Что такое форма осуществления функций государства

Формы и методы реализации функций государства

Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства

Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства

Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и неправовые (организационные) формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путём принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая – текущая работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов,

планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучётом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

Убеждать– значит поощрять субъектов к определённой деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать – значит склонять людей к определённой деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрять – значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

Источник

Формы и методы осуществления функций государства в контексте юридической безопасности

Воронцова Н.В., студентка 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Миненко К.С., Студент 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Понятие безопасности является достаточно актуальным в современном мире, поскольку это социально-правовое явление призвано обеспечивать устойчивость социальных отношений, их нормальное функционирование, а также защищённость от постоянно возникающих в жизни человека угроз (такие как биологические-заболевания, природные катаклизмы и катастрофы техногенного характера, информационные – хакерские атаки и правовые и тд.). Там, где личность находится в безопасности, там в безопасности общество и государство. Только на ее основе можно успешно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства.[1]Так как большинство стран, в том числе и Россия, являются социальными, демократическими и правовыми государствами, то основной их задачей является защита и гарантия прав, свобод и законных интересов граждан. Данный принцип находит своё отражение в большинстве Конституций государств и различных международных нормативно-правовых актах. Поэтому юридическая безопасность как один из видов безопасности является неотчуждаемым элементом социального, правого и демократического государства. Поскольку она противостоит тем угрозам, которые возникают в ключевых областях жизнедеятельности общества, то есть предотвращает и отражает опасности, которые вызываются юридическими воздействиями[2].

В контексте юридической безопасности основными и превалирующими формами осуществления функций государства являются правовые. Такие как: правотворческая, которая выражается в подготовке и непосредственном издании нормативно-правовых актов в государстве[3]; правоприменительная, которая связана с реализацией законным путём издания актов применения права; правоохранительная – направленная на защиту прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение к ответственности виновных[4]. В каждой из этих форм наблюдается неразрывная связь с юридической безопасностью, а именно: любая правовая форма деятельности органов государства, посредством которого реализуются его функции, и собственно сама юридическая безопасность нацелена на минимизацию негативной составляющей правовой сферы[5], модернизацию федерального и регионального законодательства, а также укрепление единства и целостности правового пространства. В качестве аргумента к вышеприведенному тезису, можно привести пример, в котором рассматривается экологическая функция государства. Изначально, законодательному государственному органу необходимо принять соответствующую нормативно-правовую базу. В данном случае это будет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды». После этого необходимо создать соответствующие органы государства и обеспечить их стабильную работу и нормальное функционирование. Например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Все эти меры направлены на обеспечение экологической безопасности страны, укрепление единства правового пространства в сфере экологии, что является общей целью как правовых форм осуществления функций государства, так и юридической безопасности в целом.

Научный руководитель – Шеяфетдинова Н.А.

Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. – 304 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – 512 с.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – 559 с.

[3]См.: Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – С.85.

[5]См.: Фомин А.А. Указ. Соч. – С. 101.

[6]См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – С.63-63.

Источник

Формы и методы осуществления функций государства

Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства

Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства

Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Признаки форм осуществления функций государства.

1. Это деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности.

2. Это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства.

3. Посредством выполнения этой деятельности реализуются функции государства.

Формы осуществления функций государства можно разделить на правовые и организационные.

Правовые формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов).

Правовые формы осуществления функций.

2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов заключается в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях – защите прав и интересов личности.

Правовые формы не исчерпывают всех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть фото Что такое форма осуществления функций государства. Смотреть картинку Что такое форма осуществления функций государства. Картинка про Что такое форма осуществления функций государства. Фото Что такое форма осуществления функций государства

2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

3. Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

Методы осуществления функций государства.

1. Убеждение – основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

2. Поощрение – с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулирование социально полезной деятельности.

3. Государственноправовое принуждение – склонение людей к определённой деятельности посредством силового давления (меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.).

Легитимность и легальность государственной власти: понятие соотношение. Виды легитимности.

Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной (легитимность первоначально сводилась к её легальности, т.е. к наличию законного источника власти и законного основания обладания ей).

С течением времени понятия легитимность и легальность разделились. Легитимность –это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность (классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.

Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, её норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная (Конституция или, например, Акт о престолонаследии).

Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.

Легитимность государственной власти – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в : 1) её основанности на общечеловеческих нравственных ценностях; 2) добровольном признании населением права власти управлять и психологическая готовность подчиняться её велениям и согласие на применение мер принуждения со стороны власти.

Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.

Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.

Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман). Понятие легитимности не совпадает у различных слоёв населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.

Вопрос о легитимности – это вопрос о границах, о правомерности применяемого властью к физическим и юридическим лицам принуждения.

Некоторые авторы в понятие «легитимность» включают: 1) юридический смысл, т.е. легальность; 2) духовный, морально-психологический смысл, т.е. собственно легитимность.

Политическая история свидетельствует о том, что легальная власть может быть нелегитимной и, наоборот.

Современная государственная власть, желающая быть эффективной, должна быть и легальной и легитимной, либо просто легитимной, если в это понятие включать юридический аспект (легальность) бытия государственной власти.

Виды легитимности (Макс Вебер).

Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета с помощью разных ресурсов, М. Вебер предложил выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил мотив подчинения.

1. Традиционный тип легитимности. Этот тип легитимности был исторически первым. Он базируется на вере в священность обычаев и традиций, их непоколебимость. Идеологическая форма – это ссылка на божественное происхождение власти и священность права престолонаследия. Монархи получают свою власть от Бога. Таким путём создаётся убеждение в правомерности, величии власти и необходимости подчинения обычаям и традициям. Обычаям и традициям должны подчиняться не только подданные, но и носители власти. В случае, если носитель власти допускает нарушение, то божественное право допускает восстание и даже цареубийство. Такую власть называли приобретательной, а отсюда – её можно свергнуть. Таким образом, на привычке подчиняться власти, вере в её божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.

2. Харизматический тип легитимности. В основе харизматического типа легитимности лежат «авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека». «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматичен культ личности вождя или руководителя. Подчинение и согласие носят эмоциональный и личностный характер. Ослаблено действие и значение правовых норм. Окружение харизматичного лидера, его армия не имеют чётко выраженного правового статуса. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, который преобладают у большей части населения. Харизматический тип легитимности приписывается и советским политическим лидерам (Сталин). Харизматический тип власти преобладает в отсталых в экономическом и социально-политическом плане государствах. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т.е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

3. Рационально-бюрократический тип легитимности (легальный). Основывается на вере в законность и справедливость существующих правил формирования и функционирования институтов политической власти. Вера во всеобщие, равные, прямые избирательные права при тайном голосовании. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. Сменяемость лидера следствие недоверия тому, что он не будет злоупотреблять властью. Главным признаком справедливости власти является следование законам, но следовать законам должны и граждане и носители власти. Ни один субъект (политический, религиозный и др.) не должны уклоняться от исполнения законов. Чтобы реализовать свои цели, такая власть создаёт жёсткую, разветвленную организацию, т.е. бюрократию.

Государственный орган: понятие и признаки. Государственный орган и орган местного самоуправления.

Государственный орган – это самостоятельный элемент государственного аппарата, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой, наделённый определённой компетенцией и выступающий от имени государства.

Признаки государственного органа.

Государственный орган – это единоличное лицо (президент, прокурор и др.) или коллегиальный орган.

Представляет собой самостоятельный элемент аппарата государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма.

Действует от имени государства и по его поручению.

Образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов).

Выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделён в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения).

Имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закреплённых полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определённого круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

Осуществляет свою компетенцию тремя способами: 1) принятием нормативных актов (предписанием общего характера); 2) принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); 3) конкретно-организационной деятельностью.

Имеет внутреннее строение (структуру). Органы состоят из подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.) и государственных служащих, скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы.

Имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчётный счёт в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач.

Обладает определённым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание.

Действует на определённой территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Источник

Что такое форма осуществления функций государства

О журнале

Научный журнал «ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА» издается с 1994 года. Входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Журнал включен в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на платформе НЭБ eLIBRARY.

Учредитель и издатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет».

Научный журнал публикует оригинальные исследования по следующим направлениям:

07.00.00 – Исторические науки и археология

07.00.02 – Отечественная история.
07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода).
07.00.06 – Археология.
07.00.07 – Этнография, этнология и антропология.
07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования.
07.00.10 – История науки и техники.
07.00.15 – История международных отношений и внешней политики.

10.00.00 – Филологические науки

10.01.01 – Русская литература.
10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы).
10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы).
10.01.08 – Теория литературы, текстология.
10.01.09 – Фольклористика.
10.01.10 – Журналистика.

12.00.00 – Юридические науки

12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.
12.00.02 – Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.
12.00.03 – Гражданское право предпринимательское право семейное право. международное частное право.
12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.
12.00.10 – Международное право; Европейское право.
12.00.11 – Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
12.00.12 – Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
12.00.14 – Административное право; административный процесс.

Все статьи проходят обязательное рецензирование.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, г. Москва (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС 77-75265 от 07.03.2019 г.

ISSN 1998-0817

Периодичность выхода: 4 раза в год.

Главный редактор: Груздев Владислав Владимирович, доктор юридических наук, проректор по науке Костромского государственного университета.

Языки опубликования статей: русский, английский, немецкий, французский.

Журнал является изданием открытого доступа: статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Форма распространения: журнал выходит в печатном виде, электронные версия публикуется на сайте журнала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *