Что такое факультет в колледже медицинском пример
Что такое кафедра, факультет и деканат в университете
Когда мы разобрались, чем отличается университет от института или академии, и выучили значение студенческих слов, самое время понять разницу между структурными подразделениями вуза. Мы расскажем, что такое кафедра в университете, чем она отличается от факультета и какие должности занимают ее сотрудники.
Быстро влиться в студенческую жизнь поможет наш телеграмм-канал. Его подписчики не только узнают полезную информацию, но и участвуют в крутых акциях.
Что такое кафедра и факультет в университете
Что такое кафедра в институте
Кафедра в вузе это — это подразделение факультета, которое ведет подготовку кадров по конкретной отрасли знаний (обычно 1-3 специальности).
Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету
Основные задачи кафедры вуза:
Существует несколько типов кафедр.
Факультет в институте или университете
Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.
Должности на кафедре в университете
На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.
Лаборант на кафедре в университете
Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:
Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.
Ассистент кафедры
Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.
На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.
Старший преподаватель
Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.
Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.
Кто такой доцент кафедры в институте
Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Профессор
Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).
Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.
Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах
Заведующий кафедрой
Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:
При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.
Другие должности на кафедре
Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).
Сотрудники деканата
Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.
Методист
Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.
А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.
Секретарь
Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:
Декан
Декан – это глава факультета и связующее звено между кафедрой и ректоратом.
Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).
Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.
У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)
Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.
Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.
6 самых перспективных направлений медицинских колледжей
Многие эксперты оправданно считают первым шагом освоения профессии врача обучение в медицинском колледже. Получив базовую подготовку, выпускники могут беспрепятственно поступить в институт, потому что с дипломом о высшем образовании перед ними открывают двери любых государственных и частных медицинских учреждений страны.
Преимущества поступления в медицинский колледж
Иногда окончание колледжа позволяет ее выпускнику поступить в ВУЗ на бюджет без сдачи экзаменов. Это касается случаев, когда ССУЗ функционирует при университете, а профильные предметы преподают одни и те же педагоги. Некоторые ВУЗы допускают выпускников своих колледжей сразу на второй или третий курс обучения. Все это огромные привилегии, так как поступить на бюджет в медицинский институт после школы на общей основе крайне сложно.
Колледж подходит не только для подростков, которые мечтают в будущем обучаться профессии в ВУЗе бесплатно. Такой вариант считается оптимальным с разных точек зрения. К примеру, в медицинский колледж реально поступить сразу после 9 класса. В этом случае длительность обучения составит всего 4 года.
После окончания данного учебного заведения человек становится дипломированным врачом и имеет право претендовать на вакантные места в больницах, поликлиниках, службе скорой помощи, диагностических центрах и частных клиниках.
Также важно отметить сравнительно скромный вступительный конкурс в медицинские колледжи. По статистике каждый третий абитуриент принимается на бюджетную программу. Для этого достаточно предоставить аттестат и более-менее сдать экзамены.
Выбор медицинской специализации
Современные колледжи предлагают абитуриентам солидный список программ обучения. У каждой из них есть свои преимущества и перспективы. На сегодняшний день в медицинских колледжах можно обучиться таким специализациям, как:
На самом деле направлений для обучения гораздо больше, поэтому важно ответственно отнестись к своему выбору.
Список вступительных экзаменов
Перечень обязательных экзаменов часто варьируется в зависимости от учебного заведения, но в большинстве случаев абитуриенту приходится сдавать биологию и русский язык. Если он собирается поступить на факультет лабораторной диагностики или фармацевтического дела, то профильным будет дополнительно экзамен по химии. В редких случаях требуется сдавать экзамен по алгебре.
Важно знать, что многие медицинские колледжи зачисляют абитуриентов по результатам итоговой аттестации, но это касается только выпускников 9 классов. После 11 класса набор идет на основе баллов по ЕГЭ.
Чтобы повысить шансы на поступление в медицинский колледж, можно воспользоваться одним из трех вариантов:
Специалисты рекомендуют как раз последний вариант. Он является самым эффективным и сравнительно недорогим по стоимости. Курсы организуются колледжами и длятся 6-12 месяцев в зависимости от направления. Благодаря такой подготовке абитуриент получает достаточные знания для успешного поступления в ССУЗ.
Необходимый пакет документов
Немало сложностей у абитуриентов вызывает формирование пакета документов, который нужно предоставить приемной комиссии колледжа. Чтобы обойти подобные проблемы, документы рекомендуется собирать заранее. В перечень обязательных входит:
Все эти документы нужно приложить к заявлению абитуриента.
Факультеты вузов – университетов, академий, институтов
Набор факультетов в государственных и частных университетах России в целом стандартный: в большинстве вузов есть гуманитарные, технические и естественно-научные, на которых можно получить специальности из утвержденного Минобрнауки списка. Какие именно направления представлены в высшем учебном заведении и каким образом в нем готовят специалистов, зависит от профиля университета, академии или института.
Классические университеты
Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным).
Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:
Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:
Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:
На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.
Специальности на факультетах университетов и других вузов – академий и институтов – соответствуют тем, что установлены приказом Минобрнауки № 1061.
Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет), ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Институты
Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:
В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:
Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.
Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.
Как прокачать знания и навыки для медфака
Что сделать сегодня, чтобы поступить в медвуз и облегчить себе студенческую жизнь
Врач — одна из немногих профессий, где от работы специалиста зависит жизнь человека. Именно поэтому на медицинских факультетах так долго учатся и к студентам предъявляют высокие требования. Часто у доктора нет времени загуглить нужные показатели, необходимо знать строение органов и нормы содержания веществ наизусть, чтобы мгновенно принимать решения. Студентам приходится изучать большое количество дисциплин одинаково глубоко, параллельно приобретая практические навыки.
Почему в медвузе сложно учиться
Даже если вы прекрасно подготовились к ЕГЭ по биологии и химии, этих знаний недостаточно для учёбы на первых курсах. Разница между уровнем подготовки школьников и сложностью материала на первых двух курсах превращает жизнь студентов в страдание. Микробиология, с которой в школе знакомятся весьма поверхностно, теперь изучается подробно. Химия подразделяется на физическую и биохимию, где на каждой лекции дают огромный объём материала. Домашние задания задают регулярно: выучить тему, решить задачи, подготовиться к тестам.
Как готовят будущих врачей
Студенты-медики постоянно, особенно на последних трёх курсах, изучают одно и то же, углубляясь в разные темы. Таким образом даже самый ленивый студент к шестому курсу запоминает основную часть материала. Возможно поэтому среди выпускников хорошего меда вряд ли встретишь совсем уж безграмотного доктора. После окончания университета можно пойти работать врачом в поликлинику. Чтобы стать кардиологом или, например, гастроэнтерологом, придётся окончить ординатуру.
В ординатуре будущие врачи специализируются в выбранной области и проходят практику в больницах. Они носят белые халаты и бейджи с надписью «врач-ординатор», а пациенты относятся к ним как к обычным докторам. Сложных пациентов ведут опытные специалисты, а в типичных ситуациях за ординатором закрепляют палату больных. Молодые врачи собирают анамнез и назначают лечение, а наставник контролирует их работу.
Чтобы стать квалифицированным практикующим врачом в России, придётся учиться минимум восемь лет: сначала шесть лет на медицинском факультете, затем два года в ординатуре. Можно было бы сократить период обучения за счёт непрофильных предметов, например правоведения или экономики, но в целом всё оправданно. Для сравнения: в США будущий доктор сначала оканчивает четырёхлетний бакалавриат, потом ещё четыре года учится в медицинской школе и только после этого приступает к специализации и практике под руководством опытных коллег. В зависимости от выбранной специальности американские врачи учатся от десяти до четырнадцати лет.
Пример расписания занятий студентов 2-го курса медуниверситета
Как избежать разочарования на первых курсах
Мои родители — медики, так что я выросла в этой среде и довольно хорошо представляла учёбу в медуниверситете. Многие термины мне были знакомы, и я всегда могла задать вопросы родителям. Для других студентов выбор специальности не всегда бывает осознанным, ведь разница между терапией и педиатрией для выпускника школы не очевидна.
Часто ребята, которым легко даются биология и химия, сдают ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим предметам. Без глубоких знаний математики остаётся поступать только в медицинский. С высокими баллами по профильной математике вариантов больше: например, можно поступить на биологический, химический факультет, а в МФТИ — на «Молекулярные технологии» или «Биомедицинскую инженерию».
Не каждый абитуриент медвуза понимает, на каком факультете он хотел бы учиться. Довольно трудно выбрать между стоматологией, педиатрией и лечебным делом. А ведь ещё существуют факультеты клинической психологии и фармакологии — чтобы сориентироваться и принять оптимальное решение, нужно собрать информацию о каждой специальности.
Чтобы познакомить школьников с медициной и дать представление о врачебных профессиях, я придумала курс «Хочу быть врачом». За 15 занятий ученики 7–9-х классов узнают об основных органах и системах человека с точки зрения медицины. Мы разбираем распространённые заболевания, способы их диагностики и лечения.
Например, я рассказываю, как распознать инфаркт — это важно, потому что помогает спасти жизнь. В результате школьники будут понимать, на чём специализируется хирург, чем интересна стоматология, как работают кардиолог, педиатр и гастроэнтеролог.
Всем, кто хочет самостоятельно разобраться в специфике медицинских профессий, я советую читать статьи о болезнях и врачах в «Википедии». Ещё полезно расспрашивать знакомых медиков об их работе, а студентов медвузов — об учёбе и практике.
Что изучать в средней и старшей школе, чтобы легче пройти первые курсы в меде
Биологию и химию
Я училась в сильной школе, в биолого-химическом классе. Занятия по химии вёл прекрасный учитель, и мне это очень помогло на первом курсе. Многое я знала и понимала, мне не приходилось штудировать учебник. Если бы я глубже знала анатомию, учиться было бы ещё легче, я бы более успешно сдала экзамены. Полезно углубиться в микробиологию, которую очень подробно изучают в университете. Важно узнавать как можно больше материала, который встретится на лекциях.
Современные иностранные языки
Как и большинство взрослых людей, я поздно поняла, как много свободного времени у меня было в 8–10-м классах. Его следовало тратить не на сериалы, а на занятия английским и другими языками. Я владею английским и испанским, но мой уровень мог быть выше. От знания языка зависит участие студента в зарубежных стажировках.
Латынь
Отличный способ помочь себе будущему — заранее освоить латинский язык. Именно поэтому мы придумали курс медицинской латыни. Всего за 13 занятий старшеклассники усвоят необходимый минимум: запомнят основные термины, разберутся с грамматикой, образованием слов и окончаниями.
На первом курсе приходится учить наизусть огромные списки слов к диктантам по латыни. Тот, кто заранее познакомился с этим языком, сэкономит кучу времени и сил.
Мнемонические техники и приёмы конспектирования
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки.
В старших классах я очень любила стихи, и это здорово развило мою память. Способность запоминать большие объёмы информации пригодилась в университете: я учила материал в два раза быстрее одногруппников.
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки. Если у вас сильная моторная и зрительная память, пишите себе шпаргалки по разным предметам. На экзамене вы вспомните, как выглядит термин, записанный вашей рукой. Используйте для запоминания перечней не только известные фразы вроде «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для цветов радуги, но и собственные.
Кислоты в цикле Кребса можно запомнить так: «Целый Ананас И Кусочек Суфле — Сегодня Фактически Мой Обед»: цитрат, цис-аконитат, изоцитрат, альфа-кетоглутарат, сукцинил-CoA, сукцинат, фумарат, малат, оксалоацетат. Придумайте своё мнемоническое правило, возможно, оно получится более удачным. А навык создания подобных правил пригодится, когда готовых решений не будет.
Советы старшеклассникам
Не смотреть сериалы
Смотреть сериалы про врачей — совет неоднозначный. Порой они подогревают интерес и мотивируют узнавать новое. В то же время содержание этих сериалов далеко от реальности. Зарубежные сериалы вообще не соответствуют происходящему в российской медицине. Пожалуй, стоит посмотреть «Доктор Хаус»: там рассказывают о необычных заболеваниях, а главный герой демонстрирует потрясающее клиническое мышление.
Читать книги врачей, о врачах и не только
Когда я была в школьном возрасте, мне было интересно, как развиваются смертельные болезни. Я штудировала «Википедию»: читала про аутоиммунные и хромосомные заболевания. Позднее я прочитала несколько книг, которые меня впечатлили, например, «Когда дыхание растворяется в воздухе» Пола Каланити. Это автобиография нейрохирурга, который умер от рака, но до последнего работал и писал книгу.
Коллега П. Каланити нейрохирург Генри Марш тоже рассуждает о жизни и профессии врача в своей книге «Не навреди». Автор посчитал важным поделиться историей своих сомнений, успехов и ошибок, чтобы молодые специалисты могли их избежать.
Серия книг «Сенсация в медицине» без заумных терминов рассказывает о работе отдельных органов, тканей и систем. Мне особенно понравились «Тук-тук, сердце! Как подружиться с самым неутомимым органом и что будет, если этого не сделать» и «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами».
Если говорить о художественной литературе, то стоит обратить внимание на канадского автора Артура Хейли и его «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз». А ещё я рекомендую прочитать «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза. Эта книга продолжает логику книги «Эгоистичный ген», где автор излагает остроумный взгляд на эволюцию.
Учиться онлайн
Я бы с удовольствием посоветовала разные очные и онлайн-курсы, а также погружения и образовательные лагеря о медицине для школьников, но их, к сожалению, нет. При этом с приходом пандемии основным образовательным каналом для будущих медиков становится онлайн-обучение.
Подписывайтесь на околомедицинских и медицинских блогеров, смотрите интересное на ютьюбе, например про эпидемии чумы или холеры. Это не поможет успешно сдать ЕГЭ, но даст понимание, ради чего врачи проходят свой долгий образовательный путь.