Что такое фехтовальная фраза
Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА
Одним из основных методических приемов при обучении школе сценического боя является тренинг не отдельных движений, а непрерывное чередование атакующих приемов с защитами от них, ответными атаками, уклонениями и другими способами защиты, то есть с применением всего того, что может создать впечатление картины средневекового боя на холодном оружии. Одним из средств обучения фехтовальным навыкам является фехтовальная фраза.
Фразой называется сочетание действий нападения одного партнера и защитой другого, с немедленно следующей ответной атакой защищавшегося, с защитой и контратакой нападавшего.
Приемы нападения и защиты, непрерывно чередующиеся одни за другими, при условии, что в такой цепочке не меньше одной атаки, одной защиты и одной ответной атаки, называются фехтовальными фразами.
Сочетание одного приема нападения с одной защитой называется фехтовальным темпом.
Действия подготовки атаки: сближения, перемены соединения, нажимы, толчки (батманы) не входят в фехтовальную фразу. Фраза начинается только тогда, когда один из противников начал атаковать. Фехтовальная композиция создается по следующему плану: действия, связанные с подготовкой атаки, затем фраза из нескольких темпов и отход противников на длинную дистанцию, затем снова сближение, подготовка и опять фраза.
Сочетания приемов во фразе должны быть более легкими, чем выполняемые на уроках отдельные фехтовальные темпы. Так, например, включение во фразу одного из завязываний, пройденного на этом же уроке, будет явной ошибкой.
Техника, которая еще недостаточно освоена и не перешла на уровень полуавтоматических движений, обязательно в какой-то степени будет разрушена, и та часть урока, в которой ею занимались, по существу, пройдет бесцельно. Торопиться с усложнением и удлинением фехтовальных фраз, при недостаточно оттренированной технике, не надо. Это явная методическая ошибка.
Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА
Одним из основных методических приемов при обучении школе сценического боя является тренинг не отдельных движений, а непрерывное чередование атакующих приемов с защитами от них, ответными атаками, уклонениями и другими способами защиты, то есть с применением всего того, что может создать впечатление картины средневекового боя на холодном оружии. Одним из средств обучения фехтовальным навыкам является фехтовальная фраза.
Фразой называется сочетание действий нападения одного партнера и защитой другого, с немедленно следующей ответной атакой защищавшегося, с защитой и контратакой нападавшего.
Приемы нападения и защиты, непрерывно чередующиеся одни за другими, при условии, что в такой цепочке не меньше одной атаки, одной защиты и одной ответной атаки, называются фехтовальными фразами.
Сочетание одного приема нападения с одной защитой называется фехтовальным темпом.
Действия подготовки атаки: сближения, перемены соединения, нажимы, толчки (батманы) не входят в фехтовальную фразу. Фраза начинается только тогда, когда один из противников начал атаковать. Фехтовальная композиция создается по следующему плану: действия, связанные с подготовкой атаки, затем фраза из нескольких темпов и отход противников на длинную дистанцию, затем снова сближение, подготовка и опять фраза.
Сочетания приемов во фразе должны быть более легкими, чем выполняемые на уроках отдельные фехтовальные темпы. Так, например, включение во фразу одного из завязываний, пройденного на этом же уроке, будет явной ошибкой.
Техника, которая еще недостаточно освоена и не перешла на уровень полуавтоматических движений, обязательно в какой-то степени будет разрушена, и та часть урока, в которой ею занимались, по существу, пройдет бесцельно. Торопиться с усложнением и удлинением фехтовальных фраз, при недостаточно оттренированной технике, не надо. Это явная методическая ошибка.
Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
Глава XVI МЕЧ И ЩИТ
Упражнение № 111. Держание и обнажение оружия
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.
Техника исполнения. По команде «За мечи!» следует, повернувшись в полповорота влево, положить правую кисть на рукоять меча так же как это выполняется при вынимании шпаги из ножен. Левая рука придерживает верхний конец ножен. По команде «Вынимай!» следует обнажить меч так, как обнажали шпагу. Положение тела должно быть свободным. Ноги расставлены, левая впереди и несколько влево, корпус слегка повернут влево (рис. 73).
Рукоять меча держится следующим образом: рукоятка плотно охватывается всеми пальцами, большой палец противостоит остальным
четырем. Держать меч следует плотно и в обхват, причем та сторона рукояти, которая соответствует одному из лезвий, должна находиться в промежутке ладони между указательным и большим пальцами (рис. 74).
Салют
Упражнение № 112. Боевая стойка
Построение и исходное положение: те же, что в предыдущем упражнении.
Техника исполнения. По команде «К бою!» воин стоит на почти прямых ногах, тяжесть тела распределена равномерно. Между стопами расстояние большого шага. Положение ног — пятки шире, чем носки. Колени слегка согнуты, и все тело бойца готово как к нападению, так и к защите (рис. 76).
Передвижения
Все передвижения, выполняющиеся в школе сценического боя, применимы и в этом виде борьбы. При переменах стойки вперед и назад положение туловища почти не изменяется, щит должен защищать грудь,
Однако предпочтительнее при уколах и ударах сопровождать их выпадом правой ноги, а в действиях защиты щитом следует стоять левой ногой вперед. Выпад характерен тем, что стоящая сзади нога может быть поставлена на носок.
Уколы
Применяются три вида уколов мечом: сверху через щит; сбоку правее щита; снизу из-под щита.
Упражнение № 113. Укол через верх щита
Техника исполнения. По команде «Для укола сверху — замах!» надо поднять правую руку так, чтобы кисть, повернутая ладонью вниз, направляла острие меча в грудь воображаемого противника, через верхнюю кромку щита (рис. 77). По команде «Коли!» следует, выполняя выпад правой ногой, руку с мечом вытянуть вперед до предела (ладонью вниз), направляя укол в грудь или живот противника.
Упражнение № 114. Укол сбоку
Техника исполнения. По команде «Для укола сбоку — замах!» движение такое же, как в предыдущем упражнении, только рука отодвигается назад на уровне живота, с тем чтобы острие меча было направлено в грудь или живот противника, правее кромки щита. По команде «Коли!» следует нанести укол в грудь или живот. Кисть может быть в любом удобном положении.
Методические указания. Те же, что для выполнения предыдущего упражнения.
Упражнение № 115. Укол снизу
Методические указания. Те же, что и в предыдущем упражнении. Укол с выпадом левой ногой может быть нанесен только при явно короткой дистанции.
Простые удары
Методические указания. Этот прием не выполняется с выпадом левой ногой. Замах с движением назад может быть выполнен только на близкой дистанции, иначе размахнуться нельзя. В этом случае надо командовать: «Для удара справа, меняя стойку назад— замах!». Длинный текст команды нужен, поскольку он дает точное представление о технике.
Общие указания
Простые удары применяются при простых атаках, повторных и вздвоенных атаках, при вздваивании ударов. Они не применяются после выполненной защиты.
Круговые удары наносятся, главным образом, как ответные атаки по следующему принципу: если атакуемую голову защищают мечом, то ответные атаки выполняются круговыми ударами по правому или левому боку. Если от удара по боку была взята мечом первая защита, ответная исполняется круговым ударом по голове слева. При второй защите из стойки «левой ногой вперед»—круговым по голове слева или справа по выбору. При стойке «правой ногой вперед» — круговым слева.
После защиты щитом от удара или укола по левому боку — ответ с кругом по голове справа или с кругом по левому боку противника,
с переменой стойки или без нее, но применяя выпад, если это нужно, по длине дистанции.
Защиты
Защиты движением состоят из: отхода шагом назад, двойным шагом назад, переменой стойки назад или отходом вправо и влево; подскоком на двух ногах при низких горизонтальных ударах и наклонением корпуса вперед при высоких. Техника этих движений совершенно аналогична технике школы сценического боя, кроме подскоков и уклонений.
Упражнение № 119. Техника защиты подскоком
Методические указания. Перед тем как дать парные упражнения в защите с подскоком от удара мечом по ногам, следует тщательно обработать технику этого приема. Этого требует техника безопасности.
Упражнение № 120. Защита подскоком от удара по ногам справа (слева)
Методические указания. Аналогично выполняется подскок и при ударе слева, но для этого надо подать соответствующую команду. В обоих упражнениях следует добиться, чтобы удары по ногам выполнялись на уровне середины голени противника, лучше несколько ниже. Крайне важно точное ощущение скорости, при которой этот
прием можно безопасно выполнять. Нападающие должны смело действовать, так как от их темпоритма зависит своевременное выполнение подскока.
Методические указания. При замедленном ударе может возникнуть ошибка: защищающийся прыгнет раньше, и при приземлении (он в воздухе задержаться не может) ему попадет по ногам. Он может приземлиться на меч и сломать его или выбить из рук (а это провал сцены). При излишне быстром ударе защищающийся может не успеть подпрыгнуть. Успех в этом упражнении зависит от точного общения партнеров.
Упражнение № 121. Защита наклоном тела
Техника исполнения. По команде «Моя — для удара справа — замах!» выполнять указанный прием. Противник в момент удара по плечу должен присесть, одновременно наклонив туловище и голову. Затем по команде «Моя — по левому плечу руби!» нападающие, делая выпад правой ногой вперед, рубят левый бок противника на уровне его плеча.
Методические указания. Сложность приемов и требования техники безопасности диктуют необходимость показа этих действий преподавателем.
Упражнение № 122. Комбинированная защита движением
«Моя» | «Противник» |
1. Замах для удара справа и по плечу — руби. | 1. Защита наклоном. |
2. Замах для удара слева и по ногам — руби. | 2. Защита подскоком. |
3. Замах для удара справа и по плечу — руби. | 3. Защита наклоном. |
4. Кругом слева голову — руби. | 4. Двойной шаг назад. |
Оба — «К бою!» |
Методические указания. После изучения и тренировки партнеров следует поменяться ролями, снова учить комбинацию, а потом тренировать.
Защиты щитом
Наиболее типичные действия этим видом вооружения. Построение для этого и последующих упражнений — в одну шеренгу.
Упражнение № 123. Пятая защита
Методические указания. В момент выполнения защиты выгодно немного отклониться назад.
Упражнение № 124. Защита от укола в грудь
Активная защита. По команде «Щитом отбей!» надо резко разогнуть левую руку вперед влево. Эти действия щитом сбивают укол влево (рис. 81).
Упражнение № 125. Вторая защита (от удара по левому боку)
Техника исполнения. По команде «Щитом второй — закройсь!» следует предплечьем левой руки выполнить движения, аналогичные второй защите шпагой. Отбив будет влево (рис. 82).
Упражнение № 126. Третья защита (от удара по левому плечу или левой щеке)
Техника исполнения. По команде «Третьей — закройсь!» надо предплечьем левой руки сделать движение, аналогичное третьей защите шпагой (отбив будет влево, рис. 83).
Упражнение № 127. Четвертая защита (от удара по правой стороне туловища)
Методические указания. Надо, изучив технику этих защит, требовать при защитах выполнения небольшого выпада правой ногой вправо. Тренировку в применении
этих защит следует проводить в парном построении, реально отбивая уколы и удары противника.
Защита мечом
Эти действия не требуют описания, они тождественны защитам школы сценического боя. Мечом защищаются:
—от удара по левому боку первой защитой (рис. 85, а);
—от ударов по правому боку второй и третьей защитой (рис. 85, б);
—от удара по голове пятой защитой (рис. 85, в).
Методические указания. Технику исполнения этих защит надо выверять в парных упражнениях.
Нападение с помощью щита
В сценическом бою применяется только один прием нападения щитом. Это толчок в щит противника своим щитом.
Упражнение № 128. Толчок щитом
Построение: в две шеренги. Исходное положение: дистанция дальняя, моя — в правосторонней стойке, противник — в левой стойке.
Техника исполнения. По команде «Моя — щитом бей!» следует, меняя стойку вперед в положение
146
полувыпада левой ногой, толкнуть партнера в его щит всей плоскостью своего щита (рис. 86). Противник может противопоставить свою силу этому действию или же отойти назад.
Методические указания. Столкновения щитов могут иметь продолжения. Сила может быть использована для ответного толчка или нажима вперед. Может возникнуть пауза (для реплик), может быть силовая борьба, спокойный отход назад или почти скачок. В этом случае нападающий может повторить атаку любым логичным способом. У противника есть возможность после отхода перейти в атаку.
Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА
Одним из основных методических приемов при обучении школе сценического боя является тренинг не отдельных движений, а непрерывное чередование атакующих приемов с защитами от них, ответными атаками, уклонениями и другими способами защиты, то есть с применением всего того, что может создать впечатление картины средневекового боя на холодном оружии. Одним из средств обучения фехтовальным навыкам является фехтовальная фраза.
Фразой называется сочетание действий нападения одного партнера и защитой другого, с немедленно следующей ответной атакой защищавшегося, с защитой и контратакой нападавшего.
Приемы нападения и защиты, непрерывно чередующиеся одни за другими, при условии, что в такой цепочке не меньше одной атаки, одной защиты и одной ответной атаки, называются фехтовальными фразами.
Сочетание одного приема нападения с одной защитой называется фехтовальным темпом.
Действия подготовки атаки: сближения, перемены соединения, нажимы, толчки (батманы) не входят в фехтовальную фразу. Фраза начинается только тогда, когда один из противников начал атаковать. Фехтовальная композиция создается по следующему плану: действия, связанные с подготовкой атаки, затем фраза из нескольких темпов и отход противников на длинную дистанцию, затем снова сближение, подготовка и опять фраза.
Сочетания приемов во фразе должны быть более легкими, чем выполняемые на уроках отдельные фехтовальные темпы. Так, например, включение во фразу одного из завязываний, пройденного на этом же уроке, будет явной ошибкой.
Техника, которая еще недостаточно освоена и не перешла на уровень полуавтоматических движений, обязательно в какой-то степени будет разрушена, и та часть урока, в которой ею занимались, по существу, пройдет бесцельно. Торопиться с усложнением и удлинением фехтовальных фраз, при недостаточно оттренированной технике, не надо. Это явная методическая ошибка.
Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
Глава XVI МЕЧ И ЩИТ
Упражнение № 111. Держание и обнажение оружия
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.
Техника исполнения. По команде «За мечи!» следует, повернувшись в полповорота влево, положить правую кисть на рукоять меча так же как это выполняется при вынимании шпаги из ножен. Левая рука придерживает верхний конец ножен. По команде «Вынимай!» следует обнажить меч так, как обнажали шпагу. Положение тела должно быть свободным. Ноги расставлены, левая впереди и несколько влево, корпус слегка повернут влево (рис. 73).
Рукоять меча держится следующим образом: рукоятка плотно охватывается всеми пальцами, большой палец противостоит остальным
четырем. Держать меч следует плотно и в обхват, причем та сторона рукояти, которая соответствует одному из лезвий, должна находиться в промежутке ладони между указательным и большим пальцами (рис. 74).
Салют
Упражнение № 112. Боевая стойка
Построение и исходное положение: те же, что в предыдущем упражнении.
Техника исполнения. По команде «К бою!» воин стоит на почти прямых ногах, тяжесть тела распределена равномерно. Между стопами расстояние большого шага. Положение ног — пятки шире, чем носки. Колени слегка согнуты, и все тело бойца готово как к нападению, так и к защите (рис. 76).
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Если вам нужны темы для Вордпресс, то всё, что вам нужно находится на интернет-ресурсе https://wordpresssuite.com/.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
Л
Лезвие — рубящий край сабельного клинка.
Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.
Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.
М
Маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.
Маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.
Т
Тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.
Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.
Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.
У
Удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.
Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.
Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.
Э
Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.
Сценическое фехтование
Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА
Одним из основных методических приемов при обучении школе сценического боя является тренинг не отдельных движений, а непрерывное чередование атакующих приемов с защитами от них, ответными атаками, уклонениями и другими способами защиты, то есть с применением всего того, что может создать впечатление картины средневекового боя на холодном оружии. Одним из средств обучения фехтовальным навыкам является фехтовальная фраза.
Фразой называется сочетание действий нападения одного партнера и защитой другого, с немедленно следующей ответной атакой защищавшегося, с защитой и контратакой нападавшего.
Приемы нападения и защиты, непрерывно чередующиеся одни за другими, при условии, что в такой цепочке не меньше одной атаки, одной защиты и одной ответной атаки, называются фехтовальными фразами.
Сочетание одного приема нападения с одной защитой называется фехтовальным темпом.
Действия подготовки атаки: сближения, перемены соединения, нажимы, толчки (батманы) не входят в фехтовальную фразу. Фраза начинается только тогда, когда один из противников начал атаковать. Фехтовальная композиция создается по следующему плану: действия, связанные с подготовкой атаки, затем фраза из нескольких темпов и отход противников на длинную дистанцию, затем снова сближение, подготовка и опять фраза.
Сочетания приемов во фразе должны быть более легкими, чем выполняемые на уроках отдельные фехтовальные темпы. Так, например, включение во фразу одного из завязываний, пройденного на этом же уроке, будет явной ошибкой.
Техника, которая еще недостаточно освоена и не перешла на уровень полуавтоматических движений, обязательно в какой-то степени будет разрушена, и та часть урока, в которой ею занимались, по существу, пройдет бесцельно. Торопиться с усложнением и удлинением фехтовальных фраз, при недостаточно оттренированной технике, не надо. Это явная методическая ошибка.
Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
Г лава XVI МЕЧ И ЩИТ
Упражнение № 111. Держание и обнажение оружия
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.
Техника исполнения. По команде «За мечи!» следует, повернувшись в полповорота влево, положить правую кисть на рукоять меча так же как это выполняется при вынимании шпаги из ножен. Левая рука придерживает верхний конец ножен. По команде «Вынимай!» следует обнажить меч так, как обнажали шпагу. Положение тела должно быть свободным. Ноги расставлены, левая впереди и несколько влево, корпус слегка повернут влево (рис. 73).
Рукоять меча держится следующим образом: рукоятка плотно охватывается всеми пальцами, большой палец противостоит остальным
ч етырем. Держать меч следует плотно и в обхват, причем та сторона рукояти, которая соответствует одному из лезвий, должна находиться в промежутке ладони между указательным и большим пальцами (рис. 74).
П остроение и исходное положение: те же, что в предыдущем упражнении.
Техника исполнения. По команде «К бою!» воин стоит на почти прямых ногах, тяжесть тела распределена равномерно. Между стопами расстояние большого шага. Положение ног — пятки шире, чем носки. Колени слегка согнуты, и все тело бойца готово как к нападению, так и к защите (рис. 76).
Все передвижения, выполняющиеся в школе сценического боя, применимы и в этом виде борьбы. При переменах стойки вперед и назад положение туловища почти не изменяется, щит должен защищать грудь,
Однако предпочтительнее при уколах и ударах сопровождать их выпадом правой ноги, а в действиях защиты щитом следует стоять левой ногой вперед. Выпад характерен тем, что стоящая сзади нога может быть поставлена на носок.
Применяются три вида уколов мечом: сверху через щит; сбоку правее щита; снизу из-под щита.
Упражнение № 113. Укол через верх щита
Техника исполнения. По команде «Для укола сверху — замах!» надо поднять правую руку так, чтобы кисть, повернутая ладонью вниз, направляла острие меча в грудь воображаемого противника, через верхнюю кромку щита (рис. 77). По команде «Коли!» следует, выполняя выпад правой ногой, руку с мечом вытянуть вперед до предела (ладонью вниз), направляя укол в грудь или живот противника.
Упражнение № 114. Укол сбоку
Техника исполнения. По команде «Для укола сбоку — замах!» движение такое же, как в предыдущем упражнении, только рука отодвигается назад на уровне живота, с тем чтобы острие меча было направлено в грудь или живот противника, правее кромки щита. По команде «Коли!» следует нанести укол в грудь или живот. Кисть может быть в любом удобном положении.
Методические указания. Те же, что для выполнения предыдущего упражнения.
У пражнение № 115. Укол снизу
Методические указания. Те же, что и в предыдущем упражнении. Укол с выпадом левой ногой может быть нанесен только при явно короткой дистанции.
Методические указания. Этот прием не выполняется с выпадом левой ногой. Замах с движением назад может быть выполнен только на близкой дистанции, иначе размахнуться нельзя. В этом случае надо командовать: «Для удара справа, меняя стойку назад— замах!». Длинный текст команды нужен, поскольку он дает точное представление о технике.
Простые удары применяются при простых атаках, повторных и вздвоенных атаках, при вздваивании ударов. Они не применяются после выполненной защиты.
Круговые удары наносятся, главным образом, как ответные атаки по следующему принципу: если атакуемую голову защищают мечом, то ответные атаки выполняются круговыми ударами по правому или левому боку. Если от удара по боку была взята мечом первая защита, ответная исполняется круговым ударом по голове слева. При второй защите из стойки «левой ногой вперед»—круговым по голове слева или справа по выбору. При стойке «правой ногой вперед» — круговым слева.
После защиты щитом от удара или укола по левому боку — ответ с кругом по голове справа или с кругом по левому боку противника,
с переменой стойки или без нее, но применяя выпад, если это нужно, по длине дистанции.
Защиты движением состоят из: отхода шагом назад, двойным шагом назад, переменой стойки назад или отходом вправо и влево; подскоком на двух ногах при низких горизонтальных ударах и наклонением корпуса вперед при высоких. Техника этих движений совершенно аналогична технике школы сценического боя, кроме подскоков и уклонений.
Упражнение № 119. Техника защиты подскоком
Методические указания. Перед тем как дать парные упражнения в защите с подскоком от удара мечом по ногам, следует тщательно обработать технику этого приема. Этого требует техника безопасности.
Упражнение № 120. Защита подскоком от удара по ногам справа (слева)
Методические указания. Аналогично выполняется подскок и при ударе слева, но для этого надо подать соответствующую команду. В обоих упражнениях следует добиться, чтобы удары по ногам выполнялись на уровне середины голени противника, лучше несколько ниже. Крайне важно точное ощущение скорости, при которой этот
прием можно безопасно выполнять. Нападающие должны смело действовать, так как от их темпоритма зависит своевременное выполнение подскока.
Методические указания. При замедленном ударе может возникнуть ошибка: защищающийся прыгнет раньше, и при приземлении (он в воздухе задержаться не может) ему попадет по ногам. Он может приземлиться на меч и сломать его или выбить из рук (а это провал сцены). При излишне быстром ударе защищающийся может не успеть подпрыгнуть. Успех в этом упражнении зависит от точного общения партнеров.
Упражнение № 121. Защита наклоном тела
Техника исполнения. По команде «Моя — для удара справа — замах!» выполнять указанный прием. Противник в момент удара по плечу должен присесть, одновременно наклонив туловище и голову. Затем по команде «Моя — по левому плечу руби!» нападающие, делая выпад правой ногой вперед, рубят левый бок противника на уровне его плеча.
Методические указания. Сложность приемов и требования техники безопасности диктуют необходимость показа этих действий преподавателем.
Упражнение № 122. Комбинированная защита движением
1. Замах для удара справа и по плечу — руби.
2. Замах для удара слева и по ногам — руби.
2. Защита подскоком.
3. Замах для удара справа и по плечу — руби.
4. Кругом слева голову — руби.
4. Двойной шаг назад.
Методические указания. После изучения и тренировки партнеров следует поменяться ролями, снова учить комбинацию, а потом тренировать.
Н аиболее типичные действия этим видом вооружения. Построение для этого и последующих упражнений — в одну шеренгу.
Упражнение № 123. Пятая защита
Методические указания. В момент выполнения защиты выгодно немного отклониться назад.
Упражнение № 124. Защита от укола в грудь
А ктивная защита. По команде «Щитом отбей!» надо резко разогнуть левую руку вперед влево. Эти действия щитом сбивают укол влево (рис. 81).
Упражнение № 125. Вторая защита (от удара по левому боку)
Техника исполнения. По команде «Щитом второй — закройсь!» следует предплечьем левой руки выполнить движения, аналогичные второй защите шпагой. Отбив будет влево (рис. 82).
У пражнение № 126. Третья защита (от удара по левому плечу или левой щеке)
Техника исполнения. По команде «Третьей — закройсь!» надо предплечьем левой руки сделать движение, аналогичное третьей защите шпагой (отбив будет влево, рис. 83).
Упражнение № 127. Четвертая защита (от удара по правой стороне туловища)
Методические указания. Надо, изучив технику этих защит, требовать при защитах выполнения небольшого выпада правой ногой вправо. Тренировку в применении
этих защит следует проводить в парном построении, реально отбивая уколы и удары противника.
Эти действия не требуют описания, они тождественны защитам школы сценического боя. Мечом защищаются:
от удара по левому боку первой защитой (рис. 85, а);
от ударов по правому боку второй и третьей защитой (рис. 85, б);
от удара по голове пятой защитой (рис. 85, в).
Методические указания. Технику исполнения этих защит надо выверять в парных упражнениях.
Нападение с помощью щита
В сценическом бою применяется только один прием нападения щитом. Это толчок в щит противника своим щитом.
Упражнение № 128. Толчок щитом
Построение: в две шеренги. Исходное положение: дистанция дальняя, моя — в правосторонней стойке, противник — в левой стойке.
Техника исполнения. По команде «Моя — щитом бей!» следует, меняя стойку вперед в положение
полувыпада левой ногой, толкнуть партнера в его щит всей плоскостью своего щита (рис. 86). Противник может противопоставить свою силу этому действию или же отойти назад.
Методические указания. Столкновения щитов могут иметь продолжения. Сила может быть использована для ответного толчка или нажима вперед. Может возникнуть пауза (для реплик), может быть силовая борьба, спокойный отход назад или почти скачок. В этом случае нападающий может повторить атаку любым логичным способом. У противника есть возможность после отхода перейти в атаку.