Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка Людмила Маслова
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников- это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

Современные требования к ФЭМП у дошкольниковв соответствии с ФГОС:

1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП.

2. Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми.

3. Формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий.

4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка.

5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей.

6. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста.

7. Усвоение детьми математической терминологии.

8. Повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников.

9. Овладение приемами учебной деятельности детьми.

9. Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.

Практические методы являются наиболее действенными в процессе ФЭМП у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников.

Наглядные методы ФЭМП-это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

Словесные методы ФЭМП-это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированиюи совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Источник

Теоретические основы и методика математического развития дошкольников

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи методики математического развития как научной области

Цель математического развития дошкольников

Задачи математического развития дошкольников

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

Значение обучения детей математике

Обучение ведет развитие, является источником развития.

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л.С.Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

Принципы обучения математике

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

г) исследовательский и др.

3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ

Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

Примерная структура традиционных занятий

1. Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т.п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

Виды физкультминуток

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)

Список литературы

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб., 2012.

2. Бондаренко А.Н. Дидактические игры в детском саду. М., 2015.

3. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А.Бугрименко, <А.Л.Венгер, КЯ.Политое а, Е.Ю.Сушкова М.: МО РФ, 2010.

4. Данилова А.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова 3.А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 2013.

5. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М., 2015.

6. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М., 2014.

Источник

Математические занятия в детских садах для развития малышей

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных связей в окружающем мире. Занятие по математике в дошкольной группе поможет не только научить детей, но и увлечь их этим предметом в дальнейшем.

Что такое ФЭМП в ДОУ

Математическая подготовка дошкольника включает в себя несколько различных областей НОД. Здесь важно освоить определенный начальный объем знаний, получить базовые представления о числах, пространстве и времени. Однако не менее важна выработка способности грамотно мыслить, самостоятельно решать поставленные задачи. В этом возрасте возможно сформировать начальные представления о различных математических объектах.

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Достичь этих целей можно только при том условии, что теория и методика математического развития детей дошкольного возраста организована рациональным образом. Математическое развитие выражается в формировании у детей правильных представлений о математических объектах, умения последовательно размышлять. Занятия должны строиться с учетом требований ФГОС.

Многие педагоги в своих трудах отмечали, что период жизни дошкольника представляет собой оптимальное время для того, что развивает математика, что создаст основы для дальнейшего развития ребенка.

В этом возрасте у человека преобладает образное мышление. Однако ребенок способен не только улавливать различные внешние связи объектов, но и находить общие связи и закономерности. Принято считать, что ребенку важнее на занятиях по ФЭМП дать основу для понимания и познания жизни, а не просто снабдить его определенной суммой знаний.

Обратите внимание! Известные педагоги занимаются дошкольным образованием детей. Один из наиболее известных — Колесникова, написавшая несколько пособий о том, как эффективно давать детям математические знания.

Что развивает математика у дошкольника

С самого раннего возраста ребенок воспринимает различия между окружающими предметами по цвету, величине, форме, тому, низкий или высокий. Многие игрушки для малышей в 2-3 года похожи на геометрические фигуры: мячики, пирамидки или кубики. Через игры у детей расширяются представления о том, что такое форма или количество предметов.

У малышей не старше трех лет имеется способность группировать предметы в соответствии с их внешними признаками. Со сравнения отдельных предметов или их групп начинается изучение математических знаний. Пособие по математике для дошкольников должно быть наглядным.

В четыре года большинство детей способно сосчитать небольшое количество предметов. Сначала они осваивают счет до пяти, а затем, когда становятся чуть старше, то до десяти.

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Игра с геометрическими фигурами

Математика для малышей помогает решить следующие задачи:

Важно! Развивать способность логически мыслить у ребенка эффективней всего, делая это частью математического обучения.

Теория и методика проведения занятий по математике

У малышей отсутствует абстрактное мышление, но математика для детей доступна, используя действия и образное мышление. Как это реализовать на практике — рассказано далее.

Конспект занятия по геометрии

При проведении занятий по математике воспитателю требуется в увлекательной форме ознакомить детей с абстрактными понятиями и научить их пользоваться ими. Пример занятия, с помощью которого в средней и старшей группах может решаться эта задача, приводится далее.

Цель такого занятия по детской математике состоит в том, чтобы дать детям элементарные знания по геометрии. Для повышения интереса к изучению математики в 3-4 года или в более старшем возрасте воссоздается обстановка для исследовательской деятельности детей, проводятся параллели между сферой математических знаний и реальной жизнью.

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Планируя то, как научить ребенка математике, надо обеспечить решение таких задач:

Тип занятия является познавательно-исследовательский.

Подготовка

Для выполнения заданий потребуются следующие материалы:

Для занятия необходимо следующее: компьютер, интерактивная доска и проектор.

К уроку необходимо провести предварительную подготовку. Для физкультминутки нужно будет заранее изучить элементарные движения. Дети под руководством воспитателя должны будут тактильно исследовать приготовленные геометрические фигуры. Рекомендуется обеспечить просмотр обучающих фильмов по теме «Геометрия». Нужно провести чтение вслух сказки Н.Б.Сытовой «Как геометрические фигуры город строили». Выполняется коллективная аппликация «Город геометрических фигур».

Обратите внимание! Этапы занятия представлены ниже.

Начало

На первом этапе воспитатель спрашивает у малышей о том, любят ли они путешествовать. Они подтверждают это. Далее с ними обсуждается место, которое они хотели бы посмотреть.

Детям загадывают загадку «Рассыпался горох на тысячу дорог». Они отгадывают — «звезды».

Воспитатель предлагает всем полететь на Луну и интересуется тем, какая у нее геометрическая форма. Предлагает детям нарисовать ракету и просит рассказать, какая форма у нее. Предлагает привести примеры предметов, имеющих аналогичную форму.

Учитель рассказывает, что все будут ездить на луноходе и выбирает водителя с помощью считалки.

Основное содержание урока

Дальше обсуждаются различные небесные тела и их форма.

На материале полета объясняют, что в задаче имеются условия и необходимо получить ответ. Обсуждаются различные виды задач с числами.

Рассматривают лунный пейзаж и видят горы и кратеры. Сравнивают их с фигурами. Детям предлагают геометрические фигуры и говорят, что это лунные камни. Каждый должен назвать форму своей находки.

Заключительная часть

Путешествие оканчивается, дети летят домой. Затем проводится физкультминутка. При этом поют песенку на геометрическую тематику и делают выученные заранее движения.

В заключение детям предлагают выбрать геометрическую фигуру. Затем воспитатель разъясняет значение каждой из них.

В конце воспитатель рассказывает о том, что дети узнали за это занятие.

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Полезные материалы для математики в детском саду

В качестве раздаточного материала может быть использовано следующее:

Создание для детей подходящей среды для творческой деятельности, продуманный подход к занятиям позволят развить их способности и увлечь их математикой.

Каким должно быть занятие по математике для дошкольников

При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.

Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.

Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.

Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.

Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию. Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.

Как подготовиться педагогу к занятиям

При подготовке учителя важную роль играет продуманность сюжета и согласованность различных частей занятий. Он должен внимательно изучить конспект и обеспечить такую подготовку, чтобы дети чувствовали его уверенность, когда он помогает им освоить математику.

Важно! Перед тем, как заниматься с детьми, нужно провести с ними подготовительную работу: читать для них соответствующие произведения детской литературы, показывать учебные фильмы, рисовать фигуры в тетрадях, разговаривать о том. что они уже знают и помогать найти математические элементы в окружающей их жизни.

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Занятие по математике

Организация занятий по математике

Рекомендуется проводить занятия с дошкольниками, начиная с 1 сентября. Наиболее подходящая численность группы составляет 6-8 человек. Уже через месяц, можно заниматься со всеми детьми вместе.

Прочное усвоение знаний малышами основано на постоянном изучении однотипных задач в классе. Однако надо, чтобы не было слишком большого количества непосредственных повторений. Каждую задачу важно использовать не более 2-3 раз. Важно не провести недооценки или слишком высокой оценки детей. Если не загружать их оптимальным образом, то это снизит их уровень концентрации на проводимом занятии.

Важно проводить обучение таким образом, чтобы регулярно происходила у малышей смена видов деятельности, приучить их к постоянно возникающим игровым моментам.

Дети должны получать простые и исчерпывающие объяснения. Только понятные им знания способны увлечь их и мотивировать к развитию логического мышления. Преподаватель должен быть хорошо подготовлен к таким объяснениям, чтобы учить малышей.

Обучение малышей математике должно быть систематическим и продуманным год от года. Это позволит дать им начальные знания, научить решать задачи и привить интерес к предмету.

Источник

Формируем элементарные математические представления у дошкольников разного возраста

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Цели и задачи освоения азов математики для разных групп детского сада

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.

И. Песталоцци

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Воспитанники второй младшей группы знакомятся с кругом, квадратом, треугольником

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

На занятии по математике в средней группе малыши изучают порядковый счёт в пределах пяти

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Старшие дошкольники знакомятся с цифрами от нуля до девяти и составом числа из отдельных единиц

Педагогические приёмы ФЭМП

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Для старших дошкольников наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и геометрических фигур

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр

Видео: занятие по математике с использованием LEGO (средняя группа)

Как заинтересовать детей математикой в начале занятия

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Сюрпризный момент вводной части занятия обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета

Таблица: картотека игровых заданий по математике

Видео: подвижные игры на математике в подготовительной группе

Таблица: математика в стихотворениях и загадках

Геометрические фигурыСчётДни недели
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём — прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется — окружность!
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый чудачок.
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить —
Трапецию можно и так получить.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки,
Пригласила трёх внучат,
Трёх драчливых барсучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовётся понедельник.
Вторник — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днём всегда была.
А четверг, четвёртый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый — пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днём веселья.
— Где бездельник Понедельник? —
Спрашивает Вторник.
— Понедельник — не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница —
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
(Ю. Мориц).

Фотогалерея: дидактические игры на развитие устного счёта

Видео: развивающий мультфильм (учимся считать)

Этапы развития счётной деятельности по возрастным группам

Подготовительный «дочисловой» этап (три-четыре года). Освоение приёмов сравнения:

Видео: математика во второй младшей группе

Этап счёта в пределах 5 (четыре-пять лет):

Видео: счёт в средней группе

Этап счёта в пределах десяти (пять-семь лет).

Опорными по-прежнему являются приёмы, основанные на принципе получения последующего числа из предыдущего и наоборот путём добавления или убавления единицы. Упражнения выстраиваются вокруг наглядного сопоставления двух групп различных предметов, например, машинки и матрёшки, или предметов одного вида, но разбитых на группы по определённому признаку, например, домики красные и синие. Как правило, на занятии получают два новых числа, следующих друг за другом, например, шесть и семь. В третьем квартале старшей группы детей знакомят с составом числа из единиц.

Для развития умственной операции счёта упражнения усложняются, детям предлагают задания, связанные со счётом звуков (хлопки или звуки музыкальных инструментов), движений (прыжки, приседания) или счётом на ощупь, например, посчитать мелкие детали конструктора с закрытыми глазами.

Видео: счёт в старшей группе

Как спланировать и провести занятие по математике

Занятие по математике проводится один раз в неделю, продолжительность зависит от возраста детей:

Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога.

Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения, закрепления знаний и умений. Кроме того, индивидуальные упражнения играют роль показа образца для коллективного исполнения. Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Такой подход будет способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической нагрузки.

Видео: индивидуальное занятие с малышами трёх лет

Таблица: картотека тем по знакомству с числами в подготовительной группе

Видео: математика в подготовительной группе

Структура и конспект занятия

Таблица: конспект занятия С. В. Смирновой «По следам Колобка» в старшей группе

Материал: счётный материал (морковки, разноцветные полоски бумаги, булочки, баранки), рисунки валенок с геометрическими узорами, альбомные листы с изображением следов зайца, 3 коробки разной величины, фигурки зверей и сороки, фигурка Колобка.
В течение занятия дети передвигаются от стола к столу, к «жилищу» зайца, волка, медведя, лисы, затем возвращаются в исходную позицию.

— Дети, какой зверёк оставил эти следы? (заяц)
А вот и его домик. Скорее к нему.

— Ну что ж, ребята, нам пора в путь, Колобок отправился к Медведю.
— Здравствуйте, Михаил Потапович. Не встречали ли вы нашего друга Колобка? («шепчет» на ухо). Был здесь Колобок, даже немножко набедокурил. Миша приготовил несколько пар валенок для зимнего сна в берлоге, поставил их на просушку, а Колобок в спешке валенки все разбросал. Поможем Мише выбрать одинаковые валенки. (Дети составляют пары, считают геометрические фигуры в узорах).
Медведь благодарит детей и отправляет их к Лисе.

— Дети, Лисичка ждёт гостей, напекла булочек и баранок, напекла много и задумалась, а всем ли гостям хватит поровну? Поэтому-то она и спрятала нашего мучного сладкого Колобка. Давайте поможем Лисе, сравним количество баранок и булочек (сравнивают попарно, уравнивают множества).
— Лиса мне сказала, что спрятала Колобка в одной из этих коробок. Давайте будем открывать их. Для этого отгадаем загадки, написанные на них.

Видео: занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математике с Машей и медведем»

Советы родителям

Рекомендации родителям, которые хотели бы помочь ребёнку развить интерес к математике:

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Задания должны облекаться в игровую форму и носить исключительно добровольный характер

Видео: игры по математике для детей 2–3 лет (советы родителям)

Особенности занятия по математике для одарённых ребят

Одарённость малыша — индивидуальные яркие проявления сильного, активного, нестандартного, быстро развивающегося интеллекта, значительно опережающего средние возрастные показатели. Цель работы с одарёнными детьми — создание благоприятных условий для мотивации развития математических способностей.

Одарённым детям может быть предложен количественно иной объём, а также поисковый, проблемный характер подачи учебного материала. Для реализации такого подхода к обучению целесообразно использовать задания повышенной сложности, взятые из программы обучения ребят старшего возраста.

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Одарённым детям может быть предложен количественно иной объём, а также поисковый, проблемный характер подачи учебного материала

Методы работы с одарёнными детьми:

Фотогалерея: пример заданий для работы с одарёнными детьми

Таблица: конспект занятия по математике «Ракета на старте» для работы с одарёнными детьми автора С. А. Горевой

Видео: игра Никитиных «Сложи квадрат»

Особенности занятия по математике у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности развития математических навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР):

Особенности коррекционной комплексной работы по ФЭМП в логопедической группе:

Таблица: конспект занятия по математике «Путешествие точки» в старшей логопедической группе автора Л. С. Кривохижиной

Воспитатель:
— А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчёт от 1 до 5 (дети считают хором).

Фотогалерея: дидактический материал к занятию

Особенности занятия по математике для слабослышащих дошкольников

Нарушения слуха — полная или частичная потеря способности воспринимать звуки. В зависимости от степени развития проблемы слабослышащие дети могут обладать достаточно развитой речью со значительными дефектами, ко второй группе слабослышащих относятся дети с серьёзным речевым недоразвитием.

Так или иначе, но все дети с нарушением слуха имеют проблемы, связанные с психическим и речевым развитием, сталкиваются с трудностями во взаимодействии с окружающими людьми. Главный канал восприятия внешнего мира — зрительный, поэтому у таких детей более низкий порог утомляемости, неустойчивое внимание, вследствие чего они допускают большее количество ошибок. Слабослышащие дети обучаются в специальных детских садах компенсирующего вида, комбинированного типа со специализированными (не более шести детей) или интегрированными смешанными (один-два ребёнка в обычной группе) группами.

Перфокарты — картонные карточки с вырезанными «окошечками», в которые малыши вписывают ответы. Такой наглядно-практический метод расширяет возможности реализации индивидуального обучения.

Пример перфокарт для работы в коррекционной группе:

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Задание требует от детей достаточно развитого логического мышления

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Задание нацелено на закрепление навыков сравнения и применение знаков «больше», «меньше»

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Дети должны вписать в квадратики и цифры в соответствии с количеством фигур, и знак неравенства

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

В этом задании нужно дорисовать недостающее количество предметов в пустой ячейке

Математические зарядки в детском саду

Дошколятам тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности.

Видео: математическая зарядка

Таблица: стихотворения для математических зарядок

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мыши дёрнули за гири…
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Темнота легла кругом.
Раз, два, три —
Беги бегом!
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
(Пальцы сжать в кулаки).
Один, два, три, четыре, пять!
(Поочерёдно разогнуть пальцы).
Захотели поиграть!
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре,
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку —
Все мы делаем зарядку.
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках
столько раз,
Ровно столько, сколько
пальцев на руке у вас.
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Раз — подняться. Подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сядь.
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
На счёт «раз» кулак сожмём.
На счёт «два» в локтях согнём.
На счёт «три» – прижмём к плечам.
На четыре — к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.
Про «пятёрку» не забудем –
добрыми всегда мы будем.
Все поднимем руки — раз!
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! – и вверх,
Два! – и вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтоб ногам работу дать.
Раз присели, два поднялись.
Кто старался приседать
Может уж и отдыхать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придётся встать,
Тихо сесть и продолжать.

Диагностика математического развития дошкольников

Диагностика математического развития — исследование, которое помогает выявить степень соответствия реальных знаний и умений детей программным целям и задачам ФЭМП. Полученная информация позволяет сделать полезные выводы и выбрать наиболее эффективную технологию достижения высокого результата, а также скорректировать дальнейшую педагогическую стратегию работы. Материал для исследования обычно включает игровые письменные и устные задания, вопросы для беседы, аналогичные тем, что рассматривались на занятиях.

Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Смотреть картинку Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Картинка про Что такое фэмп в детском саду расшифровка. Фото Что такое фэмп в детском саду расшифровка

Исследование позволяет скорректировать дальнейшую педагогическую стратегию работы

Результаты исследования позволяют определить уровень развития математических знаний испытуемых:

Таблица: примеры заданий для диагностики в средней группе

— Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры.

Умение ориентироваться в групповой комнате.Игра «Назови, что видишь».
По заданию воспитателя ребёнок встаёт в определённом месте группы. Затем воспитатель просит ребёнка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребёнка показать правую, левую руку.Умение выделять и обозначать словами пространственные отношения («вправо» — «влево»).Упражнение «Влево, вправо».
Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево — красным.
— В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (влево).
— В синей одежде? (вправо).Умение различать и правильно называть части суток, их последовательностьИгра «Когда это бывает?»
Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребёнку все части суток (при помощи стиховорения).Умение понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра.Упражнение «Ответь правильно»
Воспитатель говорит с детьми:
— Что вам предстоит делать сегодня? (Гулять, обедать, спать).
— Чем вы занимались вчера? (Рисовали, играли, смотрели телевизор).
— Что собираетесь делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости).Сформированность понятий «быстро» — «медленно».Игра «Угадай, кто быстрее»
— Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы.
— Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев).
— Кого раскрасили? (Льва).
— Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро).

Тематический контроль по ФЭМП

Тематический контроль за работой педагогов ДОУ, направленной на формирование математических знаний, умений и навыков у воспитанников, преследует определённые цели.

Тематический контроль проводится специальной комиссией в составе представителей администрации садика и педагогов на основании приказа заведующей ДОУ и плана контроля.

Таблица: пример плана тематического контроля по ФЭМП

Вопросы контроляМетоды контроляРабочие материалыОтветственный
1. Обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.Наблюдение пед. процесса.Карта анализа НОД (деятельность детей).Ст. воспитатель
Изучение познавательного интереса детей.Анкета «Изучение познавательных интересов детей», методика «Маленький любознайка».
2. Система планирования воспитательно-образовательной деятельности с детьми в группах.Анализ рабочих программ работы с детьми по данной теме.Карта проверки рабочих программ с детьми.Ст. воспитатель
3. Уровень профессионального мастерства воспитателей.Анализ организации и проведения открытых мероприятий.Карта самоанализа открытого мероприятия по познавательному развитию детей.Заведующий ДОУ,
ст. воспитатель
Анализ профессионального мастерства воспитателей.Карта самооценки проф. мастерства воспитателя.
4. Создание условийАнализ условий для познавательного развития детей по ФГОС ДО.Карта обследования условий для познавательного развития детей по ФГОС ДО. Положение о смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики».Ст. воспитатель,
педагог-психолог,
учитель-логопед
Смотр-конкурс развивающих игр и центра занимательной математики.
5. Работа с родителямиАнкетирование родителей.Опросник для родителей по данному вопросу.Ст. воспитатель

На занятиях по математике в детском саду воспитатели целенаправленно работают над формированием у детей первичных представлений о количестве, величине и пространственном расположении предметов. От того, насколько продуктивны их педагогические усилия, зависит дальнейшее умственное развитие ребят, успешное овладение знаниями в школе. Формирование математических представлений — важное условие качественной интеллектуальной подготовки детей к школьной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *