Что такое хабы на уазике
Хабы. За и против.
Intruduction
Хабы, нужны или нет? Вопрос который рано или поздно возникает у большинства уазоводов. В этой статье я рассмотрю плюсы и минусы хабов, постораюсь включить все извесные и объективные факторы. А вы решайте сами.
Main part
Pros(плюсы)
— Снижение вибраций и шумов на высоких скоростях
— Некоторое улучшение в динамике автомобиля
— Главная пара и дифференциал не совершают работы(теоретически должны прослужить дольше, но смотри недостатки)
— Некоторое снижение расхода топлива (у меня примерно 1л на 100 км)
Cons(минусы)
— Неравномерный износ шлицов переднего кардана
— Теоретическое маслянное голодание крестовин, в условиях отсутствия вращения, но совершение работы.
— Маслянное голодание ГП и дифференциала, в виду отсутствия вращения. Теоретически может привести к быстрому износу.
— не самые надежные конструкции у дешевых хабов. Хотя мои самые дешевые отработали уже 4 года. без экстримального бездорожья
— хаб имеет некоторую свободу на вращение, соответсвенно на бездорожье появляется люфт в паре полуось-ступица. Это создает ударные нагрузки.
-Хаб не герметичен, через него в ступицу попадает вода и грязь, в случае преодоления бродов или тяжелых условий эксплуатации.
Неподтвержденные:
— передний кардан живет дольше без хабов. на практике большинство людей меняют кардан на одинаковом пробеге, в районе 100-150 тыкм, при правильном обслуживавнии.
— Установка хабов спасает от уничтожения пластиковые детали шрусов, т.к. их разбивает на высоких скоростях. (есть такое мнение), а так же уничтожает сальники по тем же причинам.
Conclusion
Для себя я решил, что хабы это скорее добро чем зло, и установил этот девайс, когода собирался ехать на юга. Для меня аккустический комфорт важнее 5 тыр, за кардан раз в 5 лет.
Хабы или муфты свободного хода
Хаб или муфта свободного хода. Работая менеджером по продажам внедорожников, а именно нашего отечественного (УАЗ), я часто слышу вопрос: «А подключение полного привода происходит все так же вручную? Нужно каждый раз выходить из машин?». На этот вопрос я отвечу чуточку позднее.
Так что же такое ХАБ или Муфта свободного хода? Хаб – механическое или автоматическое устройство подключения колес к оси привода. Да Вы не ослышались, есть механический хаб, т.е. надо выходить на улицу, не взирая на дожь, снег или грязь по колено. И есть второй тип – автоматический, при котором выходить из машинки не надо и Вы останетесь чистыми и сухими. Но т.к. блог у меня про УАЗки, про автоматические хабы речи пойдет мало.
В чем отличие автоматических и механических хабов?
Как и написал чуть раньше, при автоматических хабах выходить в непогоду не надо, вследствие чего Вы останетесь комфортно пребывать в своем автомобиле. Но при этом всем, автоматические хабы имеют свой недостаток. Он заключается в том, что некоторые автомобили с автоматическим подключением хабов имеют ограничение по скорости. Обычно при автоматических муфтах скорость не должна превышать 80-90 км/ч. Я считаю, что любые муфты необходимо включать только в стоячем положении. Объясняю: автомобиль, весом более 2х тонн (внедорожник), двигаясь на любой скорости, Вы подключайте автоматическую муфту, т.е. связывайте колесо с приводным валом, далее кардан и напрямую в раздатку. По мне так такое подключение сравнимо с попаданием чугунной сковородкой по затылку … Нагрузка на все элементы привода и самой муфты колоссально возрастает. Так же возрастает нагрузка на кардан и саму раздаточную коробку. Есть еще минус. Они при очень большой нагрузке имеют свойство выключаться. Ремонт их дорогостоящий. Так что мой совет, лучше подключайте муфты в стоячем положении, какими бы они ни были, дабы увеличить срок службы всех вышесказанных элементов.
Теперь про механические или ручные хабы. С этим видом муфт, думаю, многие знакомы. Особенно владельцы УАЗов, из-за его особенности «первобытности»! Может я и не прав, спорить не буду. Так вот зачем хабы на УАЗке, с одной стороны понятно, но с другой не понятно. Давайте сначала поговорим о плюсах установки. Немаловажный плюс, экономия ресурса всех узлов передней подвески, далее меньшая нагрузка на передний кардан и уменьшение нагрузки на раздатку. Легче ход движения, лучше управляемость автомобиля. Все же из-за уменьшения нагрузки на переднюю ось, снижается расход бензина, пусть на теже литр-два. Ну теперь перейдем к менее приятному описанию ручных хабов. Они требуют пристального наблюдения. Как не крути, перед бездорожьем Вам придется выйти из машины в любую непогоду. Эти муфты тоже имеют свойство отключаться, если сильно изношены. А если она отключится в какой-нибудь жиже, то придется замарать не пальчики, а того глядишь по шею копаться в грязи и пробовать нащупать их. После каждой жесткой покатухе, придется их разобрать, промыть, смазать и поставить на место. Во время зимнего периода, муфты можно держать постоянно включенными. Во время летнего периода, большинство отключают муфты, за ненадобностью. Но не забывайте, что их в любом случае надо включать, чтобы масло в мостах не застоялось и валы немного потренировались. Иначе закиснет все там, а масло и вовсе в осадок выпадет.
Заключительная часть тягомотины.
Ну теперь вспомним часто задаваемые вопросы, которые озвучивал в самом начале: «А подключение полного привода происходит все так же вручную? Нужно каждый раз выходить из машин?». Отвечаю просто и кратко: «Да! Да!». Вы в ответ спросите почему «Да! Да!»? А я отвечу: все потому, уважаемые читатели, что полный привод подключается электронным процессом, с помощью поворота шайбочки (в моделях УАЗки 2014-15 гг.) в положение 4Н, при помощи тех же рук. А в ранних моделях, при помощи ручки переключения раздаточной коробки, в то же положение 4Н, при помощи тех же ручек. А выходить из машины нужно каждый раз, когда Вам понадобиться включить хабы в положение “Free”- свободный или в положение “Lock” – заблокированный. Ну, на некоторых обозначение «ON» или «OFF», встречаются «4х4» или «4х2» ну и т.д. Надеюсь, пост был информативный и полезный. И теперь не будет путаницы с вопросами, почему нужно выходить из машины, чтобы подключить передний привод. И почему эти штучки на колесах называются хабы или муфты свободного хода.
Всем спасибо за внимание. Знатоки, поправляйте, могу в чем то и ошибиться
Запись 51. Передний левый привод умер или зачем нужны хабы
Споры за хабы в интернете не утихают. Одни ратуют за установку, другие — категорически против. Сколько людей, столько и мнений.
Я свои хабы поставил чуть ли не сразу, в первом же отпуске на Ирландце. Дорога в 3500 км в одну сторону показала биение руля на скоростях больше 80 км/ч, что было очень не комфортно. А купленные «какие-то из тех, что в наличии» хабы для эксперимента — спрятали это биение. Уже позже, по возвращению, был отрегулирован передний редуктор и уменьшен люфт кардана, что убрало дискомфорт. Но летом движение с выключенными хабами по трассе стало привычным. Но свое мнение о необходимости хабов сильно изменилось несколько дней назад. Сразу оговорюсь, что я не настаиваю на своем мнении для других, все таки эксплуатация у каждого своя и нужды разные. Просто опишу ситуацию, которая случилась.
Днем, на обеде, заехал на заправку а по дороге до работы заскочил в гараж. И заметил стук/хруст, как будто что-то железное стукается о что-то еще железное. И судя по насыщенности звука — детали крупные. Звук не постоянный, мелькает раз когда рулем сильно выкручиваешь при маневрах. То есть сильно влево прокатиться, потом сильно в право — стук. Или наоборот. А то и прямо еду, но щелк и тихо. Не мог выловить момент чтобы воспроизвести. Ладно. Машину паркую на работе, сам звоню знакомому механику. А он и говорит, что мол надо смотреть, но и сейчас мест нет. Давай, говорит, завтра после обеда приедешь, прокатимся, послушаем.
Вечером с работы выезжаю — а звук вернулся. Но тут стал щелкать постоянно при прямолинейном движении. Осмотр внешне не дал ничего, разве что левый кулак в смазке, ну и факт того, что звук — откуда то из него. Ближайшее сто — в сотне метров, ползу туда. Есть место, узнать что шумит? Да, загоняй. На подъемнике нашли проблему: левый привод «все». Но рабочий день заканчивается через полчаса, оставлять машину — не хочется. И тут мне и пришло озарение, которое не мог сформулировать ранее: а у меня же хабы стоят. Если я их выключу — то полуось, хоть и сломана — не должна же будет «кусаться». Разве что надо помнить, что если навернулся шрус — то гидроусилитель сожрет закусивший шар, но на это уйдет несколько мгновений, то есть пока быстро ехать не стоит. Но в городе пробки такие, что быстрее 20 и не проедешь…
Позвонил механику, объяснил, что мол проблему локализовал. Но у него места пока нет. Так прокатался на заднем приводе три дня, выжидая место, но все равно было глухо. А на улице нуль градусов, снег липкий. в итоге с утра поехал на другое СТО, сдаваться.
Немного исторических заметок. Полуось превентивно менял год назад: старая «хрустела». А когда разбирался с рулевым карданчиком заметил, что у меня руль влево делает два полных оборота, а вот в право — чуть меньше двух оборотов. А в начале осени, после замены нижних рулевых наконечников (так же на СТО) на летней резине о штампованных дисках так же при кручении руля — правое колесо стало зависать со скрежетом. Но замена на запаску на литье (и последующее переобувание на зиму с литьем) убрало тот момент. Я тогда приговорил штампы, решив весной сменить на новые диски. Получается, у меня влево угол поворота больше, и на критичных поворотах шрус закусывает?
Приехал, оставил машину, объяснил, что мол привод надо менять, ну и проверить ходовку: что там с сайлентблоками продольных тяг, панары. Так же попросил уточнить угол поворота колес. И снова на работу. В обед мне позвонили. Правый хаб у меня, оказывается, уже начал плохо включаться (наверное изза смазки внутри). Ладно, пока он включен, а позже разберу, промою и поставлю обратно. Зимой все равно он «постоянно включен». Сам же привод починили, углы поворота как механники сказали — примерно одинаковые сделали. На обломках шруса следы эмульсии — видимо водные преграды все-таки плохо сказываются. неужели надо осенью выдергивать полуоси и менять смазку? Откуда вода попадает, через сапун?
Заехал в пару мест, где делают сход/развал. Сразу уже спрашиваю:
— Вы диагностику на стенде делаете?
— Да.
— Схождение сможете сделать?
— Сможем.
— Машина — Патриот.
— Не, Патриоты не делаем.
Да что за нафиг? Программы на патры нет? Потолки низкие? Какие еще причины придумаете? Наверное они не хотят делать развал, который на патре настраивать — геморно. Но я же сразу спрашиваю: СХОЖДЕНИЕ! Чем слушают, не понятно. Но подсказали место, где (я звонил по телефону) согласились проверить схождение и угол поворота колес. Заеду туда завтра.
Максимальный угол поворота колем не должен превышать 32 градуса. Пожалуй, я попробую выставить 28 градусов.
За всю работу вместе с запчастями вышло 7425 (сама полуось 4200). Добавлю 600 рублей на первоначальную диагностику. Ну и сколько уйдет на схождение — пока не знаю.
PS
Одна из причин, почему я не оставил машину еще на первом сто сложилсь из осадка про него. Еще когда только купил Ирландца, у меня тек сальник хвостовика переднего кардана с РК. Причем тек так, что проехав на скорости — вся задняя дверь закидывалась капельками масла (тогда у меня еще не было хабов, поэтому кардан крутился). Ну я и заехал на ближайшее СТО от работы: вы пока чините (дал им купленный комплект сальников), а я — поработаю тут, недалеко. Починили, не спорю. Но осенью, после очередной покатушки убирал грязь, и снял броню. На корпусе РК в районе шва — следы ударов молотка, на самом корпусе трешинка. Не сквозная, нет. Масло не пропускает пока. Но она есть. А корейскую раздатку надо разделять ножом, она на герметике а не как наша — на болтах. Фирма счас сменила название. Но снова что-то не то. Я плачу 600 рублей за диагностику. Но если это диагностика — то давайте вы тогда все проверите, а не только проблемное место. Хотя бы за тяги руками подержитесь, рессору сзади рассмотри, чтоли. Ну, я тоже молодец, не настоял на полной проверке (голова думала совсем о другом).
«Ложки мы, конечно же, потом нашли, но осадок остался»
PPS
А, да. Начал же за хабы. Мое мнение склонилось к тому, что хабы нужны. Ну, и заглушки в нз 🙂
Назначение и принцип работы колесных хабов
Оказывается, что до сих пор некоторые владельцы внедорожников не знают, зачем нужны колесные хабы, а те, кто их установили не всегда понимают простоту их работы и механизма в целом, почему возникают ошибочные суждения. Например, одно из ошибочных суждений, это то, что нельзя ездить на включенных хабах, то есть, в положении 4х4. Можно! И даже нужно иногда, и ничего не будет ни трансмиссии, ни хабам.
Итак, основное назначение хаба – отключить колесо со ступицей от трансмиссии. То есть, при езде на заднем приводе не передавать с колеса крутящий момент на полуось, шестерни редуктора переднего моста, кардан и шестерни раздаточной коробки. Это позволяет уменьшить износ деталей, улучшить накат автомобиля, уменьшить трансмиссионный шум и даже сэкономить топливо. На дизеле хабы почти не дают экономии, а вот на бензинках у некоторых товарищей экономия доходит до 1,5 литров. Все зависит от размера колес и т.п.
Хаб имеет два положения: 4х2 и 4х4. Соответственно, «выключено» и «включено».
Механизм хаба достаточно прост: ведущая шестерня постоянно подключена к полуоси; ведомая шестерня подвижна относительно ведущей и подключена к ступице колеса.
В положении 4х2 шестерни не соприкасаются и вращаются отдельно друг от друга, тем самым не передавая момент ни с колеса на трансмиссию, ни с трансмиссии на колесо.
В положении 4х4 ведомая шестерня сдвигается на ведущую и фиксируется в этом положении. Никаких подвижных соединений в рабочем положении нет. То есть, в замкнутом положении все шестерни соединены и не подвергаются трению, только естественные люфты.
В выключеном положении ведущая шестерня неподвижна, а вот корпус хаба относительно ее подвижен. Чтобы уменьшить износ и увеличить срок службы хабов, в хабах РИФ предусмотрен латунный вкладыш. Это удорожает и усложняет производство но улучшает потребительские характеристики.
В качестве заключения еще раз напомню – не набивайте хабы густой смазкой. С завода хабы идут смазанными в том объеме, в котором это необходимо. Набив хаб смазкой вы можете оказаться в положении, когда загустевшая смазка будет мешать движению ведомой шестерни и она попросту не войдет в зацепление с ведущий. А вы, соответственно, окажетесь без полного привода. Например, в морозы…
Фото: Алексей Климов
Про хабы
Думаю, тема актуальна. Сейчас на выбор большое количество вариантов, интересно, кто какими пользовался, какой ресурс и цена. Решил создать некий каталог по хабам. Прошу принять активное участие в его дополнении и отзывах
1) Самые неприхотливые и неломающиеся хабы
Ставятся с завода. Помоему, сломать вообще нереально
ALEXGAZ69 — «сейчас стоят — 1. забыл что это такое!»
oleg-shipunov — Стоят самые надежные (поз 1) с завода, недавно где-то на драйве читал, что при выключенных (со 2-й по 9-ю позицию), передний кардан быстро выходит из строя.
2) Стандартные хабы
Сам такими пользуюсь. Тоже считаю надежными, за 6 лет срывал только грани по ключ. Дешевые. Долго включать
Makcum222 — «Стоит номер 2, закручины круглой годичной, и ни тока у меня и у знакомого. Проблем нет, воды внутри нет. Вскрывали по причине подтека сальника.»
uazmaster42 — «Вариант номер 2 — надёжнейшая вещь. По бездорожью особо не езжу — за лето 3-4 раза включаю, на зиму вкручиваю на постоянеу. С завода стояли родные, тут этого варианта нет, похожи внешне на 3. При такой не серьёзной эксплуатации 4 года прожили»
Artem0767 — «стоят стандартные (вариант 2) уже не первый год — никаких проблем нет… вот только включать действительно долго… иногда недовключается одно колесо, надо провернуть…»
3) Китайские хабы неизвестной фирмы
Такие я покупал 5 лет назад. Стоили 400 рублей за пару. Сдохли сразу же в первой луже.
ALEXGAZ69 — «в лесу при ударе о камень отлетела крышка с шурупчиками»
max2877 — «не понравились калл полный»
По-моему, сейчас одни из самых популярных
RiX088 — «у брата на хантере стоят. Мосты спайсер. В грязи порвали левый шрус, а хаб выдержал )))»
touareg300 — «пользуюсь года 2 в различных условиях, никаких нареканий абсолютно нет, вполне достойные хабы. При покупке наткнулся на них случайно, по совету продавца их и взял, стоили на тот момент 1800 за комплект.»
vovok075 — «второй год, пока все нормально.Включаются и выключаются без проблем.»
CKBO3b — «Единственная претензия — снимаются зубилом. В остальном рад. Подделки там легко вычисляются, на сайте АДС подробное описание есть с фотками.
Badum2007 — «На хантере стояли АДС, проблем не было, но говорят что подделок под них много «
cristall-ro — «год пользую, пока доволен но и один всё же лежит в машине (поз. № 2) на всякий случай…»
Vitos0682 — «стоят АДС и в ус не дуют. работают на все 100, лебедки не было даже трос на них одевал и вытягивал машину»
megaenot — «меньше года очень не тяжелой эксплуатации
и один хаб начал капризничать — то включается то не включается
буквально вчера его разбирал www.drive2.ru/l/5838138/
не буду их рекомендовать»
ZzzzZ — «Мой опыт по РИФу — www.drive2.ru/l/5236631/ и судя по своей конструкции — это точная копия АДС, не исключу того что делают их на одном и том же заводе в КИТАИ.»
Volkodav69 — «Стоят «РИФ усиленные». Проблем нет. Правда за ними уход нужен, как за любыми(!). Они все через некоторое время начинают пропускать воду. Следовательно периодически надо их снимать, чистить и проливать ATF.»
Наиболее дорогие хабы
trokvik2012 — «У меня вот такие AVM, по чему именно их взял трудно сказать, отзывы почти все положительные, минус только цена, да и по дизайну они сильно к моей Бухалочке подходят)))
d-a.d-cd.net/f1d8bfcs-960.jpg»
vadim-97 — «Стоят avm усиленные. Хорошая вещь, но дорогая»
18serega18 — «Эксплуатировал почти три года. И по дорогам и по грязям, короче везде где можно проползти. Хабы отличные. Воду почти не пропускают. ВКЛ и ВЫКЛ без проблем. Единственная проблема это маленькие болтики на 5 под 3мм звездочку чтобы снять крышку. Закисают в крышке а бита сворачивается, при более качественной бите сворачивается звездочка в болтах. Болты сделаны конусом. И смазывал и полировал. Закисают. Нашел выход-откручивал раз в две недели и мазал.
Я за АВМ-но сейчас очень дорого.»
Volochek — «у меня стоят AVM усиленные, отзывы гуд. только не поскупитесь берите сразу усиленные, а то за 3 года поменял оба обычных avm»
Montes911 — «Стояли дешевые китайские, хватило их на 2 поездки в лес, понял что скупой платит дважды и купил AVM, ни капли не жалею, не было никаких проблем, так что рекомендую. Но на всякий случай вожу с собой заглушки, на AVM надейся, но лучше перестраховаться=)))»
Тоже достаточно распространены
sashasparco — «7 — бывает два вида, дешевые около 1800 руб, и дорогие около 3200 руб за пару.
Брал за 3200 руб. года три назад, пока все норм, но нужно почистить, левый включает через раз»
Ba3eLLiN — «у меня элмо стоят уже два года. По лету разобрал поглядеть че там, а там ниче — ни износа, ни трещин. Кароч хорошая штука попалась»
RiX088 — «умер в первой покатушке.»
max2877 — «не понравились калл полный»
Stakanovec — «стоит седьмой номер надо менять правый включается через раз особенно в морозы»
18serega18 — «У сына на Патриот Спорт стоят №7 Элмо. При должном обслуживании служат уже 4 года. Эксплуатация жесткая»
Tropov — «ЭЛМО. Зимой перешли на глухари №1. ЭЛМО стали закусывать и иногда не включались, когда это произошло в засаде, там же поменяли на №1 (благо в дверке лежали) Коплю на АДС) (Мосты вояки)»
Alex77763 — «Мосты вояки. Стоят Элмо (номер 7). Нареканий нет, всё в полном порядке. Жёстких условий ещё не видели.»
Crash92 — «Стояли №9, отдавал 4 года назад 600 р за комплект. Отлично включаются и выключаются, 2 года на родных колесах держали. На 35 колесах рвет силуминовый корпус хаба.
7) Элмо. Неплохие, но нужно следить за ними. недовключились от ржи и срезало шлицы.»
Mor-Peh — «Стоят элмо. По ночалу были нарекания по недовключению. Поменял смазку и всё отлично. Им уже лет 15 выроботки нет. Сезон на 33 колёсах выдержали»
mcleon — «Стоят которые под названием СТЭД. Дешевые были, 1100, что ли за комплект.
Изначально не очень четко переключались. Езжу с включенными на 4х4. Года не продержались, при вывернутом колесе появились щелчки (зубья износились). Шрусы, вроде бы, в норме.»
121179 — «у меня те которые под №8, стоят уже лет 7-8, за годы на одном потерялась «переключалка». года три назад, забуксовал с выключеными хабами, включил, но шестерни не зашли в полное зацепление и зубья обрезало, нашел у деда в гараже разобранный ЭЛМО и скрестил его со своим развалившимся, до сих пор работают.
В начале их эксплуатации смазал их литолом как положено, но пришла зима и они перестали включаться, разобрал, промыл, смазал маслом, заработали.»
korn4x4 — «У меня стоят стэд, сколько машине столько и им лет с 08 года, пока всё хорошо, только этим летом трястись в неутри всё стал и щёлкать, но включаются и выключаются»
twin34 — «Номер 8 год эксплуатируют не каких проблем.»
Aleks700ss — стоят номер 8 никаких проблем до этого 9 разорвал
Damir-Tob — «Буханка 1998 года, без апгрейда (сток). Резина медведи. Хабы Стэд (№8) ходят уже лет 10 наверно, в нулевые 500 р за шт стоили. Боятся излишков консистентной смазки.»
uaz68 — «остался даром. новым. за неделю охоты порвал «
Scaniaman — «У отца на рабочей буханке стоят хабы фирмы СТЭЛМ. Нареканий нет, правда эксплуатация не сильно жёсткая. Но на ощупь они мне не нравятся — игрушечные какие-то.»
У товарища zapadlico есть про них запись
Призываю к комментариям, отзывам и дополнениям. Посредством редактировая к определенному виду хаба буду добавлять ваши отзывы. Для удобства некоторые комментарии буду удалять