Смотреть что такое «ФОБ, ФРАНКО-БОРТ» в других словарях:
ФОБ, франко-борт — (англ. FOB, сокр. от free on board свободно на борту ) международный торговый термин, одно из условий поставки товаров в международной торговле (группа F по Инкотермс 1990 ). Свободно на борту означает, что продавец считается выполнившим свое… … Юридический словарь
ФРАНКО-БОРТ — ФОБ; ФРАНКО БОРТ (англ. FOB, сокр. от free on board свободно на борту ) международный торговый термин, одно из условий поставки товаров в международной торговле (группа F по Инкотермс). Свободно на борту означает, что продавец считается… … Энциклопедия юриста
ФРАНКО-БОРТ (ФОБ) — (F. О. В. Free on board) котировка товара, включающая стоимость товара плюс расход по доставке к судну и по погрузке. Это условие разнится от условия Франко алонгсайд расходом по подаче груза на борт судна плюс возможные портсборы. Продавец ФОБ… … Морской словарь
ФРАНКО-БОРТ — (ФОБ) (free on board, FOB) Стоимость экспорта на момент погрузки на судно, грузовой автотранспорт или самолет, направляющиеся к месту назначения. Таким образом, цена ФОБ включает в себя издержки производства и транспортировки в порт отгрузки, но… … Экономический словарь
ФРАНКО-БОРТ С УКЛАДКОЙ — (free on board and trimmed) Выражение, определяющее контракт ФОБ (FOB contract) при торговле углем, когда продавец отвечает за поставку угля на судно, оплачивает его погрузку и гарантирует его правильное размещение. Бизнес. Толковый словарь. М.:… … Словарь бизнес-терминов
ФРАНКО-БОРТ — (см. ФОБ) … Энциклопедический словарь экономики и права
ФРАНКО-БОРТ С УКЛАДКОЙ — выражение, определяющее контракт ФОБ при торговле углем, когда продавец отвечает за поставку угля на судно, оплачивает его погрузку и гарантирует его правильное размещение … Большой экономический словарь
Ex Works (EXW) и франко-борт (FOB): в чем разница?
Опубликовано 12.07.2021 · Обновлено 12.07.2021
Что такое Ex Works (EXW) и франко-борт (FOB): в чем разница?
Франко-завод (EXW) и франко-борт (FOB) являются международными торговыми терминами, известными как Инкотермс, которые определяют обязанности покупателей и продавцов, в том числе то, какие стороны должны покрывать все расходы и договоренности, связанные с доставкой товаров.
В случае франко-завод продавец не обязан загружать товар на указанный покупателем способ транспортировки. Вместо этого продавец должен сделать товар доступным в выбранном месте, а покупатель должен понести транспортные расходы. При наличии свободного места на борту продавец должен загрузить товар на транспортном средстве покупателя в пункте отгрузки и может нести ответственность за него на протяжении всей поездки и до конечного пункта назначения. Франко-борт означает, что продавец сохраняет право собственности на товары и ответственность за них до тех пор, пока они не будут погружены «на борт» морского судна. После прибытия на корабль вся ответственность переходит на покупателя.
Ключевые моменты
Франко завод
Отгрузка с использованием обозначения франко-завод (EXW) указывает на то, что продавец несет ответственность за обеспечение доступа покупателя и получения груза по месту его нахождения. Транспортные расходы и связанные с ними риски больше не являются бременем для продавца при использовании опции EXW, и это в пользу грузоотправителя.
Бесплатно на борту
В отличие от EXW, когда покупатель и продавец заключают торговое соглашение о свободной продаже (FOB), продавец обязан доставить товар в пункт назначения для передачи перевозчику, указанному покупателем. Обозначение местоположения в торговом соглашении FOB – это момент, когда право собственности переходит от продавца к покупателю. Ответственность часто перекладывается на это место прибытия. Продавец несет ответственность за транспортировку товара до этого момента, но покупатель может или не может нести ответственность за все мероприятия по транспортировке от этого пункта до своего местоположения, в зависимости от условий соглашения.
Например, предположим, что покупатель из Лос-Анджелеса, штат Калифорния, хочет приобрести компьютеры у продавца из Чикаго, штат Иллинойс. Покупатель и продавец подписывают торговое соглашение на условиях FOB. Покупатель указывает, что компьютеры будут доставлены самолетом, а продавец несет ответственность за транспортные расходы, связанные с транспортировкой компьютеров в аэропорт, расположенный в Лос-Анджелесе. На этом этапе ответственность передается, и покупатель несет ответственность за все дальнейшие расходы, связанные с транспортировкой компьютеров до конечного пункта назначения. Покупатель также несет ответственность за любой ущерб, который может возникнуть на этом этапе процесса доставки.
Особые соображения
Однако компании, которые отправляют товары в США, также должны соблюдать Единый торговый кодекс (UCC). Ввиду наличия более чем одного свода правил стороны в контракте должны указать, какие регулирующие законы они использовали для перевозки.
Стоимость и фрахт – CFR или франко-борт – FOB: в чем разница?
Стоимость и фрахт – CFR или франко-борт – FOB: в чем разница?
Основное различие между использованием стоимости доставки и фрахта (CFR) и бесплатной доставки на борту (FOB) заключается в том, кто должен оплачивать различные расходы по доставке или фрахту – покупатель или продавец.
Условия относятся к моменту перехода ответственности за отгруженные товары от продавца / грузоотправителя к покупателю / получателю. В условиях также указывается, кто несет ответственность за какие расходы.
И стоимость, и фрахт, и франко-борт являются юридическими терминами в международной торговле. Вы увидите эти термины как часть коллекции терминов международной торговли Международной торговой палаты (ICC), известной как Инкотермс. Эти условия регулируют обязанности по доставке в международной торговле.
Ключевые выводы
Целью создания Инкотермс, таких как FOB и CFR, было облегчение торговли путем предоставления стандартных условий контрактов. Эта стандартизация позволяет легко понять ответственность, независимо от того, на каком языке говорят.
Понимание разницы между стоимостью и фрахтом – CFR против Free on Board
Стоимость и фрахт
В соответствии с соглашением о стоимости и доставке (CFR) продавец несет большую ответственность за организацию и оплату транспортировки заказанных товаров. Для товаров, отправленных CFR, грузоотправитель несет ответственность за организацию и оплату доставки товаров морем в порт назначения, как указано получателем.
Кроме того, в соответствии с CFR продавец должен предоставить покупателю документы, необходимые для их получения у перевозчика. Обычно это включает предоставление необходимых таможенных форм для очистки груза в процессе таможенного досмотра. Однако, используя CFR, продавец не обязан покупать морскую страховку от риска потери или повреждения груза во время транспортировки.
Ответственность за товар переходит к покупателю или получателю только тогда, когда судно достигает назначенного порта назначения. В этом случае покупатель несет ответственность за расходы по разгрузке и любые дальнейшие транспортные расходы до конечного пункта назначения.
Бесплатно на борту
Франко-борт относится к соглашению о доставке, при котором продавец или грузоотправитель сохраняет право собственности и ответственность за продукт только до тех пор, пока они не будут погружены на борт морского судна. Как только они оказываются на корабле или «за железной дорогой», обязательство переходит к покупателю.
Поставщик несет ответственность только за обеспечение транспортировки проданных товаров до назначенного основного пункта отправления. Обычно это порт, так как Инкотермс чаще всего используются для международной торговли, когда товары перевозятся морем.
Доставка считается выполненной, а ответственность за товар передается от отправителя покупателю или получателю в момент погрузки товаров на борт судна в указанном порту отправления.
Получатель несет ответственность за организацию и оплату фактической стоимости доставки из порта отправления в порт назначения, а также за организацию и оплату транспортировки в любой другой пункт назначения. Таким образом, грузоотправитель освобождается от ответственности, когда товар находится на борту судна.
Пункт назначения FOB – еще одна форма этого типа контракта. В этом случае это указывает на то, что ответственность за товар остается на продавце до тех пор, пока товар не достигнет указанного порта.
FOB Free On Board (… named port of shipment) Франко борт (… название порта отгрузки)
Термин «Франко борт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA.
А. ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА
Б. ОБЯЗАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ
А.1. Предоставление товара в соответствии с договором Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи.
А.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности Продавец обязан по просьбе покупателя, за его счет и на его риск, оказать последнему, если это потребуется, полное содействие в получении любой экспортной лицензии или другого официального документа, необходимого для экспорта товара.
Б.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную или импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для экспорта товара.
А.3. Договоры перевозки и страхования а) Договор перевозки Нет обязательств. Однако, либо по просьбе покупателя, либо на основании коммерческой практики, в случае, если покупатель заблаговременно не дал других указаний, продавец вправе заключить договор перевозки на обычных условиях за счет и на риск покупателя. Продавец может также отказаться от заключения такого договора. В таком случае он должен немедленно известить об этом покупателя.
б) Договор страхования Нет обязательств.
Б.3. Договоры перевозки и страхования а) Договор перевозки Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от названного места, за исключением случая, когда заключение продавцом происходит согласно пункту А.3.а).
б) Договор страхования Нет обязательств.
А.4. Поставка Продавец обязан предоставить товар перевозчику или другому лицу, указанному покупателем или избранному продавцом в соответствии со статьей А.3.а), в названном месте в установленную дату или в оговоренный срок.
Поставка считается выполненной: а) если названное место поставки находится в помещении продавца: когда товар загружен в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем или другим лицом, действующим от его имени
б) если названное место находится за пределами помещения продавца: когда неотгруженный с транспортного средства продавца товар предоставлен в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем или избранного продавцом согласно статье А.3.а).
Если стороны не договорились о каком-либо конкретном пункте в названном месте поставки и если таких пунктов несколько, то продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт.
Если у продавца нет точных инструкций от покупателя, он может поставить товар для дальнейшей транспортировки таким способом, какой предполагает данный вид транспорта и/или количество и/или характер товара.
А.8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет в качестве доказательства поставки товара обычные транспортные документы в соответствии со статьей А.4.
В случае, если такое упомянутое выше доказательство не является транспортным документом, продавец обязан оказать покупателю по его просьбе, за его счет и на его риск всевозможное содействие в получении транспортного документа (например, оборотного коносамента, необоротной морской накладной, доказательства о перевозке внутренним водным транспортом, накладной железнодорожного, воздушного или автотранспортного сообщения, а также смешанной перевозки).
В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI).
Б.8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения Покупатель обязан принять доказательства поставки в соответствии со статьей А.8.
А.9. Проверка — упаковка — маркировка Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для поставки товара в соответствии со статьей А.4. Продавец обязан за свой счет оплатить расходы, связанные с упаковкой, необходимой для перевозки товара (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято обычно отправлять обусловленный контрактом товар без упаковки).
Последнее осуществляется в той мере, в какой обстоятельства, относящиеся к транспортировке (например, способы перевозки, место назначения), были известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом.
Б.9. Осмотр товара Покупатель обязан нести расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара, за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властям страны экспорта.
А.10. Другие обязанности Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений (помимо названных в статье А.8.), выдаваемых или используемых в стране поставки и/или в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для импорта товара, или, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны.
Продавец обязан обеспечить покупателя по его требованию всей информацией, необходимой для осуществления страхования.
Б.10. Другие обязанности Покупатель обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье А.10., а также возместить расходы продавца, понесенные последним вследствие оказания им помощи покупателю при оформлении договора перевозки согласно статье А.3.
Покупатель обязан дать продавцу необходимые инструкции в тех случаях, когда потребуется содействие продавца в заключении договора перевозки в соответствии со статьей А.3.а).
Термин «Франко борт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA.
А. ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА
Б. ОБЯЗАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ
А.1. Предоставление товара в соответствии с договором Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи.
А.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности Продавец обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется,* все таможенные формальности, необходимые для экспорта товара.
Б.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется,* все таможенные формальности, необходимые для импорта товара, а также, при необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны.
А.3. Договоры перевозки и страхования а) Договор перевозки Нет обязательств.* б) Договор страхования Нет обязательств.*
Б.3. Договоры перевозки и страхования а) Договор перевозки Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от названного порта отгрузки. б) Договор страхования Нет обязательств.*
А.4. Поставка Продавец обязан погрузить товар на борт судна, указанного покупателем, в согласованную дату или в пределах оговоренного срока в названном порту отгрузки в соответствии с обычаями порта.
Б.4. Принятие поставки Покупатель обязан принять поставку товара, когда она осуществлена в соответствии со статьей А.4.
А.5. Переход рисков Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.5. нести все риски потери или повреждения товара до момента перехода товара через поручни судна в названном порту отгрузки.
Б.5. Переход рисков Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара
А.6. Распределение расходов Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.6.:
Б.6. Распределение расходов Покупатель обязан:
А.7. Извещение покупателю Продавец обязан известить покупателя достаточным образом о том, что товар поставлен в соответствии со статьей А.4.
Б.7. Извещение продавцу Покупатель обязан известить продавца достаточным образом о названии судна, месте погрузки и времени отгрузки.
А.8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет в качестве доказательства поставки товара обычные транспортные документы в соответствии со статьей А.4. В случае, если такое доказательство, упомянутое выше, не является транспортным документом, продавец обязан оказать покупателю по его просьбе, за его счет и на его риск всевозможное содействие в получении транспортного документа для заключения договора перевозки (например, оборотного коносамента, необоротной морской накладной, доказательства о перевозке внутренним водным транспортом, или накладной смешанной перевозки). В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI).
Б.8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения Покупатель обязан принять доказательства поставки в соответствии со статьей А.8.
Б.9. Осмотр товара Покупатель обязан нести расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара, за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властями страны экспорта.
А.10. Другие обязанности Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений (помимо названных в статье А.8.), выдаваемых или используемых в стране отправки и/или в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для импорта товара или, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны. Продавец обязан обеспечить покупателя по его требованию всей информацией, необходимой для осуществления страхования.
Б.10. Другие обязанности Покупатель обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье А.10., а также возместить расходы продавца, понесенные последним вследствие оказания им помощи покупателю.
Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) Правила вступают в действие с 01 января 2011 года
Основные изменения в Инкотермс 2010
Два новых термина Инкотермс – DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) – заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ
Число терминов Инкотермс сокращено с 13 до 11. Это стало возможно путем включения двух новых терминов, которые могут быть использованы вне зависимости от согласованного способа перевозки, а именно: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) вместо терминов Инкотермс 2000 DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин). Согласно указанным двум новым терминам поставка осуществляется в согласованном месте назначения: по термину DAT (Поставка на терминале) путем предоставления товара в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства (как это было ранее по термину DEQ (Поставка с причала); по термину DAP (Поставка в месте назначения) также путем предоставления товара в распоряжение покупателя, но готовым для разгрузки (как это было ранее по терминам DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна) и DDU (Поставка без оплаты пошлин). Указанные новые правила сделали излишними правила Инкотермс 2000 DES (Поставка с судна) и DEQ (Поставка с причала). Указание на терминал в термине DAT (Поставка на терминале) может быть в порту, и поэтому термин DAT может без опаски быть использован в тех случаях, когда применялся термин Инкотермс 2000 DEQ (Поставка с причала). Аналогично, прибывшее «транспортное средство» в термине DAP (Поставка в месте назначения) может быть судном, а согласованное место назначения – портом назначения: следовательно, DAP (Поставка в месте назначения) может без опаски быть использован в тех случаях, когда применялся термин Инкотермс 2000 DES (Поставка с судна). Указанные новые правила, как и их предшественники, являются терминами «прибытия (delivered terms)», т.е. продавец несет все расходы (кроме расходов по таможенной очистке для ввоза, если она применима) и риски, связанные с доставкой товара до согласованного места назначения.
1. Исключение четырех видов из ИНКОТЕРМС 2000
2. Две категории, вместо четырех
3. Адаптированные правила
4. Электронные документы (записи)
Обязательства покупателя и продавца предоставлять контрактную документацию теперь могут быть в виде электронных документов. Введением этого пункта, ICC отражает свое понимание возрастающего объема использования электронной документации.
5. Institute Cargo Clauses (Институт лондонских страховщиков).
Там где условия требуют получения страховки, страховые требования изменены с учетом поправок в Институте лондонских страховщиков.
Проблема безопасности товаров, судов и т.д., сейчас является одной из основных в умах людей, когда осуществляется международная торговля. Учитывая, что большинство стран сейчас предъявляют требования высочайших проверок безопасности, новые правила вводят обязательство обоих сторон предоставлять всю необходимую информацию по запросу в случаях проведения таможенной импортно/экспортной очистки. Предыдущая версия ИНКОТЕРМС не предъявляла такой вид сотрудничества.
7. Издержки по хранению на Терминале
Когда продавец должен организовать и оплатить за доставку товаров до согласованного места (CIP, CPT, CFR, CIF, DAT, DAP и CCP) может случиться, что уплата издержек за хранение на терминале переходят к покупателю как часть контрактной цены за товары. Тем не менее, исторически, в некоторых случаях, продавец также должен был платить терминалу за хранение (двойная уплата). ИНКОТЕРМС 2010 направлен для исправления ситуации и внесения ясности кто ответственен за уплату издержек по хранению на терминале. Однако еще предстоит выявить, положит ли это конец двойным оплатам, для тех, кто с ними сталкивался в прошлом.