Что такое фрирайд в горных лыжах

Лыжи для фрирайда: история, виды и технология рокер

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Фрирайд (англ. freeride) — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Но вместе с тем внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможностью схода лавин.

История появления лыж для фрирайда

Фрирайдные лыжи появились в ответ на потребность лыжников кататься по глубокому снегу. Первоначально для этого использовались обычные универсальные туристические лыжи или лыжи для слалома-гиганта.

Это всё началось до карвинговой революции в горных лыжах, произошедшей в конце 1990-х. Понятно, что они проваливались в глубоком снегу. Соответственно, катание вне трасс требовало очень хорошей техники и физической подготовки. Знаю это, испытал на своей шкуре. Мои первые лыжи, которые у производителя в каталоге числились в категории Фрирайд, имели талию 64 мм, вторые — K2 MODX (2000 или 2001 год, победитель тестов журнала SKI в категории Фрирайд) — имели талию 70 мм. Производители предложили увеличить ширину лыж для фрирайда и сделать их мягче, чтобы они лучше всплывали в глубоком снегу. Следующие мои лыжи — K2 AK ENEMY 2002 года выпуска — имели талию 90 мм и были очень эластичными. (Кстати, это были лыжи для фристайла-бэккантри.) Это был совсем другой уровень.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Автор статьи Сергей Гарибов на фрирайде в Красной Поляне.

На несколько лет ширина 84-95 мм стала эталоном для фрирайдных лыж. Большинство производителей старались сделать лыжу (особенно носок) мягче в продольном направлении, чтобы лыжа лучше всплывала. Но, как говорится, у палки два конца. Поясню. Фрирайдер ведь не всё время катается по идеальным целинным полям. Зачастую powderday случается 4-5 раз в сезоне. Приходится кататься по разбитым склонам, по трассам, по буграм. И тут излишняя мягкость лыж начинает мешать. При катании по разбитым склонам («расколбасу») — а это не менее 50% времени для среднего фрирайдера — мягкую лыжу начинает долбить, она нестабильна, удары от всех неровностей приходят лыжнику в ноги. О том, чтобы пробивать мягкие бугры, не может быть и речи. Что делать? Производители делают лыжи жёстче, особенно лыжи для традиционного фрирайда. Но жёсткая лыжа плохо всплывает. Давайте сделаем её шире! Началась гонка за шириной: 100, 110, 120 мм. Прекратилась она на уровне 130-140 мм. Что же прекратило эту гонку? Это сделал рокер — ранний подъём носка, технология, которая позволила жёсткой лыже с рокером всплывать даже лучше, чем мягкой без рокера.

Технология Рокер (rocker)

Шейн МакКонки — создатель технологии Рокер

Эта технология совершила во внетрассовом катании такую же революцию, как в своё время карвинговые лыжи совершили революцию в катании по подготовленным склонам. За технологию рокер мы все должны быть благодарны Шейну МакКонки (Shane McConkey).

Шейн Макконки (англ. Shane McConkey; 30 декабря 1969, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада — 26 марта 2009, Доломитовые Альпы, Италия) — профессиональный горнолыжник, бейсер и скайдайвер. Жил в Скво-Вэлли, в Калифорнии. Начинал с гоночных дисциплин, но потом перешёл к съёмкам в большой серии фильмов об экстремальном горнолыжном спорте. МакКонки часто сочетал спуск на горных лыжах с бейсджампингом. В частности, в 2004 году он совершил бейс-прыжок с Эйгера.

МакКонки придумал революционные лыжи для катания по целине — с обратным боковым вырезом и обратным загибом передней части лыжи (так называемый рокер). Первой такой моделью стали Volant Spatula, позднее были разработаны K2 Pontoon. Также он первым использовал горнолыжные крепления на водных лыжах для использования на Аляске.

Шейн МакКонки погиб 26 марта 2009 года, катаясь в Доломитовых Альпах в Италии. Выполнив двойной бэкфлип, МакКонки должен был воспользоваться вингсьютом — «он уже выполнял этот трюк неоднократно», по утверждению компании Matchstick Productions, в фильмах которой Макконки часто снимался. Но у Шейна возникла проблема с выстёгиванием из лыж. Когда ему всё же удалось от них освободиться, он уже 12 секунд находился в свободном падении, и земля была слишком близко. Отказа парашюта не было — он не успел им воспользоваться.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах
Шейн МакКонки.

Что такое технология рокер

Идея заимствована у снарядов, предназначенных для плавания и использующих для выхода на поверхность силу сопротивления воды. Рокер (обратный прогиб) позволяет лыже легко всплывать в глубоком снегу и оставаться на его поверхности, обеспечивая лучшую маневренность, а также более расслабленное катание, схожее по ощущениям с сёрфингом. Чем больше рокер, тем на более мягкий и глубокий снег рассчитаны лыжи.

Рокер можно охарактеризовать множеством способов, обычно используется для этого три специфических параметра:

Обратный прогиб про-модели Шейна МакКонки K2 Pontoon можно описать следующим образом: рокер 20/40 на носу и хвосте. Это значит, что оба конца лыжи имеют обратный прогиб, и традиционные контактные точки будут находиться на расстоянии 20 мм от плоской поверхности, на которую положены лыжи, и длина рокера составляет 40 см.

Боковой вырез фрирайдных лыж

Радиус бокового выреза лыжи определяет крутизну вашего поворота при закантовке лыжи на определенный угол. Лыжа с большим радиусом бокового выреза пойдет по более широкой дуге и будет более устойчива на больших скоростях, чем лыжа с маленьким радиусом. Лыжи для любителей коротких поворотов при ростовке 165 имеют радиус R=11-12 м, а лыжи для любителей больших скоростей и больших дуг имеют радиус R=17-21 м. Лыжи с радиусом R=13-15 м достаточно универсальны для катания по подготовленным склонам — на них комфортно делать как короткие, так и длинные повороты. Лыжи для целины имеют в основном радиус более 20 м.

При езде по глубокому снегу глубокий боковой вырез считается ненужным и даже вредным, и одно время производители взялись делать лыжи с радикальной геометрией. Например, первая лыжа от компании Salomon, в которой была применена технология рокер и которая так и называлась — Salomon Rocker, при ростовке 192 см имела геометрию 147-127-137 мм и соответственно радиус поворота R=42 м. При этом длина рокера была 70 см!

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Более того, для бездонной целины предлагаются лыжи с обратной геометрией («шпатель», англ. Spatula) — эта концепция также была заимствована Шейном МакКонки из водных лыж. Он справедливо полагал, что катание на лыжах по бездонной целине больше всего похоже на катание на водных лыжах.

Первой такой моделью стали Volant Spatula, совмещавшие в себе технологии обратного бокового выреза и обратного прогиба (рокера). В настоящее время ограниченное количество компаний предлагают лыжи с обратной геометрией и рокером для катания по бездонной целине. Надо признать узкую специализацию такой конструкции и трудность спусков на таких лыжах по жестким склонам.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Как уже и говорилось ранее, фрирайд (или фрискиинг в более широком смысле) это не всегда спуски по идеальной целине, ведь зачастую приходится ехать по жестким склонам — и вот тут нужен боковой вырез. Поэтому многие компании отказываются от производства лыж с обратной геометрией, предпочитая им лыжи с комбинацией обратной геометрии и нормального бокового выреза (эту технологию назвали «тайпер» или «тейпер», taper). И снова пионером этой концепции выступил Шейн МакКонки, перейдя из Volant в K2 и создав феноменальную лыжу K2 Ponton с геометрией 160-130-120 при ростовках 179 и 189 см.

Из более поздних и не менее популярных конструкций такого рода можно привести пример Armada JJ и Rossignol S7.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Rossignol S7 сезона 2011-2012: Геометрия 140-110-118 (178 см), 145-115-123 (188 см).

На рисунке хорошо видно, что в передней и задней части лыжи производитель применил тайпер (в этих же частях применен рокер), чтобы лыжа не зарезалась под снег. В средней части мы наблюдаем глубокий боковой вырез (совпадает с зоной традиционного весового прогиба), который обеспечивает достаточно короткий для фрирайдной лыжи радиус поворота 18 м.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Armada JJ сезона 2011-2012: Геометрия (126)136-115-133(123) | Ростовки: 165, 175, 185 | Радиус бокового выреза: 12, 14, 16 м.

Здесь производитель использует даже специальное обозначение промеров лыжи для обратной геометрии. Лыжа имеет ещё более радикальный боковой вырез, чем S7.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Неудивительно, что эти две модели стали бестселлерами. Что касается компании Armada, у них в линейке фрирайдных лыж была, наверное, самая успешная на рынке модель с обратной геометрией — ARG. Это была про-модель Таннера Холла (Tanner Hall), который успешно рекламировал ее в фильме Believe.

Armada ARG сезона 2007/2008: Геометрия (125)135-133-134(120) | Ростовки: 185.

Однако, вышеупомянутые недостатки концепции с обратной геометрией привели к тому, что в сезоне 2012/2013 эта модель была снята с производства и сейчас вообще трудно найти на рынке лыжи с обратной геометрией.

Виды фрирайд-катания

Облегчённый фрирайд

Самый простой и популярный вид внетрассового катания, суть которого заключается в подъёме на гору на подъёмнике и дальнейшем съезде по нетронутому склону вне подготовленных трасс.

Бэккантри (backcountry)

Восхождение в горы, не оборудованные подъемниками, с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. Наиболее распространенный вид фрирайда, несмотря на сложность восхождения на вершину горы для старта.

В последнее время наиболее быстро развивающееся направление, чему способствует использование технологий ски-тура для подъёма: облегчённые ботинки и крепления с функцией «ходьба-катание», облегчённые лыжи, камусы. Появился целый класс гибридного оборудования, стоящего на границе фрирайда и ски-тура. Разные компании по-разному классифицируют это оборудование, мне лично нравится термин «фритуринг» (freetouring).

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Заброс лыжников или сноубордистов на вершину горы с помощью вертолёта. Дорогое развлечение, а в некоторых местах нашей планеты запрещённое.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Заброс лыжников или сноубордистов на вершину горы с помощью сноукэта — ратрака с пассажирской кабиной. При этом, развлечение менее дорогостоящее, чем хели-ски.

В последнее время вместо термина фрирайд всё чаще используют термин фрискиинг. Это более широкое понятие, включающее в себя фрирайд, фристайл-бэккантри и парковый фристайл (нью-скул). В рамках этого раздела для нас важны первые два типа катания: классический фрирайд и фристайл-бэккантри.

Фристайл-бэккантри

В двух словах – это исполнение трюков (фристайл) на естественном рельефе, то есть те же прыжки, которые ньюскулеры исполняют в парке на фигурах (халф-пайп, биг-эйр, слоуп-стайл), исполняются с естественных скал, наддувов и т.д. Почему мы об этом сейчас говорим? Потому что производители предлагают специальные широкие лыжи для фристайла-бэккантри, и они зачастую выделены в каталогах в отдельный подкласс (не всегда, но бывает). Зачастую производитель меняет иерархию в своём каталоге от сезона к сезону и переносит лыжи из категории Фрирайд в Фристайл-бэккантри и наоборот. Чтобы не морочиться, лыжи фристайл-бэккантри всех производителей в АльпИндустрии включены в категорию Фрирайд.

Мы остановимся на этом месте подробнее и разберемся, почему же лыжи для фристайл-бэккантри включены в категорию фрирайда и чем они отличаются от классических фрирайдных лыж.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Лыжи для прыжков со скал, карнизов и наддувов.

Я отношу их в категорию фрирайд, потому что большинство начинающих фрирайдеров (да и не только начинающих) выбирают эти лыжи для того, чтобы просто кататься по глубокому снегу. Поэтому многие производители также сливают разделы Фрирайд и Фристайл-бэккантри в один, и называется он у всех по-разному, у кого-то «Фрирайд», у кого-то «Фрискиинг».

От классических фрирайдных лыжи для фристайла-бэккантри отличаются, в первую очередь, своим целевым назначением, а оно в свою очередь определяет остальные различия. Ведь трюки на естественном рельефе часто требуют от лыжника исполнять вращения и приземлятся спиной вперёд.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри от классических лыж для фрирайда

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

1. Фристайл-бэккантри лыжи — твинтипы (рассчитаны на приземление спиной вперед). Классические фрирайдные лыжи часто имеют лежачую пятку.

2. Крепления на этих лыжах по сравнению с классическими фрирайдными лыжами сильно смещены вперёд, часто по геометрическому центру (для облегчения вращения лыж при трюках). Побочный эффект — повышенная маневренность по сравнению с классическими фрирайдными лыжами. На классических фрирайдных лыжах крепления часто сдвигают назад, чтобы сделать носок длиннее, чтобы лучше всплывал в глубоком снегу или чтобы сместить центр давления назад (пятка тонет, носок всплывает).

3. Распределение жесткости. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют мягкую длинную пятку для того, чтобы можно было легче приземляться спиной вперед, и относительно жесткий носок. Классические фрирайдные лыжи имеют длинный мягкий носок для обеспечения легкого всплывания и жесткую пятку для обеспечения скоростной стабильности.

4. Боковой вырез и радиус поворота. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют больший боковой вырез и, соответственно, меньший радиус поворота по сравнению с классическими фрирайдными лыжами. Возможно, это было сделано, потому что ньюскулеры (фристайлеры), которые стали прыгать в целине, стремились к более универсальным лыжам (позволяющим эффективно кататься и в парке, и на подготовленной трассе, и в лесу), чем олдскульные фрирайдеры, лозунг которых звучит как «Off piste all the time». При езде по глубокому снегу на высоких скоростях большими дугами считается, что глубокий боковой вырез мешает — лыжа начинает зарезаться под снег и становится нестабильна на скорости.

5. Рокер. На лыжах для фристайла-бэккантри используют как передний рокер (tip rocker), так и задний рокер (tail rocker) — так называемая технология двойного рокера. Иногда лыжа даже не имеет посредине зону весового прогиба, это называют обычно полным рокером (Full Rocker). Это обусловлено необходимостью приземлять прыжки спиной вперёд. На классических фрирайдных лыжах, как правило, используют только передний рокер. Побочный эффект двойного рокера — увеличение маневренности в глубоком снегу. Возникает эффект, подобный карвингу на подготовленном склоне. За счёт двойного рокера лыжа как бы предварительно изогнута, надо лишь слегка закантовать лыжу, и она сама идет по дуге.

Необходимо отметить и недостатки двойного и полного рокера. Двойной рокер очень сильно уменьшает контактную длину лыжи и уменьшает скоростную стабильность. Двойной рокер мешает выполнять торможение в стиле «хоккейной остановки» и контролирующие повороты в стиле годиль-торможение — при попытке выполнить этот прием вместо торможения лыжи просто уходят на меньший радиус поворота. Поэтому большинство фрирайдеров-профессионалов (гидов, соревнующихся спортсменов) предпочитают классические фрирайдные лыжи с передним рокером.

На фото наш автор и переводчик Святослав Рычков на фрирайде в Красной Поляне.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Перечисленные отличия делают фристайл-бэккантри лыжи весьма привлекательными для большинства лыжников (начинающих и продолжающих фрирайдеров). Эти лыжи более маневренные, соответственно, менее требовательны к технике, они более универсальны, чем классические фрирайдные лыжи.

Одними из первых лыж, которые появились в России и сделали революцию во внетрассовом катании, стали Salomon Pocket Rocket и Rossignol Scratch. Эти лыжи сделали катание по глубокому снегу доступным для огромного количества лыжников, которые раньше об этом и мечтать не могли. Современные образцы бестселлеров этого класса — Atomic Bent Chetler и Movement FLY 125. Надо понимать, что большинство лыжников не прыгают со скал на этих лыжах и не крутят трюки с приземлением спиной вперёд.

Классификация лыж для фрирайда

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Сергей Гарибов во время внетрассового катания на Камчатке.

Чтобы легче разбираться во всём многообразии фрирайдных лыж, я придумал для себя весьма условную и простую классификацию. Все лыжи, вне зависимости от того, для фрирайда они или для фристайла-бэккантри, я разбил на 4 большие группы в зависимости от рельефа и состояния снега, при котором они будут использоваться:

All-mountain freeride (универсальные фрирайдные лыжи)

Как видно из названия, предназначены для катания по самому разнообразному снегу: подготовленная трасса, разбитый снег, мягкие бугры, глубокий снег. Надо понимать, что на подготовленной трассе они уступят специализированным карвинговым и all-mountain лыжам, а в глубокой целине (Красная Поляна, Япония, Западное побережье США и Канады) уступят Powder freeride лыжам. То есть идеальное состояние снега для этих лыж — разбитый снег или неглубокая (10-30 см) целина.

В соответствии с предназначением эти лыжи имеют как правило не очень большую ширину 98-112 мм, короткий радиус поворота 16-24 метра, обычно низкопрофильный передний рокер и весовой прогиб под ботинком. В последнее время для увеличения маневренности в этих моделях стали использовать низкий задний рокер. Как правило, используется тейпер. Иногда встречаются модели с полным рокером, например Volkl Mantra.

Powder freeride (фрирайдные лыжи для глубокого снега)

Предназначены, в основном, для катания по глубокому (20-100 см) снегу. Не очень хорошо работают при катании по жёсткому склону или по буграм. Для обеспечения лучшего всплывания в глубокой целине лыжи имеют большую ширину 114-130 мм и длинный высокий передний рокер. Также часто используется задний рокер, есть модели с полным рокером. Практически всегда используется тейпер. Большинство лыж для глубокого снега —это лыжи фристайл-бэккантри. Радиус поворота большой — 24-35 м.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Atomic Bent Chetler, Movement FLY 125, Salomon QST 118, Rossignol Super 7 HD, DPS Lotus 124 Alchemist.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Лыжи, которые едут везде. Усиленная версия All-mountain freeride лыж. Предназначены для спусков в больших горах (например, вулканы Камчатки, Аляска, регион Шамони, Приэльбрусье), при которых снежные условия в зависимости от высоты могут меняться от жёстких ветровых застругов к глубокой целине и далее, вплоть до весенней каши. Лыжи, которые используют в соревнованиях по фрирайду.

Эти лыжи обычно шире, длиннее и жёстче All-mountain freeride лыж. На них труднее кататься. Они требуют совершенного владения горнолыжной техникой, хорошей физической формы и высокой скорости (на малой скорости они воспринимаются плохо управляемыми). Имеют ширину 108-120 мм, передний низкопрофильный рокер, иногда задний низкий рокер для увеличения маневренности, ещё реже полный низкий рокер. Обычно применяется тейпер. Лыжи часто усиливаются титаналом (1-2 листа) или карбоном.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Black Crows Corvus, Atomic Backland FR 117, Movement GO 115, Fischer Ranger 115 Xti.

Freeride backountry (облегчённые фрирайдные лыжи для фритуринга)

Лыжи, конструкция которых облегчена путем использования высокотехнологичных материалов и лёгкой древесины, предназначенные для подъёма в гору с использованием камуса, специальных креплений и ботинок с функцией ходьба/катание.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Salomon MTN LAB, Black Crows Corvus Freebird, Movement GO 106, большинство моделей DPS.

All-mountain freeride

Powder freeride

Big-mountain freeride

Ширина

Небольшая: 98-112 мм

Радиус поворота

Передний рокер

Обычно низкопрофильный. Весовой прогиб под ботинком.

Длинный и высокий. Весовой прогиб под ботинком. Или полный рокер.

Низкопрофильный. Весовой прогиб под ботинком. Или низкопрофильный полный рокер.

Задний рокер

Низкий. Используется в последнее время для увеличения маневренности.

Часто используется, реже — полный рокер.

Иногда используется низкий задний рокер для увеличения маневренности, реже — полный низкий рокер.

Тейпер

Как правило, используется.

Почти всегда используется.

Как правило, используется.

Модели с двойным рокером

Atomic Bent Chetler, Movement Fly 125

Fischer Ranger 115 Xti

Модели с полным рокером

Редко. Volkl Mantra.

Особенности

Часто усиливаются титаналом (1-2 листа) или карбоном

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Об авторе

Сергей Гарибов

Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.

Статья впервые опубликована в октябре 2013, обновлена в октябре 2017.

Источник

Что нужно знать о фрирайде?

Фрирайдеры – кто они и зачем уходят с проторенных трасс на дикие склоны? Что нужно, чтобы стать фрирайдером.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Катание вне трасс – это общемировой тренд последнего времени, вполне объяснимый вечным желание человека оставить свой след вкупе с неугасимой жаждой новых ощущений и адреналиновой эйфории.

Мировая горнолыжная индустрия активно культивирует это направление горных лыж и сноуборда, интенсивно создавая новый экип и снаряжение для фрирайда.

Если говорить про горнолыжный фрирайд, то это катание по целине, по дикому, не подготовленному склону во всем его необъятном проявлении: с подъемников, в бэккантри, на ски-туре, хели-ски.

Большая часть желающих прильнуть к мейстриму, попробовать себя в образе, начинает с околотрассового катания – прихватывая кусочки не раскатанного снега вдоль трассы. Это явление достаточно массовое, и найти нераскатанные участки целины становится все сложнее. Но нарезать траверсы – это еще не фрирайд. Чтобы погрузиться в процесс нужно иметь приличный уровень катания, как минимум «уверенно-средний», понимать особенности рельефа и траекторий спуска и обладать специализированным стаффом-оборудованием. Это и есть триада для глубокого погружения во внетрассовое катание, то бишь фрирайд.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Я б в фрирайдеры пошел… (С)

Точно так же, как в жизни каждого человека наступает половая зрелость, каждый лыжебордер рано или поздно пробует катание вне трасс.

Ничего сверхсложного в фрирайде нет, более того, как это ни парадоксально – катание по целине требует меньших физических усилий и уровня техники, чем достижение спортивной техники трассового катания.

Если вы в статусе совершенствующегося, прогрессирующего катальщика, то вам будет не сложно освоить целину и ее разновидности: свинорой, расколбас, наст, лесное катание. Достаточно основ базовой техники. Все что мешает – это сидящие в голове запреты и страхи. Решайте сами, кто у вас главнее: разум или инстинкты? Новый опыт прибавляет уверенности в катании по трассам, особенно когда они больше напоминают «направления», а не вельветовые просторы.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Повторюсь, если вы уверенно катаетесь по трассам, то при наличии соответствующих лыж освоение внетрассовой фактуры займет у вас от силы пару часов. А масса новых ощущений, и понимание, что кроме одномерного пространства маркированных трасс появляются еще новые измерения — непередаваемы.

И если вам «зашло» такое катание, то пора обогащаться знаниями и стаффом, которые вам понадобятся, чтобы далее погружаться в эту восхитительную зависимость с наименьшими затратами для кошелька и здоровья.

Безопасность катания

Это настолько важная и емкая тема, что я не берусь ее освещать в нескольких строках. Благо, что найти информацию не составляет труда – об этом написано очень много профессиональными, и не очень, фрирайдерами и лавинщиками.

Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть фото Что такое фрирайд в горных лыжах. Смотреть картинку Что такое фрирайд в горных лыжах. Картинка про Что такое фрирайд в горных лыжах. Фото Что такое фрирайд в горных лыжах

Есть неписаный кодекс фрирайда, по которому вас никто не возьмет с собой на спуск, если вы без бипера (поисковый датчик), щупа (поисковый зонд) и лавинной лопаты. На жаргоне фрирайдеров комплект называется БЩЛ и легко размещается в небольшом рюкзаке размером от 15 литров. И дело тут даже не в тревоге за вашу жизнь, сколько забота о собственной безопасности – в случае чего, группа должна быстро откопать «попаденца». И каждый датчик и лопата – это дополнительный шанс на жизнь. И в этой ситуации никому не нужны праздные наблюдатели.

Бипер, щуп, лопата – эта триада достаточно доступна для приобретения и ликвидна в случае избавления от «ненужных игрушек». Бюджет приобретения комплекта начинается с 15 000 рублей. Как альтернатива – аренда «лавинки». На всех горных курортах такая услуга стандартна.

Снаряд для катания вне трасс

Фрирайдовых моделей лыж производится невообразимое множество. Соответственно, и цена на них разная. Стоимость новой бюджетной пары начинается от 25 000 рублей.

Главные критерии подбора – ширина талии в мм и длина (ростовка) в см. Обычно их подбирают в зависимости от региона фрирайда и уровня владения техникой катания. Наиболее широкие лыжи (от 120 мм в талии) обычно покупают для хели-ски, кэтскиинга (заброски на ратраках) и бездонного павдера после снегопадов на курортах. Что бывает, честно говоря, не часто. Если вписались раз 10 за сезон в день, когда выпало 50-100 см свежего снега – вы счастливчик!

Обычно вполне достаточная ширина лыж для катания вне трасс – 105-115 мм. Причем, чем выше ваша техника катания, тем более вам подойдет универсальная талия, 100-105 мм или около того.

Длина лыж обычно зависит от личных предпочтений и стандартные рекомендации начинаются от ростовки в рост катальщика до +10, +15 см к росту. Кроме того, во многом длина лыж зависит от наличия и размера рокера на лыжах.

Хорошим способом выбрать себе лыжи является посещение магазина, где продавцы – реальные эксперты и сами фрирайдеры. Тут на ski.ru относительно недавно была статья про таких парней.

Идеальный вариант для поиска “своих” лыж – это тесты. Практически на всех курортах есть либо тест-центры, либо прокаты с широким выбором фрирайдовых лыж.

Продвинутый вариант – крепления «с возможностью ходьбы». Это не обязательно прямой путь в ски-тур. Но часто приходится «выгребать» по пологому рельефу к подъемнику или подбору (заранее оговоренное место, где фрирайдеров после спуска ожидает вертолет или ратрак) – это значительно облегчит вам передвижение по глубокому снегу даже без камусов. По сути, лыжи превращаются в «беговушки», с которыми знаком почти каждый. Часто нужно отойти на какое-то расстояние от подъемника для начало спуска – это тоже лучше делать в режиме ходьбы на лыжах.

Если вы не ограничены в бюджете, то посмотрите в сторону универсальных креплений под пиновый + обычный альпайновый ботинок. И тогда с приобретением пары пиновых ботинок вам не придётся собирать новый лыжный комплект.

Но если покупать сразу продвинутый вариант – обратите внимание на жесткость ботинка. Сейчас в тренде жесткие боты. Обычно на них стоит индекс 120-130, но реально они помягче будут.

Производители ведут борьбу за малый вес, но с точки зрения фрирайдового катания супероблегченный ботинок – это не оптимальный вариант. Во-первых, такие боты достаточно холодные, и внутренник на них больше напоминает чулок, чем сапожек. То есть приземление после прыжка достаточно дискомфортно. Во-вторых, массивный ботинок более эффективен в плане надежности и управляемости, особенно если вы склонны к прыжковым элементам. Но это субъективное мнение практика, который получает больше разочарования от новаций, чем позитива.

У нас в России пока еще «ски-тур» воспринимается как девиз «Мы идем вверх, чтобы катить вниз!». В продвинутых горнолыжных странах ски-тур – это отдельное занятие, связанное больше с оздоровлением, правильными кардионагрузками, рекреацией, а в радикальном варианте это ски-альпинизм. То есть ски-тур вовсе не обязан иметь отношение к чистому катанию. Если вам нужен именно такой «оздоровительный» ски-тур, то и требования к ботинкам будут другие.

Палки. Очень популярны складные варианты. Основное удобство в подгонке нужной длины – один и тот же комплект палок можно использовать для трассового катания, фрирайда и ски-тура. Также из элементов раздвижных палок легче «колхозить» волокушу в случае эвакуации райдера.

Потеряв и сломав несколько складных палок, я завел себе комплект с неизменяемой длиной, но с длинной рукояткой (переменным хватом) – во-первых, дешевле, во-вторых, они не убиваемые, хотя и не застрахованы от потери.

Иногда приходится передвигаться траверсом (как на ски-туре, так и в режиме ходьбы) в этом случае удобней палки разной длины, переменный хват решает и эту проблему.

Обратите внимание на размер опорных элементов. Они продаются отдельно, и имеет смысл установить широкие, чтобы палка меньше проваливалась в «бездонный павдер».

Одежда, она же «шмот»

Тема запредельно объемная и безбрежная. Вот некоторые ориентиры.

Верхний слой одежды для фрирайда:

— юбка от попадания снега на куртке обязательна;

— длина увеличенная, стиль худи вполне годен;

— материал куртки – без утеплителя, обычно высокотехнологичная 2-3-слойная мембрана;

— нужна максимально хорошая вариация вентиляционных отверстий по размеру;

— крой – свободный. Вам придётся носить под курткой бипер, поддевать пуховку, возможно, оттаивать камуса. Так что прощай гламурный «облипон» и «дутый» пуховик!

— капюшон с возможностью надевать его на шлем и утяжкой (подгонкой размера) для катающихся в шапочке;

— предпочтение карманам, закрывающимся на молнию. На спуске по дикому склону вероятность падений увеличивается и, соответственно, часто содержимое карманов меняется на снег;

— обязательно внутренний карман для смартфона с молнией;

— очень желательна вентиляция на штанах;

— если у вас комбинезон – наличие «бомболюка» (отстегивающийся клапан для отправления естественных надобностей) обязательно!

— самосбросы – вопрос личного выбора и на скорость спуска не влияют ☺;

— мне очень нравится карман в верхней части комбинезона на груди. По сути, он обладает функцией термоизоляции – в нем всегда тепло. Это очень важно для владельцев айфонов.

— крой штанов/комбинезона свободный, не стесняющий движений. И то что фрирайдеры предпочитают широкие штаны – это не для того, чтобы скрыть неумение катать (наиболее распространенное мнение ☺), а именно для возможности максимальной амплитуды и свободы движений.

Нижние слои – термобелье и флис

Обычно на фрирайде тепловыделение у райдера выше, чем при катании по трассам. Но лучше не пытаться заменить первый и второй слой менее теплозащитными вещами, а озаботиться возможностью максимальной вентиляцией в верхнем слое.

Пуховка. Она всегда должна быть. Или под курткой, или в рюкзаке. Многие предпочитают иметь безрукавку (меньше занимает места в рюкзаке), но полноразмерная пуховая поддевка более функциональна. Лучше не рисковать, пуховка – это элемент безопасности;

— перчатки/варежки. 2-3 пары с собой – это не предел. Обычно берут с собой варежки для холодной погоды (с внутренними тонкими перчатками) – они же и как резервная пара. Казуал – теплые перчатки с длинными крагами, желательно с тонкими внутренними перчатками. И легонькие однослойные (можно флисовые) перчатки на случай теплой погоды или манипуляций во время привала или использования лавинных девайсов;

— балаклава или бафф. Иногда на маршруте/подходе/отходе нет возможности спрятаться от ветра в баре и лучше иметь дополнительный девайс для защиты лица от ветра и мороза;

— маска-очки. Желательно с максимальными возможностями вентиляции и сменными фильтрами. И запасная простенькая маска в рюкзаке также может пригодиться после падения;

— шлем. Многие катают в шлемах, а для участников соревнований это обязательно. Старперы-олдскульщики докатывают в шапочках. Обычный нормальный вариант – на подходе и отходе маршрута идем в шапочке, на спуске – в шлеме. Поскольку и так набирается приличный вес с собой, желательна облегченная модель шлема. И учтите – деревья на спуске очень любят колотить бестолковые головы без шлемака ☺

Рюкзак и его содержимое

Практически все, кто «подсел» на фрирайд, имеют лавинные рюкзаки. Обычно там смонтирована не только система спасения, но есть и карман для «джентльменского набора» фрирайдера, он небольшой, но вполне вмещает БЩЛ, небольшой термос, запасные перчатки и маску.

Начинающие райдеры обходятся обычным рюкзаком для фрирайда и обостренным чувством лавинной опасности (или обширными познаниями в этой области).

Необходимо наличие специальных петель для переноски лыж/сноуборда. Для лыж есть 2 варианта – диагональное (часто неудобно носить – возникает дисбаланс равновесия, лыжа цепляется за снег) и «домиком» (почти идеально с точки зрения баланса, но требует определенного навыка при навьючивании).

Как носить лавинную лопату снаружи или внутри? Принципиального значения не имеет, но если регулярно катаете лес, то лучше, чтобы не было лишних зацепок на рюкзаке.

Задний вход в рюкзак – это быстрый доступ. Не обязателен, но мне нравится.

Рация

При катании в штатном режиме с гидом в рации нет необходимости. Но если «что-то пошло не так», или траектория скатки выходит из прямого поля видимости, рация всё-таки желательна.

Предпочтительнее рация с настраиваемой частотой. Во-первых, можно выбрать свободную частоту, чтобы сторонние корреспонденты не забивали ваши переговоры. Во-вторых, иметь частоту, которая активно используется на курорте, чтобы иметь возможность ретрансляции или обратиться за помощью. Связь по рации со спасателями невозможна – они используют шифрованную связь и недоступные каналы.

Связь со спасами через мобильную связь или курортное приложение.

Чек-лист фрирайдера

Меня всегда умиляют списки – «портянки» с перечнем снаряжения для фрирайда, который необходимо иметь с собой. Там счет идет на десятки предметов. Мне кажется, что это идеализированный подход. Теоретически каждая перечисленная там вещь может хоть раз в жизни пригодиться. Однако есть лезвие бритвы Оккамы, которое вместо полного рюкзака оставит вам самое необходимое, остальное заменит смекалка и подножный корм ☺.

1. БЩЛ;

2. Запасные перчи;

3. Запасная маска;

4. Пуховка;

5. Миниаптечка (с эластичным бинтом и космическим термоодеялом);

6. Термос (в бэккантри – горелка с емкостью) или вода 0,5 л.;

7. Волшебный серебристый скотч. Обычно наматывается на лыжную палку – пара метров;

8. Свечной огарок для ликвидации налипа или кусочек парафина

9. Веревка (8 мм, 10 м);

10. Мультитул – бэккантрийный вариант, либо взамен стропорез (там лезвие, частично зазубренное) и короткая отвертка с плоским и крестовым жалом. Вполне достаточный набор инструмента для катания с подъемников;

12. Легкий перекус – батончики, орехи, курага (карманное питание);

13. Пара стреп, не длинных – иногда из них получается неплохая замена камусам, особенно если привязать еловую ветку к скользячке.

Первые 7 позиций – вещи обязательные в любом варианте фрирайда. Легко умещаются в 15-литровом рюкзаке. Остальное – добавка к однодневному бэккантри.

Можно добавлять вещи по своему усмотрению, но до 5 кг – это вес, который обычно мало замечаешь.

Напутствие

Не буду оригинален – лучше всего делать первые шаги с гидом. Еще лучше – начать с курсов для начинающих фрирайдеров. Оба варианта – не дефицит и легко ищутся.

Выбрав их, вы не потеряете деньги и время, а найдете быстрый и безопасный путь к получению удовольствия.

Фотографии автора. райдер Екатерина Коровина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *