Что такое формальное обучение

Формальное, неформальное, информальное образование

Что такое формальное обучение. Смотреть фото Что такое формальное обучение. Смотреть картинку Что такое формальное обучение. Картинка про Что такое формальное обучение. Фото Что такое формальное обучение

Что такое формальное обучение. Смотреть фото Что такое формальное обучение. Смотреть картинку Что такое формальное обучение. Картинка про Что такое формальное обучение. Фото Что такое формальное обучение

Представители научно-исследовательского мира, изучая работу высших учебных заведений, применяющих методику неформального обучения, пришли к выводу, что обучающиеся, через свой личный опыт, учась друг у друга, где преподаватель не руководит процессом получения знаний, а является другом и партнером, приобретают лучшую мотивацию к учению.

Появление информального и неформального обучения, является прямым следствием развития новых сетевых информационно-коммуникационных технологий, преодолевающих пространственно-временные границы, обеспечивающих мгновенный доступ к любой информации, расширяющих представления о реальности повседневной жизни, которая теперь включает в себя и виртуальную реальность интернета.
Неформальное обучение можно получать в любом месте и в любое время. В мире проводятся большое количество различных мероприятий, где происходит обмен опытом и знаниями по интересующим темам.

Отличительная черта таких мероприятий – это неформальный характер взаимодействия. Происходит обмен опытом и знаниями, как с помощью презентаций, докладов, так и при современном отдыхе вечеринке, занятии спортом, приемы пищи и т.д.). Такие мероприятия являются хорошей иллюстрацией неформального обучения, т.к. образовательная активность целенаправленна, определена ее продолжительность и происходит вне формальной системы образования
Информальное образование – это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленнй характер, т.е. спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности, общение, чтение, посещение учреждений культуры, библиотек, путешествия, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Специфика информального обучения во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Т.е. не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Так же информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность, позволяет реализовать важнейшую потребность человека в впечатлениях, в личностном развитии, сто в результат приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека (уровень развития этой личности) является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.
Немаловажное значение для развития практики неформального и информального образования имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.

Какие либо общепринятые определения, характеризующие особенности формального, неформального и информального образования и различия между ними, пока не выработаны.
В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Но поскольку речь идет о взрослом человеке, учеба которого так или иначе сопряжена с его жизненно важными интересами, в качестве такого критерия предлагается считать возможные позитивные изменения в социальном статусе субъекта после завершения определенного периода, курса или программы.

Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца.

Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизованных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает право заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации.

Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно каким путем человек приобрел знания и умения. Необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В тоже время вполне очевидна ограниченность возможностей информального образования: оно бессистемно, подвержено случайностям и базируется на жизненном опыте человека, который неизбежно ограничен рамками воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Это по силам лишь профессионально построенной образовательной практике.

Человек учится всю жизнь, получает новые знания особенно благодаря информальному образованию.
Образование взрослых (образование в течение жизни) – это целенаправленный процесс развития и воспитания личности путем реализации образовательных программ и услуг, осуществления образовательно-информационной деятельности.

Формальное обучение ведет сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность аттестат, диплом об образовании)
Неформальное образование – это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации.

Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. И в то же время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучении можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.
Неформальное образование – это не систематизированное обучение индивида знаниям и навыкам. Оно так же является важной составной частью социализации индивида,, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию. По отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

Неформальное образование так же является целенаправленным, но цели в нем заданы образовательными потребностями самих обучающихся (образование по выбору добровольное). Оно является дополнение или альтернативой формальному образовании. Осуществляется частных и государственных образовательных учреждениях и вне их в общественных организациях, клубах и т.д.), иногда вне специального образовательного пространства, предполагает выдачу сертификата не государственного образца или не ведет к сертификации выдаче документа). Неформальное образование доступно людям всех возрастов ;но, как правило, так же организуется в форме краткосрочных курсов, мастер-классов или семинаров. оно не обязательно имеет непрерывную структуру, может быть коротким по продолжительности и мало затратное по интенсивности, чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образовании. Успешное завершение программы неформального образования и получение квалификации не дает доступ к высшему уровню образования, если только программа не утверждена в системе формального образования.

Информальное образование или Внеинституционное образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей жизни человека трактуется как формы обучения, не включенные в формальное и неформальное образование.
К примерам информального обучения относят:
— учение по методу проб и ошибок;
— стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
— взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
— обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры.

Многие исследователи отмечают, что в процессе непрерывного образования неформальное и информальное образование являются равноправными участниками процесса обучения. К примеру то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные ресурсы. Термин « Образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования.
Новые формы образовательного процесса – неформальное, а так же информальное образование – были заимствованы Россией совсем недавно из Европейских деклараций., закладывающих фундамент непрерывного образования, но уже все больше заявляют о себе.

Заключение:
Результаты, полученные в ходе проводимого исследования, позволяют констатировать, что интерес к различным формам образования взрослых растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.

Источник

ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Смотреть что такое «ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:

Обучение методом (управляемых) открытий (discovery learning) — Согласно традиционным взглядам, уч ся приобретают сложные умения и понятия постепенно, делая по одному шагу за раз в логической последовательности. Гештальт психологи бросили вызов этому представлению, показав, что уч ся часто схватывают сложные… … Психологическая энциклопедия

Social Web Academy — (Социальная Веб Академия) это образовательная система на базе Интернета, которая объединяет формальные методы виртуального обучения с неформальным обучением. В процессе формального обучения социальные веб академии порождают сообщества обучающихся … Википедия

Гэлуг — Буддизм … Википедия

Гэлугпа — Буддизм Культура История Люди Страны Школы Храмы Терминология Тексты Хронология Проект | Портал … Википедия

Шафер, Мюррей — Р. Мюррей Шафер R. Murray Schafer … Википедия

Неформальное образование — неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЛЮТЕР, ЛЮДЕР — (Luther) Мартин (1483 1546) немецкий мыслитель и теолог, идеолог Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Магистр ‘свободных искусств’ Эрфуртского университета (1505). Возглавил кафедру моральной философии (с 1508), доктор… … История Философии: Энциклопедия

ПСИХОАНАЛИЗ — психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856 1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к… … Энциклопедия Кольера

ЛЮТЕР — (Luther) Мартин (1483 1546) нем. теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. С 1501 по 1505 учился в Эрфуртском ун те, в 1505 получил степень магистра свободных искусств. Пережив острый духовный кризис, поступил в… … Философская энциклопедия

Морено, Якоб — Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест 14 мая 1974) психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Содержание 1 Биография 2 Философия и теория психотерапии Морено … Википедия

Источник

Основные принципы формального и неформального обучения лидеров

Руководителям необходимо постоянно развиваться и учиться новому. Без этого невозможно построить эффективный и успешный бизнес, создавать новые продукты и завоёвывать новые рынки. В «Настольной книге лидера» Рон Ашкеназ и Брук Мэнвилл, специалисты по стратегиям и изменениям, подробно рассказывают о том, как и зачем руководителям компаний и топ-менеджерам следует получать новые знания и навыки. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем выдержки из неё.

Развивать себя

Лучшие лидеры всегда интеллектуально любознательны и постоянно расширяют свои горизонты, чтобы рассматривать проблемы с разных точек зрения. Они могут по мере надобности пересматривать свои цели, ценности и устремления. Они умеют находить новые возможности для себя и своего бизнеса. Целенаправленное развитие (и немного смирения, чтобы признать, что вам ещё есть чему учиться) — необходимая составляющая повышения личной эффективности. И хотя постоянное обучение потребует много сил и времени, оно обеспечит вам обновление и самоудовлетворение.

Кроме того, часть вашей роли как лидера — постоянный подъём планки эффективности для всех сотрудников вашей организации. Чтобы подталкивать их к этому, вы должны подавать пример продуктивности и обучаемости — и оттачивать своё понимание того, что лучше для вашего бизнеса в целом, даже если вы не станете специалистом во всех областях.

Что такое формальное обучение. Смотреть фото Что такое формальное обучение. Смотреть картинку Что такое формальное обучение. Картинка про Что такое формальное обучение. Фото Что такое формальное обучение

Выбор подхода к обучению

Существует множество методик, программ и образовательных продуктов для обучения и профессионального роста, подходящих для разных аспектов совершенствования ваших лидерских способностей. Прежде чем вы начнете, главное — понять, что вы хотите получить от каждого курса саморазвития. Это поможет вам выбрать наиболее подходящий и экономичный подход.

В целом сферу профессионального роста можно разделить на две основные категории — формальное и неформальное (или в процессе работы) обучение.

Формальное обучение

Формальное обучение исторически подразумевает занятия и лекции в учебных аудиториях, дополненные чтением и дискуссиями. Недавние перемены в сфере образования расширили и размыли границы этой категории, к которой теперь также относятся распространение и использование цифрового контента, онлайн-семинары, ролевые игры, симуляции и т. д. Но сущность подхода остаётся той же: кто-то более опытный в данной области предлагает формализованные знания ученикам, стремящимся получить и ассимилировать их.

Формальное обучение может быть особенно выгодным в тех предметах, где факты и методы давно устоялись или где знания, которые вам нужно получить, настолько детализированы или технически сложны, что полное или частичное самостоятельное обучение становится менее эффективным (или вообще невозможным). К таким предметам относятся основы бизнеса и такие области технического знания, как бухгалтерский учёт, корпоративные финансы, маркетинг или различные юридические направления, например интеллектуальная собственность или трудовое право.

Формальное обучение также может быть полезным для того, чтобы наверстать упущенное и усовершенствовать свои навыки в устойчивых практиках таких областей, как процессы управления талантами, диверсификационный менеджмент, политика вознаграждений и т. д. Программы в виде семинаров, предполагающие более активное участие обучающихся и более расширенную помощь преподавателей, позволят вам отточить такие поведенческие и стилистические навыки, как взаимодействия ради оказания влияния, оценка эффективности деятельности сотрудников, разрешение конфликтов или разработка межличностных стратегий для ведения переговоров.

Участие в программах университетов или других исследовательских учреждений (научно-исследовательских центров, лабораторий бизнесконсорциумов и т. п.) может помочь вам накопить знания и получить представление о будущих тенденциях в отрасли, обществе, глобальной экономике и подобных областях, что необходимо для выработки правильной стратегии в вашей компании. Большинство дальновидных руководителей также находят время для участия в различных отраслевых или спонсируемых СМИ конференциях, где собираются идейные лидеры, выдающиеся топ-менеджеры и ключевые политические фигуры. Это позволяет им услышать мнение авторитетных людей относительно наиболее насущных проблем, появляющихся инноваций и форм лидерских практик. Такой подход может помочь вам в деле формирования собственных стратегий, критериев эффективности и планов для вашего бизнеса.

Неформальное обучение (в процессе работы)

Несмотря на потенциальные преимущества формального обучения, в основном ваше развитие как лидера происходит — и должно происходить — более неформально, через получаемый на работе опыт. В целом мы разделяем мнение, которое высказывали многие успешные топ-менеджеры: обучение на опыте более предпочтительно.

Только через реальную деятельность абстрактные теории и революционные бизнес-идеи могут органично войти в образ вашего мышления. Например, вы поймете, что такое на самом деле платформенная стратегия, как развивать продукт совместно с потребителем, как разнообразие типов мышления среди сотрудников обеспечивает повышение эффективности. Только опыт даст вам чёткость суждений, необходимую для принятия решений, и эмоциональный интеллект, чтобы выслушивать и использовать конструктивную критику вашей деятельности. Только в работе развивается стойкость и упорство для преодоления неудач.

Как учиться в процессе работы

Получение максимума преимуществ от выполнения различных обязанностей — это вопрос не только разнообразия, глубины и широты опыта. Также важно и то, как именно вы будете усваивать и обрабатывать этот опыт. Поэтому стоит задуматься не только о том, чему и где вы можете научиться, но и о том, как вы будете это делать.

Первое и главное, что мы можем посоветовать, — действуйте сознательно и целенаправленно: вдумчиво подходите ко всем решениям и действиям, которые вы предпринимаете в процессе своей работы. Периодически уделяйте время наблюдениям, анализу и обдумыванию результатов той или иной инициативы. Синтезируйте и словесно формулируйте, что удалось, а что не удалось и почему. На основании того, что вы увидели и поняли, решайте, что в следующий раз нужно делать иначе или лучше. Будьте ответственным перед самим собой.

Результаты ваших наблюдений и размышлений только улучшатся, если вы будете получать обратную связь от других людей и обсуждать проделанную работу с тем, кому вы доверяете, например с неформальным наставником или ментором из числа руководителей. Многие профессионалы также считают полезным вести дневник, а менее личным опытом и мыслями делиться с более широкой аудиторией через блоги или другие формы социальных медиа.

Что такое формальное обучение. Смотреть фото Что такое формальное обучение. Смотреть картинку Что такое формальное обучение. Картинка про Что такое формальное обучение. Фото Что такое формальное обучение

Обучение у других

Помимо собственных наблюдений и размышлений, у вас есть множество возможностей получать знания опосредованно — наблюдая и анализируя действия и стиль других лидеров. Постарайтесь заглянуть за пределы направления, которое они задают, и поразмышляйте об их навыках или ошибках как лидеров. Если кто-то из них произносит важную речь перед сотрудниками организации, как её воспринимают? Почему?

Как мудро заметил Джон Лундгрен из Stanley Black & Decker, «многому из того, что я узнал о лидерстве, я обязан паре потрясающих боссов, за которыми я наблюдал и чьё поведение изучал на ранних этапах своей карьеры, и я зарёкся никогда не вести себя так, как один очень плохой босс, который также у меня был».

Ценность инструктора (ментора)

Если у вас никогда не было такой возможности, то вот что мы можем предложить вам для начала. Во-первых, как советует Джон Бальдони в статье «Прежде чем работать с инструктором, осмыслите ваше восприятие», чётко сформулируйте для себя, почему вы хотите получить помощь и что конкретно вы стремитесь извлечь из этих взаимоотношений.

Учитывайте, что не все инструкторы из числа руководителей одинаковы. Помимо химии отношений, которую вы, возможно, стремитесь найти, у каждого инструктора есть свой подход и свои профессиональные знания и навыки. Например, одни могут основное внимание уделять навыкам межличностных отношений, другие — стратегическому мышлению, третьи- вашей продуктивности и т. д. Разберитесь (и дайте понять своему инструктору), чего вы ожидаете и что вам нужно.

Во-вторых (и это несколько более тонкий момент), уясните для себя, что работа с инструктором из числа руководителей — лишь часть системы личностного роста. Хороший инструктор поможет вам распознать то, что вы сами могли в себе не замечать, а также составить план самосовершенствования в определённых профессиональных и личных направлениях. Но не забывайте о том, что ваш инструктор — не единственный, кто готов дать оценку вашей деятельности, и иногда он будет скорее собирателем, чем автором полезной информации. Часто самая важная для вас обратная связь приходит не от инструктора, а от коллег, партнёров и потребителей.

И не ждите, что инструктор сам проделает всю работу и чудесным образом сделает вас лучше. Совершенствование возможно только через собственную деятельность и обязанности. Инструктор может направлять вас и ставить перед вами непростые задачи, но процесс истинной лидерской трансформации запускаете и завершаете вы.

Обучение на ошибках

Если организация стремится к совершенству, она должна уметь учиться на ошибках. Личное умение вставать после падения не менее важно для вашего карьерного успеха как лидера. Рон с соавторами в статье «Восстановление после карьерных неудач» объясняют, что критически важным фактором выживания при неудачах является способность отступить на шаг, проанализировать случившееся, извлечь необходимые уроки, а затем двигаться дальше. Люди, которые тратят время на обвинения других или жалость к себе как к жертве, с большей вероятностью терпят неудачи снова или так и не достигают желаемого.

Это не означает, что вы должны понизить свои стандарты и принять, что неудачи — всегда хорошо. Они неизбежны, особенно в сложных организационных условиях с непредсказуемым человеческим фактором и подвижной, изменчивой средой.

Даже у лучших лидеров не всё всегда получается. Поэтому, когда что-то идёт не так, они используют это как толчок к обучению. Они оценивают негативный опыт с точки зрения самосовершенствования, приобретая знания, которые помогут им в будущем в похожих ситуациях. А затем старается лучше подготовиться к лежащим впереди поворотам. Если вы будете стараться попадать только в ситуации, где успех гарантирован, вы не научитесь быть стойким и адаптироваться. Вы не научитесь вставать, отряхиваться, размышлять над тем, что пошло не так, а затем пробовать другой подход.

Основные принципы обучения

Ищите баланс между совершенствованием сильных сторон и избавлением от слабых. Большинство исследований показывают, что эффективность профессионального развития оказывается выше, если вы меньше сосредотачиваетесь на борьбе со слабостями, а больше — на правильном использовании ваших преимуществ, особенно тех, которые имеют наибольшую ценность в вашей организации. Но, как отмечают в статье из HBR «Не переусердствуйте» (Stop Overdoing Your Strengths) Роберт Каплан и Роберт Кайзер, вы можете чрезмерно зациклиться на своих сильных сторонах и стать однобоким и неэффективным лидером, если будете уделять внимание только их развитию. Гораздо полезнее выработать правильный баланс внимания к тому, что вы делаете хорошо, а что — не очень, и продолжать обращаться к окружающим за обратной связью о том, «чего мне стоит делать больше, а чего меньше, чтобы быть более эффективным».

Выходите за пределы зоны комфорта. Обучение и рост происходят, когда вы расширяете пределы собственных возможностей и берёте на себя новые и сложные задачи. Будьте готовы включаться в способствующие вашему росту инициативные проекты, где главным будете не вы, где вы можете услышать критику по поводу вашего стиля и эффективности или оказаться в незнакомых ситуациях. Однако есть некоторые ограничения: не стоит присоединяться к программам для овладения навыками, которые явно намного превосходят ваши сегодняшние способности. Чтобы учиться, вы должны постепенно расширять свои горизонты, а не ломать себя. Также опасайтесь программ развития, которые обещают дать вам некое мистическое самоосознание, и тех, которые подвергают вас серьёзному физическому риску при ложных обещаниях, например «хождение по горящим углям научит вас самоконтролю» (а такая тенденция в области тимбилдинга действительно существовала).

Сохраняйте интеллектуальное смирение и слушайте, слушайте, слушайте. Вы не сможете расти, если не будете открыты новым идеям и вызовам. Слишком многие лидеры страдают от излишней самоуверенности, которая не даёт их разуму приобретать новые навыки и знания. Поэтому выработайте привычку почаще слушать вместо того, чтобы всегда высказываться первым.

Вы будете постоянно общаться с сотрудниками, потребителями, членами совета директоров, партнёрами и другими важными для вас лицами. Рассматривайте их как источник информации о тенденциях, инновациях, проблемах, которые нужно решать, и тех направлениях вашей работы как лидера, где вы на высоте или терпите неудачи. Вы будете получать оценку вашей деятельности, критику вашего мышления и мнения о том, почему и как вы можете работать лучше. Воспринимайте такие обсуждения как ценный ресурс, а не нападки на ваш авторитет.

Практикуйте традиционный цикл обучения.

Мы хотим ещё раз подчеркнуть: проверенные временем исследования показали, что люди учатся и развиваются, проходя итерационный цикл, состоящий из действия, оценки результатов, анализа произошедшего и шагов к улучшению на основе усвоенного. Работая над получением новых навыков и знаний, структурируйте процесс в соответствии с этим циклом.

Подбирайте возможности для обучения, соответствующие вашим потребностям и стилю. Различные программы и возможности подходят для различных профессиональных задач. Поэтому, рассматривая варианты, учитывайте ваши склонности. Интроверты чаще предпочитают читать или изучать что-то самостоятельно, экстраверты с удовольствием участвуют в групповых обсуждениях и занятиях. Для одних людей очень большое значение имеют визуальные инструменты и опыт, для других — нет. Вы можете настаивать на аналитическом представлении материала либо предпочитать более экспериментальное или интуитивное обучение. Разберитесь, что подходит именно вам, и учитывайте это при планировании вашего развития.

Отдавайте предпочтение тем формам обучения и развития, которые соответствуют реальной работе и вашим актуальным задачам. В целом можно сказать, что всегда более осмысленно и полезно обучение в первую очередь тому, что непосредственно связано с вашей работой и удовлетворяет насущные потребности в навыках или знаниях. И именно такому обучению уделяют время большинство лидеров.

Вместо резюме

Профессиональный рост и развитие — самое лучшее вложение, которое вы можете сделать, чтобы стать лидером, но это дело в конечном итоге только в ваших руках. Если вы достаточно мудры, то будете постоянно, каждый день учиться у других людей. Однако выбирайте такое направление движения, которое поможет вам приобрести важные знания и навыки, наиболее актуальные для вас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *