Что такое функции государства как в их реализации проявляется социальная сущность государства
Социальная сущность государства.
Понятие «государства», «правовое государство».
Государство – универсальная политико-территориальная форма организации исторически сложившегося общества, предназначенная для его развития и управления.
Признаки государства:
1. Распределение населения в определенных границах;
2. Наличие политической публичной власти, которая распространяется на всех членов общества;
3. Наличие специального аппарата принуждения;
4. Наличие налоговой системы;
5. Суверенитет – независимость от других государства в решении любых вопросов.
Правовое государство – государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих и гарантирующих неотъемлемые права и свободы человека, выражающих интересы всех слоев (социальных групп) населения
Основные черты правового государства:
Социальная сущность государства.
Социальная сущность государства раскрывается в обеспечении охраны прав и интересов определенной социальной группы или общества в целом (в правовом государстве).
Раскрыть социальную сущность государства – это значит выявить, потребности какой социальной группы обеспечивает данное государство. Социальная сущность государства в зависимости от изменения статуса государства (например, сначала рабовладельческое, затем буржуазное, затем капиталистическое) проявлялась по-разному. По мере развития общества, достижения им определенного уровня цивилизованности общечеловеческие приоритеты постепенно вытесняют классовые приоритеты и государство предстает организацией, управляющей обществом на основе достижения компромисса между интересами различных социальных групп и слоев данного общества (это сегодняшние социально-демократические государства).
Из сущности государства вытекает и его социальное назначение. В современном гражданском обществе социальное назначение государства проявляется в обеспечении посредством права объективно возможных благ для всех слоев общества, всех его членов – с учетом их социального положения и личных возможностей (условно говоря, социальное назначение государства – управление обществом в интересах всего населения).
Социальная сущность и социальное назначение государства проявляется в его функциях.
Функции государства – основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества (некоторые политологи еще говорят: основные виды деятельности)
Возникновение и изменение функций государства зависит от содержания задач, которые встают перед обществом в ходе его развития. На различных исторических этапах приоритетными становятся особые задачи, а соответственно, появляются соответствующие функции (в свое время в СССР приоритетной была функция диктатуры пролетариата, т.е. идеологическая функция, на сегодняшний момент все большее значение приобретает экологическая функция).
Функции государства классифицируют на:
А) внутренние и внешние;
1) экономическая – развитие экономики страны в наиболее оптимальном режиме;.
2) социальная – обеспечение социальной защищенности каждого члена общества вне зависимости от его способности непосредственно участвовать в производстве материальных и духовных благ (раньше в СССР выполнялась лучше, чем в РБ или РФ);
3) идеологическая – в зависимости от политики государства, религиозности общества, культуры населения;
4) охрана конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечение правопорядка и законности;
6) социально-культурная – обеспечивает сохранение национальной культуры и самобытности нации, его языка, музыки, искусства.
1) обеспечение обороноспособности страны – поддержание определенного уровня военной защиты общества, гарантирующего национальную безопасность, государственный суверенитет и территориальную целостность;
2) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами – установление и развитие экономических, политических, культурных отношений с другими странами, заключение договоров о правовой помощи друг другу;
3) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества, основанного на международно-правовых актах – создание ООН, введение совместных миротворческих войск в проблемные страны.
Б) постоянные и временные – по продолжительности действия.
Постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства (экономическая)
Временные – имеют ограниченный во времени характер (как правило, чрезвычайный – функция диктатуры пролетариата)
Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства включает в себя 3 элемента:
1.Форма правления – тип главенствования в данном государстве, организация верховной власти.
а) Монархия – власть одного человека, которая переходит по наследству (как правило, пожизненно).
Главный признак монархии – переход титула, короны и всех полномочий, связанных с этим от одного близкого родственника к другому (царь, король, шах).
· Неограниченная (абсолютная) – вся верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства.
· Ограниченная – власть монарха значительно ограничена представительными органами. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменять конституцию.
· Дуалистическая (двойственная), когда есть одновременно две сильные власти: власть наследственного монарха и избираемый народом парламент.
Дуалистическая монархия – это когда монарх уже не может единолично управлять страной, а парламент по ряду причин не может отстранить его от власти и они вынуждены сосуществовать.
Главный признак – правительство формируется из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах, и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
♦ Парламентарная (конституционная)− правовой статус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, судебная власть осуществляется независимыми судами. Парламентарная монархия является формальной (царствует, но не правит)
б) Республика – власть осуществляется избранными на определенный срок представительными органами.
· Парламентская – ведущая роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту, он избирает Президента. Правительство формируется парламентом и отвечает перед ним. Парламент может выразить правительству недоверие (Президенту – вотум недоверия).
· Президентская – глава государства избирается не парламентом, а особой процедурой референдумом – всеобщим голосованием (выборщиками в США – избиратели голосуют за выборщиков, а уже те избирают Президента) и играет ведущую роль.
Основной признак президентской республики – четкое разделение властей между Президентом и парламентом.
Президент назначает правительство из лиц, которые принадлежат его партии, либо с минимальным участием парламента, либо вообще без его участия, и это правительство не отвечает перед парламентом.
2.Форма государственного устройства – территориальная организация государства.
а) Унитарное (простое) – единое, цельное государство, которое состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих суверенитетом.
б). Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федерации не одинаковы, но имеют общие признаки:
— территория федерации состоит из отдельных субъектов (штатов, республик);
— верховная власть принадлежит федеральным органам, но субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие органы;
— в большинстве федераций существует союзное гражданство.
в) Конфедерация – временный союз суверенных государств образованный для достижения какой-либо определенной цели или обеспечения их общих интересов.
Государство сохраняет свою независимость, свою денежную систему, территорию, гражданство. Они могут договориться о создании специальных общих органов управления (Европарламент), единой денежной системы (Евро), единых таможенных правилах.
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, они либо распадаются, либо превращаются в федерацию.
3. Форма политического режима – совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
а) Демократическая – складывается в правовом государстве.
б) Антидемократическая (авторитарный, тоталитарный, фашистский).
Политическая система общества – это организационно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, через которые народ осуществляет власть
Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 7338 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Сущность и функции государства
Государственная власть: понятие и общие черты
Необходимым условием существования общества является наличие власти, благодаря которой удается организовать совместную деятельность людей, обеспечить порядок в их взаимоотношениях. Для человеческого общества, представляющего собой единый социальный организм, власть является мозгом, без которого невозможны ни выработка единой воли, ни следование ей.
Особенности власти проявляются в следующем:
1. Отношения носят волевой характер, т.е. предполагают подчинение, следование субъектов воле властвующего.
2. Наличие принуждения в любой форме, которое может основываться не только на силе, но и на авторитете, слепой вере и других факторах, которые заставляют субъектов следовать воле властвующего.
Выделяют различные виды социальной власти: власть рода, племени, общины, политическая, экономическая, родительская и др.
Особым видом социальной власти является государственная власть, которая осуществляется самим государством либо делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени и при его поддержке.
Особенность государственной власти, ее исключительный характер определяется прежде всего характеристиками самого государства, являющегося единственным официальным представителем общества, реализующим свою волю на всей своей территории и в отношении каждого, кто находится на ней, а также имеющего монополию на использование силы.
Соответственно, характерными признаками государственной власти, выделяющими ее среди других видов власти, являются следующие моменты:
Поскольку государство является официальным представителем населения, в основе государственной воли лежит воля народа, граждан государства. Однако ее выражение имеет определенные особенности, так как государство не может учесть волю каждого, соответственно, воля граждан носит обобщенный характер и выражается через представительные органы государственной власти (в современных демократических государствах). Формирование состава представителей общества и, соответственно, воли народа осуществляется через деятельность политической системы общества. В свою очередь, реализация государственной воли осуществляется через специальные институциональные элементы, организационно оформляющие власть и делающие ее постоянно функционирующей и общеобязательной. К таким элементам относятся государственные органы и учреждения, право и т.п. Именно данные элементы обеспечивают следование всех установленной воле народа, прибегая в самом крайнем случае к мерам государственного принуждения.
Рассматривая соотношение государственной и публичной власти, стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации под публичной следует понимать власть, обеспечивающую управление делами общества от имени народа. В Конституции РФ указано, что этот вид власти осуществляется не только государственными органами, но и иными организациями, не входящими в систему органов государственной власти, например органами местного самоуправления. Таким образом, категория публичной власти также является более широкой, чем власть государственная.
Понятие, основные признаки и сущность государства
Категория «государство» является одной из наиболее изучаемых и интересных. Внимание ученых к данной проблематике более чем объяснимо, ведь от того, что понимать под этим явлением, зависит содержание всей юриспруденции и любых других наук, так или иначе связанных с государством и государственными явлениями. Так что же понимает под государством современная юридическая наука? Прежде чем ответить на этот вопрос и дать определение государства, необходимо рассмотреть его основные признаки.
Рассматривая признаки государства, принято особо выделять так называемые сущностные, т.е. ключевые, внутренне присущие государству признаки:
1) любое государство является особой организацией публичной власти, обеспечивающей управление делами общества, т.е. любое государство есть инструмент управления обществом, «машина власти» (формальный аспект сущности государства);
Поэтому процедуру изменения ключевых идей, лежащих в основе государства, выстраивают на основании демократических правил, а процесс использования государственной власти организуют на базе принципов самоуправления населения, сочетания централизма и федерализма, множественности властных центров, которые обеспечат более гибкий подход к решению стоящих перед обществом и властью задач. Такой подход к содержательной стороне государства называется общесоциальным, однако истории известны случаи, когда в качестве ключевых идей государства выбирались (в том числе по желанию большинства граждан) идеи превосходства той или иной расы (политика апартеида в ЮАР), нации (фашизм), класса и др. Данный вопрос крайне важен, так как именно от его решения зависит облик не только государственной машины, но и создаваемого права.
Помимо названных, к признакам государства относят следующие:
1) это официальный представитель населения, объединяемого государством по признаку гражданства либо подданства;
Таким образом, суверенность власти предполагает недопустимость как иных источников власти на территории, так и вмешательства во внутренние дела извне, т.е. других государств;
3) монополия на правотворчество, означающая, что только государство и специально уполномоченные им субъекты могут создавать нормы права, чем обеспечивается единство и целостность правового пространства. Данный признак является следствием суверенитета;
5) наличие правоохранительных органов, призванных охранять законность и правопорядок, обеспечивать верховенство на территории страны, а также имеющих монопольное право на легальное применение силы и принуждения;
6) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону страны, независимость на международной арене, территориальную целостность и безопасность;
7) тесная и неразрывная связь с правом, которое является экономически и духовно обусловленным нормативным выражением государственной воли общества, государственным регулятором общественных отношений, основным инструментом управления обществом и каждым субъектом в отдельности.
Функции государства: понятие и виды
Знание функций государства позволяет достаточно полно и точно определить социальное назначение государства, стоящие перед обществом проблемы на определенном этапе его исторического развития, а также возможные пути его совершенствования.
Характеризуя функции государства, необходимо в первую очередь выделить их основные признаки:
Задачи являются предпосылками функций, предопределяющими эти направления и обозначающими их (например, если целью является создание правового государства, то одной из задач является обеспечение самостоятельного соблюдения гражданами действующего законодательства, функциями же будут охрана правопорядка и воспитательная работа).
2. В функциях государства непосредственно выражается и конкретизируется сущность государства, его социальное назначение.
3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом.
4. Соответственно, сами функции носят конкретно-исторический характер и активно изменяются в процессе развития государства и общества;
5. Реализация функций государства осуществляется в специфических, только ему присущих формах и специфическими методами.
В связи с изменчивостью функций, их многообразием наиболее оптимальным способом их описания и изучения является классификация, которая в научной литературе проводится по нескольким основаниям:
1) по времени существования: постоянные, которые присущи всем государствам и всегда присутствуют в деятельности государства (например, оборона страны, охрана правопорядка), и временные, появляющиеся в связи с какими-то событиями, носящими непостоянный характер (например, функция государственного регулирования цен на продукты в связи с тяжелым экономическим положением страны);
2) по сферам общественной жизни, в которых реализуются функции. В рамках этой классификации выделяют экономические, социальные, политические и функции, осуществляемые в духовной сфере;
3) в зависимости от сферы деятельности государства, в которой они осуществляются, говорят о внутренних функциях, представляющих его деятельность внутри страны, определяющих его роль в жизни конкретного общества, и о внешних функциях, осуществляемых за пределами государства, в которых проявляется специфика взаимоотношений с другими государствами.
Причем не всегда можно однозначно отделить внутренние функции от внешних, так как направления деятельности государства вне страны и за ее пределами тесно связаны: внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства и наоборот;
4) по степени обобщенности можно выделить основные функции, в которых отражаются наиболее важные стратегические направления деятельности государства и неосновные (вспомогательные), конкретизирующие и развивающие основные функции (хотя в последнее время данная классификация подвергается активной критике).
Рассматривая функции любого государства, следует остановиться на предметной характеристике основных постоянных внутренних и внешних функций, позволяющих наиболее полно и наглядно охарактеризовать цели, задачи и социальное назначение того или иного государства.
В деятельности любого государства можно выделить следующие основные внутренние и внешние функции.
Основные внутренние функции государства:
4. Функция финансового контроля и налогообложения, в рамках которой осуществляется проведение целенаправленной финансовой политики, контроль за денежным обращением в стране, формирование бюджетных средств, за счет чего обеспечивается не только реализация всех других функций, но и существование самого государства.
5. Функция охраны прав и свобод граждан, охраны правопорядка и укрепления законности, реализация которой обеспечивает неуклонное соблюдение действующих норм права, а также надлежащую реализацию прав и свобод всех субъектов. Данная функция заключается в борьбе с преступностью, исполнении наказаний, правовом воспитании, контроле и надзоре за надлежащим исполнением всех норм права.
Основные внешние функции государства:
1. Функция обороны страны. Эта функция связана с необходимостью поддержания независимости на международной арене и защиты своих граждан. Для реализации данной функции не только ведутся войны, но и обеспечивается постоянная боеготовность войск, проводятся различные маневры и учения.
3. Функция внешних сношений с другими государствами. В условиях современной глобализации и повышения взаимосвязей между государствами в различных сферах общественной деятельности необходимо создавать инструменты эффективного взаимодействия и согласования совместных действий.
4. Функция интеграции в мировое экономическое пространство, обеспечивающая эффективность экономических взаимосвязей государств, получение товаров, не производимых в тех или иных государствах, оптимизацию использования своих ресурсов и сырья и др.
5. Решение глобальных проблем современности, прежде всего сырьевой, демографической, энергетической, экологической. Человечество настолько активно влияет на окружающую среду, что масштабы этого влияния начинают сказываться на нашей планете. Несомненно, что решение этих вопросов требует совместных усилий, поэтому государства всего мира пытаются договориться о взаимной ответственности во имя общего выживания.
Формы осуществления функций государства
Рассмотрение функций государства будет неполным без характеристики форм осуществления этих функций. К пониманию данного явления существует два подхода.
В рамках первого формы осуществления функций государства определяют как деятельность, непрерывно осуществляемую любым органом государственной власти, в процессе которой и реализуются, осуществляются функции (данного подхода, например, придерживался М.И. Байтин). При этом выделяют две основные группы форм осуществления функций государства:
1. Правовые, которые связаны с изданием правовых актов и их претворением в жизнь, соответственно, влекущие юридические последствия. К ним относятся правотворческая деятельность, заключающаяся в создании юридических актов, а также правоприменительная деятельность, в рамках которой обеспечивается их реализация. Особой разновидностью правоприменительной деятельности является правоохранительная деятельность, направленная на пресечение правонарушений и наказание виновных в них лиц.
2. Организационные, не связанные с изданием юридических актов и не влекущие за собой юридических последствий, но осуществляемые на основе выполнения требований законности.
К ним следует отнести организационно-регламентирующую деятельность, в рамках которой решаются текущие технические вопросы (например, организация приема граждан, дежурства по учреждению), организационно-хозяйственную деятельность, благодаря которой осуществляется материальное обеспечение выполнения различных функций (например, организация бухгалтерского учета, материально-технического снабжения), а также организационно-идеологическую деятельность, которая выражается в разъяснительной и воспитательной работе с гражданами и иными субъектами (например, разъяснение смысла нормы права, информирование об основных результатах деятельности).
Второй подход подразумевает под формами осуществления функций государства деятельность основных звеньев государственного аппарата (этой позиции придерживался, например, М.С. Строгович). В связи с тем что в основе существующей структуры механизма государства лежит принцип разделения властей, в рамках данного подхода выделяют следующие формы осуществления функций государства:
Оба данных подхода в равной мере применимы на практике и в совокупности позволяют более четко и конкретно характеризовать деятельность государства по реализации своих функций и достижению поставленных перед ним обществом целей и задач.
Социальная сущность и функции государства
Под социальной сущностью государства понимается нечто главное, определяющее, устойчивое и закономерное в данном явлении, неразрывно связанное с его социальным назначением. Сущность государства – характеризует его смысловое содержание, она определяется характером, принадлежностью, назначением и осуществлением государственной власти в обществе. Таким образом, вопрос о сущности государства – это, фактически вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
В науке о государстве и праве выделяют два основных подхода к проблеме понимания сущности государства. Первый исходит из превалирующего влияния корпоративных (классовых) интересов, второй – из приоритета интересов общесоциального характера.
К первому подходу относятся так называемая «теория элит», «технократическая теория» и т.д. Но основное место, безусловно, занимает классовая (марксистская) теория, согласно которой государство призвано выражать, прежде всего, классовые интересы.
Согласно второго научного направления государство должно выражать интересы всего общества. Его основное социальное предназначение заключается в служении общественным интересам, в достижении некоего «общего блага», независимо от классовой градации.
Сущность государства проявляется через осуществляемые им функции. В отечественных и зарубежных научных источниках встречаются различные варианты определения и характеристики функций государства.
Наиболее существенными признаками функций государства является то что:
1) Функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства.
2) В функциях воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политико-правовой системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.
3) Функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти.
4) Функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В самом общем виде функции государства можно определить как направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства.
В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства.
Критерии классификации функций государства:
1) По сфере государственной деятельности – внутренние, внешние.
2) По продолжительности – постоянные, временные;
3) По социальной значимости – основные, производные;
4) По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.
I. Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. Согласно такого подхода, функции подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило говоря о внутренних функциях государства используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.
– политическая функция, включает в себя направления государственной деятельности в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти;
– экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;
– социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как совокупность целевых установок в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., всем гражданам России гарантированно право на достойный образ жизни).
Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия государство в сфере международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем эти функции приобретают специфические черты, что собственно говоря и обуславливает необходимость различения внутренних и внешних функций. К собственно внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.
Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета, путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Вместе с тем, некоторые авторы защищают право государства на реализацию собственных геополитических интересов, предполагающих решение стоящих перед государством задач за счет вмешательства в дела другого государства, объявленного в одностороннем порядке зоной жизненных интересов. При этом в качестве идеологической подоплеки нередко используются теории обосновывающие «избранность» той или иной нации или народности и – как следствие – неполноценность всех остальных людей.
Защита государственного суверенитета на международной арене должна осуществляться так же посредством международного сотрудничества, которое рассматривается как процесс договорных отношений между государствами в целях получения определенных, позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Немаловажной особенностью реализации данного вида функций государства является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми системами.
II. В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.
Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества члены которого данное государство образуют (Конституция России к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и гражданина в качестве основной ценности и объявляет заботу о них основной целью государства). Данная функция в ряде случаев называется генеральной функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.
Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру временными являются функции осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.
III. Ряд авторов в качестве критерия классификации функций государства выделяет принцип социально-политической значимости; поэтому признаку различаются основные и производные функции.
Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Производные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п.
От функций государства следует отличать функции государственных органов. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру функция законотворчества может рассматриваться и как функция государства и как функция государственного органа – Государственной Думы. При этом Государственная Дума обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем не обладает правом придания принятому закону юридической силы. Это может сделать только государство в целом. При этом реализация законотворческой функции государства предполагает объединение законотворческих функций нескольких государственных органов, к числу которых наряду с рассмотренной законотворческой функцией Государственной Думы относятся функции Совета Федерации – органа одобряющего принятый Государственной думой закон, Президента РФ подписывающего закон и, наконец государственных средств массовой информации в изданиях которых данный закон публикуется.
Процесс реализации функций государства предполагает различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности. К правовым формам реализации функций государства, как правило, относят – правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.
Правотворческая деятельность – это деятельность направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций возникающих в следствие их претворения в жизнь применения мер ответственности в отношении правонарушителей.
От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению предписаний правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п.
Правоохранительная деятельность – это правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.
Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства. Вместе с тем, она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
Функции государства реализуются посредством определенных методов, т.е. приемов и способов. Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – экономическое прогнозирование, экономическое планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте основные современные подходы к пониманию феномена «государство».
2. В чем на Ваш взгляд отличие понятий «государство – страна»; «государство – социальная система»; «государство – организация публичной политической власти»?
3. Что такое социальная сущность государства?
4. Чем «классовая» сущность государства отличается от «общесоциальной»?
5. Дайте понятие и раскройте содержание основных признаков государства.
6. Сформулируйте определение государства.
7. Попытайтесь максимально коротко определить что такое государство.
8. Дайте понятие и характеристику признаков функций государства.
9. Проведите различие функций государства: а) по сфере действия; б) по времени действия; в) по степени социальной значимости.
10. В каких формах и при помощи каких методов реализуются функции государства?
Учебная литература:
1. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 30 – 34; 49 – 53.
2. Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С. 64 – 65; 74 – 75.
3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С. 8 – 9; 14-15; 11 – 19; 27 – 31.
Дополнительная литература:
4. Адашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение. 1992. №2. С.97.
5. Бутянко А.П. Государство, его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. №7. С.107 – 115.
6. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999.
8. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М.,1969.
9. Малый А.П. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. №3.
10. Черноголовкин Н.В. Теория функций государства. М., 1970.