Что такое частные технологии социальной работы
Общие и частные технологии социальной работы
Технология – это конкретная последовательность действий в конкретном социальном случае от начального до завершающего этапа работы.
К общим технологиям относятся:
3. Социальная терапия (вмешательств) составление и реализация плана терапевтических действий;
К специальным технологиям, применяемы в отдельных направлениях социальной работы относятся:
Индивидуальная социальная работа
Групповая социальная работа
К частным технологиям относятся технологии:
1. социальо-профилактическая работа (социально-профилактическая работа по месту жительства, социальная работа в производственных коллективах)
2. социальная реабилитация и адаптация
3. работа с детьми и подростками
4. работа с пожилыми и инвалидами
5. работа с лицами с девиантным поведением
6. работа безработными, безнадзорными, беженцами, мигрантами
Этапы аналитической части:
— анализ социального фона;
— постановка социального диагноза.
1. Опрос – всегда скрытый и по большей части устный.
2. Обследование социально-бытовых условий и социального статуса объекта. Это открытое действие, поэтому оно совершается не лично специалистом, а комиссией в составе психолога, юриста, социального работника из соответствующей социальной службы, врача-терапевта, при необходимости – психиатра. Используют формуляры – акты обследования
3. Наблюдение поведенческих особенностей, их регистрация по компонентам
социального поведения и возрастным типам; социальных ролей и характера их исполнения. Желательно скрытое наблюдение с регистрацией информации по памяти и использованием предварительно заготовленных формуляров.
Составление эпикриза (клинической картины социального отклонения),- описание состояния объектов социальной работы, их социальных взаимодействий и социального поведения в настоящее время. При индивидуальной работе эпикриз дополняется психосоциальной характеристикой индивида.
Аналитическая часть работы завершается постановкой социального диагноза, для чего используется анамнез, эпикриз и анализ социального фона.
Классификация социальных диагнозов:
1. Дефициты (недостатки):
– личностный или личностно-социальный;
2. Деформации (искажения) – патологии личности. Распространённые патологии:
— перенос мотива на цель при затруднениях осуществления целей и задач, связанных с мотивированным поведением; варианты – «театр одного актёра», «театр для себя», «зомби»;
— нарциссизм, эгоистическое поведение, связанное с нарушением формирования альтруистического комплекса;
– психические заболевания (эпилепсия, шизофрения) и психические расстройства.
Среди деформаций социальных групп выделяют
— деформации межличностных взаимодействий внутри группы;
– деформации взаимодействий группы с другими социальными системами.
– между социальными претензиями объекта и реальной социальной ролью;
– между ожиданиями объекта и других людей или социальных групп;
– неопределённость или противоречивость социальных ролей.
Расхождения связаны с наличием конфликтной ситуации, скрытыми и открытыми конфликтами.
Внедрение – это процесс перевода отношения клиента или социальной группы, которой от «чужой» к «свой», но при этом отношение к специалисту, как к «своему» не должно быть его идентификацией как члена данной социальной группы.
Необходимо использовать данные аналитической части,- нормы и правила социального окружения клиента или социальной группы как объекта,- и исходить из них.
Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия (прямые мероприятия), в том числе и с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист (непрямые мероприятия).
Типовая программа действий:
1. Выбор терапевтической тактики.
2. Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и
посредников, действующих в интересах специалиста.
3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.
4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действий).
5. На каждом подэтапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.
Вмешательство представляет собой реализацию плана действий,- прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия – организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.
Основные методологические подходы при вмешательстве
1. Бихевиористкий подход
2. Кризисный подход (разновидность бихевиористкого подхода)
4. Лечение обстановкой
5. Рационально-эмоциональная работа
6. Развитие навыков общения (игротерапия, драмотерапия, моделирование ситуаций, совместная режисусра в группе)
7. Когнитивная терапия
8. Терапия верой (веротерапия)
1. Индивидуальная социальная работа.
2. Групповая работа
— Т-группы (восстановительная группа, обучающая группа, группа по выработке навыков общения, группа обучения принятию решения)
— Естественные социальные группы (ассоциативные группы, группы с созидательными целями и задачами)
Методы работы с созидательными группами
1. Экологический подход (метод навыка, метод жизненной модели, метод семейного центра)
2. Семейная терапия – разрешение конфликтов
3. Проблемно-ориентированный подход как средство помощи семьям
4. Терапия с использованием лидерства
5. Терапия с использованием взаимопомощи в группах
6. Развитие трудовых навыков в группе
3. Макросоциальная работа (самоуправление и планирование территориальных сообществ)
1. Организация социальных групп
— Планирование социальной работы на основе сбора информации, её оценки.
Навыки и умения специалиста в данной области
— Экспертная оценка социальных программ
— Организационная деятельность в территориальном сообществе
3. Социальное планирование и организация местных сельскохозяйственных общин
— содействие социополитическим процессам в проблемной группе
— содействие решению технических задач
4. Развитие самоуправления и планирования муниципальных образований
— работа с муниципальным советом и его органами
— социальное развитие муниципального образования
5. Социальная работа в городских микрорайонах
— организация социального обслуживания
— структурирование, развитие и планирование сообщества
— обеспечение технической экспертизы и консультаций.
1.Что такое технологии социальной работы?
Это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь, поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.Что за 2 точки зрения на технологию социальной работы?
Технологию социальной работы можно рассмотреть с двух точек зрения (аспектов):
в широком плане – это система теоретических знаний и практики (для воздействия на объекты соц. работы, это подход для управленческих органов, социальной политики федерального и регионального уровня) – их можно отнести к функциональным или общим технологиям.
как сумма частных технологий (для конкретного объекта социальной работы). Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ непосредственным организаторам соц. работы для работы по месту жительства или работы.
И так, в структурном отношении технология социальной работы – это совокупность общих (функциональных) и частных технологий.
3.Какие технологические процедуры включает система общих технологий?
Общие технологии более универсальны. Они возможны для повторения (воспроизводства). Система общих технологий соц. работы включает в себя следующие технологические процедуры:
социальную коррекцию и терапию,
социальную экспертизу и прогнозирование,
социальное посредничество и консультирование,
социальное обеспечение и страхование,
социальную опеку и попечительство,
общественную некоммерческую благотворительную деятельность.
4. Какие 3 основных этапа проходит технология решения социальных проблем?
Вообще любая технология решения социальных проблем проходит 3 основных этапа:
теоретический этап – формулирование цели, определение предмета, выделение структурных элементов, причинно-следственных связей и отношений.
Методический этап – выбор источников путей и способов сбора информации.
Процедурный этап – решение задач, связанных с практикой социального работника.
Специалисты в области технологии соц. работы главным в подготовке профессионала считают не только его индивидуальное мастерство, искусство, интуицию и личное обаяние, а и теоретическую и практическую подготовку. Ведь основная часть деятельности социального работника – это технологическая деятельность с операциями, процедурами, показателями, которые могут воспроизводиться и повторяться в новых условиях.
Какие технологические процедуры включает система частных технологий?
И так частные технологии соц. работы это определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Их можно разбить на:
технологии социальной работы (ТСР) в сфере занятости населения, с безработными;
ТСР с лицами девиантного поведения;
ТСР с лицами, страдающими психическими расстройствами и склонными к суициду;
ТСР с семьями, нуждающимися в социальной помощи;
ТСР с инвалидами, гражданами пожилого возраста;
ТСР с детьми, подростками, молодежью с трудной судьбой;
ТСР с малообеспеченными, бездомными и т.д.
Возможно ли воспроизводство (повторение) технологий?
При реализации социальных технологий может изменяться объект воздействия – отсюда необходимость поиска или разработки новых технологий.
Важно понять, что в общественных отношениях стереотипность (повторение) в социальных технологиях возможна только на организационном уровне, то есть среди общих технологий, а в частных технологиях, в конкретных условиях не всегда возможна, а иногда и вредна.(как пример: технология социальной работы с детьми – инвалидами в семьях – для одних психотерапия, другим необходима медико-социальная реабилитация, третьим только материальная помощь).
(в книге Г.Ф. Нестеровой и И.В. Астэр «Технология и методики социальной работы» даны технологии практической деятельности специалиста, и хотя работа с каждым новым клиентом это творчески воспроизведенная технология – но канва, основа уже есть)
технологии социальной работы отражают практические точки зрения, определяют эффективность деятельности социальных служб и профессиональных кадров и их усвоение – это условие и основа профессиональной подготовки специалистов.
Курс «технология социальной работы» дает знания о содержании и конкретных формах, методах и приемах социальной работы при оказании социальных услуг и социальной помощи гражданам оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
Социальные технологии – способы качественного преобразования и регулирования социальных процессов и отношений, а также сама деятельность в данном направлении, позволяющая решить социальную проблему.
Так, взяв за основу (один из параметров) сферу применениясоциальной технологии, можно выделить:
Технологии социальной работы – одна из отраслей социальных технологий, направленных на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, особенно социально уязвимых. Это идеальная модель решения, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, психолого-педагогических и правовых механизмах.
Если говорить о социальной работе в широком смысле слова, то ее технологии направлены на социальную защиту всех слоев населения,на создание таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Данные технологии –стратегической направленности.
Для успешного осуществления социальной работы необходимо сочетать упреждающие технологии стратегического характера с технологиями тактической направленности.
Например, для ослабления такой социальной патологии, как социальное сиротство, недостаточно реализовать частные технологии оказания конкретной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; важно разработать и осуществить технологии, направленные на снятие причин, ведущих к социальному сиротству (на уровне властных структур, взаимодействия всех общественных институтов).
1.Универсальными, «сквозными» (базовыми, общими) можно назвать технологии, которые могут применяться в социальной работе с любым клиентом, семьей, группой, категорией, общностью:
· технология социальной реабилитации;
· технология социального консультирования;
· технология социальной профилактики;
· технология социальной адаптации;
· технология социального обслуживания;
· технология социальной диагностики;
· технология опеки и попечительства;
2.Следующая группа технологий социальной работы – конкретные (частные) технологии взаимодействия с определенной категорией клиентов (с пожилыми людьми, инвалидами, семьями, несовершеннолетними и т.д.). В этой достаточно обширной группе можно выделить подгруппы. Например, конкретная технология работы с семьей может включать в себя технологию работы с неблагополучной семьей или технологию работы с молодой семьей и т.д.
Содержание блоков технологии социальной работы
1. Диагностический блок – выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, сбор и изучение информации о клиенте (ах), о динамике социальных процессов, из анализ, постановка социального диагноза, в котором уточняется степень «социальной недостаточности» клиента (ов), определяется уровень нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, помощи, социальном обслуживании, формулируется социальная проблема.
2. Целевой блок – постановка цели (ей) взаимодействия с клиентом или решения социальной проблемы в соответствии с социальным диагнозом, прогнозирование изменений, результата. Формулировка задач деятельности, их ранжирование, форм, методов, способов социальной работы, которые приведут к достижению цели, получению ожидаемых результатов.
3. Блок управления технологическим процессом – разработка плана, алгоритма действий по решению проблем клиента, социальной проблемы (возможно, в форме проекта), определение видов и сроков контроля за деятельностью сотрудников, продумывание вариантов в случае корректировки алгоритма, возможных рисков, корректировка деятельности, мотивации коллектива (специалиста), назначение координатора или координирующего органа, формирование межведомственных и междисциплинарных групп, комиссий, мобильных команд, разработка и заключение необходимых договоров и соглашений, проведение информационных и рекламных кампаний и т.д.).
4. Функциональный блок – осуществление конкретных действий по решению проблем(ы) клиента, социальной проблемы в соответствии с разработанным алгоритмом, планом, программой.
5. Блок обратной связи – предполагает наличие возможности показать результат, промежуточный или итоговый (например, это может быть контрольный патронаж, экспертная оценка работы, текущие диагностические тесты, анализ, отзывы клиента (ов), конференции, круглые столы и т.д.).
6. Обеспечивающий блок. Наличие данного блока – непременное условие как разработки, так и функционирования технологии социальной работы. Он включает в себя следующие обязательные элементы:
· методическое обеспечение: методическая литература, рекомендации, диагностические методики, тесты, опросники, анкеты, формы учетно-отчетной документации, образцы разработанных технологий социальной работы, методик социологических исследований и т.д.;
· кадровое обеспечение: наличие профессионально подготовленных специалистов, имеющих возможность комплексно подойти к решению социальных проблем клиента (ов), возможность привлечения к совместной работе специалистов других ведомств, социальных институтов;
· информационное обеспечение: владение информацией о социальной ситуации, возможность запроса и получения полной и объективной информации, необходимой для постановки социального диагноза (например, из правоохранительных или административных органов, учреждений здравоохранения и т.п.), для планирования и выполнения работы; возможность информировать сообщество об аспектах социальной работы, социальных проблемах и способах их решения через СМИ.
· материально-техническое обеспечение: наличие необходимых оснащенных помещений, оборудования, транспорта, компьютерных программ, множительной техники, доступа к компьютерной сети и т.д.;
· нормативно-правовое обеспечение: наличие нормативов, стандартов, документации, правил, инструкций, положений, законодательных актов, регламентирующей деятельность специалистов, социальных структур.
Особенности технологий социальной работы:
Технологии социальной работы носят интегративный, взаимопроникающий характер. Так, технология социальной диагностики на разных уровнях присутствует во всех взаимодействиях социального работника и клиента, семьи, группы, т.е. во всех технологиях. Например, социальное проектирование возможно использовать как часть технологии социальной реабилитации или социальной профилактики.
Технологии социальной работы являются междисциплинарными, поскольку вся социальная работа ориентирована на решение комплекса проблем клиента, семьи, группы клиентов и осуществляется с помощью разных специалистов: психологов, юристов, медицинских работников, социологов, педагогов.
В технологии социальной работы, как никакой другой социальной технологии, большое значение имеет личностный, человеческий фактор. Социальный работник должен осознавать, что он работает с «объектом», наделенном собственной волей и разумом, поступки и чувства которого сложно просчитать, на которые порой трудно воздействовать.
Социальному работнику необходимо владеть этим сложнейшим механизмом воздействия на людей для того, чтобы преобразовывать их поведение, социальные связи, самооценку или структуру личности.
Технологии социальной работы существуют не обособленно, а как часть деятельности конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста, поэтому их необходимо адаптировать и корректировать в соответствии с существующими потребностями, возможностями, дополнять и разрабатывать собственные.
5. Технологии социальной работы должны быть тесно увязаны с планами, программами экономического и социального развития территорий, регионов. В этом случае реальным становится результативное и оперативное и скоординированное взаимодействие общественных, административных и ведомственных структур, четкое распределение функций, возложение ответственности.
Технологии социальной работы не могут существовать в «чистом» виде, т.е. быть изолированными; их реализация в практической деятельности чаще всего возможна в связи с технологиями смежных наук и областей (технологии медицинские, психологические, правовые, технологии осуществления связей с общественностью, технологии менеджмента и т.д.).
В общем виде структура технологии социальной работы представляет несколько этапов:
На этом этапе осуществляется операция выявления, оценка проблемы, выяснение факторов, обусловивших ее возникновение.
Это этап формулировки первичной целевой установки деятельности социальных работников, которая позволяет определиться с выбором средств и способов ее достижения. В целевой установке – только замысел и намерения.
Сбор дополнительной информации, постановка социального диагноза.
Социальный диагноз позволяет уточнить или конкретизировать цель, разработать систему оценки эффективности, план или программу действий.
5. Функциональный этап.
Предполагает последовательную реализацию намеченных мер социального воздействия.
6.Этап анализа и контроля.
Этот этап прежде всего необходим для того, чтобы совершенствовать как технологию, так и саму деятельность. Вид и форма анализа, контроля зависят от поставленной цели: либо это подведение итогов, либо получение обратной связи, либо оценка факторов, способствовавших позитивному разрешению социальных проблем, либо, напротив, выявление причин, препятствующих решению задач, и поиск решений по их устранению, либо анализ с точки зрения эффективности, например, организации работы механизма межведомственного взаимодействия и т.д.
Оценка эффективности технологии социальной работы. Применительно к социальной работе оценка эффективности той или иной технологии может осуществляться различными методами. Общепринятым является метод сравнения (параметрический – сравниваются ключевые параметры), например, каким было состояние клиента, семьи, социальной проблемы до воздействия на них и каким стало после. В данном случае критерием оценки станет разница между этими параметрами. Ясно сформулированная цель технологии будет содействовать четкому определению ожидаемых результатов и измерению того, какова степень достижения поставленной цели, насколько совпадают (не совпадают) ожидаемые результаты.
Если цель технологии, например, патронажа семьи – выведение ее из трудной жизненной ситуации, а в ожидаемых результатах – повышение материального уровня семьи, улучшение внутрисемейных отношений, то этот результат можно измерить как качественными, так и количественными критериями.
Другим важным критерием оценки эффективности технологии можно считать степень удовлетворенности членов семьи качеством, например, социальных услуг, которые ей были оказаны в рамках определенной технологии, то есть своевременностью, полнотой, результативностью услуги.
При оценке эффективности технологии важно учитывать ее затратность. Во-первых, затраты должны быть адекватны результату деятельности. Во-вторых, затраты необходимо соотносить с соответствующими показателями, обозначенными в нормативах или достигнутыми ранее: улучшились или ухудшились, возросли или уменьшились; сохранились в прежних объемах.
Достаточно важно при оценке эффективности технологии соотнести примененные в ней методы социальной работы с результатами их применения.
110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие (21 стр.)
Ряд исследователей классифицируют социальные технологии по степени их практической включенности в организационный процесс технологической разработки и социального воздействия. Так, А. И. Пригожин среди социальных технологий называет: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, т. е. полученные в реальной общественной среде.
59. Что является главным компонентом технологизации?
Главным компонентом технологизации обеспечения социального функционирования общества являются социономические технологии. Они призваны повысить эффективность социальной работы, которая являет собой деятельность не только по оказанию социальной помощи нуждающимся с целью восстановления, сохранения или улучшения их способности к социальному функционированию, но и по обеспечению социальных прав граждан, регулированию отношений человека в коллективе, с государственными структурами, по разрешению социальных конфликтов. Такое расширенное понимание социальной работы вполне соответствует ее сущностному содержанию. В хронографе «300 лет. История российских социальных служб» (2001), подготовленном при участии ведущих российских специалистов в области теории и практики социальной работы, названы следующие три основных компонента смыслового содержания социальной работы: целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от федерального до муниципального – с целью обеспечения здоровой социальной среды жизнедеятельности человека, создание системы поддержки людей; инициирование потенциала самопомощи человеку (семье), оказавшемуся в трудной жизненной ситуации; оказание социальной помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, социального патронажа и использования других видов социальных услуг.
Следует также отметить, что расширенное толкование функциональных особенностей социальной работы получило распространение не только в отечественной, но и в зарубежной специальной литературе. Содействие установлению определенного баланса интересов между людьми, особенно гражданами, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, с одной стороны, и обществом в лице государственных и общественных структур, с другой стороны, становится важнейшей задачей социономической деятельности. В условиях нашей страны крайне необходимо, чтобы такой баланс интересов, такое взаимодействие обеспечивали потребности как индивида, так и общества в целом. Этому в значительной мере должны служить различные технологии социальной работы.
60. В чем заключается различие функциональных и частных технологий?
В структурном отношении технология социальной работы являет собой совокупность общих или функциональных и частных технологий. Функциональные технологии имеют более универсальный характер. Они применимы в работе не только с одной конкретной категорией лиц, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, а с несколькими. Система функциональных технологий социальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические процедуры: социальную диагностику; профилактику; адаптацию; реабилитацию; коррекцию и терапию; экспертизу, прогнозирование, моделирование; посредничество и консультирование; обеспечение и страхование; опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность.
Частные технологии социальной работы в своей основе составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Массив частных технологий образуют следующие процедуры: технологии социальной работы в сфере занятости населения, с безработными гражданами; с лицами девиантного поведения; с лицами, страдающими психическими расстройствами и склонными к суициду; с семьями, нуждающимися в социальной помощи; феминологические технологии социальной работы; технологии социальной работы с инвалидами, гражданами пожилого возраста; с детьми, подростками и молодежью, оказавшимися в сложной жизненной ситуации; с малообеспеченными слоями населения; технологии социальной работы в решении национально-этнических проблем; технологии работы с бездомными; с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами; технологии социальной работы в армии и пенитенциарных учреждениях; на производстве, по месту жительства и др.
61. Каковы социальные технологии в теории и практике социальной работы?
Как уже отмечалось, наряду с технологиями социальной работы в систему социальных технологий входят следующие: политические, информационного и правового обеспечения функционирования общества, экономического функционирования и духовно-культурного развития. Политические технологии призваны обеспечивать процессы административно-властного и самоуправленческого регулирования общественной жизни. К их числу можно отнести: технологии законодательного обеспечения жизнедеятельности общества; судебного обеспечения политического функционирования государства; функционирования исполнительных органов власти; деятельности органов местного самоуправления; функционирования общественных (политических) организаций и движений.
Массив технологий информационного обеспечения функционирования общества включает в себя прежде всего технологии печатных и электронных СМИ, а также компьютерного производства, хранения и распространения информации. К числу этого вида социальных технологий относят и технологии фотоинформационного обеспечения социальных процессов, рекламные, дизайна и моды.
Технологии экономического функционирования общества и развития собственности можно структурировать на макро– и микроэкономические. К первым относят технологии обеспечения гарантий собственности и соблюдения обязательств в экономических отношениях, антимонопольные, фискальной и кредитно-денежной политики. Они осуществляются на правительственном уровне. Микроэкономические же технологии действуют на уровне предприятий. К их числу относят технологии производственной, ценовой, сбытовой и финансовой политики предприятий.
С политическими, экономическими и другими видами социальных технологий тесно взаимодействуют технологии правового обеспечения функционирования общества. К ним можно отнести технологии регулирования норм конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного, уголовного права и др.
62. В чем выражается так называемая «деятельностная составляющая» социальной работы?
Определяющей же сферой социальной работы является ее деятельная составляющая. Именно в социальной работе как профессиональной деятельности технологии выступают концентрированно, в форме систематизированных знаний, умений и навыков, обобщающих опыт практической работы. В зависимости от того, будем ли мы рассматривать социальную работу в расширенном или в узкопрофессиональном ее понимании, может применяться тот или иной набор технологий. В первом случае технологии социальной работы нацелены на большинство российского общества, включая нарождающийся средний класс, на широкий спектр социальной сферы, на создание условий, позволяющих повысить жизненный уровень народа, уменьшить количество людей, нуждающихся в социальной помощи.
Это направление носит стратегический характер. Во втором случае речь идет о технологиях социальной работы с нуждающимися слоями населения. Это технологии тактического характера, которые в настоящее время являются определяющими в российской системе социальной работы. Из-за сложностей в экономике у нашего государства пока не хватает средств для должного обеспечения функционирования стратегических, упреждающих технологий социальной работы. Государственная власть в социальной сфере вынуждена пока все еще выступать преимущественно в роли пожарного, помогая лишь крайне нуждающимся. Выражением этой ориентации в системе социальной работы является концепция адресной социальной помощи. Думается, что для успешного осуществления социальной работы необходимо сочетать упреждающие технологии стратегического характера с технологиями тактической направленности. Например, для ослабления проблемы детской безнадзорности и беспризорности недостаточно выработать и реализовать частные технологии оказания конкретной помощи безнадзорным и бездомным детям. Важно разработать и осуществить технологии, направленные на снятие причин, ведущих к безднадзорности, на профилактику беспризорности.
63. В чем выражается социальная работа? Как совокупная социальная технология?
Технология социальной работы – это совокупность взаимосвязанных процедур и способов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия. При узкопрофессиональной направленности социальной работы ее технология являет собой совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект, позволяющих более эффективно и своевременно оказывать помощь нуждающимся категориям населения при возможном повторении этой процедуры воздействия.
Технология социальной работы как учебная дисциплина общеобразовательного цикла основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 350500 «Социальная работа» условно включает в себя два основных раздела: функциональные (общие) и частные технологии социальной работы. Тем и другим технологиям присущи определенные методы, способы реализации, поэтому предметную основу изучения этого курса составляет совокупность функциональных и частных технологий с их основными методами.