Что такое фиксер велосипед
Fixed gear: 20 причин полюбить эти велосипеды
Велосипед с фиксированной передачей (fixed gear или фикс) – один из видов односкоростных байков, при движении на котором происходит постоянное вращение педалей. Если велосипед без тормозов, то единственный способ остановиться – противостоять поступательному движению педалей, подобно дауншифтингу в машине.
В 1970-х годах в Нью-Йорке и Сан-Франциско группа велосипедистов-экстремалов использовала именно фиксы, из-за чего использование их на велотреках стало тошнотворно популярным среди молодежи и хипстеров. Тогда же многие скейтбордисты начали пересаживаться на фиксед гир байки.
Помимо узнаваемой минималистичной эстетики, существует еще масса достоинств езды на велосипеде с фиксированной передачей. Вот 20 преимуществ фиксов:
Не имея механизма переключения передач, фиксы едва ли нуждаются в обслуживании. Неудивительно, что их выбрали городские курьеры в Нью-Йорке, а также жители многих зажиточных городов мира. Например, курьерские службы используют фиксед гир байки по всей Испании: в Мадриде, Барселоне, Сории и Севилье.
Фиксы идеальны для езды по городу, так как хорошо подходят для катания по ровной поверхности. Более того, из-за отсутствия переключения передач, они обычно менее привлекательны для воров.
Ваши движения станут более свободными и быстрыми: вам придется научиться расслабляться для того, чтобы все время крутить педали ровно. Достигнув этого, езда на фиксе превратится в сплошное удовольствие.
Фиксы могут быть использованы как способ укрепления всех мышц после соревнований, подготовки к интенсивным тренировкам или реабилитации после травм. Они способствуют циркуляции крови и постоянной гибкости мышечных волокон, которые работают при кручении педалей.
Наконец фиксы доступны благодаря их невысокой цене. И вы точно не разоритесь на их обслуживании, ведь ломаются они куда реже, а случись что, ремонт всегда будет проще, чем у навороченных байков с множеством функций.
Существуют и другие преимущества. Фикс нуждается в покупке меньшего количества деталей для обслуживания. На нем легче балансировать без опускания ног на землю – всего лишь поверните переднее колесо в сторону, а педали – вперед или назад, чтобы они стали вертикально (так называемый сюрпляс). Фиксы приспособлены к езде назад. При закрытой полосе движения в лабиринте машин попробуйте просто остановиться и поехать задом.
Фикс велосипеды (с фиксированной передачей) и их особенности
Особенности езды на фикседе
Естественно, что езда на таком необычном велосипеде имеет свои особенности. И их необходимо учитывать, если вы хоть раз решили попробовать покататься на фиксе. Овладеть наукой езды на фикседе не просто. По привычке так и хочется перестать крутить педали, достигнув определенной скорости или увидев перед собой препятствие. С таким велосипедом этот номер не пройдет. Байк будет сам вращать педали и заставлять вас повторять его команды до тех пор, пока духовное единение не будет достигнуто в двухстороннем порядке.
Зато через несколько недель взлетов и падений, вы сможете почувствовать связь с дорогой и велосипедом максимально остро. Контроль над велосипедом осуществляется только с помощью вашего тела – никаких технических ухищрений и никакой помощи. Надеяться только на свои чувства и физическую подготовку.
Переключение передач несколько расслабляет и делает нас чуточку ленивее. На фиксе выбрать более комфортную передачу не получится, так как их просто нет, и приходится штурмовать подъемы, надеясь только на свои силы. Через месяц активной езды на fixed gear вы наберете гораздо более совершенную спортивную форму в обмен на комфорт и удобство. Это тоже, согласитесь, не так плохо.
Видео
На что стоит обратить внимание при покупке фикса?
Несомненно, одна из ключевых деталей в Fixed Gear велосипеде — это педали. Ведь работа у велосипеда основывается на обычной механике, и велосипедист, в первую очередь, связан с байком посредством педалей. Желательно, чтобы педали были металлические и на промышленных подшипниках.
Одна из главных «фишек» велосипеда — лёгкая рама. При покупке велосипеда фикса, обрати внимание на модели, построенные на раме из хром-молебдена — они всегда на 2-2.5 кг легче байков, которые имеют раму из обычной стали.
Фикс быстро набирает максимально высокую скорость при минимальной площади соприкосновения с трассой. Скорость особенно ценят поклонники фиксов. Поэтому при покупке такого велосипеда, обрати внимание на шины. Покрышка шириной 22-25 мм положительно повлияет на максимальную скорость байка.
Конечно, выбор производителя и дизайна велосипеда — дело вкуса, но специалисты советуют обращать внимание на известные бренды, хорошо зарекомендовавшие себя на мировом рынке. Например, такие как: NS BIKES, WELT, BEAR BIKE и другие! Качественный велосипед фикс способен прожить несколько жизней, радовать твоих детей и даже внуков.
Недостатки модели или так ли страшна езда с ветерком и без тормозов?
К недостаткам, скорее к неудобствам такой фиксированной езды можно отнести:
Торможение
Так, как в классической модели фикседа нет ручных тормозов, остановиться можно так:
Фиксед гир и опасность
Конечно, впервые сев на такой трековый велосипед, можно набить шишек на первом бордюре или яме, потому что без тормозов, с жесткой передачей достаточно трудно преодолевать различные препятствия, бездорожье или просто ездить вразвалочку. Но уже через месяц езды эти все мелочи не замечаешь.
Поэтому, стоит установить ручные тормоза, первое время не гонять, а гонять будет хотеться, ведь отдача у такого двухколесного жеребца будет сумасшедшая! Минимум промежуточных элементов между силой гонщика и движущим моментом позволяет достичь нереальных значений КПД на прямой передаче.
Отсутствие тормозов как достоинство и недостаток
Отсутствие тормозной системы у фикс велосипедов, имеет плюсы и минусы. К примеру, велосипедист не отвлекаясь на привычные ручные тормоза, может полностью сконцентрироваться на фиксации руля, используя в качестве торможения исключительно противоход педалей и силу ног.
Также к плюсам стоит отнести и отсутствие всех деталей, начиная от тросиков, заканчивая тормозными «клешнями», что сказывается на снижении веса и простоте ухода.
Из минусов, конечно же, стоит выделить безопасность, так как при выезде на дорогу, есть риск попасть в ДТП. Хотя этот момент достаточно легко решается навешиванием дополнительного переднего тормоза.
Также к минусам можно отнести и дискомфорт при преодолении затяжных подъемов, так как у фикса не предусмотрены пониженные передачи, облегчающие «восхождение».
«Безопасно — это если меня не сбивает машина» Фиксеры — о езде без тормозов, сломанных зеркалах и лицах
Фиксеры используют велосипед как основное средство передвижения, игнорируют велодорожки и ездят исключительно по автомобильным дорогам, зачастую нарушая ПДД. В то время как большинство москвичей занесли велосипеды в коридор до мая, эти люди продолжают ездить до первого снега или вовсе не прекращают. В 2017 году мало кого удивишь велосипедом с фиксированной передачей, но именно сейчас сформировалось сообщество людей, для которых фикс — это не мода, а образ жизни. The Village пообщался с фиксерами — людьми, которые передвигаются по городу на легких спортивных велосипедах без тормозов.
Фикс не имеет свободного хода, то есть если крутить педали назад, то велосипед будет ехать назад. На фиксе нет тормозов. Остановиться можно, только плавно сбавляя скорость. По сути, фикс — это гоночный трековый велосипед, на котором соревнуются профессиональные велоспортсмены. Он предназначен для езды по велотреку — деревянному овальному полотну. Разница с другим тонкоколесным велосипедом, шоссейным, в том, что на шоссейнике есть переключение передач и два тормоза.
Локи, 27 лет
бизнес-аналитик
Я езжу без тормозов по автомобильным дорогам со скоростью в среднем около 30 километров в час. Чаще всего я гоняю по разделительной между первой и второй полосами: на первой ездить нереально — там, как правило, стоят припаркованные машины. Я стараюсь максимально избегать тротуаров, потому что пешеходы действуют по абсолютно непонятным алгоритмам: они могут резко пойти в сторону, остановиться или побежать. В потоке машин перемещаться гораздо приятнее, они хотя бы едут линейно. На первых порах мне, конечно, было стремно ездить между машинами, и я сильно замедлялся для маневров, но со временем привык.
Как-то раз я ехал по обочине, и прямо передо мной со встречки повернула машина без поворотников. На большой скорости я врезался: сделал сальто через капот, оцарапал себе плечо, сломал вилку на велосипеде, повредил раму, разбил на машине фару, помял крыло и оторвал бампер. Водитель автомобиля был признан виновным, но страховая компания не хотела выплачивать мне деньги, пришлось судиться. Водитель на суде мне говорил: «Я думал, что ты остановишься». В итоге я получил компенсацию стоимостью с мой велосипед — порядка 70 тысяч рублей.
Больше подобных ДТП со мной не было, разве что машины немного задевали и прижимали к обочине. В Москве много любителей ехать по разделительной и не включать поворотники, поэтому довольно часто приходится показывать средний палец и орать. Если мне мешают зеркала стоящих машин, я их просто складываю. Бывает, таксисты догоняют и предъявляют претензии, но дальше разговоров дело не заходит: у всех нет времени устраивать разборки в стиле GTA. Хотя желание порой имеется. По моей вине никогда не случалось аварий, я даже всегда показываю руками, куда поворачиваю.
Последние три года с марта по ноябрь я перемещаюсь по городу исключительно на велосипеде. Общественным транспортом почти не пользуюсь, к тому же на велосипеде получается гораздо быстрее. До офиса мне десять километров. Там у меня лежит сменный комплект одежды. Душа, к сожалению, в офисе нет, поэтому использую влажные салфетки. Если я собираюсь с друзьями в бар, то, конечно, ограничиваю себя в алкоголе.
Я стараюсь максимально избегать тротуаров, потому что пешеходы действуют по абсолютно непонятным алгоритмам: они могут резко пойти в сторону, остановиться или побежать
Фиксом я заинтересовался благодаря друзьям. В старших классах школы я катался на скейтборде, а многие мои приятели гоняли на бээмиксах. С возрастом они пересели на фиксы, а позже увлекли и меня в свою тусовку. Я не был в седле 15 лет, но за пару недель освоился. Велосипед объединяет людей, которые потенциально могли никогда не встретиться.Знакомства звучат, как начало анекдотов: «Заходят в бар архитектор, курьер, чиновник итатуировщик. ».
Как только у меня появился фикс, я сразу стал участвовать в городских гонках. За три года я побывал на гонках в Питере, Москве, Твери, Дубне, Туле, Железнодорожном и Роттердаме. Выигрывал два раза: в Твери и закрытие сезона в Москве — тогда была гонка по барам. Нужно было объезжать бары, в них покупать алкогольный напиток, брать чеки и предъявлять их на финише. Пиво и коктейли пить долго, поэтому я покупал водку. Всего было приблизительно десять баров, и под конец я, конечно, опьянел, но доехал нормально.
За три года в покупку велосипедов, запчастей и экипировки я вложил порядка 300 тысяч рублей. Сейчас у меня четвертый велосипед — со стальной тяжелой рамой. Он неприхотливый и панковый, металлического цвета. Местами уже заржавел — самое то. Собирал я его, естественно, сам и с душой.
Я стараюсь придерживаться осознанного потребления: не покупать ничего у ритейлеров,а брать по возможности с рук. Во-первых, я выручу такого же человека, как я: освобожуему место и дам средства. К тому же мы, возможно, обойдемся без денег и простообменяемся. Во-вторых, это потенциально полезное знакомство. В-третьих,экономия денег. В-четвертых, я не куплю товар у корпорации, значит они не закажут насклад следующую единицу товара и не произведут еще больше мусора. Однажды, когда у меня лопнула покрыха при подъезде к работе, товарищ по группе группе фиксеров«ВКонтакте» привёз мне покрышку и камеру, которые я сразу же у него купил.
Угнать фикс непросто. Я знаю историю, когда у парня украли велосипед с фиксированной передачей, а через три дня ребята из комьюнити нашли его в 200 метрах от места пропажи в кустах со свернутым рулем и в крови. То есть вор прыгнул на велосипед, попытался быстро уехать — а там посадка неудобная, тормозов нет, руль узкий — ну он и сложился.
Городские гонки для фиксеров делятся на три вида:
спринт — одиночная гонка на время
критериум — кольцевая гонка с промежуточными финишами
Alleycat (аллейкэт) — гонка по точкам в городе. Аллейкэт проходит прямо на улице среди машин. Нужно как можно быстрее посетить определенные места и выполнить задание: сфотографировать номер дома, сделать селфи или просто взять стикер у волонтеров. Каждый сам выбирает маршрут, по которому едет.
Велосипед фикс или захватывающая езда без тормозов
Фикс велосипед, известный в народе, как фиксер, глухарь, фикс, получил свое название от английского fixed-gear, необычность и оригинальность которого заключается в отсутствии свободного хода.
Другими словами, если крутится колесо, то крутятся и педали, причем независимо от того, в какую сторону велосипедисту захочется это сделать. Крутите вперед — едет вперед, крутите назад, вот вам и задний ход.
Мало того, у велосипеда напрочь отсутствуют тормоза, а замедлить движение и остановиться можно только при помощи так называемого «скиддинга», то есть за счет блокировки заднего колеса при помощи сопротивления мышц ног, давящих на педали.
Что такое фиксированная передача?
А теперь по порядку. Фикс получил свое название за счет принципа конструкции, а именно фиксированной передачи.
На втулке заднего колеса предусмотрена всего одна звезда, соединенная внатяжку цепью со звездой, которая приводится в движение педалями. Жесткая сцепка не позволяет велосипедисту отдыхать, наслаждаясь накатом, зато дает полное ощущение контроля над поездкой.
Как уже писали выше, на фиксах не предусмотрены тормоза, но некоторые велосипедисты оснащают своих «двухколесных друзей» передними тормозами, в основном, если планируется использование велосипеда в условиях езды по городу, когда необходимо думать еще и о безопасности дорожного движения.
В целом же, настоящие фанаты этих видов велосипедов, считают, что для того фикс и был придуман, чтобы учиться управлять торможением за счет контакта ног, педалей, цепи и заднего колеса.
Применение и популярность в разных странах
Fix велосипед достаточно популярен во многих странах и связано это с относительно низкой ценой на эту модель, простотой ухода и совершенно удивительными возможностями езды.
Бум на фиксы прошел в Японии и как пожар перекинулся в Америку и ряд Европейских стран. В нашей стране движение фиксеров еще не достигло апогея, но уверенными шагами движется в направлении увеличения любителей минимализма и езды в чистом виде.
Цена. Фикс имеет минимальную комплектацию, обеспечивающую главное – возможность езды. У этого вида велосипедов нет дорогостоящих элементов, таких как многоступенчатые звёзды, системы тормозов и «перекидки» скоростей, что существенно снижает стоимость.
Уход. Какой велосипед требует меньше всего ухода? Ответ – фикс! Само собой, что минимум деталей значительно упрощает и уход за фиксом, который, по сути, нуждается только в регулярной смазке и мойке.
Изначально фикс велосипеды пользовались огромной популярностью у почтальонов и рассыльных, так как дополнительных вложений этот велосипед не требовал годами, а скорость доставки увеличивал.
Возможности езды. Изначально фиксед велосипед был задуман как трековый, постепенно набирая популярность у велосипедистов, для которых не подходит спокойная езда.
На фиксе можно выполнять ряд эффектных трюков, останавливая педали на полном ходу и пуская велосипед юзом. Для этого, конечно же, необходимо иметь очень хорошее чувство равновесия и дистанции, чтобы не случилось аварийной ситуации или несанкционированного падения.
Технические преимущества
Как говорят многие владельцы фиксеров, уход за ним не сложнее ухода за чайником. По сути, данная модель состоит из двух колес, руля, рамы, педалей и цепи, — такой минимализм гарантирует отсутствие поломок в основных узлах.
Никаких смазываний тросиков, так как таковые отсутствуют, нет надобности настраивать манетки и «перекидки», а также нет нужды в настройке и регулировке тормозной системы.
Подводя итог, владелец фикса получает маневренный велосипед, с удивительной управляемостью и высокими скоростными показателями.
Также стоит упомянуть, что отсутствие вышеописанных элементов, значительно снижает вес велосипеда, а внешний вид приобретает аккуратность и привлекательный эстетический консерватизм.
Отсутствие тормозов как достоинство и недостаток
Отсутствие тормозной системы у фикс велосипедов, имеет плюсы и минусы. К примеру, велосипедист не отвлекаясь на привычные ручные тормоза, может полностью сконцентрироваться на фиксации руля, используя в качестве торможения исключительно противоход педалей и силу ног.
Также к плюсам стоит отнести и отсутствие всех деталей, начиная от тросиков, заканчивая тормозными «клешнями», что сказывается на снижении веса и простоте ухода.
Из минусов, конечно же, стоит выделить безопасность, так как при выезде на дорогу, есть риск попасть в ДТП. Хотя этот момент достаточно легко решается навешиванием дополнительного переднего тормоза.
Также к минусам можно отнести и дискомфорт при преодолении затяжных подъемов, так как у фикса не предусмотрены пониженные передачи, облегчающие «восхождение».
Аксессуары для фикса
Несмотря на то, что фикс достаточно прост в обслуживании, владельцу все равно придется обзавестись минимальным набором ключей и дополнительных аксессуаров.
В первую очередь это набор шестигранников и ключ на 15, для монтажа и демонтажа колес. Также в обязательном порядке нужен насос и латки, так как от проколов никто не застрахован, а поддержка колес в максимально накачанном состоянии позволит добиться более уверенного управления.
Конечно же, помните о фонарях и катафотах или хотя бы минимальном их количестве, а именно красный отражающий катафот/фонарь сзади и белый катафот/фонарь спереди.
Все остальное для вашего фикса может быть доукомплектовано по желанию.
К примеру, грипсы позволят более уверенно фиксировать ладони на руле, а туклипсы, обеспечат надежную фиксацию ног на педалях и не позволят соскочить в самый неожиданный момент.
Несмотря на мнения критиков, фикс занял свою нишу популярности в мире и не собирается уступать свои позиции, хотя вряд ли выйдет в лидеры по продажам.
Покупать ли этот велосипед, решать исключительно вам, но пред этим рекомендуем попробовать взять его напрокат или попросить у друга, так как это позволит определиться с решением.
Однако, если нет возможности воспользоваться такими вариантами, то можно купить флип-флоп втулку.
Звёзды у этого типа втулки с двух сторон, причём одна из них со свободным ходом, а другая – с фиксированной передачей. Очень удобно – перевернуть колесо – получится фикс, перевернуть снова – простой single-speed со свободным ходом.
Fixed gear. В чём прикол гонять на трековом веле по улице?
«Тебе не будет проще, ты будешь быстрее.»
Статей по теме множество, но все что я читал, о том как покупать и катать, и о том какая это модная штука, как круто влиться в четкий движ и затусить… О технической части минимум. Попробую это исправить. Я новичок, так что будем считать и этот текст, и свежесобранный вел, чем-то типа дипломной работы. Проверим — насколько я сам что-то понял по теме. 🙂
Что такое фиксед гир (фикс)? Буквально — фиксированная передача. То есть одна задняя звездочка, жестко закрепленная на втулке. И педали крутятся всегда, пока крутятся колеса. Непривычным это может показаться только современникам, первые велосипеды были именно такими. И сейчас таким может быть любой. Хоть горный, хоть прогулочный. Однако по факту — фикс — это не просто абы какой вел без свободного хода, а более-менее близкий к гоночному трековому.
Почему? Отправляться на таком в дальнобой накладно в первую очередь из-за рельефа. Чем больше спусков и подъемов, тем сложнее подобрать оптимальное соотношение звезд, чтоб и в гору въехать, и с горы не притормаживать рискуя переборщить с каденсом (частотой вращения педалей). До сих пор помню, как в детстве с растопыренными ногами (между которых бешено вращались педали) летел с горы и тормозил в забор… То есть шоссейный и туристический вариант отпадают. А наваливать на горном не выйдет еще и потому, что специфика езды по бездорожью заставляет часто ехать стоя на педалях. Что затруднительно, когда они вращаются… Та же история с трюковым байком (BMX). А любителям прогулок на расслабоне вообще непонятно — зачем всю дорогу крутить педали.
А и в самом деле — зачем? Стандартная отмазка большинства обзоров — простота конструкции, из которой вроде бы логично следуют легкость, доступность и надежность. Но любой продвинутый автолюбитель знает, что зависимость эта весьма и весьма опосредованная. Надежность определяется скорее качеством, а не количеством деталей, да и легкость тоже. Производители для выставок делают шоссеры весом по 2,5 кило, но в велогонках тоже есть регламент, и в том числе по весу — аж 6,8 кг в снаряженном виде. А то ветром сдует, да и дорого. Хотя дешево все равно не выходит, и вовсе не из-за «лишних» деталей вроде передач и тормозов. Хорошая гоночная рама — произведение инженерного искусства, что шоссейная, что горная, что трековая. И ценники соответствующие. Доступность не синоним минимализма. В Ашане полно дешевых байков, обвешанных что твоя новогодняя елка не только тормозами и передачами, но звонками, катафотами, насосами, багажниками, подножками и прочей лабудой.
Да, минимализм это красиво, но мы собрали очень симатичный вел из того самого ашанбайка, просто сняв с него весь этот сказочный обвес, ободрав наклейки (и наклеив свои), и заменив некоторые детали. Та же одна передача, минимум деталей, и тормозов не видно, тормоз-то ножной, в задней втулке, как в старые-добрые времена. Внешний эффект ровно тот же, хотя с фиксом вообще ничего общего. Доступно, красиво, и никакого экстрима. Мне этого байка показалось мало, захотелось больше скорости и драйва, вот и решился на фикс. В деталях еще не зная — что за зверь, в целом сразу понял — оно.
А хитрость вот в чем. На обычном как? Разогнал и катишься, отдыхаешь… А тут та же инерция работает не только на накат, но и вращение педалей. На обычном усилие ног с каждым кругом начинается по сути с нуля, а на фиксе — нет. Психологически кажется, что всю дорогу крутить — масса лишней работы, а оказывается — наоборот. Сами крутятся, на поддержание движения нужно минимум усилий. А настоящая работа начинается на большой скорости.
И вот здесь возникает масса конструктивных особенностей, который отличают фикс буквальный, от фикса реального, как дорожной ипостаси трековой пушки-гонки. Легкость, конечно, важна, как и минимальные потери в трансмиссии, но интереснее, да и актуальнее, наверное, жесткость и аэродинамика. С жесткостью все просто — любая податливость, рамы, вилки, колес, педалей, даже руля… Любой прогиб будет засчитан в потери ватт, накрученных ногами. Если взять горный велосипед, как наиболее наглядный пример, и представить как от нажатия на педаль не только прокручивается заднее колесо, но и прогибается вся хитромудрая амортизация, толстые колеса с низким давлением, даже шашечки протектора. От каждого нажатия! Сколько энергии, добытой в неравной борьбе с педалями, тупо уходит в землю… Повторюсь, это просто пример, отговаривать людей ездить по городу на MTB примерно так же бессмысленно, как на TLC. 🙂
Рассказ о том, какое непреодолимое аэродинамическое сопротивление создают ручки, тросики, переключатели, натяжители и «лишние» звездочки, мог бы вызвать усмешку, если бы мы не знали как поклонники шоссеров любят тросы, убранные в раму… На самом деле история с аэродинамикой похожа на историю с весом. Сопротивление отдельного взятого компонента вряд ли почувствует даже профи, но все в комплексе дает очень ощутимый эффект. А самый большой вклад в обтекаемость, как и в общую массу, дает сам ездок. Шмотки само-собой, но главное — посадка. Именно поэтому на трековом байке руль стоит значительно ниже, чем на шоссейном. Тем более, что у трекового каретка стоит выше, чтобы не цеплять педалями при наклонах. А значит и педали, и зад, и нагибаться надо еще ниже. А это не только требует отдельных тренировок на растяжку и ухудшает обзор, но еще и затрудняет дыхание, что, в свою очередь, ухудшает снабжение мышц кислородом. И ничего не попишешь, скорость требует жертв.
Долго ты так протянешь? Далеко ли уедешь? В спринте вопрос не актуальный, а в городе? А что такое 20 км для участника веломногодневки а-ля Тур де Франс? Чисто перекур. Особенно если город не в горах, как те же Москва и Питер. Так зачем весь этот тюнинг в бетонном зоопарке? Чтоб коленки не болели проще ездить на мопеде. Спорт это боль, иначе… «Была без радости любовь, разлука будет без печали.» Да и никто на самом деле не заставляет ехать в город с трека прям как есть. Ставь выше руль, ставь тормоза, меньше звезды, толще шины… Но ездить по городу на гоночной технике… Даже медленно… Никто не хочет Caterham на номерах, да? 🙂