Что такое форма выборы

Формы выборов и принципы избирательного права

Значение и разновидности выборов.Выборы — это форма периодичес­кого выявления воли населения. В России постоянно происходят раз­ные выборы. Избираются руководящие органы в партиях, кооперати­вах, акционерных обществах и т.д. Избираются коллегиальные органы некоторых учреждений (например, художественные советы театров). Это выборы общественные. В прямых выборах в некоторые органы публичной власти (именно об этих выборах речь идет в данном пара­графе) участвуют, как правило, только граждане (выборы в представи­тельные органы РФ, органы субъектов Федерации и местного самоуп­равления, Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, мэров муниципальных образований). Это — прямые публичные выборы.

Путем выборов органов государства и должностных лиц: 1) опре­деляется, какие партии будут иметь преимущественное влияние на го­сударственные дела, на жизнь субъекта РФ, муниципального образо­вания; 2) осуществляется отбор политических лидеров, способных и квалифицированных кадров, которые в состоянии вести государствен­ные и муниципальные дела; 3) выявляются настроения народа и со­ставляется более или менее объективная картина (если выборы чест­ные) влияния тех или иных партий, объединений, лидеров, а иногда и групп населения; 4) осуществляется легализация и легитимация госу­дарственной и муниципальной политической власти, т.е. выборы де­лают ее юридически законной и справедливой, обоснованной в глазах народа.

Выборы различаются по своим масштабам. В России проводятся федеральные выборы (в масштабах всей страны), выборы на уровне субъектов РФ и выборы органов местного самоуправления в муници­пальных образованиях. Они являются альтернативными: число канди­датов на всех уровнях должно быть больше числа избираемых лиц. Если же выдвинут один кандидат (список) или число кандидатов, рав­ное числу мандатов (в многомандатном избирательном округе), голо­сование по решению избирательной комиссии откладывается на шесть месяцев для выдвижения дополнительных кандидатов. Голосо­вание при одном кандидате на повторных выборах и при выборах ор­ганов местного самоуправления может допускаться, но в этом случае для избрания необходимо получить более 50% поданных голосов из­бирателей. Лишь в некоторых субъектах РФ (например, в Татарстане) допускались безальтернативные выборы.

На всех уровнях территориальной организации (Федерация, ее субъект, муниципальное образование) проводятся выборы коллегиаль­ных органов (Государственной Думы, законодательного собрания субъекта РФ, совета муниципального образования) и выборы едино­личных органов (должностных лиц) – Президента РФ, главы админи­страции субъекта РФ, мэра.

Выборы могут быть проведены в установленные Конституцией, ус­тавом, законом сроки и как досрочные (например, в случае роспуска Го­сударственной Думы или досрочной отставки Президента РФ). При досрочных выборах сроки некоторых избирательных действий, а также другие требования (например, число подписей избирателей в под­держку кандидата) сокращаются наполовину.

Выборы проводятся в один тур (при мажоритарной системе отно­сительного большинства по одномандатным округам) и в два тура. Второй тур проводится, если в первом туре при применении мажори­тарной системы абсолютного большинства (50% + 1 голос) никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов.(вторых туров на федеральных выборах не было аж с 1996 г.). В этом случае баллотируются вновь два кандидата, набравшие большинство голосов по сравнению с другими. Второй тур в избирательном праве России называется по­вторным голосованием.

Если по каким-либо причинам выборы не состоялись (признаны недействительными судом, ни один из кандидатов не избран и т.д.), то назначаются повторные выборы. Они отличаются от повторного голо­сования, в частности, тем, что на них могут быть выдвинуты новые кандидаты. Если не избрано необходимое количество депутатов, на­значаются дополнительные выборы.

Выборы бывают полными и частичными. В первом случае весь со­став коллегиального органа обновляется целиком, во втором — ис­пользуется порядок ротации: обновление происходит по частям. Например одна треть Сената США избирается каждые три года сроком на шесть лет.

В России используется территориальный принцип выборов: по из­бирательным округам (а, например, не по месту работы).

Избирательное право объективное и субъективное, активное и пас­сивное.Различные правовые акты о выборах объединяются общим по­нятием «избирательное право». В данном случае речь идет об избира­тельном праве в объективном смысле — системе юридических норм, регулирующих порядок избирательной кампании и выборов. Это – составная часть отрасли действующего конституционного права. Из­бирательное право (избирательные права) в субъективном смысле — это право, принадлежащее или не принадлежащее конкретному физи­ческому лицу. Например, гражданин РФ, достигший 18 лет, может (при соблюдении прочих условий, о которых говорится ниже) обла­дать определенными избирательными правами при выборах Прези­дента РФ, а иностранец — нет. Различаются также активное и пассив­ное избирательное право. Активное избирательное право – это право избирать, пассивное — право выдвигать свою кандидатуру на выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, может избирать, но не может быть избранным в Государ­ственную Думу (возраст для избрания депутатом составляет 21 год), адостигший 21 года еще не может стать Президентом РФ (кандидат на эту должность должен достичь 35-летнего возраста).

Принципы избирательного права.Конституция РФ закрепляет четы­ре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выбо­ры, тайное голосование. Правда, эти положения относятся к выборам Президента РФ (ч. 1 ст. 83). В ч. 3 ст. 3 говорится о свободных выборах, а в федеральном законодательстве – также и о добровольности учас­тия в выборах.

Всеобщее избирательное право означает, что в выборах могут участ­вовать (избирать и быть избранными) граждане РФ, достигшие надень голосования (а не регистрации в списках избирателей или в качестве кандидата) установленного возраста (как правило, он неодинаков для активного и пассивного избирательного права). Военнослужащие в выборах участвуют и могут быть избраны. На выборах муниципальных образований возможны исключения из принципа обязательности рос­сийского гражданства. В некоторых субъектах РФ в таких выборах могут участвовать и включаются в списки избирателей лица, не являющиеся гражданами РФ, достигшие 18 лет и не ограниченные в избирательных правах, если они проживают постоянно или преимущественно на территории муниципального образования. Согласно Федеральному закону 2002 г. о правовом положении иностранных граждан в РФ они не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в соответствующих референдумах, но постоянно проживающие в РФ иностранцы вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референду­ме. Эти положения распространяются и на лиц без гражданства. Не включаются в списки избирателей муниципального образования (только для муниципальных выборов) военнослужащие, проходящие службу на территории муниципального образования, если они до при­зыва на военную службу не проживали постоянно или преимущест­венно на территории данного муниципального образования. Возраст для активного избирательного права составляет 18 лет. В некоторых субъектах РФ установлен такой же минимальный возраст для канди­датов в члены муниципальных советов, но обычно для пассивного из­бирательного права устанавливается повышенный возрастной ценз. В субъектах РФ аналогичные правила установлены для кандидатов в законодательные собрания и на пост президента республики в составе РФ (для кандидатов в губернаторы — 30 лет). Понижать установлен­ный возраст нельзя. Закон также запрещает устанавливать максималь­ный возраст (возрастной предел для избрания составляет 65 или 70 лет). Субъекты РФ не вправе вводить и другие дополнительные усло­вия, ограничивающие всеобщность выборов, кроме тех, которые предусмотрены федеральным законодательством. В частности, актив­ное или пассивное избирательное право не может быть связано со сро­ком постоянного или преимущественного проживания граждан на оп­ределенной территории (ценз оседлости).

Что такое форма выборы. Смотреть фото Что такое форма выборы. Смотреть картинку Что такое форма выборы. Картинка про Что такое форма выборы. Фото Что такое форма выборы

В выборах не вправе участвовать граждане, признанные судом ума­лишенными и находящиеся под стражей по приговору суда, вступив­шему в законную силу. Обычно считается, что такие лица не лишены избирательных прав, их осуществление лишь приостанавливается на определенный срок. Если приговор еще не вступил в силу (например связи с обжалованием), то указанные лица, а также подследствен­ные, находящиеся под стражей, обладают избирательными правами. Администрация мест заключения обязана обеспечить им возможность голосовать.

Равное избирательное право означает, что: 1) каждый избиратель имеет равное число голосов. Если на рефе­рендум вынесены несколько разных вопросов, у участника референду­ма тоже имеется несколько голосов, но их число у всех одинаково; 2) все избиратели голосуют на общих основаниях, составляя единый избирательный корпус; 3) каждый депутат избирается от одинакового числа избира­телей, т.е. голос каждого избирателя имеет одинаковый «вес». Это зна­чит, что одномандатные избирательные округа должны быть в основ­ном равны по числу избирателей, а в многомандатных округах с раз­ным числом избираемых депутатов должны быть соблюдены пропор­ции между числом депутатов и численностью избирателей в округах. Все эти обстоятельства необходимо учитывать при «нарезке» округов.

Прямые выборы в отличие от косвенных или многостепенных (многоступенчатых) означают, что граждане избирают представитель­ные органы или должностных лиц непосредственно путем прямого го­лосования. В России прямыми выборами избираются одна из палат парламента — Государственная Дума, законодательные собрания субъектов РФ, представительные органы муниципальных образова­ний, Президент РФ, президенты и иные главы субъектов РФ (губер­наторы и др.), главы муниципальных образований (мэры и др.). Не­прямыми выборами (законодательными собраниями субъектов Феде­рации) избирается половина членов Совета Федерации.

Тайное голосование означает, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц. В России на всех уровнях голосуют путем бюллетеней. Оборудуются избирательные кабинки, где избиратель заполня­ет бюллетень. В кабинке во время голосования не разрешается нахо­диться, кроме самого голосующего, кому-либо, в том числе членам из­бирательной комиссии. Если имеются препятствия, мешающие изби­рателю (участникам референдума) совершить избирательные действия лично, он может пригласить помочь ему других лиц, но это не должны быть члены избирательной комиссии. В любом случае избиратель опускает бюллетень в избирательный ящик лично. В зарубежных стра­нах в целях борьбы с фальсификациями избиратель, после того как проголосовал, кладет бюллетень в конверт, который вручает члену из­бирательной комиссии, и тот опускает его в ящик.

Наряду с четырьмя принципами, обычно перечисляемыми при ха­рактеристике выборов, законодательство РФ устанавливает, что выбо­ры и референдум являются добровольными и свободными. Доброволь­ность означает, что гражданин по своему желанию может участвовать или не участвовать в выборах. Никто не вправе оказывать давление на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выбо­рах, референдуме, а в некоторых субъектах РФ, где это предусмотрено, также в голосовании об отзыве избранного представителя (депутата) или должностного лица. Неучастие в этих процедурах не влечет для гражданина никаких нежелательных последствий.

Суть положения о свободе выборов (референдума и т.д.) состоит в обеспечении свободы воли избирателей (участников референдума) при голосовании. В этих целях федеральные законы запрещают кан­дидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, всем лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, осуществлять под­куп избирателей, производить льготную распродажу товаров, бесплат­но распространять любые товары (за исключением печатных матери­алов, в том числе иллюстрированных, и значков, специально изготов­ленных для избирательной кампании), вручать избирателям денежные средства, подарки и другие материальные ценности, кроме как за вы­полнение организационной работы (дежурство на избирательном участке, сбор подписей избирателей, агитационную работу). Запреще­но воздействовать на волю избирателей, давая обещания о предостав­лении им материальных благ или услуг, иначе чем на основании реше­ний органов государственной власти или местного самоуправления, принимаемых в соответствии с федеральными законами. Хотя направ­ленность последнего положения ясна, вряд ли можно исключить пол­ностью обещания в процессе избирательной кампании. Те или иные обещания составляют ее существенный элемент.

Положения, связанные с выборами, с некоторыми изменениями относятся и к другим формам голосования граждан-избирателей: к ре­ферендуму, отзыву депутатов, к народной законодательной (право­творческой) инициативе.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятие и виды выборов

Что такое форма выборы. Смотреть фото Что такое форма выборы. Смотреть картинку Что такое форма выборы. Картинка про Что такое форма выборы. Фото Что такое форма выборы Что такое форма выборы. Смотреть фото Что такое форма выборы. Смотреть картинку Что такое форма выборы. Картинка про Что такое форма выборы. Фото Что такое форма выборы Что такое форма выборы. Смотреть фото Что такое форма выборы. Смотреть картинку Что такое форма выборы. Картинка про Что такое форма выборы. Фото Что такое форма выборы Что такое форма выборы. Смотреть фото Что такое форма выборы. Смотреть картинку Что такое форма выборы. Картинка про Что такое форма выборы. Фото Что такое форма выборы

Что такое форма выборы. Смотреть фото Что такое форма выборы. Смотреть картинку Что такое форма выборы. Картинка про Что такое форма выборы. Фото Что такое форма выборы

Что такое форма выборы. Смотреть фото Что такое форма выборы. Смотреть картинку Что такое форма выборы. Картинка про Что такое форма выборы. Фото Что такое форма выборы

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два и более кандидата или несколько партий.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в жизни государства, определяющих перспективу его развития на определенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию, т.е. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны. Важным следствием является и отбор политических лидеров – граждане вольны заменить тех, кто не оправдал их доверия, на более достойных. Так что регулярно проводящиеся выборы держат политических руководителей в форме, в напряжении: через несколько лет им так или иначе придется отчитываться перед избирателями.

Виды выборов. Классификаций выборов довольно много.

1) Самая простейшая – в зависимости от территории их проведения. По этому критерию различают общенациональные выборы, которые проводятся в масштабах страны, региональные выборы, проводимые в рамках крупных территориальных единиц, и местные выборы, охватывающие административно-территориальную единицу или город (т.е. объединяют граждан, живущих на определенных небольших территориях, у которых есть свои местные органы).

3) В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые. Прямые выборы – это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост. Прямые выборы отличаются тем, что между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных ступеней. Непрямые выборы – такой вид выборов, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы всегда имеют промежуточную ступень. Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые. При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо. В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, многоступенчатыми выборами (коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента) избирается президент Италии. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское собрание народных представителей – китайский парламент – избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. Люди, избранные в один орган, избирают затем своих представителей в другой орган.

4) Выборы также делятся по времени проведения на очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи со смертью, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента.

Что такое форма выборы. Смотреть фото Что такое форма выборы. Смотреть картинку Что такое форма выборы. Картинка про Что такое форма выборы. Фото Что такое форма выборы

5) Выборы бывают еще дополнительными, которые проводятся в зависимости от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. Необходимость их проведения возникает тогда, когда кто-то из членов парламента выбывает из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся в тех округах, где произошло выбытие депутата.

6) Частичные выборы в отличие от дополнительных – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законодательством. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа. Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенаторы США избираются на шесть лет, но не одновременно – каждые два года переизбирается треть Сената.

Помимо приведенной классификации выборов в некоторых странах встречается своя специфическая терминология. Например, в США применяется термин «промежуточные выборы» – выборы, которые проводятся в тот год, когда не избирается президент.

В американской терминологии есть и такое понятие, как «первичные выборы» (праймериз). Это выборы, в результате которых проводится отбор кандидатов от той или иной партии. Из нескольких кандидатов – республиканцев и демократов – избирается по одному. Это партийные выборы. Результатом этих выборов является отбор кандидата на должность президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партии.

Существует такое понятие, как «обязательные выборы»(обязательное голосование). Обязательность обеспечивается путем наложения санкции[7] в том случае, если избиратель не принял участия в голосовании. В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание: списки лиц, не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. Все эти более или менее строгие меры воздействия применяются для борьбы с таким распространенным явлением, как абсентеизм (от англ, absent – отсутствовать) – добровольное неучастие граждан в выборах.

Источник

Что такое форма выборы

Статья 2. Основные термины и понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 12.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

(см. текст в предыдущей редакции)

справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 25 в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 2 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

входит (входил) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) является (являлся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;

входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем;

входит (входил) в состав органов управления и (или) является (являлся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;

осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью понимается деятельность в том значении, в каком она определена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;

(пп. 35.1 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

(пп. 35.2 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

(пп. 41.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 47 в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 49 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 52.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 62 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 2 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. 62.1 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

(пп. 63 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *