Что такое фитчи проекта
Не баг, а фича. Что это значит и откуда появилась эта фраза?
Велик и могуч язык программиста. Иногда этот язык наполнен таким количеством сленговых слов, что его трудно понять не то чтобы простым пользователям, а даже молодым и начинающим программистам. Сегодня мы разберем, что значит довольно популярное выражение : « Э то не баг, а это фича» и когда оно применяется.
«Не баг, а фича!»
Что так ое «баг» в программировании?
Это довольно частый вопрос, потому что слово «баг» не всегда связано с программированием. В программировании «баг» — это ошибка в программе или в приложении, которая приводит к тому, что программа или приложени е не работают как следует. Само слово «баг» происходит от английского слова «bug». По причине воздействия бага на программу мы получаем продукт, при работе которого происходит нежелательный конечный результат.
Баг имеет широкую градацию по способу собственного возникновения и влияния на конечный продукт. Сегодня мы не будем на этом останавливаться, отметим лишь, что все возникающие баги объединя ю т следующие свойства:
Что такое « фича » в программировании?
Фича в программировании — это некая новая функция или особенность программы, которая ранее не была о г оворена, но в результате не нарушает функциональность программы, а приносит какое-то дополнение в ее работу. Фича происходит от английского слова «feature». Ее цель — улучшить характеристики программы или просто привлечь внимание пользователей своей необычной функцией.
Понятие «фича» существует не только в программировании, оно уже часто употребляется и в обыденной жизни. К примеру, фичами в быту именуют нестандартные функции или дизайн какого-нибудь устройства.
Фича в программировании — это контролируемый результат, который создается специально руками программиста, чтобы улучшить разрабатываемую программу или просто удивить пользователей или заказчика. Фичи часто не нужно исправлять, потому что они очень органично приживаются с самой программой.
Мы можем предположить, что такое выражение может употребляться в качестве оправдания разработчика перед заказчиком, когда тот обнаружил баг в программе. Но часто это совсем не так.
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Что такое фича. Объясняем простыми словами
Фича — дополнительная функция или особенность продукта.
Изначально фичами называли необычные функции в компьютерных программах и играх, потом так стали говорить и про гаджеты, и про технику («Мой чайник светится, когда я его включаю, а у твоего есть такая фича?»).
В языке бизнеса и маркетинга слово «фича» практически приобрело статус термина. Различают несколько видов фич. Например:
Пример употребления на «Секрете»
«Ещё вьетнамцы очень любят смотреть онлайн корейские сериалы. И такая простая фича, как возможность свернуть окно браузера и продолжить смотреть видео в фоновом режиме, им очень понравилась. Те инструменты, к которым мы уже привыкли, здесь ещё просто никем не созданы. Мы там как будто люди из будущего».
(Соосновательница компании СосСос Кристина Мелентьева — о том, как её компания потеснила Google во Вьетнаме.)
Нюансы
Предприниматели, развивая свой бизнес, постоянно находятся в поиске новых фич. Но не всегда просто понять, какая функция окажется полезной, а какая навредит. Для этого существует feature/product fit — процедура оценки потенциальной пользы от новой фичи. Иногда правильное решение — отказаться от лишних функций: например, раньше во «ВКонтакте» у пользователей был рейтинг, а «Инстаграм» позволял организовывать путешествия и объединяться в группы. Оценив пользу этих функций, от них отказались.
Практика
Вы наверняка не раз слышали фразу «Это не баг, это фича». Она описывает ситуацию, когда ошибку пытаются представить как «это так задумано». На самом деле, многие прикольные фишки и функции и правда появлялись случайно, в результате ошибки, а потом становились популярными у пользователей. Например, такое часто случалось в компьютерных играх:
О том, какими бывают фичи, и как они создаются, будет рассказано в данной статье.
Виды и задачи фич
Чаще всего различные фичи используются:
в игровой индустрии. Фичами в играх могут быть необычные поведение персонажей или система диалога, конструкторы или внезапные сюжетные ходы;
в ПО основной фичей является кардинально новое оформление интерфейса;
В концепции продукта фича решает следующие задачи:
формирует механизм возвращения. Фичи должны быть привлекательными для пользователей и вырабатывать у них привычку к использованию функций сайта или приложения;
дает возможность измерять активацию пользователей продукта с помощью специальных метрик;
служит для повышения числа возвращений, вовлечений и для повышения монетизации продукта.
Кроме того, фичи должны «работать» на формирование положительного пользовательского опыта (UX). Это важно для успешности релиза, который должен иметь, благодаря внедрению тех или иных фич, высокие метрики. Фичи, которые делают продукт компании уникальным и отсутствуют в продуктах конкурентов, называются киллер-фичами.
Как фичи внедряются в продукт
Как правило, создание фич происходит обособленно от разработки общего продукта и включает следующие этапы:
формулирование основных целей, которых поможет достичь внедрение фич в проект (например, увеличение числа пользователей, приобретающих платную подписку, или отрыв от конкурентов);
выбор основных и вспомогательных метрик (ими могут быть количество посетителей, которые зарегистрировались на сайте, активация пользователей, понимающих ценность фичи, удержание пользователей);
сбор идей с помощью интервью, опросов, А/В-тестирования, записей на видео пользовательских сессий, UX-тестирования, продуктовой аналитики и анализа конкурентов;
расстановка приоритетов создания фич. Фичи оцениваются по их ценности (вкладу в продукт) и по трудозатратам на их реализацию. В зависимости от этих критериев фичи делятся на: Quick Wins (дающие большую ценность и наиболее быстро создаваемые), Big Bets (ценные, но труднореализуемые), Maybes (те, что легко реализуются, не имеют большой ценности и могут быть разработаны позже), Time Sinks (фичи не в приоритете);
отбор (скоринг) фич по критериям и их оценка по шкале от 0 до 10. Сравнение проводится по целевым метрикам, увеличению прибыли, привлечению и удержанию клиентов, по стратегической ценности и по иным параметрам;
внедрение фич в продукт и тестирование результатов. На этом этапе устраняются фичи, блокирующие развитие продукта, а также может быть создан новый альтернативный функционал.
ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ приглашает всех желающих пройти обучение по созданию успешных и ценных фич для различных направлений IT. Записаться на данные курсы можно на нашем сайте.
Что дальше? Или как правильно выбрать фичи для разработки
Грамотно и вовремя выбирать фичи для разработки и не прогадать – это про искусство приоритизации. Как найти критерии оценки, необходимые для своего продукта, вырастить стратегические показатели, предложить клиентам еще больше ценности, наладить все внутренние процессы в команде и добиться других наглядных показателей с помощью качественной приоритизации?
Эта статья написана по материалам доклада “Что дальше? Или искусство приоритизации”, с которым я выступил 26 июня на конференции BDS. Marketing.
В докладе я рассказал о том, как мы приоритизируем фичи в компании Hygger.io — системе управления проектами для продуктовых команд.
Прежде чем перейти к описанию нашего процесса, хочу кратко напомнить о том, почему приоритизация так важна.
Почему без приоритизации не выжить?
«Управление продуктом» означает принятие решения о том, что мы делаем для продукта, а затем его реализацию.
Райан Сингер, продуктовая стратегия Basecamp
Управление продуктом состоит из трех больших блоков:
И не будем кривить душой — я думаю, что многие product managers кайфуют от такой «лепки». От возможности влиять на то, каким будет продукт.
Отвлекающие факторы буквально убивают стартапы. Строительство ради строительства подобно самоубийству. Поэтому наличие строгого и честного процесса приоритизации для разработки функций имеет решающее значение для контроля внимания и устранения лишнего.
Бен Йосковитц, автор Lean Analytics, инвестор и стартап ментор.
Легко взять и потратить бесценное время команды на разработку фич, которые никому не нужны. Особенно эта проблема актуальна для стартапов, время и бюджет которых очень сильно ограничены.
Заблуждается тот, кто считает, что новая добавленная фича сразу заставит людей захотеть использовать весь продукт.
Джошуа Портер, UX директор в HubSpot
Стоит вспомнить интуицию — нашего лучшего «помощника», который постоянно «шепчет» нам на ухо: «Вот эта фича ну точно всех порвет!» И в другое ухо: «А вот эта фича догонит и порвет всех, кого не порвала первая фича».
Мы делаем такие фичи и потом удивляемся, почему вообще ничего не изменилось в продукте.
Известный в Силиконовой долине Marty Cagan в своей книге Inspired выделил три типа менеджеров продукта:
Процесс приоритизации в Hygger
Теперь я хочу рассказать о процессе, который помогает нам в Hygger выбирать будущие фичи и делать продукт все лучше и лучше.
На самом деле, все просто: мы ставим себе цели на 2 месяца, выбираем метрики для контроля, собираем и отбираем идеи, которые могут улучшить эти метрики. Далее мы проводим бережливую приоритизацию идей, делаем скоринг фич, и, наконец, пишем ТЗ на фичи, которые выиграли. Вот и все — фичи готовы к разработке.
Если все это систематизировать:
Формулируем Цели
У нас в продукте есть 2-х недельный trial. Мы хотим увеличить число компаний, которые после триала покупают платную подписку. Это наша основная цель на ближайшие 2 месяца. Также нам нужно отстроиться от конкурентов, ибо на рынке порядка 500 систем для управления проектами.
Выбираем Метрики
У нас есть основная метрика и вспомогательные. Важно, что все эти метрики находятся в нашей зоне влияния.
Основная метрика — конверсия trial-to-paid.
У каждого продукта своя ценность. Например, в Tinder это успешный обмен сообщениями, в Facebook — просмотр непустой ленты в течение какого-то времени.
Пользователей, которые прочувствовали эту ценность мы называем активированными. Наша задача увеличить число таких пользователей. В Facebook посчитали и выяснили, что на активацию влияет число друзей — чем больше друзей, тем больше лента и тем больше времени юзер зависает в ленте и больше рекламы смотрит.
Собираем идеи
Вот главные источники обратной связи для нашего продукта:
Организуем идеи
Так как фидбэка у нас очень много, то мы постоянно наводим порядок в нашем продуктовом бэклоге. Это помогает нам быстро находить нужные вещи и не отвлекаться на ненужные.
Как мы структурируем наш product backlog:
Делаем Lean-приоритизацию
Периодически, по мере накопления новых идей мы оцениваем их с помощью метода Lean Prioritization. Это простая матрица 2×2 c двумя осями — сложность и ценность:
1) Улучшают метрики конверсии trial-to-paid (metrics movers)
2) Помогают привлечь новых пользователей (aha-момент)
Это фичи, которые помогают нам зацепить новых пользователей во время онбординга. Но не нужно забывать про то, что большинство юзеров «отвалиться» уже на второй день. Например, в SaaS отличным показателем для day 1 retention считается 15%. То есть 85% людей попросту уходят на второй день. Поэтому здесь следует думать про фичи, которые увидит как можно больше новых пользователей как можно ближе к моменту регистрации.
3) Помогают удержать старых пользователей
Клиенты купили подписку и теперь просят сделать какую-то фичу. Мы не «бросаемся» слепо делать все подряд. Мы накапливаем статистику по каждой фиче — сколько клиентов ее просили. И потом делаем самые востребованные фичи.
4) Добавляют ценности продукту и отстраивают нас от конкурентов
На рынке порядка 500 систем управления проектами. Чтобы выжить и преуспеть, нам нужно делать что-то совершенно новое, желательно кратно улучшающее жизнь пользователей или кратно сокращающее издержки.
Здесь мы ищем фичи, которые могут дать нам конкурентное преимущество, то есть создадут причину, из-за которой клиенты конкурентов придут к нам. Это конкурентное преимущество должно быть уникально, трудно повторимо и, в идеале, не воспроизводимо.
Planning Poker
Для оценки идей мы используем Planning Poker:
Техники приоритизации
Daniel Zacarias собрал в коллекцию 20 техник приоритизации и сгруппировал их по двум свойствам — внешняя/внутренняя и количественная/качественная техника.
Пример внешней количественной техники — модель Кано, где мы даем опросник пользователям. А пример внутренней количественной техники — Lean Prioritization (или Value vs Cost). Я описал этот метод выше.
Скоринг Фичей
Скорим мы не все фичи, а только те, которые выиграли в Lean Prioritization, потому что скоринг — трудозатратная операция.
Мы оцениваем каждую фичу по выбранным критериям, по шкале от 0 до 10. Далее эти значения умножаем на веса и получаем некую финальную числовую оценку, которая позволяет нам сравнивать фичи между собой.
Критерии для скоринга
Вот различные критерии, которые можно использовать для скоринга:
Результаты
Итак, какие результаты принес нам этот процесс:
Что такое фича? Примеры для применения этого слова
Многие люди слышали выражение «это не баг, а фича». Что такое баг, знает большинство людей. Это ошибка, которую допустили программисты, но что за фича?
Судя по смысловой нагрузке, это что-то полезное, противоположное ошибке. Однако понять, что это конкретно очень сложно. К тому же это слово можно услышать в речи подростка или молодого человека, тогда понять значение становится еще сложнее.
В этой статье мы расскажем, что такое фича. Также предоставим примеры употребления этого слова.
Что такое фича в сленге
Что такое фича в программировании игр
Что такое фича в IT-сфере
Как отличить баг от фичи
Как использовать слово фича в обычной жизни
Как повысить уникальность текста
Что такое фича в сленге
Итак, вам стало интересно, что такое фича в сленге. Если вы услышали слово фича в речи своего ребенка или знакомого подростка, то он мог использовать его в определенном значении.
Например, в значениях «особенность, уникальная деталь, необычная вещь, неповторимая функция».
Слово фича может встречаться в таких предложениях:
«Фича этого банка в том, что он позволяет своим клиентам делать онлайн переводы без комиссии на карты других банков». Или фича данного мерча в том, что его можно не только в том, что его можно носить, но и использовать его в качестве светоотражателя в ночное время». В данном случае слово фича копирует значение своего синонима «фишка». Подставьте это слово на место первого, и смысл приложения не изменится.
Чтобы лучше понять, что такое фича, представьте себе эволюционную цепочку. Каждый новый скачок эволюции был проделан с помощью фичи. Например, появление легких у земноводных, приспособление к живорождению для сохранности потомства до его развития, прямая спина и обезьян для освобождения рук и т.д.
Однако часто слово фича относится к продуктам программистов, т.е. к играм, программам, сайтам и т.д. именно из этой сферы пришло сленговое слово в язык молодежи.
Давайте посмотрим, что такое фича в языке программистов.
Что такое фича в программировании игр
Большинство людей узнало, что такое фича только из мира игр. Игрокам часто попадаются баги, т.е. ошибки программистов, которые писали эту игру.
Например, в игре StarCraft от компании Blizzard была найдена ошибка. Моб Зергов, Муталиск, двигался в сторону атаки, когда должен был стоять на месте. Это был бы баг, если бы позже его не признали полезной функцией. Он казался в игре более живее и делал игру подвижной и насыщенной. Во второй части StarCraft этот баг стал фичей, т.е. ошибку уже допустили специально.
Таким образом, какая-либо ошибка в программировании может принести пользу, стать непредусмотренной полезной функцией.
Сейчас программисты часто используют выражение «не баг, а фича», хотя на самом деле это все-таки ошибка работника.
Что такое фича в IT-сфере
Помимо программирования распространение слову фича дала IT-сфера. Например, в социальной сети Телеграм шифрование стало фичей. А Клабхаус сделал свою фичу – регистрацию только по приглашению.
Чаще всего Айти встречаются с фичей при написании и использовании сайтов. Иногда сайт может обладать уникальной особенностью, например, стилем и размещением информации.
Иногда айтишники в первую очередь рассказывают про фичи, чтобы показать заказчику все особенности нового продукта.
Таким образом, что такое фича в IT? Это необычное дополнение к собственной разработке или продукту, чтобы сделать его уникальным.
Как использовать слова фича в жизни – примеры
Итак, давайте посмотрим, какие примеры можно использовать в своей речи со словом фича.
Итак, теперь вы можете строить предложения по аналогии с данным примером.
Как отличить баг от фичи
Чтобы отличить баг от фичи, нужно посмотреть на ее функцию. Если ошибка мешает играть, использовать продукт и т.д., то это, определенно, баг, который необходимо устранить как можно скорее.
Если это фича, то она не будет мешать. Наоборот, она может принести пользу. Например, даже пролитый кофе на рисунок профессионала может не испортить рисунок, а сделать его более загадочным и уникальным. Это приведет к повышению цены за картину.
Например, в игре Марио на первом уровне можно прыгать все время и наткнуться на невидимый грибочек, который даст дополнительную жизнь игроку. Такие невидимые встречаются во многих играх. Их можно обнаружить случайно или по намекам от разработчиков.
Таким образом, отличить баг от фичи очень легко. Если функция не приносит неприятностей пользователю, то это просто фича от разработчиков.
Как использовать слово фича в обычной жизни
Чтобы использовать слово фича в обычной жизни, вам нужно понять ключевой смысл этого слова. Это особенность какого-либо предмета, программы или живого существа. Это его уникальная черта.
Часто про новую фичу можно узнать, если начался хайп, т.е. новость предана огласке. Что такое хайп, мы рассказали в предыдущей статье
Поэтому вы можете использовать слово фича в любом предложении. Если хотите убедиться в том, что фича подходит по смыслу, для начала подставьте слово «фишка».
Как повысить уникальность текста
Наш сервис Killer-antiplagiat.ru помогает всем пройти проверку на антиплагиат. Для этого нужно только повысить уникальность текста до 80-90% за 1 минуту. Сделать это можно прямо сейчас. Сайт абсолютно автоматизирован, и вы сможете самостоятельно обработать ваш документ. Достаточно только добавить его на сервис и выбрать режим обработки.
Ваш текст при этом не изменится. Файл будет зашифрован, чтобы сервис поиска плагиата не смог найти заимствования. Поэтому вам не придется ничего делать самостоятельно.
Также мы можем за вас написать курсовую или дипломную работы. Сделать заказ вы можете в любое время суток. Оператор ответит вам в течение 1 минуты.
Вы сможете с первого раза пройти проверку на антиплагиат и сдать свою работу.
Итак, давайте подведем итог, что такое фича? Это уникальная черта программы, продукта, живого организма, которая приносит пользу и помогает. Фича может стать результатом ошибки, но при этом будет лишь особенностью, а не багом.