Что такое ханифы в исламе
Кто такие ханифы?
Ханиф — это человек, который верит в Единого Творца. До победы Ислама в Мекке господствовало идолопоклонничество. Но некоторые люди придерживались Единобожия, которому обучал пророк Ибрахим (мир ему). Его называли халилюллах за то, что его сердце было полно любви к Аллаху. Он — отец многих посланников Всевышнего, в том числе и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) По милости Аллаха Ибрахиму (мир ему) были ниспосланы 10 страниц Божественных откровений.
В Коране имя пророка Ибрахима (мир ему) упоминается в 90 раз в 25-ти сурах. В этих аятах записана похвала сему достойному человеку и все его имена. Одно из них — Ханиф, то есть восхваляющий Аллаха. Поэтому Единобожие, к которому призывал пророк Ибрахим (мир ему), было названо ханифством.
В переводе с арабского слово «ханиф» также подразумевает «муфаххит» — того, кто оставил заблуждения и идёт прямо к истине и справедливости, избегает ложных религий и верований на пути служения Аллаху. В Коране сказано: «Они говорят: «Будьте иудеями или христианами, тогда пойдёте истинным путём». Отвечай, [Мухаммад]: «Нет, [мы следуем] вере Ибрахима — ханифа, а он не был многобожником» (Сура «аль-Бакара», 2 / 135); «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом — мусульманином, и не был многобожником» (Сура «Али Имран», 3 / 67).
В период неверие ханифами называли людей, которые отвернулись от язычества, идолопоклонничества и подобных заблуждений. Они остались верными сторонниками учения пророка Ибрахима (мир ему) и поклонялись лишь Единому Аллаху. Наиболее известные личности среди них — Варака ибн Навфаль, Абдуллах ибн Джахш, Осман ибн Хувайрис, Зейд ибн Амр, Кусс ибн Саид. Ханифы считали неблаговидным поступком молитву, обращённую к бездушным, бессловесным, ни на что не годящимся идолам.
Благочестивый Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды жители Бальдаха пригласили Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к столу. Это случилось ещё до принятия им посланнической миссии. Расулюллаху предложили отведать мяса, но он вежливо отказался. Точно так же поступил и Зейд ибн Амр ибн Нуфайл. Он пояснил: «Я не ем мясо животных, принесённых в жертву идолам. Я могу кушать лишь мясо животных, принесённых в жертву Аллаху с упоминанием Его имени».
Зейд ибн Амр также порицал курайшитов, которые приносили животных в жертву идолам. Он так увещевал людей этого племени: «Овцу создал Аллах. Для неё Он послал дождь с небес и заставил травы расти на земле. Вы же приносите эту овцу в жертву без упоминания имени Аллаха!» (Бухари, «Манакыбу’ль Ансар», 24; «Забаих», 16).
В другом хадисе сказано: «Зейд ибн Амр, взяв в попутчики Вараку ибн Навфаля, отправился в Шам, чтобы узнать об истинной религии и стать её последователем. Там он повстречал иудейского учёного и попросил его рассказать о сути вероучения. Иудей ответил: «Ты не сможешь стать последователем нашей религии до тех пор, пока не получишь свою долю от гнева Аллаха».
Зейд сказал: «Я дошёл до этих краёв, гонимый гневом Аллаха, и ищу Его Милосердия. Я бы не хотел получить какой-нибудь горький урок, поэтому укажи мне другую религию!»
Но иудей заявил, что не знает никакой другой религии, кроме веры ханифов. Тогда Зейд попросил рассказать об этом, а учёный пояснил: «Это религия пророка Ибрахима. Он — не иудей и не христианин, и не поклонялся ничему и никому, кроме Аллаха».
После этой беседы Зейд повстречался с христианским учёным. Он спросил его о тех же вещах, что и иудейского богослова. И тот повторил слова иудея: «До тех пор, пока ты не получишь свою долю от проклятий Аллаха, ты не сможешь стать последователем нашей религии!»
Зейд же в ответ заявил, что сделает всё зависящее от него, чтобы никогда не получить горького урока от Аллаха, и опять попросил указать иную религию. И христианский учёный, как и иудей, поведал ему о вере ханифов. Зейд вышел от него и воскликнул: «О, мой Аллах! Призываю Тебя в свидетели! Я — на пути религии пророка Ибрахима (мир ему)» (Бухари «Манакыбу’ль-Ансар», 24).
Асма бинти Абу Бакр (да будет доволен её Аллах) рассказывала: «Я услышала, как Зейд ибн Амр, прислонившись спиной к Каабе, сказал: «Эй, община курайшитов! Клянусь Аллахом, никто из вас не придерживается религии Ибрахима (мир ему)».
Эти ханифы знали из предыдущих Священных Писаний о приближении времени Последнего Пророка. Они ждали его прихода. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так сказал о ханифе Вараке: «Я увидел его в самом центре Рая в шёлковых одеждах!» А Зейду он сообщил: «В Судный День ты будешь воскрешён как отдельная община и будешь в Раю между мною и Исой (мир ему)» (Хайсами, IX, 416).
По мнению многих мусульманских учёных, родители Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были мекканскими ханифами. Так как ханифство является исламским Единобожием, Всевышний повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) следовать религии Ибрахима (мир ему). Об этом сказано в Коране:
«Затем Мы внушили тебе посредством откровения [о, Мухаммад]: «Следуй за религией Ибрахима, ханифа, ведь он не был многобожником» (Сура «ан-Нахль», 16 / 123).
Поэтому понятие о вере ханифов используется при определении Ислама, а также этим словом называют каждого искренне верующего мусульманина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подчёркивал: «Я был послан с терпимой религией ханифов» (Ахмад, V, 266).
Ханифы: кто это такие?
В Священном Коране слово «ханиф» встречается 12 раз – десять раз в единственном числе и дважды во множественном числе. Значение этого слова всегда вызывало вопросы как у мусульманских богословов, так и у историков ислама. Есть различные точки зрения о происхождении и значении слова «ханиф»: из иврита, арабского, ассирийского и абиссинского языков.
Историк Масуди утверждает, что это арабизированное ассирийское слово и под ним подразумеваются саби (мандеи). Якуби использует это слово для обозначения филистимлян, против которых сражался пророк Дауд (а.с.) и заявляет, что они поклонялись звездам. В арабских словарях нет информации о происхождении этого слова, но мы понимаем, что корень слова («ханафа») означает «стремиться, обращаться к кому или чему-либо».
Пророка Ибрахима (а.с.) звали Ханиф, потому что он обратился в ислам, религию Аллаха, и покинул свой народ, который не хотел отказываться от поклонения идолам. Исходя из этого слово «ханиф» используется также для обозначения человека, который отказывается от того, что неправильно, и следует истинным путем, и это имя, используется для нации пророка Ибрахима (а.с.), которое в Священном Коране обозначено как «миллет-и Ибрахим». Таким образом ханиф – это человек, который избегает других религий и ложных богов, он обращается лишь к Аллаху, который является единственным Творцом и у Него нет сотоварищей.
В эпоху Джахилийи человека, посетившего Каабу, после обряда обрезания, называли ханифом. Это были некоторые отголоски тех традиций, которые остались от религии пророка Ибрахима (а.с.).
Как уже отмечалось вначале слово «ханиф» в Священном Коране упоминается 12 раз: в десяти местах в единственном числе как «ханиф» и в двух местах во множественном числе как «хунафа».
В девяти из этих двенадцати мест говорится, что религия ханифов отлична от многобожия и противоположна ей; в восьми местах оно используется для веры в пророка Ибрахим (а.с.); в одном из этих восьми мест используется слово «миллах», что означает религия, а в другом месте пророк Ибрахим (а.с.) называет себя ханифом.
С одной стороны, в Коране слово «ханиф» используется для того, чтобы указать, что это вера пророка Ибрахима (а.с.) и она противоположна многобожию; с другой стороны, подчеркивается, что пророк Ибрагим (а.с.) не был ни христианином, ни иудеем, и что Людям Писания было велено поклоняться Всевышнему как ханифам. Поэтому нет смысла искать религию ханифов в иудаизме или христианстве. Однако все они являются религиями единого Аллаха. В Священном Коране сказано следующее:
«О люди Писания! Почему вы спорите об Ибрахиме [был ли он иудеем или христианином], тогда как Таурат и Инджиль были ниспосланы уже после него. Неужели вы не понимаете [что ошибаетесь]? Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был ханифом – единобожником [который придерживался истинной веры и чистого таухида], мусульманином и не был язычником» (Алю Имран, 65, 67).
Таким образом, Коран утверждает, что вера ханифов существовала до иудаизма и христианства и связана с пророком Ибрахимом (а.с.). Вера ханифов является синонимом ислама и дин аль-кайим (твердо установленная религия), и указывает на религиозную группу среди арабов, которая не поклонялась идолам, верила в существование Единого Бога и поклонялась Ему. Они известны как «хунафа» или «анаф»; они сами заявляли, что не иудеи и не христиане, что они следуют пророку Ибрахиму (а.с.).
В одном повествовании, упомянутом Имамом Бухари, Зайд ибн Амр ибн Нуфайл отправился в Дамаск, чтобы найти истинную религию. Там он спросил еврейских и христианских ученых, с которыми встречался, об их религии, но не смог получить ожидаемого ответа.
Он спросил их, какую религию они бы ему посоветовали, и они посоветовали религию ханифов; они сказали, что это религия Ибрахима (а.с.), что он не был христианином или иудеем и поклонялся только Аллаху.
Можно сделать вывод, что религия ханифов включает в себя общие принципы всех пророков, а ислам – это религия, которая практикует эти принципы и что пророк Ибрахим передал людям ту же религию, что и Пророк (с.а.с.).
Хотя существуют разные взгляды на веру ханифов в эпоху Джахилийи, из приведенных выше повествований и объяснений следует, что это общее имя, данное людям, которые верили в Аллаха и сохраняли традиции, оставшиеся от религии пророка Ибрахима.
Кто такие ханифы?
Ханиф — это человек, который верит в Единого Творца. До победы Ислама в Мекке господствовало идолопоклонничество. Но некоторые люди придерживались Единобожия, которому обучал пророк Ибрахим (алейхиссалям). Его называли халилюллах за то, что его сердце было полно любви к Аллаху. Он — отец многих посланников Всевышнего, в том числе и Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) По милости Аллаха Ибрахиму (алейхиссалям) были ниспосланы 10 страниц Божественных откровений.
В Коране имя пророка Ибрахима (алейхиссалям) упоминается в 90 раз в 25-ти сурах. В этих аятах записана похвала сему достойному человеку и все его имена. Одно из них — Ханиф, то есть восхваляющий Аллаха. Поэтому Единобожие, к которому призывал пророк Ибрахим (алейхиссалям), было названо ханифством.
В переводе с арабского слово «ханиф» также подразумевает «муфаххит» — того, кто оставил заблуждения и идёт прямо к истине и справедливости, избегает ложных религий и верований на пути служения Аллаху. В Коране сказано: «Они говорят: «Будьте иудеями или христианами, тогда пойдёте истинным путём». Отвечай, [Мухаммад]: «Нет, [мы следуем] вере Ибрахима — ханифа, а он не был многобожником» (Сура «аль-Бакара», 2 / 135); «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом — мусульманином, и не был многобожником» (Сура «Али Имран», 3 / 67).
В период джахилии ханифами называли людей, которые отвернулись от язычества, идолопоклонничества и подобных заблуждений. Они остались верными сторонниками учения пророка Ибрахима (алейхиссалям) и поклонялись лишь Единому Аллаху. Наиболее известные личности среди них — Варака ибн Навфаль, Абдуллах ибн Джахш, Осман ибн Хувайрис, Зейд ибн Амр, Кусс ибн Саид. Ханифы считали неблаговидным поступком молитву, обращённую к бездушным, бессловесным, ни на что не годящимся идолам.
Благочестивый Умар (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды жители Бальдаха пригласили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) к столу. Это случилось ещё до принятия им посланнической миссии. Расулюллаху предложили отведать мяса, но он вежливо отказался. Точно так же поступил и Зейд ибн Амр ибн Нуфайл. Он пояснил: «Я не ем мясо животных, принесённых в жертву идолам. Я могу кушать лишь мясо животных, принесённых в жертву Аллаху с упоминанием Его имени».
Зейд ибн Амр также порицал курайшитов, которые приносили животных в жертву идолам. Он так увещевал людей этого племени: «Овцу создал Аллах. Для неё Он послал дождь с небес и заставил травы расти на земле. Вы же приносите эту овцу в жертву без упоминания имени Аллаха!» (Бухари, «Манакыбу’ль Ансар», 24; «Забаих», 16).
В другом хадисе сказано: «Зейд ибн Амр, взяв в попутчики Вараку ибн Навфаля, отправился в Шам, чтобы узнать об истинной религии и стать её последователем. Там он повстречал иудейского учёного и попросил его рассказать о сути вероучения. Иудей ответил: «Ты не сможешь стать последователем нашей религии до тех пор, пока не получишь свою долю от гнева Аллаха».
Зейд сказал: «Я дошёл до этих краёв, гонимый гневом Аллаха, и ищу Его Милосердия. Я бы не хотел получить какой-нибудь горький урок, поэтому укажи мне другую религию!»
Но иудей заявил, что не знает никакой другой религии, кроме веры ханифов. Тогда Зейд попросил рассказать об этом, а учёный пояснил: «Это религия пророка Ибрахима. Он — не иудей и не христианин, и не поклонялся ничему и никому, кроме Аллаха».
После этой беседы Зейд повстречался с христианским учёным. Он спросил его о тех же вещах, что и иудейского богослова. И тот повторил слова иудея: «До тех пор, пока ты не получишь свою долю от проклятий Аллаха, ты не сможешь стать последователем нашей религии!»
Зейд же в ответ заявил, что сделает всё зависящее от него, чтобы никогда не получить горького урока от Аллаха, и опять попросил указать иную религию. И христианский учёный, как и иудей, поведал ему о вере ханифов. Зейд вышел от него и воскликнул: «О, мой Аллах! Призываю Тебя в свидетели! Я — на пути религии пророка Ибрахима (алейхиссалям)» (Бухари «Манакыбу’ль-Ансар», 24).
Асма бинти Абу Бакр (радыяллаху анха) рассказывала: «Я услышала, как Зейд ибн Амр, прислонившись спиной к Каабе, сказал: «Эй, община курайшитов! Клянусь Аллахом, никто из вас не придерживается религии Ибрахима (алейхиссалям)».
Эти ханифы знали из предыдущих Священных Писаний о приближении времени Последнего Пророка. Они ждали его прихода. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал о ханифе Вараке: «Я увидел его в самом центре Рая в шёлковых одеждах!» А Зейду он сообщил: «В Судный День ты будешь воскрешён как отдельная община и будешь в Раю между мною и Исой (алейхиссалям)» (Хайсами, IX, 416).
По мнению многих мусульманских учёных, родители Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) были мекканскими ханифами. Так как ханифство является исламским Единобожием, Всевышний повелел Своему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) следовать религии Ибрахима (алейхиссалям). Об этом сказано в Коране: «Затем Мы внушили тебе посредством откровения [о, Мухаммад]: «Следуй за религией Ибрахима, ханифа, ведь он не был многобожником» (Сура «ан-Нахль», 16 / 123).
Поэтому понятие о вере ханифов используется при определении Ислама, а также этим словом называют каждого искренне верующего мусульманина. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Я был послан с терпимой религией ханифов» (Ахмад, V, 266).
Новые ханифы наших дней
Вокруг нас очень много людей, которые, вроде, не являются мусульманами, но при этом очень близки Исламу. Они зачастую не скрывают своих симпатий к мусульманам и исламской религии. Очень глубоко интересуются Исламом, высоко отзываются о строгом Единобожии нашей религии, с трепетом относятся к Корану. Но назвать себя мусульманами пока не решаются. Кто эти люди и откуда они берутся?
История мекканского ханифа
В один из дней, еще до начала посланнической миссии пророка Мухаммада (мир ему и благословение), мекканские язычники готовились к одному из своих праздников. Суетились мужчины в дорогих йеменских накидках, женщины и дети в роскошных одеждах.
Пастухи гнали в Мекку скот, украшенный разноцветными покрывалами и попонами, чтобы принести их в жертву рядом со своими идолами. Прислонившись спиной к стене Каабы, за ними наблюдал Зайд ибн Амру ибн Нуфайл.
К нему подскочил его дядя аль-Хаттаб, отец Умара ибн аль-Хаттаба, и ударил его по лицу со словами: «Да пропади ты пропадом! Мы выслушивали от тебя весь этот бред и терпели его. Однако теперь наше терпение истощилось». После этого он настроил против Зайда неразумных людей из своего племени, которые подвергли его долгим и тяжёлым мучениям.
Зайд был вынужден бежать из Мекки и скрываться на горе Хира. Аль-Хаттаб на этом не остановился и поручил группе курайшитской молодёжи следить за ним и не пускать в Мекку. Поэтому Зайду пришлось проникать в Мекку тайком.
Кто же был этот человек, который еще до начала миссии Ислама отвергал идолов, восставал против мерзостей язычества, призывал к Единобожию и скрывался от преследований язычников на горе Хира? Пока скажем, что он был не один. Таких, как Зайд в мекканском обществе было немало.
В тайне от курайшитов Зайд встречался с Варакой ибн Науфалом, Абдуллой ибн Джахшем, Усманом ибн аль-Харисом. Они вместе рассуждали по поводу той глубины заблуждений, в которые впали язычники-арабы.
Зайд убеждал своих соратников: «Клянусь Аллахом, вам следует уяснить, что у вашего народа нет ничего за душой. Они исказили религию Ибрахима и нарушили её заветы. Изберите же для себя религию, которую бы вы исповедовали, если вы хотите спастись».
Эти четыре человека решили обратиться к известным учёным из числа иудеев, христиан и последователей других верований, пытаясь найти у них истинную религию Ибрахима. В итоге своих поисков Варака ибн Науфал принял христианство. Абдулла ибн Джахш и Усман ибн аль-Хариса не смогли прийти ни к чему определённому.
Что же касается Зайда, то он, ознакомившись с иудаизмом и христианством, отказался от них, поскольку не нашёл того, чему можно доверять. После этого он в напряжённых поисках истины попал в Шам. Там он встретил одного монаха, владеющего знаниями Писаний. Выслушав Зайда, монах сказал ему:
— Я вижу, что тебе нужна религия Ибрахима, о мекканский брат. Не так ли?
Кто такие ханифы?
Данное повествование показывает нам, что еще до посланнической миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в Аравии и на Ближнем Востоке жило много людей, которые отвергали язычество и искали религию Единобожия. Их главным ориентиром была религия Ибрахима (мир ему), которая и являлась таковой религией Единобожия.
К моменту начала миссии Посланника Аллаха (мир ему и благословение), арабы отошли от этой религии, исказили ее догматы и впали в язычество. Однако по всему Ближнему Востоку существовало еще немало ее последователей, ревнителей и тех, кто хотел к ней вернуться. Именно эти люди и являлись ханифами
Слово «ханиф» является арабским и является общим названием доисламских приверженцев Единобожия, не являвшихся ни иудеями, ни христианами. Этот термин происходит от арабского корня «х-н-ф», который, беря свое начало от древнесирийского арамейского корня того же смысла, означает «склоняться»
Глагол «таханнафа», происходящий от этого же корня, означает «отворачиваться от поклонения идолам». Второй его смысл означает «быть обрезанным», как был обрезан и сам Ибрахим (мир ему). А производное от корня «х-н-ф» слово «ханифийя» означает религию чистого Единобожия, с которой и пришел Ибрахим (мир ему).
«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником (ханиф), мусульманином (муслим) и не был из числа многобожников» (Коран, 3:67). В этом аяте применительно к Ибрахиму (мир ему) Аллах последовательно применяет два слова «ханиф» и «муслим» (мусульманин).
А данный аят столь же четко и недвусмысленно указывает и на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), как на одного из ханифов: «Искренне обрати свой лик к религии единобожником (ханиф) и не будь одним из многобожников» (Коран, 10:105). Эти два аята указывают на единство религии Ибрахима (мир ему) и Мухаммада (мир ему и благословение).
История великого русского ханифа
Отсюда, мусульманские ученые определяли и применяли термин «ханиф» и производное от него слово «ханифийя» в двух смыслах. Первый – в качестве синонима Ислама, как окончательной версии исповедания Единобожия, ниспосланной Мухаммаду (мир ему и благословение). Второй – как обозначение естественного стремления и ориентации человека на чистое Единобожие, самым ярким, но далеко не единственным представителем которого был пророк Ибрахим (мир ему).
Что касается второго смысла слова «ханиф», то именно им нужно именовать людей, которые, не будучи еще знакомы с религией Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), исповедовали чистое Единобожие. Такими ханифами и были Зайд ибн Амру и его соратники, история которых была приведена выше.
Однако с пророческой миссией Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и с появлением Ислама, как последней версии исповедания Единобожия, история ханифов не прекратилась. На протяжении всех четырнадцати с лишним столетий с момента провозглашения Ислама, в самых разных уголках мира существовало огромное количество людей, не знакомых с Исламом, но стремившихся к Единобожию.
Имен большинства из них мы не знаем, о некоторых можем лишь догадываться. Взять, к примеру, Льва Толстого. Нельзя однозначно утверждать, что он принял Ислам. Нам не известно достоверно, произносил ли он шахаду, признавал ли все шесть столпов Имана, соблюдал ли обязательные предписания Ислама.
Нам известно лишь то, что он отверг христианское учение в искаженном изложении Церкви, отказался принять за истину нововведения и искажения апостолов Петра и Павла, искал достоверную позицию, взгляды и высказывания относительно Единобожия пророка Исы (Иисуса) (мир ему). Нам также известно, что он в одном из писем просил считать его «добрым магометанином».
Даже если из осторожности воздержаться от того, чтобы назвать его уверовавшим и практикующим мусульманином, то ханифом его можно считать смело. Поскольку люди, которые пока до конца не осознали, не постигли, не приняли религию Мухаммада (мир ему и благословение), но твердо придерживаются религии Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса) и других пророков (мир им всем) без искажений, и являются настоящими ханифами и единобожниками.
Ханифы наших дней
В наши дни таких ханифов вокруг нас появилось еще больше. Зачастую люди становятся ханифами в результате собственного духовного поиска. Это могут быть верующие христиане, иудеи или их священники, которые видят заблуждения и искажения собственных религий. Они не смиряются с этим и активно ищут настоящее Единобожие без языческих примесей.
Они стараются вернуться к корням своих религий, по крупицам выискивают достоверные предания, сохранившиеся от Исы (Иисуса), Мусы (Моисеся), Ибрахима (Авраама) (мир им всем). Некоторые из них в итоге своих поисков обнаруживают окончательную истину в Исламе и становятся полноценными мусульманами.
Но некоторые идут к окончательной истине долго, а некоторые довольствуются приверженностью чистому Единобожию предыдущих пророков (мир им всем). Кроме ищущих христиан и иудеев, к чистому Единобожию в результате своих духовных поисков могут приходить и ученые.
Очень велик процент стремящихся обрести Единобожие среди историков, культурологов, религиоведов и востоковедов, по причине того, что они в силу своих научных интересов интересуются вопросами веры и пророческой истории.
Стремятся к истине и ученые естественнонаучных специальностей – химики, физики, биологи, астрономы. Эти люди, встречающиеся с величием и мудростью природы вокруг нас, осознают, что все это великолепие не могло появиться случайно, что за всем этим мирозданием стоит Творец всего сущего.
Некоторые из них также приходят к Исламу. Но некоторым это не удается так скоро. Они довольствуются обретенным пониманием того, что Бог существует и что Он – Один и Един. Они могут называть его разными именами – Творец, Создатель, Демиург, Абсолют. Все эти имена в переводе на арабский язык полностью совпадают с эпитетами и атрибутами Всевышнего Аллаха.
Таким образом, суть дела такова, что подобные люди, обретшие истину в чистом Единобожии, вне всякого сомнения, являются единобожниками и ханифами. Более того, они являются нашими братьями по Единобожию, как ими являются Люди Писания, верующие в предыдущих пророков, но пока не принявшие окончательную версию исповедания Единобожия от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Наш же долг, как мусульман, по отношению к ним – помочь им обрести окончательную Истину и принять Ислам полностью. Поскольку Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком…» (Коран, 2:208).