Что такое филиал университета
Чем отличается институт от университета? В чем разница между учебными заведениями?
От выпускников школ можно часто услышать фразу: «Я собираюсь поступать в вуз». Что же это такое? И чем вуз отличается от института, куда после школы отправляются многие? На самом деле, никаких отличий здесь искать не нужно. Вуз, или высшее учебное заведение, это всего лишь обобщающее понятие, включающее в себя университет, академию и институт.
Все эти образовательные учреждения по их окончании предоставляют своим выпускникам дипломы о высшем образовании. Желательно, чтобы они были государственного образца. Теперь напрашивается другой вопрос: в чем отличие института от университета или академии? Но обо всем по порядку.
Что такое институт?
Первые институты в России появились не так давно, а потому вопросов по поводу того, как они функционируют, сегодня возникает больше всего. Тем не менее, это очень популярный среди абитуриентов вуз.
Что такое академия?
Считается, что название «академия» пошло от античной школы, которую древнегреческий философ Платон построил в роще, посвященной богу Академу. В нашей же стране это учреждение изначально было чисто научным и только спустя несколько лет стало учебным.
Чем академия отличается от института? Практически ничем. Обучение здесь также проводится лишь в одной области. Отсюда названия: академия туризма, академия сельского хозяйства и т.д. Но в отличие от института, академия дает и послевузовское образование, т.е. повышает квалификацию работников, уже имеющих диплом, и подготавливает специалистов по научно-педагогическому профилю.
Что такое университет?
Как правило, современный университет имеет сложную структуру. Он делится на факультеты, которые, в свою очередь, состоят из кафедр. Каждый факультет управляется своим деканом, а на кафедрах есть заведующие. При этом контроль за всем вузом, часто имеющим несколько корпусов, лежит на ректоре университета.
Чем отличается институт от университета?
Часто абитуриенты не понимают разницу между двумя этими понятиями, называя какой-либо вуз институтом, даже если при этом он является государственным университетом, готовящим студентов по множеству направлений. Или, наоборот, студенты узкопрофильного института коротко зовут свое учебное заведение «универом».
Поступая в вуз, важно видеть принципиальные отличия разных учреждений и, кроме того, знать точное название того из них, куда вы собираетесь поступать. Итак, чем отличается универ от института?
Для того чтобы институт приобрел статус университета, ему нужно расширить штат научных работников, обогатить местные аудитории современными техническими средствами обучения, усовершенствовать библиотечную систему и, самое главное, ввести разные специальности и направления.
Что такое колледж?
Многие выпускники школ предпочитают вузам колледжи. По сути, это техникумы и училища, переименованные на современный лад.
В системе образовательных учреждений колледж стоит ниже академии и университета по уровню аккредитации. У него он равняется 1-2, в то время как у других не может быть ниже 3 или 4. Кроме того, здесь студенты получают не высшее, а среднее специальное образование. Вот чем отличается колледж от института или академии, с которыми его часто путают.
Зачем нужны филиалы?
Большинство абитуриентов отдают предпочтение вузам, расположенным в крупных городах России. Здесь хотят учиться как жители столицы, так и приезжие из провинций. Однако не многие из них задумываются, что получить диплом престижного университета можно не только в Москве или Питере.
Сегодня практически все крупные высшие учебные заведения имеют целую сеть филиалов, раскиданных по всей стране и даже ближнему зарубежью. В филиалы поступить гораздо проще, чем в головной вуз.
Делаем выбор
Молодые люди, выбирающие высшее учебное заведение, руководствуясь лишь его статусностью, делают ошибку. Качественное образование можно получить как в университете, так и в институте, академии или даже колледже. Гораздо важнее правильно определиться с профессией, которая вам по душе, ознакомиться с преподавательским составом потенциального вуза, почитать отзывы студентов в интернете или расспросить знакомых.
Если образовательное учреждение имеет хорошую репутацию, то совсем не важно, как оно называется.
Заключение
Итак, сегодня мы разобрались, чем академия отличается от института и чем отличается институт от университета, узнали, что означают понятия «колледж» и «филиал». Осознание разницы между высшими учебными заведениями поможет определиться с выбором вуза. Однако важно помнить, что профессионализм преподавателей и современность методов и технологий обучения превыше всего.
Поступление в филиал крупного ВУЗа
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Сегодняшняя статья значительно отличается от остальных, размещенных в моём блоге. Хоть я уже упоминал про поступление в филиал, но сегодня приведу слова человека (я позволил себе назвать этот диалог «интервью», возможно я не прав), который в филиале крупного ВУЗа учился, возможно это будет интереснее, чем мои статьи, да и хочется разнообразия. Итак, начинаем.
Интервью с человеком, начинавшим обучение в филиале крупного ВУЗа.
Привет. Не против, давай поговорим. Тем более, есть что вспомнить.
Если честно, просто не очень хотел уезжать из дома и немного побаивался большого города, в котором находился головной ВУЗ, ведь я всю жизнь до поступления жил в своём небольшом городке и практически нигде не бывал (я имею в виду другие города). В филиале ВУЗа я учился первые два курса, а на третий нужно было ехать в другой город и учиться в головном ВУЗе
Это не совсем верное утверждение. Дело в том, что филиалы находятся в маленьких городах и даже из этих маленьких городов многие уезжают поступать в головные ВУЗы в крупные города. Поэтому в филиалах остаётся относительно немного абитуриентов и конкурс ниже, чем в головном ВУЗе. Например, когда я поступал, соотношение было примерно таким: на 15 мест было около 40 человек. В головном ВУЗе на 33 места абитуриентов было порядка 200. Так что поступление в филиал крупного ВУЗа действительно проще, просто в силу того, что на одно место приходится 2 – 3 человека, а в головном вузе 6 – 8. Но это вовсе не значит, что все поступят. У меня была парочка знакомых, которые не смогли поступить в тот же ВУЗ, что и я. Просто не прошли конкурс.
Давай сравним. Пробежимся по плюсам и минусам в обеих ситуациях.
Обучение в филиале – плюсы:
Обучение в филиале – минусы:
Обучение в головном ВУЗе – плюсы:
Обучение в головном ВУЗе – минусы:
А если брать конкретные факты, то вот статистика: в филиал в мою группу поступило 14 человек. После первой же сессии отчислили троих. Оставшиеся 11 благополучно доучились до перевода в головной ВУЗ. После первой сессии в головном ВУЗе из этих 11-ти уцелело лишь 5 человек. А до получения диплома из оставшихся пятерых дожило всего лишь трое. Дипломы получили, один даже с отличием (я)))). В группе головного ВУЗа ситуация была несколько иная: поступило 33 человека. К третьему курсу осталось всего лишь 11, которые доучились до получения диплома.
Суммарно из 33 + 14 = 47 человек осталось лишь 11 + 3 = 14, т.е. меньше трети из всех поступивших.
В моем случае никаких сложностей не было. Я как в филиале был отличником, так и в головном ВУЗе продолжил им быть. А вот у остальных одногруппников сложности появились. Как я говорил ранее, после первой же сессии из моих одногруппников из филиала отчислили 6 человек. На 4 курсе из 5 оставшихся ещё двое были отчислены.
Конечно же было. Самые большие трудности были бытовые. Когда я приехал в большой город, то вместе с двоими знакомыми из моего родного города мы решили снимать квартиру на троих. Но к сожалению, они оба после первой же сессии вылетели из ВУЗа, а мне пришлось перебираться в общежитие т.к. один я бы не потянул оплату квартиры. С заселением в общежитие тоже были трудности. Был шанс вообще не получить комнату в общежитии. На вопрос «как учиться если негде жить?» от человека, ответственный за заселение, был получен конкретный ответ: «сначала заселяем первокурсников, потом второкурсников и т.д., и, если места останутся, то и тебя заселим». К слову, в тот момент я был уже на 4 курсе, и шанс получить комнату был практически нулевым в таких обстоятельствах. Но всё-таки мне повезло, и я получил комнату в общежитии (правда, пришлось жить в съемной квартире два лишних месяца и тратить на аренду большие деньги, потому что из-за бюрократии мне никак не могли дать комнату). И да, общежитие было САМЫМ старым и САМЫМ убитым из всех имеющихся 20 общежитий.
Ну почему же? Была возможность. Вот только в нашем филиале полный курс обучения был только на экономических специальностях: экономисты, бухгалтера и т.п. На технических же специальностях (к которой относилась и моя специальность) такого не было. Только первые два курса, а потом – в головной ВУЗ. Да и в целом, в моем филиале было всего 5 основных специальностей: 2 экономических и 3 технических. Особого выбора как бы и не было.
Практически нет. Периодически общаюсь только с одним человеком. Примерно половина одногруппников из филиала вернулась в родной город. О судьбе остальных я ничего не знаю. Касательно одногруппников из головного ВУЗа – один из них стал моим лучшим другом и ещё парочка стали просто хорошими знакомыми. Об остальных ничего не знаю. Да и не интересна мне их судьба.
Ну, тут каждый решает сам для себя. Лично я не жалею о том, что учился в филиале. Если хотите постепенно подготовиться к студенческой жизни – вам прямая дорога в филиал, а если хотите почувствовать себя настоящим студентом с самого первого курса – то поступайте в головной ВУЗ и заселяйтесь в общагу. Непередаваемые ощущения обеспечены. )
Вот такое получилось «интервью», сделанное с помощью электронной почты.
Довольно удобно получилось
Надеюсь, почитать мнение не моё, а другого человека было интересно! Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru.
Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно.
2.4 Правовое положение филиалов и представительств вуза. Проблемы университетских комплексов
В структурном плане вузы представляют собой сложные образования. Согласно ст. 8 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 17 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования вузы самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов. К структурным подразделениям вузов, кроме филиалов, относятся представительства, кафедры, факультеты, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантура, ординатура, докторантура, подготовительные отделения и курсы, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения (п. 15 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования).
Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет руководитель, назначенный приказом ректора высшего учебного заведения. Руководитель филиала действует по доверенности, выданной ректором вуза в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ст. 9 Типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти). Решение о создании филиала для ведения образовательной деятельности принимается учредителем на основании ходатайства высшего учебного заведения о необходимости создания филиала (п. 2 Типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).
Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Однако в ст. 13 Закона об образовании, посвященной Уставу образовательного учреждения, данное положение не воспроизведено. Данный пробел определенным образом устраняется п. 19 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, устанавливающим необходимость отражения в уставе высшего учебного заведения филиалов и представительств.
Кроме того, п. 7 ст. 12 Закона об образовании противоречит и ст. 48 ГК РФ, ибо наличие внутри одного юридического лица другого юридического лица нарушает принцип имущественной обособленности юридического лица. Такую ситуацию ГК РФ определяет как реорганизацию в форме выделения или разделения. У коммерческих организаций возможная зависимость одной организации от другой регулируется ст.ст. 105, 106 ГК РФ. Для некоммерческих организаций гражданское законодательство не содержит норм, согласно которым одна организация находилась бы в зависимости от другой. Объединение юридических лиц в союзы и ассоциации, предусмотренное ст. 12 Закона о некоммерческих организациях, предполагает объединение самостоятельных членов, не обладающих свойствами зависимости друг от друга.
Следует отметить, что в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования вышеуказанная коллизия отсутствует: в п. 18 положения подчеркивается, что структурное подразделение высшего учебного заведения не является юридическим лицом.
Представительство представляет по месту своего нахождения интересы вуза в области образовательной, научной и иной деятельности; организует и проводит рекламно-информационную деятельность в целях пропаганды достижений вуза в области образования, науки и культуры; осуществляет разъяснительную работу по привлечению поступающих в вуз, знакомит их с реализуемыми вузом образовательными программами, с правилами приема и другими документами, регламентирующими организацию учебного процесса; организует и проводит маркетинговые исследования в области образовательных услуг с целью выявления будущих поступающих; проводит работу по укреплению деловых связей с будущими работодателями выпускников вуза; устанавливает и поддерживает контакты с выпускниками вуза; участвует в организации выставок, конференций и других мероприятий, проводимых вузом, защищает интересы вуза (п. 10 Примерного положения о представительстве высшего учебного заведения, подведомственного Министерству образования Российской Федерации 149 ). Данные полномочия представительства не противоречат ст. 55 ГК РФ. Однако в п. 11 Примерного положения о представительстве закреплено, что в целях оказания помощи студентам, обучающимся по заочной форме обучения, в освоении образовательных программ непосредственно по месту их жительства и работы с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого находится представительство, высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников вуза, используя учебно-методическую базу представительства. Таким образом, пункт 11 Положения находится в явном противоречии со ст. 55 ГК РФ, так как согласно данной статье представительство не вправе осуществлять основные функции юридического лица. В нашем случае, – образовательную деятельность. В то же время, представляется, что в целях оказания помощи обучающимся, проживающим не по месту нахождения вуза, отдельные виды деятельности образовательного процесса (например, консультации) профессорско-преподавательский состав вуза мог бы осуществлять и в представительстве. Однако в этом случае оно должно быть подвергнуто проверке на предмет установления соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и т.д. И, более того, редакция п. 1 ст. 55 ГК РФ должна быть изменена.
В отличие от филиала представительство создается и ликвидируется приказом ректора вуза на основании решения ученого совета по согласованию с Министерством образования и науки РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства (п. 2 Примерного положения о представительстве).
Согласно Рекомендациям по созданию университетских комплексов целями их создания является повышение эффективности и качества образовательного процесса; обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда; вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся; повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы; создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности; повышение роли университетов (академий) в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.
Нам, в свою очередь, представляется, что университетский комплекс является совершенно новым видом высшего учебного заведения, который по неизвестным причинам не закреплен в ст. 9 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Данный вывод основывается на том, что в рамках университетского комплекса реализуются образовательные программы различных уровней, в отличие от университета и академии. В связи с этим в отношении него должны быть предусмотрены иные показатели лицензирования, аккредитации и аттестации (материально-техническая база влившихся общепрофессиональных, средних специальных профессиональных заведений и т.д., качественный уровень их профессорско-преподавательского состава значительно ниже чем у университетов и академий); цели, задачи создания университетского комплекса отличны от целей и задач университета и академии. В силу изложенного необходимо, на наш взгляд, внести соответствующие изменения в ст. 9 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании и п. 12 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования.
В настоящее время эксперимент по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов продолжается. В ходе эксперимента уточняются модель университетского комплекса с единым юридическим лицом; модель университетского комплекса в виде ассоциации юридических лиц; модель в виде учебно-научно-инновационного университетского комплекса. При этом создано 4 университетских комплекса путем реорганизации 7 образовательных учреждений Министерства образования и науки России:
– Братского государственного технического университета Министерства образования и науки России и Братского педагогического колледжа № 2 Главного управления общего и профессионального образования администрации Иркутской области;
– Томского государственного архитектурно-строительного университета Министерства образования и науки России и Томского техникума геодезии и картографии Министерства образования и науки России;
– Тюменского государственного нефтегазового университета Министерства образования и науки России и Тюменского машиностроительного техникума Министерства образования и науки России;
Из приведенного перечня университетских комплексов видно, что они образованы либо путем объединения учреждений высшего и среднего специального профессионального образования, либо – учреждений высшего профессионального образования и федерального государственного унитарного предприятия. Последний вариант университетского комплекса не вписывается в понятие комплекса, приведенное в п. 12 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования. Однако, одним из принципов создания университетских комплексов, как следует из Рекомендаций по созданию университетских комплексов, является единство учебного, научного и инновационного процессов. Инновационный же процесс только тогда может успешно протекать, когда для этого созданы соответствующие организационные, материально-технические и т.д. возможности. Такими возможностями, как правило, располагает коммерческая структура. В то же время объединять вуз и коммерческие структуры в рамках университетского комплекса было бы, на наш взгляд, неверным решением, так как это может увести вуз от решения основной задачи. Целесообразнее было бы в данной ситуации вузу выступать в качестве учредителя такой структуры.
Представляется, что посредством университетских комплексов высшая школа быстрее могла бы органично вписаться в рамки Болонского процесса, который предусматривает переход высшего образования на двухуровневую систему обучения. В рамках университетского комплекса легче было бы согласовывать учебные планы НПО, СПО и ВПО. В настоящее время преемственные учебные планы рассматривает каждое ведомство разрозненно, между собой они не согласованы. В стенах университетского комплекса у обучающихся закономерно должна возникнуть реальная возможность получения непрерывного образования и получения льгот для перехода на следующий более высокий уровень образования. Однако действующее законодательство упускает такую возможность, что не способствует интегрированию образовательных учреждений в университетский комплекс.
Сложной задачей, связанной с созданием университетских комплексов, является проблема их финансирования. Финансирование образовательной и научной деятельности комплексов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственными заданиями на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников. Однако в состав университетских комплексов могут входить и негосударственные некоммерческие организации. Войдя в состав комплексов в результате реорганизации в форме присоединения, они утрачивают свою самостоятельность, а их учредители утрачивают права, вытекающие из учредительства. Готовы ли пойти они на отказ от своих прав?
К проблемам данного свойства относится и следующее. В состав университетского комплекса могут войти образовательные учреждения, финансируемые за счет средств бюджета субъектов РФ или средств местного бюджета. После вхождения в комплекс все они должны финансироваться за счет средств федерального бюджета. Федеральное же финансирование выделяется вузу в целом с разбивкой по кодам экономической деятельности, то есть по направлениям расходования денежных средств, без разбивки на структурные подразделения вуза. В связи с этим сложно определить, какая сумма должна быть направлена на развитие той или иной структурной составляющей университетского комплекса. Кроме того, структурному подразделению будет весьма сложно бороться за выделение средств головной структурой комплекса.
Вышеуказанные проблемы создания и функционирования университетских комплексов доказывают необходимость принятия Положения об университетских комплексах, в котором были бы закреплены вопросы создания, прекращения, материальной базы, финансов, ответственности участников и т.д.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 297 Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)
Изменения и поправки
Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2005 г.
Регистрационный N 7273
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2004, N 35, ст. 3607) и пунктом 5.2.3 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350), приказываю :
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений).
2. Считать утратившим силу приказ Минобразования России от 16 марта 1999 г. N 643 «Об утверждении Типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти» (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 1999 г., регистрационный N 1758).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)
3. Решение о создании филиала принимается учредителем на основании ходатайства высшего учебного заведения о необходимости создания филиала, к которому прилагаются следующие материалы:
социально-экономическое обоснование создания и функционирования филиала, перспективы его развития;
выписка из решения ученого совета высшего учебного заведения о создании филиала с указанием его наименования;
согласие соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по месту нахождения филиала;
согласие Министерства образования и науки Российской Федерации;
перечень образовательных программ с указанием сроков обучения и предполагаемого контингента обучающихся по ним (для филиалов, осуществляющих образовательную деятельность);
копии документов, подтверждающих наличие учебно-материальной базы, информационного и социально-бытового обеспечения образовательного процесса (для филиалов, осуществляющих образовательную деятельность);
сведения о предполагаемом кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации научно-педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности.
4. Решение о ликвидации филиала принимается учредителем на основании ходатайства высшего учебного заведения, к которому прилагаются следующие материалы:
выписка из решения ученого совета высшего учебного заведения с обоснованием ликвидации филиала и указанием условий завершения обучения студентов высшего учебного заведения, обучающихся в филиале;
согласие соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по месту нахождения филиала;
согласие Министерства образования и науки Российской Федерации.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации дает согласие на создание или ликвидацию филиала только при представлении учредителем копий материалов, предусмотренных пунктами 3, 4 настоящего Типового положения.
6. Наименование филиала устанавливается при его создании.
В случае если в наименовании филиала употребляется специальное название (институт, колледж, центр и другие), наряду с ним указывается слово «филиал» и принадлежность к высшему учебному заведению.
Наименование филиала, его местонахождение, реквизиты акта учредителя о создании, переименовании филиала отражаются в установленном порядке в уставе высшего учебного заведения.
7. Филиал не является юридическим лицом. Положение о филиале разрабатывается в соответствии с настоящим Типовым положением и утверждается ректором высшего учебного заведения, если иное не предусмотрено уставом высшего учебного заведения.
8. Управление филиалом осуществляется в соответствии с уставом высшего учебного заведения и положением о филиале.
Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет руководитель (директор), назначаемый приказом ректора высшего учебного заведения из числа работников, имеющих, как правило, опыт учебно-методической и (или) научной и организационной работы в высшем учебном заведении.
9. Руководитель (директор) филиала имеет право по доверенности, выданной ректором высшего учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, представлять высшее учебное заведение в отношениях с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами, заключать с ними договоры, контракты и иные соглашения по вопросам деятельности филиала, пользоваться печатью высшего учебного заведения с изображением Государственного герба Российской Федерации.
10. Филиал может реализовывать одну или несколько образовательных программ в полном объеме или не в полном объеме по различным формам получения образования.
Филиал может иметь в своей структуре факультеты, кафедры, подготовительные отделение и курсы, научно-исследовательские лаборатории и иные подразделения. Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений филиала определяется положением о данном филиале или уставом высшего учебного заведения.
11. Филиал проходит лицензирование образовательной деятельности самостоятельно.
Филиал, в котором реализуется образовательная программа (образовательные программы) не в полном объеме, проходит аттестацию и государственную аккредитацию в составе высшего учебного заведения, подразделением которого он является.
12. Объем и структура приема студентов на первый курс высшего учебного заведения для обучения в филиале за счет средств федерального бюджета определяются ученым советом высшего учебного заведения в рамках контрольных цифр, устанавливаемых ежегодно высшему учебному заведению учредителем.
Сверх контрольных цифр, устанавливаемых высшему учебному заведению, подготовка специалистов может осуществляться в филиале на основании договоров, заключаемых высшим учебным заведением, с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, определяемом ученым советом высшего учебного заведения. При этом общее количество обучающихся в филиале не должно превышать предельную численность контингента, установленную лицензией на право ведения им образовательной деятельности.
Организацию приема для обучения в филиале осуществляет приемная комиссия высшего учебного заведения в порядке, определяемом правилами приема в это высшее учебное заведение.
При приеме документов на обучение в филиале по образовательной программе (образовательным программам), реализуемой не в полном объеме, высшее учебное заведение обязано ознакомить поступающих с условиями завершения образования.
Зачисление в высшее учебное заведение для обучения в филиале осуществляется ректором высшего учебного заведения, подразделением которого является филиал.
13. Филиал в соответствии с положением о нем может иметь отдельный баланс и осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.
Филиал в установленный высшим учебным заведением срок представляет ему бухгалтерскую отчетность по установленным формам.
14. Высшее учебное заведение наделяет филиал необходимым для осуществления его деятельности имуществом, которое учитывается в порядке, предусмотренном положением о филиале.
Филиал использует закрепленное за ним имущество в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, положением о филиале, в соответствии с целями создания филиала.
При ликвидации филиала имущество, оставшееся после завершения ликвидационных процедур, сохраняется на праве оперативного управления за высшим учебным заведением и используется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Филиал в соответствии с положением о нем может иметь штамп, бланк и печать со своим наименованием.
16. Создание филиала на территории иностранного государства, его лицензирование, аттестация, государственная аккредитация осуществляются в соответствии с международными договорами (межгосударственным договором или договором между учредителем и специально уполномоченными органами власти иностранного государства). Деятельность филиала осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он расположен.