Что такое феодальная раздробленность история 6 класс
Феодальная раздробленность
Феодальная раздробленность на Руси
Русь слабеет, теряет политическое единство. В 1061 году появилась ещё одна беда- стали нападать половцы. Борьба с ними шла с переменным успехом. Тогда в 1097 в Любече, по инициативе В.Мономаха, был созван съезд князей, чтобы положить конец междоусобицам, дать совместный отпор половцам. Однако решение съезда «Каждый держит отчину свою» не остановило, а усилило процесс разъединения.
Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий смогли на время приостановить раздробленность. Однако после их смерти этот процесс стал уже необратим.
Определение феодальной раздробленности
Феодальная раздробленность – это исторический период в истории Руси, который характеризовался децентрализацией власти, усилением власти в уездных княжествах, стремлением князей к самостоятельной политике.
Исторические рамки феодальной раздробленности на Руси
1132- 40-е годы 13 века ( со смерти Мстислава Великого до захвата монголо-татарами Руси). Характеризовался наиболее сильными тенденциями князей к обособлению, хотя и делались попытки объединиться перед лицом врага. Установились границы между удельными княжествами.
1238- начало 16 века. Период монголо- татарского ига, собирания земель вокруг Москвы, формирование единого государства.
Предпосылки феодальной раздробленности
Рост вотчинной собственной, принадлежавшей верхушке знати. Собственность данная передавалась по наследству и закрепляла территорию Руси за представителями различных ветвей Рюриковичей.
Одновременно росло число военно- служилых людей- дворян, кормившихся за счёт господатей.
Причины феодальной раздробленности
Натуральное хозяйство. При нём отдельное княжество производило всё необходимое для потребления, экономические связи с другими княжествами было не нужны. Появилась экономическая самостоятельность и замкнутость одновременно.
Наличие крупного вотчинного землевладения (боярской вотчины),
Усиление политического влияния боярства, стремление бояр к самостоятельности. Усиление местного аппарата управления.
Ослабление власти Киева, то есть центральной власти.
Развитие городов как центров политической и экономической жизни удельных княжеств.
Нужно помнить, что даже в период раздробленности полностью связи между княжествами не были утеряны: князья осознавали себя частью рода Рюриковичей, была единая культура, религия, язык, традиции.Киев оставался столицей Руси.
Как осуществлялась власть в уездных княжествах в период феодальной раздробленности
Можно выделить три типа осуществления власти, которые характерны для трёх, наиболее влиятельных центров Руси того периода .( Подробно об органах власти в данных княжествах готовится статья. Следите за публикациями)
Владимиро-Суздальское княжество
Для Владимиро-Суздальского княжества характерна сильная княжеская власть, разрушение вечевых традиций, борьба с непокорным боярством. Именно здесь формировался тип правления, который станет на долгие столетия основным на Руси- авторитарное правление. В будущем именно отсюда начнётся процесс объединения государства. Яркие личности: Юрий Долгорукий(1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо(1176-1212).
Галицко-Волынское княжество
Галицко-Волынское княжество отличалось тем, что власть в нём попеременно была в руках токнязей, то бояр. Борьба между ними не утихала. Возможно, это и привело к ослаблению и полному исчезновению княжества в период нашествия Батыя (часть земель вообще перешла к Литве и Польше, а Киев престал иметь статус столицы).Яркие личности княжества: Ярослав Осмомысл(1153-1187), Роман Мстиславович(1199-1205), Даниил Романович (1221-1264)
Новгородская республика
Последствия феодальной раздробленности
Политическое ослабление Руси, её военной мощи из-за отсутствия единства, что привело к уязвимости страны пред лицом врагом.
Междоусобицы ослабляли экономическую и военную мощь страны.
Разорение и обнищание населения из-за бесконечных усобиц.
Образование крупных и сильных княжеств, в которых формировались новые династии. Власть в них переходила старшему сыну.
Дальнейшее развитие сельского хозяйства, освоенные новых пахотных земель.
Появление новых торговых путей.
Развитие культуры. В период раздробленности созданы величайшие памятки архитектуры Возникали местные центры книжности, иконописания.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Феодальная раздробленность
Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое сущеcтвование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин был широко распространён в советской марксистской историографии и частично в российской, и используется в различных значениях.
Содержание
Удельный период
Термин используется для обозначения эпохи существования уделов и включает в себя весь период от раздела центральной власти (от первого в 843 году — для империи Карла Великого, ; не от появления первых уделов) в раннефеодальном государстве до ликвидации последнего удела в централизованном государстве (XVI век).
Развитый феодализм
Первыми исключениями становятся Англия на северо-западе Европы (Солсберийская присяга 1085 г., все феодалы являются прямыми вассалами короля) и Византия на её юго-востоке (примерно в то же время император Алексей I Комнин вынудил крестоносцев, захвативших в ходе первого крестового похода земли на Ближнем Востоке, признать вассальную зависимость от империи, тем самым включив эти земли в состав империи и сохранив её единство). В этих случаях все земли государства делятся на домен монарха и земли его вассалов, как и на следующем историческом этапе, когда верховная власть закрепляется за одним из князей, вновь начинает передаваться по наследству и начинается процесс централизации (этот этап часто называют вотчинной монархией).
Полное развитие феодализма становилось предпосылкой окончания феодальной раздробленности, поскольку подавляющая часть слоя феодалов, его рядовые представители были объективно заинтересованы в наличии единого выразителя своих интересов:
Феодальная раздробленность на Руси
Историки феодальную раздробленность древнерусского государства обычно рассматривают по 3 важным критериям:
Рассмотрим каждый из этих вопросов.
Причины раздробленности
Не менее сложным вопросом является изучение причин, по которым феодальная раздробленность на Руси стала возможной. Можно выделить 3 крупные группы причин, почему этот процесс стал возможным:
В целом же каждая причина в отдельности не могла раздробить государство, но вместе они создали систему, когда местное управление в каждом княжестве было намного сильнее центральной власти. Естественным итогом этого стало то, что уже с середины 12 века на Руси утвердилась раздробленность княжеств (всего их было на начальном этапе 15). К началу 13 века количество княжеств выросло до 50.
Начало феодальной раздробленности
Важно также уточнить, что вплоть до вторжения монголов процесс укрепления раздробленности русских княжеств не был завершен до конца. Это подтверждается тем, что верховная власть в стране (пусть всего лишь номинально) была у киевского князя, а религия оставалась единой и митрополит находился в Киеве.
Особенности этапа раздробленность Руси
Феодальная раздробленность стала логичным итогом развития государственности на Руси. Развитие феодализма в стране, которое шло по восходящей линии, сделало процесс разбития государства неизбежным и естественным. При этом можно выделить как плюсы так и минусы этого процесса.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Подъем экономики, поскольку каждое княжество могло рассчитывать только на себя. | Русь накрыли междоусобные войны, которые были очень кровавыми и жестокими. |
Рост городов. | Слабая обороноспособность. Каждое княжество имело свою дружину, действующую в интересах своего княжества. Единой русской армии не было. |
В княжествах формировалась стабильность. | Каждое княжество подвергалось угрозам завоевания не только изнутри, но и извне. |
Постепенно княжества пришли к пониманию, что княжество это не способ расширения, а возможность для совершенствования. |
При этом, несмотря на то, что княжества были независимы и обладали всеми атрибутами самостоятельного государства, сохранялись черты, позволяющие говорить о Руси как о единой политической и экономической системе. Прежде всего можно говорить о:
Последствия раздробленности
Отечественная история, особенно так, что базируется на принципах науки СССР, оценивает эпоху феодальной раздробленности Руси однозначно отрицательно. Еще со школьной скамьи нам рассказывают о том, что раздробленность стала следствием борьбы за власть и деньги, а также отсутствие единой системы управления страной дало возможность для ига. Все это частичная правда, но нужно понимать, что советские историки говорили об этом только потому, что это соответствовало принципам социалистического государства: капитал всегда устраивает войны, а государству нужен центр управления.
Сегодня историки все чаще говорят, что феодальный период был логичным итогом развития государства и именно тогда был дан сильный толчок для развития государства во всех сферах, но главным образом производственных сил, рост городов, развитие культуры и другое.
Феодальная раздробленность 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX — XI веках
-познакомить с причинами феодальной раздробленности, задачами и особенностями государства в период раздробленности;
-показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти.
-осмысление социально–нравственного опыта предшествующих поколений;
-формировать личностную мотивацию к изучению нового материала
-развитие эстетического сознания через осознание художественной ценности определённого историко-культурного объекта (на примере знакомства с короной Священной Римской империи);
— овладение целостными представлениями об историческом пути народов
-рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
-анализировать и обобщать информацию;
-давать оценку личностям всеобщей истории Средних веков
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-владение умениями работать с учебной информацией;
-способность представлять результаты своей деятельности в различных формах;
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе.
Личностные действия: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные действия: формировать умение, формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные действия: развивать умение, работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные действия: поиск и выделение необходимой информации, умение передавать содержание текста, установление причинно-следственных знаний.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование к уроку: ПК с проектором, презентация
1. Методы организации и осуществления познавательной деятельности:
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
3. Методы контроля и самоконтроля:
контроль со стороны педагога;
Ход урока: 1 этап. Организационный момент.
Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок.
Учитель. У меня для вас есть текст. Как вы думаете, к какому времени он относится? С чем связан? (СЛАЙД 1) В монастырских хрониках середины IX в. так описывается положение в Западной Европе : «Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императо ром; вместо государя — маленькие правители, вместо государ ства — один только кусочек. всякий занимается своими собст венными интересами».
Ученики. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.
Учитель. Давайте поближе познакомимся с этим этапом развития человечества и мысленно перенесёмся в то время.
2 этап. Актуализация опорных знаний учащихся: (СЛАЙД 2)
Учитель. Где и когда внуки Карла Великого заключили договор о разделе империи?
Ученики. Верд е нский договор-843г. (СЛАЙД 2)
Учитель. Как была разделена империя Карла Великого?
Ученики. Карл Лысый-территория Франции, Людовик Немецкий- территория Германии, Лотарь-большая часть Италии. Однако и эти государства вскоре распались на крупные владения, а те в свою очередь на более мелкие.
Учитель. Как называется время распада единого государства на множество мелких? Кто помнит?
Ученики. Феодальная раздробленность
Учитель. Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
Ученики. Формулируют тему урока.
Учитель. Совершенно верно. Тема нашего урока: «Феодальная раздробленность в Западной Европе в 1Х-Х1 вв.». (СЛАЙД 3)
Ученики. Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения, составляют план урока
(СЛАЙД 4) План урока
Причины феодальной раздробленности.
Слабость королевской власти во Франции.
Образование Священной Римской империи.
3 этап. Изучение нового материала.
(СЛАЙД 6) 1. Причины феодальной раздробленности
Учитель. И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.
-А кто такие феодалы?
Ученики. Это владелец наследственного земельного владения – феода Феод- наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службу.
-До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?
-Когда перестали ее поддерживать?
-Существовали ли прочные хозяйственные связи между раз личными частями империи?
-На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания кре стьян, потерявших свободу?
-Кто осуществлял власть на местах?
-Какие последствия имели эти процессы?
(СЛАЙД 6) Заполнение схемы «Причины феодальной раздробленности».
Ученики. Распад государства на отдельные княжества.(записывают в словарь)
Учитель. (СЛАЙД 7)Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междоусобные войны:
А граф пошел на недругов походом,
Стал выжигать и грабить их феоды,
Их замки брать и сравнивать с землею,
Во прах сметать их стены и донжоны.
«Нет войны без пожаров и крови »,- провозглашал поэт рыцарь Бертран де Борн.
Учитель.(СЛАЙД 8) Как называют такие войны?
Ученики. Междоусобными войнами (ученики записывают в словарь).
Учитель. Как вы думаете, кто больше всех страдал от этих войн?
Ученики. Во время усобиц сжигались деревни, угонялся скот, вытаптывались посевы.
Учитель. Давайте подумаем, что всегда несёт война для людей? А какие войны идут в современном мире?
(СЛАЙД 9) Сеньоры и вассалы.
(СЛАЙД 10) Учитель организует работу в группах. Класс делится на 2 группы и получает задание. На маркерной доске таблица, которую заполняют в ходе работы.
Работа с текстом в группах п. 2, 3 § 4.
1 группа заполняет колонку таблицы с обязанностями сеньоров, а 2 группа- обязанности вассалов
Учитель проверяет правильность заполнения таблицы.
Учитель. Охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу : (СЛАЙД 11)
Давать вассалам в «держание» землю.
-вызволять из плена
-не допускать разорения
-защищать от нападений других
-защищать от восставших крестьян
-заботиться об осиротевших детях.
-Выступать по приказу в поход.
-Участвовать в суде сеньора.
-Выкупать его из плена.
-Помогать ему советом и деньгами.
Учитель. Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие от
ношения могли складываться между сеньорами и вассалами.
Ученики выполняют задание. ( феодальные, вассальные отношения)
Учитель. В Германии и во Франции действовало правило «Вассал моего вассала не мой вассал»
-Как вы понимаете это правило?
Учитель.(СЛАЙД13) Как называлась организация феодалов в период раздроб ленности?
Ученики. Феодальная лестница
Учитель. Прокомментируйте схему «Феодальная лестница».
Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?
Ученики. Комментируют схему «Феодальная лестница». Феодалы это был класс благородных людей, а крестьяне они были простолюдинами.
(Ученики выполняют задание.)
УчительКогда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, те обращались к баронам, которые приводили с собой рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называлось рыцарским ( риттер – всадник, конный воин)
Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа, должен отправ ляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.
В каких отношениях находились между собой названные люди?(вассальные отношения)
К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси?(барон)
Слабость королевской власти во Франции и образование Священной Римской империи.
Задание: 1 группа. Работая с текстом учебника п. 4 § 4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении.
2 группа. Работая с текстом учебника п. 5 § 4, ответьте на вопрос:
1) Как и когда образовалась Священная Римская империя?
2) Почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме?
В 962 г, пользуясь раздробленностью Италии, Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии под власть Оттона I попала часть Италии. Так Римская империя была восстановлена ещё раз. Позднее это политическое образование стали называть Священной Римской империей германской нации.
Все германские короли короновались в Риме по традиции, которую почитали священной. Тем самым они показывали преемственность своей власти от империи Карла Великого. Также было очень важно показать, что титул этот законный, переданный по наследству, а не присвоенный. Доказать это можно было только короновавшись в Риме. Ведь не зря все-таки сама империя называлась Священной Римской, а император носил также титул императора Запада.
Сообщение ученика о короне королей Священной Римской империи.
4 этап. Закрепление:
1. Определите, кто чей вассал или сеньор.
А) Вассалы короля____________ Б) Сеньор рыцаря __________
В) Вассал графа_______________ Г) Сеньор короля __________
Д) Вассал рыцаря____________Е) Сеньор барона________
2. Заполните пропуски в тексте.
Династия ______________ очень ослабла. Над последними королями люди просто издевались и давали им смешные ____________________. Тогда феодалы выбрали королем ____________________. Теперь король был хозяином только ________________. Он не мог собирать ______________, у него была слабая ________________.
5 этап. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.
6 этап. Домашнее задание (СЛАЙД 20 ):§4, учить термины по теме
Дополнительно( на выбор): Подсчитайте, сколько лет в Европе не было ни одной империи (сколько времени прошло между распадом империи Карла Великого и провозглашением императором Оттона I ;
Составьте кроссворд по данной теме;
7 этап. Рефлексия (выдаются листки для заполнения)
Оцените урок и результат своей деятельности.
Подчеркните один из вариантов
На уроке я работал активно/ пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/ длинным
За урок я устал/ не устал
Материал урока мне был понятен/ не понятен интересен/ скучен
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Слабость королевской власти и раздробленность Западной Европы
Захват новых территорий, стремительное процветание и усиление могущества – так можно охарактеризовать Франкскую империю во время правления Карла Великого. Но это государство состояло из множества мелких территорий, завоеванных насильно. Удерживать власть среди народов с разной культурой, говорящих на разных языках и стремящихся к свободе, было крайне сложно. Незадолго до своей смерти, император разделил власть среди своих сыновей. Это событие стало отправной точкой завершения существования Франкской империи.
Какие события послужили началом раздробленности в Западной Европе?
Впоследствии эти владения легли в основу таких государств, как Франция, Германия и Италия.
Со временем эти королевства распались на отдельные владения.
Так начался этап феодальной раздробленности в Западной Европе, охватывающий IX-XI века.
Феодальная раздробленность – исторический период, связанный с ослаблением королевской власти и созданием практически независимых территорий в феодальных государствах.
Феодалы способствовали усилению раздробленности в Западной Европе. Владения крупных землевладельцев представляли собой самодостаточное хозяйство. Все, что необходимо для существования, производилось самими жителями поместья. Эти работы осуществлялись, преимущественно, крестьянами. В феодальных поместьях сложилась система натурального хозяйства, которая позволила феодалам получить самостоятельность и независимость.
Натуральное хозяйство – это хозяйство, где созданы условия для производства всего необходимого и нет потребности что-либо покупать.
В личных землевладениях феодалы имели право:
Таким образом, крупные хозяйства знатных феодалов стали практически самодостаточными государствами внутри королевства.
Среди феодалов велись частые междоусобные войны за захват новых владений. В результате таких войн истреблялись поля, угонялся скот, разрушались поселения.
Государство ослабевало и усиливалась раздробленность.
Междоусобные войны – это противостояние между представителями одного рода или одного государства.
Итак, можно выделить следующие причины раздробленности в Западной Европе:
Крупные землевладельцы, являющиеся полноправными хозяевами на собственных территориях, обращали мало внимания на короля. Правители лишь формально сохраняли корону, утратив свою реальную власть.
Наиболее ярко была выражена феодальная раздробленность и слабость королевской власти во Франции, так с X века стало называться Западно-Франкское королевство.
Территория Франции того времени представляла собой лоскутное одеяло, а королям давались обидные прозвища, например, Карл Толстый или Людовик Ленивый.
Интересно, что некоторые феодалы были богаче и престижнее короля.
Феодальная раздробленность во Франции
В 987 году завершилось правление династии Каролингов. На трон был выбран граф Гуго Капет, ставший первым правителем из династии Капетингов.
Эта династия находилась на троне Франции до середины XIX века. Власть первых ее представителей была крайне слаба, она даже не распространялась на территорию всего государства:
Основные признаки феодальной раздробленности в Западной Европе
Феодальная лестница
В эпоху феодализма в Западной Европе произошло социальное расслоение среди землевладельцев. В самом начале Средневековья земельными наделами (феодами) владели многие феодалы. Постепенно некоторые из них разорялись и вынуждены были отдавать свои феоды за долги. Одни феодалы богатели за счет полученных земель, а другие – нищали.
Король обладал только формальным правом владения всех земель в государстве. Он мог предоставлять земельные наделы в пользование своим подданным. В его владении была личная земля – королевский домен. Он имел право передавать ее наследникам или преподносить в дар представителям королевской семьи.
Каковы причины сохранения королевской власти в условиях феодальной раздробленности в Европе? Король, несмотря на формальность своих полномочий, являлся главным среди феодалов. Была важна его возможность организации защиты от
внешних нападений и выполнение роли верховного судьи.
Отношения между сеньором и вассалом были построены на основе двухсторонней договоренности.
Интересно, что в обязанности сеньора и вассала входило оказание помощи друг другу советом. В Средние века совет был очень ценен. Существовало поверье: если принять решение самостоятельно, не посоветовавшись, то может постигнуть неудача.
В случае нарушения вассалом своей клятвы, сеньор имел право отобрать у него феод. Если же сеньор не исполнял свои обязательства, вассал мог его покинуть, сохранив свою землю.
В результате подобных взаимодействий среди феодалов сформировалась определенная иерархия, на основе которой можно составить феодальную лестницу.
Феодальная лестница (Источник)
На высшей ступени феодальной лестницы находился король. Он являлся самым главным сеньором для всех остальных феодалов.
Вторую ступень занимали представители высшего духовенства (архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей) и крупнейшие светские феодалы (герцоги и графы).
На третьей ступени располагались вассалы высшей знати – бароны. Как правило, в их собственности находились 20-30 поселений.
Низшая ступень феодальной лестницы принадлежала – рыцарям. У них в подчинении обычно не было вассалов, а были лишь зависимые крестьяне.
Вышестоящий феодал являлся сеньором для своего подчиненного и вассалом для того, кто был выше него. Причем вассалы приносили присягу только своему сеньору. Интересно, что феодалы, не являющиеся вассалами кроля, могли ему не подчиняться.
Вассальные отношения строились только между свободными людьми, поэтому крестьяне в феодальную лестницу не включались. За то, чтобы пользоваться землей крестьяне должны были нести повинность: отрабатывать барщину, платить оброк.
Барщина – работа зависимого крестьянина в хозяйстве или на поле сеньора.
Оброк – плата зависимых крестьян землевладельцу продуктами или деньгами.
В Средневековой Европе сложились основные черты феодализма:
Образование Священной Римской империи
После гибели последнего короля династии Каролингов герцоги начали избирать короля из представителей своего круга. Королевский трон занял герцог Конрад I, а затем – герцог Генрих I.
Именно король Генрих I сумел:
Венгры – кочевые племена. Они осуществляли разрушительные нападения на Германию, Италию и Францию.
Уважение, авторитет и почет Оттона I в полной мере показывает знаменательное событие в истории средневековой Европы, которое произошло в 962 году. В воскресенье, второго февраля в Риме прошла торжественная церемония коронации Оттона I на трон
императора. Этот день можно считать датой образования Римской империи.
962 год – образование Священной Римской империи.
Священная Римская империя в X веке
Территория возрожденной Римской империи состояла из:
Со временем это государство стали называть Священная Римская империя германской нации или Священная Римская империя.
Идею Оттона I о развитии Римской империи продолжил его внук Оттон III. По примеру своего деда он стремился укрепить власть, опираясь на поддержку духовенства. В период его правления появились духовные княжества, где власть находилась в руках представителей духовенства, а император считал их своими вассалами.
При вступлении в должность епископу вручались следующие символы:
Пытаясь сосредоточить власть в своих руках, короли вынуждены были прибегать к помощи церкви, стремясь обратить ее в своего верного вассала.
Удивительная история Римской империи в середине XI века продолжается ее превращением в наиболее влиятельную и крупную державу Европы. Несмотря на это, ограниченность власти правителя и феодальная раздробленность сохранялись на ее
территории течении всего Средневековья.