Что такое фовизм в живописи
Основной характеристикой этого движения было использование чистого цвета, без примесей, чтобы разграничить, добавить объем, рельеф и перспективу работам.
История фовизма
Фовизм зародился в 1901 году во Франции. Однако до 1905 года это не было признано художественным течением.
Тогда художники, составлявшие движение, впервые выступили на «Осеннем салоне» в Париже. На следующий год, в 1906 году, они организовали выставку в Salão dos Independentes.
Именно тогда группа получила название les fauves, французское выражение, означающее «звери».
Известный искусствовед Луи Воксель (1870-1943) назвал художников «звери» или «дикари», когда он попытался описать сенсацию, вызванную наблюдением за одной классической работой в окружении фовистских картин.
Искусство фовизма стремится привести людей к их естественному состоянию посредством примитивной эстетики, точно так же, как состояние чистоты детских творений. Эти характеристики также присутствуют в так называемом Arte Naif.
Художников этого движения интересовали не аспекты композиции в живописи, а выразительные качества, которые могла вызвать личная интерпретация.
Более того, фовизм избегал самых удручающих тем. Он также отодвинул на задний план такие аспекты, как форма и содержание. Кроме того, он стремился представить легкие и веселые предметы без политической или критической коннотации.
Основные черты фовизма
Среди наиболее ярких характеристик фовистского движения выделяются следующие:
Сиеста (1892-94) Поля Гогена. Художник был одним из вдохновителей фовистского движения.
Преобладали яркие и яркие цвета (пурпурный, зеленый, желтый, синий и красный), используемые произвольно и без соответствия с реальным.
Эти цвета, всегда в чистом виде, упрощали формы. Таким образом, они разграничили и смоделировали объем с помощью слабой или несуществующей градации цветовых оттенков.
Основные художники и произведения фовизма
Фовизм не был сплоченным и организованным художественным течением, но он объединил художников, которые имели общие черты в картинах того периода.
Сильными мазками, яркими и эмоциональными цветами или даже примитивным синтезом природы оба внесли свой вклад в этот аспект искусства.
Однако основными художниками-фовистами были:
Анри Матисс (1869-1954)
Портрет мадам Матисс (1905) работы Матисса. Справа: деталь выражения лица женщины с зеленой полосой по центру.
Поль Сезанн (1839-1906)
Натюрморт с подставкой для цветов (1905), Поль Сезанн
Жорж Брак (1882-1963)
Берег Желтого моря (1906), Жорж Брак.
Альбер Марке (1875-1947)
Пляж Фекамп (1906 г.), Альбер Марке
Андре Дерен (1880-1954)
Estaque (1905), Андре Дерен
Жан Пюи (1876-1960)
Прогулка по соснам (1905), Жан Пюи
Кис Ван Донген (1877-1968)
Женщина на балясинах (1911), Кис Ван Донген
Морис де Вламинк (1876-1958)
Ресторан (1905 г.) Мориса де Вламинка
Рауль Дюфи (1877-1953)
Купальщицы (1907), Рауль Дюфи
Также ознакомьтесь с этой подборкой вопросов, которые мы разделили для вас, чтобы проверить свои знания : Упражнения на европейском авангарде.
Чтобы узнать о других аспектах искусства, прочтите:
Фовизм
Принято считать, что фовизм является логическим продолжением импрессионизма, а точнее, творчества наиболее ярких его представителей – Ван Гога, Гогена и Сезанна. В начале прошлого века группа художников-французов решила объединиться и подарить миру новое видение живописи, ставшее в дальнейшем первым авангардистским направлением.
Наиболее заметным фигурантом молодого сообщества был Анри Матисс. Именно его принято считать основоположником фовизма: первой написанной в новом стиле картиной, которую оценили зрители, стала « Женщина в зеленой шляпе ». Полотно вызвало настоящий фурор и стало некой точкой отчета становления фовизма в живописи как самостоятельного стиля.
Полотна объединенных своими поисками и интересами художников, где превалировали яркая цветовая гамма, экспрессивность письма и нарочито минималистические черты объектов, периодически выставлялись в галереях. Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель, известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников « дикими » (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен.
Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось. Тем не менее фовизм в живописи продолжил существовать вплоть до последнего десятилетия ХХ-го столетия, распространившись далеко за пределы Франции. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». Наиболее ярким представителем фовизма в России стал художник Марк Шагал, в творчестве которого прослеживается влияние и такого стиля, как кубизм.
Как видели фовизм сами художники?
Фовисты в своем творчестве не признавали абсолютно никаких условностей и закономерностей, устанавливаемых классическими художественными школами. Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей. А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. Так, Матисс, который позволял себе изобразить в зеленых тонах женский нос лишь потому, что так полотно казалось ему более оригинальным, призывал соратников вернуться в рамках стиля фовизм к ярким, сочным и живым цветам, будоражащим людское воображение и чувства.
Художники-фовисты были новаторами, они изображали мир субъективно, сквозь призму своего видения, поэтому и каждый из миров фовизма в живописи, отраженный в полотне того или иного творца, носит свой индивидуальный и неповторимый характер.
Так, самым рациональным, буйным и диким из художников, придерживающихся фовизма, считается Андре Дерен. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой. Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов. Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – « Интерьер дома в Коллиуре », также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур.
Еще одним ярким образцом фовизма является творчество Альбера Марке. Критики и знатоки называют его картины в данном стиле хрестоматийными. Они завораживают с первого взгляда своей простотой и легким настроением. Даже с использованием яркой палитры его полотна смотрелись на фоне остальных творений фовистов сдержанно и мягко. Одной из начальных работ Марке в данном стиле является «Ярмарка в Гавре».
Фовизм — «оргия цвета» и энергия «диких зверей»
Фовизм — это один из первых авангардных стилей (а по мнению многих искусствоведов — даже самый первый). Представители фовизма смело экспериментировали с цветом, не боялись необычных и дерзких колористических решений, вливали в палитру фонтанирующую энергию, передавали красками личные эмоции. Художники-фовисты отказались от линейной перспективы и светотени. Они не видели смысла в классическом, академическом рисунке: как говорил Анри Матисс (Henri Émile Benoît Matisse), нет пользы в копиях предметов. Во главу угла фовисты ставили самовыражение. Другой известный фовист, Андре Дерен (André Derain), также утверждал, что использует краски не для копирования природы, а для выражения своих эмоций.
Фовизм появился в начале XX столетия, впитав идеи пост- и неоимпрессионизма, находки Винсента Ван Гога (Vincent Willem van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cézanne), Поля Гогена (Eugène Henri Paul Gauguin), Поля Синьяка (Paul Signac), Жорж Сёра (Georges Seurat) и символиста Гюстава Моро (Gustave Moreau).
Фовизм (fauvisme) — название, образованное от слова fauve, что в переводе с французского означает «дикий». И это неслучайно: выставка фовистов в 1905 году в парижском Осеннем Салоне вызвала бурную реакцию зрителей и критиков, поражённых экспрессивным буйством красок. Критик Луи Воксель (Louis Vauxcelles) назвал фовистов «дикими зверями», а из творения – «оргией цветов».
И действительно, интенсивные, даже кричащие цвета — одна из визитных карточек художников-фовистов. Впрочем, не без исключений: есть и картины, в которых использованы мягкие, приглушённые и землистые оттенки. Но и в них краски используются нестандартно, передавая не столько реальные цвета изображаемой действительности, сколько эмоции творца.
Расцветом стиля считаются 1904-1908 годы. Затем дороги его представителей начали расходиться: художники продолжали экспериментировать, искать формы творческого самовыражения, многие стали приверженцами и даже основателями других стилей. На его почве выросли художники многих других революционных направлений — например, через фовизм и «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо пришёл к кубизму.
Таким образом, это направление можно считать переходным, экспериментаторским — своего рода трамплином для авангардистов.
Особенности фовизма
Сейчас, когда мир знаком с кубизмом, сюрреализмом, минимализмом и множеством других стилей, далёких от академической манеры, революционность фовистского подхода приглушена. Но для современников она была очевидна. И дело было не только в «оранжевых небесах» и «синих лицах», а во всём комплексе художественных особенностей, создающих основу стиля и отрицающих каноны классицизма.
Ключевые особенности фовизма:
Всё это наполняет фовистские полотна бурной экспрессией и дикой энергетикой.
Нетрудно заметить, что в целом те же черты были свойственны и экспрессионизму – течению, получившему распространение в Германии и Австрии. Тем не менее, несмотря на общность изобразительных приёмов, эти направления имели разные творческие платформы и их следует рассматривать не как единое целое, а, скорее, как братские художественные течения.
Стоит также упомянуть интерес живописцев-фовистов к искусству Африки. Анри Матисс привез из марокканского путешествия необычный колорит, оригинальные орнаменты, особый ритм. Заинтересовала его и африканская скульптура, побудившая упрощать фигуры на картинах (это влияние заметно, в частности, в «Танце (II)»). Коллеги художника подхватили эти идеи, вносящие свежую струю в европейское искусство.
В сюжетах картин живописцев-фовистов не было новизны. Можно даже сказать, они были банальными. Сводятся сюжеты фовистов в основном к пейзажам, портретам и натюрмортам. Это объясняется тем, что их интересовали цвет и форма — главные инструменты, с помощью которых творцы-фовисты транслировали свои эмоции.
Художники-фовисты — ключевые фигуры стиля
Центральными фигурами фовизма считаются Анри Матисс (полное имя — Анри Эмиль Бенуа Матисс, Henri Emile Benoît Matisse), Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck) и Андре Дерен (André Derain). Интересно, что Вламинк и Дерен даже работали в одной студии.
Несколько лет в этом стиле, ища свой почерк, творил Анри Матисс. Одно из знаковых полотен этого этапа в творчестве художника — «Роскошь, покой и наслаждение». Картина написана мелкими мазками, как у пуантилистов, но Матисс отказался от слияния оттенков, создав на полотне выразительные цветовые зоны.
В подобной манере, напоминающей мозаику, написаны и «Тюльпаны».
А вот в работе «Женщина в шляпе» живописец работал с крупными цветовыми «пятнами». Несмотря на доминантную сине-зелёную гамму, картина просто фонтанирует энергией.
Наконец, в знаменитом «Танце (II)» Матисс пришёл к максимальной чёткости цвета в сочетании с лаконичностью формы и нереальной динамичностью композиции. Просто удивительно, как всего четыре цвета в двух контрастных парах (синий с зелёным — фон, терракотово-красный и коричневый — фигуры), создают ощущение силы, движения, страсти, динамики.
Яркими и необычными для академической манеры красками живописал природу Андре Дерен. На его картине пейзаж просто плавится, пылает под лучами жаркого средиземноморского солнца.
Впрочем, нередко Дерен работал и с холодной палитрой. Но, вопреки ожиданиям, сине-зелёные оттенки создавали феерическое впечатление, тем более что художник мастерски дополнял их горячими контрастами.
Аналогичное сочетание холода и жара мы видим и на многих полотнах Мориса де Вламинка. Например, «Обнажённая на диване» — это прохлада сизо-голубого и жёлто-зелёного, озарённая оранжевым огнём.
В «Натюрморте» палитра состоит из двух частей: безумного пламени и холодной синей глубины. Вместе они контрастно усиливают друг друга настолько, что на полотно больно долго смотреть: настолько оно яркое.
Фовизмом увлеклись и многие другие художники — значимых имён более десятка: Рауль Дюфи (Raoul Dufy), Жорж Руо (Georges Henri Rouault), Альбер Марке (Albert Marquet) и другие.
А ещё немало живописцев, хотя и не относили себя к данному направлению, творили в той же манере, использовали фовистские приёмы. Стиль оказал сильное влияние на многих творцов начала XX века, включая молодого Пабло Пикассо.
Что в итоге с фовизмом?
Фовизм как художественное явление можно считать практически целиком французским. Недолгим существованием стиля объясняется его локальность: он не успел распространиться в других странах (большинство искусствоведов склонны отделять фовизм от экспрессионизма). Дело в том, что его приверженцы, будучи революционными натурами, продолжали эксперименты — и фовизм утратил мятежную новизну.
Но от него, как от яркого источника света, в разные стороны протянулись сияющие лучи. Поэтому, несмотря на локальность и узкие хронологические рамки, это художественное течение имело мировое значение для развития живописи.
Интересно ли вам творчество художников начала XX века? На сайте VeryImportantLot вы сможете не только изучить знаковые работы мастеров этого периода, но и купить их для личной коллекции. Для этого изучайте лоты онлайновых аукционов, выбирайте заинтересовавшие вас работы и назначайте за них свою цену.