что такое harm в табулатуре
Способы игры >Гармоника — натуральный флажолет
В гитарной музыке существует два вида гармоники: натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты проще, поэтому мы начнем именно с них.
Наиболее распространенной гармоникой является октава, которая получается, если разделить струну на две равные части; две половины струны в этом случае звучат как две самостоятельные единицы, а точка гармоники (называемая узлом) служит между ними мостиком или точкой неподвижности.
Чтобы взять октавную гармонику, другими словами натуральный флажолет, который бы делал звучание ноты на октаву выше, прикоснитесь любым пальцем левой руки к шестой струне точно над двенадцатым ладом (являющимся узловой точкой этой гармоники), но не прижимайте струну к грифу. Затем дерните струну, продолжая удерживать на ней палец левой руки, и поднимите его, давая ноте зазвучать.
В данном случае это будет нота Е (ми) на одну октаву выше открытой струны. (Учтите, что гармоника звучит наиболее чисто, когда правая рука располагается ближе, чем обычно, к подставке.)
Гармоники, получаемые на других ладах — где струны делятся на неравные части и, соответственно, тона, — менее предсказуемы для непрофессионалов. Например, на пятой струне, играя «обычные» ноты на ладах пятом, седьмом, девятом и двенадцатом, мы получаем ноты D (ре), Е (ми), F# (фа-диез) и А (ля) соответственно, а натуральные флажолеты на тех же ладах дадут ноты А (ля), Е (ми), С# (до-диез) и А (ля).
В партитурах флажолет традиционно обозначается нотами ромбовидной формы, а в гитарной нотации сопровождается римскими цифрами, указывающими лад. Впрочем, способы записи могут варьироваться: иногда это может быть нота на открытой струне с указанием, где найти требуемую гармонику на этой струне; иногда оговаривается, что играться должна нота в гармонике (которая, как мы убедились, не обязательно будет той йотой, что должна звучать); а иногда указывается непосредственно требуемая нота.
Последний способ представляется наиболее разумным — во избежание какой бы то ни было путаницы вам указывают ноту, которая должна звучать, вместе с позицией и номером струны. В этом случае вы, кроме того, не теряете визуального контакта с нотной записью исполняемого произведения.
Также в партитурах часто можно встретить сокращенное обозначение самого слова «гармоника», такое как «harm» или «arm» (от итальянского «armonico»), стоящее над нотой. Иногда оно может сопровождаться такими комментариями как «nat» или «art» означающими натуральную или искусственную гармонику соответственно.
На иллюстрации ниже показаны ноты естественной гармоники на шестой струне в описанной выше нотации. Обратите внимание на порядок интервалов над открытой струной: октава, октава + чистая квинта (двенадцатая — дуодецима), две октавы (пятнадцатая), две октавы + большая терция (семнадцатая), две октавы + чистая квинта.
Эта последовательность интервалов (плюс более высокие, не воспринимаемые человеческим ухом) называется гармоническим рядом и является природным явлением, присущим всем звукам, как музыкальным, так и любым другим.
Такой порядок интервалов является одинаковым на всех струнах относительно определенной ноты открытой струны (и называется основной, или первой, гармоникой).
Теперь вы узнали про натуральный флажолеты. Если же у Вас остались вопросы или есть, что дополнить, пишите в комментариях ниже.
Очень люблю использовать в различных композициях гармоники. Они действительно дают какие-то особенные, завораживающие звуки, которые придают композиции живости.
Очень оригинальные советы. Эти звуки могут украсить любую композицию! Также, это очень легко воспроизводить, я в восторге!
Как читать табы обозначения и знаки
Хаммер-он (Hammer On)
На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.
В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.
В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.
В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.
На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.
В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.
И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.
На письме вибрато обозначается символами Х или
возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.
Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.
Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.
Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.
Нота призрак (Ghost Note)
Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.
Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.
Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.
Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.
Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.
Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.
Такты также нумеруются в начале каждого нового.
Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.
Программа для табулатур
Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.
Советы и рекомендации
Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.
Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.
Что такое табулатура для гитары
Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.
Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.
Виды табулатур
Интернет запись
Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.
Запись через редактор табулатур
Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.
Как пользоваться табами новичку
Обозначение боя
Перебор или арпеджио
Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.
Обозначение аккордов
Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.
Мелодия
Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.
Как читать табы обозначения и знаки
Хаммер-он (Hammer On)
На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.
В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.
Пулл-офф (Pull Off)
В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.
В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.
На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.
В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.
Слайд (Slide)
И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.
Вибрато (Vibrato )
На письме вибрато обозначается символами Х или
возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.
Let Ring
Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.
Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.
Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.
Нота призрак (Ghost Note)
Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.
Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.
Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
Каподастр (Capo)
Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.
Тэппинг (Tapping)
Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.
Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
Размер
Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.
Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.
Нумерация тактов
Такты также нумеруются в начале каждого нового.
Строй гитары
Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.
Программа для табулатур
Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.
Советы и рекомендации
Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.
Как научиться играть на гитаре? Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре.
Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!
Другие материалы из серии:
Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре
Естественно, освоив в совершенстве представленные в прошлом уроке упражнения вы не станете звучать, как крутые и известные музыканты. Ваш стиль игры останется слишком блеклым, серым и неинтересным – прочитав данный материал, вы узнаете, как разнообразить свои гитарные партии и как добавить в игру множество интереснейших приемов.
Баррэ (иногда пишут Барре)
Начнем с простого – если вы начали разучивать аккорды или играть свои любимые песни, то уже наверняка заочно знакомы с приемом баррэ. Заключается он в том, что один из пальцев левой руки зажимает не одну струну, а сразу несколько. Большим баррэ называется ситуация, когда зажимаются 5 или 6 струн, малым – от 2-х до 4-х.
С этим приемом у новичков возникает обычно больше всего проблем. Вот несколько советов, которые помогут освоить баррэ максимально быстро и добиться правильной постановки пальцев:
Легато (Pull-off и Hammer-on)
Техника легато применяется на многих музыкальных инструментах, а также в вокальном исполнении. Суть приема легато состоит в связном, плавном исполнении двух звуков, то есть отсутствие между ними паузы. Обозначается в общем случае дугообразной линией (см. фото ниже).
На гитаре разновидностями приема легато являются техники Pull-offи Hammer-on.
В случае с приемом Hammer-on вы извлекаете одну ноту медиатором, а вторую путем удара одного из пальцев по нужному ладу. То есть палец левой руки выступает этаким молоточком, который извлекает звук за счет удара по струне без щипка медиатором. В табулатуре обозначается просто дугой или дугой с буквой H.
Pull-off – обратное движение, то есть срыв ноты пальцем левой руки. Зажмите, например, указательным пальцем первую струну на 5 ладу, а безымянном – на 7. Сделайте щипок медиатором, после чего просто сорвите безымянный палец со струны – начнет звучать 5-й лад, при этом вам не понадобилось делать второе звукоизвлечение и переход между нотами получился более плавным.
Пример простейшего упражнения на легато на основе хроматической гаммы представлен. На каждой струне вы делаете только один, первый щипок медиатором – все остальное делают пальцы левой руки, либо ударяя по соседним ладам, либо срывая струну.
Быстрое попеременное чередование пуллов и хаммеров называется трель.
Флажолеты
Флажолет с точки зрения научного определения – это извлечение на струнных инструментах не основного тона, а звука-обертона. Название пошло от старофранцузского «flageolet», что значит маленькая флейта: звук флажолета на струнных немного похож на звучание флейты.
На данном этапе нас будут интересовать два вида флажолетов: натуральные и искусственные.
Натуральный флажолет получается, если вы не будете до конца прижимать струну, а лишь слегка коснетесь струны над ладовой пластиной 5, 7 или 12 лада. Почему именно эти лады? Потому что в точке расположения их ладовых пластин находится середина струны, ее треть или четверть. Обратите внимание, что нас интересует перегородка, которая разделяет необходимый лад с последующим, то есть флажолет на 12 ладу извлекается над пластиной между 12 и 13 ладом и т.д. Обозначается в табулатурах или в нотной записи натуральный флажолет через сокращение Harm. или H.M.
Главное отличие искусственного флажолета состоит в том, что он извлекается при зажатой на определенном ладу струне. Техника извлечения искусственного флажолета на акустической и электрогитаре отличается:
Palm—Muting
Это техника глушения струн ребром правой руки в районе бриджа. Позволяет сделать звук более глухим и уменьшить сустейн (длину звучания ноты). Традиционно используется как на акустических инструментах для получения эффекта пиццикато, так и на электрогитаре во многих разновидностях метала. Главное в технике palm muting – это добиться в меру приглушенного, но разборчивого звучания.
Обозначается в табулатуре и нотации как p.m.
Бенды и вибрато
Данные приемы помогают сделать игру на гитаре более плавной, добавить в нее характера и певучести.
Бенд – это подтяжка струны до определенной высоты. Чаще всего в рок-музыке встречаются бенды на полтона и целый тон, реже на полтора тона. В джазовой музыке и блюзе также можно встретить подтяжки на четверть тона. Несколько советов о том, как освоить данные приемы:
Вибрато – это серия микробендов и возвратов к основному тону, благодаря которым нота начинает звучать не ровно, а более певуче.
Обратите внимание, что на электрогитаре и на акустических гитарах вибрато чаще всего делается путем покачивания струны вверх-вниз с помощью покачивания кисти левой руки. На классических же инструментах вибрато обычно делается с помощью продавливания струны вглубь между ладовыми пластинами.
Слайд (глиссандо)
Глиссандо – это прием, который заключается в плавном переходе от одной ноты к другой через все звуки, расположенные между ними. Слайд – разновидность глиссандо, которая используется на гитарах. Суть очень проста – извлекаем одну ноту медиатором, после чего двигаемся к следующие не снимая пальца со струны. Таким образом мы плавно переходим от одной ноты к другой через звучание всех ладов между первой и последней нотой. Восходящий слайд (от более низкой ноты к более высокой) обозначается линией со слегка приподнятым правым концом, нисходящий – такой же линией, но со слегка опущенным вниз правым кончиком.
Теппинг
Достаточно сложная техника, осваивать которую следует тогда, когда вы уже уверенно чувствуете свой инструмент и неплохо освоили основной арсенал приемов, приведенных выше.
Теппинг – это техника извлечения звуков на гитаре без щипков медиатором, а с помощью постукиваний по струне на определенных ладах и в сочетании с приемами легато. Обозначается в табулатурах буквой «т» над тепируемой нотой.
Изучить данный прием вам помогут упражнения, представленные ниже.
И, наконец, несколько советов по изучению теппинга: