Что такое философия постмодернизма

Философия постмодернизма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Генеалогия термина

Постмодернизм в философии – это интеллектуальное явление, призванное отразить общефилософскую установку, умонастроение, современного философа, характеризующуюся радикальным пересмотром базисных, во многом толкуемых традиционно, концепций и понятий, что приводит к абсолютной плюральности, делающей возможным религию без Бога, мистику без сверхреального и т.п.

Идейные истоки

Основные идеи философии постмодернизма

Методология мысли философии постмодерна опирается на принципы плюрализма и релятивизма, которые отрицают иерархичность и целостность и предполагают своего рода не-линейный порядок возможных множественностей.

Онтология постмодерна – это антионтология. Постмодернист разрушает понятие бытия, его место занимает категория языка. Постмодернизм критично относится к метафизике. Представители постмодернистской философии называют ее онтотеологией, тем самым подчеркивая трансцендентный характер ее категорий, что постмодернисты и хотят искоренить. Мир не есть целостность, но множество фрагментов, между которыми не всегда установимы связи. Для характеристики этого положения постмодернисты предлагают категорию «ризома». Она не линейна, не завершена, вариативна, поэтому противостоит генерализирующе замкнутым структурам. Кроме того, модель ризомы описывает мышление человека и историю.

В рамках интеллектуальных построений постмодернизма присутствует и этика. Человек здесь – это имморалист, используя выражение Ф. Ницше, он находится по ту сторону добра и зла. Этические категории мыслителями-постмодернистами связываются с политическими.

Постмодернистская мысль эстетически окрашена, в ней стерта граница между литературой, искусством. В постмодернизме стерта граница между высоким искусством и китчем. Суть всякого искусства заключена в использовании цитаты, символом этого является коллаж.

В целом философия постмодернизма явилась осмыслением переходного состояния в интеллектуальной истории современного общества.

Источник

Философия постмодерна

Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма

Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма

Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма

Понятие «постмодерн» (post – после) с восьмидесятых годов XX века прочно вошло не только в университетский, но и в повседневный лексикон. Условно можно сказать, что термин «постмодерн» используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX в., так и философской мысли, представленной именами Жоржа Батая (1897 – 1962), Жака Лакана (1901 – 1981), Жака-Франсуа Лиотара (1924 – 1998), Жиля Делёза (1925 – 1995), Жана Бодрийяра (1929 – 2007), Феликса Гваттари (1930 – 1992), Жака Деррида (1930 – 2004), Юлии Кристевой (род. в 1941) и других. Однако дать точное определение данного понятия затрудняются даже сами теоретики постмодерна. В постмодернистской философии часто выделяется четыре основные темы (Поликарпов В.С., 2001, С. 113 – 114):

агностическая – ни одно значение не существует вне языка, поэтому истина представляет собою лингвистический феномен; знание есть набор словесных конструкций различных групп людей, которые преследуют свои интересы;

прагматическая – интеллектуальная продукция осуществляется в практической деятельности; критерием является успех, достижение задуманного;

эклектическая – сознательная установка на эклектизм, выбор самых различных средств, их смешивание и комбинация для достижения цели, принцип смешения стилей;

анархо-демократическая – знание распределено среди определенных групп людей, вовлеченных в языковые игры, которые нужны для организации власти, насилия над человеком, его сознанием и поведением.

Постмодерн – это особый тип мировоззрения, в котором:

· главными ценностями провозглашены свобода во всем, спонтанность и желания человека, его игровое начало;

· присутствует критическое отношение к современности, радикальный плюрализм в оценке современной культуры и общества.

Уже в середине ХХ века западные исследователи заявляют об «устарелости человека», а следовательно и человеческих экзистенциалов, важнейшим из которых является любовь. В лагерях уничтожения индивид аннулируется, человек превращается в экземпляр. В этой связи, подчеркивая возрастающую роль компьютерной техники, один из главных теоретиков постмодерна Жак-Франсуа Лиотар в конце семидесятых годов ХХ века в работе «Состояние постмодерна» отмечает: «Банки данных являются энциклопедией завтрашнего дня. Они превышают способности каждого пользователя и по своей «природе» принадлежат человеку постмодерна» (Лиотар Ж.-Ф., 1998. С. 125). Философы постмодерна констатируют: техника вытесняет человека. Экономические отношения производства и сферы услуг овеществляют человека и редуцируют его возможности за счет инструментальных процессов и технических возможностей.

В свете постмодернистской теории кажется, будто бы человек вынужден постоянно заново открывать самого себя. Если проект модернистского человека состоял в единстве жизни, направленной на развитие самосознания и личности, то биография человека постмодерна характеризуется разломами, новыми начинаниями и изменчивостями. Это неуверенная жизнь, в которой человек не может больше полагаться на проверенные координаты модерна: нет центрального субъекта, нет центра жизни, нет никакой предписанной цели, нет твердого исходного пункта.

Постмодернисты отрицают возможность рационально обосновать смысл жизни, человеческого общества, морали, поэтому считают, что нужно жить только настоящим, не заботясь, ни о прошлом, ни о будущем. Постмодернизм стремится обеспечить возможность жизни в непрестанно меняющейся ситуации». Таким образом, сам человек больше не находится в центре своих поступков. Вместо этого постмодернистские теоретики говорят о «децентрированном субъекте».

«Человек» исчезает в постмодерне. Поэтому постмодернистская теория постулировала «смерть субъекта». В постмодернистском дискурсе человек предстает флексибилизированным, шизофреничным, нормированным, недисциплинированным, децентрированным, подверженным случайностям так же, как вожделениям и желаниям.

Помимо указанных, к числу важнейших методологических принципов постмодернистского дискурса, на наш взгляд, следует отнести следующие:

1) философия постмодерна в целом нацелена на плюрализацию сингулярных ключевых концептов модерна: вместо одной истины, одного разума, одной эстетики и т.д. постмодерн выступает за множество истин, множественность проявлений разума, множество видов эстетики и т.д.;

Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма

2) постмодерн постулирует философию разложения надежности модерна: сомневается в действительности материального мира в последней инстанции. Напротив действительность появляется в постмодерне как простая медиальная симуляция и виртуальная реальность (Ж. Бодрийяр);

3) философствование после модерна и для постмодерна есть философия после конца доктрин (т.е. коммунизма, демократии, капитализма), после смерти субъекта и под знаком тотальной потери смысла и разрушения значения вплоть до случайности (Ж.-Ф. Лиотар), философствование после философии – отчего философские тексты могут равноценно читаться с другим текстами или контекстами (Ж. Деррида).

Основными принципами философии постмодерна можно назвать:

· признание права личности на инаковость;

· актуализация первичности сингулярного, уникального над универсальным;

· отказ от «монологизма» и «нарративности», сциентистской рациональности и логоцентризма, тотального рационализма;

· актуализация сосуществования и взаимодействия различных культур и жизненных стилей;

· артикуляция интенциональности сознания;

· отказ от категоричного требования равноправия в пользу стратегии равенства, нацеленной на признание различий.

Там, где модерн подчеркивал неизбежный конфликт, постмодернизм видит нерешенные проблемы, пытаясь найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. В постмодерне социальная связь предстает как состоящая из множества языковых игр, подчиняющихся различным правилам. «Текстуализация» мира приводит к восстанию голоса Другого в противовес авторитарному голосу, захватывающему всю власть. Появляется возможность стать участником интерпретативных игр, предлагающих неожиданные и оригинальные движения. Для постмодерна характерно стремление искать другие психические пласты, принадлежащие сфере бессознательного. Постмодерн не ставит перед собой целью тотальное отрицание ценностей. Главная цель – переосмысление, деконструкция, переоценка, замена знаков «плюс» на «минус» и наоборот. Личность анализируется в коммуникации, в интерсубъективности, а различные культуры – в системе равноправного диалога. Постмодерн меняет парадигму критического мышления современной науки, он воспринимается как способ нового восприятия мира, как менталитет новой культурной эпохи.

Тесты для самоконтроля к главе 9

1. Отвергал логические связи вприроде, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития:

2. Универсальным принципом своей философии Шопенгауэр про­возгласил:

г) волюнтаризм.

3. Фридрих Ницшесчитается основополож­ником:

в) «философии техники»;

г) «философии религии».

4. Марксистская философия состоит из двух больших разделов:

а) метафизического идеализмаи географического идеализма;

б) буржуазного капитализма и пролетарского социализма;

в) вульгарного материализма и субъективного идеализма;

г) диалектического ма­териализма и историческогоматериализма.

5. Направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание.

6. В состав какого направления позитивизма входил крупный английский философ, социолог и логик Карл Поппер?

а) классического позитивизма;

7. Кто из философов американского прагматизма считал, что основная задача философии заключается не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, системати­чески совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни?

8. Кто из представителей психоанализа выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности?

9. Основателем и наиболее ярким представителем феноменологии является:

10. Кто из мыслителей считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

Источник

Влияние постмодернизма на философию

Научно-технический прогресс ХХ века затронул экономическое пространство и социальную сферу. Мировое сообщество оказалось не в силах сопротивляться технологическому прорыву, результатом стало зарождение постмодернизма, преобразование гуманитарных дисциплин. Постмодернизм выражает проблему современного мира – противодействие разнообразных способов восприятия действительности и жизненных форм. Впервые применил понятие французский мыслитель Жан-Француа Лиотар в конце семидесятых годов. На первое место в зародившемся стиле становятся сфера услуг, наука, образование, происходит вымещение крупного бизнеса профессиональными учеными. Наибольшую значимость приобретает информация. Для молодежи Новый век ознаменовался появлением субкультур. Среди них хиппи выступает ярким примером трансформирования мышления человека второй половины ХХ века. Получив колоссальное развитие в культуре, постмодернизм в философии проявился изменением предназначения науки, принципиальной реструктуризацией течения.

Постмодернистская модель философии

Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизмаВозникновение постмодерна относится к пятидесятым годам ХХ века, когда началось проявление пост индустриализации в различных странах мира – Италии, США, Японии, но впервые течение приобрело осознанную, общепринятую форму после выхода в свет книги «Состояние постмодерна» Лиотара в конце семидесятых. Издание подвергалось критике, у него появились приверженцы, общественное признание.

Уже в восьмидесятых годах сформировалось становление направления, которое распространилось по всему миру, стало модным, триумфально востребованным. Трудно в то время было не стать его представителем.

Постмодернистская философия характеризуется такими принципами – профессиональная востребованность, финансовый успех, которых необходимо достичь как можно раньше. Ради них адепты были готовы идти на жертвы. Правила морали перестали обладать ценностью, духовность потеряла значимость. Важными стали клиенты, потребители. Интеллигенция прильнула к простому народу (аморфной массе), на ее место пришли интеллектуалы одного дня.

Мода, реклама считаются основополагающими аспектами культуры. Мода заменяет собою религию, мифологию, науку, философию, оценивает по внешнему виду, эффектности, устанавливает рамки. Что не соответствует моде – не имеет возможности на существование. Недостатками последней считаются мимолетность, скоротечность. Благодаря им философия постмодернизма неустойчива, зыбка.

Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма

Отдельное место занимает в прорывном течении политика. Неотъемлемой частью постмодернизма является театрализация. Во всех сферам жизни она играет ключевую роль, выставляет общественные процессы в виде яркого постановочного шоу, спектакля. Политика не исключение – серьезная активная деятельность уступает место театральному зрелищу, которое выступает местом эмоциональной разрядки социума. Оно лишено глубины, поиска истины, поэтому не приводит к революциям. Речь больше не идет о жизненно важных вопросах, бытии. Центровая роль игрового направления не уменьшается, наоборот, возрастает, так как подвергает общество настроенческому азарту. Политика становится религией прогрессивного модернизма.

Философия Нового века

Философия постмодернизма неоднозначна, поверхностна, сводится к отрицанию цели, как таковой. Цель теряет логическое назначение, также как нормы морали. Ни одна теория познания существования не имеет большей значимости, нежели другая. Мир, как считали модернисты, многополярен, фрагментарен, без ядра. Связей между фрагментами нет. Важна лишь эстетика. Прежние ценности устаревают. Новые не появляются, так как понятие истины стирается. Личность приобретает неограниченную свободу, что порождает хаос. Разум вырождается в рассудок, которым руководит техника. Гуманизм сменяется варварством «технической пустыни».

Философы постмодернисты олицетворяют интеллектуалов вдохновителями учения, поскольку они подверглись радикальному изменению. При модерне интеллектуалы главенствовали во всех сферах, при постмодернизме они утратили данную привилегию. Интеллектуалы больше не выступают генераторами идеи, выполняя более приземленную функцию – карьерный рост. Человек больше не аскетичен, не думает о будущем, живет одним днем. У постмодернистского мировоззрения отсутствует ядро, которым в древности была мифология, в средневековье – религия, в новом обществе – наука, философия. Постмодернизм упростил значение последней, не предложил никакой альтернативы. Это затруднило возможность человека ориентироваться и само утверждаться.

Противопоставление плюрализма монизму

Плюрализм обозначает множественность и является противоположностью монизма. Если монизм подразумевает превосходство целого над частным, то плюрализм предполагает доминирование единичного, индивидуального. Это способствует развитию личности, индивидуальности мышления. Термин допускает одновременное существование принципиально противоположных начал, взаимно исключаемых мнений. Он отступает от самого понятия философии, исполняет роль регулятора взаимоотношений социальной жизни.

Принцип плюрализма отвергает истину единую для всех, предлагает модель равенства.

Интерес к многополярности мнений возник не просто так. Плюрализм выступает отображением нашей социально культурной действительности: изучения феноменального до исследования основ мироздания.

Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма

Сопоставление монизма плюрализму характеризуется разностью онтологических и гносеологических подходов. Монизм опирается на единство человеческого разума – люди равны, потому что разумны. Метафизический монизм заявляет, что мир един, но единство не предначертано условиями существования, а создается заново последующими поколениями философов. Им предстоит переосмыслить теорию бытия, не выходя за границы настоящего пространства и времени.

Доминантные идеи Нового времени

Чтобы понять основные идеи Новой эпохи необходимо сравнить постмодернизм с предшествующим ему модерном. Модернисты основывалось на принятии античности, поддержании взаимосвязи прошлого с настоящим. Постмодернизм – революционное, агрессивное направление. Его особенность — пропаганда разрыва с традициями, классикой. Мыслители предложили полный отказ применения научной истины, в качестве последней инстанции. Единственно верным источником толкования выступает отсутствие непреложных истин.

Источник

Постмодернизм в современной культуре: кратко и понятно простыми словами (12 фото)

Что такое философия постмодернизма. Смотреть фото Что такое философия постмодернизма. Смотреть картинку Что такое философия постмодернизма. Картинка про Что такое философия постмодернизма. Фото Что такое философия постмодернизма

Единственное, что остается человеку, получившему доступ ко всей мировой информации — поглощать ее, осмысливать, иронизировать над ней и воплощать разные ее фрагменты во что-то новое. На такой эклектике и строится постмодернизм — больше не создается ничего революционно нового, а лишь переосмысливается старое, гармонично встраиваясь в новые тексты. Вы могли не заметить, но первые 2 предложения этого вступления очень постмодернистские, тут аж 3 отсылки — крылатое выражение про велосипед и аллюзии на Маяковского и Чернышевского. Постмодернизм действительно распространился на все сферы культуры, давайте разбираться на мемах, рэп-баттлах, литературе и другом искусстве.

Развитие постмодернизма

Чтобы лучше разобраться в истоках постмодерна, надо вспомнить что такое премодерн и модерн.

Этапы развития мировой культуры или место постмодернизма в истории:

В начале было Слово, а с ним и премодерн, в основе которого лежали отношения человека и Бога — это и античная философия, и богословская литература. Все, что происходит с человеком, происходит по воле Бога (совершенно неважно, какого), мир непостижим.

Затем на смену премодерна в 16 веке приходит модерн, метафизическая эпоха, власть разума и рационального мышления.

И наконец, в 60-х годах 20 века в Америке, в эпоху культурного кризиса, как антитеза модернизму, зарождается постмодернизм. Это вполне закономерный исторический процесс — технический бум, получение доступа ко всей мировой информации, развитие науки — все это подорвало истины, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми. Теперь все то, во что верили отцы, казалось чем-то узким, урезанным, поверхностным, над этим теперь можно было лишь иронизировать. Попытки свести весь мир к каким-то рациональным системам казались постмодернистам глупыми, ведь единственного верного знания просто не могло существовать.

На Западе постмодернизм распространяется в 70-е, и только к 80-м приобретает самостоятельность и концептуальную оформленность, но называть постмодернизм каким-либо конкретным философским учением — грубая ошибка, ведь все, что “пост” как раз обычно за хаос, за отсутствие чего-либо конкретного. В Россию постмодернизм приходит уже в 90-е, тоже в эпоху культурного кризиса.

Основные принципы

Основная идея постмодернизма, если утрировать, отрицание модернизма, т. е. отказ от прежних идеалов. Но вот в чем новаторство постмодернизма — отказавшись от старых идеалов, они не предлагают новых. Постмодернизм в принципе не создает идеалы, потому что это вводит в рамки и отвлекает от самой жизни. Постмодернисты не стремятся решить вопросы бытия, создать свою философию, они хотят сделать жизнь проще и понятнее, рефлексируя на уже созданное культурное наследие.

Жакк Дерида выделяет 2 ключевых понятия для понимания сути постмодернизма как явления:

Деконструкция — полный отказ от старого, создание нового за счет старого;
Децентрация – рассеивание твердых смыслов любого явления.
Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности.

Концепция

Как и любое историческое явление, постмодернизм не стоит рассматривать в отрыве от политического, культурного и экономического состояния общества. А оно было вот какое: модернисты возвели в культ все новое, новаторское, «не такое, как было раньше», а культура за последнее время сильно коммерциализировалась и превратилась в массовую. Реакцией на это и стал постмодернизм:

отказ от создания нового;
нивелирование границ между массовым и элитарным искусством;
попытка не искать и не утверждать какие-либо истины.

Философия

Сам по себе постмодернизм философией не является, зато в мире 20-21 веков распространены другие виды современной философии – экзистенциализм, иррационализм, постструктурализм, аналитическая философия и т. д.

Современная философия отказалась от притязаний на статус науки и перестала транслировать свои постулаты как единственно верные. Очень краткий ликбез по видам современной философии постмодернистского общества:

Экзистенциалисты утверждали превосходство человека над силами природы или Богом. Ницше, «Бог умер», пустота, трансцендентальность и другие прелести экзистенциализма – прочитать про это подробнее можно здесь.

Постструктурализм – это философская основа постмодернизма. М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида и другие постструктуралисты разочаровались в науке и социальном прогрессе и обвиняли своих предшественников в догматизме. В этой философии решают структуры, особенно языковые, а ещё постструктуралисты любят парадоксы, которые возникают при «объективном» познании человека.

Особенности

Для постмодернизма характерны следующие особенности:

Вариативность развития мира — отмели идею линейного развития общества;
Культурный плюрализм – одна культура не превосходит другую, нет эталонных культур;
Пессимизм — больше не верят в светлое будущее и технический прогресс во имя человечества;
Скептицизм – получив доступ ко всей мировой информации, люди стали больше сравнивать, анализировать и, как следствие, подвергать сомнению;
Фрагментарность культуры и других процессов – вера в невозможность создать нечто единое, вроде империи или грамотно функционирующего евросоюза;
Агностицизм (сомнение), нигилизм (отрицание);
Потребление — основа общества.

Признаки

Эклектика. Так как все велосипеды изобретены, постмодернисты берут руль оттуда, колесо отсюда, а педали вон оттуда – получается новый текст. Зачем создавать новое, когда можно перекраивать старое?
Гиперрефлексия. Новое произведение постмодернизма – это рефлексия на (переосмысление) старое.
Ирония. В основу постмодернизма ложится ирония, сарказм и чёрный юмор. Высмеивается все и вся. Иногда сложно понять, кто над чем глумится.
Интертекстуальность — это наличие в тексте множества отсылок. Помните Южный Парк? Мультик пользовался бешеным успехом, потому что как раз состоял из отсылок к событиям/ книгам/ фильмам/ шоу и тд.
Повторы, которые могут быть, как лексическими, например «Такие дела» у Воннегута, как в Бойне N5, так и синтаксическими, как у Эко.
Хаос – произведения постмодернизма могут иметь странную структуру или не иметь ее вообще.
Пространственно-временной континуум обычно нарушен, поэтому зачастую произведения постмодернизма фантастичны.

Язык постмодернизма

Давайте ещё раз про интертекстуальность и гипертекст. У постмодернистского текста своя новая ткань, сотканная из старых цитат. Такую книгу можно читать с любого места, как говорит Умберто Эко, потому что она больше походит на энциклопедию. Все это приправлено хлёсткими фразами, почти афористичными, чёрным юмором и обилием повторов.

Обилие повторов часто объясняется тем, что автор хочет, чтобы читатель был прикован к тексту и понимал происходящее максимально чётко. Потому что в постмодернизме теперь главный не писатель, а читатель, все ориентировано на него – с ним играют в языковые игры, мучат разными конструкциями, и именно ему принадлежит все то, что происходит по сюжету.

Направления и течения

Некоторые искусствоведы считают, что именно из дадаизма берет своё начало постмодернизм. Это авангардистское течение в искусстве, которое зародилось сразу после первой мировой. Затем дадизм слился с сюрреализмом, дав нам великих Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля и Дэвида Линча.

Абстрактный экспрессионизм – это постмодернистская школа художников, цель которых: рисовать очень быстро, выплескивая свои спонтанные внутренние переживания и эмоции. Обычно такие картины – штрихи, капли краски, большие кисти, образцовый пример – Джексон Поллок.
Направление Арте Повера зародилось в Италии во время кризиса, художники арте повера считали себя политическими – они визуализировали диалог между природой и человеком с использованием нехудожественных материалов.
Процесс-арт — авангардистское течение 1960-х. Тут главное не результат, а действие, процесс, в него вложенный.
Ассамбляж — это почти коллаж, только с использованием объемных и целых предметов. Отличный пример – скульптуры Тони Крэгга.
Концептуальное искусство в литературе и живописи ставит перед собой цель: передать идею через концепцию, структуру произведения. Задача не вызвать у зрителя эмоции, а заставить его переосмыслить что-то.
Поп-арт — это знакомая нам всем баночка томатного супа и Мерлин Монро в розово-жёлтых цветах. Течение зародилось в 50-е, а его основным предметом были продукты массового потребления. Вообще, кроме Уорхола, там ещё были и Лихтенштейн, и Бритто, и многие другие.

Темы и проблемы

Основная тема – поиск нового смысла и новый ориентиров в уже созданном культурном наследии. Постмодернисты уверены в несостоятельности прежних устоев и идеалов, видят в этом абсурд и сумасшествие.

А вот основные проблемы, которые они хотят решить:

Избыточность информации;
Самоуничтожение человека;
Коммерциализация культуры и ее массовость;
Бессмысленность и обыденность бытия;
Рутина и тоска;
Религия потребления, вытеснившая все духовное и нравственное;
Технический прогресс и его последствия для человека.

Человек постмодернизма

Есть постмодерн, а есть постмодернизм. Это две разные грани одного и того же.

Постмодерн — это состояние общества 20 века, века массового потребления и избытка информации.
Постмодернизм — культурное явление в искусстве и литературе.

То есть, даже не будучи писателем или художником постмодернизма, мы все равно живем во время постмодерна, мы все «пост». Постмодернизм распространяется на многие сферы жизни современного человека – мемы, рэп-баттлы, современное телевидение, музыка. В современном мире уже сложно понять, кто кого высмеивает. Например, трек Фейса «Бургер» — это стеб артиста над аудиторией, которая все съест без разбора, стеб артиста над рэп-культурой или же это искренний трек, который даёт право уже публике смеяться над молодым репером? Теперь, когда артист уже выпустил новый политический альбом, а затем и ещё несколько удачных треков, мы можем говорить, что это явно было глумление артиста над современной культурой.

Или, например, довольно сложно поверить, что создатели «Пусть говорят» или других скандальных телешоу делают это всерьёз, держа в голове, что они создают классный контент. Скорее — это смех и глумление над публикой, которая это завороженно смотрит. Действительно, понять, кто над кем и почему стебется в современном мире, довольно тяжело, но в этом и есть постмодернизм.

Постмодернизм как явление…

Давайте разберём на примерах эту жизненную философию – от Фуко до Фейса.

В литературе

Литературный постмодернизм с его чёрным юмором, фрагментарностью, обильным цитированием – это реакция на литературу модернизма, а также на эпоху Просвещения.

Характерно то, что главный теперь не писатель, а читатель, именно вокруг него строится весь сюжет и языковые игры.

Литературный постмодернизм знаменит своей метапрозой, то есть текстом в тексте. Например Порфирий Петрович (отсылка к Достоевскому) пишет роман внутри романа Пелевина. («Iphuck 10», Пелевин)

Начинать искать постмодернистские произведения можно уже с конца 50-х. Например, «Голый завтрак» Берроуза, которого даже преподаватели филфаков советуют читать на свой страх и риск. «Поправка-22» Джозефа Хеллера — тоже пример раннего постмодернизма. Утверждение, что в Россию постмодернизм пришлое в 90-е вместе с Пелевиным довольно обидное — а как же Ерофеев, Набоков и Лимонов?

Вот немного примеров отечественных и зарубежных авторов:

«Игра в классики» Хулио Кортасара
«Мать тьма» и «Бойня номер 5» Курта Воннегута
«Имя Розы» и «Маятник Фуко» Умберто Эко
«Поколение Х» Дугласа Коупленда
«Червь» Джона Фаулза
Отечественные:

«Бледное пламя» и «Ада» Владимира Набокова
«Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева
«Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова
«Норма» и «Голубое сало» Владимира Сорокина
«Кысь» Татьяны Толстой
«Generation П», «Чапаев и пустота», «IРhuck-10» Виктора Пелевина

В философии

Философия постмодернизма противопоставлена классической философии Гегеля, то есть представляет собой антигегельянство. Прямой предок постмодернизма — экзистенциализм Хайдеггера и ницшеанское «Бог умер». Следующий шаг – «Автор умер», его и сделали постмодернисты. К неким отцам-основателям постмодернизма как к философии можно отнести Ж. Дерриду, Ж. Ф. Лиотара, Д. Ваттимо.

Их цель – переосмыслить ценности, уйти от старых устоев и штампов, перестать позиционировать философию как науку.

В архитектуре

Архитекторы этого времени старались быть оригинальными и не создавать ничего массового, также оставалось стремление ссылаться и подражать ранее созданным памятникам архитектуры. То есть вся архитектура — некий гибрид прошлого с настоящим.

«Пьяцца д’Италиа» Чарльза Мура
Отель Марриот
Skyline в Сингапуре
Да даже Moscow City (срисованный с подобного проекта во Франции)

В живописи

В искусстве постмодернисты руководствовались правилом «все разрешено». Никаких канонов, философий, ограничений. Ты — Йозеф Бойс и хочешь рисовать геометрические фигуры – тебе в век постмодерна, ты шаришь в восковой фреске, а имя тебе Франческо Клементе — и тебе место в 20 веке, хочешь взять уже готовый портрет и изменить цветокоррекцию? Энди Уорхол, спасибо за вклад в художественный постмодернизм.

А. Меламид
Никола де Мария
М. Мерц
Сандро Киа
Омар Галлиани
А. Подобед
П. Вещев
С. Носова
Д. Дудник
В. Кузнецов

В кино и мультсериалах

Постмодернистский кинематограф подарил нам фильмы Тарантино и Копполы. А позже ещё и симпсонов, и южный парк. Все то, что характерно для постмодернизма в целом, характерно и для этого жанра – фрагментарность, рефлексия, чёрный юмор, цитаты и отсылки.

«Настоящая любовь» Т. Скотта
«Криминальное чтиво» К. Тарантино
«Крестный Отец» Ф. Копполы
«Твин Пикс» Дэвида Линча
«Южный парк». Мультсериал стал настолько культовым во многом благодаря бесконечным отсылкам.

В музыке

Одно слово — микширование. Ну и не забываем о цитировании.

первые диджеи в Нью-Йорке
Чарли Паркер
Оливье Мессиан
Pink Floyd
Современный рэп — тоже постмодернизм. А рэп-баттлы — тем более. Треки просто кишат отсылками, а слушатели тайно радуются, что отсылки эти понимают. Например, недавний трек Лизера «пачка сигарет»: отсылку к Цою поняли все, а вот референсы условного ATL понять уже не так просто. Рэп-баттлы же прямо строятся на отсылках к прошлому оппонента или любым культурным событиям. Слава КПСС в баттле с Мироном каждую минуту на что-то ссылается и высмеивает это. Вот вам и постмодернизм, «пост-пост, мета-мета» — как поёт Монеточка.

«Пост» в интернете

Мемы, стримы, обзоры на фильмы и книги – это все переработка первичного продукта. Мы иногда чаще смотрим Женю Badcomedian и летсплеи, чем смотрим русские фильмы и проходим игры. А мемы — это вообще идеальное объяснение «что такое постмодернизм». Тут и единство форм, и бесконечное цитирование, и чёрный юмор, и высмеивание всего и вся, и быстрая сменяемость инфоповодов, и, конечно же, наши любимые отсылки.

Именно поэтому не только постмодернисты, но и мы все, живем в обществе постмодерна. Спойлер на будущее: на самом деле скоро миром будет править уже метамодерн: люди потихоньку устают от бесконечного смеха и возвращаются к человеческим переживаниям – так и рождается метамодерн, от постмодерна немного назад – к модерну.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *