Что такое философия является ли философия наукой каковы основные формы духовной культуры

Философия как форма духовной культуры. Соотношения мифологии, религии, науки и философии.

Экзаменационный билет №1.

Предмет философии. Структура и функции философского знания. Плюрализм философского знания.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

СТРУКТУРА

Философия делится на теоретическую и практическую.Теоретическая состоит из онтологии (философского учения о бытие) и гносиологии (философского учения о познании). Практическая философия – социальная, политическая, философские науки/техники, философия человека, философия культуры (этика, эстетика), история.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

ПЛЮРАЛИЗМ

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей.

С гносеологической точки зрения плюрализм – это частный случай эклектики. Плюрализм – такой же признак неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений.

Философия древнего Китая: конфуцианство и даосизм.

В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди

ДАОСИЗМ

Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.

Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.

Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.

Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао

Конфуцианство.

Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.

Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.

Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.

Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)

Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.

Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.

Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:

В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.

Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.

Экзаменационный билет №2.

Философия как форма духовной культуры. Соотношения мифологии, религии, науки и философии.

Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

мифология; религия; философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

происхождение Вселенной, Земли и человека;

объяснение природных явлений;

деятельность человека и его достижения;

вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

объяснение природных явлений;

поступки, судьба человека;

Основными мировыми религиями являются:

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании (а не на вере либо вымысле);

рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

логично (имеет внутреннее единство и систему);

опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1694 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Понятие философии. Философия и ее место в системе духовной культуры.

Понятие философии. Философия и ее место в системе духовной культуры.

Философия (с греч.любовь к мудрости)- форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении чел-ка к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф-я вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место чел-ка в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отнош-е чел-ка к миру.

Каждый чел-к сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фил-ии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опред-т эти законы развития? Положение чел-ка в мире: смертен или бессмертен? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Тот или иной вопрос опред-т направление жизнедеятельности чел-ка. Фил-я призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что явл-ся необходимым в становлении личности.

Ф-я дает систему знаний о мире в целом. Ее задача-не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее. Цель ф-ии – знание, свободное от обычных практич.интересов. Полезность – не ее цель.

Объектами ф-ии явл-ся: природа, общество, человек.

Предмет ф-ии-не одна к.-нибудь сторона сущего, а все сущее в полноте своего содержания и смысла. Предметами ф-ии явл-ся: онтология или метафизика –учения о всеобщих принципах бытия мироздания; соц.ф-я-учение о сущности и развитии чел-го общества; философская онтропология-учение о чел-ке и его бытии в мире; гносеология-познание мира; этика-учение о морали;фил-я истории – учение об основных

закономерностях развития истории; аксиология– учение о ценностях; эстетика – учение о красоте. В целом ф-ю можно опред-ть как науку, изуч-ю основные законом-ти развития и сущ-я природы, общества, чел-ка и мира в целом.

Место ф-ии в духовной культуре общества:

Ф-я и наука:Является ли ф-я наукой? Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание, выводы науки должны проходить практич.проверку. В ф-ии также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука («ф-я»–любовь к мудрости, истине).Выводы, получ-е в рамках ф-ии, служат не только средством получ-я науч.знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно, многие крупные ученые в области конкрет.наук явл-ся и представителями ф-ии (Пифагор, Аристотель, Коперник). Условно можно было бы сказать, что ф-я-это наука обо всем. Но философ-е знание на проверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым так, как в физич., математич.,химич.знании. Получается, что ф-я не явл-ся наукой. Фил-е системы опираются на интеллект и логику, явл-ся рез-ом размышлений и аналитич.деят-ти.

Т.о. ф-я и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но и есть сущ-е различия, поэтому, ф-ю нельзя причислять к науке, но и нельзя отрицать ее научность.

Ф-я и искусство:ф-ии как виду знания присущи черты, характерные для художественного освоения действительности, т.е. для исусства.Искусство-практически дух.деят-ть по освоению и воплощению эстетич.ценностей. В эпоху Возрождения искусство вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире и поэтому шло «рука об руку» с ф-ей. В XX в. Шеллинг и др. ставили искусство выше науки и ф-ии, а Гегель наоборот. Однако, вскоре вопрос о соотношении искусства и ф-ии возобновился и ф-ю и искусство объединили на том основании, что они одинаково далеко стоят от практики и что и то и другое есть целостное постижение жизни, использующие не столько логику понятий, сколько интуицию.

Т.о. между этими 2-мя видами дух.деятельности чел-ка есть глубокое родство, но нет полного внутр.тождества. ф-я и искусство, как говорил Бахтин, «нераздельны, но и неслиянны».

2. Философия и мировозрение, сходство и различие. Структура мировозрения. Виды(типы) мировозрений.

Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:мифология, религия, философия.

.Мифология— форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

Основными мировыми религиями являются:

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии:синтоизм;индуизм;

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Функция философии. Специфика философского знания.

Древнегреческая философия: периодизация и основные черты

Досократический период

Философы сократического периода меньше внимания уделяли поиску первоначала;

Допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

Выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего(Платон – автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир.Положили начало спору между материализмом и идеализмом;Проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;От декларативно- догматического метода философствования перешли к диалогово-доказательственнному;Внесли вклад в развитие логики;Вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Эллинистический период

Кризис античных моральных и философских ценностей;

Снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважение к ним;Отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;Поиск физической и духовной опоры в самом себе;Стремление к отрешению от действительности; Преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);Признание высшим благом счастье и удовольствие отдельного человека (физическое – киренаики, моральное – Эпикур);

Римский период

*Взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая

философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала

на себе её влияние,в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

Учение Платона о триаде.

Три субстанции, из к-ых, согласно учению Платона о триаде, состоит всё сущее:

Учение об идеальном гос-ве. Главная идея – идея «блага».Создал проект идеального гос-ва-полития.

Онтология Платона.Перешел от анализа предметов к анализу понятий, как основы вещей.

Учение о двойственности мира.Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдос), к-е создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи истинны, вечны, неизменны.

Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна.

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей.

Объективный идеализм – т. зрения о том, что мир создает объективное идеальное начало, не зависящее от чел-ого сознания.

Субъективный идеализм – т. зрения, полагающая, что мир зависит от человеч-го сознания, создается им.

Значение философии Платона

Гносеология Бэкона

О роли науки

Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человека. Девиз «Знание – сила!». Но оно может стать силой только тогда, когда истинно. Наука способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов.

Подверг резкой критике идеализм и опору прежних, средневековых философов на «священное писание», на веру. Тогда как в науке следует руководствоваться практикой, опытом. Источник знания – чувственный опыт.

Достижение истины возможно лишь тогда, когда очистишь свой разум от предрассудков и заблуждений («идолов»), которые подстерегают ученого в науке и коренятся в его уме.

Виды заблуждений в науке (идолы):

1Идол рода(т.е. природно приобретенные, вскормлены человеческой природой) – ошибки в познании из-за несовершенства органов чувств.

2 Пещерсубъективность взгляда на мир, исходя из своих

3Рынка (площади) – пользование устоявшимися, обыденными, но уже устаревшими мнениями без их критического осмысления. Самый вредный!

4Театра – слепая вера в авторитеты, ложные теории и учения.

Очистив разум от идолов (призраков, заблуждений) следует выбрать метод познания. Они разные. Их можно сравнить с типами ученых.

1) паук (рационалист, ткет паутину фактов из самого себя);

2) муравей (эмпирик, несет все факты, какие попадаются на пути);

3) пчела – лучший тип ученого (синтез, не только собирание фактов, но и их умственная переработка).

Критиковал примитивный эмпиризм (собирание отдельных, случайных фактов). Наука основана на опыте и состоит в применении рационального метода к чувственным данным.

Бекон – разработчик, популяризатор и систематизатор этого индуктивного метода.

Метод индукции

— когда на основе анализа свойств единичныхфактов, предметов делается обобщающий вывод о свойствах всего класса данных предметов.

Обращал внимание на необходимость изучать в первую очередь факты, противоречащие обобщению (этого раньше не делали!).

Философия Т.Гоббса.

Томас Гоббс материалист(материя-первична,сознание-вторично) и эмпирик(опыт), продолжатель учения Ф.Бэкона.

• решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию(глава государства является одновременно его религиозным главой);

• целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу;

• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта;

• был убежденным материалистом;

• считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства;

• разработал теорию государства;

• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возник­новения государства лежал общественный (совместный) договор.Основной предмет философских интересов Гоббса — гносео­логия (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание глав­ным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие— это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками»и дает их следую­щую классификацию:

• сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищ­ников, мяуканье и т. д.);

• метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

• естественные знаки — «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т. д.);

• произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

• знаки в роли «меток» — специальная «закодированная» речь, по­нятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

• знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновре­менное использование как индукции, так и дедукции.

Философ стал автором всемирно известной книги «Левиа­фан» («Чудовище» — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кром­веля), в которой обосновал теорию общества и государства.Суть Данной теории в следующем:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой действий человека являются личная выгода

и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;

• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не мо­жет быть победителя и которая делает невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• в целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный) договор,в котором ограничили свои при­тязания и «право всех на все»;

• для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе — государство;

• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-«Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» — сила, которой невозможно противостоять, но кото­рая необходима для поддержания жизнеспособности общест­ва, порядка и справедливости в нем.

Английский философ, эмпирик(главный элемент познания – человеческие чувства), сенсуалист(чувственность является главной формой познания), политический мыслитель. Развил многие фил-ие идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистич-ю традицию англ-й фил-ии нового времени.

Основные положения его фил-ии:

-в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

-сознание — пустое помещение, которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске»,на к-й записывается опыт;

-источником опыта выступает внешний мир;

-цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

-идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, к-ый повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии;

-идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Гносеология

Затем, ранее приобретенные идеи анализируются с помощью ума (рефлексия). Рефлексия возникает после и на основе ощущений. В результате формируются сложные идеи.

Идеи имеют 2 источника:

В познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром.

Философия марксизма.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др.

Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму. Однако при этом резко критиковали:

— материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

— диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.

Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия).

Основные положения:

-основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

— сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;

-материя находится в постоянном движении и развитии;

-Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду;

-Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность;

-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

-развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Также Марксом и Энгельсомвыделяются и разрабатываются понятия:

• средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар);

• отчуждение(процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда);

• прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты));

• эксплуатация человека человеком.

Главными произведениями марксизма:

• «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

• «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

• «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

• «Диалектика природы» Ф. Энгельса;

Основные выводы марксисткой философии:

2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей.

3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения.

Русская философия 18 века.

Характерные черты:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Русская философия XIX в

Основная направленность философии декабристов — социально-политическая.Ее опорными идеями были:

• приоритет естественного права;• необходимость для России правового строя;

• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;• личная свобода человека;• ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его республикой.

2. Историческая философия П.Я. ЧаадаеваОсновными направлениями: • философия человека;• философия истории.

Человек есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллек­тиве. Он выступал против эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

3. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «запад­ников» и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Западникихорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.

Материали́зм— философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

Эмпири́зм— направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

славянофилы.Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.Н. Островский,

Согласно им основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции оканчивались для России трагически.

4.ортодоксально-монархическая философия.Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию. Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии играло религиозное направление.

Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Это путь к решению всех проблем и всемирному счастью.

К.Н. Леонтьев.Одно из основных направлений— кри­тика негативных явлений русской жизни. По мнению Леонтьева, капи­тализм — царство «хамства и подлости», путь к вырождению наро­да, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо право­славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

Ф.М. Достоевскийбудущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «нацио­нальную почву» — обычаи, традиции.

два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

путь богочеловека — путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках.

• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не имеет права на существование;• всем необходимо возможными способами подрывать государст­во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрно­сти России), личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа.

анархисты не видели смысла в сохранении государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса

6. либеральное направ­ление.

B.C. Соловьев Основными идеалами его философии были:• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество;• идея Бога как выражения добра;• идея «богочеловека» — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;

Философия Л.Н.Толстого.

• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; • религия должна стать простой и доступной для народа;

• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; • смысл жизни — самосовершенствование;

• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; • в основе поведения чел-ка должно быть непротивление злу;

• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не имеет права на существование; • всем необходимо возможными способами подрывать гос-­во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *