Что такое фальшивый рысак
Анализ рассказа А.И. Куприна «Изумруд»
Одним из блоков вариативных программ литературного образования — и не только в 8-м классе — являются произведения о животных. Помимо привычных, хорошо методически освоенных стихотворений Есенина или рассказов Тургенева и Сетона-Томпсона рекомендуем обратить ваше внимание на рассказ А.И. Куприна «Изумруд». Небольшой по размеру, яркий, динамичный, он очень удобен для изучения на уроке или в качестве внеклассного чтения с последующим обсуждением. Советуем присмотреться к нему и тем учителям, кто занят подготовкой школьников к олимпиадам: ведь анализ небольшого эпического произведения является на олимпиаде одним из обязательных туров (подробнее об олимпиадных заданиях мы расскажем в следующем номере). Публикуемый материал поможет учителю провести такой анализ.
Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказ Александра Ивановича Куприна «Изумруд» (1907). Куприн с большой задушевностью и отличным знанием жизни писал о животных, он даже замышлял создание целой книги о них, но не успел осуществить задуманное.
“Университеты” жизни, подобные горьковским, позволили Куприну из многообразия встреч, эпизодов, событий выбрать то, что он знал не понаслышке. В основу произведения положен эпизод из жизни рысака Изумруда, не мыслящего себя без движения и оказавшегося втянутым в человеческие интриги.
Проблема перерастает первоначальный схематизм: противопоставление жестоких людей и беззащитных животных. И выражение “где кончается человек и начинается животное” требует корректировки, потому что на поверку животное оказывается неизмеримо выше.
Изумруд погибает вследствие коварства, корыстолюбия, алчности людей, но насколько он чище, совершеннее их! Невдомёк ему, разгорячённому блистательной победой в бегах, почему вокруг него поднялась суматоха, почему проверяют его клеймо и масть, почему звучат обвинения в мошенничестве, как невдомёк и то, почему у овса в чужой, незнакомой конюшне такой странно-непривычный вкус. И подлое убийство ранним утром, “когда все. спали”, не осознанное жертвой, отторгает убийцу, “большеголового, заспанного человека с маленькими чёрными глазками и тоненькими чёрными усами на жирном лице”, от рода человеческого, так безнадёжно уступающего животным в порядочности.
Необычность повествования обусловлена выбором главного героя: события увидены глазами жеребца Изумруда, осознаны лошадиным умом, эмоции переданы завистливым весёлым ржанием или тревожным всхрапом, нервным переступанием грациозных ног и затаёнными мыслями. Умышленная ограниченность восприятия компенсируется интуитивной, подсознательной реакцией животного на поведение человека. Так, симпатичный Изумруду англичанин “никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом”, “он весь точно какая-то необыкновенная лошадь — мудрая, сильная и бесстрашная”. И улыбается-то он, “скаля по-лошадиному длинные зубы”. Не случайна тесная связь, почти сверхъестественное взаимопонимание без слов между человеком и животным в сцене бегов: по разумению Изумруда, между ними много общего (“как это видят люди и звери только в раннем детстве”). С годами эта общность утрачивается, а иначе как объяснить существование доброго, хорошего, но без “чего-то главного, лошадиного” конюха Назара, труса Васьки, который кричит и дерётся, совсем юного, игривого, как жеребёнок-сосунок, Андрияшки и ещё одного конюха, безымянного, жестокого и нетерпеливого.
Изумруд не склонен отгораживаться от человеческого мира, напротив, он тянется к людям, но не всегда встречает понимание. И читателю становится понятно, почему звучит “грубый человеческий окрик” и “тоненькое, дрожащее, ласковое и игривое ржание”.
Сюжет рассказа, изложенный человеком, прозвучал бы ординарно, почти тривиально, но события в восприятии Изумруда, не постигшего человеческую логику (и человеческую жестокость), не оставят читателя равнодушным.
Рысак просыпается накануне бегов в полночь и, убаюканный теплом конюшни и ароматом сена, вновь засыпая, возвращается в детство, к матери-кобыле. Счастливые и приятные воспоминания прерываются суетой начавшегося дня. Нетерпение застоявшегося Изумруда сдерживают мудрые руки англичанина. В конечном итоге победа рысака — это торжество американской выездки, превращающей “лошадь в живую безукоризненную машину”. Непонятные для него манипуляции фотографа, запечатлевшего триумф Изумруда, прерваны “чёрной рассыпающейся массой” людей. И далее происходит что-то совсем уж непонятное для рысака, обозначенное криком: “Поддельная лошадь, фальшивый рысак, обман, мошенничество, деньги назад!”
И виноваты не “большая жёлтая луна, внушавшая ему тёмный ужас”, а люди — одни, пытавшиеся обмануть других, и другие, мстящие за обман. А между молотом и наковальней — почти совершенной красоты жеребец Изумруд, так и не понявший, что ему подсыпали отраву в овёс, чтобы прекратить дальнейшее разбирательство.
Пять глав из шести в рассказе занимает триумф Изумруда, ибо, даже не выступая на бегах, а только готовясь к ним, он торжествует над несовершенством жизни. Кульминация — в конце пятой главы, когда творится неправедный человеческий суд. И стремительная развязка в шестой главе. Всё это сообщает напряжённость сюжету, начавшемуся, казалось бы, столь безмятежно.
В поле зрения Изумруда попадает привычная обстановка: конюшня, коновязь, двор ипподрома. Восприятие слагается из запахов (“крепкий, волнующий запах её кожи”, “вонючий табак”, “тёплый запах пережёванного сена”, “уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином”), звуков (“жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли”, “храпел дежурный конюх”, “ревнивое сердитое дыхание”, “злобно взвизгивали”). Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на ароматном лугу рядом с матерью. И краски ярче и чище, и запахи отчётливее. В воспоминаниях его пьянит “восторг молодости, силы и быстрого бега”.
В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И сколь контрастны люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади, даже с ногавками на бабках, полотняными поясами, подмышниками, отороченными мехом, выглядят венцом творения природы.
Повествование почти лишено диалогов: это или вопли восторга на круге ипподрома, или предполагаемый разговор между англичанином и Изумрудом. Реплики, произнесённые вслух, зависают в воздухе, потому что на первый взгляд не касаются главного героя, который часто думает про себя и даже не лишён фантазии (“думая о нём, Изумруд сам попробовал мысленно похромать немножко”).
Чисто купринская манера письма, нарочито бесстрастная, иногда суховато повествовательная, иногда расцвеченная удивительно точными “говорящими” эпитетами (“сказочно-прелестно зелена”, “нежно розовела”, “сверкала дрожащими огнями роса”), производит тем не менее неотразимое впечатление: как живые встают перед нами красавец рысак и другие герои рассказа. В нескольких фразах описывает Куприн метаморфозу, произошедшую с рыжим жеребцом, соперником Изумруда. Динамика видится и в “дрожащих огнях”, и в переливающихся от движения мускулах под кожей.
Психологический драматизм ставит рассказ Куприна в один ряд с произведениями И.С. Тургенева, С.А. Есенина и других писателей, помнивших о наших “меньших братьях”, а острота постановки общечеловеческих проблем делает его актуальным во все времена.
А. И. Куприн «Изумруд»: анализ произведения
История создания
Рассказ «Изумруд» был написан А. И. Куприным в 1907 году. В основу сюжета произведения легла реальная история великолепного скакуна Рассвета, который был погублен из-за корыстных расчетов людей. Необычность произведения состоит в выборе автором главного героя: все события увидены глазами жеребца Изумруда. Перед читателем открывается удивительный мир, состоящий из ярких образов, запахов, тайных мыслей. Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это прекрасная тонкая драматичная история о доверчивости и беззащитности животных и жестокости мира людей.
Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.
Жанр, направление
«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.
Смысл названия
Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.
Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.
Композиция
Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.
В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.
Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.
Сюжет
После этого Изумруда больше не берут на скачки. Теперь к нему приходит много незнакомых людей (судя по всему, покупателей), которые рассматривают его и о чем-то спорят. Бедный Изумруд скучает взаперти без движения. Наконец его перевозят на поезде в какую-то деревню, где держат отдельно от других лошадей. Изумруд чувствует, что его как будто прячут. В конюшню к Изумруду снова приходят неизвестные люди (вероятно, покупатели), теребят его и о чем-то спорят.
На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.
В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.
Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». Интересно, что автор рассказывает о мыслях животного, словно мы можем посмотреть на мир глазами скакуна. Характеристика Изумруда складывается из оценки его взаимодействия с другими лошадями и людьми. Много интересного читатель узнает из воспоминаний и мыслей Изумруда. Изумруд любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.
Так же прослеживаются такие качества. Как внимательность, развитая интуиция и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.
Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.
Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.
Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.
Васька – молодой конюх, который не любит лошадей. Злоупотребляет алкоголем, курит в конюшне, грубый в обращении с животными.
Англичанин. Наездник высокий и худой, всегда с бритым лицом и золотыми очками. Он воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь». Наездника боялись конюхи и лошади, Изумруд же уважал англичанина.
Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.
В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.
Проблемы
Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.
Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.
Основная идея
Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».
Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».
Чему учит?
Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».
Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищено.
Краткое содержание «Изумруд»
Всего получено оценок: 254.
О произведении
Рассказ «Изумруд» Куприна был написан в 1907 году. События происходят в дореволюционной России. Главным героем произведения является породистый красавец-жеребец, чья судьба складывается трагически из-за людской зависти и жадности.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Изумруд» по главам, которое пригодится для подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
« Четырёхлетний жеребец Изумруд » был будто специально создан для скачек: высокий, прекрасно сложённый, с крепкими длинными ногами. Он обитал в конюшне, где находились и другие беговые лошади: молодая кобылка Щеголиха и старый норовистый жеребец Онегин, « изредка ещё бегавший на призы в городских одиночках ».
За лошадьми ухаживали четыре конюха: « Назар — хороший старик », вечно пьяный молодой конюх Василий, безымянный жестокий конюх « с кривым глазом », и добрый, ласковый « Андрияшка, ещё совсем мальчик ».
Изумруд не воспринимал всерьёз конюхов. Куда больше его интересовал главный наездник конюшни, который был « весь точно какая-то необыкновенная лошадь — мудрая, сильная и бесстрашная ».
Глава 2
Изумруд уснул, и ему приснилось его безмятежное детство. « Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела », скачет по зелёному лугу, а рядом стоит его мать — « костлявая, старая, спокойная кобыла ».
Глава 3
С раннего утра Назар принялся старательно вычищать Изумруда — « был день бегов », и жеребец должен был их встретить в лучшем виде. Затем пришёл наездник-англичанин, который « особенно следил за запряжкой Изумруда, оглядывая всё тело лошади от чёлки до копыт ».
Глава 4
Изумруд любил скачки, ему нравилось ощущать свои сильные мышцы, чувствовать свободу во время быстрого бега. Англичанин был очень опытным и умело управлял Изумрудом, который послушно реагировал на малейшее движение его руки.
Наездник использовал настоящую американскую выездку, « превращая лошадь в живую безукоризненную машину ». Изумруд полностью доверял наезднику, и скакал спокойно и уверенно. В антракте между бегами ему удалось внимательно рассмотреть своих соперников.
Глава 5
Начался второй забег, и в этот раз англичанин сел в коляску уже без перчаток. « Изумруд чувствовал, как тысяча глаз неотступно провожала его, и он ясно понимал, что эти глаза ждут от него быстрых движений, полного напряжения сил, могучего биения сердца ». Это осознание придало скакуну сил, и в итоге он пришёл к финишу на семь секунд раньше своего главного соперника.
Глава 6
Изумруда отвели в конюшню, « а потом пошли скучные дни ». Он уже больше не участвовал в скачках. Периодически приходили незнакомцы, которые внимательно осматривали его и кричали друг на друга.
Вскоре Изумруда отвезли в деревню, где вновь заперли в конюшне. Безотчётный страх скакуну внушал « большеголовый, заспанный человек с маленькими чёрными глазками и тоненькими чёрными усами на жирном лице », который однажды утром насыпал ему овёс с непривычным вкусом. Изумруд почувствовал сильную резь в животе, которая с каждой минутой всё усиливалась, но « потом всё исчезло — навсегда ».
Заключение
Куприн продемонстрировали контраст между благородством и чистотой животного и жестоким миром людей, в котором правит лишь одна жажда наживы. Изумруд честно выполнил свою работу, но вместо благодарности и заботы в полной мере ощутил силу предательства.
После ознакомления с кратким пересказом «Изумруд» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Кратко «Изумруд» А. И. Куприн
В рассказе Куприна печальная история жеребца по кличке Изумруд. Он оказался фальшивым рысаком, и люди просто избавились от «некачественного» животного.
Очень краткий пересказ рассказа «Изумруд»
Утро. Конюшня. Конь по кличке Изумруд переглядывается с молодой кобылицей Щеголихой. Ревнивый старый жеребец Онегин ворчит на юнца. Давние соперники ржут и будят конюха Василия. Парень грубо осаждает животных.
Изумруд приступает к еде и перебирает в памяти четырех конюхов: добряка Назара, грубияна Ваську, жестокого косоглазого дядьку, мальчика Андрияшку и наездника любимца всей конюшни – тощего бритого мужичка с золотыми очками.
Герой жуёт терпкую смесь сена. Вкус вызывает приятные воспоминания, но лошадь не может припомнить далекие события и от сытости засыпает.
Жеребцу снится детство, веселая беготня по лугу и вкус материнского молока. На рассвете конюхи кормят рысаков овсом и выводят на улицу. Непоседливый Изумруд мечтает о бегах.
Коней тщательно моют и готовят к забегу. Выбор авторитетного наездника англичанина падает на героя. Гордого скакуна выводят в тренировочный двор.
Разминку продолжают на ипподроме. Изумруд спокойно разогревается перед забегом и оценивает противников. Упитанный серый «орловец» и вороной гигант – достойные соперники.
Тонконогая кобыла и хрупкий молодой жеребец не конкуренты для героя. Серьёзный претендент на победу – рыжей рысак. Но он выбывает из круга, доведённый наездником до изнеможения.
Изумруд соревнуется с вороным великаном. Лёгкий бег, крепкие ноги и умелое управление приводят героя к победе. Финалиста выводят к трибунам. Зрители обступают лошадь и громко заявляют об обмане, наш герой вовсе непородистый рысак.
Коня больше не выпускают на прогулку. После долгого заточения беднягу увозят в деревню и держат в отдельной конюшне. Подозрительный большеголовый конюх ночью подсыпает Изумруду отравленный овёс. Жеребец умирает в муках.
Главный герой и характеристика:
Второстепенные герои и характеристика:
Краткое содержание рассказа «Изумруд» подробно по главам
Конь по кличке Изумруд просыпается в конюшне засветло. Животные жуют сено, но герою не до еды. Он перекидывается взглядами с юной вороной лошадкой по имени Щеголиха.
Флирт прерывает старый поджарый конь, ветеран скачек – Онегин. Жеребцы давно враждуют. Они гневно фырчат друг на друга через перегородку и поднимают шум. Сонный конюх Василий криком успокаивает ревнивцев.
Изумруд лениво жуёт сено и вспоминает всех смотрителей конюшни.
Старина Назар всегда был ласков с подопечными, сено с его рук самое вкусное. Пьянчуга Вася отличался вредностью и драчливостью, замахивался на животных, но по натуре трус.
Андрияшка по меркам лошадей ещё жеребёнок, забавный мальчишка. Безымянный косоглазый конюх грубый и жестокий.
Любимец лошадей – худощавый высокий мужчинка. Уверенный и опытный наездник. Если он в седле, у скакуна праздник!
Изумруд мечтательно представляет ипподром, скачки, трибуны. Терпкий цветочный вкус во рту пробуждает знакомое чувство. Герой не может поймать смутное воспоминание и забывается во сне.
Перед рассветом Изумруду снится детство. Он ещё семимесячный жеребёнок, носится по лугу у родного дома, вдыхает аромат цветов. Исхудавшая кобылица громко зовёт милого стригунка. Изумруд бежит к матери и до отвала напивается теплым молоком.
Герой просыпается. Единственный старый козёл в рядах жеребцов топчется у порога. Вася открывает животинке дверь, конюшню заливает свет и осенний ветерок.
Четыре конюха приносят лошадям овёс. Жадный Онегин жуёт перекладину кормушки и оглушающе ржёт, Изумруд тихо дожидается старика Назара. Он нарочито медленно насыпает ему корм. Жеребец тычет смотрителя мордой под его шутливое ворчание.
Лошадей выводят на улицу. Изумруд рвётся в бой, жаждет свободы и буйства адреналина в крови. Он искоса поглядывает на Щеголиху.
Назар привязывает жеребца к столбу и щедро обливает холодной водой. Скакунов моют, вычёсывают и сушат под тёплым солнышком. Во двор выкатывают двухколёсные повозки. Идет подготовка к соревнованиям.
На лошадей крепят упряжки и оглобли. Появляется главный наездник конюшни англичанин. Его уважительно встречают и рабочие, и кони. Мужчина следит за уборкой и особенно как запрягают Изумруда, жеребец польщён вниманием и гордо вскидывает голову.
Назар и «косоглазый» провожают героя к ипподрому. В тренировочном дворе участники ходят по кругу, готовясь к забегу. Изумруд бегло здоровается со знакомым белым жеребцом.
Звенит призывный звонок, наездника усаживают в коляску. Участники выезжают на ипподром, трибуны заполняются зрителями и гудят. Счастливый Изумруд мечтает рвануть с места, но жеребца сдерживает англичанин. В первом забеге жеребцы меряются силами.
Перед вторым кругом Изумруд разминается, по дорожке идёт лёгкой рысью с выверенным шагом.
Героя обгоняет крупный серый орловский рысак, следом настигает изящная чёрная кобылица. Недолго парочка идёт вровень, пока хозяева переговариваются.
Мимо с раздутыми ноздрями мчит огромный чёрный жеребец. Это своенравный и дикий, непокорный и серьёзный соперник. В противовес великану по песку шагает молоденький новичок, смешной и нарядный не по случаю.
Всеобщее внимание привлекает рыжий рысак, пролетающий уже второй круг галопом. Конь хрипло дышит, дрожит и еле держится на ногах. Жеребца уводят, Изумруд неспешно продолжает разогревать мышцы.
Финальный забег. Герой стартует с вороным гигантом и знакомым белым жеребцом. Англичанин умело управляет Изумрудом, ведёт его рысью и даёт ускорение на каждом круге. Один раз конь теряет ритм, но твёрдые руки наездника вводят его в строй.
Герой приходит к финишу в идеальном дуэте с хозяином, вороной опаздывает на 7 секунд. Чемпиона уводят с ипподрома, распрягают и угощают сахаром под ликование зрителей.
Вокруг победителя толпятся люди. Несколько знатоков осматривают коня и гневно шумят на организаторов. Толпа утверждает, что Изумруд фальшивый рысак. Англичанин в бешенстве.
Изумруда отводят в родную конюшню, но больше не выпускают на разминки. Несколько дней конь томится в ожидании свободы, не понимая причины заточения. Незнакомые люди часто приходят осмотреть «поддельного рысака».
Ночью опальную лошадь увозят на поезде в глушь. Скакун попадает в тёмную конюшню, живёт отдельно от других лошадей. Незнакомцы продолжают навещать Изумруда, и громко спорят между собой.
Большеголовый смотритель конюшни не внушает доверия. Звериное чутье внушат ужас в душу коня. Пока остальные рабочие спали, большеголовый принёс заключённому овёс. Вкус у корма был сладкий, слегка с горчинкой. Очень странный на вкус.
Изумруд почувствовал боль в животе. Ноги подкосились, тело ослабло, и жеребец упал на землю в судорогах. Темнота поглотила его, герой скончался.
Кратко об истории создания произведения
Трогательный рассказ «Изумруд» вышел в свет в 1907 году в альманахе «Шиповник». Автор был большим поклонником лошадей. И это произведение было одним из многочисленных посвящений любимым животным.
Писали, что рассказ Куприна навеян рысаком Холстомером из произведения Льва Толстого. По другой версии, сюжет частично основан на слухах о внезапной гибели московской беговой лошади.