Что такое химера в истории
Химера
Химера олицетворяет огнедышащий вулкан, так как жила она на горе в углублении.
История и мифология о химере
Согласно легендам и литературным преданиям, химера была порождена Тифоном (могущественным великаном) и Ехидной (полуженщиной-полузмеей), а вскормил и вырастил её ликийский царь Амисодар. Жило это чудище на вершине горы Краге, в жерле. Периодически извергая пламя, химера приводила в ужас близлежащие селения.
Некоторые считают, что такое сочетание живых существ не случайно. Ведь у подножья горы кишели змеи, на склонах мирно паслись козьи стаи, а ближе к вершине было логовище львов.
Способ существования химеры
Говорит химера на ограниченной форме языка древних драконов. Но её речи удосуживаются услышать только те существа, которые превосходят её по силе.
Мощное строение тела и качества троих животных делают химер достойными противниками в бою. Прыть, львиная сила, змеиная хитрость и изворотливость не сравниться с многими чудовищами. Она может поражать своих жертв ядом, или нападать с неба, бодать рогами и разрывать когтями. Изрыгающее пламя оставляет от жертв одни пепелища.
Чудовище всеядное. Питается как жёсткой травой (потребность козы), так и мясом. Но преобладает хищник. Поэтому химера любит полакомиться живой плотью. Охотится она раз в 3 или 4 дня, но имеет огромный аппетит.
В природе химера предстаёт как зло, которое не прочь вытянуть жилы из людей, дварфов, эльфов и халфлингов. Любой, кто станет на её территорию вмиг превращается в добычу.
Использование образа химеры в архитектуре
Химера довольно известный персонаж мифов. Так, её изображение украшало сикионские монеты.В Средневековье химерами величали горгулий. А в наше время много памятников архитектуры, которые украшены странными существами, названными в народе химерами. Самые известные скульптуры украшают башни Собора Парижской Богоматери. В Киеве, недалеко от Майдана Независимости есть Дом с химерами, который на данный момент служит музеем. Многие замки и дворцы Крыма тоже стерегут крылатые трёхглавые чудища.
Химера — это что (кто)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Древнегреческая мифология полна интересных историй про подвиги величайших героев, всесильных богов Олимпа и устрашающих чудовищ.
Из поколения в поколение греки пересказывали их своим потомкам, пока Гесиод, Гомер Софокл, Еврипид и Эсхил не воспели эти мифы в своих произведениях.
Даже в XXI веке они способны впечатлить, поэтому многие персонажи нередко встречаются в современных экранизациях и прочих сферах искусства.
Один из популярных антагонистов (это кто?) древнегреческих «сказок» — химера, страшное чудовище, которого боялись многие герои, и которое до сих пор будоражит сознание почитателей мифов Древней Греции.
Кто это, как оно выглядит и о чем гласит его история, разберемся далее.
Химера — это.
Химера — это чудовище из древнегреческой мифологии, первое упоминание о которой появилось в произведении Гомера «Илиада» (шестая песня). Автор описывал ее, как страшное существо с головой и шеей льва, козьим туловищем и змеиным хвостом.
Впрочем, есть и другие описания химеры. В частности, наиболее устоявшееся мнение во всемирной мифологии гласит, что это было трехглавое мифическое животное: одна из его глав была львиной, вторая — козьей, которая находилась на спине, а третья голова — змеиная, расположившаяся на хвосте.
Именно так звучало описание Геосида, известного древнегреческого поэта. Впрочем, есть еще одна теория касательно внешнего вида химеры. Существует мнение, что кроме трех устрашающих голов, у нее также были крылья дракона, а из ее пастей извергалось пламя огня.
В науке термин «химера» звучит довольно часто.
Химера — что это в переносном смысле
Переносное значение слово «химера» имеет несколько вариантов:
Именно поэтому очень часто слово «химера» применяется как синоним «выдумки», «иллюзии», «фантазии» и тому подобное.
В средневековом искусстве оно также олицетворяло темные силы и пороки человека (ее изображение часто появлялось в картинах и скульптурах, а до этого отчеканивалось на сикионских монетах и рисовалось на щитах воинов).
История химеры
Согласно легенде, химера — божественное существо, дитя Ехидны (полуженщины-полузмеи) и Тифона (чудовищного великана), лев, коза и змея, заточенные в одном теле.
Ее братом, по мнению некоторых, считается Цербер, устрашающий монстр, который охранял подземное царство мертвых. Вскормил и вырастил химеру Амисодар — ликийский царь.
Всю свою жизнь чудовище обитало на вершине горы Краге, в самом ее жерле. Своим огненным дыханием и извергающимся пламенем оно приводило в ужас все близлежащие селения.
Считалось, что химера была бессмертна, но по предсказаниям богов ее жизнь должна была прерваться от руки красавца Беллерофонта.
Откуда произошло название
Однозначного мнения о том как выглядела химера, что это такое и почему это существо так называется, нет.
Согласно разным источникам история происхождения данного слова состоит в следующем:
Наиболее вероятная теория, которой придерживаются ученые — вторая. Есть свидетельства, что из того самого вулкана действительно извергалось пламя.
У изножья горы было много змей, на ее склонах паслись козы, а прямо у вершины — львы. Таким образом, страшный трехглавый монстр стал метафорическим описанием той местности.
Интерпретаций (это что?) у этого персонажа тоже немало. Согласно одной из них, озвученной на страницах Википедии, химерой называли вероломную женщину, чьими братьями были Лев и Дракон.
Умения и сверхъестественная сила химеры
Согласно мифам, химера не просто пугала всех своими тремя головами и извергающимся пламенем, но также обладала и другими качествами:
Она поднималась на крыльях до небес и атаковала на лету, бодала рогами, рвала жертву своими когтями и выжигала пламенем все на своем пути до пепла. Хвост при этом жалил ядом и мог сбивать врага с ног.
Химера любила охотиться на животных и часто выбиралась из жерла горы, чтобы полакомиться дичью. Считалось, что она была всеядна, поэтому могла питаться как травой (подобно козе), так и мясом.
В большей степени чудовище проявляло себя как хищник, нападая на животных и людей, из-за чего и обрело славу устрашающего монстра.
Согласно мифам, целые войска ликийского царя не могли одолеть ее — никто не возвращался живым после схватки с химерой. Только Беллерофонт смог победить ее, оседлав летающего коня Пегаса.
В греческой мифологии химера играет не первостепенную роль, однако ее образ оставил след в литературе, изобразительном искусстве и других сферах культуры.
Впечатляющий внешний вид — далеко не единственная причина, по которой ее так полюбили творцы. Под ее страшным обликом скрывается интересная метафоричность (это как?) определенных событий, местности и внутреннего мира человека.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Советский режим — вот типичный пример того, что можно назвать словом «Химера». Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Илларионов: если «получилось как всегда», то Российская Империя была еще хуже СССР? Вроде все либералы поют дифирамбы царской эпохе, а вы так все опошлили.
Лев со змеёй понятно, но вот козёл травоядный что мог дать этой химере такого, чтоб она стала неуязвимой? Наверное действительно с вулканом этот мифический персонаж связан, раз там бродили львы, змеи и козлы.
Химера
Сегодня мы продолжаем наше увлекательное и незабываемое путешествие по глубинам древнегреческой мифологии. И сегодня мы хотим познакомить вас с историю об ужасающем чудовище, которое наводило страх на жителей Эллады. Речь пойдет об ужасающей Химере, обладающей соответствующей внешностью и силой. Но не будем забегать далеко вперед и познакомимся с существом поближе.
Рождение и детство Химеры
О рождении и детских годах Химеры сохранилось очень мало информации. Доподлинно известно, что Химера была дочерь Тифона и Ехидны, т.е. 2 самых жестоких, злых и кровожадных существ, которые когда-либо упоминались в древнегреческой мифологии. Учитывая то, как сложилась судьба ее родителей, не удивительно, что она была лишена родительской любви.
Доподлинно известно, что Тифон был повержен Зевсом, а Ехидну изгнали из Эллады, поэтому не удивительно, что легенды гласят, будто бы Химеру вырастил и вскормил Амисодар – царь Ликии, сыновья которого погибли в Троянской Войне от рук сыновей Нестора.
Примечательно, что несмотря на своих ужасающих родителей, в теле Химеры текла божественная кровь, притом еще и одна из самых чистых. Отсюда и легенда о том, что Химера считалась божественным ребенком.
Считалось, что воспитывалась Химера в Ликии, на самой вершине горы Краге. Там располагался действующий вулкан, который впоследствии упоминается в шестой песне Энеиды. Впоследствии этот вулкан назвали в честь Химеры. Считалось, что вулкан этот был окружен лугами, которые кишели различными змеями и козами, а также львами. Впоследствии Химера «переселилась» в ущелье, между горами Краг и Антикраг. Это современные города Турции Фетхие и Калкан.
Существует даже теория, что Химерой изначально называли гору, от которой отражались солнечные лучи, и что именно ее разрубил Беллерофонт. Еще одна интересная теория рассказывает и пирате Химаре, который плавал на пиратском корабле, на носу которого изображался лев, на корме – дракон, а на бортах – змеи.
Как выглядела Химера
В легендах Химера описывается, как достаточно большое существо, обладающей головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Примечательно, что в львиной ее пасти находился тонкий змеиный язык, который обладал возможностью исторгать пламя. В других легендах, Химера описывалась, как существо с 3 головами (львиной, козлиной и змеиной), а также она часто описывалась, как существо с 3 драконьими головами.
Что касается ее цвета, то тут также имеются небольшие различия. Согласно первой легенде, цвет тела Химеры переливался с желтого (львиного) до болотно-серого и зеленого (змеиного) оттенка. Если же за основу брать ее трехголовую версию, то и тело ее разветвлялось на 3 существ, при этом львиная и козья части были покрыты соответствующей шерстью, тогда как змеиная часть ее была полностью «лысой».
Считалось, что Химера была всеядным существом. Легенды рассказывают, что обладая козьей головой, она могла питаться травой, но т.к. 75% ее тела – это хищники, то мясные «блюда» Химера предпочитала намного чаще. Несмотря на давность легенды, до нас дошла информация, что Химера охотилась 1 раз в 3-4 дня, что жертвами ее могли стать как животные, так и люди, что все, кто ступал на ее территорию, автоматически превращались в жертв.
Но главная сила Химеры заключалась в том, что она вобрала в себя сильнейшие качества животных, из которых состояло ее тело. Так, например, она впитала в себя:
Беллерофонт и Химера
Эту историю, пожалуй, лучше рассказывать от лица юного героя, а не от лица Химеры. А чтобы вы ничего не упустили, мы расскажем вам все по порядку. Согласно легенде, Беллерофонт был сыном Эвриномы и Главка (либо Посейдона). Легенды гласят, что с самого детства юноша отличался прекрасным здоровьем, телосложением, внешностью и силой. Однако все это принесло юноше одни лишь несчастья, т.к. случайно он убивает своего брата, после чего был вынужден сбежать в услужение царя Прета, в Тиринф.
Но и тут Беллерофонта ждали несчастья. Он очень понравился Прету, который был поражен его внешности и силе. Но еще больше Беллерофонт понравился его жене, Антее. Честный юноша отверг ухаживания Антеи, однако последняя обвинила его в домогательстве. Прет поверил жене, но нарушить законы гостеприимства (придуманные богами) он не отважился. Вместо этого он отправляет Беллерофонта к своему тестю, Иобату, с письмом, сокрытом с запертой шкатулке.
В этом письме Прет рассказал Иобату об оскорблении, которое нанес ему лично Беллерофонт, а также его жене и дочери Иобата. Однако и последний не отважился нарушить законы гостеприимства. Однако Иобат был старше, мудрее и опытнее Прета. Он решил взять Беллерофонта хитростью.
Итак, на тот момент Беллерофонт лишь отдаленно представлял, с чем ему предстоит столкнуться. Судя по местным рассказам, Химера жила высоко в горах, в ущелье, поэтому юный герой сразу оценил свои шансы и понял, что добраться до чудовища на своих двоих он не сможет, а если и сможет, то не в силах будет ей противостоять. Оставалось только одно – напасть на Химеру с воздуха, а для этого ему нужен был Пегас, о котором он слышал еще в детстве и который появился из мертвого тела Медузы Горгоны.
Беллерофонт узнал, что Пегас часть прилетал на вершину горы Акрокоринф, где находился источник Пирены, из которого любил пить крылатый конь. Юный герой добрался до источника, однако поймать крылатого коня он так и не сумел, хоть и сутками выжидал его в засаде. Боги сжалились над юным героем. Они послали ему в помощь прорицатели Полиида, который подсказал, что для обуздания Пегаса ему понадобится золотая уздечка. А спустя какое-то время, к Беллерофонту во сне явилась Афина, которая показала юному герою, где нужно искать уздечку и когда именно ему нужно поджидать Пегаса.
Рекомендуем по теме
Беллерофонт последовал наставлениям прорицателя и Афины, нашел золотую уздечку и-таки сумел оседлать и укротить крылатого Пегаса. Оставалось дело за малым. Верхом на Пегасе Беллерофонт отправился в Ликийские горы. Он нашел пещеру, в которой жила Химера. Но мудрый юноша не полез в неизвестность, а просто дождался, пока Химера выползет на очередную охоту и расстрелял ее из лука.
Как не старалась Химера, а достать меткого лучника, парящего высоко над ней, она не могла. Даже огонь ей не помогал. Долго длилась их битва. В конце концов Химера не выдержала, и после очередной стрелы она упала замертво. Сам же Беллерофонт погрузил ее на Пегаса и отправился доставлять ее тело Иобату, дабы подтвердить выполнение подвига.
На этом и завершилась судьба Химеры. Беллерофонта в жизни ждало еще очень много различных приключений, но об этом мы вам расскажем в другой раз, а пока вернемся к таинственному существу.
Легенды о Химере
Дух Химеры
На самом деле, Химера не всегда считалась злым существом. Даже несмотря на свои проделки в Ликии. После смерти Химера вообще стала отождествляться с духом, который отвечал за семейное счастье и за порядок в доме. Собственно, дух Химеры приобрел значение стража порядка. Нередко им пугали тех, кто тем или иным образом провинился. Более того, современные раскопки показали, что нередко на домах изображалась картинка с Химерой, которая и должна была охранять дом от невзгод. По сути, Химера стала выполнять обязанности, схожие с обязанностями славянских домовых.
Химера в биологии
Не многие знают, но именно мифологический образ Химеры перекочевал в биологию. Так, например, в наши дни Химерой называется организм, который состоит из генетически разнородных клеток. Этот термин появился более, чем 100 лет назад, когда ученым впервые удалось вырастить скрещенное растение. Это сейчас является обыденностью, а тогда это было большим прорывом. При этом, растение-химера является самым обыкновенным и ничем не отличается от других, и уж тем более не относится к своему ужасающему прообразу.
Химера – мать Сфинкса
А вот еще один интересный момент из жизни Химеры. Считалось, что ужасный Сфинск является ребенком Химеры и Орфа. Об этом существе и различных теориях, связанных с ним, мы подробно рассказывали в нашей статье о Сфинксе, поэтому сейчас только вкратце пробежимся по фактам. Как и в случае с Химерой, Сфинск явно досаждал людям. Но в отличие от матери, Сфинкс умел разговаривать и даже придумал изощренную пытку для людей, в виде загадки. Но молодой Эдип сумел ее разгадать, и чудище в ужасе бросилось в пропасть.
Химера в современном мире
История и мифология в значительной степени исказили образ существа, которое из божественного ребенка превратилось в ужасного чудовища. Тем не менее, на сегодня ничего сверхужасного в слове «химера» нету. Во многих отраслях используется профессиональный термин «химера». Например, в психологии, где термин обозначает смесь неких противоположностей.
Кроме того, данный термин часто использовался в компьютерных технологиях. Так, например, назывался один из стареньких вирусов, для прежних Windows.
Также Химера стала часто изображаться в искусстве. Правда, картины, рисунки и скульптуры, изображающие Химеру, были связаны с ее поражением Беллерофонту. Тем не менее, она все же сумела закрепиться в истории.
Ну и самые частые определения химер встречаются в биологии. Так называются растения и животные, объединяющие в себе несколько, казалось бы, несочетаемых видов.
На этом мы, пожалуй, закончим нашу статью. Надеемся, что вам было также интересно ее читать, как нам ее для вас делать. Всем удачи и до новых встреч.
Краткий справочник по химерологии: откуда взялись химеры и как их изображали с Античности до Нового времени
В Античности возникли почти все известные сегодня виды химер. Греки воображали людей с головами быков, лошадиными туловищами и козлиными ногами и смешивали воедино всех известных им животных. В Средневековье химеры становились аллегориями грехов и добродетелей, а художники придумывали странных существ для увеселения публики и в дидактических целях. В Новое время европейцы нашли гибридов у себя под боком: это были «монстры» — новорожденные с генетическими отклонениями. Историк Сергей Зотов, автор книг «Иконографический беспредел» и «История алхимии», рассказывает, как менялись представления о химерах с Античности до наших дней.
Содержание
1. Античность: вазописный каталог химер
Химерами называют фантастических монстров, составленных из частей тел реальных существ. Последние находки показывают, что в период возникновения абстрактного мышления эти образы уже присутствовали в человеческом сознании. Так, 44 тыс. лет назад, когда художественная культура только-только зарождалась, в пещерах Индонезии наши предки изображали гибридных созданий. Недавно ученые нашли в них наскальный рисунок, на котором охотники предстают в образе териантропных существ, то есть людей с чертами животных.
У одного из мужчин тело человека, но голова птицы, а у другого растет хвост. Следовательно, сознание древних людей уже на ранних этапах населяло химерами мифические миры.
Казалось бы, нет ничего проще — совместить, как в детской игрушке, части тел разных зверей, добавить голову одного животного к туловищу другого, пририсовать мужчине или женщине крылья или хвост. Но на протяжении веков человечество изобретало всё более изощренные образы химер — и не менее остроумные обоснования их появления.
Античная химерология, как несложно догадаться, в основном сводилась к визуализации мифических персонажей. К примеру, у древних греков (многочисленные египетские монструозные божества оказали слабое влияние на европейскую культуру, поэтому о них говорить не приходится) таких было хоть отбавляй. Даже само слово «химера» позаимствовано из мифа о странном существе, впервые упомянутом у Гомера.
Наряду с семейкой Химеры существовали другие гибриды — и целые народы, и отдельные создания, нередко полубожественного происхождения.
Сатиры — люди cо звериными ушами и хвостом, иногда также с копытами козла или коня, тщетно заигрывающие со своими спутницами — менадами. По облику с ними схожи силены.
Сирены, заманивающие голосами моряков на свой остров, изображались в виде птиц с человеческим ликом и женской грудью или крылатых дев.
Грифоны (грифы) — птицы с торсом собаки или льва (иногда с чертами рептилий), которые стерегут золото в далеких землях, населенных мифическими существами.
Гарпии — хищные, жестокие полуженщины-полуптицы, сёстры числом от двух до пяти, кравшие пищу у слепого царя Финея.
Кентавры — человеколошади обоих полов. Первоначально изображались в виде мужчины, к спине которого крепился круп кобылы, — своего рода гермафродита, одновременно обладающего мужскими человеческими и женскими лошадиными гениталиями.
Сфинкс — лев с головой человека, бычьим хвостом и орлиными крыльями, сестра или — в других версиях мифа — дочь Химеры, загадывающая загадки путникам и убивающая их за неверный ответ. После того как Эдип справился с ее головоломками, Сфинкс бросилась в бездну.
Скилла — монстр с торсом девушки и хвостом рыбы, а также хаотичным нагромождением собачьих пастей, растущих из тела. «Соседка» Харибды, чудища, олицетворяющего водоворот.
Минотавр — мужчина с бычьей головой, обитающий в специально построенном для него лабиринте. Имел особые гастрономические пристрастия — предпочитал лакомиться местной молодежью. Был зачат женой кносского царя Миноса от быка при помощи специального приспособления, которое делало ее похожей на корову. Убит героем Тесеем.
Протей — сын Посейдона, морское божество, состоящее из частей разных животных и способное принимать любой вид, в том числе превращаться в неживые предметы. Иными словами — идеальная химера.
Протея в древнегреческой вазописи изображали в его истинной форме, которую можно было увидеть, если поймать бога: с мужским торсом, щупальцами осьминога, заменявшими ноги, клешнями рака на месте ступней и тремя собаками, торчащими из промежности.
Форкий — еще один морской бог, повелевающий штормами. В разных версиях мифа отец почти всех химерических существ: горгон, сирен, Скиллы и самой Ехидны. Изображался с телом мужчины, усиками краба, клешнями рака, рыбьими хвостами вместо ног.
Тритон — сводный брат Протея, морской бог с рыбьим хвостом вместо нижней половины туловища или с плавниками дельфинов, заменяющими ноги.
Свита Тритона — многочисленные тритоны, похожие на своего божественного отца или на кентавров с рыбьими хвостами (ихтиокентавры); иногда — гибриды с чертами разных морских гадов. Их спутницы нереиды — нимфы, тоже с рыбьими хвостами. Окружают этих существ многочисленные фантастические водоплавающие животные — например, быки-дельфины или гиппокампы (морские лошади).
Некоторые гибриды иллюстрировали эпизоды из мифов о чудесных метаморфозах — например, о похищении Диониса тирренскими пиратами. Чтобы освободиться, божество превратило вёсла их корабля в змей, а самих разбойников — в дельфинов. На вазах запечатлен именно момент их трансформации, а не постоянный облик, как в случае с химерами. Подобный прием художники использовали и при изображении Актеона — охотника, которого богиня Артемида сделала оленем в отместку за то, что он подглядывал за ней голой, — а также других героев с похожими историями.
Список монстров из греческих мифов можно продолжать еще долго.
Это и гиппалектрион — конь на петушиных ногах, и мантикора — лев с хвостом скорпиона и человеческим лицом, упоминаемый еще Аристотелем, и многие другие диковинные создания.
Кроме того, некоторые нехимерические монстры, такие как Цербер или Лернейская гидра, порой тоже «обзаводились» чужеродными частями тела. Например, у инфернального пса, охраняющего вход в царство мертвых, в вазописи изредка появлялись змеиные пасти вместо шерсти или хвоста, а одну из трех собачьих морд иногда заменяла львиная.
Наконец, греки описывали и изображали не только мифических химер (в существование которых до некоторой степени всё-таки верили), но и придуманных исключительно в юмористических целях гибридов. Ими могли быть фаллические монстры — нелепые создания вроде крылатых пенисов с глазами или членоконей.
2. Эллинизм и Древний Рим: гибридизация богов
В космополитичном Древнем Риме с его обширными завоеванными территориями, где отношение к другим религиям в целом было доброжелательным, наряду с изображениями апеннинских и пелопоннесских химер появляются и восточные персонажи такого типа. Столкнувшись, две визуальные перенасыщенные гибридами культуры — греческая и египетская — произвели на свет немало обскурно выглядящих бастардов. Это, в первую очередь, синкретические божества, такие как собакоголовый Германубис или змеечеловек Серапис, появившиеся во время римского владычества в Северной Африке. С хвостами рептилий в эллинистический период стали изображать Диониса, Анубиса, Исиду, Осириса и Агатодемона.
Поздняя Античность буквально кишела подобными созданиями — появлялись всё новые воплощения старых богов. И вот змея и лев, сливаясь воедино, порождали образ Асклепия-Гликона, а на (полу)драгоценных камнях с резьбой, геммах, изображались акефал, воин с семью змеиными пастями, существо с гадами вместо ног и головой петуха, льва или антилопы, ослоглавец, человек с надписью, заменяющей лицо, змей с львиной мордой.
Одно из самых популярных синкретических божеств, повелитель времени Абрасакс был змееногим монстром с мужским торсом и головой петуха. Эона изображали с орлиными крыльями, бог солнца Хнубис обладал телом змеи, и оба они имели львиные головы
Также множество гибридов человека и животных описано в римском бестселлере, Овидиевых «Метаморфозах», невероятно популярных и в Античности, и в средневековой Европе. Все эти образы лягут в основу настоящего химерологического ренессанса, который случится спустя несколько веков на Западе.
3. Средние века: фантастические расы и маргиналии
Многообразие античных и эллинистических гибридных монстров и божеств оказало огромное влияние на средневековую европейскую культуру. Переоткрыв Овидия, христиане знакомятся с «языческой Библией» и становятся буквально одержимы всё новыми и новыми изображениями химер, которые художники рисовали на полях рукописей с произведением римского поэта. Почти все перечисленные выше фантастические создания: гарпии, сирены, грифоны, кентавры, гибриды разных видов — попадают на страницы иллюминированных манускриптов и в декор храмов, становятся частыми гостями не только в бестиариях, но и на церковной службе, молчаливо взирая на прихожан с потолочных фресок, мозаичных полов и капителей.
Многие античные сюжеты развиваются, и художники начинают изображать то, что грекам и римлянам не приходило в голову, — к примеру, моменты превращения Арахны в паучиху (наказание заносчивой ткачихи за то, что вступила в спор с Афиной), Миниад — в летучих мышей (не почитали Диониса) или Дафны — в лавровое дерево (дабы не уступать напору страстно влюбленного в нее Аполлона).
Многие персонажи Библии в том виде, в каком их подчас изображали в Средневековье, тоже заслуживают места в бестиарии. Ангелов-тетраморфов могли представлять как гибридов быка, орла, льва и человека, а святого Моисея рисовали с бараньими рогами.
У демонов и даже у самого Сатаны зачастую вырастали множество лиц в ненужных местах, змеиные хвосты, дополнительные звериные головы, а также перья, перепонки, клешни и другие части тела, которых нет у крылатых антропоморфов, если верить скупым описаниям в Библии.
Святой Христофор в православной традиции (а один раз и в западной) появлялся в виде псоглавца, а в житии святого Антония упоминается, что отшельник встречался с сатиром (часто изображался в виде кентавра), тоже верующим в Спасителя.
В бестиариях описывался «морской монах» — рыбоподобное существо с тонзурой. Химеры проникли и в христианскую иконографию, и даже если эти образы были светскими, то всё равно так или иначе соприкасались с религией.
В Средневековье огромную популярность имели итинерарии — путеводители для пилигримов по Иерусалиму, Риму, дороге святого Иакова и другим паломническим местам. Интересно, что почти никто не использовал эти книги по назначению — люди с большим удовольствием отправлялись в виртуальные туры, поскольку реальные были сопряжены с болезнями, грабежом, денежными тратами и дорожными тяготами.
В позднем Средневековье наряду с паломническими маршрутами появляются описания экзотических вояжей на край земли. Одна из самых популярных книг этого жанра, «Приключение сэра Джона Мандевиля» (XIV век), содержала рассказ о невероятно долгом, по тем временам почти кругосветном путешествии, в котором едва ли не каждая деталь фантастична. Разумеется, на страницах подобных тревелогов нашлось место и для невероятных химерических созданий. В фантастических романах такого рода задействован весь арсенал тогдашних энциклопедий, где наряду с реальными животными и существами, которых изображали еще древние греки, присутствовали и гибриды, нарисованные в Средние века на основе рассказов античных историков Плиния и Геродота.
Среди этих монструозных «народов», проживающих, как правило, где-то на востоке, были псоглавцы, фавны, русалки, иоподы — прямоходящие люди с лошадиными копытами.
Остальные же представляли собой не химер в строгом смысле слова, а скорее пересобранных из всё тех же частей тела людей. Одни, панотии, обладали невероятно длинными ушами, у других, блемиев, лицо было смещено на грудь, у третьих имелась гигантская нога, защищающая их от света солнца. Такие гибриды задают новую тенденцию, которая отличает средневековых монстров от античных. Хотя в Греции и придумали этих существ (как и циклопов и гекатонхейров), их всё же не изображали, а главным был мотив смешения животной и человеческой природы. Возможно, причина в том, что средневековое мышление стало более антропоцентричным, а связь людей с природой, наоборот, ослабла. Главное место в фантазиях человека теперь занимает человек, без его комбинаций с другими существами.
Изменилось и восприятие животных: в Средневековье они уже не были пугающим Чужим и относились к ним в первую очередь потребительски. Об этом, в частности, свидетельствует сама «конструкция» гибридов.
К примеру, в европейских бестиариях рассказывается о бернакельских гусях, растущих на дереве, а следовательно, их официально разрешалось есть в пост, поскольку они были не мясной природы.
Христианские богословы начинают использовать политеистическое наследие и новые мифы о едва ли цивилизованных существах в своих целях и делают гибридов символами порока. Они появляются в теологической литературе, проповедях и даже населяют храмы, где порой выстраивались целые композиции, каталогизирующие всех известных человечеству химер. Заводится «нечисть» и в домах — как богатых горожан, так и каноников.
Кого там только не было: рыбы с бивнями; ящерицы с человеческой головой вместо хвоста; олени, коты или слоны с рыбьим туловищем; вполне традиционные русалки и водолеи; «новые» гибриды — блемии, скиаподы, женщины с грудями на спине или люди с ногами, переходящими сразу в лицо.
Чаще всего таких монстров было семь — по числу смертных грехов. Но иногда — гораздо больше, ведь наравне с изображенными рядом зверями и растениями гибриды демонстрировали полноту замысла Творца, создавшего этих существ, чтобы человек мог познавать их, радуясь природной гармонии (и тому, что сам на них не похож).
На полях рукописей и деревянных мизерикордиях, а изредка и на фресках художники не только рисовали известных античных и новых, средневековых химер, но и создавали на ходу своих собственных. Такие изображения, называемые дролери или гротесками, в отличие от традиционных гибридов, строятся вне какой бы то ни было анатомической или биологической логики. У лошади с перепонками на лапах может появиться хвост-растение, а из улитки вместо моллюска вылезает путник с посохом. Рыба встает на ноги, волынка с человеческим лицом и рогами играет на флейте, а конь и вовсе скручивается в орнаментальный завиток.
Эти маргинальные гибриды совмещают в себе звериное и людское, животное и растительное, одушевленное и неодушевленное, натуралистическое и абстрактное, буквальное и аллегорическое, дидактическое и развлекательное. Они иллюстрируют интересовавшие людей еще со времен Аристотеля отношения между разными мирами. Бесконечные метаморфозы, подкрепленные вышеописанными изобразительными традициями, быстро сами стали чем-то вроде визуального канона, которому художники следовали на протяжении всего Средневековья и в последующую эпоху.
Маргиналии, как и следует из их названия, располагались по краям рукописи и часто сюжетно соотносились с основной иллюстрацией.
Сцену Благовещения пародирует павлин с женским лицом — существо, будто бы представляющее сплавившихся воедино Богоматерь и ангела.
Рядом с мандорлой Христа парит птица о двух головах, одна из которых человеческая и украшена нимбом. Авторы подобных шалостей едва ли хотели оскорбить веру — скорее у них была цель развлечь подуставшего читателя. В маргиналиях он мог в полуигровой форме черпать новые смыслы и идеи, искать и разгадывать спрятанные там отсылки.
4. Новое время: гибриды-аллегории и монстры-предзнаменования
В позднем Средневековье растет интерес к эмблематичности, аллегориям, шифровкам и тайным знакам. Так появляется особый тип химер, которые представляют собой набор символов, доступных посвященным. К примеру, можно сразу не понять, что крылатый человек с волком и ослом, растущими из лона, с птичьей лапой и ногой-драконом — это аллегория семи смертных грехов, а каждая деталь отсылает к одному из них. На другом рисунке, проникнутом тем же смыслом, мы видим вооруженного дубиной кентавра с головой оленя.
Конечно, химеры служили аллегориями не только грехов. Таким же образом — с помощью многосоставного гибрида — могли изобразить храбрость рыцаря. Этот диковинный мечник буквально обладал зоркостью сокола, сердцем льва и скоростью оленя. На похожем печатном изображении, датированном 1525 годом, мы видим олицетворение мудрой женщины. Вместо ног у нее лошадиные копыта (она твердо стоит на своем!), вместо пояса — змея (чтобы отпугивать ненужных мужчин), замок на губах (никаких пустых разговоров!), в зеркале отражается распятие, а не лицо (признак долгих духовных упражнений, противопоставляемых стремлению к красоте).
Среди прочего аллегорические гибриды помогали читателю лучше запомнить необходимый смысл — благодаря необычному сюжету и сочетанию определенных символов. В конце XV века появилась целая книга, построенная на этом принципе, — «Искусство запоминания по фигурам евангелистов».
Каждое из четырех сочинений изображалось в виде символа его автора. Например, у орла Иоанна на груди могли вырастать целующиеся любовники — отсылка к одному из высказываний Христа о прелюбодеянии, а три головы обозначали Троицу.
Каждая деталь в облике гибрида символизировала ту или иную строку из Библии.
Лучшие умы Нового времени, подражая Цицерону, начинают, как и он, толковать аллегории, будто бы скрытых в химерах Самим Богом. Веря, что Господь оставил в тексте Священного Писания намеки и подсказки, люди пытались разгадать загадку внешнего облика «монстра» — уродливого существа, которое выступало в роли знамения, — а за ней увидеть пророчество.
Появление на берегу Тибра трупа некоего чудища с головой осла и телом женщины в 1496 году вызвало целый град толкований. Лютер и его соратник Меланхтон спустя тридцать лет трактовали случившееся как предзнаменование падения папства и нарекли монстра ослопапой. Каждая часть тела гибрида (слоновая рука, нога с бычьим копытом, когти грифона, рыбья чешуя и т. д.) подверглась кропотливому герменевтическому исследованию и получила символическое значение.
Похожим образом был истолкован и «монах-теленок», найденный в 1523 году во Фрайберге. Его изуродованное тельце отдаленно напоминало католического монаха в характерном капюшоне, а потому «знающие люди» объявили, что монстр обозначает искажения лютеранства и ниспослан напомнить людям об опасностях отступления от истинной религии.
В 1543 году в Кракове родился необычный младенец: из его груди росли обезьяньи головы, над пупком были глаза кошки, а на конечностях — собачьи морды. Согласно преданию, перед смертью он произнес: «Господь грядет». Рассказавший эту историю французский автор даже не удосужился привести ее интерпретацию, ведь за него апокалипсис предрек сам монстр.
Рождение таких существ часто считали наказанием за неправильное поведение матери. По Аристотелю, к которому внимательно прислушивались европейцы в Средневековье и Новое время, женщина в определенном смысле сама есть аномалия, отступление от нормы, искаженная версия единственного совершенного существа — мужчины. Поэтому, если во время беременности женское семя побеждало мужское, на свет могла появиться девочка — «монстр». Более того, античные мыслители, чьи труды переработали для христианских нужд Отцы Церкви, считали, что через взгляд, который представлялся как некий луч энергии, исходящий из зрачка и «ощупывающий» окружающий мир, в человека могли проникать посторонние увиденные им сущности. С помощью этой теории в Европе спустя много веков объясняли явление сглаза, а позднее и возникновение монстров.
Ведь если во время беременности женщина тайно желала чего-то постыдного, «неправильного» (например, чужого мужа или отставки неугодного ей политического деятеля) либо просто смотрела на нечто «ошибочное» и «уродливое»: нищих калек, казнь преступника, некрасивых людей или даже изображения монстров, — ее глаза, как бы вбирая все эти образы, могли передать их внутрь плода, который и сам уподоблялся им.
Монстр, таким образом, был своего рода текстом заповедных желаний матери и летописью ее визуальных впечатлений.
В середине XVI столетия появился целый жанр книг о чудесных гибридах. В одних показывали только странных монстров и толковали эти образы, а в других к ним присовокупляли вообще всех известных в то время фантастических существ — античных и средневековых — и не пытались искать тайные знаки.
В XVII–XVIII веках увлечение диковинными гибридами постепенно сходит на нет, но затем перерождается в научный интерес, объектом которого становятся патологии плода. Исследователи собирали целые кунсткамеры странных существ, пытаясь зафиксировать причуды природы и разобраться в причинах, — желание, мало чем отличающееся от попыток мыслителей прошлого разглядеть в монстрах Божественные намеки.
В современной культуре наша любовь к созданию химер вылилась в новые формы. Криптозоологи до сих пор ищут рогатых зайцев, а ученые назвали в честь мифических гибридов множество видов реально существующих животных. В XIX веке появились игральные карты, с помощью которых можно было сконструировать несколько сотен различных монстров, собирая их половинками. Химеры массово появляются в современном кино, а в видеоиграх на них и вовсе часто держится сюжет. К примеру, среди персонажей любимых в России Heroes 3 есть несколько десятков гибридов: античные Цербер, кентавр, гарпия, Пегас, мантикора, Минотавр, Медуза, единорог, грифон, катоблепас (под именем «горгона»). Массовая культура всячески помогает человеческому мозгу, постоянно ищущему новые комбинации форм, удовлетворить эту его странную потребность.