Что такое форма занятия в дополнительном образовании

Типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

Образовательный процесс должен:

Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.

Какие существуют формы занятий

Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Смотреть фото Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Смотреть картинку Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Картинка про Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Фото Что такое форма занятия в дополнительном образованииУроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

Какие существуют типы занятий

Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Смотреть фото Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Смотреть картинку Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Картинка про Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Фото Что такое форма занятия в дополнительном образованииВ настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:

План-конспект занятия

Источник

Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»

Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Смотреть фото Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Смотреть картинку Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Картинка про Что такое форма занятия в дополнительном образовании. Фото Что такое форма занятия в дополнительном образовании Татьяна Пятлина
Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель является не только источником знаний, но и помощником в становлении личности ребенка.

Известный педагог – новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.

Формы занятий в дополнительном образованиидолжны соответствовать следующим требованиям:

• Иметь развивающий характер, а точнее быть направленным на развитие у детей природных задатков и интересов.

• Быть разнообразным по содержанию и характеру проведения.

Основываться на развивающих методиках.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

Формы проведения занятийподбираются педагогом с учетом:

• возрастных психологических особенностей учащихся;

• цели и задач образовательной программы;

• специфики предмета и других факторов.

Традиционные формы занятий.

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

Передвижение группы людей с определенной целью.

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

• Утренник, праздник т. д.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы, совершенствуют навыки публичных выступлений и обогащают чувственное восприятие.

Нетрадиционные формы занятий.

Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании чаще всего используют молодые преподаватели.

• Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

• Психологическое занятие.

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Нетрадиционные формы обучения предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

Формыорганизации деятельности могут быть: групповыми, индивидуальными, индивидуально-групповыми (3-5 человек).

Возможные формы проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, защита проектов, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, консультация, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, профильный лагерь, поход, размышление, рейд, репетиция, ринг, сбор, семинар, сказка, смотрины, соревнования, спектакль, студия, творческая встреча, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.

Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.

Источник

Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В рассматриваемом процессе ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя вид занятий. В то же время педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, педагог тем самым оказывает на детскую аудиторию серьезное личностное влияние. Это накладывает определенные требования – соответствовать той роли, которая на него возложена.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование?

В числе основных требований можно перечислить следующие:

Необходимо отметить, что для педагога, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогике психологии.

Какие существуют формы занятий

Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные.

Среди традиционных форм можно отметить:

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Какие существуют типы занятий

Типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в настоящее время:

В педагогической деятельности преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия является обязательным требованием. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

Источник

Статья «Формы организации учебных занятий в дополнительном образовании»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Формы организации учебных занятий в дополнительном образовании

Автор: Вагайцева Е.С.,

методист МБУДО ГЦДО и СП «Лидер»

Принцип вариативности дополнительного образования подразумевает под собой не только возможность выбора ребенком направлений и видов деятельности, приоритетных для него, разнообразие общеобразовательных программ, разноуровневость обучения, но также и разнообразие организационных форм проведения учебных занятий, основанных на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии их творческих способностей.

Выбор формы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, содержанием реализуемой программы, целью и содержанием конкретного занятия, а так же мастерством педагога. На практике целесообразно сначала определить специфику занятия, его тип, а затем подбирать подходящую для проведения форму.

В настоящее время принята следующая классификация занятий по типам:

Ниже приведены некоторые формы организации занятий, которые педагог может использовать, проектируя дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.

Акция – разовое действие, предпринимаемое для достижения определенное цели.

Бой – соревнование между группами, отдельными людьми, в частности взаимообмен заданиями чаще всего по определенной теме.

Викторина или брейн-ринг – игра в ответы и вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.

Воркшоп — это событие-мастерская, на котором все участники вовлечены в активную групповую работу и в итоге получают единый группой результат работы.

Выставка – отчет деятельности обучающихся, может показать достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного (персональные) обучающегося.

Глоссирование – метод схематизации понятия, составления символов; составление своего рода «базы данных» по определенной тематике.

Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы.

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого решения.

Защита проекта – презентация решения общей проблемы.

Конкурсно-игровая программа – набор игр, конкурсов, розыгрышей или забав, объединенных одной тематикой.

Конференция – мероприятие, на котором участники (исследователи) презентуют, защищают, обсуждают научно-исследовательские работы или доклады на определенную тему.

Мастер-класс – интерактивная форма проведения занятия, в которой происходит практическая передача знаний от специалиста (педагога) обучающемуся.

Мозговая атака или мозговой штурм – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.

Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире, подразумевающая под собой сбор сведений об определенном объекте или явлении.

Ролевая игра – эта форма во многом похожа на деловую игру, но специфика заключается в том, что у каждого участника есть своя собственная вводная — роль, в соответствии с которой он определяет свои действия.

Экскурсия или экспедиция – поездки или выходы с ознакомительными и информационными задачами

Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности (в том числе интеллектуальная или художественная эстафета).

Источник

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сервуля Татьяна Владимировна, заведующий отделом ДПИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

в системе дополнительного образования детей

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом:

возрастных психологических особенностей учащихся;

цели и задач образовательной программы;

специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании

могут быть следующие формы:

защита проекта – занятию предшествует «мозговой штурм», в ходе которого рассматривается тематика возможных проектов, затем учащиеся, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы педагог выступает в качестве консультанта или помощника), цели, направление и содержание деятельности и исследований, структуру проекта. На последнем этапе проходит открытая защита проекта, результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов;

занятие-экспедиция – смысл проведения малых познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью;

занятие – пресс-конференция – это занятие обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:

несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, группа задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ;

учащиеся задают вопросы педагогу, жюри проставляет баллы учащимся и педагогу за вопросы и ответы;

занятие – лекция – необходимо учитывать, что большинство учащихся не в состоянии сосредоточенно слушать длительное время, поэтому в ходе занятия важно решить задачи активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности. С этой целью педагогу рекомендуется использовать следующие приемы:

педагог в ходе лекции допускает 10 существенных ошибок, обучающиеся обнаружившие ошибки, будут вознаграждены;

каждые 5 минут в ходе лекции обучающимся задаются краткие устные или письменные экспресс-задания;

учащимся выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где пропущены основные понятия, даты, имена, принципы и т. д.; по ходу лекции учащиеся должны вставить пропущенные сведения;

педагог предлагает учащимся по ходу лекции составить тезисы;

педагог оставляет в конце лекции несколько минут, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции;

занятие – игра – привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. Педагогу необходимо учитывать основные принципы организации игрового взаимодействия:

педагог должен предлагать гибкую систему игры, подходящую для каждого обучающегося;

ребенок должен иметь право выбора и самостоятельного решения;

игра должна быть доступна всем участникам, предоставлять равные возможности;

игра должна дать воспитаннику возможность для исследования, понимания, познания окружающего мира;

занятие-викторина – викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, норм, правил и т.д.; вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне;

занятие – тестирование – проводится с помощью компьютера или обычным способом, каждый обучающийся получает карточки с заданиями с вариантами ответов (необходимо выбрать правильный ответ);

занятие – соревнование (конкурс, турнир) – учебные, познавательные конкурсы основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции; в ходе занятия группа делится на две команды, которые соревнуются между собой. Судейская бригада ставит баллы командам (оцениваются теоретические знания, реакция, полнота и оригинальность ответов, приобретенные практические умения и навыки);

занятие – дискуссия – обучающимся предлагаются темы для дискуссии, или они сами предлагают их. Педагог в ходе дискуссии выполняет роль организатора обсуждения и консультанта, как правило, он не высказывает свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии раньше времени. Для активизации дискуссии несколько учащихся до ее проведения получают задание подобрать конкретные фактические материалы, которые могут быть зачитаны в процессе обсуждения. Из обучающихся создается группа по ролевой оценке, которая в конце занятия выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников;

занятие – сказка – дети объединяются по 2-3 человека, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их группе; сказки могут быть подготовлены заранее, в них могут принять участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.

беседа с игровыми элементами, сказка,

игра-путешествие, соревнование и т.д.

учебная игра, творческий проект, заочная экскурсия, тематические задания по подгруппам и т.д.

проблемная лекция, семинар,

пресс-конференция, тематическая дискуссия, защита творческой работы,

деловая игра, презентация вида деятельности,

персональная выставка и т.д.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они подчинены определенным требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения:

каждое занятие должно иметь тему, цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-воспитательного процесса;

каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим;

на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной форм работы;

педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.

Превратить учебное занятие в интересный, увлекательный и познавательный для детей маршрут помогают:

подача педагогом учебного материала на высоком уровне, а организация работы детей – на доступном для них уровне и в приемлемом темпе;

четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;

установка не на запоминание учебного материала, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

обязательная организация «обратной связи»;

создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение цели, возможностей, творческого потенциала каждого учащегося на основе знания его потребностей, способностей, склонностей).

Основные требования к построению современного учебного занятия:

создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

целесообразное расходование времени занятия;

применение разнообразных методов и средств обучения;

высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

практическая значимость полученных знаний и умений.

Дополнительное образование и воспитание №10/2006//Профессиональная адаптация начинающего педагога дополнительного образования // 11-19с.

Лизинский В.М. О методической работе в школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002–160с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *