теряется. Ложь становится настолько достоверной, что окружающие часто воспринимают ее за чистую монету. В современном мире хлестаковщина свойственна посредственным людям, обладающим уверенностью в себе, занимающим высокие должности.
Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор»
Комедия про уездный город и мнимого проверяющего известна во всем мире. Главный герой – Иван Александрович, характеризуется тягой к развлечениям, азартным играм. Он не держит злобы на окружающих. Это пустой человек, которого автор наделил привлекательной внешностью. В душе он актер, увлекающий симпатичных представительниц прекрасного пола своими речами.
Хлестаковщина – это в «Ревизоре» общее понятие о персонажах, ведущих чужой образ жизни. Хлестаков не являлся истинным франтом, но умел красноречиво обманывать. Его главное задание – получить удовольствие, добиться своего. Что такое хлестаковщина:
Мелкий чиновник Иван представляет, что возглавляет класс элитного общества, вживается в роль. Вся комедия Гоголя пронизана хлестаковщиной. Она проявляется в различных упоминаниях о жителях разрушенного городка. В понятии хлестаковщина переплетаются трусость, робкая агрессия, пустота души, ужасающая ложь.
Определение хлестаковщины – характеристика главного героя комедии
Автор подробно описывает, как мелкий аферист преподал урок чиновникам. Писатель негативно относится к канцелярским порядкам, бюрократический аппарат воспринимает как абсурд. Поэтому он высмеивает большинство привычек и устоев того периода. Гоголь упоминает о том, что личности, схожие с Хлестаковым, отличаются глупостью. Это неудачники, для которых характерна жизнь в собственном вранье.
Писатель проводит своеобразный анализ русского общества, выделяя основные пороки, свойственные тому времени:
Что такое «хлестаковщина» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Характеристика главного персонажа
Иван Александрович Хлестаков — коллежский регистратор из Санкт-Петербурга, который остановился в городе Н., чтобы пообедать, но его ошибочно перепутали с ревизором. Он удобно пользуется своим положением и рассказывает о дружбе с Пушкиным, высшем чине и о роскошном доме, чтобы завоевать уважение со стороны чиновников. Городничий и остальные люди поверили его рассказам и хвастовству и стали за ним ухаживать, чтобы повысить репутацию города.
Молодой человек беззастенчиво принимает взятки у купцов, помещиков, крестьян под видом долга. Благодаря своему вранью и хитрости после накопления приличной суммы уезжает из города, обещая жениться на дочери городничего.
Отрицательные черты характера
В произведении автор хотел показать все пороки чиновников XIX века, благодаря созданию образа главного героя. Молодой человек обладает рядом негативных качеств, которые мешают ему построить карьеру и стать порядочным человеком.
Герой необразован, ленив, слабоволен, редко посещает работу из-за того, что не обладает трудолюбием и целеустремлённостью, поэтому у него нет карьерного роста. Обожает играть в азартные игры, поэтому после своего проигрыша 2 недели пребывал в провинциальном городе, так как сел на мель и не мог расплатиться за обед.
Иван Александрович увлекается женщинами, зная про их слабости и безудержную тягу к деньгам, обладает хлёсткой речью, которая помогла очаровать дочь и жену городничего. Он вульгарен, обладает изяществом поведения и обманчивым обаянием.
Молодой человек порхает по пьесе и наслаждается жизнью, не думая, какой он поднял переполох в городе.
Изображение хлестаковщины в комедии «Ревизор»
Жители города проживают свою жизнь, надеясь, что всё улучшится, но в то же время не стремятся что-то делать и продолжают жить в мечтах. Автор в своих рассуждениях показывает, как существование уездных городов пронизано безысходностью, потому что у гоголевского общества нет никаких живых умственных интересов. Картина провинциальной жизни получается очень безотрадная, благодаря царящей пошлости, невежества, отсутствия долга и законности.
Поведение второстепенных персонажей
C понятием «хлестаковщины» сталкивается не только Иван Александрович, но и чиновничество города Н. Например, Бобчинский и Добчинский любят лгать и рассказывать сплетни, более того, они похожи друг на друга по характеру. Ляпкин-Тяпкин безответственно относится к своей работе и строит из себя умного человека, хотя таким не является.
Чиновник Земляника и управляющий училищами Холопов также плохо относятся к своей должности, поэтому дают взятки Хлестакову. Для чиновников уездного города приезд ревизора казался настоящей катастрофой, так как они знали о состоянии города, но не стремились что-либо исправлять. В конце комедии почтмейстер Шпекин признаётся, что любит вскрывать письма и читать их, показывая этим поступком свою бесцеремонность и неуважение к личной жизни посторонних людей.
В основном у чиновников города Н. были отрицательные черты характера, так как их вместе объединяло бедность духовной жизни и низкий уровень умственного и нравственного развития:
На протяжении всей комедии чиновники лицемерят Хлестакову, предлагая всё самое лучшее и восхищаясь им. Они не готовы нести ответственность за свою работу, поэтому взяточничество для них было самым лёгким способом решения проблемы
. Во время объезда значимых мест чиновничество врало о его благосостоянии и кратко отвечало на вопросы, надеясь, что им простят оплошности. Именно таким образом поступки героев раскрывают определение «хлестаковщины».
Роль в жизни общества
«Хлестаковщина» — это безнравственность, наглость, хвастовство, ложь. Это глупое поведение, лицемерие, агрессивность, напыщенность. Это безответственность, трусость, жалкость. Понятие «хлестаковщина» происходит от фамилии главного героя и подразумевает враньё и хвастовство. В это определение входит страх и бесконечные потоки лжи.
Страх подготовил почву для обмана Хлестакова, так как он не знал, как поступать, когда его сочли за ревизора, но обмануло и чистосердечие молодого человека, который во время встречи говорил, что в голову придёт, не думая, что его могут раскрыть. Ему удаётся обмануть всех чиновников уездного города, потому что он вёл себя уверенно и смог вжиться в образ вельможи с высшим чином.
Н. В. Гоголь поднимает тему «хлестаковщины», чтобы упрекнуть российское чиновничество в пороках, показав их поведение со стороны. Эта комедия бессмертна для русской литературы, так как она указывает на грехи не только людей, живших в XIX веке, но и на неподобающее поведение современников. Комедия «Ревизор» входит в школьную программу, чтобы показать юному поколению особенности поведения русских людей в прошлом.
В сочинениях школьники анализируют поведение Хлестакова и чиновников уездного города, знакомятся с неподобающими моделями поведения, чтобы сделать выводы, как нужно вести себя в обществе.
Некоторых людей можно называть Хлестаковыми, так как они постоянно врут и хвастаются ради собственной выгоды, не стремясь стать образованнее и порядочнее, живут в мечтах, но не прилагают усилия, чтобы воплотить их в реальность, поэтому пьеса «Ревизор» и явление «хлестаковщины» актуальны и по сей день, и, скорее всего, не исчезнут ещё на протяжении многих лет.
Хлестаковщина в комедии «Ревизор»
сочинение по литературе 8 класса
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» написана в 1842 году. Пьеса вызвала сильный ажиотаж, множество споров и противоречивых отзывов.
Положительные герои
В комедии нет положительных героев. Каждое действующее лицо высмеивается автором и подвергается жесточайшей критике. Большая часть критики досталась чиновникам провинциального городка, олицетворяющим взяточничество, чинопочитание, казнокрадство и глупость.
Комедия написана легким стилем. Язык произведения очаровывает своей художественностью и красотой, новизной, тончайшим юмором. Сюжет и композиция произведения, основной конфликт и идея позволяют ему всегда оставаться актуальным для российского общества. Фразы комедии стали крылатыми: « К нам едет ревизор», «Выздоравливают как мухи», «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!». Появилось также название типичного для общества николаевской России явления – «хлестаковщина» — от имени главного героя И.А. Хлестакова.
Главный герой
Иван Александрович – молодой двадцатитрехлетний человек, авантюрист и мошенник, любитель красивой жизни. Он проматывал все свои сбережения, поэтому денег у него никогда не водилось. Когда вдруг горожане во главе с градоначальником по какой-то причине начали сами давать ему деньги, он находился в полнейшей растерянности. Оказалось, что его приняли за ревизора – человека, призванного с проверкой всего городского уклада.
Черты «хлестаковщины»
Главной чертой образа Хлестакова становится вранье, при помощи которого он вызывает страх и оцепенение у правящих кругов города. Несмотря на свою узколобость и никчемность, Хлестакову по счастливой случайности (по совету своего слуги Осипа) удается выйти из ситуации победившим и оставить ни с чем городничего и других чиновников. Таким образом, «зло» остается наказанным, Хлестаков победил. Может быть, он и есть положительный герой? Нет, он настолько глуп и поверхностен, что из всей ситуации уяснил лишь одно – безнаказанность.
«Хлестаковщина» — явление, вызванное политическим и общественным устройством, хорошо знакомым Гоголю. В произведении выражена вся боль автора за будущее России, его негодование по поводу жадности, лицемерия, мелочности интересов. Хлестаковщина характеризует людей, способных на любые средства для достижения своих целей, готовых пойти по головам, преклоняющихся не перед умом, а перед должностью и состоятельностью.
Заключение
Люди, схожие с Хлестаковым будут всегда на свете, просто с ходом времени будут меняться цели и средства их достижения. Думаю, Гоголь осознавал, что решить все общественные проблемы ему не удастся, но он надеялся, что люди образованные смогут переделать этот мир, которым сейчас управляют Хлестаковы и городничие города N.
Хлестаковщина — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. До недавнего времени жизнь русского общества определяла литература.
Писатель считался властителем дум, а герои его произведений воспринимались либо как нравственный ориентир, либо как антипример.
Русская классика подарила нам целую галерею художественных типов, описала многие черты национального характера. Но тем, кто не читал то или иное произведение, трудно понять, что, например, означают такие понятия как «Хлестаков» и «хлестаковщина».
Чтобы это исправить, достаточно познакомиться с комедией Гоголя «Ревизор».
Хлестаковщина — это.
Хлестаковщина – это наглое виртуозное враньё, беззастенчивое, ни на чём не основанное хвастовство, желание выдать себя за того, кем на самом деле не являешься.
Данный термин образован от фамилии персонажа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», написанной в 1836 году.
Понятие «хлестаковщина» уместно вспомнить тогда, когда человек изо всех сил желает показать собственную значимость, преувеличивая и раздувая её до небес.
При этом он и сам увлекается выдумкой, начинает верить ей и вести себя соответствующим образом. Он как бы перевоплощается в героя, которого создаёт в своём воображении, и начинает играть настолько достоверно, что обращает в свою веру окружающих.
Эффектом Хлестакова, до сих пор встречающимся в общественной жизни, можно объяснить тот факт, что солидные посты порой занимают люди посредственные, зато уверенные в себе.
Комедия Гоголя «Ревизор»
Иван Александрович Хлестаков – один из основных героев комедии Гоголя «Ревизор».
Это молодой петербургский щёголь, попавший в провинциальный город, проигравшийся в карты и совершенно случайно принятый за чиновника ревизионного ведомства, которого с трепетом ожидает городское начальство.
Городничий и его подчинённые в страхе припоминают собственные грешки: должностные нарушения, злоупотребления властью, недогляд. Им кажется, что их вот-вот постигнет кара.
Городские сплетники Бобчинский и Добчинский, а также почтмейстер, не брезгующие чтением чужих писем и распространением сплетен, делают поспешный вывод: молодой человек, остановившийся в трактире со своим слугой, — и есть ревизор.
Хлестакову начинают оказывать всяческие знаки внимания. Ревизора ведь нужно задобрить! Чиновники предлагают ему деньги, приглашают в гости.
Иван Александрович, поначалу удивлённый столь радушным приёмом, постепенно входит во вкус и «включается» в игру.
Он начинает повышать на просителей голос, сулить повышения по службе в обмен на взятки, хвастаться близостью к литературной элите («с Пушкиным на дружеской ноге») и самому царю, кокетничать одновременно с женой и дочерью губернатора.
Дойдя до предела вранья, Иван Александрович собирает все сливки и покидает город. Вслед за этим вскрывший его письмо почтмейстер обнаруживает обман. Наконец, следует немая сцена: чиновники получают весть о прибытии настоящего ревизора.
Сочинение «Хлестаков и хлестаковщина»
Перед тем как написать сочинение о том, что такое «хлестаковщина», необходимо разобраться в характере Хлестакова. Какие черты присущи персонажу? Глупость, поверхностность, «воздушность».
Гоголь подчёркивал его обыкновенность в комментариях к пьесе:
«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
В разные годы критики и литературоведы оценивали этого героя с самых неожиданных точек зрения:
Эти трактовки сходятся в одном: Хлестаков не был злодеем и мошенником, он лишь плыл по течению, стараясь получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
Получается, что желание пустить пыль в глаза, присущее герою, высмеивалось Гоголем как бич времени, внутренняя характеристика каждого из нас.
Подытожив размышления о том, что такое «хлестаковщина», сочинение уместно завершить наблюдениями за днём сегодняшним.
В чём социальная опасность «хлестаковщины»
Со времени написания комедии прошло почти 200 лет, но образ Хлестакова отнюдь не изжил себя. Скорее, наоборот: мы наблюдаем вокруг всеобщее стремление не быть, а казаться.
Чтобы продвинуть своё имя, продать товары или услуги, люди многократно преувеличивают свои достижения, собирают пухлые портфолио (это как?), рассылают «звёздные» резюме (это что?) и презентуют пустоту.
Современные Хлестаковы проводят бесконечные бизнес-тренинги, занимаются коучингом (это как?), небескорыстно помогая другим в выстраивании стратегий личностного роста, публикуют сотни учебников и заманивают людей на онлайн-курсы.
Они имеют за плечами весьма скромное образование и не всегда умеют писать без ошибок, но у них непременно есть блог в Instagram с сотней тысяч подписчиков.
Они не бывали в Литературном институте, но издают многостраничные романы про вампиров и оборотней; не прошли прослушивание в музыкальной школе, но записывают диски для фанатов; разрушили собственные семьи, но учат подписчиков счастливому родительству.
Наш век становится временем профанации (это что?) и непрофессионализма. Люди научились манипулировать информацией, создавать яркую рекламу, выстраивать положительный имидж. Всё это – варианты хлестаковщины.
А ещё Хлестаковы – это те, кто ещё вчера был никем, а сегодня получил новое назначение и задрал нос. Это душевная неразборчивость, непорядочность, поверхностность.
Разоблачить всех лжецов невозможно, зато имеет смысл прислушаться к совету Гоголя и поймать Хлестакова внутри себя.
Действительно ли мы знаем то, о чём говорим? Можно ли считать себя грамотными на основании простого тестирования? У нас ухоженные лица, но значит ли это, что красива наша душа?
А? Кто там? Не Иван ли Александрович сообщает, что курьеры несут ему новые депеши? Ловите, ловите его скорей, пока он не уехал в столицу!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
А зачем ловить внутри себя Хлестакова, особенно когда вокруг одни Хлестаковы? Если человек может себя грамотно преподнести, то этим нужно пользоваться, в том числе и для продвижения по карьерной лестнице.
516. Что такое Хлестаковщина в комедии Ревизор сочинение рассуждение Русский язык
Сочинение — Что такое хлестаковщина в комедии Ревизор. Русский язык
В знаменитом произведении Н.В. Гоголя (краткое содержание) сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно высмеивает. Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на несправедливость и попустительское отношение местных чиновников. Сколько же среди них обманщиков, воров и лгунов! Но практически все эти отрицательные черты сосредоточены в Хлестакове. И ведь недаром эта фамилия стала нарицательной.
Хлестаков – герой, который оказался в нужное время и в нужном месте. Он отправляется в Саратовскую губернию к отцу, где его случайно принимают за ревизора. Он же, какое-то время не понимая причины почтительного к нему отношения чиновников, пользуется своим положением и начинает брать в долг крупные суммы. Догадавшись о том, что его принимают не за того, кем он в действительности является, он начинает по-настоящему пользоваться этой возможностью и соответственно вживается в роль. Он приспосабливается к самым разным и неожиданным ситуациям, надевая попеременно маски то одного, то другого героя. Сам же он человек абсолютно пустой, абсолютно обделенный и необразованный. Он расточителен: он проигрывает деньги в карты, а также имеет кучу долгов. Причем, когда в трактире его отказываются кормить, он абсолютно искренне удивляется, полагая, сто все должно доставаться бесплатно. В момент, когда Хлестакова принимают за ревизора, он абсолютно бездумно распоряжается деньгами.
Хлестаков достаточно трусливый и слабохарактерный человек. Не рассчитавшись с хозяином гостиница, он страшно боится наказания за свой проступок. Помимо этого, главный герой произведения «Ревизор» страшный лгун. Он рассказывает чиновникам о своей дружбе с Пушкиным, врет о том, что любит литературу и с большим удовольствием пишет стихи. Особенно его склонность ко лжи проявляется в общении с женщинами. Он открыто флиртует с дочерью городничего и его женой. Не скупится на комплименты и высокопарные слова «Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…».
Хлестакову нравится, когда перед ним заискивают, боятся его, во всем угождают. «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса…».
Проанализировав основные черты характера главного героя произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», можно прийти к выводу, что «хлестаковщина» — это целый набор отрицательных качеств, среди которых безответственное отношение к деньгам, трусливость, глупость, безнравственность, склонность ко лжи и хвастовству. Неспроста эта фамилия в современном мире стала нарицательной. Сколько таких «Хлестаковых» окружают нас и сегодня.
Сочинение рассуждение кратко
Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя – общественное явление XIX века, настоящий шедевр, который не утратил своей актуальности до настоящего времени. Произведение стало сосредоточием множества людских пороков, выставленных на обозрение и осмеяние. Основной смысл пьесы –обличение мира чиновников. И среди них центральный персонаж произведения – Хлестаков, который собрал в себя большое количество отрицательных черт, создав тем самым новое понятие «хлестаковщина». Рассмотрев и проведя исследование личности Хлестакова, можно определить его значение.
Завязка развития сюжетной линии комедии – случайный приезд главного героя Ивана Александровича Хлестакова в уездный городишко. Его чиновники в страхе ожидают приезда ревизора. И его роль блестяще «сыграл» Хлестаков. Сам по себе герой – ничтожный маленький человечишка, безвредный и бесхарактерный. Он – как хамелеон, меняющий свои обличья в зависимости от ситуации. В этом ему помогает небывалое умение врать и приспосабливаться.
Основа жизни героя – вранье, вызванное бесконечным презрением к себе, но и опьяняющее Хлестакова. Он создает вокруг себя вымышленный мир, перестает быть самим собой. Хвастовство Хлестакова помогает ему самоутвердиться. Он с легкостью врет, что дружит с Пушкиным, делает себя литературоведом и писателем стихов. Также нагло и безобразно флиртует и врет женщинам. Даже догадавшись, что его приняли за другого человека, Хлестаков не прекращает водить за нос местных представителей власти.
Хлестаков – собирательный образ чиновничества, трусливого, глупого, безнравственного, утонувшего во лжи и хвастовстве. Гоголь тщательно характеризовал своего героя через призму его убийственных выражений: вульгарные выражения, не понятные ему французские слова. Реальный Хлестаков – человек поверхностный, бездуховный, плывущий по течению жизни. Деньги и жажда наживы – уровень его ничтожной личности.
Н. В. Гоголь воплотил в образе Хлестакова идею лживого общества, его тип разбросан во многих русских характерах. «Хлестаковщина» перешла в мир, находящийся за пределами гоголевской комедии, стала олицетворением лжи, беззастенчивого хвастовства, глупости, трусливости. «Хлестаковы» — не только прошлое, но и настоящее. Пороки, высмеянные с помощью гоголевского героя, актуальны и легко выделяются в современном обществе, в поступках людей- «хлестаковых».
Вариант 3
Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» повествует о событиях, развернувшихся в городе N в связи с мнимым приездом в него ревизора, в роли которого выступает Иван Александрович Хлестаков. Автор с присущей ему иронией обличает пороки чиновничества, и многие из затронутых им проблем актуальны и в наше время.
По сюжету произведения, Хлестаков — промотавшийся молодой человек, страдающий от недостатка средств к существованию. Он и его слуга, Осип, перебиваются последним куском хлеба в то время, как находится решение их проблем: чиновники города N принимают его за нагрянувшего с проверкой ревизора. Молодой человек же, быстро сориентировавшись в ситуации, разыгрывает перед ними спектакль, словно всё так и есть.
Обратимся к знаменитой сцене, когда пьяный Хлестаков оказывается в гостиной Городничего. У молодого человека мгновенно «развязывается язык». Он сочиняет всевозможные небылицы о своём происхождении, обучении, богатстве. Внезапно оказывается, что в Петербурге он находится «на короткой ноге с Пушкиным» и суп ему привозят на пароходе «прямо из Парижа». Чем легче чиновники верят в его ложь, тем развязнее она становится. Хлестаков оговаривается, путается в собственных рассказах, причисляет своему авторству шедевры мировой литературы, но страх, обуявший чиновников перед лицом, которое они сочли высокопоставленным, не позволяет им усомниться в его словах. Хлестаков и Осип одинаково превосходны в своём искусстве лгать и приукрашивать, слуга поддерживает хозяина и беспокоится о том, чтобы их замысел не был раскрыт. Собрав у чиновников города денег «взаймы», Хлестаков исчезает из жизни жителей города N так же быстро, как он возник в ней.
Таким образом, «хлестаковщина» — понятие, означающее явление, при котором человек хвастается вещами, несоответствующими действительности, бахвалится и лжёт. «Хлестаковщина» в произведении затрагивает не только молодого самонадеянного петербуржца Хлестакова, но и каждого из жителей города N, в особенности — городничего, обронившего «славно быть генералом» в то время как его дочь ещё даже не вышла замуж. Единственное средство, способное спасти людей от этого явления — ироничное к нему отношение. Чиновникам города не стоило воспринимать Хлестакова всерьез, но из-за собственного страха они не разглядели в нём простого петербуржского франта, умеющего хорошо притворяться и грамотно сочинять. Мы делаем вывод, что доля Хлестакова живёт в каждом человеке, однако важно следить за тем, чтобы она не перерастала в сплошной обман, царящий в комедии.