Что такое фаберже у женщин
Ювелир Его Императорского величества: Карл Фаберже, или история ювелирного мастерства
Близится праздник Светлой Пасхи, символом которого являются пасхальные яйца. Сейчас существует множество их вариаций: от простых крашенных до созданных в сложных творческих техниках. Но верхом мастерства и по сей день считаются яйца Фаберже. Так чем же они славятся, и кем был сам Карл Фаберже, имя которого известно каждому?
Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, российский немец по происхождению. Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.
Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Повзрослев, Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана.
Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности и накапливал идеи и изучал работы великих мастеров.
В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы со штатом в 100 рабочих.
В этом же году Карл женился на Огюсте Джулии Джейкобс (Августы Юлии Якобс), которая родила ему четверых сыновей (Евгений, Агафон, Александр, Николай), продолживших династию ювелиров.
Огюста Джулия Джейкобс (Августа Юлия Якобс) и Карл Фаберже
Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с юными талантами. Самородки сразу получали приглашение в Санкт-Петербург. Компания стала расти, увеличивая число специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. Себе он оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи. Если что-то выходило не так, не нравилось хозяину, изделие тут же переделывали.
Следует отметить главный факт, что Карл Фаберже лично не создавал ювелирные изделия, а участвовал в разработке эскиза и руководил производством. Сам Фаберже не относил себя к талантливым ювелирам а, наоборот, был даже убеждён в своей бездарности.
Однажды его спросили, что нужно для того, чтобы научиться ювелирному делу. В ответе присутствовало слово «ремень», о котором он пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Может сложиться мнение, что Карл Фаберже незаслуженно пожинал плоды славы своих ювелирных изделий, но это не так. Только благодаря его чуткому руководству, тонкому вкусу и стремлению к совершенству его фирма вышла на новый уровень.
В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы были оценены очень высоко. И, что очень важно, его работы заинтересовали императора Александра III, и уже через год последовал первый царский заказ, который коренным образом изменил жизнь главы ювелирной фирмы.
Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри — в золотом «желтке» — курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.
Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.
Творения мастерской Карла Фаберже настолько потрясли Александра III, что ему было позволено включить изображение двуглавого орла на своём фирменном знаке и дано звание «Ювелир Его Императорского величества». А Фаберже после этого с полным основанием величал себя «Поставщиком Высочайшего двора».
Знаки качества и отличия фирмы Фаберже
В царской семье появилась новая традиция: каждый год на Пасху изготавливалось по одному яйцу. Продолжая традицию отца, Николай II просил изготавливать по два экземпляра — для своей семьи и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей матери. Похожих яиц не было, каждое напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.
Первоначально эскизы обсуждались с царём, но позднее все шедевры Фаберже готовил самостоятельно. Николаю II нравилось находить неожиданности, что оказывались внутри.
Изготовление яйца было очень затратным по времени, некоторые изделия изготавливались целый год, а некоторые, особо сложные в производстве, — несколько лет. Много искусных мастеров, собранных со всего мира, трудились над каждым изделием, а негласно главным ювелиром фирмы считался Михаил Перхин — самородок, которого Карл привёз из Карелии. До сих пор сохранившиеся экземпляры со знаком «М.П.» особо ценятся среди коллекционеров.
Михаил Евлампиевич Перхин — главный мастер фирмы Фаберже
«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для Феликса Юсупова, герцогини Мальборо, Ротшильдов.
Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже фирма выставляла свои ювелирные изделия вне конкурса, однако получила золотую медаль, снискав признание парижских ювелиров. Кроме того, Петер Карл Фаберже был удостоен самой престижной французской награды — ордена Почетного легиона. Награды получили также двое его сыновей и главный мастер-ювелир фирмы. С коммерческой точки зрения Всемирная выставка прошла очень успешно: фирма Фаберже получила множество заказов и приобрела клиентов по всему мире.
Орден Почетного Легиона
На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи — Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.
Главное здание фирмы Фаберже
Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.
Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное».
Яйцо «Стальное» с миниатюрой на мольберте
После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.
Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.
Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».
Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.
В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.
миллиардер Виктор Феликсович Вексельберг
Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Предлагаем насладиться творениями династии Фаберже, которые поистине уникальны.
Яйцо «Херувим и колесница». 1888
Яйцо «Датские дворцы». 1890
Яйцо «Память Азова». 1891
Яйцо «Алмазная сетка». 1892
«Кавказское яйцо». 1893
Яйцо «Ренессанс». 1894
Синее яйцо — часы со змеей. 1895
Яйцо «Бутон розы». 1895
Яйцо «Портреты Александра III». 1896
Яйцо «Коронационное». 1897
Яйцо «Московский Кремль». 1906
Яйцо «Лавровое дерево». 1911
Как вы относитесь к творчеству Фаберже? И какое изделие вам больше всего нравится?
Как появилось самое дорогое пасхальное яйцо Фаберже, и кто его забытая создательница
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.
Корзиночка сделана из платины и украшена алмазами розового цвета. Подснежники же вырезаны из белого кварца, а их листья – из нефрита и зеленого кварца. Это яйцо обошлось Николаю II в 24 600 рублей.
О знаменитых драгоценных яйцах Фаберже слышали, конечно же, все. Но мастер не создавал их собственноручно. Над этими шедеврами, прославляя тем самым фирму и имя самого Фаберже, трудилось немало волшебников-ювелиров, о которых, к сожалению, известно совсем немного.
Кто же является автором знаменитого «Зимнего яйца»?
Дизайнер Альма Пиль
Родилась Альма в 1888 году в Москве в семье потомственных ювелиров, перебравшихся в Россию из Финляндии. Ее отец руководил московским филиалом мастерских фирмы Фаберже, а дед, ювелир Август-Вильгельм Хольмстрём, владел мастерской в Петербурге. Так что стать ювелиром Альме было предначертано судьбой.
После того, как Альма проработала некоторое время рисовальщицей в ювелирной мастерской своего дяди, Альберта Хольмстрёма, она была принята на работу в фирму Фаберже, в 1909 году. Надо сказать, что это был уникальный случай. Художница-самоучка, Альма Пиль была первой и единственной женщиной-дизайнером, работавшей у Фаберже.
А уже в начале 1910-х годов наступил ее звездный час. Фирма Фаберже получила срочный заказ от известного нефтяного магната Эммануила Нобеля, приходившегося племянником не менее знаменитому Альфреду Нобелю. Нужно было изготовить для подарков сорок брошей, элегантных и, непременно, оригинальных.
Альма разработала необычный «морозный» узор из нетающего снега и льда, редчайший узор, ранее никогда не использовавшийся в ювелирном деле. Это были снежинки из платины, украшенные мерцающими бриллиантами. Каждая брошь имела свой оригинальный рисунок.
С тех пор имя Альмы стало самым тесным образом связано с зимой, со льдом и снежинками. В 1912 году она использовала свой любимый «морозный узор» в виде «инея» из платины с бриллиантами при создании пасхального яйца для Нобеля. В качестве сюрприза в этом «ледяном» яйце были спрятаны часики-кулон.
Еще один шедевр, ставший всемирно известным, Альма создала в 1914 году.
Революция 1917 года оборвала блестящую карьеру Альмы, и имя ее на долгие годы оказалось забытым. В 1921 году вместе с мужем она эмигрировала в Финлядию, где работала учителем рисования.
Вспомнили о знаменитом дизайнере Альме Пиль лишь после смерти, когда были случайно найдены ее альбомы с чудесными эскизами ювелирных изделий.
По следам «Зимнего яйца»
После революции драгоценные изделия императорской семьи были конфискованы большевиками, многое из этого « буржуазного барахла » было распродано. Не миновала эта участь и шедевры Фаберже.
В 1927 году «Зимнее яйцо» вывез из России английский торговец Эммануэль Сноумен (интересно, что его фамилия под стать купленному шедевру – переводится как «снежный человек»). Купил он его за 500 фунтов стерлингов.
В 1949 году владельцем ювелирного шедевра стал Брайен Ледбрук, который в 1975 году умер, а «Зимнее яйцо» таинственным образом исчезло.
Долгие годы о нем не было никаких сведений. Но каким-то счастливым образом яйцо все же нашлось – оказывается, хранилось оно в одном из сейфов Лондонского банка. И случилось это в 1994 году.
Когда осенью этого же года «Зимнее яйцо» было выставлено на торгах аукциона «Кристис», это была настоящая сенсация. Взглянуть на шедевр, долгое время считавшийся утраченным, в Женеву съехались заинтересованные лица со всего мира. Когда сокровище внесли в зал перед началом торгов, все присутствующие в зале люди встали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фаберже для дам: топ-10 женских подарков от великого ювелира
8 марта — прекрасный повод выразить восхищение дорогим женщинам и вспомнить, какие драгоценные подарки им дарили во времена Карла Фаберже. Женская мода допускает использование большого количества украшений, что позволило Карлу Фаберже создать широкую линейку драгоценных аксессуаров для женщин, которые помогали дополнить элегантный образ. Например, продемонстрировать прекрасный вкус можно было с помощью ручки для зонтика, набора аксессуаров, выполненных в оригинальном стиле, или изящных серег с халцедонами.
© Музей Фаберже
Редакция журнала Точка ART представляет ТОП-10 драгоценных предметов для женщин от ювелирной фирмы Фаберже, которые можно увидеть в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
Дамская сумочка
Еще в эпоху Карла Фаберже дамская сумочка играла важную роль в жизни женщины, так как, помимо функциональности, представляет собой основной аксессуар в стиле женщины. Все самое ценное и нужное кладется в нее, поэтому сумочка должна быть стильной и современной, ведь она свидетельствует о вкусе ее владелицы.
Дамская сумочка. Санкт-Петербург, 1898-1908. Фирма К. Фаберже © Музей Фаберже
В Музее Фаберже представлена дамская сумочка из золота «кольчужного» плетения, украшенная гирляндами и сапфирами. Она прекрасно подойдёт для похода в театр или на бал. В ней можно хранить театральный бинокль, портсигар, флакон для духов, несессер, лорнет или помадницу.⠀Все эти необходимые для женщины предметы она также могла приобрести у Карла Фаберже.⠀
Колье-браслет из серии «Морозные узоры»
Одним из лучших и постоянных клиентов Карла Фаберже был Эммануил Нобель, крупный нефтепромышленник и инженер. Он происходил из прославленной шведской династии и был племянником Альфреда Нобеля, изобретателя динамита и основателя Нобелевской премии. Для него художница фирмы Альма Пиль разработала специальный «зимний» дизайн, в котором сочетание горного хрусталя, платины и алмазных «роз» создавало иллюзию сверкающего морозного узора.
Колье-браслет из серии «Морозные узоры». Санкт-Петербург, около 1912 Фирма Карла Фаберже, мастер Альберт Хольмстрём © Музей Фаберже
Ни одно крупное торжество, организованное Нобелем, не обходилось без подарков от Фаберже, которые напоминали о зиме и северном происхождении хозяина. Дамам вручили броши и кулоны в виде сосулек из горного хрусталя, украшенные бриллиантами. Представленное в Музее Фаберже колье-браслет было подарено Нобелем мачехе. Оно было выполнено по случаю 50-летия механических заводов в Санкт-Петербурге.
Настольное украшение «Корзина с ландышами»
В Музее Фаберже хранится миниатюрная корзинка с ландышами. Ее изготовил в 1895–1898 годах главный мастер фирмы Фаберже Михаил Перхин. Прежде она принадлежала принцессе Марине, герцогине Кентской, внучке великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III.
Настольное украшение «Корзина с ландышами». Санкт-Петербург, 1895–1898. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин © Музей Фаберже
Это золотая плетеная корзинка, доверху наполненная мхом из зеленого золота, над которым словно парят жемчужные цветы ландыша на золотых стебельках с нефритовыми листиками. Как и анютины глазки, ландыши имели особый смысл в русской культуре. Они ассоциировались со свадьбой и служили символом супружеского счастья. Также считалось, что появление первых ландышей ранней весной знаменует конец зимы.
Императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, очень любила тонкий аромат этих цветов и заказывала их для своих комнат целыми железнодорожными составами с юга Франции. Другая корзинка с ландышами от Фаберже, похожая на ту, что хранится в музее, была преподнесена императрице во время посещения Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Это был один из самых любимых ею подарков, который всегда стоял у нее на столе в Александровском дворце до самой революции 1917 года.
Лейка миниатюрная
Очарование objets de fantaisie Фаберже в полной мере воплотилось в хранящейся в музее миниатюрной лейке. Она принадлежала Элизе Балетте, знаменитой русской актрисе и любовнице великого князя Алексея Александровича. О злосчастном великом князе, командовавшем русским флотом во время провальной Русско-японской войны, говорили, что он «любил быстрых женщин и медленные корабли».
Лейка миниатюрная. Санкт-Петербург, 1887–1900. Фирма К. Фаберже © Музей Фаберже
Основная часть и носик лейки вырезаны из цельного куска нефрита, а ручка и распылитель сделаны из перфорированного желтого золота. И ручка, и распылитель покрыты ярко-красной эмалью по гильошированному фону и по кругу украшены алмазами «роза». Эта лейка представляет собой безупречно и роскошно исполненный предмет, который можно использовать лишь для одной-единственной цели — для услады взора подруги великого князя, а может быть, еще и для того, чтобы поливать из нее драгоценные цветы, растущие в чарующем мире фантазии Фаберже.
Лорнет⠀
В магазинах Фаберже можно было приобрести практически все, что могло понадобиться светскому человеку для комфортной и красивой жизни. Даже оптические приборы.Лорнет — модный аксессуар XIX столетия. Он представляет собой две линзы в оправе, которые крепятся к рукоятке. Слово «лорнет» произошло от французского «lorgne» (коситься). В Российской империи этот аксессуар получил ещё одно название — «глядельце».⠀
Лорнет. Санкт-Петербург, 1904-1908. Фирма Карла Фаберже, мастер Генрик Вигстрём © Музей Фаберже
Лорнет. Санкт-Петербург, 1904-1908. Фирма Карла Фаберже, мастер Генрик Вигстрём © Музей Фаберже
Подобные предметы были настоящим спасением для представителей высшего света, страдающих близорукостью. Ведь ношение очков в обществе считалось дурным тоном. Совсем другое дело драгоценный лорнет, созданный известным ювелиром.⠀
Лорнет работы Фаберже отсылает к Франции XVIII века: в нем использованы золото, алмазы и овальная пластина с эмалевым изображением листвы цвета сепии. Лорнет оснащен небольшим золотым ушком, которое было необходимо для того, чтобы дама могла носить его на цепочке, например, обвитой вокруг запястья.⠀
Лорнет. Санкт-Петербург, 1904-1908. Фирма Карла Фаберже, мастер Генрик Вигстрём © Музей Фаберже
Портсигар с декором в виде кругов⠀
Особенно современной кажется группа предметов фирмы Фаберже, обычно характеризуемая как образец эстетизма, — аксессуары с декором в виде кругов.
Портсигар с декором в виде кругов. Москва, 1887-1899. Фирма Карла Фаберже © Музей Фаберже
Подвеска в форме щита, ромбовидная брошь и портсигар выполнены с применением белой гильошированной эмали в золотой оправе и украшены завораживающе красивыми кругами различных цветов и диаметров из бриллиантов и гильошированной эмали.⠀
Брошь с декором в виде кругов. Москва, 1887-1899. Фирма Карла Фаберже © Музей Фаберже
Кулон с декором в виде кругов. Москва, 1887-1899. Фирма Карла Фаберже © Музей Фаберже
Пряжки
Пряжки. Санкт-Петербург, Москва, начало ХХ века. Фирма К. Фаберже © Музей Фаберже
Встречаются самые разные цвета эмали — от чёрного до белого, от розовато-лиловатого до травянисто-зелёного.
Пряжки. Санкт-Петербург, Москва, начало ХХ века. Фирма К. Фаберже © Музей Фаберже
Пряжки. Санкт-Петербург, Москва, начало ХХ века. Фирма К. Фаберже © Музей Фаберже
Пряжки. Санкт-Петербург, Москва, начало ХХ века. Фирма К. Фаберже © Музей Фаберже
Эти пряжки, служившие для того, чтобы деликатно подчеркнуть изящество своих владелиц. сами по себе являются предметами замечательной красоты, в которых в полной мере проявились художественный талант и мастерство Фаберже.
Набор пуговиц
Перед нами нежный набор пуговиц, созданный мастером Августом Хольмингом для фирмы Карла Фаберже. Набор выполнен из эмали семужного цвета, украшен драгоценными камнями и помещён в отдельный футляр из дерева.⠀
Набор пуговиц. Санкт-Петербург, 1899-1900. Фирма Карла Фаберже, мастер Август Хольминг © Музей Фаберже
Набор пуговиц. Санкт-Петербург, 1899-1900. Фирма Карла Фаберже, мастер Август Хольминг © Музей Фаберже
Набор пуговиц. Санкт-Петербург, 1899-1900. Фирма Карла Фаберже, мастер Август Хольминг © Музей Фаберже
Ручка зонтика с монограммой императрицы Александры Федоровны
Ручка зонтика вырезана из бовенита. У места крепления она украшена накладной золотой оправой с розовой эмалью по гильошированному фону.
Ручка зонтика с монограммой императрицы Александры Федоровны. Россия, конец XIX — начало XX века © Музей Фаберже
Ручка зонтика с монограммой императрицы Александры Федоровны. Россия, конец XIX — начало XX века © Музей Фаберже
К ювелирному бантику будто подвешен лавровый венок из чеканного золота с медальоном устричной эмали. Внутри медальона алмазами огранки «роза» выложена монограмма Александры Федоровны под императорской короной.
Ручка зонтика с монограммой императрицы Александры Федоровны. Россия, конец XIX — начало XX века © Музей Фаберже
Серьги ⠀
В начале ХХ столетия фирма Фаберже выпускала немало украшений с халцедонами — полупрозрачными камнями «облачных», бледных тонов. В книгах фирмы с эскизами ювелирных изделий эти издавна связанные с религиозным и духовным началом камни названы «мекками»: пророк Мохаммед носил халцедон в своем перстне.⠀
Серьги. Санкт-Петербург, начало XX. Фирма Карла Фаберже, мастер Альберт Хольмстрем © Музей Фаберже
Познакомиться с пасхальной коллекцией Карла Фаберже можно здесь.