К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. После стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «первопроходца», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Nazareth, AC/DC, Uriah Heep, Queen, UFO, Grand Funk Railroad, Scorpions и многие другие.
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хеви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, хард-н-хеви
В 1980-х годах на стыке хард-рока и хеви-метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хеви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Whitesnake бывшего вокалиста Deep Purple Дэвида Ковердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (Aerosmith, AC/DC, Judas Priest). Параллельно развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке (трэш-метал, спид-метал и другие).
Особенности жанра
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился новый метод усиления гитары, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт для группы с оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счет специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции (см. Звучание и инструменты).
Содержание
История развития
Истоки
В музыкальном отношении, «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами, в числе которых The Kinks, The Rolling Stones, The Yardbirds, The Who и виртуозным рок-гитаристом Джими Хендриксом. Элементы хард-рока присутсвуют в таких известных композициях как «You Really Got Me» (The Kinks) и «White Room» (Cream). Песня «You Really Got Me» считается первой, в которой используется техника риффов, что является характерной чертой хард-рокового звучания.
Расцвет, начало 1970-х
К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. Вслед за ними стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «классиков», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Uriah Heep, AC/DC, Grand Funk Railroad и многие другие.
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хэви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, хард-н-хэви
В 1980-х годах, на стыке хард-рока и хэви метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хэви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Van Halen ), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Deep Purple Дэвида Кавердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (AC/DC, Judas Priest, трэш-метал, спид-метал и другие).
Особенности жанра
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу, и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился метод звукоизвлечения, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт Для Группы С Оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Одним их основных мелодических приёмов становится техника риффов — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, в следствие этого, заезженный рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы — «Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath.
ХАРД РОК (Hard Rock) (буквально «жесткий рок»), направление в рок-музыке. В наиболее чистом виде оформилось в начале 1970-х. Столпами хард-рока считаются такие группы, как «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Блэк Саббат», «Юрайя Хип» (Uriah Heep), «Бэд Компани» (Bad Company), хотя творчество вышеперечисленных коллективов слишком многогранно для однозначной формулировки. Однако в общем виде именно эти группы, как наиболее яркие имена того периода, представляют классический хард-рок. В дальнейшем хард-рок перестал быть отчетливым стилем, превратившись, с одной стороны, либо в весьма общее понятие (так, по большому счету, к хард-року могут быть отнесены даже такие принципиально далекие работы, как альбом Красный (Red ) группы «Кинг Кримзон» (King Crimson) и альбом Аппетит к разрушению (Appetite for Destruction) группы «Ганз-н-Роузис» (Guns’n’Roses), либо в один из элементов других разновидностей рока: панк-рока, гранджа и др.
Отличительной чертой хард-рока является жесткое и тяжелое звучание, достигаемое за счет «перегруженного» (эффект overdrive/«овердрайв») или «искаженного» (эффект distortion/«дисторшн») звука гитары, а также иногда клавишных и бас-гитары. Ритм-секция звучит четко и акцентировано. Вокал в хард-роке также по преимуществу звучит напористо, ярко, часто даже форсированно (например, голос Роберта Планта (Robert Plant) в песне «Лед Зеппелин» Рок-н-ролл (Rock And Roll)).
Музыкальная основа хард-рока – рок-н-ролл и ритм-н-блюз, однако «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Юрайя Хип» и другие коллективы значительно обогатили его элементами европейской традиции: это и баллады, и органная музыка, и симфонический авангард. Еще одна важная черта хард-рока – гитарный рифф (riff), т.е. регулярно повторяющаяся выразительная мелодия. Характерные примеры риффов можно найти в песнях Полно любви (Whole Lotta Love, 1969) «Лед Зеппелин» и Дым над водой (Smoke On The Water, 1972) группы «Дип Пепл».
Хард-рок оформился и утвердился как стиль в 1970-х, однако сам термин появился в 1960-х, когда рок-группы начали использовать искаженный, утяжеленный звук гитар. Первый хит группы «Кинкс» (The Kinks) – Ты по-настоящему завладела мной (You Really Got Me, 1964) – уже практически настоящий хард-рок. Знаменитый рифф песни «Роллинг Стоунз» Я не могу получить удовлетворения (I Can’t Get No Satisfaction, 1965) также исполнялся на гитаре с искаженным жестким звуком. Это звучание достигалось либо перегрузкой лампового гитарного усилителя, либо при помощи «примочки» (гитарной приставки) «фузз-бокс» (fuzz-box). Другими общеизвестными примерами хард-рока 1960-х могут послужить песни «Битлз» Автор дешевых романов (Paperback Writer, 1966) и, конечно же, Беспорядок (Helter Skelter, 1968).
В середине 1960-х появилось еще одно направление в рок-музыке, получившее название «гаражный рок», так как местом репетиций групп были именно гаражи. Такие коллективы, как «Зомбиз» (The Zombies) или «Соникс» (The Sonics) увлекались жестким и грязным звуком, предвосхитив этим многие достижения хард- и панк-рока. Группой, совмещавшей в своей музыке «грязь» гаражного рока и пафос хард-рока, была английская группа «Стэк Уэдди» (Stack Waddy). Под определение «хард-рок» в свое время попадала группа «Дорз», чему в немалой степени способствовал весьма брутальный имидж лидера группы, Джима Моррисона (Jim Morrison).
Английская группа «Крим» (Cream), в которую входили такие виртуозные музыканты, как гитарист Эрик Клэптон (Eric Clapton), бас-гитарист Джек Брюс (Jack Bruce) и барабанщик Джинджер Бейкер (Ginger Baker), сделала немало для развития хард-рока. Наиболее известные композиции этой группы Солнечное сияние твоей любви (Sunshine of Your Love, 1967) и Белая комната (White Room, 1968). В конце 1960-х в Британии появились группы, сразу заявившие о себе новым тяжелым звучанием. Это и упоминавшиеся «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат» и др., пик популярности которых пришелся на первую половину 1970-х.
Американская хард-рок-сцена конца 1960-х была не менее яркой. Группа «Айрон Баттерфлай» (Iron Butterfly) выпустила в 1968 хит с загадочным названием Ин-А-Гадда-Да-Вида (In-A-Gadda-Da-Vida). Рифф этой песни – один из наиболее известных и цитируемых в хард-роке. Группа «Степпенвулф» (Steppenwolf) в том же 1968 записала еще один хард-рок-гимн – Рожденный быть свободным (Born To Be Wild).
Джими Хендрикс, гитарист, певец и композитор, за свою короткую жизнь и фактически четыре года интенсивной работы успел создать фантастически много. Множество оригинальных идей Хендрикса повлияло на рождение и развитие различных стилей, в том числе и хард-рок. Среди наиболее известных его «тяжелых» композиций – Пламя (Fire), Багровая дымка (Purple Haze), Рыжеволосая леди (Foxy Lady), Дитя вуду (Voodoo Chile).
Группа «Фри» (The Free) создала немало удачных хард-роковых композиций, среди которых наибольшую известность получила песня Все в порядке (All Right Now, 1969). В 1970-х на основе «Фри» образовалась другая знаменитая группа – «Бэд Компани». Тогда как «Айрон Баттерфляй», «Ванилла Фадж» (Vanilla Fudge), «Дип Пепл» работали над изысканными, усложненными композициями на основе хард-рока, такие группы, как «Студжиз» (Stooges) или «Эм Си Файв» (MC5) обратились к разработке самых базовых элементов этого направления: резкому, агрессивному звучанию и простым, но эффектным риффам.
Начало 1970-х было «золотой эрой» хард-рока. История самых крупных коллективов того времени – «Лед Зеппелин», «Дип Пепл» и других – это история хард-рока. Другие значительные хард-рок команды того периода – группы из Великобритании «Джуси Люси» (Juicy Lucy), «Назарет» (Nazareth), ирландская «Тин Лиззи» (Thin Lizzy), немецкие «ЮФО» (UFO) и «Скорпионз», швейцарский коллектив «Крокас» (Krokus) и такие американские группы, как «Грэнд Фанк Рэйлроуд» (Grand Funk Railroad), впоследствии сократившие свое название до «Грэнд Фанк», «Линерд Скинерд» (Lynyrd Skynyrd) и «Аэросмит».
В 1975 сенсацией стал альбом группы «Куин» (Queen) Ночь в опере (Night at the Opera). Как и многие другие коллективы того периода, «Рэйнбоу» (Rainbow), «Лед Зеппелин», «Куин» использовали хард-рок как фундамент для сложных и изящных музыкальных построений.
Со второй половины 1970-х хард-рок начал постепенно растворяться в новых стилях. В частности, элементы жесткого звучания перенял панк-рок (punk rock), который был особенно популярен в Британии. В США же позиции хард-рока оставились прочными гораздо более продолжительное время. В целом хард-рок в начале 1980-х был отодвинут на задний план другой разновидностью жесткой музыки, выросшей на его основе – «хэви метал» (heavy metal). Одной из немногих хард-рок-групп, имевших в тот период мировую популярность, были «Скорпионз», прославившиеся, в первую очередь, своими лирическими балладами: Всегда где-то (Always Somewhere), Все еще люблю тебя (Still Loving You) и др. В конце 1980-х хард-рок в коммерчески ориентированном виде присутствовал в музыке таких групп, как «Ганз-н-Роузис», «Мотли Крю» (Motley Crue), «Бон Джови» (Bon Jovi) и др. Одной из наиболее оригинальных групп того времени были «Блэк Кроуз» (Black Crows), возрождавшие стилистику конца 1960-х.
В 1990-х хард-рок существовал как составная часть таких стилей, как грандж, брит-поп, нью-метал, а в начале 21 в. проявился в более аутентичном виде в музыке коллективов «Строукс» (The Strokes), «Уайт Страйпс» (The White Stripes), «Вайнз» (The Vines).
Музыкальное направление Hard Rock: агрессивная рок-музыка из 60-х
Hard rock – субжанр агрессивной рок-музыки, обладающая множественным значением и определением. Появление музыкального направления датируется серединой 60-х и связывается с изменением блюзового, рок-н-ролльного звучания. Пик популярности приходится на 70-е с KISS, Black Sabbath, Led Zeppelin, Queen. Типичными инструментами для стилистики считаются электрогитары, бас-гитары, ударные и клавишные. Вокальные данные исполнителей обладают мощью и агрессивным началом.
Общее о хард-роке и история появления
Hard rock – форма рок-музыки, которая сопровождается агрессивным вокалом, применением ударных и электрической гитары с искажающим эффектом. Для создания ритма используются повторяющиеся риффы с различной сложностью. Ударные совмещаются с бас-гитарой, поддерживая ритмичности гитар. Вокал создается криком, воплями или фальцетом.
Понятие ввели в конце 60-х, хотя первые композиции в стиле хард-рок создавались раньше. Корни относятся к 50-м годам. Основой для стилистики стал рок-н-ролл и блюз, откуда перенимали риффы и ритм. Экспериментаторами и прародителями hard rock оказались Electric Blues, которые практиковали искажённые гитарные соло и силовые аккорды.
Появление и лучшие времена для Hard Rock (60-е)
В 60-е американские и британские исполнители блюза и рока начали изменять рок-н-ролл, добавляя усложнённые звуковые элементы с тяжёлыми гитарными риффами и напыщенной игрой на барабанах. Громкие вокальные партии подходили для такой манеры исполнения, создавая агрессивные мелодии.
Ранние проявления hard rock прослеживаются в работах Элмора Джеймса (Elmore James), Мадди Уотерса (Muddy Waters), Хоулин Вольфа (Howlin’ Wolf). В конце 60-х направление стало разделением в рок-культуре, ведь количество исполнителей резко возросло. После официального введения в оборот стилистики, в числе пионеров оказались Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), Cream и Jeff Beck Group.
Рост популярности музыкального направления сказывался на работах коллективов, не использующих подобного звучания. The Beatles в 1968 публикуют два альбома в стилистике хард-рок. В 70-х из вырождается хеви-метал, а первичным оказался Born to Be Wild от Steppenwolf. Появляется понятие прогрессивного рока.
Пик популярности и расширение влияния хард-рока (70-е)
В конце 60-х стиль перерождался и обретал новые очертания, а появление групп Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin оказали влияние на популярность стилистики. Коммерческий прорыв, миллионные продажи и образование новых коллективов. Rolling Stones использовали собственную эволюционную стилистику.
Идеальными композициями в стиле hard rock считаются Stairway to Heaven от Led Zeppelin, Smoke on the Water и Highway Star от Deep Purple. В 1975 появляются проекты Rainbow и Whitesnake, использующие звучание тяжёлого рока и синтезаторов. Среди прочих коллективов выделяют Bad Company, Nazareth, Queen, Aerosmith, Journey.
С ростом популярности disco, накалялось противоборство. Торжество носило прерывистый характер. Продажи и интересные мелодии сопровождались в каждом жанре музыки. Ближе к 80-м появляются первые группы в стиле панк-рок. The Ramones открывают второе дыхание для хард-рока.
Появление glam metal: смена культурных ориентиров (80-е)
В начале 80-х произошли серьёзные изменения в свете хард-рок активности. Умер Бон Скотт (Bon Scott) из AC/DC, не стало Джона Бонэма (John Bonham) из Led Zeppelin. В 1979 пропадает Black Sabbath, который разделяется надвое. Часть коллективов просто уходят от родного хард-рока, к поп-року (Queen, KISS).
В 1982 году всё больший интерес приобретают хард-метал группы, которые используют элементы панка. Metallica, Megadeth, Slayer и Anthrax этому подтверждение. К 1984 обретает популярность glam metal с живыми выступлениями и яркими образами. К середине 80-х появляются клипы, которые позволили восстановить успешность модернизированного хард-рока. К 1986 на сцену восходят Bon Jovi, Europe, Cinderella, Poison. Коммерческий успех и сохранение стилистики закрепилось за Whitesnake, Mötley Crüe, Guns N Roses. Последняя группа записала самый продаваемый альбом в стиле глэм-метал – Appetite for Destruction.
Гранж и британская поп культура (90-е)
Hard rock вошёл в 90-е доминирующей формой коммерческой музыки. Развитие и эволюция музыкального направления отслеживались на звучании известных и популярных групп. Появляются смежные субжанры альтернативный рок, гранж, britpop, первооткрывателями которых стала Nirvana. Ребята объединили элементы панка, хеви-метала, привязав их к лирическим темам. К мейнстриму хард-рока 90-х причисляется Pearl Jam, Soundgarden и Alice in Chains.
В Великобритании среди популярных бритпоп коллективов, которые использовали hard rock оказался дуэт Oasis. К середине 90-х уходят со сцены Cinderella, Whitesnake, Ratt из-за отсутствия коммерческого успеха и нежелания изменять стилистике. По-другому сложились дела у Poison и Mötley Crüe, которые решились на соответствие коммерческого развития рынка.
Современное становление субжанра hard rock (после 2000-х)
К концу 90-х интерес к музыкальному направлению хард-рок угасал. Популярные коллективы распадались, часто из-за ухода из жизни солистов или провала в коммерческом плане. На смену приходит pop rock, отличающийся мягкостью и спокойствием. Из культовых коллективов в стиле хард-рок выделяют Bon Jovi, AC/DC, Aerosmith. Возникают и новые группы, избравшие субжанр: Velvet Revolver, Audioslave, Nickelback. В музыкальной среде появился термин ретро-метал, характеризующий работы лучших творцов: Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC.