Что такое функции журналистики
Все о функциях журналистики в современном обществе
Что такое журналистика и какие функции она выполняе т
Журналистика — это работа по сбору и обработке информации, а также передача ее через средства массовой информации (интернет, периодические издания, телевидение).
Коммуникативная. Не только журналист, но и общество имеет потребность информационного взаимодействия. Контакт должен быть налажен. Аудитория предпочитает факты, и журналист обязан выполнить это желание, оставляя свое отношение к событиям за кадром. Это не означает, что информация не может содержать тональности или окраски. Для стран третьего мира характерно опосредованное получение знаний. До малограмотных и бедных людей, которым недоступны средства массовой информации, сведения доносят более грамотные представители общества. Пример — партийная агитация 1917 года. В это время возвышенные идеи равенства, которые транслировались через большевистские газеты, доводились до безграмотных рабочих и крестьян в понятной им форме: отнять, поделить, разрушить.
Идеологическая. Журналистика предоставляет возможность закрепить в обществе определенный тип поведения, создать в сознании каждого индивида соответствующий поведенческий стереотип. Эта функция способна создавать общественное мнение и влиять на общественное сознание. Например, можно с помощью газеты, публикующей на первых страницах данные о преступности с фотографиями последствий насилия, создать представление о том, что современный мир — безрадостен и неблагополучен.
Культурно-просветительская. Интерактивный способ дать индивиду возможность познавать что-то новое, процесс обучения благотворно влияет на человека. Он самостоятельно может выбрать то культурно-образовательное направление, которое обогатит его внутренний мир и повысит интеллектуальный уровень. Функция журналистики может направляться на расширение границ интересов аудитории. Например, передачи о путешествиях, театре, музеях знакомят зрителя с подлинным культурным наследием цивилизации.
Методологическая. Главный принцип этой функции — знакомить пользователя с информационно-энциклопедическими знаниями и рекламой. Это дает возможность человеку развиваться информационно, совершенствуясь методологически. Реклама может информировать индивида о новых товарах, но некоторые из них могут быть не очень хорошего качества и формировать ложные потребности.
Организаторская. Эта функция отражает отношения СМИ с социальными организациями. Форма проявления: характеристика деятельности чиновников относительно выполнения их обязанностей перед обществом.
Рекреативная. Раньше эта функция считалась второстепенной. Но стремление индивида к отдыху, веселью, развлечениям достаточно сильное. Некоторые каналы делают эту функцию основной, добиваясь высоких рейтингов. Но идти на поводу у аудитории во всем — непрофессионально. Хорошим показателем является, когда функция развлечения перетекает в культурно-просветительскую функцию.
Особенности системы и взаимодействия
Систему функций журналистики характеризует забота об индивиде, его духовно-идеологическом развитии, достойных социальных условиях. Их реализация зависит от «человеческого фактора». В газетах и на ТВ можно наблюдать материалы, содержащие всю совокупность функций. Для всех средств массовой информации функции журналистики являются общими, но реализуются они через призму позиций, которые выбирают журналисты. Различные произведения могут носить следующий характер:
многофункциональный — когда материал представлен всеми функциями, пусть даже слабовыраженными;
доминирующий — когда основной темой выступает определенная функция, другие тоже могут присутствовать, но в незначительной степени;
полифункциональный — когда в равной степени реализуются все функции.
Система журналистики подвержена изменениям благодаря развитию науки и техники, трансформации старых и появлению новых каналов передачи информации, переменам во вкусах и потребностях аудитории.
Функции журналистики глазами Прохорова, Цвика, Корконосенко и других
Рассмотрим, какое определение функциям дают исследователи.
Просветительская
По мнению Е.П. Прохорова, эта функция формирует культуру. Цели журналистики — предоставлять эталоны ценностей, языкового оформления, чтобы индивид становился интеллектуальнее, понимая произведения искусства и литературы.
Г.В. Лазутина считает, что основное предназначение журналистики — насыщать массовые информационные потоки знаниями, чтобы было место конкуренции, и человек сам мог выбирать источник образования.
В.Л. Цвик добавляет к просветительской слово «культурная». На телевидении она наиболее эффективна, ведь зрительные образы воспринимаются как образец.
Социальная
Е.П. Прохоров дал ей название организаторской, считая, что журналист дает возможность народу контролировать деятельность властных структур.
В.Л. Цвик дает характеристику как способность управлять общественным мнением, создавая политическую и социальную стабильность, адаптировать людей к жизненным обстоятельствам.
С.Г. Корконосенко считает целью журналистики регулирование конфликтов между народом и властью, посредничество в налаживании отношений.
Г.В. Лазутина, напротив, считает, что нужно позволить самостоятельно сформироваться мнению у аудитории, даже вопреки желанию власти.
Рекреационная
Информационная
В.Л. Цвик делает эту функцию основополагающей, ссылаясь на такие достоинства телевидения, как быстрот а, достоверность и эмоциональность. Нахождение актуальной информации важно для наиболее полно й активности в социальной жизни.
Коммуникативная
Идеологическая
Многие специалисты, принадлежащие старой школе, выделяли идеологическую функцию журналистики, но сейчас это спорное утверждение. Идеологическая функция, по мнению современных исследователей, явно указывает на пропагандистскую деятельность, унижающее журналистику как таковую. Подчеркнутая идеология в прессе уничтожает свободу слова и объективность мнений.
Рекламно-справочная
21. Журналистика как система функций
Говоря о журналистике, мы должны прежде всего выяснить ее функции (от латинского «functio» – обязанность, назначение), т.е. совокупность ее «обязанностей» перед обществом. Любая деятельность человека всегда целенаправленна, и общество, стремясь достигнуть определенного результата, ставит перед журналистикой конкретные цели, для достижения которых используются специфические журналистские средства.
Журналистика выполняет в обществе несколько функций. Прежде всего это идеологическая функция, ведь любое общество ставит перед собой определенные идеологические ориентиры, формулирует определенные представления (политические, экономические, исторические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические), которые играют определяющую роль в жизни каждого человека, в его отношении к действительности.
Организаторская функция позволяет журналистике воздействовать как на функционирование самого общества и его институтов (к примеру, через аналитические, позитивные и критические публикации), так и на действия членов этого общества.
Еще одна важная функция журналистики – культурно-рекреативная. Именно журналистика, с помощью своих каналов распространения информации, делает культуру доступной самым широким слоям населения, способствуя духовному развитию людей. Но человек должен также отдыхать, интересно и с пользой проводить свободное время, восстанавливать свои силы (от латинского «recreatio» – восстановление).
Среди других функций журналистики Е.П. Прохоров называет также коммуникативную (функцию общения) и рекламно-справочную[7]; Е.В. Ахмадулин – информационно-коммуникативную, интегрирующую, регулирующую, дифференцирующую, образовательно-просветительскую, культуроформирующую, ориентирующую и ряд других функций[8]; Л.П. Аполлонова – социально-психологическую и психологическую[9]; Н.Н. Липовченко – познавательную, аналитическую, управленческую и др.[10]; В.Г. Афанасьев – политико-воспитательную и пропагандистcкую[11]; С.А. Михайлов – функцию контроля и наблюдения за действиями государства, а также функцию формирования политического пространства[12]. Некоторые авторы (Л.П. Аполлонова, Н.Н. Липовченко, И.А. Илюшин[13] и др.) говорят об информационной функции журналистики, что, на наш взгляд, не совсем верно, так как сама журналистика носит информационный характер, и именно информация является средством достижения поставленных перед журналистикой целей.
Реализация функций журналистики возможна только тогда, когда участники журналистской деятельности соблюдают ее общие правила и нормы, т.е. принципы журналистики. Это основные нормативы деятельности журналистики как социального института. Е.П. Прохоров называет следующие принципы журналистики: партийность, народность, массовость, правдивость, объективность, демократизм, патриотизм, гуманизм, национальная гордость, интернационализм и др.[14].
Раскроем некоторые из принципов журналистики.
Принцип партийности совсем не означает связь с определенной политической партией, это прежде всего представительство интересов какой-либо части общества, его определенной группы. Принцип народности предусматривает обеспечение журналистикой интересов народа как совокупности его классов и групп, заинтересованных в прогрессивном развитии общества. Принцип массовости предполагает ориентацию журналистики на самые широкие слои аудитории. Принцип правдивости предполагает максимально точное изложение фактов действительности. Принцип объективности предусматривает высокий уровень аргументированности выводов и суждений журналиста. Принцип демократизма связан с системой управления обществом и направлен на максимально полное участие в нем всех его членов. Принцип патриотизма означает любовь к родине, стремление служить ее интересам. Принцип национального достоинства предусматривает бережное отношение к национальной памяти, к традициям и обычаям народа. Принцип интернационализма связан с сознанием равенства всех наций и народов, со стремлением к их дружбе и взаимодействию.
Глава 2. Функции журналистики как система: их взаимодействие
Глава 1. Роль журналистской информации
Способы функционирования журналистики
Налаживание контакта с аудиторией, воздействие на нее, ориентирование по тем или иным вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие массовое сознание – все это современные функции журналистики. Итак, что же такое само понятие функция?
В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информационную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. А однажды преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что их преподавательским составом было решено взять за основу лишь две функции – информационную и воспитательную.
Как мы видим, в современной журналистике каждый исследователь дает миру свое представление об общественных функциях СМИ, поэтому мы решили «подойти с позиций их системной группировки. Тогда встанет вопрос о выборе основания для классификации».
Т. о. мы обратились к наиболее распространенным классификациям функций в трудах профессора Е.П. Прохорова, потому что у него дано наиболее понятное и точное толкование понятий каждой из функций. Он исходит из различных конечных результатов, сформировались следующие группы функций: идеологическая, культурно-образовательная, рекреативная, непосредственно-организаторская, рекламно-справочная и коммуникативная. Их мы и рассмотрим подробнее в следующем пункте.
Функции журналистики
1) Коммуникативная функция
Исходная функция журналистики – коммуникативная (от лат. communication «путь сообщения, форма связи») – обязательным условием информационного взаимодействия является налаживание отношений с массовой аудиторией. Она заключается в том, что не только журналист (Ж) старается контактировать с массовой аудиторией (МА) и социальными институтами (СИ), но и наоборот, с Ж происходит знакомство как с объектом, который имеет информацию и может с ней поделиться.
2) Идеологическая функция
Формирование общественного сознания осуществляется за счет самоориентации людей и с помощью различных социальных институтов, считающих своей обязанностью всесторонне ориентировать по тем или иным вопросам. «Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания»6. Массовое сознание – устойчивые, общепринятые знания, нормы и ценности общества, представленные в сознании каждого социально зрелого индивида, начинающий действовать как важнейший узел самоуправления, саморегуляции общества целом. Оно формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил.
Основу строения массового сознания составляет мировоззрение – это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, поэтому его формирование – главная задача всех форм идеологической работы.
Еще одним компонентом сознания является миросозерцание – также обобщенная «модель действительности», дающая принципиальные ориентиры, построенные с помощью эмоционально-образных средств.
В идеологической сфере, в связи увеличением более активного участия народа в политической жизни увеличивается роль востребованности СМИ. Журналистика стремится у своей группы читателей выработать определенную систему взглядов, «тип сознательности как единства сознания и самосознания».
В основе идеологической функции СМИ лежит всесторонняя ориентация общества, способствующая развитию и формированию массового сознания.
3) Непосредственно-организаторская функция
Вторая, наиболее важная функция СМИ, так называемая непосредственно-организаторская «проявляется при выполнении чисто журналистских задач: проведение «круглых столов» в печатной периодике телевизионные программы с привлечением массовой аудитории, различного рода радиомитинги». Она нужна для выдвижения суждений и оценок относительно характера и уровня выполнения обязанностей СИ и его должностными лицами перед обществом. Именно здесь роль журналистики как «четвертой власти» проявляется более активно. Несмотря на то, что властные полномочия ее ограничены, она все же способна оказывать некоторое воздействие на общество за счет авторитетности изданий, программ. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ. «Однако властные полномочия журналистики носят убеждающе-консультативный характер. Замечания и предложения журналистов – это всего лишь выражение суждения общественности». Но если СИ не будут принимать во внимание журналистские тексты, то они упустят из виду часть важной информации. Реакцию, которую вызывают СМИ своими провокационными материалами, зависит во многом от самой печатной периодики от грамотности оформления, журналист несет ответственность за каждое сказанное им слово.
Компетенция (лат. competentia «круг полномочий, сфера занятий органа или лица») газеты, журнала, теле-и радиопрограммы определяются их специализацией и масштабом деятельности.
Престижность изданий строится на авторитете, который они зарабатывают в процессе своей деятельности «характер компетенции изданий и программ сказывается и на характере их выступлений, и на реакции, на них различных социальных институтов». Если журналистское издание обладает высоким престижем и влиятельностью в обществе, это значительно повышает авторитет выступления. Но престижно или непрестижно то или иное издание – журналисты должны стремиться к созданию произведений, демонстрирующих их высокую компетентность. Компетентное суждение – плод серьезного, основанного на широкой и достоверной исходной информации анализа, проведенного на базе высокой методологической культуры.
Анализ функционирования СИ ведется журналистикой в интересах формирования, развития, совершенствования системы институтов общества, улучшения условий жизнедеятельности и оптимального осуществления прав человека.
В прямой связи с идеологической функцией журналистики находится культурно-образовательная. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культурно-образовательной.
Культура – (лат. cultura «возделывание, образование, развитие») – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Уровень культуры зависит от уровня информированности прессой массовой аудитории. «Культурно-образовательная функция журналистики заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры. Тем самым способствовать всестороннему развитию человека».
Целью культурно-образовательной функции является обогащение внутреннего мира человека, поэтому каждый человек способен самостоятельно выбрать то направление культуры, которое его интересует на данный момент. Это обязывает журналиста быть всесторонне развитым в культурной сфере, чтобы удовлетворять круг интересов своей аудитории. «Деятельность журналиста может быть направлена на расширение и преобразование границ интересов своей аудитории, но главной ее задачей все же остается высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений».
Важнейшая задача журналистики – привить потребительской аудитории подлинное понятие о «массовой культуре», искусстве и противостоять разрушительному воздействию ложной культуры.
В свою очередь культурно-образовательная функция находит свое продолжениев рекламно-справочной.
Рекламно-справочная функция информирует, консультирует потребителя по тем или иным вопросам, рекламирует«к справочным материалам в журналистике примыкает реклама». Рекламе уделяется большое место в нашей жизни, она повсюду: на телевидении, радио и в печати. Каждый человек ежедневно занимается саморекламой и без нее никуда, реклама способствует привлечения образа. Она является и огромным источником средств для журналистики.
Реклама дает информацию о товарах и услугах, предоставляя потребителю возможность выбирать из имеющейся в ассортименте продукции, «но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам, формирую чрезмерные и ложные потребности».
6) Рекреативная функция
Рекреативная (лат. recreatio «восстановление» функция, отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности.
Цель рекреативной функции состоит в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени. Но рекреативная функция способна не только развлекать аудиторию, она также способствует развитию интеллекта и мыслительной деятельности.
В журналистике есть люди с передовыми взглядами, стремящиеся воздействовать на аудиторию, привить свое представление о чем-либо. В обществе, где существует возможность иметь множество мнений, «фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики».
Информация доступна лишь в том случае, когда все эти функции будут взаимодействовать друг с другом «предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций».
Журналистские произведения с функциональной точки зрения разнородны, текст может быть:
— с доминирующей функцией, т.е. когда лидирует какая-то одна функция, но имеются как бы второстепенные (вспомогательные);
— полифункциональным, когда в тексте на одинаковых правах присутствует несколько функций.
В любом монофункциональном тексте присутствует сразу несколько функций. Просто какие-то из них видны наиболее четче, а какие-то менее заметны. Наибольшую популярность имеет все же полифункциональный текст, он интереснее по своей форме и содержанию. В высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения. Все эти функции требуют объединения сил журналистов для большего воздействия на аудиторию.
«Всем журналистам и всем СМИ свойственны единые функции», их выполнение зависит от занимаемой позиции самих журналистов и их СМИ, от того, как они понимают проблему и с какой стороны к ней подходят.
Т.о. мы подробно рассмотрели все пространство функций, представленных в трудах Е.П. Прохорова, и выявили, что журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей: по развитию культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию и коммуникацию, формированию различных идеологий. Мы можем справедливо заметить, что задача журналистов состоит в выполнении каждой из этих функций и желательно наличие всех их в любом журналистском материале, чтобы разнообразить речь и сделать текст наиболее интересным.
Глава 2. Функции журналистики как система: их взаимодействие
Урок 1. Введение в журналистику
Профессия журналиста по праву относится к самым интересным. Она позволяет не просто быть в курсе того, что происходит в мире и иметь полное право высказывать свои взгляды и точки зрения на те или иные проблемы, но и дарит возможность помогать людям в самом полном смысле этого слова.
Профессия журналиста предполагает встречи с интересными людьми, путешествия по родной стране и даже по всему миру, обработку невероятного количества самой разной информации. Также она подразумевает наличие целеустремленности, настойчивости, недюжинных коммуникационных навыков.
Но все, что мы перечислили выше, можно назвать просто набором красивых фраз и выражений, если нет четкого понимания того, что же представляет собой журналистика на самом деле: что послужило предпосылкой для ее появления, в чем состоят ее функции, какие проблемы она призвана решать, какими качествами необходимо обладать профессиональному журналисту. Рассмотрению именно этих вопросов и посвящен первый урок курса.
Содержание:
Начнем же мы с краткого исторического экскурса.
Немного из истории журналистики
Понятие «журналистика» происходит от французского слова «journal», означающего «журнал» или «дневник» (в немецком языке термину «журналистика» соответствует «Journalistik», а в английском языке – «journalism»). В России понятие «журналистика» изначально применялось лишь для обозначения журналов, но примерно в середине XIX столетия оно начало использоваться в отношении всех периодических изданий, включая газеты. Однако думать, что предвестниками газет были журналы, – неправильно.
Еще для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых в России составлялись рукописные газеты – они назывались «Куранты» и «Вестовые письма». Основой для них служили переведенные на русский язык новости из газет Польши, Швеции, Германии и Голландии. Интересная информация отбиралась дьяками и подьячими Посольского приказа, затем переводилась и переписывалась узкими длинными столбцами на бумагу. В большинстве случаев газеты читались вслух царю, но иногда новости были доступным и приближенным к нему боярам.
Первое печатное издание появилось в период правления Петра I. Согласно его задумке, в нем надлежало сообщать о происшествиях внутри страны и за границей. 16 и 17 декабря 1702 г. свет увидели пробные номера «Ведомостей», а со 2 января следующего года они начали входить постоянно. Петр I лично принимал участие в компоновке первых номеров, делая отбор подходящих известий и новостей. Впоследствии издание выходило хаотично, и только 25 лет спустя его печать стала регулярной – газета выпускалась еженедельно по вторникам и пятницам. Из всего этого и вытекает тот факт, что журналистика непосредственно связана с печатной, периодической формой распространения информации. Но что же послужило предпосылкой для ее появления?
Учитывая только что названный факт, на момент появления журналистки уже существовали печатные станки и бумага для печати. В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатный станок, и несколько последующих столетий стали называть «эрой Гутенберга». Кроме того, журналистика взаимосвязана с периодическим распространением информации, а это предполагает наличие организации или службы, способной распространять печатную продукцию. Первое почтовое ведомство было открыто в России в 1664 г. благодаря содействию немецких комиссионеров. Однако все это стало лишь техническими предпосылками.
Журналистика примерно в той форме, в какой мы знаем ее сегодня, появилась в тот момент, когда возникла потребность в систематических и актуальных экономических данных. Фабриканты и купцы нуждались в сведениях о том, что можно приобрести в разных городах (товары, оборудование и т.п.) и по каким ценам. Это явилось предпосылкой экономической.
Но помимо технических и экономических предпосылок, появлению журналистики способствовали еще и политические и государственные процессы в странах Европы. Сюда относится борьба политических, религиозных и идеологических воззрений, становление национальных государств и т.д. Для всего этого были необходимы не только серьезные средства управления, но и мощные инструменты пропаганды. И таким средством как раз и стала в итоге журналистика. И с чем же мы имеем дело сегодня?
Что такое журналистика?
Давать журналистике какое-то одно конкретное определение было бы в корне неправильным. По этой причине рассматривать ее можно с нескольких ракурсов:
A | Журналистика – это социальный институт. Она представляет собой систему различных учреждений, берущих за основу своей деятельности социальные законодательные акты. Такими учреждениями являются редакции журналов и газет, радиостанции, телекомпании, информационные агентства и прочие организации, которые удовлетворяют потребность людей в информации и обеспечивают информационную безопасность конкретной страны. |
B | Журналистика – это экономическая отрасль, в организациях которой работает множество людей. Например, в РФ вклад, который медиаотрасль вносит в ее ВВП, составляет около 1,4% (данные из Концепции развития телерадиовещания в РФ). А это сравнимо с вкладом легкой, деревообрабатывающей и лесной промышленности. |
C | Журналистика – это комплекс форм деятельности, требующихся для полноценного функционирования журналистки как социального института. Имеется в виду создание печатных СМИ, радио- и телепередач, интернет-ресурсов, работа, обеспечивающая подготовку кадров, функционирование медиаиндустрии и т.п. |
D | Журналистика – это комплекс связанных с ней профессий. К таким относятся журналисты, редакторы, корректоры, инженеры, операторы, режиссеры, менеджеры и некоторые другие. |
E | Журналистика – это система СМИ, применяющих разные формы распространения информации: информационные агентства, интернет-ресурсы, радио, ТВ, печатные издания. |
F | Журналистика – это совокупность размещаемых в печатных и электронных СМИ произведений: интервью, статьи, корреспонденции, репортажи, заметки, очерки и т.п. |
G | Журналистика – это система научных знаний о тонкостях работы с массовой информацией. |
Таким образом, центральной категорией журналистики является именно информация, но не в общем и целом, а только в одном из своих проявлений – массовая информация – та информация, которая применяется в управлении социумом. Социальную информацию можно охарактеризовать как высший, самый сложный и многообразный вид информации, и массовая информация, распространяемая посредством радио, телевидения, печати и иных средств, – это ее разновидность. Руководствуясь этой посылкой, достаточно просто определить основные функции, выполняемые журналистикой.
Функции журналистики
Среди общих функций журналистики выделяются:
Журналист освещает разные стороны жизни людей и общества, дает ответы на актуальные вопросы и помогает людям разобраться в положении дел. Но вместе с общими функциями, журналистика обладает и рядом специфических, а именно:
1 | Организационная функция: благодаря журналистике люди группируются по интересам, а структура СМИ отражает социальную структуру/ |
2 | Функция социальной критики: журналистика борется с социальными недостатками, предупреждает нарушение законов, противостоит коррупции и т.п. |
3 | Идеологическая функция: журналистика прививает определенные жизненные ценности: патриотизм, моральные качества, здоровый образ жизни и т.д. |
4 | Культурная функция: журналистика освещает социальную жизнь, события в мировой культуре, осуществляет художественную критику/ |
5 | Развлекательная функция: журналистика способствует полезному и приятному времяпрепровождению, отдыху от работы и т.п. |
6 | Рекламная функция: журналистика ставит людей в известность о производстве новой продукции, трендах, разработках и пр. |
Журналистика очень многогранна. Одни называют ее четвертой властью, другие считают великим творчеством, третьи ассоциируют ее с сенсациями, правдой и ложью; кто-то видит в ней романтику, а кто-то – исключительно прагматичные газеты и журналы, радио и телевидение. Как бы то ни было, ее влияние на массовое сознание, ее функции и задачи, которые она выполняет, можно перечислять еще очень долго. И представить сегодняшний мир без журналистики невозможно, ведь ее плоды жизненно необходимы современному обществу.
Но давайте перейдем теперь непосредственно к носителям этой профессии: какими качествами должен обладать грамотный журналист, и какие требования журналистика предъявляет к своим сотрудникам.
Качества профессионального журналиста
Если попытаться рассмотреть профессию журналиста объективно, можно выделить четыре основных уровня качеств, которыми должен обладать ее представитель:
Поговорим немного о каждом из этих уровней.
Природные данные
Говоря о природных данных, мы говорим о врожденной склонности человека к наблюдательности, его живом интересе к окружающим и миру, способности к увлекательному рассказу об увиденном с уклоном на важные подробности и детали, незамеченные другими. В некоторых случаях все эти черты могут проявляться в человеке уже с самого раннего возраста. А профессия журналиста ставит его перед необходимостью постоянного развития и совершенствования этих навыков.
Также нельзя обойти стороной такие отличительные черты журналиста, как разносторонность интересов, например, в области спорта, музыки, кино, литературы, художественного искусства; любовь к чтению, способность анализировать общественные и природные явления, свои и чужие поступки; любознательный ум.
Помимо прочего, талантливый журналист должен от природы обладать коммуникабельностью, умением быстро сходиться с людьми и способностью вызывать доверие, чувством юмора (в том числе и по отношению к самому себе), психологической выносливостью и стрессоустойчивостью, упорством и настойчивостью.
Естественно, человека, который обладал бы всем набором вышеназванных качеств, найти достаточно сложно. Но встретить журналиста, который был бы нелюдимым, замкнутым, безучастным к происходящему и не имеющим никаких талантов, просто невозможно.
Мировоззрение
Мировоззрение журналиста сравнимо с принципами самой журналистики: человек, трудящийся на этом поприще, должен быть верен фактам, смело смотреть правде в глаза, объективно освещать реальное положение дел, стремиться к постижению сложных явлений своего времени со всей их глубиной и противоречивостью. Однако речь не о том, что он должен абстрактно стремиться познать «абсолютную» истину, и не о том, что нужно любой ценой оставаться беспристрастным. Внимание журналиста должно быть сосредоточено на человеке, его свободах и правах, среди которых и его право на счастье. Отсюда и вывод, что журналисту нужно обладать гуманистическим мировоззрением.
Но и научное мировоззрение не стоит обходить стороной. Однако в этом вопросе нужно избегать устаревших, консервативных и тем более реакционных взглядов, ведь журналист с такими воззрениями служит отнюдь не на благо общества. Открытость новому, стремление к инновациям и прогрессу – вот что отличает хорошего журналиста. А вот узреть эти инновации и прогресс, понять его суть и начать бороться за движение социума вверх нередко помогает высокий уровень образования.
Образование
Безусловно, высшее образование для журналиста – существенный плюс. Необходимостью оно не является, но приветствуется всегда. Однако история полна примеров, когда успешными журналистами становились люди совершенно других профессий. И среди этих людей не только авторы – популяризаторы различных знаний и опыта (доктора пишут о медицине, инженеры об инженерном деле и т.д.), но и специалисты из тех областей, с которыми совершенно не связана тематика их журналистской деятельности (к примеру, известный телеведущий и журналист Владимир Познер учился на биолого-почвенном факультете МГУ по специальности «Физиология человека», и сегодня занимается совсем не связанной с его образованием деятельностью).
Множество журналистов в своем прошлом были заняты далеко не в гуманитарных сферах, но это не помешало им пойти по зову сердца и заняться журналистикой. Несмотря на это, среди представителей этой профессии вряд ли найдется человек малообразованный или необразованный в принципе.
Специфические качества
Специфические качества – это практически прямое следствие природных данных, но все же их следует выделить отдельным блоком. Таковыми являются эмоционально-психологические и волевые особенности.
Отличительная черта грамотного журналиста состоит во всеобъемлющем любопытстве, обращенности его психички в окружающий мир, желание и стремление разбираться в фактах и событиях, вести собственные расследования – явные признаки экстраверта.
Желание найти истину подразумевает наличие мужества, причем не мужества в плане мышления, а «иммунитет» к страху вполне возможных преследований, опасностей и угроз, ведь с этими вещами тесно связаны поиск и публикация определенного рода материалов.
Одновременно с этим профессия журналиста призывает к доброте, отзывчивости, чуткости, способности сочувствовать и сопереживать, эмпатии, умению смотреть на одни и те же вещи с противоположных ракурсов. А это в свою очередь требует следующего: быть общительным, стремиться понять даже соперника, быстро реагировать, уметь концентрироваться, быть собранным, находчивым и мобильным, уметь работать даже в условиях стресса и давления.
И, естественно, нельзя забывать и о физических данных. Профессия журналиста со всей ее спецификой ставит человека перед необходимостью проявлять чрезмерную работоспособность, выносливость и готовность к лишениям (не спать, не есть, не отдыхать – все это может быть в жизни журналиста). Быть журналистом – значит не пасовать перед опасностью за свою жизнь, если вдруг она возникает.
Резюме
И все же главенствующее место среди всех качеств журналиста (это нисколько не умаляет важности остальных) занимают именно интеллектуальные – то, как мыслит человек и насколько он умственно развит. Учитывая то, что первостепенная задача журналиста – разбираться в явлениях жизни, трезвость мышления, ясность ума, гибкость и умение рационально постигать реальность становятся его фундаментальными качествами.
Никто не спорит с тем, что накопление информации и знаний крайне важно для интеллекта. Но самое главное – это все-таки умственная активность, смелость мысли, сообразительность, умение применять знания на практике. Только так можно прийти к пониманию и верной оценке явлений жизни, выработке адекватных представлений, постановке правильных целей и разработке путей их достижения. При всем этом для представителя журналистской профессии необходимо умение искать нужную информацию, оценивать ее «приложимость» к конкретным явлениям, быстро и полноценно проводить множество интеллектуальных операций.
Мир личности журналиста должен быть многогранным: его способности, склонности, социальная и мировоззренческая позиция, индивидуальные черты и личностный потенциал, а также опыт, знания и навыки должны позволять на 100% выполнять взятые на себя обязательства. Журналистика – это ответственность, осмотрительность в суждениях, открытость к поправкам и дополнениям, стремление к новому, способность выдвигать на обсуждение и обсуждать спорные явления с сохранением самокритичности, способность отказываться от не выдерживающих критику идей, образность мышления и четкое видение явлений действительности.
Хорошим, успешным и полезным обществу журналистом может стать только тот человек, который не жалеет своего времени и сил на доскональное исследование социальных явлений; который обладает достаточным уровнем вдохновения, таланта и энергии, чтобы «достучаться» до аудитории. И, пожалуй, ничто не сравнится с удовлетворением, получаемым от того, что твоя деятельность, как журналиста, восстановила справедливость, защитила кого-то, дала кому-то надежду. В этом и кроется подлинная сущность журналистики и работы журналиста.
Надеемся, у вас сложилось четкое представление о том, какими качествами необходимо обладать профессиональному журналисту и что будет способствовать его успеху на данном поприще.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В следующем уроке мы углубимся в особенности журналистского дела, и расскажем, какие существуют жанры журналистики, вкратце коснемся ее типологии, подробно побеседуем об интернет-журналистике и связанной с ней методике Web 2.0.