Что такое философия простыми словами кратко и ясно
Что такое философия — первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос
«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».
Генри Менкен, американский сатирик
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.
Сам предмет настолько обширен и сложен, что подразумевает разное к нему отношение, а также великое множество интерпретаций.
Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.
«Когда слушающий не понимает говорящего,
а говорящий не знает, что он имеет в виду — это философия».
Вольтер, французский философ, поэт, писатель.
Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.
Философия — это.
Дословно философия (греч. φιλία — любовь, σοφία — мудрость) – это любовь к мудрости.
В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».
Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.
Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.
За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире.
Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.
Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.
Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.
«Философия – мать всех наук»
Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.
Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.
Отличие философии от кухонных бесед о мироустройстве заключается в наличии теоретически разработанной базы и системности. Именно это сближает ее с научными дисциплинами.
Философские взгляды на мир должны быть логически обоснованы, систематизированы. Недаром существуют философские направления и школы – каждая из них обогащала философию своими теориями (что это такое?), терминологией, новыми логическими связями в рассуждениях об устройстве мира.
Философы — когда и где они впервые появились
«Вся философия сводится, в сущности, к тому, что один философ пытается доказать, что все остальные философы — ослы. Обычно это ему удается; больше того: он убедительно доказывает, что осел и он сам».
Философия вышла из мифологии (что это?) и религии (что это?), которые по-своему пытались осмыслить мир и место человека в нем. Она зародилась практически одновременно в совершенно разных регионах нашей планеты.
Мы привыкли думать, что первые философы были родом из Греции, ведь терминологический аппарат практически весь пришел оттуда. Но нельзя оставлять в стороне Китай с эрой 100 философских школ, Индию со своей богатейшей философской традицией, Иран с Заратустрой, палестинских пророков.
На начальном этапе философию еще сложно отделить от мифологии и религии, тем более, самые великие мировые религии возникали в то же время.
Первые философы и их учения, возникшие на Земле
Век до нашей эры | Регион | Имя философа | Философское/Религиозное учение | Суть |
---|---|---|---|---|
VII-VI | Персия | Зороастр (Заратустра) | Зороастризм | Противопоставление добра и зла |
II | Индия | Патанджали | Йога (собрал древнейшие философские учения в «Йога-сутру») | «Обуздание волнений разума» |
? | Капила | Санкхья | Противопоставление духа и материи | |
? | Бадараяна (Вьяса) | Веданта | Внутреннее единство всего сущего | |
VII-VI | Гаутама Будда | Буддизм | Поиск истины, цель которой – выход из круга сансары в Нирвану | |
VI-V | Китай | Лао-цзы | Даосизм | Непротивление течению вещей, внутреннее самосовершенствование |
VI-V | Конфуций | Конфуцианство | Гуманность и чувство долга | |
V | Греция | Сократ | Вывел на новый уровень диалектику Гераклита | Постижение истины через спор или беседу, смысл жизни в поиске истины |
V-IV | Платон | Идеализм (это как?) | Идея первична, истинное бытие – это мир идей, мир вещей – отражение идей | |
V-IV | Демокрит | Материализм (что это?) | Ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто | |
IV | Аристотель | Создал логику | Идеи неотделимы от вещей, путь к истине лежит через логику | |
VIII-VI | Палестина | Ветхозаветные пророки-писатели: Илия, Исайя, Иеремия и др. | Иудаизм | Утверждение единобожия, резкая критика социальной несправедливости |
I век нашей эры | Иисус Христос | Христианство | Бог есть любовь, человеческая душа бессмертна. |
Что изучали философы в разные эпохи
«Философия есть эпоха, схваченная мыслью».
Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает.
Функции философии
Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии.
Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени.
Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию (это что?). В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч.
По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:
Основной вопрос философии
Традиционно основным принято считать вопрос о том, что является первичным – бытие или сознание.
Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.
Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит, к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.
Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.
Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы приняли за аксиому (что это?), так и не найдено.
Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.
Краткое резюме
Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.
Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.
И все же каждый из нас немножко философ, т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
. Я спросил у ясеня, где моя любимая,
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»
Тополь забросал меня осеннею листвой.
— Так представляют себе диалог между молодыми людьми и философами. Философами, а впрочем как и психологами. Не становятся сразу после окончания соответствующего учебного заведения.
Да, это любимый предмет у филологов.
Философия, как правило, не дает точных ответов, но стимулирует искать их!
Не всем доступно мыслить философскими категориями, люди привыкли видеть лишь часть общей картины. Для многих, существует только белое и черное. Как по мне, именно в философском споре, можно найти ответы, на самые сложные проблемы человечества.
Философия — это очень развивающий предмет. Жаль только, что как в школах, так и в университетах изучается только история этой науки. Никто не обсуждает со студентами идеи, курс состоит из дат и очень сухих выжимок, которые не дают никакой пищи для размышлений.
Предметом изучения философии является наука, а с учётом того, что философия — это тоже наука, значит предметом изучения философии является философия, она изучает саму себя.
Философия совершенно бесполезна, может раньше она и имела практическое значение, но сейчас познание мира происходит через узкие научные отрасли, например через физику, биологию, химию. Так что, философия — это мертвая наука.
Нет никакого смысла всерьез рассматривать учения древних философов. Мир слишком изменился, так что они потеряли всю актуальность.
Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы
Приветствую Вас, друзья!
Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.
Что такое философия?
Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).
Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».
Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.
Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.
Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.
Объект и предмет философии
Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.
Материализм, идеализм и дуализм
Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:
В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.
Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.
Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.
Материализм
В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.
Идеализм
В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.
Дуализм
С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.
Структура философии
Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:
Функции философии
Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:
Методы философии
Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:
Философия в системе наук
Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.
Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.
Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».
Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.
Заключение
Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.
А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.
Значение слова «философия»
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная философия. □ — Всем нам — рано философствовать, нет у нас материала для этого, ведь философия — сводка всех знаний о жизни, а — мы с вами что знаем? М. Горький, Н. Е. Каронин-Петропавловский. || Чье-л. учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Философия Лейбница. □ Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности. Ленин, Три источника и три составных части марксизма.
2. Разг. Сложившееся убеждение по поводу чего-л.; концепция. — Поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и черт вас дери. Вот моя философия. Достоевский, Братья Карамазовы. Обида за обиду и услуга за услугу — к этому сводилась нехитрая философия Гулии. Паустовский, Колхида.
3. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки, области знания и т. п. Философия истории. Философия математики. Философия права.
4. Разг. ирон. Отвлеченные, общие, не идущие к делу рассуждения. [Боркин:] Вас в церкви давно ждут, а вы тут философию разводите. Чехов, Иванов. [Елизавета:] Ну вот, началась философия! Это ты у отца научился словами играть. М. Горький, Достигаев и другие.
5. Разг. устар. Название среднего из трех классов (риторика, философия, богословие) духовной семинарии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.
Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.
Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.
ФИЛОСО’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. philosophia]. 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая ф. Античная ф. Идеалистическая ф. 2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Ф. математики. Ф. языкознания. Ф. права. 3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). — Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить
4. Встарину — название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
филосо́фия
1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания ◆ Изучать философию в университете. ◆ Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. ◆ Материалистическая философия. ◆ Античная философия. ◆ Идеалистическая философия.
2. научн. теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки ◆ Философия истории. ◆ Философия права. ◆ Философия математики. ◆ Философия языкознания.
3. устар. название среднего из трёх классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: видеотелефон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Философия это простым языком
Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы
Приветствую Вас, друзья!
Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.
Что такое философия?
Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).
Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».
Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.
Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.
Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.
Объект и предмет философии
Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.
Материализм, идеализм и дуализм
Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:
В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.
Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.
Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.
Материализм
В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.
Идеализм
В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.
Дуализм
С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.
Структура философии
Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:
Функции философии
Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:
Методы философии
Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:
Философия в системе наук
Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.
Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.
Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».
Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.
Заключение
Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.
А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.
Предмет философии: просто, понятно, доступно
Когда я спрашиваю студентов, изучали ли они философию и в чем заключается предмет этой науки, практически все заявляют, что она изучает смысл жизни. Такой ответ вызывает у меня просто хохот. Потому как данный ответ говорит о банальном невежестве говорящего. Что и смешно и печально одновременно.
Не хотите прослыть невеждой в обществе? Тогда читайте эту статью.
Истоки философии
Философия самая древняя наука. Она возникла в IV — V веках до новой эры сразу в нескольких государствах: Греции, Китае, Индии…. Это самая древняя наука. Говорят, что однажды великий философ Пифагор находился у пелопонесского царя и тот спросил, чем занимается чужестранец. Пифагор ответил, что он — философ. Царь не знал, кто такие философы, и Пифагор объяснил.
Вот есть Олимпийские игры. Одни туда идут за славой, другие за деньгами и только третья категория ради удовольствия. Также и люди: одних тянет к известности, других — к деньгам и только малую часть интересует истина. Вот эти самые люди и называются философами. И сама философия переводится с греческого как «любовь к мудрости».
Философия — самая абстрактная наука. Она возникает из необходимости объяснения законов бытия. Ведь изначально у людей было мифологическое мировоззрение. В те времена разум объяснял весь мир с помощью мифов. Затем возникает религиозное мировоззрение, потом идеологическое.
Мировоззрение включает в себя те же компоненты, что и та самая первая, изначальная философия:
Познавательный или гносеологический компонент — система знаний о мире и человеке.
Ценностно-нормативный компонент — объединяет нормы, идеалы, убеждения, ценности, которые определяют жизненные установки человека.
Морально-волевой компонент — объединяет личностные моменты, которые определяют действия человека.
Практический компонент включает деятельность по достижению тех или иных результатов.
Философия изначально возникает как система, объединяющая разные знания для объяснения бытия. А мудрость понималась как истина.
Предмет философии
Любая наука имеет объект и предмет. Объект науки — это часть реальности, которую наука исследует. Предмет науки это в конечном счете та часть реальности, которую она изучает. Объектом философии выступает бытие, законы бытия во всем его многообразии.
Предмет философии заключается в изучении законов бытия мира, природы и человека. То есть он синкретичен. Грубо говоря, философия объединяет все достижения научной мысли для объяснения фундаментальных вопросов науки. К таким вопросам относятся: что такое материя, откуда она взялась и как развивается? Что такое сознание? Что первично сознание или материя?
Если вы когда-нибудь задумывались над смыслом жизни, то изучать философию настало самое время. Кстати по поводу вопроса сознания и материи в философии существует две точки зрения.
Материалисты считают, что материя первична и она определяет сознание. Идеалисты считают, что наоборот первична идея, сознание, а не материя. Кстати, среди идеалистов есть такое течение как субъективный идеализм. Согласно ему, мир есть комплекс ощущений человека. То есть если я не вижу Африку, то ее нет. Круто да? Сразу вспоминаю студенческие годы. По рассказам друзей, философ ставил стул посреди аудитории и давал задание: кто докажет, что его нет — получит пятерку.
Как вам теперь понятно, это очень просто доказать. Достаточно сказать, что согласно согласно субъективному идеализму, мир есть комплекс моих ощущений. Значит достаточно закрыть глаза и стула не будет 🙂 Всё это кажется бредом на первый взгляд. Но на самом деле, это стадия развития понимания мира человеком.
К разряду философских дисциплин относят такие как:
Этика — наука о должном поведении;
Эстетика — наука о прекрасном и безобразном;
Логика — наука о рациональном мышлении;
Также выделяют научные отрасли философии по отраслям знания: философия права, историософия, философия религии, философия политики, социальная философия и пр.
Если вы получили представление о предмете философии, поставьте лайк ). Будут вопросы — пишите в комментах.
Философия простыми словами
ФПС-1. Введение
Первое. Нафига нам философия?
Она сэкономит нам время на дохождение своими мозгами до миллиона вещей из области математики, психологии, физики, биологии, политики и т.п., которые уже были высказаны философами или напрямую вытекают из того, что было ими высказано. И еще она дает единый фундамент, на котором покоится мировоззрение, когда стремится быть преемственным и нефрагментарным. Вот
Так или иначе, что такое философия, можно примерно понять, посмотрев на те основные вопросы, которыми она занимается. Вот так мы их опишем:
1) Наиболее общие вопросы бытия или онтология
2) Наиболее общие вопросы познания или гносеология
3) Наиболее общие вопросы функционирования и развития общества или социальная философия
4) Наиболее общие и важные проблемы человека как вида и как индивида или философская антропология
Давайте теперь посмотрим, откуда что взялось изначально. Ведь человек же всегда размышлял над четырьмя перечисленными вопросами, а не только начиная с наших вышеприведенных друзей.
И началось все, конечно, с мифологии. Миф возник как потребность объяснения происходящего, которая и была реализована при помощи творческого воображения. Античные и любые последующие мифологически боги отличны тем, что они, во-первых, хотя бы частично антропоморфны и, во-вторых, имеют совершенно конкретную, закрепленную за ними функцию и предназначение (проверьте сами, если не верите ). Такой порядок объяснял мироустройство аналогично законам человеческого общества, и поэтому вместе с тем, как менялось общество, менялись его мифы и его боги.
А в чем тогда разница, спросите вы меня А разница у них такая: философия исследует уже возникшее бытие, а не то, почему и как оно возникло. И поэтому на протяжении всей истории они стремятся дополнить друг друга и так никогда полностью и не преуспевают в этом
Комментарии
ФПС-2: Методология
Поехали дальше В этой главе мы будем много классифицировать.
Но, однако же существуют и вполне общие для всех вопросы, которые помогают нам раскрыть и классифицировать характер того или иного философского мышления. Я вот вижу эти вопросы такими :
1. Что познаем?
2. Кто, собственно, это познает?
3. Можно ли это познать вообще?
4. Как именно это следует делать?
1. Вопрос первый: Что познаем?
Начиная размышлять о том, «что есть все», в первую очередь, и вслед за первыми же нашими античными коллегами, мы приходим к необходимости определить для себя, а что же, собственно, первично, материя или дух. Т.е. каково соотношение во всем сущем материального и идеального (идеальное здесь от слова идея, то есть, все то, что никак нельзя потрогать).
Это соотношение можно назвать базисом каждой конкретной философской системы, то, что предопределяет и ее методологию, и направленность выполняемых ею изысканий. Классическим считается определение немецкого философа Ф. Шлегеля, вот оно: «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю«. 1
Внутри себя материализм и идеализм неоднородны. По-хорошему говоря, их иногда и противопоставлять-то сложно, настолько отдельные течения идеализма близки к отдельным течениям материализма, не говоря уже о том, что делать это, противопоставлять, то есть, нашего философа никто и не заставляет
Материализм внутри себя принято делить на три основных ветви:
Помимо этого существуют, так называемые, последовательный и непоследовательный материализм, научный и вульгарный и т.д. В общем-то, нам этого пока хватит.
Идеализм также неоднороден. Идея теоретически может существовать как внутри сознания человека, так и вне его, в каком-нибудь идейном поле или ноосфере. Иначе говоря, носителем идеи может признаваться как душа человека, так и «мировая душа», что-то внешнее по отношению к нему, и это приводит нас к Вопросу №2.
2. Вопрос второй: кто познает?
Он подразделяет идеализм на субъективный и объективный:
Для понимания, о чем вообще тут речь, давайте навскидку глянем, какое бывает разнообразие идей-первооснов всего сущего у разномастных идеалистов:
В рамках названных двух форм идеализма существуют его разновидности: рационализм и иррационализм. И здесь тоже все очень просто:
— В первом случае основу всего сущего составляет разум. Все, что есть на свете, является его воплощением и живет согласно логике (например, Гегель).
— Во втором случае бытие рассматривается как иррациональное, не имеющее единых познаваемых законов (Кьеркегор, Бергсон. ).
3. Вопрос третий: а можно ли это познать вообще?
4. Вопрос четвертый: как именно мы будем познавать?
По способу получения информации выделим три метода или три концепции достоверного знания:
И выделим два метода по способу обработки уже полученной нами информации:
Откуда бы мы ее ни взяли, из органов чувств ли, или же вывели сами логически, мы можем рассматривать нашу информацию изолировано одну от другой, т.е. отдельными байтами или кирпичиками, но можем рассматривать ее и в движении, в совокупности и другими байтам, когда уже непонятно, где кончается один и начинается другой, но зато можно замерить скорость и направление. Нам будет проще, если мы вспомним соционические статику и динамику, хотя аналогия здесь очень приблизительная.
Как правило, философские школы не отдают предпочтение одному из методов полностью, но сочетают их в гармонии друг с другом, хотя, как нам это хорошо известно, тут бывают и исключения.
На этом завершаем ознакомительную классификацию и потихонечку переходим к мясу
Что вам нужно знать о философии?
Декан факультета политических наук и социологии питерского Европейского универститета, руководитель магистерской программы «Социально-политическая философия» Артемий Магун отвечает на каверзные вопросы Федора Максимишина и философствует на тему «Что такое философия?».
Как бы вы объяснили ребенку семи лет, что такое философия?
Семилетнему ребенку легко объяснить, что такое философия, — проще, чем взрослому. Ведь дети (особенно в раннем возрасте) постоянно спрашивают «почему?», причем, когда им объясняешь, они снова: «Почему?» И этим ставят в тупик. А философия как раз и пытается ответить на это «почему?».
Кроме того, философия занимается загадочным, парадоксальным. А дети любят всякие загадки и языковые игры. Таким образом, философия предстает изначально как наука вообще, «почему» и «потому что» в чистом виде.
А не возникло бы вопроса, зачем нужны все другие науки?
Это резонный вопрос. Я, например, не считаю, что они нужны. (Улыбается.) Не в том смысле, что не нужны конкретные области знания, такие как физика, химия, социология, антропология. А в том смысле, что вряд ли продуктивно их полностью отрывать друг от друга. То, что у нас есть много наук, а не одна, можно считать некоей трагедией, причем произошла она недавно — в XIX веке.
А чем занимается профессиональный философ?
Сегодня профессиональный философ — это тот, кто занимается самыми разными конкретными вещами, но пытается выйти при этом за методологические ограничения различных наук и мыслить беспредпосылочно. Как вообще это все устроено, спрашивает он, что находится с той, невидимой стороны Луны? Это значит, что мы ставим под вопрос вообще нашу способность познавать, место человека в космосе, причины его бытия, соотношение конечного и бесконечного. То есть встают вопросы, с одной стороны, более общего характера, но с другой стороны — более экзистенциального, связанные с конкретным поступком, с этическим выбором.
Можно ли считать профессиональным философом человека, успешно окончившего хороший философский факультет?
Можно, конечно. Если факультет действительно хороший. Но человек, закончивший философский факультет, все-таки занимается каким-то частным предметом.
Сегодня, чтобы стать профессиональным философом, нельзя писать в большом стиле, как Кант или Хайдеггер. Вас просто не опубликуют в хорошем издании. Надо в известной степени мимикрировать под позитивного ученого. И отчасти это оправдано: бывает и так, что «профессиональный философ» начинает вальяжно рассуждать, скажем, о свободе, не зная Канта или Хайдеггера. И тогда это выглядит достаточно жалко — как бы остроумен ни был автор. Мы всегда существуем уже в традиции, и беспредпосылочности можно достичь, только хорошо зная и критикуя собственные предпосылки.
И тем не менее у философии есть свои специфические методы. Они по-разному называются: трансцендентальная дедукция, диалектика, феноменологическая редукция, — но суть одна: это рефлексия рефлексии, которая вскрывает изнутри вещи форму мира, исследует вещь или ситуацию как мировую вещь или ситуацию.
Можно ли научить мыслить беспредпосылочно за пять лет?
Думаю, да. А почему за пять лет? У нас магистерская программа по социально-политической философии рассчитана на два года, и уже за это время многому можно научиться, если учиться умеешь.
Но я считаю, что этому должны учиться все, не только философы. Ведь речь тут не идет о каких-то специальных навыках. Нужно хотя бы освоить общую культуру научного мышления. А она заключается в том, что умеешь проблематизировать и критиковать любую отдельную модель мира, модель знания, этическую систему. Умеешь всегда отстраняться от какой-либо заданной системы значений.
Впрочем, чтобы уметь отстраняться, нужен некий механизм самодистанцирования, и он носит экзистенциальный характер. Нужен способ заглянуть в пустой мир. Обычно это некий фундаментальный аффективный опыт: любовь, тревога, одиночество, власть…
Какой текст можно считать философским?
Философский текст — это текст, который ставит под вопрос свои собственные основания, который начинается с вопроса о главном, о том, почему существует данный феномен и что он такое. Естественно, он не ограничивается этим, но далее идет уже в какую-то конкретную предметную область и там находит философскую проблему. В любой научной задаче есть философское недоумение, которое до конца не разрешимо.
Где проходит грань между философским текстом и другими литературными традициями? Почему «Так говорил Заратустра» — философский текст, а «Преступление и наказание» или, скажем, «Очарованный странник» традиционно принято считать беллетристикой?
Вот тут никакой четкой грани нет. «Преступление и наказание» считается многими философами как раз философским текстом. Но, действительно, именно потому, что у Достоевского там есть размышления персонажей, которые имеют философский статус. Они взяты в кавычки, но тем не менее по жанру они вполне философские.
Но все же сам по себе нарратив философией не является. Философия не повествует о случайных приключениях вещей, она — карта этих приключений. Нарратив может быть интерпретирован философски, но все-таки это уже символ, развернутая метафора. А философия — это все же рациональное рассуждение, проза, а не поэзия. Субъект, предикат, посылка, силлогизм — то есть там есть анализ и логическая последовательность. И философию, как лирику, высказывают от первого лица. Даже если и есть какие-то символы и метафоры, то тем не менее говорят: «Я, Иван Петров, хочу к вам обратиться…»
А как соотносится философия с другими гуманитарными науками? Почему ваша книга «Единство и одиночество» — философия, а «Тотемизм сегодня» Леви-Стросса, где речь идет и о единстве, и об одиночестве, — антропология?
Здесь разница все-таки есть. В отличие от Леви-Стросса, я не проводил никакого эмпирического исследования. Он в этом смысле впереди меня. Он подробно описывает конкретные практики и верования. А в моем трактате делается трансцендентальный переход, что очень важно для философского мышления, — переход от описания к тому, как в рамках определенной области что-то обязательно должно быть. То есть, еще раз, философ говорит не о том, как случайно обстоят дела, а о том, как они необходимо обстоят, и утверждает, что только так они могут обстоять. Понятно, что нормальный человек, нормальный философ XXI века не скажет: «Сейчас я вам поведаю, как все необходимо должно быть устроено». Потому этот трансцендентальный переход делается в рамках какой-то отдельной области. Например, я говорю об одиночестве как о некоей трансцендентальной ориентации человека, описываю, как в рамках одиночества воспринимается мир и как вводится внутренняя необходимость для всего, что в этом мире находится. Грубо говоря, условный позитивный ученый видит перед собой объект, а для философа любой объект всегда рамка, через которую мы видим мир.
В таком случае может ли существовать
решенный философский вопрос?
Конечно, не может. Философия — это «архитектура вопросов». Цель работы философа — вопросы, а не ответы. Но он должен правильно поставить вопрос, это тоже очень ценно. Довольно часто разделение труда представляется так: философ ставит вопрос, а позитивный ученый на него отвечает. Но ясно, что позитивный ученый тоже способен и даже обязан сам ставить вопросы — тогда он работает в качестве философа.
Понятия философии всегда проблематичны. Они не являются объектами. Скажем, философия занимается добром, справедливостью, бытием, единством и т. д. Но нельзя же ткнуть и сказать: вот оно, единство. Более того, все перечисленное — это вещи, которых нет эмпирически. Где добро? Вот куча зла. Единства тоже нет, все распадается и фрагментируется. Но проблема-то добра, загадка единого — они есть. Эта проблема и называется именем собственным: «Единство», «Добро». А ответы надо искать уже конкретно: объединить то, разъединить это. Каждый раз по-разному.
С каких текстов лучше начать знакомство с философией?
С таких текстов, которые носят не технический, но более художественный, экзистенциальный характер.
Из современных авторов я бы рекомендовал Фридриха Ницше, Вальтера Беньямина, Зигмунда Фрейда и Владимира Бибихина. А из старых — диалоги Платона и мысли Паскаля. Но есть и литература: в известных романах Достоевского ставятся классические философские вопросы, на грани философии и литературы лежат эссе Борхеса.
Именно потому, что она беспредпосылочна, философия в принципе проще, чем науки: последние требуют каких-то знаний — любой философский текст сам вводит собственные основания. Но порой нужен исторический контекст: в отличие от позитивной науки, философия всегда вовлечена в диалог с собственной традицией, от Парменида до Делеза. А иногда философы сознательно создают эзотерические школы, так как справедливо опасаются вульгаризации и требуют от читателя усилия. Это сложные авторы, вроде Гегеля, Гуссерля, их я бы не стал читать в юном возрасте. Их никто до конца не понимает. И Хайдеггера я не советовал бы читать подростку или начинающему: он тяжеловесен, несколько патетичен и гипнотичен. Всегда остается какая-то фрустрация, потому что ты до конца не понимаешь, о чем речь. Но есть тексты Хайдеггера, которые легко читать, «Введение в метафизику» например. Оно носит экзистенциальный, политический характер, потому и называется «введение».
Как вы считаете, нужно ли включать философские тексты в школьную программу?
Я твердо убежден, что в школе нужен курс философии. Во Франции, например, он есть. Мне кажется, это очень хорошо, удачно. Это действительно способ воспитать гражданина, способ дать понять, что такое вообще наука. Почему философия выведена за рамки школьной программы, непонятно.
Частных наук там много, а о чем это все, что их связывает воедино, что такое наука — этого нет. Это технократический способ обучения наукам, который совсем не оправдан. А потом мы удивлямеся увеличению числа подростковых самоубийств.
Сейчас пытаются закрыть эту дыру религией, но ведь религия — это очень сильный инструмент, он догматичен, требует подчинения личности, как когда-то марксизм-ленинизм. Так что тут все очень зависит от случая: кто учитель, произошла ли встреча, сработал ли ритуал и т. д. А философия — это как раз попытка, обучая, говорить на равных. Ну и потом, как и религия, философия образует базис мировой культуры, и без знания, скажем, Платона (или с обыденными представлениями о Платоне как о дебиле, считавшем, что на небе нарисованы «идеи») невозможно быть по-настоящему зрелой личностью.
Какие философские тексты должен знать взрослый человек, считающий себя образованным?
Я считаю, что современный человек, прежде всего, должен знать современную философию, своих современников, которые что-то высказывают по вопросам нашей с вами жизни. Платона и Аристотеля, конечно, знать нужно, но это не самое насущное. Взрослый человек должен знать о существовании Хайдеггера, Ханны Арендт, читать их некоторые простые тексты. Должен иметь представление о Витгенштейне, о Сартре и его основной аргументации. Он должен знать о существовании и смысле марксизма, психоанализа, феноменологии и аналитической философии — главных традиций XX века (вокруг них мы строим нашу магистерскую программу). Особенно тут важна феноменология: дело не в знании имени Гуссерля, а в том, что он предложил очень важный метод, без которого тексты современной континентальной философии просто непонятны. Можно этот метод отвергать, но следует хотя бы подозревать о его существовании, иначе возникает стена между философами и позитивными учеными.
Главные имена XX века, мне кажется, знать просто необходимо. Плюс у каждого в его национальной культуре есть какие-то персоналии. У нас в России сейчас нет таких общеизвестных, канонических имен. Только во Франции они были до последнего времени (там философы были публичными звездами и моральными авторитетами), отчасти — в Германии. Но больше почти нигде этого нет.
В XX веке философия постепенно специализировалась, профессионализировалась, а уровень интеллектуальной культуры по сравнению с XIX веком резко снизился (никакого прогресса в этом смысле). Поэтому зачастую мы даже не знаем имен наших философствующих современников, хотя они — часто с риском для душевного здоровья — проходят нехожеными путями мысли, и знать их траектории было бы нелишним.