Что такое частота движения автобусов
Определение потребного количества автобусов на основном и укороченном маршрутах
ед
, ед.
Qmax – максимальный пассажиропоток на наиболее напряженном участке
Qо.max – максимальный пассажиропоток на основном маршруте, пасс.
Определение интервала движения автобусов
Интервал движения – это промежуток времени, через который автобусы следуют друг за другом.
, ч
Определение частоты движения автобусов
Частота движения – это количество автобусов, проходящих в час в одном направлении.
, авт/ч
авт/ч
Определение производительного пробега автобуса за день.
Определение суточного пробега автобуса
Определение коэффициента использования пробега.
Определение списочного количества автобусов
Определение пассажировместимости списочных автобусов
Расчет маршрута (с экспрессным режимом работы)
Определение времени рейса
ч, где
tко – время простоя на конечной остановке
Определение времени оборота
Скорость сообщения равна технической скорости
Определение эксплуатационной скорости
Vэ= , км/ч
Определение времени на маршруте
, ч
Определение количества рейсов за день
, рейсов
Определение количества оборотов за день
, обротов
Определение фактического времени на маршруте и в наряде
Определение коэффициентов сменности за рейс и за оборот
;
Определение потребного количества автобусов
Ам и Qmax – выбираем по линии максимум.
Определение интервала движения автобусов.
Определение частоты движения автобусов
, авт/ч
Определение производительного пробега автобуса за день
Определение общего пробега автобуса за день
Определение коэффициента использования пробега
Определение списочного количества автобусов, необходимое для осуществления перевозок пассажиров на маршруте
ед, где
αв – коэффициент выпуска
Определение пассажировместимости списочных автобусов
При расчете внегородского маршрута потребное количество автобусов определяется через дневной объем перевозок
ед, где
Qдн.ф. – дневной объем перевозок по данным обследования пассажиропотока, пасс.
Uдн – дневная производительность автобуса, пасс.
Uдн =
Расчет производственной программы
Определение автомобиле-дней в хозяйстве
АДх=Ас×Дк авт-дни, где
Дк- дни календарные, дн
Определение автомобиле-дней в эксплуатации
Определение автомобиле-часов в эксплуатации
Определение количества рейсов и оборотов за год
Zоб год = АДэ×Zоб, рейсов
Определение общего годового пробега
Определение производительного пробега за год
Определение пассажирооборота за год
Определение объема перевозок
Qгод=
Определение выработки на одного пассажироместо
В пассажирах
UАqн= , пасс/пасс.-место
В пассажирометрах
WАqн= , пасс.-км/пасс.-место
Определение выработки на один автодень
В пассажирах
UАДэ= , пасс/а-дн
В пассажирокилометрах
WАДэ= , пасс.-км/а-дн
Определение выработки на один авточас
В пассажирах
UАЧэ= , пасс/а-ч
В пассажирокилометрах
WАЧэ= , пасс.-км/а-ч
Определение выработки на 1 км пробега
WLобщ= , пасс.-км/км
Производственная программа
Организационный раздел
Расчет количества водителей
Анализ действующего расписания
Расписание движения автобусов на маршруте и его оптимизация
Организационная часть
Частота движения
Интервал движения автобусов
Количество автобусов рассчитывается по формуле
Расчет потребного количества автобусов, интервала и частоты движения
Ам= (12)
где, Qmax – максимальная мощность пассажиропотока на наиболее напряженном участке в час пик, чел;
tоб – время оборотного рейса, ч.
Ам= =16 автобусов
Правильно составленное расписание движения автобусов на маршруте является важным условием обеспечения высокого уровня организации перевозок пассажиров, эффективного использования подвижного состава и снижения себестоимости перевозок. Расписание движения автобусов — это важный документ, регламентирующий режим движения автобусов на маршруте, время начала и окончания работы маршрута, интервалы и частоту движения автобуса по часам суток, а также определяющий необходимую форму организации труда водительских бригад.
· количество автобусов, работающих на маршруте 15
· интервал движения автобусов 10 минут
· среднее время нахождения автобуса на линии 11ч 20 минут
· количество выполненных рейсов. 150
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Определение потребного числа автобусов
Методы обследования пассажиропотоков
Основные понятия о пассажиропотоке
Подвижность населения
Основой для разработки мероприятий по совершенствованию процесса транспортного обслуживания населения является информация об особенностях формирования общей и транспортной подвижности населения, о величине и направлениях пассажиропотоков, их изменения в пространстве и времени.
Подвижностью населения называют количество поездок, приходящихся на одного жителя в год:
где: Q – количество перевезенных пассажиров за год
N – численность населения города.
Существуют понятия потенциальной, реализуемой, абсолютной, пешеходной и транспортной подвижности.
При этом под подвижностью понимают число передвижений, которые приходятся на одного человека за определенный промежуток времени (год, сутки, час «пик»). Передвижение людей представляет собой сложное социальное явление, формирующееся под влиянием множества разнообразных факторов. Существенное влияние на передвижение людей оказывают: уровень развития общественного производства, социальная структура общества; уклад жизни; географическая среда и характер расселения; развитие техники; информации и связи; бюджет свободного времени; культурно-бытовые и общественные запросы людей.
Исследования показали, что подвижность населения как количественная мера передвижений зависит: от социально-культурного уровня перемещающихся жителей, от пространственно-временных характеристик, зон их проживания и работы. В каждых конкретно-исторических условиях существуютопределенные факторы, влияющие на формирование показателя подвижности населения, приводящие к его росту или снижению. Это, прежде всего изменение территориальных размеров населенного пункта, колебания доступности сообщений, совершенствование конструкций транспортных средств, изменения стоимости проезда.
В городах поездки населения подразделяются на следующие виды:
— Трудовые поездки, связанные с трудовой деятельностью населения
— Культурно-бытовые поездки, связанные с отдыхом, культурными развлечениями и бытовыми нуждами.
В пригородном сообщении добавляются поездки в загородную зону (на дачи, природу и т.д.)
Междугородние автобусные перевозки призваны обеспечить:
— Потребность городского населения в бытовых поездках на дальние расстояния (переезд на новое место жительство, посещение родных, поездки на ярмарки и т.д.)
— Поездки населения в курортные места
— Поездки служебного характера (командировки)
— Поездки молодежи на соревнования и студентов к местам жительства и учебы в период каникул
Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.
Пассажиропотоки характеризуются:
— Мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно выбрать: трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств.
— Напряженностью по отдельным участкам маршрута или в целом по его длине, а также количеством перевезенных пассажиров по каждому участку маршрута в единицу времени, в прямом и обратном направлениях движения автобусов.
— Объемом перевозок (Q), т.е. количеством перевезенных пассажиров в целом по маршруту или маршрутной сети в единицу времени в прямом и обратном направлениях.
Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.
Рис. Изменение пассажиропотоков
Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов. Эпюры пассажиропотоков на транспортной сети города позволяют подобрать и рассчитать необходимое число транспортных средств по направлению движения.
Колебания пассажиропотоков по времени специфичны для различных видов автобусных перевозок:
— На внутригородских перевозках – пассажиропотоки резко колеблются по часам суток (возрастают в часы поездок населения на работу и с работы и уменьшаются в утренние, дневные и вечерние «не пиковые» часы)
— Для пригородных перевозок – характерны колебания пассажиропоток по дням недели, сезонам года (возрастание объема перевозок в субботние и вечерние дни, в летний период)
— Для междугородных перевозок – наиболее характерно увеличение пассажиропотока в весенне-летний период и спад в осенне-зимний периоды года.
Показателями изменения пассажиропотока являются коэффициенты неравномерности:
— коэффициент неравномерности пассажиропотока по времени:
Где: Q тах – максимальный часовой пассажиропоток (суммарный по направлениям), пасс.
Q ср – среднечасовой пассажиропоток (суммарный по направлениям), пасс.
Для средних городов К в = 1,5 2,0.
— коэффициент неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута:
Где: Q тах – максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка маршрута или группы участков, пасс.
Q ср – средняя напряженность пассажиропотока, пасс.
— коэффициент неравномерности пассажиропотока по направлениям:
К н = Q ср.max : Q ср.min,
Где: Q ср.max – максимальный средний пассажиропоток за час в наиболее загруженном направлении, пасс.
Q ср.min – минимальный средний пассажиропоток в обратном направлении, К н = 1,3 1,6.
Соотношение длины маршрута (L м) и средней дальности поездки пассажира (l ср), определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэффициентом сменности пассажиров, предназначенным для анализа эффективности использования автобусов на маршруте.
Где: lср – средняя дальность поездки пассажира
L м – длина маршрута.
Средняя дальность поездки пассажиров изменяется и зависит от многих факторов:
— Размера и планировки города
— Протяженности и конфигурации автобусной сети
— Распределение маршрутов по сети
— Системы тарифов и др.
Различают среднюю дальность поездки как по видам перевозок (городские, пригородные, междугородные), так и по отдельным маршрутам, она может быть определена путем обработки материалов обследования пассажиропотоков.
Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования.
Методы обследования классифицируются по ряду признаков:
— По длительности охватываемого периода: систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.), разовые (кратковременные).
— По ширине охвата: сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года; выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал.
а) анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет)
б) отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах
в) талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов)
г) табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц)
д) визуальный или глазомерный метод (путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов). Им могут пользоваться водители или кондуктора.
е) силуэтный метод – разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов)
ж) опросный метод – путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров.
Рис. 5 Методы изучения пассажиропотоков
— Методы автоматизированного обследования:
а) неконтактный метод основывается на использовании фотоэлементов, эффективен только при строке раздельном входе-выходе пассажиров
б) контактный метод основан по учету входящих и выходящих пассажиров по их воздействию на контактные ступеньки, связанные с дешифраторами.
Результаты обследования пассажиропотоков используют как для улучшения организации перевозок пассажиров на действующих маршрутах, так и для организации транспортной сети в целом. По материалам обследования можно установить и основные технико-эксплуатационные показатели работы автобусов: объем перевозок, пассажирооборот, среднюю дальность поездки пассажиров, наполнение автобусов и их число на маршруте, время рейса, пробег за время в наряде.
Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниями пассажирских потоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети.
Организация транспортного процесса заключается, в первую очередь, в рациональном назначении числа работающих на маршруте автобусов (А м), их пассажировместимости (qвм), режима и продолжительности работы автобуса на маршруте (Т н).
Количественный состав автомобильного парка определяется исходя из плана перевозок и производительности различных типов автобусов применительно к характеру перевозок как:
Где: Q сут – объем перевезенных пассажиров за день.
Потребное число автобусов при известном пассажиропотоке на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик» может быть определенно по формуле:
А м = (Q max * Т об): q вм, (ед.)
Где: Q тах – максимальная мощность пассажиропотока на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик», пасс.
Т об – время оборотного рейса, час.
q вм – вместимость автобуса, пасс.
Основными характеристиками работы автобусов на маршрутах являются частота (h) и интервал движения ( I ).
Частота движения – это количество автобусов, проходящих через остановку в одном направлении по одному маршруту за один час, и определяется по формуле:
h = А м : Т об, (авт/час)
или Ам = h * Т об, (ед.)
Интервал движения – это время между автобусами, следующими по одному маршруту, в одном направлении, друг за другом и определяется по формуле:
I =( Т об * 60): Ам, (мин.)
Интервал движения зависит от мощности пассажиропотока и вместимости автобуса, представляет собой величину, обратно пропорциональную частоте движения:
На участках с большим количеством маршрутов выявляют максимальную пропускную способность линии, остановочных пунктов и перекрестков, а также соответствующую ей максимальную провозную способность.
Под максимальной пропускной способностью линии понимается наибольшее количество автобусов, которое может быть пропущено в один час в одном направлении по одной ленте движения при соблюдении полной безопасности движения, которая составляет 100-120 авт/час.
Под провозной способностью автобусной линии понимается максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами в течении одного часа в одном направлении (провозная способность одной автобусной линии, в зависимости от вместимости автобуса, находится в пределах 7-21 тыс. пасс/чел).
Наполнение автобуса в часы «пик» определяется количеством мест для сидения и количеством стоящих пассажиров, из расчета 3 человека на 1 м2 свободной площади пола (максимальная допустимая норма 5 человек на 1 м2).
Вопрос 22. Маршруты движения и показатели работы на маршрутах.
Интервалом движения по маршруту называют промежуток времени между прохождением любой точки маршрута двумя ближайшими автомобилями, работающими на этом маршруте и движущимися в одном направлении.
Частота движения автомобилей по маршруту – это число автомобилей, проходящих в одном направлении в единицу времени через любую точку маршрута.
— маятниковые, такие, на которых, подвижной состав проходит все
грузовые пункты при движении по одной дороге в прямом и обратном направлении;
— кольцевые, такие, на которых, подвижной состав проходит все
грузовые пункты, двигаясь в одном направлении, и возвращается в исходный пункт.
Маятниковые маршруты более просты по организации и выполнению, кольцевые же труднее составить, но они дают больше возможностей для повышения эффективности перевозок.
Вместе с тем, по характеру погрузочно-разгрузочных работ маршруты принято называть сборными (по мере движения по маршруту, автомобиль собирает груз на отдельных грузовых пунктах) или развозочными (по мере движения по маршруту, автомобиль сгружает часть груза в отдельных грузовых пунктах).
Основные показатели работы на маршруте следующие:
Длина оборота l , время оборота t
и число ездок за оборот n
.
Среднее время погрузки-разгрузки tп-р и среднее время одной ездки t
.
Число оборотов за время в наряде n.
Количество грузов перевозимых за оборот Q и выполненная работа за оборот P
.
Среднесуточный пробег l .
Количество автомобилей, работающих на маршруте A .
Интервал движения на маршруте I и частота движения на маршруте A
.
В таблице 1 приведены основные расчетные формулы для маршрутов различного вида.
ТЭП | Маятниковые маршруты | Кольцевые маршруты | ||
с обратным холостым пробегом | с обратным част. груж. пробегом | с обратным груженым пробегом | кольцевой | сборочно-развозочный |
t0 | | | | |
n0 | ||||
nе | к | к | ||
Q0 | gн × gс | | | SQС + S QР |
b0 | 0,5 | | | |
схема |
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 1307 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ