Что такое фол в бильярде
Основные правила игры на лузном бильярде
Эти правила используются как эталон для всех лузных видов бильярда, кроме тех случаев когда обратное было указано в правилах конкретной игры. Если есть противоречия между общими и частными правилами можно использовать только некоторые из описанных ниже условий.
Партия
При размещении шаров на столе в пирамиду необходимо использование треугольника. При постановке пирамиды все шары должны касаться друг друга. Верхний шар пирамиды должен быть установлен строго по метке на столе.
Право игрока на разбивание пирамиды можно определить раскатом или жеребьёвкой, но на официальных турнирах предпочтение отдаётся раскату. У игрока, выигравшего раскат или жеребьёвку, есть право разбить пирамиду самому или передать это право другому игроку.
Фолом в бильярде называется любое умышленное или случайное нарушение правил. Если в процессе неправильного удара был забит шар, его не учитывают при подсчёте очков, а шар возвращается на стол. Если игроку не удалось попасть битком по заявленным шарам объявляется фол. Касание шаров любым предметом кроме наклейки кия (элементы одежды, тело игрока) считается фолом.
Пропих битка (соприкосновение наклейки битка с шаром дольше необходимого для удара время) также является нарушением правил. Фолом также считается намеренное попадание кием ниже центра шара и подскакивание шара впоследствии этого. Такие удары могут наносится с целью обойти мешающие попаданию шары. Подскакивания шаров иногда случается и случайно, что не считается нарушением.
Похожие записи
Бильярд возник очень давно. Если верить некоторым источникам первые упоминания о бильярде датируются ещё XVI веком. Во второй половине XIX столетия возник популярнейший на данный момент вид бильярда – снукер. Родина снукера Сейчас невозможно
Московская пирамида – разновидность русского бильярда, самая популярная на постсоветском пространстве. В игре принимают участие 16 шаров и один биток. Биток отличается цветом или разметкой. Ударным шаром может выступать только биток. Для
Для начала постижения всей прелести бильярда, как вида спорта, необходимо определиться с местом. Нужно найти бильярдный клуб где играть будет легко и комфортно. Кий Теперь подберем надежный качественный кий. Начинать лучше с киев, которые
Современный бильярд сочетает черты азартной игры и спорта. В наше время в разных частях мира играют в свои виды бильярда. Это связано с историей распространения игры по континентам. Почти в каждой стране бильярд развивался по-своему.
На результат в любом спорте могут повлиять различные факторы, но самое важное – природные способности спортсмена и его эмоциональность.
После изучения всех правил игры в бильярд можно перейти непосредственно к игре. Возьмите в руки кий. Сразу возможно тяжело будет сообразить каким
Общие правила игры в русский бильярд (Пирамиду).
Правила игры в русский бильярд строго регламентированы и закреплены в соответствующих документах Федерации бильярдного спорта. Там содержатся сведения о параметрах применяемых игровых столов, шаров и сопутствующих аксессуаров. Русский бильярд, правила этого вида спорта вызывают много вопросов у новичков.
Рассмотрим их подробнее.
Игровой стол обязательно должен быть правильно размечен. Обязательно присутствие следующих точек и линий:
1. Точка в центре должна находиться посередине игрового пространства.
2. Основная линия разделяет стол для бильярда на две части.
3. Задний маркер ставится по центру задней соответствующей части игрового пространства.
4. Передняя точка ставится по центру передней соответствующей части игрового пространства.
5. Линия дома, пересекающая ближайшую точку параллельно ближайшему короткому борту.
6. Линия для выставления шаров распространяется от задней точки до центра ближайшего короткого борта.
Дом – это особая зона на поверхности игровой зоны, заключённая между линией из шестого пункта и ближайшим коротким бортом.
По ходу игрового процесса используется классический комплект из шестнадцати стандартизированных игровых шаров. Причём 15 из них – белого или светлого тона, а один – другой раскраски, чаще всего жёлтого цвета. Однотонные белые шары обязательно нумеруются по порядку до 15. Стоит отметить, что в случае состязания в определённые варианты пирамиды разрешается применение комплекта непронумерованных шаров.
Биток – это шар, который получает кинетическую энергию от кия во время игрового взаимодействия. Причём при состязании в определённые варианты пирамиды битком может являться только жёлтый шарик. При дуэли в свободный вариант пирамиды каждый без исключения шар на пространстве стола может выполнять роль битка. Конечно, во время первоначального хода битком может быть только жёлтый шар. Когда перед проведением удара игроком был выбран один из шаров, которого будет касаться кий, остальные стоит именовать прицельными шарами.
Перед первым ударом необходимо расставить пронумерованные шары в исходную позицию. Для этого используется специальная форма, которая позволяет составить из шаров треугольник с равными сторонами. Причём одна из вершин этого треугольника должна располагаться на центральной отметке задней зоны игрового пространства, а противоположное основание должно быть обращено к заднему борту. Жёлтый шар, который во время первого удара выполняет функцию битка, должен быть помещён в дом.
Во время состязания могут возникнуть ситуации, когда потребуется составить неполную пирамиду. То есть какое-то количество шаров в ней будет отсутствовать. В этом случае действует специальное правило. Пирамида составляется от вершины к основанию. При этом в последнем ряду основания обязательно должна соблюдаться симметрия, то есть шары группируются по центру.
Что касается такого понятия, как положение шара, то определённым местом нахождения любого шара на бильярдном столе является его центр. Также стоит отметить ещё один важный момент: сама линия дома не входит в дом и не является его частью. Отсюда следует, что шар, находящийся на линии дома, считается находящимся за его пределами.
Разновидности правил русской пирамиды в бильярде
В этой статье мы разбираем общие правила. Но здесь надо сказать, что есть некоторые разновидности, такие как:
Каждая из которых обладает своими особенностями, не будем на этом останавливаться. Вы можете прочитать про них в отдельных статьях на нашем сайте.
Это далеко не все виды бильярда, на самом деле их гораздо больше!
Правила отыгрыша в русском бильярде
Участник розыгрыша может его сразу же проиграть, если произойдут следующие события:
· шар зайдёт на отдалённую половину игрового пространства;
· не сможет достичь противоположного борта;
· покинет пределы бильярдного сукна;
· упадёт в лузу;
· коснётся одного из бортов несколько раз.
При несоблюдении вышеуказанных правил обоими участниками судья смотрит, какой шар всё-таки оказался наиболее близко к необходимому борту. При равной спорной ситуации розыгрыш первого хода рекомендуется повторить. Стоит обратить внимание на интересный момент. Игрок, получивший в результате розыгрыша право начального хода, может по тем или иным причинам уступить это право своему сопернику.
Игра считается начавшейся сразу же после соприкосновения кия с жёлтым шаром. Перед началом состязания основной шар разрешается поправлять кием или рукой сколько угодно раз. Но после начала состязания делать это категорически воспрещается.
1. Предполагаемый шар верно зашёл в одну из луз.
2. Хотя бы три пронумерованных шара соприкоснулись с любым бортиком стола.
3. Хотя бы два пронумерованных шара соприкоснулись с любым бортиком стола, и один из пронумерованных шаров пересёк срединную линию.
Стоит отметить, что в последних двух ситуациях восстановлению подлежит неполная пирамида. В ней не будет хватать одного штрафного шара, который достаётся сопернику нарушителя.
Правильным ударом (это касается и правил отыгрыша в русском бильярде) считается такой, который удовлетворяет одному из следующих условий:
1. Отскочивший от битка шар попал в лузу.
2. Биток отскочил от одного из бортов, затем соприкоснулся с другим бортиком или соприкоснулся с другим шаром.
3. Биток пересёк срединную линию и коснулся любого необходимого шара.
4. Биток отскочил от любого бортика и пересёк срединную линию (либо если пересёк срединную линию любой другой шар).
Если до начала удара центр какого-либо шара располагался точно на центральной линии, то перемещение его по игровому пространству в любую сторону не может рассматриваться как пересечение указанной линии.
Терминология в Бильярде
Данный словарь терминов бильярда будет полезен для начинающих бильярдистов и для тех, кому приходится общаться с заядлыми бильярдистами, поскольку данная категория граждан нередко переносит терминологию любимой игры в обычную жизнь. Многие слова взяты из официальных терминов, многие пришли из блатной «фени». Они довольно часто употребляются, потому их следует знать каждому любителю бильярда.
Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».
Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
Вестись – поддаваться на заманивание, исполнение, развод. Например, в фильме «Цвет денег» в эпизоде «два брата и незнакомец» бармен повелся, сказав «Ставлю тысячу!».
Выгон – смежная с домом зона бильярда.
Вырез лузы – определенный вырез в игровой поверхности стола, являющийся частью лузы.
Губа лузы – скошенная часть борта, являющаяся частью лузы.
Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.
Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заманивать – создавать на столе такую игровую ситуацию, при которой соперник вынужден совершать какие-либо действия, на первый взгляд, выгодные для него, а на самом деле, выгодные тому, кто заманивает. Например, поставить биток так, чтобы соперник вынужден был играть очевидный целый шар, при том, что расклад для полосатых шаров намного выгодней, либо после этого шара нет продолжения серии
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.
Засаживать – проигрывать (см. также сливать, сдавать).
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.
Исполнять – совершать различные неспортивные действия с целью повлиять на игру соперника. К классическим приемам исполнения относятся: разговоры с соперником «под руку», намеливание своего кия перед трудным ударом соперника, переспрашивание о заказе в случае очевидных шаров, советы сопернику как играть, и многое другое.
Карамболь – два последовательных соударения шаров.
Катрбан – отражение шара от четырех бортов.
Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – падение в лузу прицельного шара.
Коридор лузы – расстояние от середины створа лузы до ее выреза.
Король – так на сленге называется бильярдист, играющий один против двух игроков.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.
Лох – любитель бильярда с невысоким уровнем игры.
Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.
Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.
Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.
Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.
Нажим – один из запрещенных ударов.
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.
От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.
Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – способ удара.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
Пистолетом – способ игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Положить – отправить биток в лузу.
Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.
Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.
Прицельный шар (чужой шар или шар-мишень) – любой шар, кроме битка.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.
Пропих – один из запрещенных ударов.
Прямой шар – ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.
Проставить (поставить) – выиграть деньги у кого-либо. Звучит как «поставить на деньги».
Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.
Резка – смещение точки прицеливания в сторону от центра прицельного шара. Правильная резка – основа хорошей кладки. От того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.
Свой (биток) – 1) шар, по которому наносят удары кием; 2) ненумерованный шар, отличающийся от остальных шаров разметкой или цветом.
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.
Сдавать – проигрывать. Нередко употребляется в значении «намеренно проигрывать». Например, «сдать одну-две партии в сете чтобы соперник не соскочил».
Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.
С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов.
Смазать шар – не положить в лузу легкий шар
Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.
Створ лузы – минимальное расстояние между губами лузы.
Стойка – позиция игрока у стола.
Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов.
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков).
Турняк – толстый конец кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.
Фол – любое нарушение правил.
Фукс (дурак) – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.
Правила русского бильярда
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИРАМИДЫ
1. Бильярдное оборудование и аксессуары
При игре в каждую из описанных ниже разновидностей «Пирамиды» следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию».
2. Разметка бильярдного стола
3. Используемые шары
Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: При игре в «Свободную пирамиду», «Комбинированную пирамиду» и «Динамичную пирамиду» допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.
4. Биток и прицельные шары
5. Соударение битка с прицельным шаром
6. Игра после нарушения
7. Розыгрыш начального удара
8. Исходная расстановка шаров
Положение шара определяется положением его центра.
10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.
11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.
12. Правильный начальный удар
13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.
14. Начало и завершение удара
16. Касание ногой пола
17. Запрещенное касание шаров
18. Запрет двойного удара
20. Правильно завершенный удар
22. Правильно и неправильно забитые шары
22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.
Примечание: Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.
23. Шар на краю лузы
24. Выскочивший шар
24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.
25. Выставление шаров
26. Замедленная игра
Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.
27. Вмешательство постороннего
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.
Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.
28. Вмешательство в игру соперника