Что такое функциональная подготовленность спортсмена

Функциональная подготовленность спортсменов

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Исследование состояния тренированности вовремя выполнения стандартной (немаксимальной) нагрузки [ править | править код ]

Оснащение: современный газоанализатор, велоэргометр или тредбан (тредмил). В ином случае оснащение такое же, как и в предыдущей работе.

Исследование начинают из измерения роста спортсмена и его массы тела. Сначала у них исследуют функциональные показатели метаболизма в состоянии покоя: уровень гемоглобина и лактата в крови, ЧСС, ЧД, ЛВ, V02, концентрацию кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе, дыхательный коэффициент и относительные функциональные показатели (на 1 кг массы тела).

Сразу по окончании дозированной стандартной нагрузки проводят забор капиллярной крови из пальца для исследования содержания лактата в крови. Его содержание определяют сразу, а также на третьей минуте восстановительного периода с целью определения максимального поступления молочной кислоты из мышц в кровь для характеристики вклада гликолитического механизма энергообеспечения в выполнение стандартной нагрузки.

Все метаболические и функциональные показатели (абсолютные и относительные), полученные вовремя обследования двух студентов разной спортивной квалификации, вносят в таблицу 53, анализируют и делают выводы о состоянии тренированности вовремя выполнения дозированной физической нагрузки умеренной мощности.

А — спортсмен высокой квалификации; Б — спортсмен низкой квалификации

В условиях спортивной тренировки на стадионах используют бег на 100, 200, 400 м и более со скоростью, доступной нетренированному испытуемому.

Задаваемая скорость бега должна строго соблюдаться. В бассейне можно выбрать отрезки дистанции 25, 50, 100 м и более с доступной ровной скоростью и одинаковым стилем плавания для двух испытуемых с разным уровнем подготовленности (МищенкоВ. С., 1990; Омельяненко, 2004; Физическое тестирование спортсменов. 1999; Фомин, Вавилов, 1991; Спортивная медицина. Практические. 2003).

Студентов делят на две бригады: одна проводит исследование различных систем организма вовремя выполнения выбранной дозированной нагрузки у хорошо тренированного испытуемого, а другая — аналогичные исследования у спортсмена с низким уровнем подготовленности.

Исследуют те же показатели, что и в предыдущем опыте (если есть возможность), дои после дозированной физической нагрузки, а также вовремя нагрузки. Полученные данные анализируют и делают выводы о реакции различных систем хорошо тренированного и малотренированного испытуемых на одинаковую немаксимальную нагрузку.

Определение структуры функциональной подготовленности спортсменов (по В. С. Мищенко) [ править | править код ]

Общий уровень функциональной подготовленности спортсменов — представителей циклических и игровых видов спорта — и степень развития ее ведущих свойств определяют по результатам выполнения блока тестирующих нагрузок различной мощности и продолжительности (Биологический контроль. 1996; МищенкоВ. С., 1990; Симонова, 2001; Шац, 1995). Вовремя тестирования испытуемый выполняет беговые нагрузки на тредбане «Jaeger LE500», возможности которого позволяют точно дозировать мощность и интенсивность нагрузки.

Реакции функций дыхания и кровообращения исследуют при помощи автоматического быстродействующего газоанализатора «Oxicon Alpha» (Германия). В процессе выполнения нагрузок определяют показатели системы дыхания и кровообращения и соответствующие им показатели мощности выполняемой работы.

В качестве тестов используют такие виды нагрузок:

Интервалы восстановления между тестирующими нагрузками составляют 5—10 мин.

В состоянии покоя и после выполнения каждого вида нагрузки проводят забор крови из пальца для определения содержания в ней молочной кислоты: после стандартной — сразу, после максимальной — сразу и на 3-й минуте, после критической — на 3-й и на 7-й минутах после нагрузки.

По результатам выполнения блока нагрузок рассчитывают многие показатели, на основании чего определяется комплекс из 30 показателей, позволяющих определить общий уровень функциональной подготовленности и степень развития ее ведущих свойств у спортсмена по показателям аэробной и анаэробной мощности, устойчивости, подвижности, экономичности и реализации функционального потенциала.

Мощность функциональных систем (аэробная и анаэробная) отражает верхний предел их возможностей и максимальных сдвигов вовнутренней среде организма вовремя выполнения нагрузок предельной величины. Это свойство определяют по таким показателям (Белоцерковский, 2005; Мищенко, 1990; Мурза, Филиппов, 2001):

Подвижность функциональных систем определяется п отаким показателям;

Устойчивость функциональных систем определяется по таким основным показателям (В. С. Мищенко, 1990; Физиологическое тестирование спортсменов, 1998);

Об экономичности функциональных систем судят по таким показателям:

Реализация функционального потенциала оценивается потаким основным показателям:

Из числа студентов выбирают одного(желательно представителя циклических видов спорта или спортивных игр). Исследование начинается с определения у него показателей в состоянии покоя: роста, массы тела, содержания гемоглобина и молочной кислоты в крови, психофизиологические исследования. Затем ответственный научный сотрудник проводит инструктаж о физических нагрузках, предстоящих выполнить испытуемому, надевает на него маску для осуществления газоанализа. В состоянии покоя, сидя в маске, испытуемый привыкает дышать в таких условиях. По сигналу «Пуск»! он начинает выполнять стандартную аэробную нагрузку (умеренной мощности), играющую роль разминки. Сразу после ее выполнения проводят забор крови для определения содержания молочной кислоты.. По окончании перерыва (медленный бег) выполняется ступенчатонарастающая нагрузка с целью выхода на VO2max (на мониторе V02 достигает постоянной величины — выходит на плато), определение его величины и значений соответствующих функциональных показателей, указанных в теоретическом вступлении к работе. Максимальная нагрузка заканчивается тогда, когда испытуемый сообщает о невозможности продолжать работу. По окончании ступенчатонарастающей нагрузка испытуемый продолжает идти побеговой дорожке в медленном темпе. Сразу после нагрузки и на 3-й минуте восстановительного периода берут кровь из пальца для определения содержания молочной кислоты. По окончании перерывы выполняется кратковременная физическая нагрузка критической мощности, продолжающаяся до изнеможения. На 3-й и 7-й минутах восстановления берут кровь из пальца для определения содержания лактата.

По окончании выполнения всего комплекса физических нагрузок разной мощности испытуемый продолжает ходьбу в умеренном темпе с целью определения КД и других функциональных показателей. Затем полученные данные обрабатывают для определения показателей структуры функциональной подготовленности и делают вывод об оценке особенностей аэробной и анаэробной работоспособности испытуемого. Для ознакомления с обработкой результатов тестирования и подготовкой выводов необходимо провести дополнительное занятие.

Источник

Функциональная подготовленность спортсменов

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Исследование состояния тренированности вовремя выполнения стандартной (немаксимальной) нагрузки [ править | править код ]

Оснащение: современный газоанализатор, велоэргометр или тредбан (тредмил). В ином случае оснащение такое же, как и в предыдущей работе.

Исследование начинают из измерения роста спортсмена и его массы тела. Сначала у них исследуют функциональные показатели метаболизма в состоянии покоя: уровень гемоглобина и лактата в крови, ЧСС, ЧД, ЛВ, V02, концентрацию кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе, дыхательный коэффициент и относительные функциональные показатели (на 1 кг массы тела).

Сразу по окончании дозированной стандартной нагрузки проводят забор капиллярной крови из пальца для исследования содержания лактата в крови. Его содержание определяют сразу, а также на третьей минуте восстановительного периода с целью определения максимального поступления молочной кислоты из мышц в кровь для характеристики вклада гликолитического механизма энергообеспечения в выполнение стандартной нагрузки.

Все метаболические и функциональные показатели (абсолютные и относительные), полученные вовремя обследования двух студентов разной спортивной квалификации, вносят в таблицу 53, анализируют и делают выводы о состоянии тренированности вовремя выполнения дозированной физической нагрузки умеренной мощности.

А — спортсмен высокой квалификации; Б — спортсмен низкой квалификации

В условиях спортивной тренировки на стадионах используют бег на 100, 200, 400 м и более со скоростью, доступной нетренированному испытуемому.

Задаваемая скорость бега должна строго соблюдаться. В бассейне можно выбрать отрезки дистанции 25, 50, 100 м и более с доступной ровной скоростью и одинаковым стилем плавания для двух испытуемых с разным уровнем подготовленности (МищенкоВ. С., 1990; Омельяненко, 2004; Физическое тестирование спортсменов. 1999; Фомин, Вавилов, 1991; Спортивная медицина. Практические. 2003).

Студентов делят на две бригады: одна проводит исследование различных систем организма вовремя выполнения выбранной дозированной нагрузки у хорошо тренированного испытуемого, а другая — аналогичные исследования у спортсмена с низким уровнем подготовленности.

Исследуют те же показатели, что и в предыдущем опыте (если есть возможность), дои после дозированной физической нагрузки, а также вовремя нагрузки. Полученные данные анализируют и делают выводы о реакции различных систем хорошо тренированного и малотренированного испытуемых на одинаковую немаксимальную нагрузку.

Определение структуры функциональной подготовленности спортсменов (по В. С. Мищенко) [ править | править код ]

Общий уровень функциональной подготовленности спортсменов — представителей циклических и игровых видов спорта — и степень развития ее ведущих свойств определяют по результатам выполнения блока тестирующих нагрузок различной мощности и продолжительности (Биологический контроль. 1996; МищенкоВ. С., 1990; Симонова, 2001; Шац, 1995). Вовремя тестирования испытуемый выполняет беговые нагрузки на тредбане «Jaeger LE500», возможности которого позволяют точно дозировать мощность и интенсивность нагрузки.

Реакции функций дыхания и кровообращения исследуют при помощи автоматического быстродействующего газоанализатора «Oxicon Alpha» (Германия). В процессе выполнения нагрузок определяют показатели системы дыхания и кровообращения и соответствующие им показатели мощности выполняемой работы.

В качестве тестов используют такие виды нагрузок:

Интервалы восстановления между тестирующими нагрузками составляют 5—10 мин.

В состоянии покоя и после выполнения каждого вида нагрузки проводят забор крови из пальца для определения содержания в ней молочной кислоты: после стандартной — сразу, после максимальной — сразу и на 3-й минуте, после критической — на 3-й и на 7-й минутах после нагрузки.

По результатам выполнения блока нагрузок рассчитывают многие показатели, на основании чего определяется комплекс из 30 показателей, позволяющих определить общий уровень функциональной подготовленности и степень развития ее ведущих свойств у спортсмена по показателям аэробной и анаэробной мощности, устойчивости, подвижности, экономичности и реализации функционального потенциала.

Мощность функциональных систем (аэробная и анаэробная) отражает верхний предел их возможностей и максимальных сдвигов вовнутренней среде организма вовремя выполнения нагрузок предельной величины. Это свойство определяют по таким показателям (Белоцерковский, 2005; Мищенко, 1990; Мурза, Филиппов, 2001):

Подвижность функциональных систем определяется п отаким показателям;

Устойчивость функциональных систем определяется по таким основным показателям (В. С. Мищенко, 1990; Физиологическое тестирование спортсменов, 1998);

Об экономичности функциональных систем судят по таким показателям:

Реализация функционального потенциала оценивается потаким основным показателям:

Из числа студентов выбирают одного(желательно представителя циклических видов спорта или спортивных игр). Исследование начинается с определения у него показателей в состоянии покоя: роста, массы тела, содержания гемоглобина и молочной кислоты в крови, психофизиологические исследования. Затем ответственный научный сотрудник проводит инструктаж о физических нагрузках, предстоящих выполнить испытуемому, надевает на него маску для осуществления газоанализа. В состоянии покоя, сидя в маске, испытуемый привыкает дышать в таких условиях. По сигналу «Пуск»! он начинает выполнять стандартную аэробную нагрузку (умеренной мощности), играющую роль разминки. Сразу после ее выполнения проводят забор крови для определения содержания молочной кислоты.. По окончании перерыва (медленный бег) выполняется ступенчатонарастающая нагрузка с целью выхода на VO2max (на мониторе V02 достигает постоянной величины — выходит на плато), определение его величины и значений соответствующих функциональных показателей, указанных в теоретическом вступлении к работе. Максимальная нагрузка заканчивается тогда, когда испытуемый сообщает о невозможности продолжать работу. По окончании ступенчатонарастающей нагрузка испытуемый продолжает идти побеговой дорожке в медленном темпе. Сразу после нагрузки и на 3-й минуте восстановительного периода берут кровь из пальца для определения содержания молочной кислоты. По окончании перерывы выполняется кратковременная физическая нагрузка критической мощности, продолжающаяся до изнеможения. На 3-й и 7-й минутах восстановления берут кровь из пальца для определения содержания лактата.

По окончании выполнения всего комплекса физических нагрузок разной мощности испытуемый продолжает ходьбу в умеренном темпе с целью определения КД и других функциональных показателей. Затем полученные данные обрабатывают для определения показателей структуры функциональной подготовленности и делают вывод об оценке особенностей аэробной и анаэробной работоспособности испытуемого. Для ознакомления с обработкой результатов тестирования и подготовкой выводов необходимо провести дополнительное занятие.

Источник

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть картинку Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Картинка про Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть картинку Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Картинка про Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть картинку Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Картинка про Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть картинку Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Картинка про Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена

Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть картинку Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Картинка про Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена

Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть картинку Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Картинка про Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена

Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.

Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост, как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы не манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек – живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же под-верженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.

В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма спортсмена (В.С.Мищенко, 1990; А.И.Шамардин, 2000). Высокий уровень функциональной подготовленности является основой для роста спортивного мастерства, предпосылкой высокой специальной физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам (П.В.Поляков, 1998).

Каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы. Например, такое двигательное качество, как выносливость, и все ее разновидности в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития основных механизмов энергообеспечения – анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в обеспечении работоспособности спортсмена будет определяться спецификой вида спорта, что будет определять «функциональную специализацию». Кроме того, функциональные возможности будут определяться такими параметрами как «функциональные резервы» и способность их реализовывать – «функциональная мобилизация».

Функциональная подготовленность спортсменов. Что понимать под этим? Это важнейший вопрос, от ответа на который зависит вся методология, стратегия и тактика функциональной подготовки – процесса развития функциональных возможностей спортсменов. В этом плане весьма важно с самого начала определиться с терминологией и понятиями различных т. н. видов подготовки спортсменов.

Используемая классификация видов подготовки в спортивной дея-тельности достаточно условна и применяется с целью определенной формализации. Это целесообразно для удобства оперирования средствами и методами, определения генеральных линий в развитии того или иного компонента подготовленности спортсмена на определенном этапе подготовки.

Традиционно формально выделяют физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. Как видим, такого вида подготовки, как функциональная, к настоящему времени специально не обозначается. Лишь в единичных работах (А.А.Сучилин, 1997) все же обнаруживается такой подвид – функциональная подготовка. Правда, в ее объем включается только аэробная производительность.

Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Смотреть картинку Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Картинка про Что такое функциональная подготовленность спортсмена. Фото Что такое функциональная подготовленность спортсмена

К настоящему моменту не сложилось четких общепринятых трактовок и определений «функциональная подготовка» и «функциональная подготовленность» спортсмена. Само понятие функциональная подготовленность весьма сложно и многозначно. В научной и методической литературе по теории и методике спортивной тренировки встречаются самые разные определения этого понятия. Различно и содержание, которое авторы вкладывают в это понятие. Одни авторы под функциональной подготовленностью понимают лишь уровень аэробной производительности, другие несколько расширяют его, но также ограничиваются уровнем развития и показателями энер-гообеспечения мышечной деятельности, добавляя сюда же некоторые показатели, отражающие реакцию внутренней среды на нагрузки. Другие авторы, говоря о функциональной подготовленности, сужают вопрос исключительно до степени готовности вегетативного обеспечения мышечной работы (В.С.Мищенко, 1990; С.Ю.Тюленьков, 1996, 1997; А.А.Сучилин, 1997; В.Н.Шамардин, В.Г.Савченко, 1997).

Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности (А.И.Шамардин, 2000). В этом плане наиболее точно и полно понятие функциональная подготовленность отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов — это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловли-вают эффективность соревновательной деятельности» (В.С.Мищенко, 1990).

Наиболее всестороннее представление о функциональной подготов-ленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В.С.Фоминым (1984). Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается им как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.

Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата (В.С.Фомин, 1984, 1986).

В общем виде проблема готовности к любому виду деятельности рассматривается как проблема нахождения путей реализации потенциальных возможностей человека в определенных условиях деятельности (Е.Г.Козлов, 1978).

В нашем понимании функциональная подготовленность спортсменов это способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) (И.Н.Солопов, 2001).

В широком аспекте понятие «тренированность», «подготовленность», «адаптированность» спортсмена вполне возможно обозначить как функциональная подготовленность. Здесь весьма много параллелей и по большому счету отдельные компоненты функциональной подготовленности являются основой, базой отдельных компонентов спортивной подготовленности. В этом отношении по-нимание тренированности, как состояния, характеризующегося сбалансированным взаимодействием функциональных систем, обеспечивающих возможность проявлять оптимальную и максимальную работоспособность в различных условиях окружающей среды (А.В.Коробков,1972), представляется вполне логичным и адекватным.

Как уже отмечалось, в физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психическую подготовку. Вышеизложенное позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.

Еще один компонент функциональной подготовленности – энергети-ческий. Уровень развития основных механизмов энергообеспечения является основной и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует сказать, что и другие компоненты функциональной подготовленности так или иначе увязаны с выполнением двигательного акта.

Ю.В.Верхошанский (1988) отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации. В связи с этим, основное внимание в тренировочном процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента – физической подготовленности.

Однако следует помнить, что подготовка спортсмена должна ориен-тироваться на развитие и совершенствование именно тех функциональных резервов и процессов в организме, которые, в основном, обусловливают специфическую работоспособность. Несомненно, при использовании только физических упражнений все эти процессы совершенствуются, как результат процесса адаптации к мышечной деятельности, физическим нагрузкам. Вместе с тем, эффективность подготовки и самого процесса адаптации возможно существенно повысить при использовании целенаправленных, дополнительных средств воздействия на различные стороны функционирования организма.

В современных условиях это особенно актуально. В настоящее время объемы и интенсивность тренирующих нагрузок в спорте достигли критических величин, дальнейший рост которых существенно превышает ресурсы физиологических возможностей организма человека и лимитируется социальными факторами (В.Н.Платонов, 1988, 1997; А.И.Шамардин, 2000; И.Н.Солопов, Е.С.Садовников, 2000; В.К.Бальсевич, 2001; А.А.Шамардин и др., 2008; Е.П.Горбанева, 2008; И.Н.Солопов и др., 2009). В связи с этим весьма остро встает задача разработки новых технологий оптимизации процессов адаптации, поиска альтернативных подходов к использованию эффективных дополнительных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок и повысить эффективность специфической мышечной деятельности в спорте (И.Н.Солопов, 1998; А.И.Шамардин, 2000; В.К.Бальсевич, 2001). Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, самого широкого спектра эргогенических средств, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений.

Уровень функциональной подготовленности является биоло-гической базой для других видов спортивной подготовки. Функциональная подготовленность может быть общей и специальной. Задачей развития общей функциональной подготовленности является формирование кислород-транспортных систем и утилизации кислорода, обеспечивающих рост аэробных резервов организма, энергообеспечения, нервно-мышечной, гормонально-гуморальной систем.

Вместе с тем, традиционно сложившаяся классификация в системе подготовки спортсменов умаляет значимость функциональной подготовки, как для тренера, так и для спортсмена, что часто приводит к негативным последствиям: срыву механизмов адаптации и развитию перетренированности, остановке роста физиологических резервов, снижению работоспособности и ухудшению спортивных результатов (Л.Р.Кудашова, 2000). В настоящее время большинство тренеров-практиков отмечают ключевое значение для становления спортивного мастерства именно функциональной подготовки, которая, вместе с тем, не выделяется в отдельный вид ни структурно, ни организационно.

В последнее время появились предложения дополнить пред-ставления о структуре подготовленности спортсменов еще и функциональным компонентом (С.Ю.Тюленьков, 1996, 1997; П.В.Поляков, 1998; А.И.Шамардин, 2000; Л.Р.Кудашова, 2000). Выделение в специальный раздел занятий процесса функциональной подготовки имеет смысл в том плане, что развитие функциональных возможностей должно обеспечивать формирование всех остальных компонентов мастерства, являясь для них базой.

Еще один важнейший аспект функциональной подготовки – это адекватные диагностика и контроль всех сторон функционального состояния, которые имеют крайне важное, ключевое значение при управлении тренировочным процессом.

Эффективность тренировочных средств прямо связана с учетом и использованием в планировании информации о закономерностях адап-тационных процессов в ответ на тренирующие воздействия. Такую ин-формацию можно получить только при своевременном использовании объективных средств контроля, что в свою очередь определяет необходимость нахождения информативных и надежных показателей, характеризующих различные стороны функциональной подготовленности спортсменов.

Это предопределяет необходимость комплексного подхода к оценке функциональных состояний и функциональной подготовленности в це-лом. Тем более, что собственно величину физической работоспособности нельзя считать информативным без учета определяющих ее факторов: не всякое увеличение физической работоспособности следует оценивать положительно, так же как не всякий вариант ее уменьшения – отрицательно (О.П.Аверина и др., 1988). При оценке физической работоспособности следует учитывать, что высокий ее уровень у разных спортсменов достигается при различной степени развития разных факторов (И.В.Аулик, 1979; В.С.Мищенко, 1990).

Известно, что специфика мышечной деятельности и вся направлен-ность тренировочного процесса определяют особенности диагностики физического состояния, использование методов контроля за адаптацией тех систем и функций организма, которые являются ведущими в данном виде или группе видов спорта, объединенных характером двигательной деятельности: (Ф.А.Иорданская, 1984, 1997; В.С.Фомин, 1984; О.М.Шелков, В.А.Булкин, 1997; А.И.Шамардин, 2000, 2010). Вследствие этого, при организации комплексного контроля необходимо четко представлять, какие именно факторы и частные показатели имеют ведущее значение для обеспечения высокой физической работоспособности на различных этапах подготовки у спортсменов разной спортивной специализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *