Что такое фонетический разбор слова 2 класс примеры
Что такое фонетический разбор слова 2 класс примеры
Гласные буквы : бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Гласных букв 10 : а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.
Гласных звуков 6 : [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков.
Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков.
* в начале слова (ёж, яблоко, юла)
* после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
* после гласных букв (споём, союз, военный)
В безударном положении эти буквы после согласного
обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]
Согласные звуки
Согласные звуки не образуют слог.
Согласные звуки не бывают ударными или безударными.
Согласных букв 21 : н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Согласных звуков в русском языке – 36.
Парные согласные звуки
твердые звонкие | твердые глухие | мягкие звонкие | мягкие глухие |
[б] | [п] | [б’] | [п’] |
[в] | [ф] | [в’] | [ф’] |
[г] | [к] | [г’] | [к’] |
[д] | [т] | [д’] | [т’] |
[ж] | [ш] | ||
[з] | [с] | [з’] | [с’] |
Непарных глухих звуков – 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].
Непарных звонких звуков – 9: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].
Непарные звонкие звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] называются сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».
Фонетический анализ слова
Звуко-буквенный анализ слова
В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.
Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».
Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Фоне́тика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.
Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.
Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:
Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.
Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.
Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.
Правила фонетического разбора слова
Гласные звуки
В алфавите русского языка 10 гласных букв:
А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука
Я Ё Ю И Е – указывают на мягкость согласного звука
Но гласных звуков только 6:
Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.
Я, Ё, Ю, Е – обозначают два звука, только если стоят:
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.
Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки
Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
Есть в русском языке непарные согласные звуки:
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки
Также необходимо знать:
[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.
Памятка фонетического разбора
Запомните также следующие правила:
Что такое транскрипция в русском языке?
Фонетическая транскрипция — это графическая запись звучания слова. Это то, что мы записываем в квадратных скобках. Она используется в фонетическом разборе слова. Бывают задания на проведение полного фонетического или звуко-буквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, требуется сразу записать транскрипцию слов.
корона [карона]
снег [сн’эк]
ель [й’эл’]
вьюга [в ’ й’уга]
ежи [й’ижы]
ружьё [руж й’о]
серёжка [с’ир’ошка]
сказка [скаска]
Примеры звуко-буквенного разбора
Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б [б] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный;
г [г] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
Я [й’а] — 1 слог, 1 буква, 2 звука.
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный.
Её [й’и й’о] — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[и] – гласный, безударный;
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный.
Ель [й’эл’] — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[э] – гласный, ударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный;
ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, безударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ночь [ноч’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н [н] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
Обед [аб’эт] — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о [а] – гласный, безударный;
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
д [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо [кал’ц о] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о [а] – гласный, безударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ц [ц] – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный.
Чайка [ч’ай’ка] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а [а] – гласный, ударный;
й [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный.
Беречь [б’ирэч’] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
р [р’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
Июнь [ий’ун ’ ] – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и [и] – гласный, безударный;
ю [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[у] – гласный, ударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
Маяк [май’ак ] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень [ос’ин’] — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о [о] – гласный, ударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
Жить [жыт’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, ударный;
т [т’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
Россия — [рас’ий’а] — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
и [и] – гласный, ударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, безударный.
Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.
Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.
Смотрите также: «Разбор слова по составу»
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Фонетический разбор
При фонетическом разборе записывается:
! Обрати внимание, что количество букв и звуков в слове могут не совпадать!
Примеры фонетического (звуко-буквенного) разбора:
Багаж 1 был сдан в камеру хранения.
б [б] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а [а] – звук гласный, безударный;
г [г] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а [а] – звук гласный, ударный;
ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный.
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р] – звук согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
о [о] – звук гласный, ударный;
ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный;
Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[о] – звук гласный, ударный;
ж [ж] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;
и [ы] – звук гласный, безударный;
к [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый парный.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Звуко-буквенный разбор слов
Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:
Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.
Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).
Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).
Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.
Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).
Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.
Хочу поделиться работой над звуко-буквенным анализом.
1 класс
Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.
1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:
2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:
трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.
3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:
ёж уголок люк радость изгиб мороз дети мел снег обложка леса жмурки подъезд бег протяжка стена морозный заявка гриб морской перепел школьники уехать глаз стекло вечер коньки подъем зуб щука нога весна ручьи ложка малина бегун весёлый здоровье столб ягодка пятно пирожок варенье морковь погрузка грохот мяч вьюга ножка дорожка ловить ходьба замазка собака цветок берёзка деревья улов пятёрка юг
Звуковой разбор идет в такой последовательности:
1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.
2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.
3. Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.
4. Запишите, выделите фонему (букву).
5. Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…
6. Проверьте, получилось ли слово.
Учащиеся имеют памятки:
№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).
Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:
а) в начале слова (например: Яша, юла);
б) после гласной (например: маяк);
в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга) дают два звука.
Гласные буквы: а, о, у, э, ы — показывают, что согласный читается твердо.
Гласные буквы: я, е, ё, ю и — показывают, что согласный читается мягко.
Ь – показатель мягкости.
[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.
Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.
Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.
Ъ, Ь знаки – звука не обозначают [ ]
№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).
№ 3. Лента букв (рис. № 3).
Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.
Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).
астра стул гвозди пастух лес арбуз руль два пастухи лось окуни забор яблоки юла мак овощи дверь яблоня кузнец маки иголка вратарь грибы эхо три шары лови круги лещ пять утка ели мяч шарфик дом барабан пила ручка шарф семь конь плотник гуси листья звонок змей зебра гусь голуби шкаф карандаш жмурки ёжик трамвай
2 класс
Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…
Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?
Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?
Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.
Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.
Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.
Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.
Почему их так называют?
Согласные всегда мягкие.
Согласные всегда твердые.
Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?
б). Гриб 1 – контрольный анализ.
Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.
Вот так: горсть – гость.
Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.
Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.
В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.
Вот так: корж – морж.
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.
Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.
б). Цирк 1 – контрольный анализ.
В начало слова или в конце его добавьте букву, чтобы получилось новое слово.
Какие звуки обозначаются этими буквами?
Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.
Вот какая забавная история произошла в одной семье.
Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
( По А. Шиваеву).
Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.
Подпись под 2-м рисунком: девушка.
— Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?
— Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю?
— Когда они имеют два звука?
— Назовите слова, в которых есть звук [ Й ].
И вскользь мне бросила змея:
“У каждого своя судьба!”
Но я – то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?
Путаница.
В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где – бетон.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.
— Нет, не так!
Нет, не так!
— Ну тогда вот так:
В печке выпечен бидон,
А в петлицу вдет питон,
По траве ползет бетон,
Молоко течет в батон,
А на стройке есть бутон.
— Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон.
Ну, а где – бетон.
(Н. Матвеева)
б). Контрольный анализ.
Почка1 – 1 в
Кочка1 – 2 в
Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.
Дым
Пироги пекутся в речке.
На улице стоит,
Рыбаки сидят у печки.
Дом
Путник в город шел
Из труб его валит.
Мешком.
На чердак залезла ложка,
Вы слыхали о таком?
Со стола упала кошка.
Кто не верит чудесам,
В день весенний у ворот
Убедиться может сам.
Начал дружно таять
Мед.
(А. Санин)
15. а). Превратим волка в козу.
Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:
1) в слове можно менять только одну букву;
2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;
3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.
16. а). Превратим “ночь” в “день”.
Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.
17. а). Работа с лентой букв.
Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.
Какую букву пишем, а какой звук слышим?
б). Земля 1 – контрольный анализ.
18. а). Помоги звукам.
Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.
19. а). Замени один звук другим.
20. а). Загадка – метаграмма.
б). Баллон 1 – контрольный анализ.
21. а). Вспомните слова о зиме со звуком [а].
(зима, горка, сосулька, санки, варежки).
Дайте характеристику 2-му звуку в слове “горка”, 5-му звуку в слове “сосулька”, 5-му звуку в слове “варежки”.
На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а].
Как тебя зовут? (Андрей).
Откуда ты приехал? (Из Анапы).
Что там растет? (Арбузы).
А еще что? (Абрикосы).
Какие птицы там водятся? (Аисты).
А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе).
Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом).
23. а). Говори, слушай, не повторяй.
Показываю букву, дети “по цепочке” называют слово на эту букву.
24. а). Как блеет баран? (бе-е-е…).
Назовите, какой ваш звук в слове (согл., зв., глух., парн., тв., мягк., парн.).
Что вы знаете о букве Ь?
26. а). Закончите слово ( с Ь).
— Что обозначает Ь на конце слова; в середине между согласными; в середине после согласной перед гласными Я, Е, Ё, И?
27. а). Как проверить безударную гласную? Почему она требует проверки?
Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.
Что это за звук? (гласный, ударный).
28. а). Закончите предложения словами, начинающимися на букву О.
Было очень жарко, и мама открыла все …(окна). Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…(осы). Я очень люблю кедровые …(орехи). Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное …(облачко).
б). — контрольный анализ.
Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?
_ _ О _ _ _ И _ _ А _ А _ _ А _ _ О _ А _ У _ _ _ А.
Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
ШК _ ЛЬН _ К К _ Р _ НД _ Ш П _ Ж _ Л _ ЙСТ _
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?
30. а). Попробуйте расшифровать такие сокращения:
Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.
Смогли бы вы прочитать эти фамилии, если бы они состояли из одних гласных?
Аналогично строится работа в 3-4-х классах. К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звуко-буквенному анализу).