Что такое хадак по бурятски
Хадаки – значение и символика в буддийских странах и республиках
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Хадаки – значение этого слова знакомо далеко не каждому. Так что же это такое?
Сегодня мы вместе узнаем, что означает хадак в буддизме, где он распространен, откуда и зачем пришел, а также – как правильно с ним обращаться и, главное, в каких случаях. Итак, вперед, навстречу знаниям!
Что это такое
Хадак – шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Этот предмет обладает сакральным смыслом в буддийской философии.
Его используют в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве как идеальный подарок или как предмет обряда. Он являет собой символ мира, добрых намерений, сострадания, пожелания счастья и процветания.
Его название может меняться от места к месту:
Для чего нужен
Этот уникальный презент можно преподнести в честь любого события, которое является важным в жизни буддиста:
Сам Далай-лама преподносит хадак в знак своего почтения политикам, монахам, известным личностям.
С преподнесением хадака связан также обычай сватовства. Последовательность действий такова: когда юноша повзрослел и готов к семейной жизни, отец подбирает ему будущую спутницу, а затем отправляет свата к родителям девушки. Посыльный берет с собой огромное количество подарков и, конечно же, хадак – без него никуда.
Если родители благоверной принимают подарки, значит, свадьбе быть. Если же они отказываются от даров, то это означает отказ от предложения руки и сердца.
При встрече родителей будущих супругов сват опять дарит платки: Будде, папе невесты и маме. После этого преподносятся другие дары, алкоголь, мясо, а договор скрепляется застольем.
Дарят его и на следующий день после наступления буддийского Нового года – Сагаалгана. Молодые люди приходят к старшим: родителям, тетям с дядями, бабушкам с дедушками – и поздравляют с праздником, желают долгих лет жизни, здоровья. Поздравления сопровождаются символическим подношением стакана молока на белом шарфе.
Не обходится без хадаков и процесс похорон. Перед будущей могилой раскладывают чай, наличность и священный платок. После этого по очерченной рогом границе выкапывают яму, куда погружают тело усопшего вместе с дорогими ему вещами.
Немного мифического
Этимология слова восходит к тибетскому языку. «Тэнгери» – так звучит оно по-тибетски и означает «небо». Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.
Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство.
Вместе они символизировали единение перерождения и пробуждения. Сияющие цвета, опускаясь, превращались в невесомую материю, подобную шелку.
Теперь, преподнося разноцветные хадаки, буддисты как бы намекают, что тот, кому их дарят, заслуживает уважения, точно божество.
Каким бывает
Тибетский хада производится из натуральной материи – шелковой, хлопчатобумажной. Ткань обычно не окрашивается.
А вот бурятский хадаг бывает пяти цветов – все как в легенде. Каждый цвет имеет особый смысл:
Каждый верующий старался иметь дома хадаки всех цветов.
Кроме расцветки, платки имеют также разную длину. Чаще всего она варьируется от полуметра до метра, но иногда можно встретить даже четырехметровые шарфы.
Конечно, они используются лишь в исключительных случаях. Часто на ткани изображаются божества или слова на тибетском языке.
Можно выделить два вида излюбленных узора: алхаа хээ – так называемый «узел счастья», или молоточный узор, и найман тахил, олицетворяющий главные буддистские символы счастья.
Найман тахил, в свою очередь, изображают:
Непреложные правила
Мало подарить платок – надо преподнести его правильно.
Он подается обязательно только обеими ладонями, большие пальцы рук поддерживают верхнюю часть. Материя должна быть чистой, разглаженной, сложенной в два ровных слоя. Ее нужно держать внешней стороной к поздравляемому.
Не менее важно принять драгоценный дар правильно: обеими ладонями, с легким поклоном и касанием лбом ткани. Подаренную вещь можно надеть на шею, не завязывая, или убрать за пазуху, предварительно аккуратно сложив.
При встрече гостя в своем доме первый раз нужно проявить гостеприимство и предложить угощения белого цвета на платке из шелка. Рядом может лежать чай или деньги.
Хадаки любят порядок. Считается, что человек, умеющий в чистоте держать их также умеет копить и умножать деньги. Аккуратные люди держат их на алтаре, рядом со священными предметами, подальше от мусора, пыли.
Полученные в качестве подарка шарфики можно передаривать, а нередко их можно встретить повязанными на святынях, статуях, деревьях, памятниках.
На гербе Бурятской республики можно заметить этот самый интересный элемент – голубую ленту на нижней части круга, что отражает открытость, любовь, с которой принимают гостей буряты.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Надеемся, что статья была интересна для вас. Будем благодарны вам, если вы поддержите блог — поделитесь с ссылкой на нее в социальных сетях с друзьями.
Навстречу Сагаалгану. Хадаки, их значение.
Сагаалган — один из наиболее традиционных, любимых, долгожданных бурятских праздников, связанных с началом Нового года по старинному лунному календарю. Считается, что это праздник семейных ценностей, веры в лучшее будущее для своих близких, добрых намерений и начала новой жизни…
Принято считать, что достойная встреча Нового года поможет укреплению здоровья, долголетию всем членам семьи, материальному достатку. И здесь главное – встретить Сагаалган без обид, зависти, злости, только с чистой душой и свободным от отрицательных эмоций сердцем.
К одному из символов этого праздника, символу гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания, относится хадак. Хочется поделиться о том, как его использовали с древности, каких цветов бывает хадаки, а также ознакомить вас с видами хадаков.
Хадак – шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Этот предмет обладает сакральным смыслом в буддийской философии. Его используют в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве как идеальный подарок или как предмет обряда. Он являет собой символ мира, добрых намерений, сострадания, пожелания счастья и процветания. Этимология слова восходит к тибетскому языку. «Тэнгери» – так звучит оно по-тибетски и означает «небо». Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.
Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство. Часто на ткани изображаются божества или слова на тибетском языке.
В дни празднования Белого месяц месяца хадаки 5 цветов (синий, желтый, зеленый, белый, и красный). Преподносятся на домашний алтарь, затем хадаки убираются и хранятся на алтаре. Ни в коем случае нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадак хранили дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать.
Можно выделить два вида излюбленных узора: алхаа хээ – так называемый «узел счастья», или молоточный узор, и найман тахил, олицетворяющий главные буддистские символы счастья.
Правило преподношения хадака.
Мало подарить хадак – надо преподнести его правильно. Он подается обязательно только обеими ладонями, большие пальцы рук поддерживают верхнюю часть. Материя должна быть чистой, разглаженной, сложенной в два ровных слоя. Ее нужно держать внешней открытой стороной к поздравляемому.
Не менее важно принять драгоценный дар правильно: обеими ладонями, с легким поклоном и касанием лбом ткани. Подаренную вещь нужно убрать за пазуху, предварительно аккуратно сложив.
Раньше люди использовали хадак для лечения различных болезней. Еще использовались при температуре или, когда у только что родившей женщины опухала грудь. Тело обматывалось хадаком и болезнь отступала. Также хадак является знаком примирения. И эта традиция пришла к нам издавна. В древние монгольские племена, заключая мир во время междоусобных столкновений, выходили навстречу друг к другу с многометровыми хадаками, обмениваясь ими в знак примирения.
Совершая приношение и привязывая хадак, люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся. Считается, что когда ветер колышет хадак, то тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами. К тооно новой юрты тоже прикреплялся хадак, иногда с монетой.
Хадак это универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому хорошему случаю, такому как свадьба, рождение ребенка, встреча гостей и т.д.
Хадаки любят порядок. Считается, что человек, умеющий в чистоте держать их также умеет копить и умножать деньги. Аккуратные люди держат их на алтаре, рядом со священными предметами, подальше от мусора, пыли. С давних пор существует обычай хранить хадаки как добрый знак благополучия. У человека, который умеет хранить хадаки, деньги держатся и множатся.
Хадак символизирует уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира. И он является символической вершиной духовного и материального богатства нашего народа.
Хадаки и их назначение
Как вы знаете, скоро Новый год по лунному календарю. В этот день многие граждане будут ходить в гости подносить пожилым людям хадаки.
Как написано в Википедии, хадак – ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов. Прежде всего это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия, дружеского и радушного отношения и сострадания. Хадак это универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому случаю, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета и так далее. О том как дарят хадак, как его держат писалось немало и поэтому я не буду говорить об этом. Хочется поделиться со своими слушателями о том как его использовали с древности, каких цветов бывает хадаки, из чего их делают, а также ознакомить вас с видами хадаков.
Хадаки бывают пяти цветов. Белый – символ чистоты и доброты. Его можно дарить на свадьбу и на похороны. Синий обозначает вечное синее небо. Такие хадаки дарят повсеместно и на любой случай, но с древности прежде всего преподносили Будде и другим божествам. Жёлтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка. А также знания, веры. Его преподносят своим учителям в знак уважения и с просьбой стать учеником. Красный хадак является символом домашнего очага, а зелёный – роста и процветания.
Три вида таких хадаков используется больше всего при различных буддийских мероприятиях. Мы часто видим как Далай лама преподносит хадаки дипломатам, политических деятелям и другим гостям символизируя чистоту своих намерений и начало отношений. Хадак также часто используется как геральдический символ.
Длина хадаков разная. Но в большинстве случаев это 50 см. Бывают в том числе более длинные хадаки, их длина может составлять три метра. Такие хадаки большая редкость и используются только в редких случаях. В основном на них вытканы изображения буддийских божеств и узоры, а также тибетские буквы. Среди таких узоров особое место знамают “алхаа хээ”, что означает шаг, улзий или “узел счастья”, найман тахилга – “восемь буддийских ценностей”. Каждый хозяин старался непременно держать у себя дома хадаки всех пяти цветов.
Во времена социализма использование хадаков было ограниченным и только с с началом 90-ых годов его стали использовать повсеместно. Это привело к тому, что теперь хадаки можно увидеть даже вывешенными на мостах, деревьях. Такое положение дел вызывает нарекания со стороны буддийских ламов и особенно старых людей. Например Г.Дэмбэрэл вспоминает, что в детстве праздник цагаан сар или новый год по лунному календарю был самым ожидаемым праздником. Он выходил из дома с одним хадаком и повесив хадак за средний палец здоровался со всеми. Но если он подарил этот хадак семье в которой гостил, то хозяева в свою очередь обязаны были дарить ему хадак. Но при этом хадак не мог быть хуже подаренного гостем. Раньше они были признаком почета и поэтому был дорогим. А посему его использовали даже как денежный знак. Например, хадак аюуш ценился в одну корову. А более короткие одной овцой. Как говорит Дэмбэрэл это сейчас хадаки обесценились и пользуются лишь одним видом. Ведь ранее для оказания почета родителям, старшим или бурхану использовались разные виды. “Я даже боюсь как бы нынешние хадаки китайского производства молодежь не приняла за настоящие” сказал Дэмбэрэл.
Раньше старые люди использовали хадак для лечения различных болезней. “Когда я был маленьким мой отец, когда у него болела голова обвязывал этим хадаком голову. Но при этом использовал его очень редко. Еще использовались при температуре, или когда у только что родившей женщины опухала грудь. Тело обматывалось хадаком и болезнь отступала” говорит Дэмбэрэл.
С этого года в Монголии началось производство хадаков. Раньше в Тибете их готовили из шелка, хлопчато-бумажной ткани. Настоящий монгольский хадак отличается от хадаков например китайского производства. Это прежде всего материал, цвета и узоры на них. “Если настоящий сжечь хадак зола если можно так сказать получается нежная. Значит такой хадак приготовили из настоящего шелка. Да к тому же нынешние хадаки не подходящие по цвету. Они темно синего цвета. Монголы никогда не использовали такие хадаки. Такого цвета хадаки использовались при исполнении очень тяжелых буддийских мероприятий. Он должен небесно голубого цвета. Каким бывает небо,когда только всходит солнце – вот хадак и должен быть именно такого цвета” говорит лама Ариунболд.
Существует несколько видов хадаков.
Это Баранзад хадак, то есть это хадак почета. Используется при крупных государственных и религиозных обрядах. Да к тому же он самый длинный. Он украшен разными узорами символизирующими успех, благополучие, счастье и всеобщее благоденствие.
Малый хадак Аюуш – его использовали уже повсеместно. Он также был украшен узорами и с изображеним бурхана Авид. На нем он восседает на специальном сидении вместе со своими учениками и буддийскими атрибутами. К тому же над бурханом развевается мифическая птица хангаруди. Эта птица являлась символом силы, а бурхан Авид стабильности, счастья и всего хорошего на земле. А ваза с цветами символ оказания почета.
Большой хадак Аюуш — использовался также часто. В старинных рукописях говорится, что такой хадак преподносили дворянам, учителям, и в том числе родителям. На нем изображены узоры в виде дракона, сидение. Причем к сидению приставлен стол, за которым сидит бурхан Авид. Слева и справа от него сидят его многочисленные ученики. Над ним опять таки развевается птица хангаруди. Такой хадак символизировал силу, а также стабильность, счастье и всё хорошее на земле. А ученики вокруг бурхана вечное счастье и стабильность.
Хадак Соёмбо – в основном такой вид хадаков использовался только в государственных целях. На нем изображены цветы и узоры.А средли них изображен золотой соёмбо. Такой хадак сделали специально на заказ от Богдо гэгээна.
Хадак Даш – название тибетского происхождения. Используется для исполнения религиозных обычаев. Его можно было широко использовать и даже был разменной монетой. Он также по обычаю украшен цветами и узорами. Но на нем всегда были вытканы слова из мантры.
Хадак хийморь – на этом хадаке изображен бог, восседающий на ветре, спина которого украшена драгоценными металлами. В правом углу хадака изображен опять таки мифическая птица хангаруди. Эта птица держит в клюве змею. Считается, что такое изображение помогает в улучшении душевного состояния человека, ублажает природных духов. На левом же углу расположился дракон. Дракон символ воды и считается ученым. Также на таком хадаке изображен лев. А в другие углы хадака украшены узорами, рыбой и цветами.
Недавно в продажу поступили настоящие монгольские хадаки. Их изготовлением занимается компания «Соёмбо хадак». Производство таких хадаков начато благодаря долгим исследованиям.
Уважаемые радиослушатели мы рассказали вам о хадаках, используемых монголами издревле. С вами в студии (радио «Голос Монголии» — прим. А.) работала Бурэн. Спасибо за внимание и до следующей встречи.
Хадаки и их назначение: 5 комментариев
Про то, что хадак использовался как денежный знак узнала только сейчас, интересно. вообще, такие познавательные моменты лучше держать где-нибудь недалеко в закладках, чтобы можно было при необходимости нырять и перечитывать. когда-то несколько лет назад я видела книгу о том, как нужно вести себя в дацане, что нужно делать, что можно и чего делать нельзя. Хотелось бы перечитать еще раз.
Да, я давно обсуждал с родителями необходимость подобных статей-ликбезов хотя бы для себя. Про поведение в дацанах очень хорошая мысль. Сделаю выжимку из интернета о правилах посещения буддийских храмов.
Предлагайте ещё темы.
Не тема, а скорее просто вопрос. Что нужно делать со старыми календарями из дацана с изображениями божеств- просто выбросить рука не поднимается. То же самое с изношенными оберегами для машины.
Хорошие вопросы. Обязательно будет ответ в виде отдельной заметки 🙂
Что все-таки означают косички на голове у мальчиков и мужчин и как правильно их отращивать- слева, справа, на макушке?
Значение слова «хадак»
Хадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания.
Хадак — универсальный дар. Он может быть преподнесён по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребёнка, окончание университета, прибытие или отбытие гостей и прочее. В Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Тибетцы обычно желают удачи (tashi delek), когда дарят хадак.
Хадак подносят в развёрнутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Хадак складывается посередине, образовывая 2 слоя. Открытая сторона хадака обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится – это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают хадак также почтительно обеими руками. Принимающий должен поклониться касаясь лбом хадака, затем может накинуть хадак на шею (завязывать его на шее не принято) или сложить и убрать во внутренний карман (в былые времена убирали за пазуху дэгэла). Нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадаки хранят дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать. Разрешается передать хадак другому человеку или вывесить его в святых местах, повязать на дерево возле обо или бурхана.
В Тибете хадак изготовляют из неокрашенной ткани — хлопчатобумажной или шёлка. В Бурятии хадак может быть белого, синего, жёлтого или зелёного цвета. Особенно популярен голубой цвет, символизирующий небо или долголетие.
Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурят обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия. Синий хадак обозначает Вечное синее небо у монголов и бурят, его подносят Будде и божествам. символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. Этот цвет также символ мужского начала. Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды). Красный хадак — символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.Символ домашнего очага. Зелёный хадак — символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зелёным цветом буряты обозначали мать-землю. Символ роста и процветания.
Известно, что Далай-лама преподносит хадаки в качестве даров дипломатам, гостям или другим монахам, символизируя чистоту намерений и начало отношений.
Хадак используется как геральдический символ в гербах Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы, использовался также на гербе Агинского Бурятского автономного округа.
хадак
1. ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов ◆ Хадак — его на ладонях держу. // Слово торжественное скажу: // Хадак подобен цветку голубому // — В нем пожеланье отцу дорогому. Геннадий Ярославцев, «Поэзия народной Монголии», 1985 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плечико — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое хадак по бурятски
Хада́к (также хата; тибет.: ཁ་བཏགས་; монг. хадаг; бур. хадаг; кит.: hada (哈达); тув.: кадак) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов.
Хадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания.
Хадак — универсальный дар. Он может быть преподнесён по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребёнка, окончание университета, прибытие или отбытие гостей и прочее. В Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Тибетцы обычно желают удачи (tashi delek), когда дарят хадак[1].
Хадак подносят в развёрнутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Хадак складывается посередине, образовывая 2 слоя. Открытая сторона хадака обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится – это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают хадак также почтительно обеими руками. Принимающий должен поклониться касаясь лбом хадака, затем может накинуть хадак на шею (завязывать его на шее не принято) или сложить и убрать во внутренний карман (в былые времена убирали за пазуху дэгэла). Нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадаки хранят дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать. Разрешается передать хадак другому человеку или вывесить его в святых местах, повязать на дерево возле обо или бурхана.
В Тибете хадак изготовляют из неокрашенной ткани — хлопчатобумажной или шёлка. В Бурятии хадак может быть белого, синего, жёлтого или зелёного цвета. Особенно популярен голубой цвет, символизирующий небо или долголетие.
Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурят обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия. Синий хадак обозначает Вечное синее небо у монголов и бурят, его подносят Будде и божествам. символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. Этот цвет также символ мужского начала. Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды). Красный хадак — символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.Символ домашнего очага. Зелёный хадак — символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зелёным цветом буряты обозначали мать-землю. Символ роста и процветания.