Что такое философия простыми словами для ребенка
Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы
Приветствую Вас, друзья!
Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.
Что такое философия?
Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).
Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».
Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.
Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.
Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.
Объект и предмет философии
Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.
Материализм, идеализм и дуализм
Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:
В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.
Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.
Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.
Материализм
В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.
Идеализм
В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.
Дуализм
С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.
Структура философии
Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:
Функции философии
Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:
Методы философии
Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:
Философия в системе наук
Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.
Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.
Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».
Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.
Заключение
Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.
А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.
Что такое философия? Определение философии и функции этой науки
Содержание статьи:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога avisi.ru. Сама тема настолько обширна и сложна, что подразумевает разное к ней отношение, а также огромное множество интерпретаций. Поэтому, в этой статье мы ответим на вопрос что такое философия (дадим определение), рассмотрим структуру и функции философии.
История
История началась более 2000 лет назад на территории стран древнего мира. Родиной данного направления считается Древняя Греция. Платон считал философию особой дисциплиной, которая была призвана дать ответы на глобальные вопросы существования всего живого на земле.
Пифагор первым назвал себя истинным знатоком древней дисциплины, посвятив большую часть своей жизни изучению всего, что с ней было связано. Именно он основал философскую школу пифагорейцев, в рамках которой изучалась планиметрия. Позже была предложена знаменитая теорема Пифагора. С тех пор в рамках рассматриваемого научного познания изучался не только симбиоз мира и человека, но и взаимодействие с другими научными направлениями.
Первоначально эта предложенная доктрина включала в себя изучение разных областей, спустя время трансформировалось в систему знаний о мироздании. Основная задача дисциплины заключалась в том, чтобы давать исчерпывающие ответы на вопросы существования общества, человека и устройства природы. Философия открывала секреты, давала всеобъемлющее понимание сути бытия в целом и жизнедеятельности общества в частности.
Познание всеобщей сферы было основой данного научного течения. Попытка объять необъятное оказалась успешной. Впоследствии философы имели возможность ответить на любой возникающий вопрос, связанный с мирозданием.
Название дисциплины о познании всеобщей сферы происходит от двух греческих слов Phileo – люблю и Sophia – мудрость, или по-другому «любовь к мудрости». Она занималась изучением контакта отдельно-взятого индивида с окружающей действительностью, устанавливала верный путь развития человеческого поведения и в целом формировала мировоззрение обществ.
Философское мышление и мифологическое миропонимание были тесно связаны между собой. В настоящее время «любовь к мудрости» продолжает быть характеристикой симбиоза мира и человека, но с небольшими поправками. Основными научными вопросами сегодня, являются размышления о жизнедеятельности индивида в разрезе существования общей сферы и других наук.
Сегодня к научным размышлениям относятся двояко: одни считают, что «любовь к мудрости» — это серьезное течение, которое требует тщательного изучения, другие уверены, что подобная мыслительная деятельность – это пустая трата времени.
Данная научная мыслительная деятельность направлена на оценку не только всего существующего на земле, но и на действующие параллельные науки. Философия объединяет их для того, чтобы дать наиболее исчерпывающие ответы. Известно, что математика тесно связана с данной дисциплиной, она предоставляет возможность более точно обозначить всего существующего на земле. При этом, указывает точный путь развития индивида в разрезе действующей реальности.
Что такое философия? Определение
В отличие от других дисциплин, философия не имеет строгих определений, не ограничена в вопросах изучения и в прямом смысле объединяет в себе все и сразу. Попытка дать исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы о мироздании кажется успешной, потому что благодаря науке о жизни, на сегодняшний день есть боле менее четкое понимание роли человека в разрезе мироздания.
Итак, что такое философия?
Определение
Философия – это симбиоз вопросов о существовании мира и роли отдельного члена общества в нем. Ее основой является мировоззрение, которое включает в себя понятия сущности и систему объективных взглядов. Известно, что мировоззрение состоит из бытовых и научных знаний, веры и принципов человеческого бытия. С его помощью индивид познает окружающую действительность и условия адаптации в ней.
«Любовь к мудрости» не отвечает на отдельные вопросы, она стремится объять все области мироздания и решает только глобальные проблемы. Другими словами, раскрывает секреты всеобщего существования.
Мировоззренческое течение и философские размышления действуют сообща, они словно дополняют друг друга. Мыслительная деятельность упорядочивает взгляды на окружающую действительность и придает им теоретичность. Можно смело предположить, что мировоззрение является частью философской мысли. «Любовь к мудрости» широко демонстрирует мироздание и место индивида в нем. Мировоззрение дает конкретные ответы на возникающие вопросы. Действуя сообща, оба направления дополняют друг друга и дают человечеству возможность увидеть полную картину деятельности всего живого на земле.
Есть такая категория людей, которая не воспринимает философскую мыслительную деятельность серьезно, они уверены – это пустая трата времени. Так происходит, потому что люди не понимают прикладного значения философии. Им сложно понять глобальные размышления о мироздании, они не видят, как решаются теоретические задачи и главное, для них остается загадкой, как «любовь к мудрости» можно применять в повседневной жизни.
Однако, философия это наука свободных и сильных людей. Это возможность высказывать свои мысли. Это развитая способность к абстрактному мышлению, умение рассуждать и делать выводы. Другими словами, философия – это инструмент для выработки понятий о существовании бытия.
Отвечая на вопрос, что такое философия, стоит отметить, что это, прежде всего наука о жизни. Она помогает решить ряд жизненных задач. Между тем, «любовь к мудрости» нельзя классифицировать, как точную науку. Она не дает конкретных ответов, она рассуждает, выдвигает гипотезы, озвучивает теории. Эта наука, которую возможно постичь, только самостоятельно, через собственный выстраданный опыт и путем личных исканий истины. Мысль в разрезе данной науки объединяет в себе ценности и знания, таким образом, давая людям полное понимание происходящего вокруг.
Структура философии
Как и любая другая наука, философия имеет свою структуру, вокруг которой до сих не утихают споры. Вариантов ее строения множество, однако, самой популярной точкой зрения является структура из трех уровней:
По мнению сторонников, она наиболее точно передает значение философии и отражает ее прикладное предназначение в жизни людей. Кроме того, данная структура наиболее полно показывает значимость ее существования.
Онтология – это учение о бытие, которое рассматривает связь между всем существующим на земле и людьми. Она подчеркивает важность взаимодействия мыслящей структурной единицей с действующей реальностью. В результате чего, индивид задумывается над собственной сущностью и бытия в целом. Будучи наивысшим существом на планете, человечество задумывается о многогранности всеобщей сферы и своего непосредственного участия в его развитии. Возникает целая система онтологических проблем, которые призваны решать различные философские системы.
Гносеология – это учение о познании, в рамках которого люди изучают собственную роль в мире, противостоят ему и понимают свое противостояние. Человек рассматривает всеобщее бытие как бы со стороны, рассматривая каждую деталь, тем самым выходя за иллюзорные грани познаваемого объекта. Представители частных наук никогда не пытаются раздвинуть предложенные рамки и задуматься над уровнем познаваемости мира, ибо предметом их изучения становится сама наука в своем предметно-ограниченном смысле.
Аксиология – это всеобщая теория ценностей, которая изучает практическую деятельность людей по освоению мира. Именно практическая сторона вопроса важна для аксиологии, она рассматривает, как человек применяет полученные знания, используя навыки и опыт, как он воздействует на окружающую среду и как влияет на течение событий. Однако влияние высшего существа на мир может быть остро-негативным и даже разрушительным. В связи с чем, философия рассматривает практическую деятельность людей на основании познания истины.
Функции философии
Будучи наукой о познании мира и роли человека в нем, философия выполняет сразу ряд функций:
Все перечисленные функции философии в совокупности раскрывают полное понимание роли человека в строении и познании мира. Кроме того, данные функции философии позволяют решить ряд задач. Они связаны с основными методами познания окружающей действительности. Каждая функция «работает»в своей сфере взаимоотношений человека с внешним миром.
При возникновении нового вопроса о мироздании, можно воспользоваться одной из функций, чтобы найти ответ. Философская наука предлагает девять функций, каждая из которых раскрывает подробности отдельной сферы мироздания и жизнедеятельности человека.
1. Мировоззренческая функция
Дает возможность полностью увидеть симбиоз мир-человек, а также подсказывает эффективные способы взаимодействия всего живого на земле.
2. Методологическая
Лучше помогает узнать окружающую среду и дает эффективные инструменты для ее познания.
3. Мыслительно-теоретическая функция
Обобщает получаемые знания, предлагая новые формы мыслительной деятельности.
4. Гносеологическая
Одна из главных. Она делает процесс получения новых сведений более последовательным и правильным.
5. Роль критической функции
Заключается в том, чтобы подвергать сомнению все, что происходит вокруг. Она призвана рассматривать все новое, что появляется в мире, а также борется с устаревшими фактами.
6. Аксиологическая
Дает оценку существующим точкам зрения, а также словно проводит отбор, оставляет самое ценное, отбрасывая отжившее и не нужное.
7. Социальная функция
Призвана рассказывать обществу историю его появления, эволюционное развитие, а также его структуру. Указывает на ошибки и противоречивая, подсказывая эффективные методы их устранения.
8. Воспитательно-гуманитарная
Укрепляет общественную мораль и помогает человеку найти смысл жизни.
9. Прогностическая
Объединяет в себе имеющиеся знания и прогнозирует дальнейшие тенденции развития. Отчетливо демонстрируют познавательные процессы, которые человек обязан применять, продолжая взаимодействие с окружающей средой.
Краткая история философии для детей и стариков
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И СТАРИКОВ, ТО ЕСТЬ ТЕХ, КОМУ БОЛЬШЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО, КАК ЧИТАТЬ ЭТИ ВЗДОРНЫЕ ЗАПИСКИ (НЕ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ЧТЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЗАНЯТЫХ ЛЮДЕЙ)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Многие специалисты истории древней философии ее описывают с завидной уверенностью в том, что она происходит от мудрости. Причем от восточной мудрости. Иной, другой они не знают, может быть за исключением Б.Рассела, который договаривается в своем популярном обзоре западной философии до ее именования Мудростью Запада, что ничего, кроме пустого бахвальства, из себя не представляет. То, что философия, которая появилась как внебрачное дитя греческой культуры, имеет своей родительницей мудрость такая глупость, которая недостойна даже опровержения. Поэтому мы ее опровергать не будем, только скажем, что философия произошла не от мудрости, которая является ей мачехой, точнее, ее ловкой падчерицей, у греков софистикой, а от практического умения как его теоретический вывод.
Тогда философия называется философией неправильно, неверно. Почему же тогда она так названа? Чтобы, естественно, ввести в заблуждение тех, кто ей стал заниматься. Философия как любовь к мудрости есть любовь к вранью, точнее, к лжи или тоже самое, что к мудрости. Взять прямо тех, кто ей занимается. Кто это такие? Это те, кто сам себя и следом других обманывает. Зачем им это надо? Им этого не надо, им надо, наоборот, знать правду или истину. Но в поисках истины они, эти философы, следуют лжи. Другого пути к правде нет, кроме лжи. Философия начинается с наивности как того, что за истину принимает то, что ей не является, то есть, сама видимость или наружность вещей, их вид. Наивным в философии не как любви к лжи, а как умения или того, что от ума, в качестве учения или логии, выступает видение или созерцание. Причем вначале в предмете созерцания сущность и явление не различаются. Размышляющему кажется, что то, что у него на уме, является его сознанию, есть сам предмет, его сущность. Вот тогда, когда философия делает свои первые шаги по направлению к истине, она понимает истину как несокрытость, как откровение самой реальности так, что то, что является философу, точнее, его уму и принимается им за сам предмет. Это первый этап развития философии. На этом этапе своего развития, на греческом материале, который обозначается досократикой, философия близка мифу, который принимает то, что кажется, видится, слышится и т.п. за саму реальность, а не реальность только ощущения, представления и восприятия. Отличается она от мифа тем, что все же акцентирует внимание на мысли, то есть, принимает не реальность за мысль, а мысль за реальность. Вот миф, как впрочем и магия и мистика, хотя они друг от друга отличаются, но уже по другому основанию, делает наоборот, то есть, реальность принимает за мысль. В этом смысле они ближе реальности, непосредственней философии, но сами этого не знают и потому удаляются от нее дальше, чем философия. Философия уже догадывается о том, что тождество мысли и предмета спорно и проблемно.
Вот когда эта спорность и проблемность мысли и ее предмета доходит до понятия, до понятийного различения как различения в самом бытии, до проблемности тождества мышления и бытия, то начинается второй собственно уже философский этап развития философии. Что значит доходит до понятия? Не только то, что находятся нужные для этого слова, создается философский (терминологический) язык, но прежде всего то, что делает предметом размышления и следом понимания само такое онтологическое различение. Если бывает нарушена мера такого различения, то появляется двойник философии софистика как философской мудрости. Философская мера не может не быть нарушена, ибо философия как софистика или онтологический релятивизм (учение об относительности реальности в целом) и гносеологический скептицизм (учение о сомнении в возможности истинного познания) настаивая на различи между мыслью и предметом, мышлением и бытием, преувеличивает значение мысли и преуменьшает значение самого бытия, увлекаясь произволом мысли, вымыслом, фантазированием, но не просто ради чистого искусства сочинения, а ради извлечения выгоды из обмана публики. В этом это не только шаг вперед в умении складывать и раскладывать мысль, но и два шага назад к мифу, но не тому первозданному, который послужил почвой для философствования, а вторичному или ранней мистификации как вырожденному случаю мудрости.
Следующий шаг философии заключался в преодолении скептицизма и релятивизма предыдущего философствования изнутри него самого, в снятии того, что путь к истине лежит через намеренное введение в заблуждение, в лживом рассуждении. Это шаг самоотрицания философии. Выполнен он был Сократом и его многочисленными учениками-софистами. Софисты в лице Сократа и ему подобных попытались опровергнуть сами себя. Сократ разработал философский метод, который вошел в анналы истории философии как диалектический метод проблемного рождения-установления истины. Диалектика как умение Сократа заводить своих собеседников в тупик самопротиворечия является обоюдоострым орудием мысли, опасным не только для тех, кто нападает на свободную мысль, но и самого защитника оной. Об этом говорит трагическая судьба самого Сократа.
Итогом развития классической древнегреческой философии явились школьные учения Платона и Аристотеля. Платон, который является вершиной развития античной философии, создает философскую школу в собственном, философском смысле слова. Вечно живым Платоном до сих пор, уже более 2000 лет, является его учение платонизм. Центральное место в его идейном наследии занимает диалектика идей, которую он применяет ко всему кругу философских вопросов и проблем, прежде всего политических, потому что его школа в идее готовила будущих политиков. Дело в том, что именно политике мы обязаны возникновением античной философии, как это ни прискорбно. Почему? Да, потому что там, где она есть как борьба по правилам (по закону) различных, часто противоположных общественных сил, представляющих различные группы всего общества, возможна социальная свобода, без которой немыслима философия как социальное занятие. На Востоке тоже была философия. Но там она была занятием отдельных частных лиц, как в Древней Индии. То, что там было в качестве общественного интеллектуального занятия было не философией, а идеологией, то есть учением чиновников, выдающих свой клановый, корпоративный интерес за всеобщий, государственный. Это и есть идеология, которая служит для укрепления в сознании народа режима политической власти бюрократии, как это было в Древнем Китае.
То, чем занимался его учитель Сократ для выработки философского поиска (метода) истины ироническим (нарочитым, превращенным, превратным) путем наводящих вопросов, Платон транс-форм-ировал, пре-образ-ил в доктрину объективного идеализма. Согласно Платону, идеи или образы, точнее, первообразы или прототипы вещей, то, что они есть по существу, их сущности, порождают в сознании сами эти вещи, когда мы к ним обращаемся на практике. Другими словами, по Платону, если отбросить мифическую форму подачи, характерную для его эпохи мифологии, идеи есть производящие формы вещей в нашем сознании в качестве их смыслов, в пределе (при определении в понятии) соответствующих самой их сущности. Выходит, что идеи существуют по необходимости объективно, ибо их появление в сознании человеческого субъекта есть факт возникновения самого сознания. Почему? Потому что они есть типы умопостигаемых вещей. Но этого мало. Они есть типы самого сознания, его диспозиционные установки, задающие условия самой работы сознания с точки зрения того, каким оно не может не быть, если является сознанием разумного существа.
Ученик же Платона, Аристотель, сам основав философскую школу Лицей, явился родоначальником философии как науки и логики как преднауки. Помимо этого, он стал основоположником целый энциклопедии наук. Как философ Аристотель ввел в философию квадрат причин, таблицу 10 категорий, различил две сущности: абстрактно общую и конкретно партикулярную (индивидную или экземплярную), актуальное и потенциальное состояния или качествования сущего. Всем этим философы, если они занимаются собственно философией, то есть, метафизикой, до сих пор пользуются.
Рано или поздно на смену расцвету пришел упадок античной философии, как и всей эллинской культуры. На развалинах античной цивилизации обосновались варвары. Упадок и развал древнего общество был вызван тем, что одни люди жили как господа, а другие как рабы в качестве их «говорящих орудий». Тем более, что накануне упадка в римско-эллинистической культуре просвещением народа стали заниматься рабы. Долго так продолжаться не могло.