Что такое фиксация психология
Фиксация
* * *
– сохраняющаяся привязанность человека к определенным объектам и целям, фазам и стадиям развития, образам и фантазиям, способам поведения и удовлетворения, отношениям и конфликтам. В психоанализе понятие фиксации относится к описанию бессознательных процессов, происходящих на различных стадиях психосексуального развития ребенка, имеющих дело с закреплением либидо на определенном сексуальном объекте или сексуальной цели, а также связанных с сосредоточением внимания на травме, регрессией, психическими задержками и нарушениями, вытеснением патогенного материала из сознания человека.
Размышления о природе и специфике фиксации содержались во многих исследованиях З. Фрейда, начиная от первых его трудов и кончая работами более позднего периода жизни, в которых психоаналитические идеи и теории претерпели изменение. Так, в «Толковании сновидений» (1900) при рассмотрении психического аппарата основоположник психоанализа исходил из того, что в различных психических системах одно и то же раздражение может иметь то или иное фиксирование. Если одна система включает в себя «фиксацию ассоциации по одновременности», то в другой системе тот же самый материал может быть расположен по иным видам совпадения. В контексте осмысления работы сновидения он провел существенное различие между фикцией и регрессией.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд рассмотрел вопросы о фиксации предварительных сексуальных целей, задержках на промежуточной сексуальной цели подчеркнутого сексуального разглядывания, фиксации либидо на лицах своего пола. Уделив особое внимание условиям возникновения сексуальных перверсий, он высказал ряд соображений о возможной привязанности человека к определенным стадиям психосексуального развития и отдельным чертам сексуального объекта. В частности, им было подчеркнуто, что перверсии объясняются «не только фиксацией инфантильных наклонностей, но и регрессией к ним вследствие преграждения других путей сексуального течения». Кроме того, З. Фрейд особо выделил такой психический феномен, как «повышенная цепкость», под которым он понимал способность «к фиксации ранних впечатлений сексуальной жизни», характерную не только для перверсных лиц, но и для невротиков. И наконец, он развил дальше ранее высказанную им в середине 90-х годов ХIХ века идею о том, что случайно пережитые влияния детской сексуальности (например, соблазнение со стороны других детей и взрослых) дают такой материал, который может зафиксироваться и повлечь за собой стойкие психические нарушения.
Представление З. Фрейда о фиксации на травме как источнике невроза возникло на начальной стадии становления психоанализа. В дальнейшем он расширил понятие фиксации, соотнеся его с сексуальными объектами и целями, стадиями психосексуального развития и человеческой деятельностью в целом. Вместе с тем во многих его работах, написанных в разные периоды жизни, фиксация на травме сохраняла свое патогенное значение.
В работе «О психоанализе» (1910) З. Фрейд отметил, что «фиксация душевной жизни на патогенных травмах представляет собой одну из важнейших характерных черт невроза» и что благодаря аффективной привязанности к имевшим место ранее болезненным переживаниям невротики не могут отделаться от прошлого и ради него оставляют без внимания настоящее. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он дал наглядную иллюстрацию причин возникновения невротических заболеваний и продемонстрировал то, как и каким образом пациенты оказываются «фиксированы на каком-то определенном отрезке своего прошлого» и не могут освободиться от него, в результате чего настоящее и будущее остаются им чуждыми. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он вновь подчеркнул, что больной «фиксирован психически» на травме и что такого рода «фиксация на переживаниях, вызвавших болезнь», наблюдается часто при истерии. При этом основатель психоанализа соотнес фиксацию с навязчивым повторением, свойственным всем живым организмам. В книге «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) он не только рассматривал невроз через призму фиксации и навязчивого повторения, но и подчеркивал то обстоятельство, что отрицательные реакции невротика представляют собой «такую же фиксацию на травме», как и их антиподы, то есть положительные реакции, только в этом случае речь идет не о стремлении к навязчивому повторению, а о преследовании противоположной цели, чтобы не было никаких воспоминаний и повторений забытой травмы.
В «Лекциях по введению в психоанализ» З. Фрейд высказал мысль, послужившую толчком для дальнейшего развития психоаналитических представлений как о фиксации, так и о неврозе. Эта мысль сводилась к тому, что явление фиксации на определенной стадии прошлого выходит за рамки невроза. Словом, «всякий невроз имеет в себе такую фиксацию, но не всякая фиксация приводит к неврозу, совпадает с ним или встает на его пути».
В качестве примера аффективной фиксации на чем-то можно взять такое состояние человека, как печаль. Она приводит к полному отходу и от настоящего, и от будущего. Но печаль, как замечал З. Фрейд, отличается от невроза. Другое дело, что существуют неврозы, которые представляют собой патологическую форму печали.
С точки зрения З. Фрейда, ведущая к возникновению невроза фиксация есть не что иное, как остановка частного влечения на ранней ступени психосексуального развития человека. Чем прочнее какая-либо фиксация на пути развития, тем больше вероятность того, что человек может регрессировать до этой фиксации. В исследовательском плане это ведет к предположению, согласно которому «фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга». В терапевтической деятельности важно не упускать из виду такое отношение между фиксацией и регрессией, при котором неспособность к сопротивлению внешним препятствиям и соответствующая регрессия зависят от степени прочности фиксации на пути психосексуального развития пациента. В целом фиксация либидо является, по мнению З. Фрейда, мощным фактором психического заболевания. Однако в этиологии неврозов «фиксация либидо представляет собой предполагающий, внутренний фактор», но он становится патологическим только тогда, когда к нему добавляется вынужденный отказ от удовлетворения влечения, выступающий в виде случайного, внешнего фактора. Кроме того, важно учитывать, как Я относится к «прочной фиксации своего либидо на какой-то ступени его развития». Если оно относится к нему отрицательно, то возникает внутрипсихический конфликт, и Я прибегает к вытеснению там, где у либидо наблюдается фиксация.
Таким образом, психоаналитическое понимания причин возникновения неврозов включает в себя представление о фиксации и сводится к следующему: сначала имеет место вынужденный отказ от влечения; затем происходит фиксация либидо, теснящая влечение в определенном направлении; и наконец, наблюдается склонность к психическому конфликту в результате развития Я, которое отвергает такое проявление либидо.
* * *
(от лат. fixus — твердый, нерушимый, крепкий) — момент прекращения движений, остановки афферентного звена в определенных точках объекта (критических либо конструктивных). Для инженерной психологии важнейшее значение имеют зрительные Ф.— моменты относительно неподвижного состояния глаз. В процессе восприятия глаз большую часть времени (около 90%) находится в состоянии Ф., именно в это время он получает максимум перцептивной информации. Статистически определено, что продолжительность Ф. глаза при зрительном поиске — величина относительно постоянная в рамках однородных задач и не зависит от количества элементов информационного поля, индивидуальных особенностей отдельных его элементов. В различных задачах оператора длительность Ф. меняется: средняя длительность увеличивается как при усложнении перцептивной стороны поиска, так и при усложнении алгоритма. Поэтому она может служить индикатором степени трудности перцептивных задач. Ф. всегда сопровождаются микродвижениями глаз (см. также Движение глаз, Информационный поиск).
Фиксация в психологии на разных стадиях развития – почему такое происходит
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Детство – важный период для каждого человека. Пока мы маленькие, формируется наш характер, наши привычки, самооценка, тот или иной тип привязанности, наши ценности и стремления.
Но как именно детство влияет на нашу взрослую жизнь? В психологии на этот счет есть много теорий и сегодня мы рассмотрим одну из самых известных, а именно психоаналитическую теорию.
Психоаналитическая теория развития
Зигмунд Фрейд был убежден, что всеми нашими действиями движут две мощнейшие энергетические силы – либидо, то есть стремление получать удовольствие, и танатос, то есть стремление к смерти, агрессии.
Фрейд был убежден, что именно энергия либидо, удовольствия определяет не только отношения человека к другим людям и себе самому, но и его характер.
В зависимости от той потребности, которую в данный период жизни удовлетворяет ребенок и от «места» концентрации либидо, З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития:
Теория Зигмунда Фрейда о психосексуальном развитии
В идеальной картине мира ребенок нормально проживает каждую стадию, удовлетворяет свои потребности, развивается и переходит на следующую стадию. На генитальной стадии обретя внутреннюю целостность, он формирует нормальные, доверительные и открытые отношения с противоположным полом.
Фиксация на определенной стадии
Порой случается, что ребенок «застревает» на той или иной стадии, это в теории психоанализа называется фиксацией.
Фиксация – регресс взрослого человека к определенной стадии психосексуального развития, который происходит в следствие неудовлетворения ключевой для этой стадии потребности, когда сексуальная энергия накапливается, не находя возможности реализоваться.
Фото автора Monstera: Pexels
Например, когда ребенка слишком рано отрывают от груди, или когда слишком жестко приучают к горшку, или когда стыдят за то, что он интересуется своими гениталиями и так далее.
Фиксация на определенной стадии определяет не только будущий характер человека, но и его привычки. Например, если ребенок не удовлетворил свою потребность в грудном вскармливании и «застрял» на оральной стадии, вырастая он может быть склонен к перееданию или курению.
Фиксация на той или иной стадии может произойти в 3 случаях:
Фиксация и характер
В зависимости от того, на какой стадии произошла фиксация, З. Фрейд выделял следующие типы личности:
Орально-пассивный тип личности
Это фиксация на ранней оральной стадии, когда главной потребностью ребенка было получение материнской любви, заботы и молока. Люди с такой фиксацией обычно веселые, позитивные, достаточно инфантильные. Они желают ото всех получать любовь и признание, нуждаются в постоянной заботе и внимании.
Фото Artem Labunsky on Unsplash
У людей этого типа личности часто возникает эмоциональная зависимость от другого человека, ведь они нуждаются в том, чтобы кто-то другой заменил им мать. Они крайне доверчивы к людям, незрелые, ведомые, легко поддаются влиянию и не готовы брать на себя ответственность за свою жизнь. Они много говорят, шутят, часто оказываются в центре внимания и становятся «душой компании».
Орально-агрессивный тип личности
Этот тип личности формируется на поздней оральной стадии, когда у ребенка появляются зубы и он начинает кусаться. Человек с фиксацией на этой стадии будет «кусать» окружающих – подкалывать их, ехидничать, делать замечания. Такие люди саркастичны, остроумны, они склонны к ораторству, постоянно вступают в споры и конфликты. Часто они обладают пессимистическим взглядом на жизнь, часто выказывают свое неудовольствие, стремятся к доминированию, власти и самоутверждению.
Анально-удерживающий тип личности
Такой характер формируется если родители жестко, даже насильно пытаются усадить ребенка на горшок, диктуют, когда он должен это делать и не учитывают его потребности. Ребенок пугается, протестует и специально терпит, даже если он хочет в туалет.
Фото автора Monstera: Pexels
Люди с фиксацией на этой стадии отличаются упрямством, не терпят, когда их контролируют и заставляют что-то делать, очень пунктуальны, к любому делу подходят основательно и методично, любят во всем порядок. Бывает, что их отличает скупость, прижимистость, бережливость в денежных вопросах.
Анально-выталкивающий тип личности
Ребенок, протестуя против приучения к горшку специально его игнорирует.
Люди с такой фиксацией характеризуются импульсивностью, агрессивностью, они часто словами и действиями стараются все испортить, причинить вред человеку или какому-то проекту, они склонны к разрушению. Их характеризует то, что к своему любовному партнеру они могут относиться как к объекту, а не как к личности. Мир для них – это враждебное опасное место, от которого нужно защищаться. У них часто высокий уровень тревожности.
Фаллический тип личности
Самый сложный и самый интересный период развития для ребенка – это фаллический, когда ребенок интересуется своим телом, узнает его потребности, интересуется ролями отца и матери, их интимной жизнью.
Фото Daniel Cheung on Unsplash
Мужчины с фиксацией на фаллической стадии все время пытаются доказать миру свою состоятельность, они дерзкие, влезают в рискованные авантюры, жаждут успеха, все больших и больших достижений, постоянно доказывают свою мужественность, жаждут обольстить как можно больше женщин, но воспринимают их лишь как трофеи.
Женщины с фиксацией на этой стадии добиваются своих целей благодаря внешности, привлекательности, они стремятся обольстить как можно больше мужчин, хотят, чтобы вокруг них всегда было много поклонников, которые будут удовлетворять их нужды. Часто они бегут от серьезных отношений, поэтому вступают в связь с женатыми мужчинами, тем самым, как бы, беря верх над своей соперницей.
Бывает, что такие женщины берут на себя мужскую роль, становятся самоуверенны, амбициозны, пытаются «победить» всех мужчин.
Таким образом, согласно психоаналитической теории Фрейда, фиксация на той или иной стадии развития оказывает колоссальное влияние на характер человека и всю его дальнейшую жизнь.
Часть 1. Введение в психоанализ
Глава 3. Основные понятия психоанализа
Фиксация и регрессия
Фиксация сохраняющаяся привязанность человека к определенным объектам и целям, фазам и стадиям развития, образам и фантазиям, способам поведения и удовлетворения, отношениям и конфликтам.
В психоанализе понятие фиксации относится к описанию бессознательных процессов, происходящих на различных стадиях психосексуального развития ребенка. Они связаны с закреплением либидо на определенном сексуальном объекте или сексуальной цели, а также с регрессией, сосредоточением внимания на травме, психическими задержками и нарушениями, вытеснением патогенного материала из сознания человека.
Размышления о природе и специфике фиксации содержались во многих исследованиях Фрейда, начиная от первых его трудов и кончая работами более позднего периода жизни, в которых психоаналитические идеи и теории претерпели изменение. Так, в «Толковании сновидений» (1900) при рассмотрении психического аппарата основоположник психоанализа исходил из того, что в различных психических системах одно и то же раздражение может иметь то или иное фиксирование. Если одна система включает в себя фиксацию ассоциации по одновременности, то в другой системе тот же самый материал может быть расположен по иным видам совпадения. В контексте осмысления работы сновидения он провел различие между фикцией и регрессией.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) Фрейд рассмотрел вопросы о фиксации предварительных сексуальных целей, задержках на промежуточной сексуальной цели подчеркнутого сексуального разглядывания, фиксации либидо на лицах своего пола. Уделив особое внимание условиям возникновения сексуальных перверсий, он высказал ряд соображений о возможной привязанности человека к определенным стадиям психосексуального развития и отдельным чертам сексуального объекта. В частности, им было подчеркнуто, что перверсии объясняются не только фиксацией инфантильных наклонностей, но и регрессией к ним вследствие преграждения других путей сексуального влечения. Кроме того, Фрейд особо выделил такой психический феномен, как «повышенная цепкость», под которым он понимал способность к фиксации ранних впечатлений сексуальной жизни, характерную не только для перверсных лиц, но и для невротиков. И наконец, он развил ранее высказанную им в середине 90-х годов XIX века идею, что случайные детские переживания, связанные с влиянием на сексуальность (например, соблазнение со стороны других детей и взрослых), дают такой материал, который может зафиксироваться и повлечь за собой стойкие психические нарушения.
Представление Фрейда о фиксации на травме как источнике невроза возникло на начальной стадии становления психоанализа. В дальнейшем он расширил понятие фиксации, соотнеся его с сексуальными объектами и целями, стадиями психосексуального развития и человеческой деятельностью в целом. Вместе с тем во многих его работах, написанных в разные периоды жизни, фиксация на травме сохраняла свое патогенное значение.
В работе «О психоанализе» (1910) Фрейд отметил, что фиксация душевной жизни характерная черта невроза, и что благодаря аффективной привязанности к прежним болезненным переживаниям невротики не могут отделаться от прошлого и ради него оставляют без внимания настоящее. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916–1917) он дал наглядную иллюстрацию причин возникновения невротических заболеваний. В этой работе Фрейд продемонстрировал, как и каким образом пациенты оказываются фиксированы на каком-то определенном отрезке своего прошлого и не могут освободиться от него, в результате чего настоящее и будущее остаются им чуждыми. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он вновь подчеркнул, что больной «фиксирован психически» на травме и что такого рода фиксация на переживаниях, вызвавших болезнь, часто наблюдается при истерии. При этом основатель психоанализа соотнес фиксацию с навязчивым повторением, свойственным всем живым организмам. В книге «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) он не только рассматривал невроз через призму фиксации и навязчивого повторения, но и подчеркивал, что отрицательные реакции невротика представляют собой такую же фиксацию на травме, как и их антиподы, то есть положительные реакции.
Только в этом случае речь идет не о стремлении к навязчивому повторению, а о преследовании противоположной цели, чтобы не было никаких воспоминаний и повторений забытой травмы.
В «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд высказал мысль, послужившую толчком для дальнейшего развития психоаналитических представлений как о фиксации, так и о неврозе. Эта мысль сводилась к тому, что явление фиксации на определенной стадии прошлого выходит за рамки невроза и может не совпадать с ним.
В качестве примера аффективной фиксации на чем-то можно взять такое состояние человека, как печаль. Она приводит к полному отходу и от настоящего, и от будущего. Но печаль, как замечал Фрейд, отличается от невроза. Другое дело, что существуют неврозы, которые представляют собой патологическую форму печали.
С точки зрения Фрейда, ведущая к возникновению невроза фиксация есть не что иное, как остановка частного влечения на ранней ступени психосексуального развития человека. Чем прочнее какая-либо фиксация на пути развития, тем больше вероятность того, что человек может регрессировать до этой фиксации. В исследовательском плане это ведет к предположению, что фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга. В терапевтической деятельности важно не упускать из виду такое отношение между фиксацией и регрессией, при котором неспособность к сопротивлению внешним препятствиям и соответствующая регрессия зависят от степени прочности фиксации на пути психосексуального развития пациента. В целом, фиксация либидо является, по мнению Фрейда, мощным фактором психического заболевания. Однако в этиологии неврозов фиксация либидо представляет собой предполагающий, внутренний фактор. Но он становится патологическим только тогда, когда к нему добавляется вынужденный отказ от удовлетворения влечения, выступающий в виде случайного, внешнего фактора. Кроме того, важно учитывать, как Я относится к прочной фиксации своего либидо на какой-то ступени его развития. Если оно относится к нему отрицательно, то возникает внутрипсихический конфликт, и Я прибегает к вытеснению там, где у либидо наблюдается фиксация.
Таким образом, психоаналитическое понимание причин возникновения неврозов включает в себя представление о фиксации и сводится к следующему:
¦ сначала имеет место вынужденный отказ от влечения;
¦ затем происходит фиксация либидо, теснящая влечение в определенном направлении;
¦ и наконец, наблюдается склонность к психическому конфликту в результате развития Я, которое отвергает такое проявление либидо.
Фиксация тесно связана с регрессией, которая представляет собой в общем плане возвращение от более высокой ступени развития к более низкой, в психоаналитическом смысле возвращение к ранее пройденным этапам психосексуального развития, к первоначальным примитивным способам мышления и поведения.
Интерес к проблеме регрессии проявился у Фрейда в связи с рассмотрением природы и специфики сновидений. В работе «Толкование сновидений» образование сновидения соотносилось им с процессом регрессии внутри предполагаемого психического аппарата, когда все соотношения мыслей исчезают или находят смутное выражение, а представления превращаются обратно в чувственные образы, на основе которых они ранее сформировались. В понимании Фрейда в бодрственном состоянии возбуждения и раздражения они ориентированы на последовательное прохождение систем бессознательного, предсознательного и сознания. Во время же сна они протекают обратным путем, устремляются к актам восприятия. Тем самым регрессивным путем сохраняется образец примитивной и отвергнутой ввиду ее нецелесообразности работы психического аппарата.
В «Толковании сновидений» Фрейд обратил внимание также на то, что регрессия свойственна не только сновидению, но и нормальному мышлению. Например, когда намеренное воспоминание соответствует обратному ходу от какого-либо сложного акта представления к более простому материалу восприятия. Различные видения психически нормальных людей тоже соответствуют регрессиям, не говоря уже о галлюцинациях при истерии и паранойе, которые действительно являются регрессиями и представляют собой мысли, превратившиеся в образы. В этом смысле Фрейд различал регрессию нормальной душевной жизни и патологические случаи регрессии.
Впоследствии он неоднократно обращался к осмыслению феномена регрессии. В одном из дополнений к переизданию «Толкования сновидений» в 1914 году Фрейд выделил три вида регрессии:
¦ топическую, связанную с функционированием психического аппарата со свойственными ему системами бессознательного, предсознательного и сознания;
¦ временную, включающую в себя регрессии по отношению к либидозным объектам и стадиям психосексуального развития;
¦ формальную, соотнесенную с заменой обычных, развитых форм и способов образного представления и мышления более примитивными, древними.
По мере углубления психоаналитических представлений о психосексуальном развитии человека и этиологии невротических заболеваний Фрейд стал уделять все большее внимание процессам регрессии. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916–1917) он выделил два вида регрессии: возвращение к первым либидозным объектам нарциссического характера и возвращение общей сексуальной организации на более ранние ступени развития. Оба вида регрессии воспринимались им как типичные, характерные и играющие значительную роль в неврозах перенесения.
Рассматривая регрессию с точки зрения возвращения сексуальной организации на ранние ступени развития, Фрейд предостерегал аналитиков против того, чтобы они не путали регрессию и вытеснение. В общем плане, то есть в смысле возвращения на более раннюю, глубинную ступень развития психического акта, регрессия и вытеснение являются аналогичными друг другу процессами, которым он дал название топических. Но если понятия «регрессия» и «вытеснение» используются в специальном (психоаналитическом) значении, то следует иметь в виду, что между ними имеется принципиальная разница, суть которой можно свести к следующему: регрессия чисто описательное понятие, вытеснение топически-динамическое; регрессия не является всецело психическим процессом, значительную роль в нем играет органический фактор, в то время как вытеснение сугубо психический процесс, не имеющий «никакого отношения к сексуальности».
Подобные представления Фрейда о различии между регрессией и вытеснением носили не только теоретический характер, но и имели практическую направленность, связанную с пониманием этиологии неврозов и лечением невротических заболеваний. В частности он исходил из того, что при истерии чаще всего наблюдается регрессия либидо к первичным инцестуозным объектам, но нет регрессии на более раннюю ступень сексуальной организации и, следовательно, при изучении истерии значение регрессии становится ясным позднее, чем роль вытеснения в этом заболевании. При неврозе навязчивых состояний, напротив, наряду с вытеснением регрессия либидо на раннюю стадию садистско-оральной организации является решающим фактором симптомообразования.
В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) 3. Фрейд дал метапсихологическое объяснение регрессии. В соответствии с ним определяющую роль в ее образовании играют расщепленные, разъединенные влечения и выделенные эротические компоненты, с начальной фазы своего развития присоединяющиеся к деструктивным влечениям садистской фазы. В этой же работе он рассмотрел регрессию в качестве одного из защитных механизмов Я.
Фрейдовское понимание регрессии вызвало необходимость в дальнейшем изучении этого явления. Наряду с концептуальными разработками, лежащими в русле классического психоанализа, отдельными исследователями высказывались и такие соображения, которые свидетельствовали о пересмотре традиционно психоаналитического взгляда на феномен регрессии. Так, К. Г. Юнг поставил вопрос о признании телеологического значения регрессии. Он считал, что возврат к инфантильному уровню это не только регрессия, но и возможность нахождения нового жизненного плана. То есть регрессия, по существу, есть также основное условие для творческого акта.
В современной психоаналитической литературе проблема регрессии обсуждается с точки зрения причин ее возникновения, этапов развития, глубины проявления, объекта и субъекта цели, результатов работы, целесообразности сдерживания или активизации в процессе аналитической терапии. Наряду с негативным значением регрессии, ведущей к симптомообразованию, рассматриваются и ее позитивные значения в качестве побуждения к восстановлению нарушенного равновесия, промежуточного состояния к осуществлению адаптивной переориентации. В центре внимания аналитиков оказывается также регрессия как механизм защиты Я, «плохая» регрессия как состояние дезинтеграции и «хорошая» регрессия как прогрессивный процесс, необходимый для жизнедеятельности человека.
З. Фрейд: «Фиксация душевной жизни на патогенных травмах представляет собой одну из важнейших характерных черт невроза».
З. Фрейд: «Всякий невроз имеет в себе такую фиксацию, но не всякая фиксация приводит к неврозу, совпадает с ним или встает на его пути».
З. Фрейд: «Регрессия является, безусловно, одной из важнейших психологических особенностей процесса сновидения».
З. Фрейд: «Регрессия либидо без вытеснения никогда не привела бы к неврозу, а вылилась бы в извращение».