что такое fuse на усилителе
Предохранители в автозвуке
Все предохранители в автомобиле можно условно защитить на две группы: группа предохранителей в устройствах (к примеру магнитола и усилитель) и группа, защищающая провода от источника к потребителю. Очень популярный пример предохранителей, защищающие провода, так называемые «автоматы» дома, на работе, в общем везде.
Рассмотрим его как наиболее популярный: «автомат» на 16А «вырубило» — что же произошло? Скорее всего потребители превысили рассчитанную для них мощность. Pmax= 220В*16А = 3520Вт = 3,52 КВт или более неприятная ситуация — короткое замыкание т.е. прохождения пути с наименьшем сопротивлением, сопротивление стремится к нулю, а значит сила тока возрастает I=R/U. В пред.записи я упоминал, что сечение кабеля связано с силой тока. Согласно закону Джоуля — Ленца количество теплоты, выделяемое в единицу времени Q= I*I*R, оставив силу тока в стороне мы увидим прямую зависимость Q от R т.е. выше сопротивление кабеля выше нагрев, но нагрев может быть выше норм безопасности.
В случае, если сила тока в выбранном проводнике превысит некоторое предельно допустимое значение, возможен столь сильный нагрев, что проводник может спровоцировать возгорание находящихся рядом с ним объектов или расплавиться сам. Как правило, при выборе проводов, предназначенных для сборки электрических цепей, достаточно следовать принятым нормативным документам, которые регламентируют выбор сечения проводников.
Приведу таблицу, если не ошибаюсь, её используют на конкурсах АЗ.
Если же у вас при расчетах получилось, что максимальный номинал предохранителя, защищающего проводку, оказался меньше, чем номинал предохранителя, встроенного в само подключаемое устройство, то, скорее всего, вы просто выбрали слишком маленькое сечение питающего провода.
Почему так много предохранителей в автомобили
В современных автомобилях достаточно много предохранителей — сделано это для безопасности, расположены в одном месте — для удобства обслуживания. К примеру неработающие фары — предохранитель позволяет локализировать неисправность, и если он постоянно вылетает не стоит ставить предохранитель с номиналом выше — надо искать причину.
Требования
1) На КАЖДОМ плюсовом силовом проводе, который вы отвели от аккумулятора, должен стоять предохранитель как можно ближе к аккумулятору. По правилам-на длине провода не больше 30см от клеммы аккумулятора.
2) Участок от клеммы аккума до предохранителя не защищен и потенциально пожароопасен. Поэтому он должен быть максимально короткий, а его расположение не должно угрожать целостности изоляции
провода.
3) На минусовых проводах ставить предохранители нельзя.
4) Закрепляйте держатель предохранителя жестко к кузову для того чтобы провод вместе с предохранителем от вибрации не угодил в подвижные части двигателя или еще куда-нибудь.
5) Ставьте предохранитель в доступном месте чтобы не приходилось разбирать пол машины чтобы до него добраться, кроме того место установки должно быть сухим, чтобы вода не попадала на предохранитель.
6) Если вы меняете провод от генератора до аккумулятора, на более мощный, и располагаете его в потенциально опасных местах, то его крайне желательно снабдить отдельным предохранителем около аккумулятора номиналом близким к максимальному току генератора, ДАЖЕ если на заводском проводе там предохранителя нет.
7) ВСЕ силовые провода должны быть дополнительно защищены гофрой или
змеиной кожей.
Пример подключения усилителей
Если вы устанавливаете не один, а несколько усилителей, то их можно подключить двумя способами. Первый – протянуть один толстый провод, а потом развести питание с помощью дистрибьюторов. Если провода от дистрибьютора к усилителям окажутся достаточно длинными (больше 40 см) и будут тоньше, чем главный провод, уходящий на аккумулятор, то воспользуйтесь дистрибьютором со встроенными предохранителями, каждый с номиналом, соответствующим сечению подключаемого к нему более тонкого кабеля. Они нужны, чтобы защитить эти отрезки проводки с меньшим сечением.
Второй вариант – тянуть несколько проводов от аккумулятора, каждый к своему усилителю через отдельный предохранитель. Несмотря на то что этот способ на первый взгляд кажется сложнее, у него есть преимущества: во-первых, проложить два тонких кабеля обычно бывает все же легче, чем один толстый, и, во-вторых, количество соединений на пути кабеля в этом варианте оказывается меньше, а это значит, что и сопротивление питающей линии тоже будет меньше.
Типы предохранителей в АЗ
Флажковый предохранитель
Для подключения головного устройства можно использовать обычный флажковый предохранитель.
Поскольку он будет расположен в моторном отсеке рядом с аккумулятором, выберите для него держатель в герметичном исполнении.
Предохранители типа AGU
Предохранители типа AGU наиболее распространены в любительских автозвуковых инсталляциях из-за того что они и их держатели дешевле. Они представляют из себя стеклянный цилиндр с металлическими наконечниками и плавкой вставкой посередине. Главный недостаток предохранителей типа AGU это то что они сделаны из нескольких элементов-металлические наконечники и плавкая вставка соединены между собой контактной сваркой и в условиях окисления и вибрации при установке на автомобиль они могут отказать.
Кроме того, в держателе предохранитель типа AGU обжимается пружинными контактами что тоже ненадежно.
Предохранители типа ANL
А для более мощных систем лучше использовать предохранители ANL (плоские). Они изготовлены из единой металлической пластины, которая сама и является плавкой вставкой.
Такой предохранитель надежно фиксируется болтами в держателе и вероятность отказа от вибрации или окисления практически равна нулю.
Предохранители типа miniANL
Так же как и ANL лишены недостатков предохранители типа AGU.
Но в отличии от ANL используются с меньшими токами и имеют размер меньше своих собратьев.
Автоматические выключатели
Альтернатива предохранителям – автоматические выключатели, срабатывающие при превышении заданного тока.
Питание аудиосистемы. Для тех кого пугает «многабукаффф».
Наболело. Поэтому назовем этот пост напоминанием, ибо об этом уже писано-переписано стопицот тысяц раз! Итак, конкретно я затрону тему безопасности питания. Эстетика исполнения подождет, хотя зачастую в корректности выполнения требований по прокладке силовых кабелей и заложена эстетика.
Безопасность питания аудиосистемы очень важна. И здесь мы обсудим ключевой монент «построения фунндамента» этой безопасности — расчет сечения и подбор предохранителя.
И так. У нас есть усилитель. У нас есть все необходимое для начала работ: колба под предохранитель, дистрибьютор(если потребителей несколько), делитель массы, комплект необходимых клемм. Какой необходим кабель питания и предохранитель нашему усилителю? Что бы это понять необходимо знать 2 вещи: расстояние от акумулятора до усилителя и общую RMS мощность. Берем четырехканальный усилитель мощностью 100 ватт на канал. Суммируем мощность, 4*100 = 400 ватт. Умножаем на 2, и делим на 13 вольт, получаем потребление усилителя при максимальной нагрузке. Формула: 100х4х2/13,5 = 59,25 Ампер. Допустим необходимая длина нашего кабеля 3,2 метра. Смотрим в таблицу.
Нам необходим кабель сечением не менее 4 Ga.
Теперь пред. По умолчанию помним, что он расположен рядом с акумулятором, и длина кабеля от плюсовой клеммы до предохранителя не превышает 30 сантиметров. Смотрим в другую таблицу.
Нам необходим предохранитель не более 100 А.
Что делать, когда усилителей в машине несколько? Все тоже самое, НО. Можно протянуть отдельную ветку питания, но рациональнее протянуть один кабель, и применить дистрибьютор. Необходимое сечение высчитываем суммируя потребление усилителей. По нашему примеру, два четырехканальника по 100 ватт на каждый канал, получаем общее потребление 118,5 Ампер. Таким образом, теперь нам необходим кабель не менее 2 Ga, при длине 3,2 м. Пред соответственно не более 150 А.
А что же делать с кабелем от дистрибьютора (который мы расположем в непосредственной близости от потребителей) до усилителе? Так же расчитываем сечение. Допустим от уся до дистра пол метра. Потребление уся знаем (59,25 А). Смотрим в таблицу. Видим 8 Ga. Пред под 8 Га — не более 50 Ампер.
Что еще нам нужно знать?
Кабель массы должен как минимум соответствовать кабелю питания!
Надежность всех соединений не должна вызывать сомнения!
Никакого бардака и «змеиной свадьбы»!
В теории данный алгоритм действий гарантирует безопасность как аудиосистемы, так и личную. Конечный результат будет напрямую зависеть от качества реализации. Не забывайте об этом.
Как правильно настроить автомобильный усилитель. (GAIN, HPF, LPF и другие)
Искал достаточно простое и в тоже время точное описание процедуры настройки автомобильного усилителя и наткнулся на бортовой журнал Sutener71.
У себя в БЖ пишу для последующего использования мной же в своей машине (пришел к тому, что не могу слушать бубуканье штатной акустики и меняю на более высокий уровень + усилитель, головное устройство давно заменил). Акустика приобретена. С выбором усилителя почти закончено — есть три кандидата. О них — в отдельной ветке.
Инструкцию тупо скопировал, предварительно исправив орфографические ошибки ;). Если при настройке будут отклонения от ниже написанного, позже статью откорректирую.
Как настроить усилитель?
1. Выбор уровня чувствительности усилителя
Грубо говоря громкость (хотя это и не совсем так). Выкручивая регулятор от большего числа к меньшему мы её повышаем.
2. Фильтры
ФНЧ — отфильтровывает Низкие частоты
ФВЧ — отфильтровывает Высокие частоты
Скажем, установив регулятор ФНЧ на 50 гц, на динамик будут поступать частоты до 50 Гц.
Внимание: на разных усилителях возможны варианты — или это будет селектор с выбором типа фильтров и одним регулятором, или же отдельные регуляторы для ФВЧ и ФНЧ.
в некторых усилителях возможно включение обоих фильтров, таким образом включив ФНЧ и ФВЧ мы можем получит полосовой фильтр. Например установив ФНЧ на 200 Гц а ФВЧ на 50 Гц, акустика будет воспроизводить сигнал в диапазоне от 50 до 200 Герц соответсвенно
У некоторых старых моделей усилителей встречаются фиксированные фильтры. Выбор фильтрации производиться селектором.
3. Сабсоник.
По большей части необходим для сабвуферов (в фазоинверторном оформлении) Но его можно так же использовать и как ФВЧ.
Так же существуют сабсоники с фиксированной частотой фильтрации
4.Басс Буст
Позволяет повысить громкость на определённой частоте
Внимание: частота басс буста как правило фиксированная.Но на некоторых усилителях присутствует дополнительный регулятор позволяющий выбрать необходииую частоту.
Так же существуют басс бусты с фиксированным усилением
5.Регулятор фазы
Служит для согласования работы сабвуфера с фронтом.И в целом для его более точной настройки.
Также существуют фиксированные регуляторы фазы
6.Крутизна фильтров
Селектор позволяет выбрать крутизну спада фильтров.
Внимание не рассматривайте нижепреведённый текст как руководство пользователя. Здесь я постарался лишь в кратце и более доступным языком
объяснить «что для чего».При настройке усилителя включайте голову и будьте благоразумны! Я не отвечаю за возможный причинённый вам ущерб.
Если вы не уверены что сможете это сделать самостоятельно — обратитесь к специалистам
Если у вас компонентная или коаксиальная акустика [два динамика спереди и два сзади] 5.25″, 6.5″, 6х9″ и других популярных размеров то настройка заключается в следующем:
Как правило, такая акустика не способна воспроизводить сверхнизкие частоты (для этого существует Сабвуфер, поэтому выберите ФВЧ на той паре каналов где она подключена. Установите регулятор ФВЧ на 60-80 Гц. Далее выкрутите «Gain» на минимум. И выставите на головном устройстве почти максимальную громкость. Далее выкручивайте Gain до появления искажений. Будьте аккуратны. Более тонкая настройка заключается в том чтобы найти компромисс между «громкостью» и «басовитостью» динамиков, при этом главным является отсутствие искажений в звучании. С помощью гейна и ФВЧ настройте тот звук, который вам больше нравится, попеременно регулируя усиление и частоту фильтрации.
Для сабвуферов и аналогичных им басовых динамиков всё аналогично, за исключнием того, что здесь мы используем ФНЧ, т.е. цель — не дать сабвуферу воспроизводить более высокие частоты. Обычно при настройке выбирают 50-80 Гц. Если у вас ФИ корпус, то желательно воспользоваться сабсоником. Если есть регулятор фазы — не пожалейте времени, покрутите его, послушайте. Возможно, в каком либо положении сабвуфер станет играть громче и быстрее.
Смысл конечной настройки должен быть таков что: каждый динамик должен играть свой диапазон частот.
Если к примеру у вас сабвуфер и фронт, то, как правило, частоту ФВЧ для динамиков и частоту ФНЧ для сабвуфера устанавливают одинаковой. Т.е. скажем сабвуфер играет до 80 Гц, а фронт уже от тех же 80 Гц.
Это как правило, но не всегда так. Помните что звук вы выстраиваете для себя. Настраивайте так, как вам больше понравится.
Level — уровень — устанавливаешь входную чувствительность усилка. Устанавливаешь 3/4 громкость на ГУ и потихонькуу прибавляешь Level до появления искажений и крутишь немного назат пока искажения не пропадут и так и оставляешь.
BassBoost — подьем басов — если хочется «погуще бас» но я бы не трогал.
HPF — фильтр ВЧ — устанавливает нижнюю границу диапазона ВЧ. низкие частоты «срезает» — для «пищалок»
X-over — режим работы кроссовера — если усилитель питает сабвуфер- поставьте LowPass. если широкополосные динамики то full. если вч твиттеры «пищалки» то HighPass
LPF — фильтр НЧ — устанавливает верхнюю границу диапазона НЧ. высокие частоты срезает — для сабвуфера
Subsonic — фильтр инфранизких частот, то есть частот ниже 20 Гц. — мы их все равно не услышим и это создает паразитную нагрузку на динамики. Этот фильтр ее устраняет. установи на 20Гц для саба или 50гц для широкополосных динамиков
другие переключатели не свойственны классическому усилителю — установи на LOW
Студия автозвука Электросила, Киев
установка автозвука Киев, установка автомагнитолы Киев, шумоизоляция авто Киев
Выбор предохранителя для подключения автомобильного усилителя.
Для того чтобы сделать установку автомобильного усилителя безопасной вам необходимо защитить силовую проводку от аккумулятора до усилителя при помощи предохранителя. Вот типичная схема подключения усилителя:
В большинстве автомобилей аккумулятор стоит под капотом возле двигателя, а усилитель чаще всего располагают в багажнике или в салоне автомобиля (смотрите нашу статью о том где установить усилитель). Для того чтобы подвести питание к усилителю используют силовой провод большого сечения, который проходит через весь салон автомобиля. Если усилитель расположен в багажнике а аккумулятор под капотом то в среднестатистическом автомобиле требуется 5-6м. силового провода для того чтобы подключить усилитель. При этом провод проходит как минимум через одну металлическую стенку (стенку моторного отсека), проходит под ковром в салоне, за обшивкой багажника. Провод проходит возле металлического кузова автомобиля, замыкание на который приведет к пожару! Даже если вы очень грамотно провели провод, используя резиновые втулки или другие безопасные переходы при проходе провода через стенку моторного отсека и провод по всей длине дополнительно закреплен и защищен гофрированной трубкой, существует вероятность (пусть малая но все же!) замыкания например в случае ДТП. Вы же не хотите чтобы ваш автомобиль из-за копеечной экономии выглядел вот так:
Вот и никто не хотел бы. Однако, по статистике больше половины возгораний в автомобилях происходит именно из-за замыканий электропроводки. Так что предохранитель для защиты силового провода использовать нужно обязательно!
Итак, предохранитель возле аккумулятора мы используем для защиты провода а не усилителя как думают некоторые. Для защиты внутренних цепей усилителя у него есть встроенные предохранители а также другие схемы защиты. Так как мы защищаем провод то номинал предохранителя мы выбираем исходя из сечения провода. В следующей таблице, которую мы взяли из правил EMMA (Европейской Ассоциации Мобильного Медиа) приведены максимальные значения предохранителей для каждого сечения провода, используемого в автозвуке. А сечение провода нужно выбирать в соответствии с мощностью системы как мы уже писали в статье про выбор силового провода.
Например, если мы выбрали для питания нашей системы провод 4 Ga (20мм²), то мы можем поставить предохранитель максимум с номиналом в 100А. Меньше можно, больше нельзя. На самый распространенный в любительских инсталляциях провод в 8Ga (8мм²) максимальный допустимый предохранитель 50А.
Можно ли ставить предохранитель меньше? Можно, главное чтобы он не был меньше по номиналу чем предохранители на вашем усилителе, иначе он может сгореть в момент пиковых нагрузок и музыка на этом закончится, придется идти менять предохранитель 🙂
Теперь собственно о самом предохранителе. Они бывают нескольких видов. Самым распространенными видами являются типы AGU и ANL. Они существенно отличаются конструктивно.
Предохранитель типа AGU
предохранитель типа ANL
Предохранители типа AGU наиболее распространены в любительских автозвуковых инсталляциях из-за того что они и их держатели дешевле. Они представляют из себя стеклянный цилиндр с металлическими наконечниками и плавкой вставкой посередине. Главный недостаток предохранителей типа AGU это то что они сделаны из нескольких элементов-металлические наконечники и плавкая вставка соединены между собой контактной сваркой и в условиях окисления и вибрации при установке на автомобиль они могут отказать. Кроме того, в держателе предохранитель типа AGU обжимается пружинными контактами что тоже ненадежно.
Этих недостатков лишены предохранители типа ANL. Они изготовлены из единой металлической пластины, которая сама и является плавкой вставкой. Такой предохранитель надежно фиксируется болтами в держателе и вероятность отказа от вибрации или окисления практически равна нулю.
В автомобилях чаще всего используют предохранители mini-ANL или AFS, так как обычные ANL весьма немалого размера. Мы в своих установках практически всегда используем предохранители и держатели предохранителей Connection и Connects2 из-за их отличного качества.
Еще несколько правил по расположению предохранителя.
Как понять какую фазу ставить на сабвуфере?
Ответы
Я думал тот режим, который даёт большее давление в точке прослушивания, тот и правильный.
Если в кино, то возможно. А в музыке нужна ровность звучания на всех частотах и регулировка фазы нужна, чтобы равномерно «сшить» сабвуфер с колонками. Не соглашусь так же и с утверждением, что саб впереди-фаза-0,сзади-180.В идеальных условиях, возможно, но идеальных условий нет ни у кого и комната со своими резонансами вносит огромный вклад в звук. По этому, если настраиваете на слух, то банальный совет:слушать, подкручивать и опять слушать.
Лично я за время жизни с трифоником, ответственно могу заявить:невозможно настроить сабвуфер, чтоб идеально звучал со всеми записями, т. к. диапазон количества баса слишком широкий в разных записях,и настраиваешь под запись со слабым басом, потом включаешь запись с нормальны басом и появляется избыток НЧ и наоборот. Можно найти средний вариант, при котором где то немножко много, где то немного не хватает, но в целом нормально, но я для себя выбрал вариант иногда подкручивать громкость на сабе
Если Вы про крутилку фазы, то у меня тоже переключатель на 0 и 180.Вы правы, как то непонятно написал, но суть такова, что создать давление не проблема при любом положении фазы, гораздо важнее ровность звучания
Я исхожу из личного опыта пользованием сабвуфера. В какое положение фазу не ставь, громкости саба меньше не становится. Звук и детальность меняются,одни частоты выпячиваются, другие уменьшаются. Уточню, что я имею ввиду трифоник и у меня на сабе срез около 32Гц,а колонки где то там на 50Гц начинают,по этому не особо много у них общего сигнала получается
Переключение на сабе, это же простой ревербератор, или нет?
Ну да, все кабеля одинаковы.
Нет, это не задержка, это переключение фазы. Возьмите любой динамик, подключите батарейку, если плюс с минусом подключены верно, то диффузор динамика двинется вперёд, если наоборот, то диффузор втянется. Это и есть фаза. Соответственно если у вас саб стоит сзади и подключен с фазой «0», то он будет посылать звуковую волну, условно, навстречу фронтальной акустике. Волны могут складываться и взаимокомпенсироваться. На этом построен принцип шумоподавления, автором которого стал Амар Боуз. Поэтому что бы такого не случалось и подключают саб в противофазе («180»), чтобы когда динамики фронта идут вперёд, динамик саба шёл назад:)) Т.е. работал в фазе с динамиками фронтальной акустики.
Вы заблуждаетесь, он несет охренетительную энергию, я про саб, жаль, что вы не слышали
Не стоит недооценивать гуманитариев
саб, который предполагает подключение к обоим каналам сразу и микширует информацию с обоих каналов в моно
о способах микширования в моно
Ну ну :)))))) В МК сидят лохи, а не инженеры, до такого простого решения не додумались:))
То МК, а у нас на стерео свои правила и законы
Знали бы вы откуда эта фотография.
О сколько вам открытий чудных. Особенно пилоту гражданской авиации:))
Я много чего слышал за почти сорок лет своего увлечения, так что могу сказать вам, что вы чересчур верите справочникам:)) И два, и четыре, и шесть сабов в одной системе, и в разных помещениях слышал. А геморрой можно и с одним получить:))
Простите, но Вы попросту не вникли и невнимательно прочитали пост Вячеслава!😀
Саб, у Вячеслава именно с фиксированным положением переключения фазы 0 и 180 гр.
Но, комната, как и конструктив саба и ас может внести свои коррективы на положение переключателя фазы в каждом конкретном случае.
Если, у настраивающего систему с сабвуфером возникают сомнения в правильности настройки фазы, то проще определить верную фазу на сабвуфере, пригласив помошника. Он будет менять положение фазы на сабе, а хозяин на своем месте прослушивания быстро поймет, какое из положений тумблера переключения фазы верное и дает в звуке более слитный саунд саба с АС…Пройдет немного времени можно будет достаточно быстро находить аерное положение регулятора фазы на сабвуфере, если в этом вознткнет необходимость…
Звуковая волна, исходящая из динамиков, должна быть в фазе. Только и всего:)) Переключите на акустике один провод плюс на минус и услышите разницу.
А плавная регулировка для случаев, когда сабвуфер нельзя прижать к стене?
А всегда нужно ставить саб только спереди или только сзади.
Присоединяюсь. Думал вдруг выяснится, что если сабвуфер в поле зрения, то фаза до 90, а если вне поля зрения, то 90+.
Если на сабе есть плавная регулировка фазы, то его проше настроить в комнате, там, где для него нашлось свободное место…😀
Тогда я все правильно понял )))
переключение фазы безопасно для саба делать в включенном состоянии? Или надо выключать?
Но меня терзают смутные сомнения.
В соседней ветке про сабвуфер дали ссылку на инструкцию, понравилась простота. Тоже ориентируются на громкость, кстати, а не зад перед.
Громкость сабвуфера и выравнивание фаз
Следующим шагом является настройка громкости и фазы сабвуфера для вашей системы. Вот несколько пошаговых инструкций, как это сделать.
— Начните с кроссовера вашего сабвуфера на самом низком уровне
— Затем направьте ограниченный по полосе сигнал розового шума через систему, включая динамики-сателлиты. 500 Гц-1 кГц позволит вам установить громкость спутников без
возбуждает сабвуфер. Используя измеритель звукового давления (или приложение для iPhone), установите общую громкость так, чтобы уровень был комфортным, около 85 дБ должно хватить.
— Пропустите через систему еще один тон розового шума с ограниченной полосой частот 35–70 Гц и установите громкость на сабвуфере так, чтобы она также достигла 85 дБ на измерителе.
— Установите кроссовер низких частот на максимальное значение. Запустите тон розового шума с ограниченной полосой частот от 60 Гц до 120 Гц и с позиции прослушивания определите, 0 или 180 на фазе.переключатель самый громкий. Оставьте переключатель в самом высоком положении.
— Для дальнейшей проверки синфазности вашего сабвуфера пропустите через систему тестовый тональный сигнал 70 Гц. Установите переключатель фазы на 180 или 0, независимо от того, что было в предыдущий шаг, и отрегулируйте переменную фазу, пока уровень низких частот не станет самым тихим. Затем переведите переключатель фазы обратно в положение 0.
— Наконец, послушайте какую-нибудь музыку, с которой вы знакомы, и установите уровень кроссовера так, чтобы вы слышали только низкие частоты и не слышали средние частоты из сабвуфера. А общепринятая практика состоит в том, чтобы удвоить самую низкую частоту, на которую рассчитаны сателлитные динамики, и использовать ее в качестве частоты кроссовера.
Да какая понравится. Здесь нет неправильного решения. Слушаете вы. Вам нравится? Прекрасно! Экспериментируйте!
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.